Сообщение на тему роль женщины в семье и общественной жизни некрасов

Обновлено: 08.07.2024

Николай Некрасов / Репродукция портрета

Трогательная нежность к матери и сестре

Еще мальчиком Николай постоянно видел ссоры родителей, гнев отца, его зверские расправы, учиняемые над крепостными крестьянами, и бессчетную вереницу любовниц. Именно этот период раннего детства породил сюжетную линию многих произведений поэта – переживания за судьбу угнетенного народа.

«…И если я наполнил жизнь борьбою

За идеал добра и красоты

И носит песнь, слагаемая мною,

Живой любви глубокие черты, –

О мать моя, подвигнут я тобою!

Кругозором и основными познаниями Николай Алексеевич во многом обязан матери, ведь сам он окончил только четыре класса Ярославской гимназии, а потом по воле отца отправился в Петербург – поступать в кадетский корпус, но ослушался и решил пробовать силы в университете. Лишенный родительского содержания, Некрасов продолжал заниматься литературой, хотя так и не смог получить приличного образования.

От постоянных скитаний, голода и незавидной участи бродяги Николая Алексеевича спас счастливый случай – знакомство с семьей Панаевых. В тот период поэт перебивался случайными заработками и коммерческой литературой. Узнав о бедственном положении коллеги по цеху, обеспеченный щеголь и именитый держатель литературного салона Иван Панаев ссудил Некрасову денег и стал приглашать к себе на вечера.

В доме, где собирался весь цвет петербургской интеллигенции, Некрасов познакомился с Толстым и Достоевским, Тургеневым и Гончаровым, Салтыковым-Щедриным и Белинским. Именно эти встречи изменили его карьеру. На личную жизнь Некрасова повлияла жена Панаева Авдотья.

Считавшаяся первой красавицей Петербурга, она упорно отказывала воздыхателям, в том числе и Достоевскому, хотя знала обо всех похождениях мужа и его многочисленных изменах. Но вскоре друг семьи Некрасов, обладавший немалым терпением, все-таки сумел добиться расположения роковой брюнетки.

«Если проза в любви неизбежна,

Так возьмем и с нее долю счастья:

После ссоры так полно, так нежно

Гонимый горем, Некрасов вместе с сестрой Анной отправляется за границу, где проводит время уже с новой любовницей – француженкой Сединой Лефрен. Целых пять лет длился их роман на расстоянии, но, в конце концов, получив от влиятельного издателя и богача приличную сумму, ветреная барышня навсегда осталась в Париже, забыв о покровителе.

Муки мои продолжаются;

С Феклой поэт познакомился за семь лет до смерти и за пять – до начала страшной болезни, рака кишечника. О происхождении молодой девушки практически ничего не известно. Она была дочерью то ли солдата, то ли военного писаря. Ходили легенды, что Некрасов и вовсе вызволил ее из мест, запрещенных для любой приличной особы.

Новый покровитель якобы выиграл Феклу в карты у неизвестного купца. Так или иначе, это странное знакомство закончилось тем, что уже изрядно подпортивший репутацию и равнодушный к общественному мнению поэт привел содержанку в дом, полностью обеспечил и ни на минуту не расставался с ней ни в Петербурге, ни в деревне.

Простая девушка без образования неловко чувствовала себя в некрасовском окружении. Николай Алексеевич, будучи старше ее более чем в два раза, относился к Фекле скорее как к дочери – всячески просвещал, возил в театры и на концерты, и даже имя поменял на более благозвучное – Зинаида. Любимица мастера Зиночка получила от него и отчество, став Николаевной, как дочка.

Единственно возможным способом обеспечить девушку была свадьба. Поэт уже был слаб и не мог выехать в церковь, поэтому прямо в столовой соорудили храм-палатку, в которой военный священник обвенчал Николая Алексеевича с Зинаидой Николаевной. Некрасов был так слаб, что его, босого и в ночной рубашке, вели под руки.

Только после смерти Некрасова Фекла решилась ослушаться его воли – все завещанное состояние раздала родственникам супруга, оставшись практически ни с чем. Биографы утверждают, Фекле принадлежало гораздо большее сокровище – последняя любовь и нежность гения.

(321 слово) Русский писатель Н. А. Некрасов в своих многочисленных произведениях, пристальное внимание уделял женским образам. Произведения писателя отражают силу духа, верность и красоту души россиянок.

Героини Некрасова – это сильные и храбрые женщины. Раскрывая характер дам, писатель с четкостью описывает их нелегкую жизнь, их высокие чувства. Он тонко чувствовал тяжелую судьбу женщин, которые не знали, что такое быть слабыми, свободными личностями, ведь на их плечах громоздилось обильное хозяйство.

Женщина в произведениях Некрасова является жертвой социальной несправедливости, она всегда вынуждена преодолевать препятствия, но именно в этих усилиях видится ее добродетель, которую так воспевает поэт.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

на тему «Образ русской женщины

Выполнил студент группы 19-СР3-9

Специальность Социальная работа

Кравчук Полина Александровна

преподователь, Руцкая В. В.

Краснодар, 2020 г.

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ Н.А.НЕКРАСОВА……………………….………..5

2 ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ЛИРИКЕ Н.А.НЕКРАСОВА………………..……7

2.1. Судьба русской женщины в творчестве поэта…………….………. 11

2.2. Идеал женщины в поэзии Н.А. Некрасова……………….……………..14

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….18

Актуальность данной темы обоснована тем, что во все времена женская судьба обращала на себя особое внимание писателей и поэтов. Во многих произведениях Н. А. Некрасова главными действующими лицами являются русские женщины. С исчерпывающей полнотой и ясностью, в образах и картинах, поражающих своей правдивостью и силой, отобразил Некрасов думы и чувства, труд и борьбу, каждодневные страдания и редкие радости русской женщины. Некрасов показывал замечательные характеры русских женщин. Сопоставлял их судьбу с будущей жизнью, изображал тяжелый труд крестьянок на барщине. В его поэзии нашла свое отражение целая эпоха общественного развития. Некрасов явился поэтическим вождем поколения 60—70-х годов XIX века. Поэт сблизил поэзию с народом, внес в литературу новые темы и образы. Его произведения, остаются актуальными и в наше время.

Во всех некрасовских стихотворениях, которые будут рассмотрены, на первом плане — тема народных страданий. Поэт сострадает крестьянам и особенно крестьянкам: женская доля еще тяжелее, чем мужская. Судьбы трудящегося люда глубоко волнуют его. При всем том, что Некрасов откликался на самые разные явления и проблемы русской жизни и мир его поэтических переживаний, конечно, далеко не исчерпывался сострадательной обращенностью к народному горю, все же именно ему посвящено то, что сам поэт воспринимал как нечто главное в своем творчестве.

Цель нашей работы – проанализировать образ русской женщины в творчестве Н.А. Некрасова

Задачи, которые мы ставим для решения цели, следующие:

1) изучить творческий путь Н.А.Некрасова

Объект исследования – творчество Н.А.Некрасова.

Новизной проекта является знакомство с судьбой русской женщины через произведения Н.А.Некрасова.

Проблемой проекта представляется сравнение созданных идеалов русской женщины в различных произведениях Н.А.Некрасова.

Методы исследования – сбор материала, работа с литературой и интернет – ресурсами, анализ и обобщение.

Практическая значимость проекта состоит в использовании разработанного материала на уроках литературы в старших классах, а также на занятиях в учебных заведениях среднего профессионального образования для первых курсов.

1 ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ Н.А. НЕКРАСОВА

Николай Алексеевич Некрасов пришел в литературу вскоре после гибели Пушкина и еще при жизни Лермонтова (первая журнальная публикация — 1838 г., первый сборник стихов “Мечты и звуки” — 1840 г.). Раннюю лирику поэта, впоследствии ставшего великим, принято считать ученической, подражательной, перепевающей мотивы русских романтиков. В начале 40-х г. Некрасову удается писать небольшие заметки в театральный журнал "Пантеон…", стать сотрудником журнала "Отечественных Записок". Но уже в середине 40-х гг. им созданы поэтические шедевры, к числу которых относится и “Тройка” (с нее далее начнем обзор отдельных произведений). Тогда же он стал литератором “натуральной школы” 40-х гг., организованной Белинским и призванной развивать гоголевские традиции в русле реалистического направления. Он не только поэт, но и прозаик-романист, очеркист, драматург, и журналист, критик, издатель, организатор литературных дел. Но главным делом его жизни стала и осталась поэзия. А главным ее содержанием и пафосом — народ, народность и все, что с этим связано[1].
Некрасов писал о страданиях и горе русского народа, о сложной жизни крестьянства. Он также внес в русскую литературу много нового, в частности, в своих произведениях использовал простую русскую разговорную речь. Это несомненно показывало богатство русского языка, которое шло из народа. В стихах он впервые стал сочетать сатиру, лирику и элегические мотивы. Кратко говоря, творчество поэта внесло неоценимый вклад в развитие русской классической поэзии и литературы в целом. В 1843 г. Некрасов сблизился с Белинским, который высоко оценил его творчество и поспособствовал раскрытию его таланта. В 1845-1846 годах Некрасов издает два альманаха "Петербургский сборник" и "Физиология Петербурга"[5].

Лирика — прекрасная вещь, но редкий большой поэт (Батюшков и Тютчев едва ли не исключения) согласен ограничиться ролью миниатюриста и не мечтает попробовать свои силы в более крупном — лиро-эпическом — жанре: поэме! В 50-х гг. Некрасов этот жанр освоил. Из написанных тогда поэм наиболее значительны “Саша” и “Несчастные” [о сибирской каторге]. Центральное событие в отечественной истории тех лет — Крымская война, оставившая глубокий след и в душе Некрасова, что отозвалось в его поэме “Тишина” (1856—1857) и отзовется в более позднем творчестве (“Кому на Руси жить хорошо”). И все-таки наиболее убедительные опыты подлинно “народной” поэмы удались Некрасову не в 50-е, а в начале 60-х гг.: “Коробейники” и особенно “Мороз, Красный нос”. Это был путь к самому монументальному эпическому творению поэта “Кому на Руси жить хорошо”. Над этим произведением, начатым через два года после освобождения крестьян от крепостничества (1861), Некрасов работал до конца своей жизни и не успел закончить. В эти же — 60-е и 70-е — годы созданы другие крупные вещи. Наиболее заметны историко-революционные поэмы, посвященные подвигу декабристов и их жен: “Дедушка” (1870), “Русские женщины. Княгиня Трубецкая. Княгиня М.Н. Волконская” (1871—1872). Лебединой же песней поэта стала поэма “Современники” (1875) - о начинающемся русском капитализме, хищном и циничном [1].
В своих произведениях Некрасов уделяет большое внимание судьбе русской женщины. В этом он не походит на остальных русских поэтов и писателей. Не пишет он о женщинах- красавицах, о повелительницах богов, покорительницах мужских сердец. Героини его вышли из самой жизни. Не посыпана их дорога цветами, не так просто им все дается. Но стоит заглянуть в их душу. Какая это душа! Многострадальная, но никакими горестями не сломленная. Разные героини у Некрасова, но много у них и общего [1].

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ЛИРИКЕ Н.А. НЕКРАСОВА

Женская тема в произведениях Н.А. Некрасова одна из важнейших. В своём проекте я хочу рассмотреть несколько лирических произведений Некрасова, главной героиней которых является женщина [2].

Кипим сильней, последней жаждою полны,

Но в сердце тайный холод и тоска

Пиши – прошу я одного…

Мне эти письма будут милы

И святы, как цветы с могилы,-

С могилы сердца моего

Кому и страсть, и молодость, и волю –

Всё отдала – тот стал её палач!

Не я обрёк твои младые годы

На жизнь без счастья и свободы,

Я друг, я не губитель твой!

Но ты не слушаешь…

На тебя заглядеться не диво,

Полюбить тебя всякий не прочь…

Поживёшь и попразднуешь вволю,

Будет жизнь и полна и легка…

Но далее звучат горестные ноты:

Завязавши под мышки передник,

Перетянешь уродливо грудь

От работы и чёрной и трудной

Отцветёшь, не успевши расцвесть…

Ни косить, ни ходить за коровой.

Грех сказать, чтоб ленива была,

Да, вишь, дело в руках не спорилось!

Жизнь в барском доме, по мнению ямщика, испортила жену: чтение никого до добра не доводило. Но всего страшней мужику за сына, которого испортила образованная женщина. Ямщик жалуется, что, видно, скоро жена помрёт, хотя он и недоумевает почему:

«учит грамоте, моет, стрижёт,/

Словно барчёека, каждый день чешет,/

А с чего. Видит бог, не томил

Я её безустанной работой…

Одевал и кормил, без пути не бранил,

Уважал, тоись, вот как, с охотой…

А, слышь, бить – так почти не бивал,

Разве только под пьяную руку…

Судьба русской женщины в творчестве поэта

Образ русской женщины занимает значительное место в творчестве Некрасова. Героинями его стихотворений и поэм стали и простые крестьянки, и княжны. Все они создали неповторимый образ некрасовской “величавой славянки”, во внешнем облике которой воплотились народные представления о

настоящей красавице:
Красавица миру надиво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

Русская женщина у Некрасова отличается и душевным богатством. В образе русской крестьянки поэт показал человека высоких нравственных качеств, не теряющего веру, не сломленного никакими горестями. Некрасов воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье и детях. Наиболее полно эти качества русской женщины раскрываются в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Эта женщина сама со страниц поэмы рассказывает нам о своей нелегкой судьбе. В ее рассказе — житейские тяготы всех русских крестьянок того времени: постоянные унижения, разлука с мужем, страдания матери, потерявшей сына, вечная нищета. Но она все может стерпеть:
Ходила с гневом на сердце,

А лишнего не молвила

Словечка никому…

Но Матрена Тимофеевна не потеряла чувство собственного достоинства, в ее рассказе слышится и протест (“В груди у них нет душеньки. На шее — нет креста!”) [3]. Нелегкую женскую судьбу она сравнивает с тремя петлями шелку белого, красного и черного и говорит странникам: “Не дело вы затеяли — средь баб счастливую искать!” Это подтверждает и судьба Дарьи, описанная Некрасовым в поэме “Мороз, Красный нос”. Мы видим нелегкую долю крестьянки, которая взяла на себя всю мужскую работу, и от этого погибает. Ее судьба также воспринимается как типичная участь русской женщины:
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля:с рабом повенчаться,
Вторая
быть матерью сына раба,
А третья—до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.

Забота о семье, воспитание детей, работа по дому и в поле, даже самый тяжелый труд — все это лежало на Дарье. Но она не сломилась под этой тяжестью. В образе Дарьи Некрасов показал лучшие черты русской женщины, в которой внешняя привлекательность сочеталась с внутренним нравственным богатством.
Именно этим и восхищается поэт. Он говорит о русских крестьянках, что “грязь обстановки убогой к ним словно не липнет”. Такая женщина “и голод, и холод выносит”. В ее душе еще остается место и состраданию. Дарья пошла за много верст за чудотворной иконой, которая могла бы вылечить ее мужа, а Матрена Тимофеевна прощает Савелию богатырю егооплошность, приведшую к гибели

ее ребенка [3].
Героиня Некрасова способна на нравственный подвиг. Подтверждением этому служат и образы княгинь Трубецкой и Волконской, созданные в поэме “Русские женщины”. В этой поэме Некрасов воспел подвиг жен декабристов, разделивших горестную судьбу своих мужей. Мы видим, как все доводы губернатора в разговоре с княжной Трубецкой (“Пускай вот муж — он виноват. А вам терпеть. за что?”, “бежите вы за ним. Как жалкая раба”) разбиваются о твердость принятого княжной решения. В тяжелую минуту она должна быть рядом с мужем. И никакие лишения на этом пути ее не остановят. То же можно сказать и о княжне Волконской, чья жизнь полна “печальных потерь”. “Делила с ним радость, делить и тюрьму должна я. Так небу угодно. ” - говорит героиня. В ее словах — и любовь, и чувство долга.
Тот факт, что первоначальное название поэмы “Декабристки” Некрасов заменил на обобщенное “Русские женщины”, говорит сам за себя. Лучшие качества, присущие героиням этой поэмы, — сила духа, умение пожертвовать собой, воля — это черты русской женщины, к какому бы социальному классу она ни принадлежала. Поэт отдает должное нравственной красоте и подвигу русской женщины [3].

2.2 Идеал женщины в поэзии Н.А. Некрасова

Подвиг русской женщины, самоотверженной и несгибаемой, для Некрасова – источник глубочайшего лиризма, в котором сплавились и восхищение, и боль сострадания, и вера в грядущее освобождение, признание красоты и богатства душевных сил, присущих русскому национальному женскому характеру:

В груди кипят рыдающие звуки,

Пора, пора им вверить мысль мою!

Твою любовь, твои святые муки,

Твою борьбу – подвижница, пою.

Сильные женщины, способные принести себя в жертву тем, кого они любят. Они, привыкшие к великолепию светской жизни, роскоши и достатку, отправляются за своими мужьями-декабристами в Сибирь. Княгини Екатерина Трубецкая и Мария Волконская хотят как и их мужья, пострадать за свободу, им тоже небезразличны судьбы русского народа. Они любили своих мужей и считали своим долгом разделить их судьбу. Подвиг этих женщин возможно даже выше подвига их мужей, которых осудили и насильно увезли в Сибирь. А их жёны ехали туда добровольно. Такой трудный и далёкий путь не могли выдержать даже некоторые мужчины, но эти женщины всё преодолели – любовь и вера вели их вперёд. Екатерина Трубецкая, своей гордостью и непреклонностью покорила старого генерала-губернатора Иркутска, который пытался отговорить её от этого путешествия, пугая её трудной дорогой, в которой погибают люди. Губернатор укорял её тем, что она, как раба бежит за мужем. Но княгиня гордо ответила, что она не раба, что муж её оставил не ради другой женщины, а ради любви к Родине, а она жена, и её долг быть рядом с мужем. В образах Екатерины Трубецкой и Марии Волконской воплощён подвиг русских женщин, которых не могут сломить ни жизненные неудачи, ни удары судьбы. Пленительные образы русских женщин, созданные великим поэтом, по праву признанным певцом женской доли, не утрачивают своей

привлекательности, своего живого обаяния для новых и новых поколений писателей [4].


Ко всем своим женщинам Некрасов всегда был щедр и даже после расставания помогал им. Если не брать во внимания многочисленные мимолетные увлечения, в том числе и горничными, в жизни Некрасова было всего четыре женщины. Это красавица и умница Авдотья Яковлевна Панаева, французская актриса Селина Лефрен, ярославская вдова Прасковья Николаевна Мейшен и единственная ставшая официальной женой Фекла Анисимовна Викторова, нареченная поэтом Зинаидой Николаевной. Но только две женщины оставили глубокий след в творчестве поэта: это Авдотья и Зина. Если жизнь Некрасова можно разделить на жизнь до Зины и с ней, то к Панаевой это неприменимо: Авдотья Яковлевна оставалась его музой до конца его дней.


Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченные взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово.

Если проза в любви неизбежна,
Так возьмем и с нее долю счастья:
После ссоры так полно, так нежно
Возвращенья любви и участья…



Читайте также: