Сообщение на тему разбойничьи песни

Обновлено: 30.06.2024

Эта песня должна была увидеть свет в картине А. Митты "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил". Должна была, но не увидела. И сам фильм вышел совсем не таким, каким его видел Высоцкий. Он с радостью согласился сниматься в роли Ибрагима Ганнибала, тем более, что первоисточником сценария была работа обожаемого Пушкина "Арап Петра Великого".

Включился в работу, написал и предложил в фильм две песни: "Купола" и "Разбойничью". С энтузиазмом рассказывал зрителям об этом:

И я думаю, что скоро вы уже увидите фильм и услышите, там я буду петь одну песню "Разбойничью". Может быть, я буду петь, может быть, Золотухин, который вместе со мной снимается и играет моего слугу. Мы с ним и в театре вместе работаем, и всегда вместе поем мои песни, когда снимаемся вместе, вот, и работаем в кино. Ну вот, значит, здесь со мной вы встретитесь с экрана. Я думаю, что летом, потому что сейчас как раз мы заканчиваем съемки этого фильма. (Ивантеевка, ДК "Юбилейный", 23.01.76)

Да, такую песню мог бы спеть Филька, хотя вряд ли. Не похож этот персонаж на разбойника, хоть и пытается с отчаяния ограбить путника.

Позднее определились с эпизодом, где будет звучать "Разбойничья". Но по разным соображениям фильм подвергся "художественной правке" и от него осталась какая-то легкомысленная комедия, ничего общего не имеющая ни с "Арапом. " Пушкина, ни даже с первоначальным сценарием. Конечно, песни Высоцкого для этой киноподелки были бы совершенно инородным телом.

В дальнейшем Владимир Высоцкий рассказывал про эпизод, в котором должна была звучать "Разбойничья", так:

Но в этой картине были песни, которые как часто бывает, в кино не входят. Но я их написал, честно написал, как мы и договаривались. Песня была вот в каком виде. Когда Ибрагим, выгнанный отовсюду: с работы, потом у него… его лишили преподавания, сломали ему школу, выгнали его из дому, и он такой обездоленный человек, значит, в немилость впавший, в царскую немилость, вот, он ходит по местам, где раньше были стапели, где стояли корабли, которые он строил, а там колодники, каторжники сидят и долго обсуждают, жалеют его, что вот он, мол дескать, такой чёрный, к нашим морозам непривычный, и что в Африке у них снегу нету. И что вот жалко, что нету у них снегу потому что как же озимые там растут, вот. Ну и потом они… он подходит к ним, они ему даже водочки предлагают , эти колодники, но он непьющий человек был, Ибрагим. Вот. Но всё-таки он их просит попеть что-нибудь. И они ему поют песню, которая так и называется — "Разбойничья". И они поют эту разбойничью песню. Я вам её спою, хотя её в картине вы и не услышите. (декабрь 1976, Подольск)

В видео звучит вариант, записанный в Канаде, на студии А. Перри, лучшая аранжировка и лучший аккомпанемент (на мой субъективный взгляд).

Как во смутной волости
Лютой, злой губернии
Выпадали мо́лодцу
Всё шипы да тернии.

Он обиды зачерпнул, зачерпнул
Полные пригоршни,
Ну а горе, что хлебнул,—
Не бывает горше.

Пей отраву, хоть залейся!
Благо, денег не берут.
Сколь веревочка ни вейся —
Всё равно совьёшься в кнут!

Гонит неудачников
По́ миру с котомкою,
Жизнь текёт меж пальчиков
Паутинкой тонкою.

А которых повело, повлекло
По лихой дороге —
Тех ветрами сволокло
Прямиком в остроги.

Тут на милость не надейся —
Стиснуть зубы да терпеть!
Сколь верёвочка ни вейся —
Всё равно совьёшься в плеть!

Ах, лихая сторона!
Сколь в тебе ни рыскаю —
Лобным местом ты красна
Да верёвкой склизкою!

А повешенным сам дьявол-сатана
Голы пятки лижет.
Смех, досада, мать честна! —
Ни пожить, ни выжить!

Ты не вой, не плачь, а смейся —
Слёз-то нынче не простят.
Сколь верёвочка ни вейся —
Всё равно укоротят!

Ночью думы муторней.
Плотники не мешкают —
Не успеть к заутренней:
Больно рано вешают.

Ты об этом не жалей, не жалей,—
Что тебе отсрочка?!
На верёвочке твоей
Нет ни узелочка!

Лучше ляг да обогрейся —
Я, мол, казни не просплю.
Сколь верёвочка ни вейся —
А совьёшься ты в петлю!

Подробно про участие Владимира Высоцкого в съёмках фильма, воспоминания режиссера, сценаристов, актеров можно найти в статье:

Эту песню перепели многие. Знаете, что удивляет больше всего? Все, буквально ВСЕ перепевки начинаются со строчки "Как в распутной волости. " Какой идиот и где первым нашёл это распутную волость, для меня остается загадкой. Но так и поют, ни один исполнитель не удосужился заглянуть в книгу или послушать оригинал. Ни один!

Разбойничество в феодально-крепостнической России было порождением определенных социально-исторических условий. Не вынося кабальных условий жизни, крепостные убегали от помещиков, солдаты — из царской армии, бурлаки — с тяжелых речных работ и т. д. Некоторые из этих беглых людей объединялись в шайки и занимались разбоем. На больших дорогах и реках они нападали на царских воевод, губернаторов, помещиков, богатых купцов и других представителей имущих классов. В явлении разбойничества, в уродливой в нравственном отношении форме, проявлялся протест против стеснительных норм общественной жизни, выражалась потребность в свободе и независимости, проявлялось своеобразное удальство и молодечество.

Ты добре ведь, губернатор, к нам строгонек был,

Ты ведь бил нас, ты губил нас, в ссылку ссылывал,

На воротах жен, детей наших расстреливал!

И они предают губернатора смерти.

Как это ни удивительно, общий эмоциональный колорит удалых песен на тему разбойничества очень светлый. И это можно понять. Из кабальных условий люди вырывались на волю, они с жадностью всматривались в природу, с умилением любовались ее красотами. Природа в удалых лирических песнях рисуется широкими размашистыми красками, показана сильной, могучей, берется подчас в ее наивысшем драматическом напряжении.

Исторические и разбойничьи песни Верхней Волги

Первый слайд презентации: Исторические и разбойничьи песни Верхней Волги

Исторические и разбойничьи песни Верхней Волги

Слайд 2: Что такое Исторические песни?

Исторические песни - это фольклорные эпические, лиро-эпические и лирические песни, содержание которых посвящено конкретным событиям и реальным лицам русской истории и выражает национальные интересы и идеалы народа.

Что такое Исторические песни?

Слайд 3: История русской лирической песни

История русской лирической песни

Слайд 4

Чем отличается песня от былины? В отличие от былин, в них действуют исторические лица – Иван Грозный, Петр I, предводители народных восстаний Степан Разин и Емельян Пугачев и др. События в песнях представляются в конкретно-историческом и реальном освещении. Исторические песни многообразны в стилевом отношении. Они объединяют произведения, сближающиеся по стилю с былиной, лирической песней, балладой, плачем, воинской песней и т.д.

Исторические и разбойничьи песни Верхней Волги

Слайд 5: Значение лирической песни

Лирические песни Верхней Волги (впрочем, как и все другие лирические песни) были тесно связаны с обрядами – древнейшими видами народной культуры. Существует мнение, что лирическая песня необходима в обряде для того, чтобы комментировать сам обряд. Большинство лирических песен – любовной или семейной тематики, раскрывающей социально-бытовую жизнь народа и объясняющей тематическое своеобразие лирических обрядовых.

Слайд 6: Типы лирических песен Верхней Волги

Наиболее распространенным типом лирической семейно-бытовой песни является песня-монолог, когда повествование передается от лица главного героя песни.

Типы лирических песен Верхней Волги

Слайд 7: Вот пример песни данного типа

Ах ты наш батюшка Ярославль-город! Ты хорош, пригож на горе стоишь, На горе стоишь — на всей красоте: Промежду двух рек, промеж быстрых — Промеж Волги-реки, промеж Котраски !

Вот пример песни данного типа

Слайд 8

Слайд 9: Послушаем пример песни данного типа

Послушаем пример песни данного типа

Слайд 10: В заключение

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Трудно пройти молча мимо такой книги, более того - практически невозможно. Даже если вы не любитель истории пиратства, поэтический мир настоящего народного фольклора необычных разбойничьих песен должен увлечь вас с головой. Речь идет о книге Николая Яковлевича Аристова (1834 - 1882 гг.) "Об историческом значении русских разбойничьих песен", впервые опубликованной в 1875 году в "Филологических записках" и перепечатанной воронежской типографией Н.Д.Гольдштейна.


Автор - известный русский историк и публицист. Получив образование в Казанской духовной академии, Н.Я.Аристов активно занимался исследованием древнерусских летописей, изучением истории народных движений, особое внимание уделял народному быту и фольклору. Магистерскую диссертацию защитил в 1866 году по теме "Промышленность Древней Руси", а в 1871 году также успешно защитил докторскую диссертацию на тему "Московские смуты в правление царевны Софии". Был профессором Казанского, Варшавского, Харьковского университетов, а также профессором и инспектором Нежинского историко-филологического института.


Можно только порадоваться тому, что московское издательство "Книжный дом "ЛИБРОКОМ" в серии "Академия фундаментальных исследований: история" в 2012 году выпустило 2-е (репринтное) издание книги Н.Я.Аристова, посвященное исследованию исторического значения русских разбойничьих песен.


В работе приводятся исторические сведения о разбоях на Руси начиная от князя Владимира и вплоть до XVII века, рассматривается их влияние на народную поэзию. Автор описывает областные разбои и разбои на Балтийском поморье, борьбу Москвы с областными разбойниками, рассматривает казачество как источник разбоев; поднимает вопросы, связанные с известными историческими личностями, такими как Василий Буслаев, Стенька Разин, Емельян Пугачев и другие. В книге также представлена классификация разбойничьих песен, освещается отражение в них быта и мировоззрения разбойников.

Несомненно, что в современных условиях в сравнение к таким песням сразу напрашивается такой вид песенного жанра как шансон. Но он появился в заморских кабаре лишь в конце XIX века, а разбойничьи песни пели на Руси давно. Их, например, неоднократно упоминали ещё в житиях русских святых. Но наибольшее распространение такие песни получили в XVI - XVIII вв. - период активного раз вития так называемого "разбойничества" в русских землях. Трудно переоценить и историческое значение разбойничьих песен. Они как бы отражали народное понимание текущих исторических процессов и нередко несли в себе опасный противоправный характер официальной пропагандистской идеологии. В разбойничьих песнях сохранились воспоминания о путях и гнездах старого разбойничества, указания на одежду и вооружение участников, на причины, побудившие их стать на преступный путь разбойничества. Из песен видно, кого преимущественно грабили и как жили разбойники, каков был внутренний распорядок в воровских шайках, каковы были обычаи при грабежах и каким пыткам и казням подвергались жертвы и неудачники.

Уверен, книга, написанная около полутора веков назад, будет и сегодня интересна не только историкам, культурологам и фольклористам, но и всем любителям-пиратоведам, кто хочет глубже познакомиться с историей отечественного морского разбоя и пиратства.

Читайте также: