Внешний вид монгольского воина сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Вооружение монголо-татарских воинов XIII-XIV вв. Иллюстрации по М.В.Горелику.

Монгольские луки и налучи XIII-XIV вв.

3-5, 7 – с тебризских миниатюр 1306-1307 гг.;

6, 10-12 – с тебризских миниатюр 30-х гг. XIV в.;

8 – с тебризской миниатюры начала XIV в.;

9 – с китайской картины эпохи Юань, конец XIII в.;

13 – резная костяная накладка на нижний конец налуча, из золотоордынского погребения, конец XIII-XIV вв. в нижнем Поволжье;

14 – из золотоордынского погребения, конец XIII-XIV вв. в Волгоградской области.

Монгольские лучники и саадачные пояса XIII- XIV вв.

1 – с тебризской миниатюры, начало XIV в.;

2, 3 – с тебризской миниатюры 1306-1307 г.;

4 – из золотоордынского погребения, конец XIII – начало XIV вв. в Волгоградской области;

5 – золото и сердолики, 1 половина XIV в., из Симферопольского клада в Крыму (реконструкция М.В. Горелика)

Монгольские колчаны XIII – XIV вв.

1 – с тебризской миниатюры-диптиха, начало XIV в.;

2-5, 9 – с тебризских миниатюр 1306-1307 г.;

6-8 – с каменных рельефов из аула Кубачи в Дагестане, XIV в.;

11-15 – декор колчанов из резных костяных накладок: 11 – район оз. Байкал, 12,13,15 – нижнее Поволжье, 14 – нижнее Поднепровье;

16, 17 – с тебризских миниатюр 30-х гг. XIV в.

Монгольские наконечники стрел XIII-XIV вв.

1-18 – из Каракорума в Монголии;

19-24, 37 – из Монголии;

25-36 – из Узбекистана;

46-48 – из Прикубанья.

Монгольские наконечники копий XIII-XIV вв.

1 – из Каракорума, середина XIII в.;

3,9 – из района оз. Байкал;

4, 6-8 – из Монголии и Бурятии;

10, 11 – из Тувы, 50-70-е гг. XIV в.;

12-14 – из Узбекистана;

15 – из Великого Булгара;

16 – из юго-западной Украины;

17 – из Поросья в среднем Поднепровье;

18, 19 – из нижнего Поднепровья;

20 – из Прикубанья;

21-23 – из нижнего Поволжья;

24, 25 – с тебризских миниатюр 1306-1307 гг.

Монгольские сабли XIII-XIV вв.

1-3 – из Монголии;

4.5 – из Поросья в среднем Поднепровье;

6, 9, 12-4, 20, 23 – из разных мест Украины;

7, 8, 10, 11, 15, 17-19, 22 – из Прикубанья;

16 – из золотоордынского погребения в Нижнем Поволжье;

21 – работа мастера Хачатура из армянской колонии в золотоордынском городе Великий Булгар в Волго-Камье, конец XIII – 1 половина XIV вв.;

24 – трофей мамлюков или мамлюкская работа XIV в. по монгольскому образцу, Военный Музей в Стамбуле;

25-38 – с тебризских миниатюр XIV в.

Монгольские мечи и клинковые пояса XIII-XIV вв.

1 – клинковый пояс, резной камень, из Хакасии, 1 половина XIII в.;

2 – клинковый пояс, золото, из Монголии, начало XIII в.;

3 – железная рукоять меча, из нижнего Поволжья, начало XIV в.;

4 – меч с клинком дамасской стали и серебряной фурнитурой с именем Харис ад-Дина, сделана в г. Великий Булгар, 30-е гг. XIV в.;

5 – из Каракорума в Монголии, середина XIII в.;

6 – с тебризской миниатюры, середина XIV в.;

7-10 – с тебризских миниатюр 30-х гг. XIV в.;

11, 12 – арабские мечи, с тебризских миниатюр 1306-1307 гг.

Монгольские палаши XIII-XIV вв.

1, 2 – из Монголии;

4 – из западного Казахстана;

5 – из нижнего Поволжья;

6 – из нижнего Подонья;

7 – из нижнего Поднепровья;

8, 9 – из Хакасии;

10 – с глиняной статуэтки из погребения монгольского чиновника эпохи Юань в Китае, начало XIV в.

Монгольские кинжалы и боевые ножи XIII-XIV вв.

1, 2, 16-9 – с тебризских миниатюр;

З, За, 6 – из Волжско-Камской Булгарии золотоордынского периода;

4, 5 – с серебряной отделкой, из эолотоордынских погребений в Прикубанье;

7-10,15 – из золотоордынских погребений на юге Украины и в Прикубанье;

11 – из южного Приуралья;

12-14 – из нижнего Поволжья.

Монгольские боевые топоры XIII-XV вв.

1,2,4 – из района оз. Байкал, XIII в.;

3 – из Каракорума;

5,7 – из нижнего Поволжья и бассейна р. Урал, XIII-XIV вв.;

6 – из золотоордынского слоя Биляра, 2 половина XIII-XIV вв.;

8 – из нижнего Поволжья, XIV в.;

9 – из Молдовы, 2 половина XIII – 1 половина XIV вв.;

10-15 – из Волжско-Камской Булгарии, XIV-XV вв.;

16-19 – из северного Предкавказья, XIV в.

Монгольские булавы и кистени XIII-XIV вв.

1-35 – булавы, 36-42 – кистени:

1-6, 12, 16, 17, 37, 39-41 – из южной Украины;

7, 8, 15, 37, 38 – из Волжско-Камской Булгарии;

9-11,14,18,20 – из северного Предкавказья;

13 – из Узбекистана;

19, 21, 38 – из нижнего Поволжья;

22 – из нижнего Подонья;

23-36 – с тебризских миниатюр 1306-1307 гг.

Защитные детали монгольского доспеха, XIII – начало XV вв.

1 – наплечник из кочевнического кургана в Венгрии, 2 половина XIII – начало XIV вв.;

2 – наплечник, с тебризской миниатюры 30-х гг. XIV в.;

3 – наплечники, с тебризской миниатюры 30-х гг. XIV в.;

4 – наплечники, с тебризской миниатюры 1370 г.;

5 – наплечники, с гератской миниатюры, начало XV в.;

6-7 – металлические ожерелья, с тебризских миниатюр 1370 г.;

8 – створчатые наручи с пластинчато-кольчужными перчатками, с тебризской миниатюры 1370 г.;

9 – остатки створчатого наруча из золотоордынского погребения в Молдавии, конец XIII – 1 половина XIV вв.;

10,11 – створчатые поножи с кольчужно-пластинчатым прикрытием стопы, с тебризских миниатюр 1370 г.;

12 – кольчужно-пластинчатые набедренники, с багдадской миниатюры 1396 г.

1-11 – с иранских миниатюр 1 половины XIV в.;

13 – с китайской картины на ту же тему того же периода;

14 – с настенной живописи эпохи Юань-из буддистского пещерного храма в провинции Синьцзян (северо-запад КНР);

1 – из Западной Сибири;

2 – из раскопок в золотоордынском Аккермане (ныне г. Белгород-Днестровский);

3-6, 9, 11, 12 – из золотоордынских городов и поселений Волжско-Камской Булгарии;

7 – из района оз. Байкал;

8, 13 – из Бурятии;

10 – из Монголии;

14 – из Хакасии (реконструкция М.В.Горелика);

15 – с тебризской миниатюры 1306-1307 гг.;

16 – с тебризской миниатюры 30-х гг. XIV в.;

17 – с тебризской миниатюры, середина XIV в.;

18 – с тебризской миниатюры 1370 г.;

19 – панцирь из Государственного Эрмитажа, конец XIV – начало XV вв.

1-4 – с тебризских миниатюр, начало XIV в.;

5 – с ширазской миниатюры 1331 г,;

6-9 – с тебризских миниатюр 30-х гг. XIV в.;

10 – с китайского каменного рельефа из гробницы эпохи Юань, начало XIV в.;

11 – с иллюстрации в китайской энциклопедии эпохи Юань;

13 – панцирь из могилы-кенотафа в южном Приуралье (пластины, реконструкция М.В. Горелика), XIII в.

1-7 – с тебризских миниатюр, начало XIV в.;

8 – с ширазской миниатюры 1330-1340 гг.,

9 – с багдадской миниатюры 1340 г.;

10 – с тебризской миниатюры 30-х гг. XIV в.;

11 – с бронзовой гравированной пластинки из золотоордынской столицы северного Предкавказья – Маджар (ныне г. Буденновск Ставропольского края);

12 – с гравированного бронзового сосуда, сделанного в Дамаске в 1290-1310 гг.;

13 – с картины китайского художника Ван Ченчженя (1280 – 1329);

15 – панцирь из золотоордынского погребения (середина – 2-я половина XIII в.) на левобережье нижней Волги в западном Казахстане (реконструкция М.В.Горелика)

Монгольские ламинарные и комбинированные – ламеллярно-ламинарные панцири XIII-XIV вв.

1-6 – ламинарные панцири, с тебризских миниатюр, 1 половина XIV в.;

7 – ламинарные панцири, с багдадской миниатюры, 1 половина XIV в.;

8, 9 – ламинарные панцири, с тебризских миниатюр, 1 половина XIV в.;

10-18 – ламеллярно-ламинарные панцири, с тебризских миниатюр, 1 половина XIV в.;

Пластины монгольского ламеллярного панциря XIII-XIV вв.,
по материалам археологических раскопок

1, 2, 11 – из Сан Пао в провинции Синьцзян (северо-запад КНР);

3 – из района оз. Байкал;

4, 5 – из Хара-Хото в провинции Цинхай (северо-запад КНР);

6, 7 – из Самарканда;

8 – из Волжско-Камской Булгарии;

10 – из провинции Цинхай (северо-запад КНР);

12, 13 – из северного Предкавказья;

14 – из округи г. Киева;

Изображения монгольских шлемов XIII-XIV вв.

1 – с сирийского бронзового сосуда, конец XIII – начало XIV вв.;

2-21, 23-61 – с иранских миниатюр:

2-6, 9-14, 16-21, 52 – Тебриз, начало XIV в.;

7, 8, 15, 22-24, 31, 32, 47-51 – Тебриэ, 30-е гг. XIV в.;

25-30, 33-38, 40-42 – Шираз, 1330 -1340 гг.;

43, 53-60 – Тебриз, 1 половина – середина XIV в.;

61 – Тебриз, 1370 г.;

22 – Багдад, 1339 г.

Монгольские шлемы XIII-XIV вв. (реальные образцы)

1 – из золотоордынского погребения в южном Приуралье, XIII в.;

2 – из Перми, XIII-XIV вв.;

3, 9, 14, 17-19, 21, 22 – из золотоордынских погребений в северном Предкавказье (3,14,17,22 – XIII в., остальные – XIV в.);

5, 10 – из Китая, XIII в.;

6, 8 – из золотоордынских погребений в Приднестровье, конец XIII в.;

7, 16, 23 – из золотоордынских погребений в Поросье на среднем Поднепровье, 2 половина XIII – начало XIV вв.;

11 – из Казахстана, XIII в.;

12 – из собрания графа Вилчека, конец XIII – начало XIV вв,;

13 – из хулагуидского Ирана, конец XIII в.;

20 – из золотоордынского погребения в Приазовье, XIV в.;

24-26 – из хулагуидского Ирана, 30-е гг. XIV в.;

27 – из Ирана, последняя треть XIV – начало XV вв.

Монгольские шлемы с забралами-личинами, XIII-XIV вв.

1-5 – из золотоордынских погребений, середина XIII – 1 половина XIV вв.:

1 – наголовье под личину, частичная реконструкция М.В.Горелика, частная коллекция;

2, 4 – из кочевнических курганов у сел Ковали и Липовец, Поросье;

3 – из Татарстана;

5 – из кочевнического кургана у с. Ротмистровка, Нижнее Поднепровье;

6 – с багдадской миниатюры, начало XIV в.;

7 – с тебризской миниатюры, середина XIV в.

Монгольские шлемы с наносниками, надбровьями и забралами-полумасками и их русские подражания, середина XIII – 1 половина XIV вв.

1-9, 12-14 – монгольские шлемы;

10,11 – их русские подражания;

1 – посеребреный, с золотым и черневым декором, с остатками арабской надписи на челе, из Городца на Волге, работа монгольских мастеров в Иране, середина XIII в. (1а – реконструкция шлема М.В. Горелика);

2 – золоченый, из золотоордынекого кочевнического погребения в Южной Украине, середина XIII – начало XIV вв.:

3 – золоченый, из золотоордынского кочевнического кургана – погребения половецкого хана на р.Чингул в Запорожье, 2 половина XIII в.;

4 – золоченый, найден у с. Никольское в Орловской губернии, 2 половина XIII – 1 половина XIV вв.,

5 – золоченый, с серебряными заклепками по медной обтяжке на полумаске, из кочевнического кургана в правобережье р. Прут, восток Румынии, время то же;

6 – с золотыми узорами, из золотоордынского кочевнического кургана – погребения половецкого хана в урочище Таганча, Поросье, середина – 3 четверть XIII в.;

7 – шлем из Киева, середина XIII в.;

8 – деталь шлема из городища в Хмельницкой области, юго-западная Украина, середина XIII в.;

9 – шлем, хранящийся в Народном музее в Кракове (место находки неизвестно), середина XIII-XIV вв.;

10 – с золотым декором с восточно-христианскими мотивами, из кочевнического кургана в румынской Молдове, работа мастеров Даниила Галицкого по монгольскому образцу, середина – 2 половина XIII в.;

11 – русский шлем (1 половина XIII в.) с чеканным серебряным декором, поверх которого в середине XIII в. наклепано монгольское забрало-полумаска, найден вместе с кольчугой у с. Лыково в районе дворцового комплекса Боголюбово, вероятно принадлежал великому князю Андрею Ярославичу и брошен им в 1252 г. после неудачного столкновения с карательной золотоордынской армией под Переславлем-Залесским;

Монгольские щиты XIII-XIV вв.

1 – железный щит из Хорезма, XIII в.;

2 – из золотоордынских погребений в северо-западном Предкавказье и нижнем Поднепровье, 2 половина XIII – XIV вв.;

3 – с тебризских миниатюр, начало XIV в.;

4, 5 – с тебризских миниатюр 1314 г.;

6, 7, 9 – с ширазских миниатюр 1331 г.;

8, 12 – с ширазских миниатюр 1333 г.;

10, 11, 13 – с тебризских миниатюр 30-х гг. XIV в.;

14 – с ширазской миниатюры 1341 г.;

16-18 – с тебризских миниатюр 1370 г.

Комплексы вооружения из воинских погребений Золотой орды

1 – из погребения в южном Приуралье, 2 половина XIII в.;

2 – из погребения в Ингушетии, с монетами, начала XV в.

Изображения монгольских боевых знамен и значков XIII-XIV вв.

1 – с китайской картины эпохи Юань;

7-26 – с иранских миниатюр XIV в.

Монголы

С китайской картины рубежа IX-X вв.

Татары

С китайских картин XI-XIV вв.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Монголы, или татаро-монголы, как их принято именовать в русской исторической традиции - своего рода феномен. Огромное войско, огромная империя, раскинувшаяся почти на половину Евразии, имевшая колоссальный военный, экономический и политический потенциал.

Государство монголов (если считать его именно единой державой) оставило после себя до обидного мало археологических источников. Именно по этой причине в т.н. "альтернативной ситуации" существует и почти что процветает точка зрения, отрицающая факт существования государства чингизидов. Но вдаваться в исторические споры мы не будем, автор этого блога склонен придерживаться официальной исторической версии. )

Итак, примем за аксиому: монголы существовали, татаро-монгольское иго на Руси было, и знаменитый их поход в Европу тоже был. И в этом плане становится интересным, какое защитное снаряжение имели те самые монголы. ))

Популярный миф

Он гласит, что монгольская конница имела почти исключительно легкое вооружение, и именно это, по странной логике мифотворцев, позволяло ей одерживать победы над "неповоротливыми" русскими дружинниками и европейскими рыцарями. Тот, кто этому мифу верит, просто-напросто не представляет себе мощи удара слаженного кулака броненосной кавалерии Средневековья, неважно, русской, европейской или, скажем, византийской. )

На самом деле тяжелая конница у монголов была. Доказательств этому очень много - свидетельства европейского путешественника Плано Карпини, среднеазиатские, китайские и даже японские источники. Единственная проблема: археологами найдено очень немного подлинно монгольских доспехов, поэтому защитное вооружение "истинных чингизидов" в основном реконструируется либо по изобразительным источникам - миниатюрам средневековых жителей Средней Азии и Китая, либо по описаниям из книги Плано Карпини "История монголов".

Как ни странно, в наилучшей сохранности находятся те монгольские доспехи, которые оказались в. Японии после знаменитого вторжения.

Поскольку объемы статьи ограничены, резюмирую кратко: тяжеловооруженных воинов в монгольской армии было довольно много. Примерное соотношение тяжелой и легкой конницы - 1 к 3.

Причины мифа

Возможно, причинами мифа о "сверх-легких монгольских лучниках" послужило два фактора: во-первых, согласно упоминаниям многих древних авторов, очень часто материалом для изготовления монгольских доспехов служила кожа. По уточнению Плано Карпини - просмоленная. Кожа очень плохо сохраняется в земле, гораздо хуже железа, поэтому артефактов кожаных монгольских доспехов обнаружено крайне мало (хотя и есть).

Во-вторых, в сознании обывателя "кожаный доспех" равносилен "легкому". Это совсем не так. Чтобы кожаный доспех хоть как-то соответствовал по прочности железному, его приходится делать очень толстым и жестким, лучше всего - двух-трехслойным. А такой панцирь будет. Тяжелее железного!

Характерная деталь

Первое, что "кидается в глаза", глядя на реконструкцию монгольских "степных рыцарей" - это отсутствие кольчуги. Кольчуга, основной элемент доспехов русичей, византийцев и европейцев эпохи Чингисхана и Батыя, совершенно не встречается у монголов этой эпохи! Она появляется у воинов Золотой Орды только к XV веку. ))

Традиционный монгольский доспех - это ламелляр или ламинар, иногда - сочетание и того, и другого. На всякий случай напоминаю: ламелляр - это много мелких кожаных, железных или костяных пластинок, связанных между собой и/или нашитых на какую-то основу, ламинар - это броня из длинных, чаще всего горизонтальных пластин. Самый яркий пример - римская лорика сегментата.

Доспех с интересным названием

Монгольские ламелляры выполнялись из кожи, выделанной до совершенно негибкого, задубелого состояния, либо из железа. У современных реконструкторов вы можете увидеть доспехи, представляющие собой чередование стальных чешуек и жестких кожаных полос - но историчность этой брони под вопросом. Известно, что у монголов ламинарные и ламеллярные части иногда чередовались - но неизвестно, чередовался ли металл с кожей.

Варианты, подобные комплекту на фото выше, считаются тем самым монгольским "хуягом" ("куяком"), хотя ни одного подлинно монгольского ламеллярного куяка до наших дней не сохранилось. Только более поздние изделия других азиатских народов такого же типа - корейские, китайские, тибетские "куячные" доспехи.

Толщина металла - 1 мм. Масса всего комплекта (с оплечьем и защитой ног) может достигать 16 кг, если он железный. Кожаный может весить больше.

Сохранилось много изображений монгольских воинов в подобной броне. Она всегда долгополая, закрывает ноги ниже колен и по фасону подобна халату.

Стальные или кожаные чешуйки соединяются кожаными ремешками. Изредка приклепываются друг к другу или к кожаному основанию (сейчас сложно сказать, "историчен" ли монгольский клепаный ламелляр, или нет). Доспех на завязочках довольно прочен, но не слишком надежен - шнуры постоянно перетираются, и их надо заменять.

Полагают, что для связки пластин монголы использовали кожаные шнуры, а не шелковые, как, например, японцы.

Предок бригантины

Другой вариант монгольского доспеха, который, кстати говоря, считается предком знаменитой европейской бригантины - это "хатангу дегель", в просторечии на сленге современных реконструкторов - хатанга.

Как выглядела та самая хатанга какого-нибудь батыра Субэдэя, сейчас сказать опять-таки сложно. Одним из самых близких к "историчному" варианту считают вот этот, на фото ниже:

Это реконструкция монгольского доспеха периода вторжения на японские острова, в Японии же и хранится (в музее города Генко). Видите множество мелких заклепочек? Это и есть "хатангу дегель", а проще говоря - халат, подбитый стальными пластинами.

Вариантов такой брони - бесчисленное множество. Она была распространена в Индии, в Китае, в среднеазиатских султанатах и эмиратах, где жил и приключался Ходжа Насреддин. Да где только ее не было! Очень удобная вещь, прочная, красивая, не нагревается на солнце и одновременно прекрасно защищает от чего угодно, кроме, пожалуй, пики с бронебойным наконечником - в живот, да с разгону. )

Вот вариант "бронехалата" хатанги в исполнении одной из современных реконструкторских мастерских:

Весит такое "бронеплатье" столько же, сколько и ламелляр-"куяк".

Здесь все довольно просто. Монголы использовали сфероконический шлем, распространенный во всей Евразии. Его собственное название - "дуулга".

"Дуулга" отличался следующими признаками: во-первых, он во времена Чингиса и Батыя был не цельнокованый, а тоже ламеллярный, собранный на заклепках из нескольких пластин. Чтобы шлем не рассыпался от удара, на макушке пластины собирались под эдакий колпачок.

Отличительным его признаком является козырек, который часто присутствует на монгольских шлемах, но которого практически никогда нет на русских (!).

Кольчужной бармицы дуулга не имел, только кожаную либо "куячную", как шлем от "желтого" комплекта из Японии, показанный выше. Также защита шеи могла быть и жесткой, ламеллярной или ламинарной, из горизонтальных полос. В этом случае она оказывалась практически непробиваемой, хотя и весила немало.

Монголы стали известны миру как опытные завоеватели и превосходные воины. Кочевой образ жизни для этого народа остается актуальным даже в наши дни. Однако их история, быт, культура настолько богаты, что в рамках одной статьи раскрыть их полноту невозможно. Мы рассмотрим основные моменты становления монгольского народа, важные моменты истории, особенности жизни и традиции.

История


Предки монголов появились еще в незапамятные времена. Археологи относят их появление к раннему палеолиту. Однако становление современного монгольского народа начинается с середины 12 века. Именно тогда в Азии все чаще начинает звучать имя великого завоевателя Чингисхана. Изначально Чингисхан был известен под именем Тэмуджин, а Великим Правителем его нарекли ближе к середине 13 века.
Завоевать обширные территории монголам помогли реформы, проведенные Тэмуджином. Он был не просто прекрасным воином, но и военачальником, издавшим свод законов, регламентировавший призыв в армию. Ему принадлежит и реорганизация войск. Реформы привели к созданию мощной армии, сумевшей покорить Китай, свергнув династию Цзинь. Следом монголы начали покорять Русь.
Монгольские завоевания коснулись не только Руси и Китая. Войска дошли до Европы, вторглись в Иран. Женщин монгольские воины не щадили, мужчины же могли выбирать между гибелью или присягой на верность правителю. В результате свое влияние монгольская армия распространила на территории Персии, современных Кореи и Вьетнама, а также Индии и Палестины. Однако уже к концу 14 столетия разрозненность и борьба ханов привели к упадку монгольской империи. Разрозненность усугублялась, даже несмотря на старания потомков Чингисхана объединить страну.
К 18 веку умирает последний потомок Чингисхана и начинается борьба за правление страной. Китайская династия Цин, воспользовавшаяся моментом, вводит войска для полного уничтожения великого государства.
В истории современной Монголии произошло несколько революций, связанных с появлением СССР. Преимущественно они носили мирный характер.

Жизнь


Современные монголы в основном живут в юртах. Жители столицы обосновались в многоквартирных домах. Многие до сих пор используют в качестве основного транспорта лошадей. В целом страна остается неразвитой, существует незаконная добыча полезных ископаемых, недавно наблюдавшийся рост ВВП резко снизился.
Значительных перспектив к развитию Монголия не имеет. Это связано с большой территорией и низкой плотностью населения. Из 3,5 миллионов в столице проживает примерно половина населения, при этом отсутствие как таковых технологий не позволяет стране занять значимое положение в мировом сообществе.

Традиции

  1. Запрещается ругаться при родителя, показывать злость, бросать косые взгляды.
  2. Сын обязан беречь имя отца.
  3. Перед пожилыми людьми нельзя переходить дорогу — это равносильно оскорблению.
  4. Ладони хранят священную тайну, связанную с судьбой. Поэтому их нельзя показывать незнакомцам.
  5. Растения и цветы необходимо беречь, без нужды не срывать.
  6. Источник с водой оскверняет мытье грязных вещей.
  7. Брать огонь из рук постороннего опасно, как и приносить его в чужую юрту.
  8. Запрещено ступать на золу. В ней может жить дух умершего.
  9. Острые предметы и ножи дарить не принято.
  10. Ставят юрту только там, где не было до этого других юрт.
  11. Главные подарки обычно вручают после ухода. Остальные преподносят в ходе встречи.
  12. Затмение воспринимается с особым трепетом. Лунное или солнечное — неважно. Монголу запрещается в это время спать, есть и пить. Даже отдых лежа запрещен.
  13. Нельзя проливать вино или кумыс, иначе это навлечет беду на дом или скот.
  14. Женщинам запрещено расчесывать волосы в присутствии мужчин.

Жилище


Юрты имеют различное назначение. Предназначенные для жилья располагают простым убранством, чтобы их можно было быстро собрать. Гостевые юрты очень нарядны. Двери юрты всегда обращены к югу, чтобы можно было легко определить время суток. Солнечный луч проникал через центр кровли и далее скользил по периметру, таким образом создавая подобие солнечных часов. Существует ряд обычаев, которые необходимо соблюдать при посещении юрты. К нежелательным действиям относятся:

  • Посещение юрты без спроса;
  • Близкий подъезд к юрте на автомобиле;
  • Разговор через порог;
  • Посещение юрты с оружием;
  • Бесшумный вход — так могли делать только грабители;
  • Заходить в юрту во время родов;
  • Забирать из юрты молоко или огонь;
  • Громко свистеть — значит, вызывать злых духов.


Кухня монгольского народа характеризуется блюдами, свойственными для кочевников. Доминируют мясные, молочные и мучные блюда.
Самым популярным блюдом являются позы. Это сытные пельмени, в состав которых входит начинка из баранины. К ним подаются различные специи, которыми можно разнообразить вкус каждого пельменя.
Цуйван — блюдо, аналог которого можно встретить в тайской, китайской, корейской и японских кухнях. Представляет собой жареную лапшу с бараниной.
Специфическим и довольно жирным десертом являются сливки урум. Они готовятся из топленого молока. Вообще, молочные продукты Монголии отличаются повышенной жирностью. Кобылье молоко кумыс и масло из бычьего молока — яркие тому примеры.

Одежда


Мужчины и женщины традиционно носили халат дэли. В качестве пояса используется кушак, имеющий длину 7 метров. Такой пояс необходим для утепления поясницы. Он защищал кочевника от холодного воздуха.
Дэли до сих пор носят в качестве повседневного и праздничного наряда. В общей сложности насчитывается свыше 400 видов этой одежды. Во время правления Чингисхана существовал строгий регламент дэли. Так, мужские и женские халаты не отличались друг от друга. Повседневный вариант шился из хлопка, а праздничный — из шелка. В качестве утеплителя на зиму использовали мех. Интересно, что в верхнюю часть клали вещи. При этом даже в случае быстрой скачки они не могли выпасть, так как пояс надежно фиксировал халат. Все в дэли продумано до мелочей. Длина позволяет закрывать ноги, а высокий воротник — горло. Поэтому даже в сильные морозы при быстрой езде человек на замерзал. Пояс не только согревал поясницу, но и уберегал от воспаления легких. Благодаря такому халату можно быто даже ночевать без юрты. На нижнюю часть ложились, а верхней укрывались.
Раньше большое значение придавали цветам. Так, красный цвет символизировал удачу. Сейчас ярким предпочитают нейтральные цвета. Женщины выбирают бежевый, темно-синий или коричневый. Мужчины носят черный, темно-коричневый. Повседневный вариант халата шили из сатина, бархата или парчи. Праздничный — из атласа. Есть особый летний фасон, который шьется без рукавов. Преимущественно используют шелковую ткань.
Головные уборы имеют разнообразную форму. В основном для них использовался мех, например, из овечьей шерсти или лисицы. Еще один примечательный предмет гардероба — хадак, который мог быть расшит узорами, в том числе в виде людей. Хадак считается одним из лучших подарков для монгола. В зависимости от цветов платок мог символизировать разные пожелания. Например, синий означает спокойствие. Его преподносили в дар богам. Зеленый символизировал урожай, а красный — пламя, ассоциирующееся с домашним очагом. Желтый защищает от злых духов, помогает в работе и учебе. Большую популярность желтый хадак имеет у буддистов. Белый символизирует материнское молоко и связывается с мудростью Будды. Наконец, реже всего используют черный хадак, который призван отогнать порчу.
Напоследок отметим обувь. Монголы используют в качестве обуви гутулы. Их отличают загнутые носки и толстая подошва. Утеплителем служит войлок. Такие сапоги очень удобны при верховой езде, хотя сейчас они уже не пользуются былой популярностью.

Итак, мы многое узнали о монголах. От прочих народов они отличаются самобытностью и большой значимостью старых обычаев в жизни общества. Сумев покорить обширные территории, начиная от Китая и заканчивая Европой, монголы были сражены междоусобицами и окрепшей китайской армией. Сейчас страна переживает очень сложные времена, а ее экономика только начала зарождаться. Однако прирост населения и активное строительство в столице напрямую указывают на то, что развитие у Монголии все-таки есть.

Плано Карпини обязательным оружием монгольского воина называет топор, которых у монголов было несколько типов. По мнению М.В. Горелика, были даже топоры, предназначавшиеся для метания. Но письменных свидетельств такому их применению нет, хотя о метании франциски – топора франкских воинов, известно.

Пластинчатый доспех из склеенных между собой кожаных пластин, детали которого были обнаружены на месте сражения с монголами в Японии. (Исторический музей в Генко, Япония)

Корейским шлем XV – XVII вв. Вес 1882.4 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Монгольский шлем с наушами из Музея монгольского вторжения в Генко, Япония. Вес 2 кг.

Монгольский шлем, аналогичного типа. (Исторический музей в Генко, Япония)

У бригандин, как и на Западе, подбивали металлом внутреннюю поверхность доспехов, так, что на поверхности оставались лишь головки заклепок. Ламинарные латы выделывались из широких кожаных лент, склеенных между собой в несколько слоев и прошитых нитками. Но в XV веке технология изменилась: полосы уже не привязывали друг к другу, а ковали из железа и приклепывали к ремням на изнанке. Применялись и оригинальные комбинированные панцири с последовательным чередованием ламинарного и ламеллярного наборов.

Тибетский доспех с последовательным чередованием ламинарного н ламеллярного наборов. (Королевский арсенал, Лидс, Англия)

Оригинальный монгольский доспех из костяных пластинок. (Исторический музей в Генко, Япония)

Реконструкция монгольского военного костюма эпохи вторжения в Японию. (Исторический музей в Генко, Япония)

Согласно описанию Плано Карпини, монгольские доспехи XIII века состояли из четырех деталей: нагрудника, наспинника, соединявшегося с нагрудником застежками на боках. Обе детали прикреплялись друг к другу при помощи железных дуг, огибавших тело наподобие лямок. Руки от плеча и до кисти защищались длинными наплечниками, прикреплявшимися к этим же дугам, а ноги закрывали прямоугольные набедренники, прикреплявшиеся к нагруднику.

Многие доспехи походили на халат, и тоже были длиннополые, до самых щиколоток (хотя встречались и короткие, похожие на куртку с короткими рукавами), третьи имели длинные, до самых кистей рук, оплечья. Но обычно оплечья прямоугольной формы или же фигурной, делавшей их похожими на лист дерева, доходили лишь до локтей. С XIV века их конструкция изменились. Теперь оплечья стали иметь вид узких металлических полос, уступами наклепанных в горизонтальном положении на несколько ремней, расположенных вертикально. А их привязывали к выпуклым металлическим пластинам, которые защищали плечи воина.

На месте высадки монголов в Японии были найдены и вот такие железные стремена. (Исторический музей в Генко, Япония)

А вот так вполне могли выглядеть монгольские кони той эпохи. (Зоопарк в Праге)

Щит из прутьев, оплетенных нитками, на вооружении тимуридского всадника. Но такими же щитами пользовались и монголы. (Королевский арсенал, Лидс, Англия)

Тибетский меч XVIII – XIX вв. Длина 99,1 см. Общий вес:1173,7 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Читайте также: