Сообщение на тему филофей кратко

Обновлено: 30.06.2024

(ок. 1465 ок. 1542) старец псковского Спасо-Елеазарова монастыря, церковный публицист. Автор послания великому князю Василию III *Об исправлении крестного знамения и о содомском блуде* (ок. 1514 1521) (существует в двух редакциях), в к-ром впервые именует московского князя царем и формулирует идею о Москве третьем Риме, преемственности власти московского великого князя и византийского императора. Ф. принадлежат три послания к псковскому дьяку Мисюрю Мунехину: по случаю морового поветрия во Пскове, о покорении разума откровению, против звездочетцев и латинян, написанные между 1521 и 1528 гг., в к-рых Ф. утверждает идею ограниченности человеческого знания: человеку недоступно познание мн. предметов ближайшего наблюдения и поэтому в познании предметов высшего ведения, особенно путей Божественного промысла, нужно покорять свой разум в послушание Слову Божию, к-рое открыло нам столько, сколько для нас доступно и необходимо. Во 2-м и 3-м посланиях Мунехину Ф. подчеркивает свое отчуждение от эллинской философии: *аз сельской человек, учился буквам, а еллинских борзостей не текох, а риторских астроном не читах, ни с мудрыми философы в беседе не бывал, учюся книгам благодатного Закона, аще бы мощно моя грешная душа очистити от грех*. В центре критики латинян, католической веры стоит вопрос об опресноках пресном хлебе, используемом католиками для причастия. Ф. критикует также астрологические идеи *звездочетцев*, проникавшие на Русь с распространением *Шестокрыла* еврейской астрологической книги через посредство ереси жидовствующих и врача Василия III Николая из Любека (Булева) (ср. с критикой Максима Грека в его соч. *О колесе фортуны*, *Слово на Николая немчина, прелестника и звездочетца*). Ф. принадлежит послание будущему царю Ивану IV Грозному, послание в царствующий град и ряд др. посланий.

Смотреть что такое ФИЛОФЕЙ в других словарях:

ФИЛОФЕЙ

филофей сущ., кол-во синонимов: 1 • имя (1104) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: имя

ФИЛОФЕЙ

ФИЛОФЕЙ (гг. рожд. и смерти неизв.- ум. в Пскове), русский писатель и публицист 1-й пол. 16 в., монах псковского Елеазарова монастыря, автор посланий. смотреть

ФИЛОФЕЙ

ФИЛОФЕЙ (до пострижения в монахи - Лещинский) [1650, Украина,- 31.5(11.6).1727, Тюмень], русский церк. деятель, распространитель православия среди ко. смотреть

ФИЛОФЕЙ

гг. рождения и смерти неизвестны) — писатель-публицист 1-й пол. XVI в., монах и игумен Псковского Спасо-Елеазарова монастыря. Ф. принадлежал к образованной части церковников иосифлянского направления (см. Иосиф Волоцкий), он известен как автор посланий. В своих произведениях Ф. широко и свободно цитирует свято-отеческую литературу и Священное писание. Судя по его ответным посланиям, Ф. был авторитетнейшим лицом на Псковщине в период присоединения Пскова к Московской Руси. В 1510 г. к нему обратились “некие боголюбци псковичи”, жалуясь на постигающую их “скорбь от государя и от градских властей насилие”. Не имея возможности оказать конкретную помощь, Ф. призывал опальных псковичей к смирению и обращению к Богу с мольбой об избавлении “от всех скорбей”. В течение 1521—1528 гг. Ф. вел переписку с дьяком Мисюрем (Михаилом Григорьевичем) Мунехиным, влиятельным представителем власти в Пскове времени Василия III. Первое послание Мунехину написано по случаю морового поветрия, случившегося в Псковской земле в 1521 г. В нем Ф. вновь касается темы провидения Божия, призывает к терпению (“иже случаются нам прискорбная и тяжкая, но благодарно вся терпим”). Послание “на противящихся Божьей воле” (1521—1524) является ответом на просьбу Мунехина истолковать “божественное писание”. Это послание не только тематически, но и текстуально близко предыдущему. Наиболее известным оказалось третье послание Мунехину (“Против звездочетцев и латинян, или О злых днех и часех”), которое датируется 1527— 1528 гг. В ответ на запрос своего адресата Ф. весьма критически отозвался о взглядах немецкого врача и астролога Николая Булева, утверждавшего, что первенство в христианском мире принадлежит католическому Риму. Ф. противопоставил ему свою церковно-политическую концепцию, получившую название “Москва — третий Рим”. Злободневность появления этой концепции подтверждается тем, что в 1526 г. Москву посетили послы папы римского, склонявшие Русь к принятию церковной унии. Ф. сформулировал идею о переходе функции опоры христианства к Русскому государству, поскольку ни первый Рим, ни второй Рим (Царь-град) не способны были играть эту роль. Он пишет Мунехину: “Да веси (знай, ведай), христолюбче и боголюбче, вся христианская царства приидоша в конец и снидошася во едино царство нашего государя по пророческим книгам, то есть Российское царство: два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти”. В теории “Москва — третий Рим” соединились распространенная в христианских странах идея “длящегося Рима” с утверждавшейся в древнерусской литературе идеей богоизбранности Руси. Ф., иосифлянин, защитник крупного монастырского землевладения, провозглашая Москву третьим Римом, возлагал на великого князя ответственность за судьбу всего христианства и обязывал его блюсти интересы церкви и защищать ее имущество. Известно еще несколько произведений, которые связывают с именем Ф., в том числе послания, адресованные Василию III и Ивану IV (может быть, Ивану III). Они тематически и текстуально близки посланиям Мунехину. Теория Ф. “Москва — третий Рим” носила церковный характер и не смогла оказать существенного влияния на политическую идеологию Русского государства XVI в. После учреждения московского патриаршества она постепенно стала проникать в официальные документы, в литературные произведения; особый интерес к ней проявился в XVII в. Изд.: Малинин В Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания.—Киев, 1901; Послания старца Филофея / Подг. текстов, перевод и комм. В. В. Колесова // ПЛДР: Конец XV— первая половина XVI века — М., 1984.— С. 436—455, 732—739. Лит.: Масленникова Н. Н. К истории создания теории “Москва — третий Рим” // ТОДРЛ.—1962.—Т. 18—С. 569—581, Гольдберг А. Л. Идея. смотреть

ФИЛОФЕЙ

1. (XVI в.), старец псковского Спасо-Елеазарова монастыря, мыслитель, писатель, один из создателей государственной идеологии русской монархии. Автор по. смотреть

Филофей - старец (или игумен) Трехсвятительского Псковского Елизарова монастыря, писатель XVI века. Написал три послания к псковскому дьяку Мисюрю Мунехину , послание к "некоему вельможе, в миру живущему", послания к великому князю Василию Ивановичу и к царю Иоанну Грозному ; кроме того, ему приписываются еще несколько произведений, но их принадлежность ему оспаривается. В своих посланиях Ф. полемизирует против астрологических предсказаний Николая Немчина, вообще отвергая астрологию; заботится о некоторых местных псковских делах; впервые обстоятельно развивает знаменитую теорию о Москве, как о третьем Риме, хранителе правой христианской веры. См. Жмакин "Один из литературных памятников XVI века" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1882); Малинин "Старец Елизарова монастыря Ф. и его послания" (Киев, 1901).

Филофей - русский религиозный писатель, публицист начала XVI века; монах псковского Елеазарова монастыря, автор посланий к великому князю Василию III Ивановичу, царю Ивану IV Васильевичу, дьяку М. Г. Мисюрю-Мунехину - руководителю администрации в Пскове после его присоединения к Русскому государству (1510), и др. В письмах к Василию III защищал принципы иосифлян? отстаивал теорию "Москва - третий Рим", по которой Москва являлась всемирным политическим и церковным центром после падения Византии. Само падение Рима и Константинополя (первого и второго Рима) он связывал с их изменой "истинному христианству". Московские государи, согласно этой теории, являются прямыми потомками и продолжателями дела римских императоров. Сторонник иосифлян. В его посланиях нашла наиболее последовательное отражение идея преемственности ведущей роли Москвы, Российского гос-ва в православ. христ. мире после утраты её Константинополем. Филофей был сторонником присоединения Пскова к Москве.

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 733.

Филофей (XVI в.), старец псковского Спасо-Елеазарова монастыря, мыслитель, писатель, один из создателей государственной идеологии русской монархии. Автор посланий к вел. кн. Василию III, царю Ивану IV, дьяку М.Г. Мисюрю-Мунехину.

Послание по случаю морового поветрия и на “звездочетцев” пронизывает убежденность в Божественном Промысле, в гармонической предопределенности всего сущего, которую следует не осуждать, не подвергать испытующему сомнению, а принимать с терпением и восхищением.

Главное в сочинении Филофея — последовательное изложение православно-монархического учения “Москва — Третий Рим”. В нем обосновывались идеи преемственности ведущей роли Москвы, Русского государства в христианском мире после утраты ее Константинополем. “Первый Рим, — писал Филофей, — пал от нечестия, второй (Константинополь) — от засилия агарянского (мусульманского), Третий Рим — Москва, а четвертому — не бывать”.

Русский народ принял миссию Третьего Рима не по принципу национализма, а исключительно в силу уверенности в своем Православии, в святости Руси. Все происходящее в жизни людей и народов определяется и совершается Всевышнею и Всесильною Десницею Божиею; Мощию и Промышлением Божиим возводятся на престолы цари и достигают своего величия; во всемогуществе Бога и его Промысле — источник правды на земле. Действием Промысла Божия, согласно пророческим книгам, пал старый Рим вследствие уклонения в ересь Аполлинария и служения на опресноках; за ним пал и новый Рим, т.е. Константинополь, вследствие измены Православию на VIII Соборе и принятия латинства. Поэтому София Цареградская была попрана и сделалась достоянием внуков Агари. Остается невредимою только славная соборная церковь Успения Божией Матери всей новой и великой Руси — Третьего Рима. Эта общерусская святыня сияет своим благочестием во всей вселенной ярче солнца. Третий Рим есть последний в историческом бытии человечества. Четвертому Риму не бывать. Так в последовательном ходе исторической жизни народов все православные христианские царства пали и слились в одно царство русское, вследствие чего русский царь является единственным христианским царем во всем поднебесье. Царство русское есть последнее мировое царство, за которым наступит вечное царство Христа.

Далее читайте:

Сочинения:

Послания старца Филофея // Сб.: Памятники литературы Древней Руси. Конец XV - первая половина XVI века М., 1984. Вып. 6,

[1650, Украина, – 31.5 (11.6).1727, Тюмень], русский церковный деятель, распространитель православия среди коренных жителей Сибири. В 1702 отправился в Тобольск в сане митрополита Сибирского. Хотя, управляя митрополией в 1702–09 и 1717–20, Ф. насаждал православие крутыми мерами, деятельность его носила просветительский характер. В 1704 Ф. снарядил миссию в Монголию, в 1705 – на Камчатку. Открыл несколько духовных школ, где представители малых народов Сибири обучались вместе с русскими.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое "Филофей" в других словарях:

ФИЛОФЕЙ — русский писатель 16 в., монах псковского Елизарова монастыря. Развивал теорию Москва третий Рим . Сторонник иосифлян … Большой Энциклопедический словарь

филофей — сущ., кол во синонимов: 1 • имя (1104) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Филофей — (др. греч. Φιλόθεος боголюбивый) мужское имя греческого происхождения. Содержание 1 Известные носители имени 1.1 Епископы … Википедия

ФИЛОФЕЙ — 1 . (гг. рожд. и смерти неизв.) рус. писатель и публицист 1 й пол. 16 в., монах псковского Елеазарова монастыря, автор посланий к вел. кн. Василию III и царю Ивану IV, дьяку М. Г. Мисюрю Мунехину руководителю великокняж. администрации в Пскове… … Советская историческая энциклопедия

ФИЛОФЕЙ — 1. (XVI в.), старец псковского Спасо Елеазарова монастыря, мыслитель, писатель, один из создателей государственной идеологии русской монархии. Автор посланий к вел. кн. Василию III, царю Ивану IV, дьяку М.Г. Мисюрю Мунехину. Послание по случаю… … Русская история

ФИЛОФЕЙ — (ок. 1465 ок. 1542) старец псковского Спа со Елеазарова монастыря, церковный публицист. Автор послания великому князю Василию III Об исправлении крестного знамения и о содомском блуде (ок. 1514 1521) (существует в двух редакциях), в к ром… … Русская Философия. Энциклопедия

Филофей — – митрополит киевский и галицкий, в мире Тимофей Григорьевич Успенский (1808 82 г.); сын причетника Ярославской губ.; образование получил в Московской духовной академии; там же получил степень магистра богословии за сочинение: О достоинстве… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Читайте также: