Сообщение на тему пятницкая церковь

Обновлено: 25.06.2024

Между Торговыми рядами и Кремлем в городе Суздаль, в западной его части находится старейшая Пятницкая церковь. Престол белокаменного храма освятили во славу святого Николая Чудотворца. Пятницкая церковь изначально была построена из дерева и только в 1772 году она обрела крепкие белоснежные стены, которые прекрасно сохранились до настоящего времени.

У русского православного населения огромной популярностью пользовалась Пресвятая Богородица. На её образ молилось большое количество народа. Люди всей душой верили в великую силу и могущество святого образа. Но Святая Параскева Пятница так, же не уступала в вере и народной любовью всей России и частности Суздаля.

Это повлекло за собой появление в русском языке не правильного названия Параскева – Пятница. Чудовищная расправа произошла со святой. Так же как и Иисус Христос Параскева приняла мучительную и позорную смерть, ей была отрублена голова. На глазах у всего народа Параскева поплатилась за свою веру. Приказ о её обезглавливании дал император Диоклетиан за не повиновении и не поклонение языческим идолам.

Сегодня хочу Вам рассказать о Пятницкой (Троицкой) церкви, украшавшей некогда своим внешнем видом провинциальный город Козлов.

Храм, считавшийся одним из самых старых в городе, был возведен на средства козловского купца И.Т. Силантьева. Здание вышло отличным от всех уже имеющихся: имело два этажа, огромные колонны во всю высоту стен и высокую колокольню, ставшей самой высокой точкой города на 10 лет, пока не была построена Ильинская церковь.

Над внутренним убранством тоже постарались. Говорят, что иконостас был полностью выполнен из керамики, такая вещь действительно могла быть украшением храма. В церкви хранили дорогую утварь, несколько древних икон и книг, евангелия XVIII века, а также месточтимую икону Казанской Божьей Матери. Славился храм и своим хором, который был известен далеко за пределами губернии и пользовался у прихожан неизменным успехом.

Сто с лишним лет храм стоял особняком среди небольших купеческих домов, пока не наступила революция. В начале 20-х годов церковь решено было закрыть, после чего начались работы по ее взрыву. Как видно на фото снизу, здание сдалось не сразу, однако против взрывчатки не пойдешь. Храм сровняли с землей.

Место являлось очень удачным, практически центр города, поэтому решено было поставить вместо Пятницкой церкви новое строение в стиле конструктивизма, ставшее в 1933 году Научно-исследовательским институтом плодоводства им. И.В. Мичурина.


Пятницкая церковь в Чернигове — православный храм расположенный в Чернигове. Построенный в конце XII — начале XIII века на черниговском посаде возле рынка на средства купцов.

История

Первое упоминание о реставрации храма датируется 1670 годом, когда на средства черниговского полковника Василия Дунина-Борковского была сделана новая кровля. В 1676 и 1690-х pp. им же была проведена полная реставрация и перестройка церкви в стиле украинского барокко. Предположительно, работы велись под руководством архитектора Ивана Зарудного. После реставрации церковь приобретает вид семибанного храма с барочными фронтонами (на восточном фронтоне очерчивался герб гетмана Ивана Мазепы). В XVII веке, церковь была центром пятницкого женского монастыря, который располагался близ городского рынка на Пятницком поле. Сооружения монастыря составляли срубные кельи, а от рынка его отделяла деревянная стена.

В 1750 году в монастыре произошел пожар, от которого пострадала и церковь. В 1755 году храм был восстановлен, а также к нему были пристроены барочные пристройки, над которыми были сделаны небольшие грушевидные купола.

В 1786 году, по указу Екатерины II, в ходе секуляризации, пятницкий женский монастырь был ликвидирован, а все деревянные постройки разобраны (Пятницкий монастырь на 1786 год, по описанию Афанасия Шафонского, состоял из Пятницкой церкви, трапезной деревянной церкви Иоанна Предтечи, деревянной колокольни, которая размещалась над воротами).

Высокая баня, обилие лепных украшений, правильные пропорции храма, дают основания отнести сооружение к стилю украинского барокко XVII—XVIII веков. Необычной была лишь его центрическая ступенчатая композиция. Исследователи (Горностаев, Лашкарев и другие) предполагали, что под барочным убранством скрыты формы древнерусского здания, однако каждый высказывал мнение, что постройка была или разрушена до половины и отстроена в XVII веке, или часть старых материалов использовалась при ремонтах стен и крыш (ни один не догадывался что древнерусская постройка существовала в своем первоначальном виде, однако была значительно искаженная пристройками).

На 1916 год церковь имела землю с погостом в 633 квадратных сажени. На территории находились два деревянных дома для церковнослужителей, кирпичные лавки, которые сдавались в аренду. Действовала церковная библиотека, насчитывавшая 200 книг. При церкви функционировали два учебных заведения. Приход составлял 91 двор — 963 человека обоих полов и разного социального положения: 195 дворян, 36 человек духовенства, 542 крестьянина, 43 воина.

Разрушения и реставрация

25 сентября 1943 года храм был разрушен. Во времена СССР, официальной была версия об уничтожении памятника немецкими войсками в 1941 году при авиаударах по Чернигову. Однако, как свидетельствуют фотографии, храм оставался невредимым на протяжении всего периода оккупации города. По материалам черниговских историков, бомба была сброшена на руины дома, что стоял через дорогу от церкви. От ударной волны были повреждены большинство пристроек храма.

В декабре 1943 года, в Чернигов приехал выдающийся советский исследователь древнерусского зодчества Петр Дмитриевич Барановский. На то время, от Пятницкой церкви остались только алтарная часть, два восточные столба, часть северной стены и восточная часть с остатками арок и основанием купола. Практически неповрежденном оставалась также ротонда-колокольня 1820 года.

Был объявлен конкурс на лучший проект реставрационных работ с целью восстановить храм в первоначальном виде. Кроме Барановского, в конкурсе также принимал участие Холостенко. В течение 1943—1955 годов Барановский вместе с архитекторами Асеевым, Игнаткиным, Холостенко исследовали Пятницкую церковь. В 1955—1962 годах продолжались основные реставрационные работы, выполненные мастерами Самойловой, Лапой, Куксой и другими, под авторским руководством Барановского при участии Холостенко. Утраченные части храма восстанавливались за счет фрагментов стен, найденных при разборе завалов. Также, по периметру тщательно собирали древнерусскую плинфу, а для компенсации недостатка оригинального кирпича на черниговском кирпичном заводе был создан отдельный цех, где начато изготовление шести разновидностей плинф с оригинальных образцов. Благодаря этому, реставраторам удалось с большой достоверностью воспроизвести все формы строения — одного из самых выдающихся памятников древнерусской архитектуры. Последующие исследования открыли много других сооружений этого архитектурного стиля. В 1962 году, по распоряжению главного архитектора города Сергиевского была снесена колокольня. После завершения внутренних работ по реставрации пола по проекту Холостенко в 1972 году, Пятницкая церковь была открыта как музей.

В начале 2000-х годов было сделано интересное открытие: советские реставраторы заштукатурили вымощенный кирпичом в стене крест, датируемый концом XII — началом ХІІІ веков. Ныне крест расчищен.

Архитектурные особенности

Церковь небольшая по размерам (16?11,5 м в плане), с четырьмя восьмигранными столбами внутри, тремя апсидами, высокой главой, с изысканной и гармоничной композицией. В отличие от статических форм сооружений предыдущих времен, нынешняя композиция пятницкой церкви является динамической, ее стены стремительно нарастают вверх тремя рядами арок над основным объемом. Вертикальность сооружения подчеркивается профилированными пилястрами. Вертикальные и криволинейные элементы, которые доминируют в композиции, уравновешиваются горизонтальными ярусами окон второго этажа, пасами декоративных ниш разной формы и масштаба, меандровым фризом, напоминающим архитектуру XI века, сетчатым орнаментом на апсидах. Вертикальные профилированные пилястры на разных высотах завершаются карнизами. Розовый цвет стен сочетается с белыми штукатуренными декоративными нишами и разноцветными орнаментами на порталах.


Точное время постройки Пятницкого храма неизвестно до сих пор. Но тщательный анализ источников и похожих памятников позволяет осторожно назвать и имя заказчика храма, и его зодчего.

Пятницкая церковь перед Великой Отечественной Войной
Реставрация храма
Эволюция внешнего вида храма с XII века (Рис. А.А. Карнабеда)

И здесь пришел на помощь еще один выдающийся человек. Петр Дмитриевич Барановский (1892-1984) на протяжении 70 лет занимался восстановлением, спасением, реставрацией памятников древнерусской архитектуры. На его счету — спасение храма Василия Блаженного, основание музеев в Коломенском и Спасо-Андрониковом монастыре, обмеры разбирающегося Казанского собора на Красной площади (именно по ним затем храм воссоздали в 1990-х). А в 1940-1960-х настало время Чернигова. Сразу после освобождения от немцев Петр Дмитриевич отправился в город.

П.Д. Барановский со студентами на реставрации Пятницкой церкви
Реставрация храма

Но, как ни странно, даже при такой поддержке не все хотели восстановления храма. А.А. Карнабед вспоминает, что бывший главный архитектор Чернигова П.Ф. Букловский требовал не восстанавливать разрушенные храмы, а, наоборот, снести руины, чтобы не портили вид и не мешали благоустройству территории. Слава Богу, ничего из этих потуг не вышло.

Впрочем, проблем и без этого хватало.

Дело в том, что до Великой Отечественной войны храм толком не обследовался. А насколько он дошел до нас искаженный перестройками и обстройками — хорошо видно на предвоенном фото.

Поэтому сразу восстанавливать храм было нельзя. Нужно было укрепить и законсервировать руины до того момента, когда дойдет очередь работать специалистам — на всех памятниках одновременно работать невозможно. Потом изучить и обмерить то, что осталось. Разобрать завалы, не разрушив сохранившиеся части. Изучить обломки. Восстановить по ним и по руинам первоначальный облик. Сделать проект реставрации и долго и кропотливо работать руками, выстраивая храм так, чтобы сохранить максимальное количество древних частей.


Алексей Паевский

Читайте также: