Сообщение о специальной дисциплине

Обновлено: 02.05.2024

Специальная дисциплина Специальная дисциплина-дисциплина только для членов определённой организации.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Специальная дисциплина" в других словарях:

Дисциплина — (лат. disciplina) общественная, определённый порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой либо организации. Д. является необходимым условием нормального существования общества;… … Большая советская энциклопедия

НАУКОВЕДЕНИЕ — – специальная дисциплина, изучающая общие закономерности развития и функционирования науки, сложилась к 60 м годам XX века.Науковедческие исследования связаны: 1) с разработкой теоретических основ политического и государственного… … Философия науки и техники: тематический словарь

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГИГИЕНА — (правильнее гигиена труда), профилактическая дисциплина, изучающая под углом зрения воздействия на здоровье работающих и на работоспособность трудовые и производственные процессы и применяемые при этом орудия, сырье. вырабатываемый продукт,… … Большая медицинская энциклопедия

Палеография — (от Палео. и. графия (См. . графия)) специальная историко филологическая дисциплина, изучающая историю письма (См. Письмо), закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения,… … Большая советская энциклопедия

ТАЗ — ТАЗ. Содержание: I. Анатомия таза . 267 II. Патоотогия таза. 278 III. Женский таз . 293 IV. Клиника узкого таза. 306 I. Анатомия таза. Таз (pelvis), часть скелета, образующая т. н … Большая медицинская энциклопедия

Источниковедение — комплексная историческая специальная дисциплина, наука об исторических источниках, теория и практика их выявления, изучения и использования (см. Источники исторические). Частными по отношению к И. являются: И. письменных источников,… … Большая советская энциклопедия

философия истории — философская дисциплина, предметом которой является истолкование смысла истории, исследование её закономерностей и структур, а также возможностей и границ исторического познания. Возникла в новое время (термин ввёл Вольтер, как специальная… … Энциклопедический словарь

ПОЭТИКА — (греч. poiētikē téchnē — творческое искусство), наука о системе средств выражения в литературных произведениях, одна из старейших дисциплин литературоведения. В расширенном смысле слова П. совпадает с теорией литературы, в суженном — с … Литературный энциклопедический словарь


Статья раскрывает основные характеристики специальных дисциплин технических специальностей, их роль в профессиональном образовании. Освещены требования работодателей к подготовке специалистов, также определено, на развитие каких способностей направленно преподавание дисциплин спецкурса.

Ключевые слова:среднее профессиональное образование (СПО), специальные дисциплины, педагогические технологии.

Постоянно совершенствующаяся система образования, научно-технический и социально-экономический прогресс являются важнейшими закономерностями современного общества. На данном этапе основная задача системы образования — подготовка высококвалифицированных специалистов, с учетом накопленного мирового опыта, умеющих адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям развития личности, требованиям к профессиональной компетенции.

Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. [1]

Для подготовки специалистов высокого уровня, необходимо обеспечить преподавание специальных дисциплин совместно с организацией практической деятельности, что, в свою очередь, является определяющим фактором направленности технических специальностей. Образовательные учреждения СПО помимо передачи теоретических знаний и практических умений должны непосредственно инициировать и активировать научно-исследовательскую деятельность обучающихся, расширить кругозор и научить работать в коллективе. Быть в курсе тенденций развития отрасли и гибко подстраиваться под изменения в ней.

Решение поставленных задач невозможно без разработки новых технологий обучения по специальным техническим дисциплинам. Высокий уровень познавательной самостоятельности должен стать необходимым качеством личности будущего специалиста. [2]

Педагогическая технология, предусматривающая полную управляемость учебным процессом и воспроизводимость обучающего цикла, достигается за счет:

1. специфических черт обучения,

2. разработки диагностично — поставленных целей обучения,

3. ориентации всех учебных процедур на гарантированное достижение учебных целей,

4. оперативной обратной связи, оценки текущих и итоговых результатов,

5. воспроизводимости обучающих процедур. [3]

Основополагающей характеристикой дисциплин технических специальностей является формирование как теоретических, так и практических основ, которые входят в программу специализированного обучения.

Технические науки характеризуются, прежде всего:

1) научными методами исследования проблем;

2) определенной организацией получаемых знаний;

3) специальной организацией деятельности по выработке знаний и умений.

Профессиональная подготовка выпускника колледжа базируется на содержании специальных дисциплин и должна осуществляться с учетом изменений, происходящих в системе образования. Традиционное содержание этих предметов не соответствует принципиально изменившимся экономическим, социальным и образовательным потребностям современного общества. Этим объясняется наличием таких факторов как:

1. постоянно совершенствующиеся практические требования к профессиональной подготовке;

2. умение адаптироваться к быстро изменяющимся условиям труда;

3. защита будущих специалистов от безработицы.

Все это имеет значительное влияние на повышение уровня профессиональной подготовки, развитие интереса учащихся к приобретению новых знаний, их профессиональной мобильности, гарантии трудоустройства. [5]

Подготовка специалистов в современных условиях ориентирована, в первую очередь на следующие требования работодателей:

1. знание современных технологий, тенденций научно-технического прогресса;

2. владение основами техники безопасности;

3. стремление к расширению профессиональных знаний;

4. владение основами законодательной базы;

5. развитие навыков физического самосовершенствования;

6. формирование личностных качеств специалиста.

Изучение специальных дисциплин позволяет студентам проанализировать различные виды источников информации о профессиональной деятельности с точки зрения ее ценности в современных условиях, использовать теоретические и практические знания на современном этапе развития общества. [6, c. 78–82]

Специальные дисциплины направлены на развитие таких способностей как:

1. познавательная активность и профессиональная направленность студентов;

2. мотивация и стимулирование учебно-познавательной деятельности;

3. формирование готовности к профессиональной деятельности;

4. оптимизации изучаемой информации;

5. актуализация полученных знаний и умений;

6. формирование способностей перехода с одного производства на другое, сопровождающееся сменой техники и обязанностей;

7. взаимодействие в команде;

8. эффективное достижение поставленных целей.

Успешное выполнение профессиональных обязанностей достигается путем качественной подготовки специалистов, которая в свою очередь, является важнейшим компонентом обучения в учреждении СПО. От того на сколько специалист готов к выполнению своих будущих обязанностей и как тонко он чувствует грань ответственности за свои поступки при выполнении должностных инструкций будет зависеть его дальнейшая карьера.

Основные направления деятельности в учреждениях СПО, осуществляющих качественную подготовку специалистов:

1. организация творческой и научно-исследовательской деятельности;

2. подготовка высококвалифицированных специалистов;

3. повышение инновационного потенциала учреждений СПО;

4. организация образовательного процесса совместно с потенциальными работодателями;

5. продуктивное взаимодействие с институтами социализации;

6. увеличение качества предоставляемых образовательных услуг;

Именно в целостной, правильно организованной образовательной среде происходит формирование профессионала и специалиста, способного стать социально активной, конкурентоспособной, компетентной и творческой личностью и в современных социально-экономических условиях учреждения среднего профессионального образования становятся теми ресурсными центрами, которые способны концентрировать образовательные ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей.

3. Долженко О. В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе. М.: Высшая школа, 1990, -187с.

5. Маркина Н. Ю. Проектирование содержания общетехнических и специальных дисциплин в колледже [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. кандидата наук: 13.00.01: Педагогические науки, информация и информационные системы / Н. Ю. Маркина; [Ин-т пед. инноваций РАО]. — М., 1999.

7. Семушина Л. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред, проф. образования. — М.: Мастерство, 2001. — 272 с.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, дисциплина, Подготовка специалистов, профессиональная деятельность, высокий уровень, качественная подготовка специалистов, образовательный процесс, профессиональная подготовка, современное общество, требование работодателей.

Ключевые слова

Похожие статьи

Проблема качества подготовки современного специалиста

Основным рабочим документом для высших учебных заведений в России является образовательный стандарт высшего профессионального образования, в который включены требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки инженеров.

Качество подготовки специалиста в системе высшего.

Профессиональная подготовка специалистов

Статья посвящена компетентностному подходу в образовании студентов, имеющих инвалидность с использованием профессиональных стандартов; описанию формирования национальной системы квалификаций в Российской Федерации.

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом.

Сегодня, когда новые технологии внедрены во все сферы деятельности человека, особенно значимо их влияние на систему профессионального образования, так как именно она является главным поставщиком высококвалифицированных рабочих кадров для современного.

Компетентностный подход в профессиональной подготовке.

Компетентностный подход в профессиональной подготовке специалистов. Авторы: Булавко Ольга Владимировна, Пепеляева Алена Петровна, Мурий Наталья Петровна, Поединок Елена Александровна.

Формирование профессионально значимых качеств учащихся.

Повышение требований к качеству подготовки специалистов определяет необходимость целенаправленной деятельности по формированию и развитию профессионально важных качеств.

О роли преподавателя в подготовке специалистов технического.

профессиональное образование, преподаватель, технический профиль, студент, дисциплина, процесс обучения, повышение качества подготовки специалистов, учебный материал, учебное заведение, знание.

Специфика дисциплин в колледже и ее влияние на процесс.

профессиональная деятельность, дисциплина, профессиональная подготовка, процесс изучения, учебно-методическое обеспечение, знание, будущий специалист, профессиональное образование, современное.

Подготовка конкурентоспособного специалиста как цель.

профессиональное образование, подготовка кадров, качество образования, человеческий капитал, образовательный процесс, конкурентоспособное образование.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Что такое дисциплина?"

Сегодня мы поговорим о дисциплине. Это слово вам уже давно знакомо, не так ли?


Согласитесь, что со словом дисциплина возникает множество ассоциаций. Например порядок, ответственность, правила поведения, воспитание, контроль, строгость, уважение, исполнительность и многие другие.

Наверное, не было ещё такого дня, когда вам в школе не напоминали бы о дисциплине и о том, как важно быть дисциплинированным учеником. Вам постоянно говорят о том, что на уроках делать нельзя: громко разговаривать, слушать музыку, сидеть в социальных сетях или переписываться с друзьями по телефону и ряд других замечаний. И каждый раз учителя это связывают не только с вашим поведением, но и с дисциплиной. Но почему это так?

Мы уже с вами знаем, что каждый человек должен соблюдать определённые правила поведения. Так вот, именно благодаря дисциплине человек привыкает контролировать своё поведение и чувствовать ту черту, которую переступать нельзя.


В вашем случае такой чертой являются нормы и правила поведения вас как учеников в школе. Соблюдение данных правил поможет вырасти ответственным человеком, который будет способен отличать плохое поведение от хорошего.

То есть если вы поставили перед собой задачу по достижению определённой цели, то все внутренние преграды, которые стоят на вашем пути: лень, нежелание что-то, делать, откладывание срока исполнения и так далее, должны быть устранены. Причём устранить их можете только вы сами. А сделать это возможно только с помощью дисциплины.


Итак, мы можем теперь говорить о том, что дисциплина – это нормы поведения людей в обществе, которые соответствуют сложившимся в нём моральным и правовым нормам или требованиям определённой организации.

Принято выделять следующие виды дисциплины:

Давайте познакомимся с ними более подробно.


Общеобязательная дисциплина – это исполнение всеми без исключения государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами определённых правил, установленных государством.

Например, вы как школьники обязаны получить образование, так как эта обязанность закреплена в конституции, а чиновники и обычные граждане обязаны действовать только на основании законов, которые приняты в государстве.


Специальная дисциплина – это правила, обязательные для выполнения для работников определённой организации.

Такие правила могут быть закреплены в уставе организации или иных правилах внутреннего распорядка.

Принято выделять следующие виды специальной дисциплины:


Наибольшей строгостью отличается воинская дисциплина. Её суть заключается, в выполнении требований присяги, приказов командиров, воинских уставов.

Необходимо хранить военную и государственную тайну, с честью и достоинством вести себя вне расположения части, не допускать нарушений общественного порядка. Именно от соблюдения воинской дисциплины зависит боеспособность нашей армии, чёткость в её управлении, её действия в случае войны, а главное – жизнь многих людей.


Требования трудовой дисциплины закрепляются в законах о труде, правилах трудового распорядка, коллективных договорах, должностных и технических инструкциях.


Соблюдение трудовой дисциплины предусматривает:

· своевременный приход на работу;

· рациональное использование рабочего времени, соблюдение техники безопасности;

· сохранение наиболее высокой производительности труда и так далее.

Технологическая дисциплина – это соблюдение правил эксплуатации оборудования, порядка на рабочем месте, последовательности операций в производственном технологическом процессе.

Несоблюдение любого из видов специальной дисциплины может привести к печальным последствиям.

Например, при несоблюдении воинской дисциплины произойдёт снижение боеспособности армии, что может поставить под угрозу не только жизни многих людей, но и независимость и территориальную целостность нашей страны.

Нарушение трудовой дисциплины может нанести ущерб экономике страны в целом.


Представьте себе, что рабочие постоянно отвлекаются на разговоры по мобильному телефону, общаются в социальных сетях, устраивают себе незапланированный графиком отдых. Таким образом, они тратят своё рабочее время не по назначению. Следовательно, завод не будет выпускать достаточное количество продукции, нет продукции – нет доходов и, соответственно, нет налогов в бюджет. Кроме этого, предприятие может и вовсе обанкротиться или закрыться, и теперь общаться в социальных сетях бывшим рабочим придётся уже в другом месте и без зарплаты.

Ну а если нет поступлений в бюджет, то и у государства нет возможности поддерживать этих же рабочих в социальной сфере.


Наверное, к наибольшему ущербу может привести несоблюдение технологической дисциплины. Это грозит материальным ущербом, авариями на производстве, в результате которых гибнут люди, возникновением экологических катастроф, наносится материальным ущербом.

Например, 17 августа 2009 года, произошла аварии на Саяно-Шушенской гидроэлектростанции. В результате аварии помещениям станции нанесён серьёзный ущерб, погибло 75 человек, оборудованию и. Одной из причин аварии были названы неоднократные нарушения, которые допускал персонал при работе на станции, то есть к аварии привело несоблюдение трудовой дисциплины. Последствия аварии отразились на экологической обстановке акватории, прилегающей к ГЭС, на социальной и экономической сферах всего региона.

Надеюсь, вы уже поняли, что быть дисциплинированными людей побуждают, с одной стороны, те правила, которые существуют, а с другой – само общество, которое контролирует соблюдение этих правил. Если правила соблюдаются только благодаря контролю со стороны, можно говорить о внешней дисциплине. В этом случае люди чувствуют постоянный контроль со стороны, вследствие чего стремятся получить материальное или какое-либо иное поощрение, либо избежать наказания.

То есть внешняя дисциплина – это соблюдение установленных правил только благодаря контролю со стороны.

Например, согласно Уставу гимназий и прогимназий Российской империи 1864 года, для поддержания школьной дисциплины для гимназистов была введена обязательная форма одежды, которая состояла из полукафтана, штанов, галстука, пальто и фуражки. Администрация гимназий строго следила за опрятным внешним видом своих учеников. Не всем хотелось соблюдать такие требования, но нарушать их боялись, так как за их несоблюдение ученик мог быть не допущение к занятиям.

С другой стороны, заставить человека исполнять определённые правила могут только те требования, которые человек ставит перед самим собой. В этом случае человек самостоятельно контролирует их выполнение и даёт оценку своим действиям. Если человек соблюдает такие требования самостоятельно, без контроля извне – можно говорить о внутренней дисциплине.

То есть, внутренняя дисциплина – это понимание того, что, как и почему надо делать.

Как же воспитать в себе внутреннюю дисциплину?

Для этого, попробуйте следовать следующим правилам:

· Проявляйте свои волевые качества каждый день, а не только тогда, когда они необходимы.

· Ставьте перед собой цели, которые вы можете достигнуть на данный момент. Отдавайте себе отчёт в ваших силах, ведь поставленная вами цель должна быть обязательно достигнута.

· Доводите начатое дело до конца.

· Не пытайтесь сразу преодолеть возникшие трудности.

Если вам удастся следовать этим простым правилам, то вы сможете развить в себе такие качества дисциплинированного человека, как: воля, самостоятельность, решительность, настойчивость, упорство, выдержка и самообладание.

В настоящее время трудно встретить такого человека, который не мечтал бы стать успешным и богатым. Все люди стремятся к саморазвитию, ставят перед собой высокие цели, ради достижения которых они готовы на многое. Часто результат в подобных ситуациях не достигается либо же является неудовлетворительным. В таком случае наступает сильное разочарование. Поэтому так важно знать с самых малых лет, что такое дисциплина, и зачем она нужна.

Что такое дисциплина - зачем она нужна, примеры и последствия нарушения

Определение и виды

На сегодняшний день успешными людьми являются те, которые всё успевают. Они умеют чётко расставлять приоритеты и задачи, в совершенстве распределяют собственное время. Такие люди способны на многое, но только лишь в том случае, если станут придерживаться выбранной тактики действий.

Что такое дисциплина - зачем она нужна, примеры и последствия нарушения

Дисциплина поможет человеку организовать самого себя, задать своей работе определённый курс. Но здесь требуется поставить некоторые обязательства перед собой. Проблема заключается в том, что многие не привыкли жить по внешним рамкам и внутренним правилам. Но именно это и оттачивает характер личности. Поэтому ученикам средней школы рассказывают, для чего нужна дисциплина.

Всего основных видов шесть:

Что такое дисциплина - зачем она нужна, примеры и последствия нарушения

Каждая из них подразумевает свои особенности к обращению и отношению.

Впервые люди сталкиваются с необходимостью дисциплины ещё в детском саду. Именно там детей приучают к соблюдению определённого режима. Затем начинается школа, где ученикам задают на домашнее задание, которое следует в обязательном порядке выполнять. Уже с ранних лет родители обучают ребенка к ответственности, соблюдению порядка. Если человека с детства приучить к определенному режиму и правилам поведения в обществе, то в будущем ему придётся намного легче.

Важность дисциплины

Дисциплина в качестве определенного порядка поведения, который будет соответствовать нормам и моральным принципам, требуется человеку не только в интересах общества. Она является немаловажным условием благополучия всех людей. Упорядоченность и согласованность действий позволят личности достичь поставленных целей, добиться именно тех материальных ценностей, которые ему необходимы. Когда люди придерживаются общепринятого распорядка, они начинают ощущать себя наиболее комфортно.

Дисциплиной можно также назвать закон жизни, который существует во всех её уровнях. Даже природа любит во всём упорядоченность, что доказывают такие явления:

Что такое дисциплина - зачем она нужна, примеры и последствия нарушения

  • времена года;
  • день и ночь;
  • восход и закат;
  • приливы и отливы.

Довольно часто людям не хватает мужества, чтобы придерживаться поставленных целей. Но ответственность возможно тренировать, как и любой другой навык. Поэтому так важно знать, для чего человеку необходимо соблюдать требования дисциплины.

Как стать дисциплинированным

Чтобы развить в себе самодисциплину, необходимо взять на себя обязательства, на которых следует основываться в дальнейшем. Человек, ставший морально сильнее, сможет вдохновлять и себя, и остальных на новые достижения. Чтобы развить в себе дисциплину, специалисты рекомендуют записывать поставленные цели и планы на бумагу, при этом устанавливать определенные временные рамки для них. Периодически следует ввести отчётность, чтобы прослеживать успехи, а также видеть, над чем ещё стоит поработать, чтобы достигнуть желаемого.

Что такое дисциплина - зачем она нужна, примеры и последствия нарушения

Что такое дисциплина - зачем она нужна, примеры и последствия нарушения

Дисциплинированным человеком можно назвать того, кто способен мыслить, отделять второстепенное от главного. Если научиться расставлять собственные приоритеты, двигаться только к поставленным целям, специально освободиться от тех убеждений, которые часто бывают навязаны извне, то можно воспитать в себе собранность и ответственность. Когда человек научится самодисциплине, то ему станет намного легче управлять самим собой, а также добиваться реальных результатов.

Последствия нарушения порядка

Весьма важно также ознакомиться с тем, каковы последствия нарушения дисциплины. Если это будет неподготовленный доклад к уроку, неразобранная тема, ненаписанное сочинение или эссе, невыученный конспект, несделанная презентация, таблица, схема или плакат к мероприятию, то, конечно, это никому не навредит. В худшем случае ученика могут оставить на второй год.

Однако существуют и более опасные последствия нарушения, например, человека могут уволить за неуважительный прогул с работы. Это отрицательно скажется на бюджете семьи и браке в целом. Если говорить о нарушении общеобязательной трудовой дисциплины, то последствия будут еще серьезнее. Именно поэтому каждый гражданин должен придерживаться общих правил и специальных предписаний.

Читайте также: