Сообщение регулирование поведения воспитанников для обеспечения безопасной образовательной среды

Обновлено: 30.06.2024

Аннотация. В статье рассматривается актуальность создания безопасной образовательной среды в современной начальной школе.

С модернизацией современной системы российского образования вопрос о создании безопасной образовательной среды становится особенно актуальным. В настоящее время все школы переходят на новые Федеральные государственные образовательные стандарты, что задает новые требования к образовательным учреждениям. В Федеральном государственном образовательном стандарте (В ред. от 18 мая 2015 года) утверждается и закономерно ставится вопрос о факторах и условиях, необходимых для создания успешной реализации безопасной образовательной среды. Среди условий реализации основной образовательной программы в рамках ФГОС (В ред. от 18 мая 2015 года) определены психолого-педагогические условия, включающие вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, в том числе, сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся, формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни, дифференциация и индивидуализация обучения [4].

Здоровье учащихся показывает качество образования страны. Успешность учебно-воспитательного процесса и правильное развитие учащегося будет идти только в комфортной и безопасной образовательной среде. В связи с этим встает вопрос о путях создания и поддержания психологически благоприятного климата в образовательном учреждении.

Безопасность – залог человеческого развития. Если человек будет убежден в безопасности среды, где он обитает, то он чувствует себя в нем комфортно и соответственно, создаются условия, способствующие саморазвитию и самореализации учащихся. В настоящее время большое внимание стало уделяться критериям здоровья и безопасности, как в государственной политике, так и в системе образования, чему способствовало ухудшение здоровья детей, увеличение уровня социальной дезадаптации, ухудшение уровня нравственной воспитанности в обществе.

Безопасность образовательного учреждения:

- это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций;

- это система мер, принятых администрацией учреждения и государством, для защиты детей и имущества от внутренних и внешних угроз с учетом фактического состояния, технического состояния школы, условий организации учебно-воспитательного процесса, криминальной и техногенной обстановки, природной территории, предупреждения, пресечения и ликвидации последствий террористических акций.

Формирование и обеспечение безопасности образовательной среды предполагает:

1. Постоянную работу с учащимися, их родителями, педагогическим коллективом, органами исполнительной власти, милицией, общественными организациями в решении проблем комплексного обеспечения безопасности образовательного учреждения, ее защиты от внутренних и внешних угроз.

2. Оказание содействия органам внутренних дел по пресечению распространения наркотиков среди обучаемых и профилактике преступлений среди несовершеннолетних.

3. Организацию дежурства учащихся старших классов и членов родительского комитета по образовательному учреждению.

4. Контроль над соблюдением в образовательном учреждении внутреннего распорядка и правил безопасности.

5. Организацию охраны порядка на школьных мероприятиях.

6. Ознакомление учащихся и персонала образовательного учреждения с

правилами и тактикой безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

7. Контроль, за работой приборов охранной и охранно-пожарной

сигнализации, состоянием технических средств защиты.

8. Защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся и сотрудников образовательного учреждения.

9. Соблюдение техники безопасности учащимися и работникам образовательного учреждения.

10. Обучение учащихся методам обеспечения личной безопасности и

11. Документирование процессов, относящихся к важным событиям жизни школы в аспектах безопасности, в ходе их повседневного функционирования, а также в случаях реализации угроз и мероприятий по противодействию этим угрозам [2, с. 26].

Кроме того, начальная ступень обучения – чрезвычайно сложный и переломный момент в жизни каждого ребенка: меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. В начальной школе у ребенка возникает очень много стрессовых ситуаций – и это влияет на психическое и физическое здоровье учащихся, возникает дезадаптация, непонимание происходящего и ребенок может получить психологическую травму, влияющую на его дальнейшее развитие. В связи с этим безопасная среда предполагает не только обеспечение физической безопасности, как материально-техническое обеспечение, личное безопасное поведение ребенка в пространстве, но и, прежде всего, психологическая безопасность.

И.А. Баева под психологической безопасностью понимает состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в неё участников [1, с. 108].

Безопасная образовательная среда должна создаваться взаимодействием всех сторон затрагивающих жизнь младшего школьника, прежде всего это семья, где растет ребенок и конечно же школа, где большую половину дня проводит ученик. Приходя учиться в школу, ребенок преодолевает множество трудностей психологической адаптации, связанных с изменением его социальной позиции и изменением его окружающих людей детей, взрослых – учителей. Огромная роль в обеспечении качества школьной жизни ребенка принадлежит учителю начальных классов. От первого учителя зависит формирование личностных качеств человека, его жизненных ценностей, ведь именно в начальной школе формируются все основные убеждения, которыми будет ориентироваться человек всю жизнь. Учитель и родители должны создать комфортную и безопасную образовательную среду, в которой полноценно и всесторонне будет развиваться младший школьник.

Например, чтобы период адаптации школьников прошел спокойнее, родителям нужно заранее подготовить ребенка к школьной жизни:

- за месяц поменять режим дня;

- заранее познакомить ребенка и со школой, и возможно с учителем;

- в первые недели не загружать ребенка различными внеурочными кружками, секциями, репетитором;

- нужно уделять внимание состоянию ребенка: каждый день обсуждать, как прошел учебный день, помогать, поддерживать быть для него опорой.

Такая подготовка ребенка родителями может способствовать лучшей адаптации и снижению тревожности ребенка в первые дни обучения. Образовательный процесс невозможен без участия родителей. Таким образом, главная цель школы, семьи и содействующих развитию и воспитанию детей участников микросоциума – постоянная поддержка и внимание педагогов и психологов школы к развитию ребенка, изучение трудностей, особенностей и возможностей каждой семьи, своевременная помощь и поддержка родителей и школы.

При этом могут быть использованы такие методы, как посещение детей на дому, беседы с родителями, родительские собрания, тренинги, игры, которые сплачивают семью, различные конференции для создания у родителей правильного представления о развитии и воспитании их детей.

В качестве показателей психологической безопасности образовательной среды М.Ф. Секач и Э.Э. Сыманюк выделяют: низкий уровень психологического насилия; преобладание диалогической направленности субъектов общения; позитивное отношение к основным параметрам образовательной среды у всех ее участников; преобладание гуманистической центрации у субъектов образовательной среды; высокий уровень удовлетворенности школьной средой [4, с. 41]. Процесс психолого-педагогического сопровожде­ния психологической безопасности школьников опирается на ряд важных организаци­онных принципов, среди которых - системный характер деятельности педагогов, организационное закрепление различных форм сотрудничества уча­щегося и педагога в области создания условий ин­формационной безопасности личности школьника [3, с. 12].

Создание образовательной среды в школе предусматривает внедрение специального педагогического обеспечения данной работы. По мнению Н. Ю. Шепелевой, педагогическое обеспечение призвано содействовать успешному решению поставленных задач социализации учащихся в рамках возрастной нормы и с учетом специфики родительского заказа, индивидуальных и личностных ресурсов участников образовательного процесса в образовательном учреждении [6, с. 46]. Педагогическое обеспечение дает возможность осуществлять процесс социализации детей и молодежи в рамках целенаправленного педагогического управления: в соответствии с диагностированием, на основе специальной программы, посредством организации взаимодействия в разных формах и разными методами участников образовательного процесса друг с другом и с социумом.

1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Союз, 2002. 271 с.

2. Безопасная школа: настольная книга для руководителей и преподавателей образовательных учреждений / С.В. Алексеев и др.; под общей редакцией С.В. Алексеева, Т.В. Мельниковой. – СПб.: СПб АППО, 2013. – 280с.

3. Самоделова Л. А. Изучение основ информационной безопасности в системе дополнительного образования: автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2002.-27 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт от 29 декабря 2014 года № 1643 указанный Министерством образования и науки Российской Федерации (В ред. от 18 мая 2015 года).

6. Шепелева, Н. В. Педагогическое обеспечение процесса социализации учащихся в негосударствен- ном образовательном учреждении [Текст] : дис. . канд. пед. наук / Н. В. Шепелева. – Кострома, 2004. – 211 c.

Главной целью охраны жизни и здоровья детей в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий, сохранение жизни и здоровья воспитанников в процессе воспитания и организованного отдыха.

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Данная ситуация поставила перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям : предвидеть, научить, уберечь. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты : охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.

Деятельность коллектива ДОУ направлена на осуществление комплекса мероприятий для обеспечения безопасного пребывания детей, сотрудников, родителей в детском саду.

В комплексную безопасность участников образовательного процесса мы включаем :

-меры по антитеррористической защищённости;

-меры по противопожарной безопасности;

-меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

-меры по обеспечению сохранности жизни из здоровья детей;

- меры по охране труда и техники безопасности;

- меры по электробезопасности (ежегодно проводятся замеры сопротивления изоляции; ответственный по электробезопасности проходит обучение и проверку знаний).

Работу по обеспечению безопасности строим по таким разделам :

  1. Создание нормативно – правовой базы.
  2. Создание условий для безопасной жизнедеятельности.
  3. Работа с персоналом.
  4. Работа с родителями.
  5. Работа с детьми.

В дошкольном учреждении создана нормативно-правовая база, включающая :

Разработан и согласован паспорт безопасности.

Пересмотрена пожарная декларация в соответствии с последними изменениями.

Разработана программа производственного контроля.

Получен ответ на запрос в МВД о судимости работников, где указано, что судимых и находящихся под уголовным преследованием нет.

Ответственные прошли обучение по ГО и ЧС, пожарной безопасности, охране труда, электробезопасности.

По учреждению изданы приказы и разработаны следующие документы :

  1. Приказ об обеспеченииантитеррористической защищенности, в котором определён порядок охраны учреждения, пропускной режим, обязанности сотрудников по обеспечению режима безопасности в ДОУ, назначены ответственные лица.
  2. Приказы о назначении ответственных лиц за обеспечениеработы пожарной сигнализации, подписан контракт на обслуживание.
  3. Приказ об организации эвакуации детей и сотрудников.
  4. Приказ о противопожарном режиме.
  5. Приказы о назначении ответственных лиц за противопожарную безопасность, за охрану труда и технику безопасности, за тепловой режим, электрооборудование.
  6. Разработан план мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса.
  7. Разработан план эвакуации.
  8. Разработаны и утверждены инструкции :
  9. Имеются памятки по действиям персонала при возникновении угрозы террористических актов и чрезвычайных ситуаций.

В учреждении установлено дежурство в ночное время – сторожа, в дневное время пропускной режим на территорию дошкольного учреждения осуществляется ответственным лицом за открытие и закрытие ворот, дверей в течение дня (Зам.Зав.по АХЧ), определена периодичность осмотра территории.

Имеются в достаточном объеме первичные средства пожаротушения – огнетушители. Все входные двери металлические. Поддерживаются в надлежащем состоянии пути эвакуации и запасные выходы. Обеспечены спец. одеждой обслуживающий, учебно-вспомогательный персонал и сотрудники пищеблока.

Ведется контроль за безопасностью используемого в образовательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения; за санитарно-гигиеническим состоянием групповых, спортивного зала, а также пищеблока в соответствии с требованиями норм и правил безопасности жизнедеятельности.

Неукоснительно выполняются требования контрольно-надзорных органов по устранению недостатков.

Контроль и обеспечение безопасности учреждения, участков и прилегающей территории с целью своевременного обнаружения и предотвращения опасных предметов и ситуации осуществляется дворником и сторожами с отметкой в журнале регистрации осмотра территории.

Одним из самых важных направлений работы по обеспечению безопасности дошкольного учреждения является работа с персоналом :

  1. Каждый сотрудник ознакомлен с должностными инструкциями под роспись.
  2. Ежегодно на начало учебного года издаются приказы о персональной ответственности за обеспечениесохранности жизни и здоровья детей на каждого педагога с ознакомлением под роспись.
  3. В группах для педагогов и на рабочих местах других категорий сотрудников имеются памятки по действиям при возникновении угрозы террористического акта или чрезвычайной ситуации, ведётся разъяснительная работа.
  4. Проводятся плановые и внеплановые инструктажи.
  5. С целью предупреждения травматизма детей, охраны их жизни и здоровья с педагогами и младшими воспитателями проводятся целевые инструктажи перед проведением массовых мероприятий, экскурсий, организованных выходов за пределы территории детского сада. Приказом назначаются ответственные лица.
  6. Имеется информационные стенды по пожарной и антитеррористической безопасности, где размещены телефоны экстренных служб, инструкции и памятки.
  7. Осуществляется контроль за выполнением режима безопасностии противопожарного режима. Ведётся контроль за работой сторожей в вечернее, ночное время и в выходные и праздничные дни. Проверка осуществляется по телефону.
  8. Своевременно проводится уборка территории, так и за её пределами.
  9. Постоянно проводятся занятия по эвакуации сотрудников и детей из здания.
  10. Проводится работа по профилактике инфекционных заболеваний.
  11. Работники проходят плановые медицинские осмотры.

Работа с родителями по обеспечению безопасности проводится через разные формы : собрания, консультации, беседы, обращения, памятки. Родители привлекаются к работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

Следим за тем, чтобы родители (законные представители) лично приводили и забирали детей (под роспись, передавали ребёнка воспитателю, а не доводили его до калитки, воспитывая в нём самостоятельность, не оставляли вещи детей на участках. Обязательно сообщали о причине неявки в группу. Также проводим разъяснительную работу о том, что ребёнка с признаками заболевания нельзя приводить в детский сад.

Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов самыми современными техникой и оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, т. е. от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных учреждений, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогами, от подготовленности детей и работников учебных заведений к действиям в чрезвычайных ситуация

Основное направление многих программ составляет развитие умственных способностей в процессе специфических дошкольных видов деятельности, а методические рекомендации по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников отсутствуют. Поэтому возникла необходимость в разработке системы педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста, включающий поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов и детей).

Организация работы по созданию безопасного

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире.

Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.

Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

Понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты:

- Охрана жизни и здоровья детей

- Обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ

Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.

Действия руководителя ДОУ по охране труда и обеспечению безопасности всех участников воспитательно - образовательного процесса основываются на выполнении требований законодательных документов в этой области.

Современное дошкольное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, компонентами которой в первую очередь являются люди, материальные средства, сложное техническое оборудование. Все, что окружает человека во время его работы, жизнедеятельности, требует особого внимания, поэтому должны быть предприняты определенные меры по обеспечению безопасности жизни воспитанников и охраны труда разных категорий сотрудников.

Детский сад – это целостный организм, где все, начиная от руководителя и заканчивая техническими работниками, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни и здоровья, за безопасность доверенных нам детей. Обязанность по организации безопасных условий труда, обучения, проверки знаний сотрудников и воспитанников лежит, в первую очередь, на руководителе образовательного учреждения.

Актуальность и востребованность проблемы безопасности в образовательном учреждении определяются потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями:

Объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения ими соответствующих умений и отсутствием образовательных программ обучения детей основам безопасности жизнедеятельности.

Поиск путей и способов обеспечения безопасности жизнедеятельности воспитанников и сотрудников в ДОУ - Создание на базе детского сада единого безопасного образовательного пространства.

Основными задачами в области обеспечения безопасности образовательного пространства являются:

Изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно- правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства;

Наращивание опыта комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства;

Аттестация образовательного учреждения по созданию медико- социальных, организационно–технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно- образовательного процесса;

Обеспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками ДОУ требований законодательных и других нормативно – правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания;

Предотвращение несчастных случаев с детьми и сотрудниками в ходе образовательного процесса;

Профилактика производственного травматизма;

Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима;

Оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения;

Обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения.

Управленческая составляющая заключается в организации выполнения перечисленных задач, анализе и прогнозировании. Для нашего ДОУ - это прежде всего:

Нормативно- правовое обеспечение

- Научно- методическое сопровождение

Разработка программ и рекомендаций

Аттестация рабочих мест по условиям труда

Обеспечение безопасности участников воспитательного процесса – проблема, с которой сталкиваются все руководители дошкольных образовательных учреждений. Для реализации поставленных задач необходимо было создать оптимальную структуру управления ДОУ, делегировать ряд полномочий.

Проблема безопасности ДОУ определяется несколькими направлениями:

Обеспечение охраны труда сотрудников ДОУ

Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников (пожарная безопасность, личная безопасность, безопасность в быту, профилактика дорожно – транспортного травматизма и других чрезвычайных ситуаций)

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ, РЕШАЕМЫЕ В ДОУ

ФИЗИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – обеспечение правопорядка и антитеррористической защищенности, безопасности при чрезвычайных ситуациях, охраны труда. Состояние антитеррористической защищенности объекта является одним из критериев обеспечения безопасности воспитанников и персонала ДОУ, создания условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья во время воспитательно- образовательного процесса. В ДОУ назначены ответственные за организацию работы по обеспечению безопасности участников воспитательно – образовательного процесса. Совместно с ГО и ЧС города:

разработан план действий в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций

для отработки устойчивых навыков безопасного поведения в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций в ДОУ два раза в год проводятся тренировочные занятия по эвакуации с детьми и персоналом ДОУ на случай угрозы террористического акта.

Систематически проводится обследование дошкольного учреждения и прилегающей территории на предмет их защищенности, обнаружения посторонних предметов. Администрация образовательного учреждения регулярно, в соответствии с графиком, проходит обучение по охране труда. Единственный способ сократить количество травм - сосредоточить усилия педагогов и родителей на формировании личности безопасного типа (безопасной для других и для себя).

Требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством российской Федерации, нормативными документами или уполномоченными государственным органом (п.1, гл.1 ППБ 01-03). В нашем ДОУ разработано:

Положение об организации работы по обеспечению пожарной безопасности

План противопожарных мероприятий

Проводится обследование технического состояния здания, оценка пожарной электрической безопасности

Выделяются целевые денежные средства на выполнение противопожарных мероприятий:

установлена системы оповещения о пожаре

Проходит проверка пожарных кранов на водоотдачу

ДОУ полностью укомплектовано первичными средствами пожаротушения (поверка проходит согласно плану)

За счет средств бюджета проводится обучение руководителя и заместителя заведующего по АХЧ в объеме пожарно – технического минимума

Проводятся тренировочные занятия по эвакуации детей и сотрудников на случай возникновения пожара

огнезащитная обработка сгораемых конструкций

В ДОУ делается особый упор на соблюдение требований пожарной безопасности, ведь причиной пожаров в большинстве случаев является человеческий фактор . Со стороны методической службы ДОУ проводится работа с педагогическим коллективом по обучению детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности:

вопросы рассматриваются на педагогических советах

создана соответствующая развивающая среда

разработано перспективное планирование по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности

Ежемесячно проводятся тренировочные эвакуации воспитанников и персонала ДОУ на случай возникновения пожара.

ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ДОРОЖНО – ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА.

Значительный пласт работы – это профилактика детского дорожно- транспортного травматизма и формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно - транспортного травматизма не теряют своей актуальности.

Мы убеждены в том, что обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек. И единственным способом - своим примером. Для реализации задач по обучению дошкольников правилам дорожного движения необходимо было провести соответствующую работу с педагогическим коллективом. В целях повышения эффективности работы по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма в дошкольном учреждении ведется следующая работа:

Вопросы обеспечения безопасности всех участников воспитательно- образовательного процесса рассматриваются на совещаниях педагогических работников, административных совещаниях при заведующем

разработано и эффективно используется в работе перспективное планирование по отработке навыков безопасного поведения;

налажена взаимосвязь с родителями.

Можно выделить два основных направления работы. Это обеспечение индивидуальной безопасности личности, которая включает профилактику попадания в травматичные в физическом или психологическом плане ситуации, формирование навыков безопасного поведения в различных ситуациях. А также организация коллективной безопасности, предполагающая создание защищенного пространства, не являющегося источником опасности, и условий для спокойной и максимально комфортной жизнедеятельности.

Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов образования самыми современными техникой и оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, т.е. от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных учреждений и учебного процесса, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогами, от подготовленности обучающихся и работников учебных заведений к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Уход за детьми, создание условий для их развития, укрепление и сохранение здоровья- главные задачи воспитателя ДОУ, но при этом не менее важно, чтобы ребёнок чувствовал себя в группе психологически комфортно, поэтому педагогу необходимо учитывать настроение, интересы и мнение каждого воспитанника.

Родители – первые воспитатели ребёнка. Но из-за занятости многие из них не могут уделить должного внимания своим детям, даже в вечернее время и в выходные дни. Несмотря на это, в мире взрослой суеты ребёнок не должен чувствовать себя одиноким и брошенным.

Детский сад для ребёнка – его второй дом. Здесь он проводит большую часть будних дней. Поэтому педагог ДОО несёт ответственность за каждого воспитанника и благополучное проживание им дошкольного детства.

Психологическая безопасность дошкольника играет важное значение для его полноценного развития, сохранения и поддержки психического здоровья ребёнка, а также для предупреждения психологических травм малыша.

Для того, чтобы ребёнок развивался в соответствии со своим возрастом и возможностями, необходимо создавать психологически безопасную среду.

Психологически безопасная образовательная среда в детском саду подразумевает создание благоприятного климата в детском и детско-взрослом коллективе, а также способствует созданию необходимого психологического комфорта для всех участников образовательно-воспитательного процесса.

Таким образом, можно судить о том, что психологическая безопасность дошкольников способствует не только полноценному развитию каждого ребёнка, но и успешной социализации в окружающем мире.

На современном этапе развития дошкольного образования одно из важных направлений деятельности детского сада- здоровьесбережение воспитанников.

Здоровьесбережение-это целенаправленный процесс субъективного или объективного воздействия на здоровье, активизация резервных возможностей организма, накопление знаний, умений и навыков, способствующих укреплению физического, психического, социального и духовного благополучия человека.

Здоровьесбережение включает разные виды деятельности, цель которых – укрепить и сохранить здоровье воспитанников. Это организация питания и режима, мероприятия по формированию активной жизненной позиции и приобщению к здоровому образу жизни с применением различных методик и технологий, разучивание правил безопасности в сложных и опасных ситуациях и т. д.

Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы

Соблюдать требованиям профессиональной этики

Уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений

Развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности

Формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира

Формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни

Применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания

Учитывать особенности психофизического развития обучающихся

Проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.

Также в Стандарте указаны основные аспекты, которые необходимо учитывать при создании психологически безопасной среды для дошкольников :

Предметно-пространственная среда

Характер взаимодействия со взрослыми

Характер взаимодействия с другими детьми

Система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому

Ещё одним значительным положением Стандарта являются целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования :

Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты

Умеет подчинятся разным правилам и социальным нормам

Может выражать свои мысли и желания

Может контролировать свои движения и управлять ими

Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками

Пытается самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей

Формирование психологически безопасной образовательной среды в дошкольной организации как психолого-педагогическая проблема

В словаре В. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой среда трактуется как :

вещество, заполняющее пространство, а также тела, окружающие что-либо;

окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организации;

как окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.

Для обеспечения психологической безопасности всех субъектов среды ДОУ необходимо учитывать следующие характеристики:

адаптацию субъектов (прежде всего детей и педагогов) к ДОУ-в пределах нормы по сроку и уровню;

влияние психики на физическое здоровье (низкий уровень психосоматики);

уровень социально-психологического развития детей (взаимодействия и отношений со сверстниками, со значимыми взрослыми, родителями, бабушками и дедушками, наличие в группе непринимаемых, отвергаемых детей;

морально-нравственный уровень (администрации, воспитателей и детей, их родителей);

эмоциональное благополучие (настроение, желание идти в ДОУ, отношения со сверстниками, эмоциональное развитие детей (сочувствие, сопереживание, эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость;

риски семейного воспитания (гипо- и гиперопека и, как следствие, повышение страхов, тревожности, гиперактивности, агрессивности, конфликтности);

преодоление рисков и угроз, связанных с воспитателем (образование, профессионализм, личностные и психосоциальные характеристики, стрессы, отношения в коллективе и с администрацией;

внешние влияния (возможности ДОУ и взаимодействия с родителями детей и внешними структурами, фактор детско-родительских отношений в пределах допустимых отклонений;

информационная защищённость субъектов образовательной среды.

Как отмечает Л. Б. Исаева, российские учёные уже более лет занимаются описанием моделей образовательных сред. По её мнению, наиболее проработанными и обоснованными теоретическими моделями образовательной среды можно считать следующие:

коммуникативная (коммуникативно-ориентированная)

антрополого-психологическая

эко-психологическая

Среди основных факторов создания психологической безопасности авторы выделяют следующие:

Начиная с середины 90-х годов 20 века, исследователи выделяют открытое и скрытое насилие в области воспитания и образования как одну из проблем педагогики. Дошкольники почти полностью находятся в подчинении педагога, во власти его настроения, отношения к ним. В этой связи, безопасность образовательной среды дошкольного учреждения во многом определяется личностью педагога, уровнем его психологической готовности строить психологически целесообразные взаимоотношения с ребёнком в контексте воспитательного и образовательного процесса.

В настоящий момент в дошкольных учреждениях России воспитываются дети разных национальностей. Этническая интолерантность участников образовательного процесса может значительно увеличивать психологическую опасность образовательной среды дошкольного учреждения. Формирование межнациональной толерантности-длительный, сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни. Опыт межнационального общения помогает преодолеть национальное самомнение, самовозвеличивание, чувство национальной исключительности.

Инклюзия в общественных отношениях и инклюзия в образовании в настоящее время активно внедряется как ведущая идеология отношения к людям-инвалидам в нашей стране. Дети, с раннего возраста научившись доброжелательному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками, имеющими отклонения в развитии, принимают аномальных детей как партнёров, лишь нуждающихся в помощи, что способствует гуманизации их взаимоотношений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данной темы заключается в том, что проблема регулирования поведения обучающихся во время занятия существует с древнейших времен, но все же каждый исторический период в развитии образования выделял свои методы для решения данной проблемы. Часть из этих методов устарела, часть запретили, часть до сих пор используют.

Формы и методы управления поведением обучающихся на воспитательских часах.

Механизмы регуляции поведения.

Хасанова Татьяна Николаевна

воспитатель

Актуальность данной темы заключается в том, что проблема регулирования поведения обучающихся во время занятия существует с древнейших времен, но все же каждый исторический период в развитии образования выделял свои методы для решения данной проблемы. Часть из этих методов устарела, часть запретили, часть до сих пор используют.

Актуальность данной темы заключается в том, что проблема регулирования поведения обучающихся во время занятия существует с древнейших времен, но все же каждый исторический период в развитии образования выделял свои методы для решения данной проблемы. Часть из этих методов устарела, часть запретили, часть до сих пор используют.

В профессиональном стандарте педагога (2013) обозначены требования к сформированности трудовых действий педагога, связанных с поведением, как: 1.Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности. 2. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды. 3. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения. 4. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.

В профессиональном стандарте педагога (2013) обозначены требования к сформированности трудовых действий педагога, связанных с поведением, как:

1.Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

2. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.

3. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.

4. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.

Алгоритм взаимодействия с нарушителями дисциплины: 1. Распознать истинную цель поступка. 2. Выбрать способ вмешаться и остановить нежелательное поведение. 3. Выбрать стратегию своего поведения, чтобы в будущем постепенно снижать число подобных поступков учащихся.

Алгоритм взаимодействия с нарушителями дисциплины:

Поведение ребенка – это внешнее проявление достижения определенных целей. При этом существуют определенные психологические законы:

Закон первый : поведение ребенка это всегда результат его выбора.

Закон второй : общая цель любого поведения – чувствовать свою принадлежность к школьной жизни. Общая цель воплощается в 3-х частных целях:

- ощущать состоятельность в учебе (интеллектуальная состоятельность);

- строить приемлемые отношения с учителями и учащимися (коммуникативная состоятельность);

- вносить вклад в жизнь школы и класса (состоятельность в деятельности).

Закон третий : За нарушением поведения стоят мотивы:

Четыре мотива плохого поведения

Привлечение внимания

Социальные причины

Сущность поведения

ная холодность родителей, внимание уделяется плохому, а не хорошему поведению

Получать особое внимание

Мода на сильную личность, отсутствие примеров конструктивного подчинения в окружении ребенка

Избегание неудачи

Рост насилия в обществе

Вредить в ответ на обиду

Слишком высокие требования родителей и учителей

Привлечение внимания Сильные стороны поведения Потребность в контакте с учителем Реакция учителя: эмоции Власть Месть Смелость, сопротивление влияниям Раздражение, негодование Реакция учителя: импульс Сделать замечание Избегание неудачи Способность защищать себя от боли и обид Гнев, негодование, может быть страх Реакция ученика Временно прекращает Обида, боль, опустошение в дополнение к негодованию и страху Прекратить выходку с помощью физического действия Нет Немедленно ответить силой или уйти из ситуации Профессиональная беспомощность Прекращает выходку, когда сам решит Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста Прекращает выходку, когда сам решит Попадает в зависимость от учителя; продолжает ничего не делать

Привлечение внимания

Сильные стороны поведения

Потребность в контакте с учителем

Реакция учителя: эмоции

Смелость, сопротивление влияниям

Реакция учителя: импульс

Избегание неудачи

Способность защищать себя от боли и обид

Гнев, негодование, может быть страх

Реакция ученика

Обида, боль, опустошение в дополнение к негодованию и страху

Прекратить выходку с помощью физического действия

Немедленно ответить силой или уйти из ситуации

Прекращает выходку, когда сам решит

Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста

Прекращает выходку, когда сам решит

Попадает в зависимость от учителя; продолжает ничего не делать

Привлечение внимания

Способы предотвра-

Учить детей привлекать к себе внимание приемлемыми способами; оказывать внимание за хорошее поведение

Принципы профилактики

Уходить от конфронтации; отдавать часть своих организационных функций

Больше внимания уделять хорошему поведению. Учить учеников просить внимания, когда они в этом очень нуждаются.

Избегание неудачи

Строить отношения с учеником по принципу заботы о нем

1. Уход от конфронтации и снижение напряженности.

1. Строить отношения со всеми учениками по принципу заботы о них.

2. Передача ученику части своей организаторской власти.

2. Учить учеников выражать душевную боль и страдания приемлемыми способами.

2. Помочь в преодолении социальной изоляции путем включения ученика в отношения с другими людьми.

Практические приемы по взаимодействию с подростком, мотив поведения которого – привлечение внимания: 1. Прием - минимизация внимания 2. Прием - прерывание паттерна (шаблона) 3. Прием - отвлечение 4. Прием - поощрение хорошего поведения 5. Прием - пересаживание 6. Прием – избегание прямой конфронтации. 7. Прием – признание силы ученика 8. Прием – уберите зрителей 9. Прием – озадачивание 10. Прием – удаление

Практические приемы по взаимодействию с подростком, мотив поведения которого – привлечение внимания:

1. Прием - минимизация внимания

2. Прием - прерывание паттерна (шаблона)

3. Прием - отвлечение

4. Прием - поощрение хорошего поведения

5. Прием - пересаживание

6. Прием – избегание прямой конфронтации.

7. Прием – признание силы ученика

8. Прием – уберите зрителей

9. Прием – озадачивание

10. Прием – удаление

 Практические приемы по взаимодействию с подростком, мотив поведения которого – власть: Прием – избегание прямой конфронтации. Педагогу необходимо: - контролировать свои негативные эмоции, полностью отказаться от их демонстрации подростку; - не допускать даже малейшего проявления агрессии; - избежать на время дисциплинарных мер.

Практические приемы по взаимодействию с подростком, мотив поведения которого – власть:

Прием – избегание прямой конфронтации.

- контролировать свои негативные эмоции, полностью отказаться от их демонстрации подростку;

- не допускать даже малейшего проявления агрессии;

- избежать на время дисциплинарных мер.

 Практические приемы по взаимодействию с подростком, мотив поведения которого – месть: Прием – признание силы ученика Прием – уберите зрителей Прием – озадачивание Прием – удаление

Практические приемы по взаимодействию с подростком, мотив поведения которого – месть:

Практические приемы по взаимодействию с подростком, мотив поведения которого – избегание неудач:

  • Прием - яркая наглядность;
  • Прием - использование компьютера для формирования навыков – он интересен и не надоедает детям;
  • Прием - дозированная подача учебного материала, чаще маленькими порциями;
  • Прием - дополнительные специальные задания для отстающих учеников;
  • Прием - диагностика познавательной сферы специалистами и выявление дефекта;
  • Прием - ученическое репетиторство;
  • Прием - репетиторство, организованное родителями;
  • Прием - смена программы обучения и др.

Общие правила по поддержанию дисциплины

1. Правило активизации познавательной деятельности – все обучающиеся заняты. Использование игр, технических средств, интегрированных уроков. Во время подготовки и проведения профилактических мероприятий необходимо задействовать максимальное количество учащихся в активных действиях.

4. Правило доброты - использование принципа толерантности в общении с детьми (поддержка, эмоциональные поглаживания).

Игровые приемы по поддержанию дисциплины -Неожиданное начало занятия (дети не могут успокоиться, включиться в занятие, шум) - Радуга внимания - Охотники -Кто меня слышит -и др.

Игровые приемы по поддержанию дисциплины

-Неожиданное начало занятия (дети не могут успокоиться, включиться в занятие, шум)

-Кто меня слышит

Читайте также: