Сообщение на тему рассказчик и автор в эпическом произведении

Обновлено: 20.05.2024

Художественный мир произведения включает в себя объект (что изображается) и субъект (кто изображает) изображения. Субъект изображения в эпическом произведении рассказывает о неких событиях, обращаясь к адресату произведения – читателю.

Субъектом изображения является не каждый субъект речи в произведении. Персонажи, ведущие диалог, рассказывающие о событиях другим персонажам, являются субъектами речи, но не являются субъектами изображения, так как их речь адресована не читателю, а другим героям произведения, тогда как субъект изображения – это всегда посредник между миром персонажей и действительностью читателя.

Субъектами изображения в эпическом произведении являются повествователь, рассказчик, образ автора.

Задание:

Опираясь на статью Н.Д. Тамарченко, дайте характеристику субъектов изображения в эпическом произведении (повествователь, рассказчик, образ автора), приведите примеры.

Литература:

Тамарченко Н.Д. Акт рассказывания: повествователь рассказчик, образ автора // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004. С. 300-310.

Точка зрения

Классификации точек зрения:

Опираясь на работыБ.А. Успенского и Б.О. Кормана, раскройте данные понятия (разные типы точек зрения) и приведите примеры.

Литература:

Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб, 2000. С. 9-199.

Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972, Он же. Практикум по изучению текста художественного произведения. Ижевск, 1977.

Тамарченко Н.Д. Точка зрения // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004. С. 379-389.

Текстуальная композиция. Рама текста. Композиционно-речевые формы

Текстуальная композиция существенно отличается от композиции предметного мира. Так, концовка текста не обязательно совпадает с развязкой сюжета и т.д. Текстуальная композиция предполагает характеристику рамы текста (рамочных компонентов), смены композиционно-речевых форм, точек зрения и субъектов изображения.

Рама текста

Текст художественного произведения характеризуется целостностью и наличием определенных границ. Эти границы определяются рамочным текстом.

Компонентами рамочного текста являются: имя (псевдоним) автора, заглавие, авторское определение жанра, подзаголовок, посвящение, эпиграф, предисловие (вступление) (эти компоненты составляют заголовочный комплекс); авторские примечания, авторское послесловие, внутренние заглавия (частей, глав), авторские ремарки и список действующих лиц (афиша) в драматическом тексте.

Рамочные компоненты имеют структурообразующуюфункцию: придают произведению завершенность, подчеркивают его целостность. Кроме того, рамка подчеркивает диалогический характер произведения: во-первых, рамочные компоненты (особенно заголовочный комплекс) подготавливают и направляют восприятие произведения читателем-адресатом; во-вторых, устанавливают диалогические отношения с другими произведениями (например, эпиграф - с текстом-источником эпиграфа и т.д.).

Задание:

Литература:

Ламзина А.В. Рама // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004. С. 103-118.

Задание:Используя указанные статьи учебника, дайте определения повествования (как композиционно-речевой формы), описания, рассуждения, диалога и монолога.

Литература:

Тамарченко Н.Д. Повествование в ряду композиционно-речевых форм // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004. С. 339-348.

Скиба В. А. Рассуждение // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004. С. 355-367.

Нестеров И.В. Диалог и монолог // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004. С. 3679-379.

План практического занятия 4.

Примеры решений задач по астрономии: Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное .

Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно.

Повествование в художественном произведении не всегда ведётся от лица автора.

Полностью присутствует писатель как автор в таких жанрах, как автобиография, исповедь, записки, письма. Повествование ведется от первого лица.

РАЗНИЦА МЕЖДУ

ПОВЕСТВОВАТЕЛЕМ И РАССКАЗЧИКОМ

Повествователь - рассказывающий автор, это персонаж художественного мира.

Рассказчик - автор, рассказывающий устами персонажа. Рассказчик живет в каждом конкретном тексте – это, к примеру, старик и старуха, которые жили у самого синего моря. Он непосредственный участник каких-то событий.

А повествователь всегда находится над рассказчиком, он историю излагает целиком, являясь участником событий или свидетелем жизни героев. Повествователь - это персонаж, который представлен как писатель в произведении, но при этом он сохраняет особенности своей речи, своих мыслей.

Зачем автор иногда скрывается под маской или поручает повествование своему герою?

Чтобы представить и раскрыть свой замысел во всей полноте, автор надевает на себя разные маски – в том повествователя и рассказчиков. Два последних – очевидцы событий, читатель им верит. Отсюда возникает ощущение достоверности происходящего. Автор будто на сцене – страницах произведения – играет один множество ролей созданного им спектакля. Поэтому так интересно быть писателем!

КТО РАССКАЗЫВАЕТ ИСТОРИЮ СИЛЬВИО?
В КАКОМ ЕЩЕ ПРОИЗВЕДЕНИИ АВТОР ПРИБЕГАЕТ
К ПОДОБНОМУ ПРИЁМУ?

Ответ на вопрос: кто рассказывает историю Сильвио – раскрывается как матрёшка:

Повествование ведется от первого лица: рассказчик участвует в действии, именно ему, молодому армейскому офицеру, Сильвио поверяет тайну незаконченной дуэли. Интересно, что финал ее И.Л.П. узнает от противника Сильвио. Таким образом, рассказчик в повести становится и поверенным двоих персонажей, каждый из которых сам рассказывает свою часть повести, которая дана от первого лица и в прошедшем времени. Поэтому рассказанная история кажется достоверной.

Вот такое сложное построение, казалось бы, незамысловатой повести.

Сквозь слова рассказчика Гринёва слышен голос автора, Пушкина. Это его ирония сквозит в повествовании о детстве, воспитании Петруши, это Пушкин говорит устами своего героя о бессмысленности и беспощадности русского бунта.

Чтобы убедиться в этом, нужно задуматься, как организовано произведение с точки зрения повествования. Рассмотрим разные способы организации произведения с точки зрения особенностей выражения авторской позиции.

Повествователь. Повествование построено по нормам литературной речи, ведется от третьего лица. Повествование выдержано, в основном, в нейтральном стиле, а речевая манера не акцентирована. Автор не персонифицирован (то есть это не персона, не конкретный человек, это некая абстракция). В этом случае можно с наибольшей вероятностью предполагать, что по своей манере мышления и речи, по своему отношению к действительности повествователь максимально близок к автору. Такая форма дает, с одной стороны, большие возможности. Автор не только знает и видит все то, что знает и видит каждый герой в отдельности и все герои вместе, но и больше их, причем он видит и знает нечто такое, что им принципиально недоступно. Нейтральный, абстрактный автор вездесущ. Он может изобразить, к примеру, поле Бородинского сражения с высоты птичьего полета, как это делает Толстой. Он может увидеть, что герой делает в то время, когда он находится наедине с самим собой. Он может рассказать нам о чувствах героя, передать его внутренний монолог. Он знает, чем закончилась рассказываемая история и что ей предшествовало. Но он проигрывает другим формам выражения авторского сознания в эмоциональности.

Рассказчик. Повествование ведется от первого лица. Герой, от имени которого ведется повествование, как правило, сам является участником событий. Он не просто повествователь – он объект изображения. В этом случае рассказчик бывает ярко выражен стилистически – у него необычная манера говорить, повествование ориентировно на устную речь.

В этом третьем типе выделяется важная и интересная разновидность повествования, называемая сказом. Сказ – это повествование, в своей лексике, стилистике, интонациях и синтаксисе имитирующее устную речь, причем чаще всего простонародную. Приведем пример: «На другой день поехали государь с Платовым в кунсткамеры. Больше государь никого из русских с собою не взял, потому что карету им подали двухсестную.

Особым способом передачи чужой речи или мысли явля­ется несобственно-прямая речь. Этот приём был введён в русскую литературу А.С. Пушкиным и получил широкое развитие в художественной литературе.

Несобственно-прямая речь сохраняет полностью или частично лексические, стилистические и грамматические особенности речи говорящего лица, но синтаксически она не выделяется из авторской речи (сливается с ней).

В косвенной речи структура сложноподчинённого предложения, наличие в главном предложении глаголов речи или мысли отчётливо показывают, что автор выступает здесь только как передатчик чужой речи, чужих мыслей. Несобственно-прямая речь слита с авторской в одно целое: в несобственно-прямой речи автор, по существу, не передаёт речи или мыслей своего персонажа, а говорит или думает за него. Например:

И вот из ближнего посада

Созревших барышень кумир,

Уездных матушек отрада,

Приехал ротный командир;

Вошёл. Ах, новость, да какая!

Музыка будет полковая!

Полковник сам её послал.

Какая радость: будет бал!

Девчонки прыгают заране.

Но вот его комната. Ничего и никого, никто не за­глядывал. Даже Настасья не притрагивалась. Но, господи! Как мог он оставить давеча все эти вещи в этой дыре? Он бросился в угол, запустил руку под обои и стал вытаскивать вещи и нагружать ими карманы (Ф. Достоевский).

Несобственно-прямая речь принадлежит автору, все местоимения и формы лица глагола оформлены в ней с точки зрения автора (как и в косвенной речи), но в то же время она имеет яркие лексические, синтаксические и стилистические особенности прямой речи:

Полифония - (от греч. polys - много и phone - слово) - особая форма авторского видения мира и человека. Полифония - музыкальный термин. В полифонии, в отличие от гармонии, нет деления на мелодию и аккомпанемент, все голоса (музыкальные инструменты) равноправно ведут свои партии. М. М. Бахтин применил термин полифония прежде всего к творчеству Ф.М. Достоевского, имея в виду основной принцип его романов. Под полифоническим произведением Бахтин понимал тот факт, что, в отличие от других писателей, Ф.М. Достоевский в своих главных произведениях "ведет" все голоса персонажей как самостоятельные партии. Неотъемлемой чертой полифонического романа Бахтин считает то, что голос автора романа не имеет никаких преимуществ перед голосами персонажей. В отличие от "монологического" романа, где носителем высшего, конечного знания о мире является автор (Л.Н. Толстой "Война и мир"), в полифоническом каждый из героев наделен собственным голосом, "знанием о мире", которое может не совпадать с авторским, при этом "индивидуальность" правды героя полностью сохраняется. Другая особенность полифонического романа заключается в том, что герои, обрастая чужими голосами, приобретают идеологических двойников. Так, двойниками Раскольникова в романе "Преступление и наказание" являются Свидригайлов и Лужин, Ставрогина в "Бесах" - Кириллов и Шатов.Полифония возникает, когда различные точки зрения в произведении не подчинены друг другу, а выступают как равноправные.

Монолог – пространная речь персонажа или лирического героя, композиционно и по смыслу являющаяся завершенным, самостоятельным целым, обращенная к читателю, к самому себе или к другим персонажам.

Уединенные монологи – высказывания, осуществляемые человеком либо в прямом (буквальном) одиночестве, либо в психологической изоляции от окружающих. Таковы говорение для себя самого (либо вслух, либо, что наблюдается гораздо чаще, про себя, в формах внутренней речи) и дневниковые записи, не ориентированные на читателя.

Обращенные монологи могут иметь неограниченно большой объем. При обращенном монологе имеет место обращение к группе слушающих.

Диалог – это преимущественно речь устная, протекающая в условиях непосредственного контакта. Он слагается из высказываний нескольких (как правило двух) лиц; иногда беседу нескольких лиц именуют полилогом. Эти высказывания, в большинстве случаев краткие, называют репликами.

Если в литературном произведении повествование ведется от первого лица, это не значит, что рассказчиком является сам автор. Образ рассказчика – авторский вымысел для реализации пределенной авторской цели, и его роль в художественной организации текста не менее важна, чем само действие, о котором повествует автор.

Определение

Автор – писатель, поэт или драматург, создатель художественного или публицистического произведения, в котором отражается его мировоззренческая позиция и реализуется индивидуальный авторский стиль.

Рассказчик – вымышленный персонаж, от имени которого ведется повествование о судьбе героев или о событиях, составляющих содержание литературного произведения.

Сравнение

Автор реализует собственный творческий замысел, разрабатывая фабулу, выстраивая сюжет, наделяя героев драматической судьбой, соединяя фрагменты текста в единое композиционное целое.


Персонажи всегда получают прямую или косвенную авторскую оценку, важную для раскрытия идейного содержания произведения. В некоторых жанрах для этой цели вводится рассказчик – лицо, условно наделенное собственным суждением о событиях и героях, вокруг которых разворачивается сюжетное действие.

Повествование от первого лица – распространенный прием в европейской литературе XVIII – XIX веков. Рассказчику редко отводилась роль бесстрастного наблюдателя за событиями и хронолога: в его уста вкладывалась портретная характеристика главных героев произведения, оценка их поступков, прогнозы и предупреждения о последствиях необдуманных действий.

Введение фигуры рассказчика в сюжет произведения усложняет композицию, придает ей многоплановость и в то же время четко структурирует повествование. Автор при этом остается творцом и создателем, главным режиссером действия, а не его участником.

Введение 3
1.Автор в эпическом произведении 5
2.Образ автора в произведениях А.Платонова 13
Заключение 20
Список источников и научной литературы 23

ся ее анализу в работах о творчестве писателя. Обстоятельные характеристики этого выдающегося явления советской художественной классики содержатся в известных монографиях В. Щербины «А.Н. Толстой. Тво

ет и должен быть независим от приро¬ды.Проблематика свободы в человеке есть вершина идей До¬стоевского в антропологии; свобода не есть последняя правда о человеке эта правда определяется этическим на

важную тему, волнующую все человечество, тему любви, раскрывающуюся в художественных воплощениях мотивов, рассмотрение которых видится нам актуальным.Научная новизнаРазработка данной темы недостаточн

Читайте также: