Сообщение на тему семья как малая социальная группа

Обновлено: 02.07.2024

Семья — это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

Функции семьи:

  • репродуктивная биологическое продолжение рода;
  • воспитательная формирование нравственных качеств личности;
  • социально-статусная – передача социального статуса, положения в обществе
  • хозяйственно-экономическая– ведение домашнего хозяйства, поддержка и опека нетрудоспособных членов семьи;
  • духовно-эмоциональная эмоциональное развитие личности, духовное взаимообогащение, любовь, поддержка;
  • сексуальная удовлетворение сексуальных потребностей;
  • досуговая– организация нормального досуга, взаимообогащение интересов;
  • социализирующая– формирование человека как личности подготовка младшего поколения к жизни в обществе;
  • функциясоциального контроля — ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ори­ентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.

Фазы жизненного цикла семьи:

  • вступление в брак, образование семьи;
  • рождение первого ребёнка, начало деторождения;
  • рождение второго ребёнка, окончание деторождения;
  • вступление в брак и отделение от семьи последнего ребёнка;
  • смерть одного из супругов, прекращение существования семьи.

Типы семей по семейным обязанностям и лидерству.

  • традиционная (патриархальная) – главенствующее положение у мужа, он же ответственен з материальное состояние семьи; жена занимается домашним хозяйство и воспитанием детей
  • партнёрская (демократическая, коллективистская) – совместное выполнение домашних обязанностей, нет лидерства по половому признаку.

Психологический климат в семье.

Психологический климат в семье – это качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих совместной продуктивной деятельности, всестороннему развитию личностей в семье.

Типы психологического климата.

Благоприятный:
  • тёплый и приятный климат (атмосфера);
  • в семье царят любовь, доверие друг к другу, почитание старших, взаимное уважение, готовность понять друг друга, помочь;
  • отношения заботы, внимания, сотрудничества в семье.
Неблагоприятный:
  • тяжёлый, неприятный климат;
  • отношения неуважения, безразличия между членами семьи;
  • напряжённость отношений, ссоры, конфликты, дефицит положительных эмоций.

Стили семейных взаимоотношений.

  • Авторитарный – преобладание диктата взрослых, чёрствость, жестокость, агрессивность по отношению друг к другу, нежелание прислушиваться к мнению детей.
  • Попустительский – отсутствие устойчивых, а иногда вообще каких-либо отношений, отстранённость, отчуждение, безразличие дуг к другу.
  • Демократический— преобладание подлинного равноправия, тепло, взаимоподдержка, прислушивание к мнению членов семьи, богатство чувств, сотрудничество.

Нравственные требования к членам семьи.

Семейный долг – превращение нравственных требований в семейных отношениях в личные правила каждого члена семьи.

Долг родителей перед обществом – забота о детях, создание необходимы условий для их развития.

Долг родителей пред своими детьми: забота о детях, их здоровье, физическом, нравственном и духовном развитии, обучении, материальном обеспечении, защита детей во вех учреждениях.

Долг детей, особенно взрослых – заботиться о своих родителях, семье, её благополучии, быте, эмоциональной атмосфере.

Поколение.

Смена поколений:

  • независящий от людей объективный фактор развития, приход на мену одного поколения другого.
  • процесс, обеспечивающий преемственность в развитии человеческого рода , то есть наследование детьми культуры, созданной предшествующими поколениями

Людей одного поколения сближает время их рождения, становления, реализации; они переживали одни и те же исторические события, а также действуют в одних социальных условиях.

Основные причины увеличения разрыва между поколениями:

  • быстрое благодаря техническому прогрессу обновление социальной среды обитания человека: большая часть новых средств связи, транспорта, получения и переработки информации, предметов домашнего обихода и многого другого появилась только в последние десятилетия.
  • возрастание социальной мобильности всех видов, многие молодые стремятся и часто имеют возможность переместиться в иное социальное окружение, чем то, которое было у их родителей.
  • общественная жизнь становится более сложной и разнообразной, возрастает возможность выбора в различных сферах: образовательной, профессиональной, досуговой.

Преемственность поколений , восприятие молодыми всего ценного, накопленного предшественниками, являются необходимым условием развития общества.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

Типы семей по количеству членов:

  • нуклеарные(родители и дети)
  • расширенные (супружеская пара, дети, родители кого-либо из супругов, другие родственники и пр.)
  • неполная семья – состоит из детей и только одного родителя или из брачной пары без детей
  • полная – есть оба родителей

По количеству детей:

  • бездетные семьи;
  • однодетные семьи;
  • малодетные семьи – количество детей недостаточно для обеспечения естественного прироста, не более 2 детей;
  • среднедетные семьи – достаточное количество для прироста и возникновения динамики, 3-4 ребенка;
  • многодетные семьи – намного больше, чем требуется для обеспечения естественного прироста, 5 и более детей.

Виды приемных семей

  • Усыновление– прием ребенка в семью на правах родного по крови. В этом случае ребенок делается полноценным членом семьи со всеми правами и обязанностями.
  • Опека– прием ребенка в семью с целью воспитания и образования, а также для защиты его интересов. Ребенок сохраняет свою фамилию, его кровные родители не получают освобождение от обязанностей по его содержанию. Опекунство устанавливается для детей до 14 лет, а с 14 до 18 лет оформляется попечительство.
  • Патронат– воспитание ребенка в профессионально замещающей семье на основе трехстороннего договора между органами опеки, патронатной семьей и учреждением для детей-сирот.

Приемная семья – воспитание ребенка на дому у опекуна на основании договора, который определяет срок передачи ребенка в семью.

Семья – малая социальная группа, социальная ячейка общества, основана на супружеских отношениях и родственных связях (между братьями и сестрами, мужем и женой, детьми и родителями).

Семья возникла в конце первобытнообщинного строя сначала в виде полигамии (от греч. многобрачие, групповой брак), а позже в виде моногамии (от греч. единобрачие, супружеские пары). В первобытном обществе семья могла принимать форму матриархата (от греч. власть матери), характеризующегося главенством матери – основательницы рода в управлении родовой общиной, регулировании отношений, ведении хозяйства. Другим видом первобытной семьи был патриархат (от греч. власть отца), характеризующийся главенством отца-прародителя в хозяйственной (охота, рыболовство) и социальной жизни общины (управление делами, выполнение религиозных обрядов).

Функции семьи:

• воспроизводственная (репродукция) – биологическое воспроизводство, рождение детей;

• культурная (духовная) – передача от старших поколений к младшим культурных традиций, духовных ценностей, нравственно-эстетическое развитие детей;

• воспитательная – воспитание поколений, обеспечение преемственности, обучение элементарным навыкам и умениям, необходимым для жизни в обществе, оказание влияния на нравственное и физическое развитие детей;

• хозяйственно-бытовая – организация личного быта, труд в домашнем и подсобном хозяйстве;

• экономическая – совместное формирование, ведение и расходование семейного бюджета;

• духовного общения – общение членов семьи между собой;

• эмоционально-позитивная – взаимная поддержка, одобрение действий и мнений;

• досуговая – совместное проведение свободного времени, совместная деятельность, занятия спортом;

• социально-статусная – предоставление члену семьи определенного социального статуса, принадлежности к социальной группе.

Фазы жизненного цикла семьи:

• вступление в брак, образование семьи;

• деторождение, рождение первого ребенка;

• прекращение существования семьи по причинам смерти одного из супругов или развода.

3.3. Молодежь как социальная группа

3.3. Молодежь как социальная группа Молодежь – 1) социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 14 до 30 лет), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств; 2) наиболее

34. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ

ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ - см. СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА ГРУППОВОЙ

СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА - любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями. В каждой С.Г. воплощаются некоторые специфические взаимосвязи индивидов между собой и обществом в целом в рамках

Эволюционное развитие института семьи и брака выражено в изменении уровня значимости выполняемых ими функций, которые реализовывались на разных исторических этапах.

Брачный союз, который ранее выступал в качестве формы экономического альянса, а настоящее время трансформируется в форму нравственно-правового союза между мужчиной и женщиной, а основе которого находится любовь и личный выбор. Значимость семей, как формы малых групп, в которых люди могут получить необходимые паттерны убежища, защиты и поддержки увеличивается.

Семья как форма малых групп

Анализ семьи, как формы малых групп выключает в себя пристальное внимание следующим факторам:

  1. особенностям выстраивания ее структуры и специфике межличностной связи внутри нее (цели создания, состав, уровень доверия, ролевые отношения, распределение полномочий);
  2. особенностям взаимодействия семьи с расширенными формами социальных образований в контексте социальных общественных структур (с различными группами и общностями, с ценностными системами и социальными институтами).

Социологический анализ семейных групп в первую очередь включает в себя внутренние характеристики: структуру и ролевое распределение коммуникации в семье. За счет их реального соотношения, в их развитии образуется своеобразная микросреда, способствующая личностному развитию и самореализации.

Группировка параметров в данной микросреде может быть реализована в следующих категориях:

  1. предметно-материальная, которую связывают с особенностями семейной жизнедеятельности, совместно с жилищными условиями и наличием вещей.
  2. поло-демографическая, фиксирующая гендерное разделение и возрастные (поколенческие) показатели в семейной группе.
  3. психоэмоциональная, отражающая уровень доверительности и открытости у членов группы по отношению друг к другу, совместно с готовностью к оказанию взаимной поддержки.
  4. социальное окружение, характеризующее наличие родственных связей, дружеских связей, совместно с недругами и недоброжелателями, в отношении которых формируются и развиваются взаимоотношения определенного характера.
  5. культура, которая предполагает отражение уровня образования, вкусов и предпочтений духовной среды, совместно с характером потребляемой информации и прочего.

Семья как форма малых групп

Принято выделять несколько подходов к структурированию семей в качестве малых групп:

Рисунок: структура семьи как малой группы

В качестве самого распространенного критерия структуризации выступают показатели детности – отражение численности детей (как своих, так и приемных).

Принято выделять следующие типы семей:

  1. многодетная (четыре ребенка и более).
  2. среднедетная (наличие двух-трех детей).
  3. однодетная.
  4. бездетная.

Как было отмечено, в качестве доминирующих тенденций в индустриально развитых странах выступает возрастание количества бездетных и однодетных семей (при вступлении в брак, супругами зачастую принимается решение не заводить детей сразу, отдавая предпочтение получению образования, построения карьеры и прочих паттернов).

Возрастные критерии отражают показатели распределения власти у супругов. В данном отношении принято выделять следующие типы внутрисемейных отношений:

Показатель ролевого распределения. Согласно опыту развития отношений в семье и браке большинства стран индустриального типа, выявлено, что с увеличением показателей демократичности в отношениях между членами нуклеарных семей, представленный паттерн занимает лидирующую позицию. Представленный факт широко освещен теорией разделения супружеских ролей.

Автором Толкоттом Парсонсом была выдвинута идея о том, что переход к современным семейным формам, распределение семейных обязанностей заменяется их обобщением. Вместе с тем, также, как и все функционалисты, его интерпретация полученной новой ситуации выражалась в следующем: семейные интересы, как целостная группа, способствуют целесообразности распределения между супругами тех функций, которые предопределяются различиями в биологическом строении разных полов.

Типы разделения супружеских ролей

Функционализм утверждает мысль роста равноправия мужчин и женщин, которое уже выходит за публично-правовые рамки и общественные отношения в сеть целостного внутрисемейного уклада. В контексте представленных паттернов, принято выделять несколько типов супружеской роли, среди которых: тип сегрегации (от латинского segregatio – отделение), совместный тип и симметричный тип.

Так, например, мужчинам нравится отдых в окружении своих друзей, проводить время за рыбалкой, охотой, выпивкой и прочем. В то же время, женщинам нравится заниматься преимущественно домашними делами, проводить время с матерями, а все контакты преимущественно завязаны на родительской семье.

В первом случае, например, если речь идет о финансах, традиционно вопросы решает единолично мужчина, в то время как воспитание детей, ремонт в квартире, либо крупные покупки – это совместная область, где вопросы решаются вместе с женой.

Совместный тип, в свою очередь, связывают с созданием полноценного семейного равноправия, при котором у супругов есть общие цели и интересы, данная модель подразумевает перераспределение внутрисемейных ролей на том основании, что как муж, так и жена работают не дома.

При этом, в свободное время они уделяют внимание друг-другу, решения, касающиеся всех членов семьи, в таких семьях принимаются совместно. Число домашних обязанностей мужа при этом значительно расширяется и также затрагивает сферу детского воспитания.

Значимым паттерном в перераспределении семейных ролей выступает уравновешивание социальной позиции мужчины и женщины. В результате повышения образовательного уровня, а также профессиональных компетенций, удельный вес женщины в условиях принятия решений значительно возрастает.

Данный паттерн особенно актуален для семей средних классов, в которых вследствие отдаления от родителей ориентация происходит на другие стандарты культуры, в которых предполагается наличие эгалитарности в отношениях людей, состоящий в браке.Также это может быть связано с наличием у женщины успешной профессиональной карьеры, в то время как муж может не иметь работы.

Исследователями семейных укладов неоднократно отмечается факт того, что в совместном типе разделения супружеских обязанностей присутствует переходность к новым формам организации семейного быта, при постепенном уходе от старых укладов. В данном случае, при уменьшении и упразднении мужской диктатуры в доме, происходит увеличение нагрузки на женщин за счет ее занятости как на работе, так и дома.

Сохранившееся как данность в различных вариациях условие разделения в семейных ролях выступает в качестве основания для выделения в контексте феминистических мыслей того паттерна, согласно которому женщина активно эксплуатируется мужчиной, в ситуации, когда феномен нуклеарных семей отражает акт закрепления социальных форм неравенства для женского положения в обществе.

При симметричном типе разделения супружеских ролей, происходит еще большая закрытость семьи от внешнего воздействия, совместно с наличием формирования в семье собственных укладов. Характеристика представленного типа может выражаться в следующих факторах:

В настоящее время муж наравне с женой разделяет домашние обязанности и связанную с ней ответственность. Данный факт законодательно отражается во многих индустриальных развитых странах, в которых государство, предоставляя оплачиваемые отпуска по уходу за детьми, предоставляет выбор для его реализации для каждого из родителей.

Отношения, которые возникают у членов семьи касательно того, какие модели ролевого поведения от них будут ожидать, совместно с практическим следованием этим ролевым обязанностям, могут быть описаны в двух формах:

  1. Форма ролевого согласия, возникающая в ситуации взаимодополнения и совместного исполнения принятых на себя в добровольном порядке ролей, и, вследствие взаимного согласия касательно данных требований, которые предъявляются как общественностью, так и супругом.
  2. Ролевой конфликт, который имеет три вида выражения:

Конфликт ролевого образа. Один, либо несколько членов семьи имеет не верные представления о своих обязанностях, которые необходимо реализовывать в семейной жизни, совместно с зоной ответственности; также происходит формирование неадекватного образа необходимых поведенческих паттернов, которые накладываются на деятельность всей семьи.

Результаты данного положения отражаются в несовпадении представлений о ролях, вследствие чего могут возникать конфликты.

Межролевой конфликт. Семейные противоречия порождаются формами ожиданий, в свою очередь обусловленные необходимостью в одновременном сочетании определенного количества противоречащих друг-другу ролей (например, сложные семьи, в которых родители одновременно реализуют детские роли в отношении старших поколений).

Внутриролевой конфликт. Для реализации одинаковой роли выдвигаются различные, противоречащие друг другу требования. Данная ситуация характерна для женщин, от которых ожидают сочетания занятости в общественных формах производства, совместно с традиционными ролями по обеспечению и ведению домашнего хозяйства.

Вместе с тем, ролевые конфликты представляют собой выражение обобщенных семейных конфликтов, возникающих вследствие формулирования семейных форм руководства, постановкой задач и целей для каждого из этапов семейной жизни, совместно с выстраиванием системы семейных ценностей, а также ее сопоставление с индивидуальными ценностными системами каждого из членов семьи.

Конфликты представленного типа воспринимаются и переживаются семье в качестве столкновения интересов, потребностей и целей.

Семьей называют малую группу, основанную на кровном родстве или на браке, члены которой связаны общностью быта и взаимоответственностью.

Семья - 3 поколения

Понимание малой группы

Малой группой именуется малочисленная по составу группа людей, которые находятся в устойчивом личном контакте, формирующем групповые ценности и определенные нормы поведения, и объединены общими целями

К основным признакам малой группы относятся:

  • личный контакт;
  • общие нормы и ценности;
  • общие цели и общая деятельность,
  • эмоциональный климат;
  • ролевая иерархия;
  • сплоченность;
  • некоторая независимость от членов других групп;
  • собственные способы и формы управления внутри группы;
  • определенные принципы приема в члены группы;
  • контроль поведения.

Поэтому многие исследователи, особенно, психологи-практики, придерживаются понимания семьи именно как малой группы, хотя есть и противники данного определения.

Особенности семьи как малой социальной группы

Характерными особенностями семьи, в отличие от других социальных групп, являются следующие черты:

  • внутренний рост за счет выполнения репродуктивной функции;
  • закрытость в плане присоединения посторонних взрослых людей;
  • контроль государства (бракосочетание, рождение, смерть подлежат регистрации);
  • долговременность и определенный жизненный цикл (брак – рождение детей и их воспитание – женитьбы детей и уход из родительского дома – смерть одного из супругов);
  • разные обязанности членов одной группы (папа зарабатывает, мама хранит домашний очаг и занимается детьми, дети ходят в сад или учатся в школе);
  • формирование особенных для своей семьи ценностей и правил;
  • эмоциональные взаимоотношения (нежность, забота, любовь).

Функции семьи

Функции семьи

Функции семьи как малой группы выражают ее жизнедеятельность и определяют последствия для общества в целом:

  1. Репродуктивная. Важнейшая функция, основанная на продолжении рода.
  2. Воспитательно-образовательная. В семье происходит становление и формирование личности ребенка.
  3. Хозяйственно-экономическая. Ведение общего бюджета и финансовое обеспечение, распределение обязанностей между членами группы, забота о престарелых или немощных родственниках.
  4. Духовная. Воспитание нравственных, культурных, духовных ценностей у детей и подростков. Это достигается следующими способами: чтение детской литературы. посещение кукольных театров и драмтеатров, и т.д.
  5. Эмоциональная. Поддержка, защита, утешение со стороны остальных членов семьи, доверие и забота.
  6. Досуговая. Совместный отдых: семейные вечера, путешествия, походы в культурные заведения.
  7. Социально-статусная. Передача потомству национальности, статуса, принадлежности.

Классификация семьи как малой группы

Семьи бывают разными, и по составу, и по количеству детей, и по характеру распределения обязанностей, и даже по половой принадлежности супругов. Но в нашей стране традиционным видом отношений является союз между одним мужчиной и одной женщиной, поэтому другие формы, например, однополые браки, многомужество и многоженство мы рассматривать не будем, так как подобные отношения на территории России запрещены.

По количеству детей:

  • бездетные;
  • однодетные;
  • малодетные – 1-2 ребенка;
  • многодетные – детей трое и более.

По составу членов семьи

  • полные – присутствуют оба родителя;
  • неполные – у ребенка есть только мама, или только папа.

Традиционная семья

По стилю семейных отношений

  • попустительский – отчужденность и безразличие между членами семьи;
  • авторитарный – диктат, жестокость, агрессия, черствость.
  • демократический – равноправие, сотрудничество.

По проживанию

  • расширенные – на одной территории живет несколько поколений, например, бабушка, мама с папой и ребенок;
  • нуклеарные – супруги живут отдельно и воспитывают несовершеннолетних детей.

По семейным обязанностям и лидерству:

  • патриархальная, где глава семьи – мужчина, который является добытчиком, принимает важные для семьи решения, улаживает споры; женщина занимается только домом и детьми.
  • коллективистская, где супруги умеют договариваться, идти на компромисс, совместно решают проблемы, разделяют финансовые и домашние обязанности.
  • переходный тип, где отношения не патриархальные, но еще и не коллективистские, например, мужчина и женщина работают наравне, но домашние обязанности лежат только на плечах женщины.

Семейный долг

Члены семьи не должны забывать об определенных нравственных требованиях, которые называются семейным долгом. Каждый должен принять эти требования за личные правила и именно на них основываться при выстраивании семейных отношений.

Семья

Так, долг родителей перед обществом – заботиться о ребенке, создать достойные условия для жизни. Долг родителей перед собственными детьми – заботиться, правильно воспитывать, развивать, обучать, обеспечивать необходимым. Долг взрослых детей перед родителями – заботиться о здоровье, благополучии, помогать материально и физически, поддерживать в трудных ситуациях.

Отношения между поколениями

Поколение – это определенный интервал между средним возрастом детей и родителей, который в среднем составляет 20-30 лет.

Сам факт такого большого промежутка времени определяет различия в понимании детьми и родителями одних и тех же жизненных вещей. К примеру, деньги для взрослых являются результатом тяжелого труда, а для детей – как само собой разумеющееся. При совершении определенных поступков взрослые ориентируются на социальные нормы, а дети – на личные чувства и желания.

Основная функция межпоколенных и внутрипоколенных отношений – сохранение и укрепление родословной ценности как особого свойства семейной группы. В связи с этим существует классификация, включающая 4 вида:

  • принятие друг друга разными поколениями;
  • сохранение семейной памяти;
  • напряженные отношения;
  • полное отчуждение разных поколений.

Благодаря межпоколенной связи осуществляется передача и принятие опыта предков их потомками. Бабушки и дедушки передают традиции, опыт, приобщают к истории. Забота о пожилых формирует у детей такие эмоции как сочувствие, сопереживание, помощь.

Читайте также: