Сообщение на тему синонимы антонимы омонимы 4 класс

Обновлено: 16.05.2024

Если слова пишутся и произносятся одинаково , но имеют совершенно разные лексические значения , то такие слова называются омонимами .

Тренировочное упражнение. Назовите омонимы и определите их значение. 1.Сшито из байки; конец веселой байки 2.Деревянные балки; лесные балки 3.Пушистая норка; глубокая норка 4.Красивая строчка на блузке; стихотворная строчка

Проверь себя Байка - мягкая ворсистая хлопчатобумажная ткань; выдумка . Балка - часть сооружения, машины, станка, опорный брус; лощина, ложбина,иногда большой протяженности. Норка - хищный пушной зверек семейства куньих с густой блестящей шерстью, а также его мех; жилище животного. Строчка - сплошной шов на поверхности материала; ряд слов, букв, иных знаков.

Синонимы – слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые по значению.

Ходит осень, бродит осень. Ветер с клёна листья сбросил. Под ногами коврик новый Жёлто – розовый – кленовый.

Если слова обозначают одно и тоже , но могут отличаться оттенками лексического значения, то они называются СИНОНИМАМИ.

Тренировочное упражнение. Выберите из данных слов синонимы и запишите отдельно каждую группу Мчаться, тревожный , бросать, пища, нестись, кидать, еда, огромный , беспокойный, бежать, швырять, громадный.

Проверь себя. Бежать, мчаться, нестись . Еда, пища. Кидать, бросать, швырять . Огромный, громадный. Беспокойный, тревожный.

Антонимы – слова, противоположные по лексическому значению : правда – ложь, вверх – вниз.

Если слова имеют противоположные значения , то такие слова называются антонимами.

Тренировочное упражнение. Подберите антонимы к словам: Сильный , пришёл, трудный, звонкий , добро.

Проверь себя. Слабый, ушёл, лёгкий, глухой, зло.

Запомни! Если слова по своим значениям Одинаковы или близки, но различны по звучанию Различаются, но по звучанию одинаковы Противоположны синонимы омонимы антонимы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический материал для знакомства с понятиями:синонимы,омонимы, антонимы

В занимательной форме учащиеся лучше воспринимают материал. Данный материал можно использовать на уроке при работе со словом.

Урок разработан в соответствии требований стандартов второго поколения. Содержит исследовательско- поисковую деятельность учащихся, игровые творческие задания, разноуровневый подход к выполнению.


Русский язык "Слова антонимы, синонимы, омонимы"

Объяснение слов антонимы, синонимы,омонимы с иллюстрациями.


Проект по русскому языку "Синонимы и антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов"

Проект урокам по русскому языку для 2 класса.


Контрольная работа по теме: " Лексическое значение слова. Синонимы, Антонимы, Омонимы.Фразеологизмы." Русский язык 4 класс.УМК " Перспектива".

Открытый урок по русскому языку по теме " Антонимы.Синонимы.Омонимы." 4 класс (02.10.2020г.)


Самостоятельная работа. Синонимы, омонимы, антонимы. 1 класс, УМК "Перспектива"

Самостоятельная работа. Синонимы, омонимы, антонимы. 1 класс, УМК "Перспектива".

ВложениеРазмер
urok_gubenko.docx 113.12 КБ
kartochki_k_uroku.docx 103.1 КБ
urok.pptx 1.25 МБ

Предварительный просмотр:

(УМК «Школа России)

Тип: повторение изученного материала

Цель: формирование умения опознавать синонимы, антонимы, омонимы.

Предметные результаты усвоения урока:

- пользоваться словарём; видеть в тексте синонимы и антонимы, омонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам, составлять предложения с омонимыми.

Метапредметные результаты усвоения урока:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- пользоваться словарями; строить рассуждения.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Личностные результаты усвоения урока:

- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; интерес к изучению языка;

Ресурсы урока: карточки с заданиями, ноутбуки.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Людмила Владимировна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я.

- Проверьте, что рабочее место в порядке.

-Нашу встречу хочу начать со стихотворения

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

- О каком времени года идёт речь?

- Какой вы представили осень?

Обратите внимание на нашу картину, на ней тоже изображена осень. Сейчас она незакончена, и от вашей работы будет зависеть, как она преобразится в конце урока.

У Вас на партах лежат жетоны (грибы, листья, лучики) за каждый правильный ответ вы будете брать жетон, они нам помогут в конце урока.

Если вопросов нет, тогда начинаем наш урок.

II. Самоопределение к деятельности

- Послушайте отрывок из стихотворения И. Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению.

СЛ №2 Зябнет осинка

Др о жит на в е тру

Стынет на солнышке

Мерзнет в ж а ру .

-Вставьте пропущенную букву, в том месте, где светится огонёк . (проверка)

-Какую орфограмму отрабатывали?

(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет)

- Кто вспомнит, как в русском языке называются слова, близкие по значению? (Синонимы) (Карточку переворачивать на доске)

- К какой части речи они относятся? ( Глагол)

-Молодцы. Отгадайте загадку

СЛ №3 Далеко мой сту к

Слышится вокру г .

Червякам я вра г ,

А деревьям дру г .

-Вставьте пропущенную букву, в том месте, где светится огонёк . (проверка)

-Какую орфограмму отрабатывали?

(Это дятел. Враг – друг)

Назовите слова, противоположные по значению?

- Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы) (Карточку переворачивать на доске)

- Какой частью речи являются эти слова? (Имя существительное)

- Верно. Отгадайте следующую загадку?

СЛ №4 Из меня берут порою

Реки свой исток.

А в руках твоих открою я любой замок . (Ключ)

- Какую особенность слова ключ раскрывает загадка? (Оно имеет два значения)

- Есть ли между этими значениями что–то общее? (Нет)

- Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения? (Омонимы) (Карточку переворачивать на доске)

- Давайте вместе прочитаем тему урока . (Синонимы. Антонимы. Омонимы) (Карточки открыты на доске).

- Какие задачи поставим на урок?

СЛ №5 1.Повторить понятия синонимы, антонимы, омонимы.

2. Научиться распознавать их в речи

3. Учиться подбирать к словам синонимы, антонимы.) (задачи открываются на доке) Прочитать.

III. Работа по теме урока

- Ребята, чтобы решить их предлагаю поработать в ППС и выполнить задание на карточке №1

- Прочитайте цель: отработать умения находить синонимы.

-Прочитайте задание: 1. Определить синонимический ряд (знаком +);

  1. Хмурая, дождливая, пасмурная
  2. Ранняя, короткая, тёплая
  3. Длинная, поздняя, золотая
  4. Красивая, очаровательная, великолепная
  5. Грустная, печальная, тоскливая.

- Если задание понятно, желаю успехов при выполнении. Работаем ручкой.

- Прочитайте, какие ряды вы отметили. Какой частью речи являются слова? (прилагательными) Докажите.

- Какое время года описывают прилагательные?

- Ребята, а можно осень назвать щедрой? Почему? Давайте мы к этому слову найдём синонимы.

- Откуда мы можем взять эти слова? (сами подобрать или из словаря.)

-Каким словарём воспользуемся? (синонимов)

- Воспользуемся электронным словарём. (показываю, как пользоваться)

- Слово печатаем в начальной форме – м.р.

-Прочитайте про себя слова. Какие слова для вас оказались новыми?

Вывод: Какое умение отрабатывали?

- Какую роль играют синонимы в нашей речи? ( можно избежать повторения одного и того же слова, сделать речь точной, выразительной)

Работа в группах:

- Ребята, а теперь поработаем в группах и выполнить задание на карточке №2

Прочитайте цель: закрепить умение находить антонимы в тексте. С каким понятием будем работать?

-Прочитайте задание: Найдите антонимы в тексте, подчеркните их, обозначьте орфограмму в этих словах , устно подберите проверочные слова.

Стройный в сентябре лес, в нём рядом весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка . Тёплое солнце и холодный ветер. Увядание и рассвет. Песни и тишина. Грустно и радостно .

При выполнении задания не забывайте про правила работы в группах. (проверка: каждая группа зачитывает пару и называет орфограмму-проверочное слово.)

Для чего мы выполняли эту работу?

Ребята, сделайте вывод: Какой частью речи могут быть выражены синонимы и антонимы? (разными) .

- Хорошо, давайте немного отдохнём, все встанем.

Только в лес мы все зашли,(шагаем)

Руки вверх – хлопок одной

Руки вниз – хлопок другой.

Дальше по лесу шагаем,(шагаем)

И медведя мы встречаем.

Руки за голову кладем

И вразвалочку идем.

Вдруг мы видим у куста

Птенчик выпал из гнезда.

Тихо птенчика берем(присаживаемся)

И назад в гнездо кладем.

Зайчик быстро скачет в поле,

Очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке,

V. Отдохнули? Тогда продолжаем работать.

-Вспомните, над какой темой работаем на уроке. Возьмите карточку №3.Работу с это карточкой выполнять будете индивидуально.

Прочитайте. Цель: проверить умение составлять предложения с омонимами.

Задание: 1.Определите, в каких значениях употреблены слова.

2.Запишите предложение с другим значением слова.

Вывод: - сделайте вывод: Как определить значение омонимов? (по смыслу в предложении).

-Хотите узнать что-то новое?

-Обратите внимание на слово, прочитайте его.

-Какую гласную нужно вставить?

Возникла проблема, давайте попробуем её решить.

Достаточно ли знать проверочное слово. (нет)

Что ещё нужно знать? Открываю картинки. (в каком значении употребляется)

Сделайте вывод: от чего зависит, какую гласную будем писать? (от значения в предложении).

Открываю картинки и читаю стихотворение

Барсик с дерева слезал

Очень сильно кот устал

Мимо кухни пробегал

Сметану в миске всю слизал.

-Такие слова называют омофонами. Давайте вместе проговорим это слово ОМОФОНЫ.

СЛ №7 Это слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение.

- Ребята, проделана большая работа и чтобы проверить, умеете ли вы различать, находить синонимы, антонимы, омонимы предлагаю выполнить тест.

Тест выполнять будем на компьютере.

А. Благодаря мне можно избежать повторения одного и того же слова, сделать речь точной, выразительной

1. словарь антонимов

2. словарь синонимов

3. словарь омонимов

4. орфографический словарь

Б. Словарь, который поможет подобрать противоположное слово

В. Как называются выделенные слова? сверкнула молния – застегнул молнию.

Г. Укажи лишнее слово в ряду синонимов

Д. Подбери антоним к слову “говорить”

- Покажите зеленый сигнал, если при выполнении теста вы не допустили ни одной ошибки.

- Покажите желтый сигнал, если вы допустили 1 – 2 ошибки. ( Ошибки проработать, если допустили ошибки.) записать количество детей по каждому цвету.

- Вам необходимо еще поработать над этой темой.

Рефлексия. Подведение итога.

- Над какой темой сегодня работали на уроке?

- Какое умение отрабатывали?

СЛ №8 Все ли задачи решили?

В начале урока мы говорили о том, что от работы на уроке будет зависеть, как преобразится картина осени. Предлагаю украсить нашу картину, используя набранные жетоны в виде лучиков солнца, листочков, грибов.

Синонимы — слова одной части речи, совпадающие в основном значении и сохраняющие различия только в оттенках смысла, экспрессии, стилевой принадлежности.

Синонимы могут быть лексическими (дом, здание; обязанность, долг, повинность), словообразовательными (придуманный, выдуманный) и синтаксическими (соломенная шляпа, шляпа из соломы).

Лексическими называются синонимы, отличающиеся друг от друга или оттенками смысла, или сферой употребления, или экспрессивно-эмоциональной окраской (базар, рынок; быстрый, скорый, поспешный, торопливый, стремительный, борзый, проворный, молниеносный; будущий, грядущий, наступающий, предстоящий, следующий).

Каждое из слов-синонимов имеет свой оттенок значения. Поэтому не всегда можно легко заменить одно слово другим.

Синонимы могут быть абсолютными (осьминог — спрут, лингвистика— языкознание, доказательство — аргумент), но чаще всего слова в синонимическом ряду отличаются:

  • оттенками лексического значения (давний, старый, бывший, древний, старинный);
  • стилевой принадлежностью (смеяться, хохотать, хихикать, скалить зубы).

Многозначные слова могут входить в несколько синонимических рядов. Например, слово тихий входит в состав 4-х синонимических рядов:

  • (звук, голос) негромкий, слабый, приглушённый, еле слышный;
  • (человек) нешумный, послушный, кроткий, спокойный, молчаливый, по­корный;
  • (сон) спокойный, беззаботный, мирный, сладкий, лёгкий;
  • (ход, походка) бесшумный, медленный, неторопливый, неслышный.

Члены разных синонимических рядов нередко синонимичны между собой. В состав синонимических рядов могут входить также фразеологизмы: очаровывать, околдовывать, пленять, покорять 0 сводить с ума; приукрашивать, лакировать 0 изображать в розовом свете; страстно, пламенно, жгуче 0 всем сердцем, всей душой, всеми фибрами души.

Антонимы

Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Антонимы могут быть однокорневыми (вход — выход, большой — небольшой, сжать — разжать) и разнокорневыми (атака — оборона, твёрдый — мягкий, терять — находить).

Антонимы широко используются в произведениях художественной литературы, а также в устном народном творчестве для выражения многообразных оттенков и противоположности, создания необходимой смысловой полноты и выразительности.

Омонимы

Омонимы — слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению:

Свет 1 — 1. Лучистая энергия, воспринимаемая глазом, делающая окружающий мир видимым. Солнечный свет. 2. Тот или иной источник освещения. Принести свет. Подойти к свету. 3. Рассвет, восход солнца. Ни свет ни заря (очень рано). Чуть свет (едва начало рассветать). Ласковое обращение (устар.) Свет ты мой ясный!

Свет 2 — 1. Земля, мир, вселенная, а также люди, населяющие землю. Путешествие вокруг света. Произвести на свет (родить). Свет не без добрых людей. 2. Круг лиц, принадлежащих к привилегированным классам. Высший свет. Выез­жать в свет. Вращаться в свете.

Свет 1 и Свет 2 совпадают в звучании и написании и относятся к одной части речи, но никакой смысловой общности не имеют. Эти слова — лексические омонимы. Кроме того, каждое из слов имеет несколько значений.

Существует несколько разновидностей омонимов.

Виды омонимов:

  1. Морфологические омонимы, или омоформы — слова, совпадающие по звуча­нию, но обладающие разными лексическими и грамматическими значениями. Например: три (количественное числительное в форме И. п.) — три (глагол тереть в форме повел, накл.), знать (существительное ж. р., в форме И. п.) — знать (глагол в неопр. форме).
  2. Фонетические омонимы, или омофоны — слова или формы слов с разны­ми значениями, имеющие одинаковое звучание, но различное написание. Например: костный — косный; лиса — леса; пруд — прут, кампания — компания .
  3. Графические омонимы, или омографы — слова или формы слов с разными значениями, отличающиеся друг от друга по звучанию только местом ударе­ния. Например: зАмок — замОк; бОльшим — большИм; крУжки — кружкИ; бЕлки — белкИ; пАрить — парИть.

Наряду с многозначностью слов в художественной литературе может использоваться явление омонимии как яркое средство для создания различного рода каламбуров, словесной игры.

Таблица. «Синонимы, антонимы, омонимы«

Синонимы, антонимы, омонимы

Вы смотрели конспект урока «Синонимы, антонимы, омонимы«. Следующая тема: Паронимы

Синонимы – это слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу одинаковы или очень близки:


Антонимы – это слова, противоположные по смыслу:

храбрый — трусливый,

крошечный — огромный.


Омонимы – это слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют совершенно разные лексические значения.


Внимание!

Каждый омоним представлен отдельной словарной статьёй, где даётся толкование лексического значения слова.

Справа от заглавного слова стоят цифры, которые указывают на то, что это омонимы: лайка 1 , лайка 2 .


Обратите внимание! Синонимы, антонимы и омонимы -это слова чаще всего одной и той же части речи.

Читайте также: