Этнокультурный облик страны сообщение

Обновлено: 18.05.2024

План изучения нового материала
1.
Положение в Царстве Польском.
2.
Политика по отношению к Финляндии.
3.
Положение в Западном крае.
4.
Положение евреев в Российской империи.
5.
Власть и религиозные конфессии в первой половине
XIX в.
6.
Политика России в Средней Азии.

1. Положение в Царстве Польском.
Стр. 80
Что способствовало развитию оппозиционных настроений в
Царстве Польском?
Какие меры предпринял Николай I для усиления контроля?
1830 – 1831 гг. –
1832 г. -

1. Положение в Царстве Польском.
Какие меры были предприняты царским
правительством после подавления восстания в
Царстве Польском? (ИТОГИ)

2. Политика по отношению к
Финляндии.
Введение широкой автономии Великого княжества
Финляндского в составе Российской империи
(Александр I)
Сохранение старой конституции и важнейших
законов.
С 1812 г. столица Великого княжества
Финляндского-город Гельсингфорс (современный
Хельсинки).
1826 г. -должность министра статс-секретаря
Великого княжества Финляндского – право личного
доклада императору – уроженцы Финляндии.
Разрешено иметь свою валюту и стрелковые
войска.

3. Положение в Западном крае.
Из земель, вошедших в состав
Российской империи в конце
XVIII в. по результатам разделов
Речи Посполитой, был образован
Западный край — особая
административная единица.

3. Положение в Западном крае.
Северо-Западный край
6 белорусских и
литовских губерний
Виленская
Ковенская
Гродненская
Минская
Могилевская
Витебская
Юго-Западный край
3 украинских губернии
Волынская,
Подольская,
Киевская
Эти территории – пограничные, потому имели особое
управление, для них издавались особые законы.

3. Положение в Западном крае.
Прибалтийские народы лишены основ государственности.
Прибалтийские феодалы вели сельское хозяйство и
состояли на воинской службе в русской армии.
При императоре Александре I -аграрная реформа,
которая освободила крестьян от крепостной зависимости,
но не дала им земли.
Крупные промышленные центры в Прибалтике?

5. Власть и религиозные конфессии
в первой половине XIX в.
Разрешено исповедовать любую религию с признанием
царской власти и существующих порядков.
Привилегированное положение у Русской православной
церкви – относилось до 86% населения.
Поощрялся переход в православие. Миссионерская
деятельность в Поволжье, Сибири, на Кавказе.

5. Власть и религиозные конфессии
в первой половине XIX в.
1846 г. –
1839 г. –
Протестантизм –
1841 г. –
Мусульмане -

6. Политика России в Средней Азии.
Малый (Младший) жуз,
Средний жуз, Большой
(Старший) жуз, управляли
ханы.
Основное занятие
казахов - кочевое
скотоводство, очень
слабо были развиты
земледелие и торговля.

6. Политика России в Средней Азии.
Первыми в состав России
вошли казахи Малого жуза
(они кочевали в низовьях рек
Урал и Сырдарья),
1731 г., - хан Абулхаир
присягнул на верность
российскому престолу.
В XIX в. в среднеазиатский
регион начала проникать
Англия, что не могло не
обеспокоить российское
правительство.

6. Политика России в Средней Азии.
Оренбургский генералгубернатор
В.А.ПЕРОВСКИЙ.
1840 -е гг. –
1839 – 1840 гг. – неудачный поход
Оренбургского генерал-губернатора В.А.
Перовского на Хивинское ханство:
Сильные морозы
Массовые заболевания
Недостаток корма для верблюдов
Договор с Хивой был заключён в 1854 г.

6. Политика России в Средней Азии.
Кочевники Хивы, Бухары и Коканда - набеги
на земли казахов, перешедшие под власть
России.
Ответные меры России по защите своих
пограничных территорий, что впоследствии
подтолкнёт к завоеванию Средней Азии
Богатый киргизский
охотник с соколом.

Актуальность темы. Пространство исторической жизни населения России, начиная с конца ХХ века, характеризуется крайне активной динамикой этносоциальных процессов, изучение которых группой отечественных исследователей способствовало выделению совокупности разнонаправленных векторов этносоциального развития современных обществ. В настоящее время Россия имеет уникальный шанс для укрепления единства всех слоев общества и всех народов, проживающих на территории самого большого государства в мире. Подчеркнута практическая значимость проблемы для современных обществ и нашей страны.В начале нового тысячелетия Россия стоит перед множеством исторических вызовов. Сегодня, как никогда ранее, необходимо утвердить в новой форме приоритеты, цели исторического развития России, соотнести их с контурами нового мира, в котором нам предстоит жить. Необходимо проанализировать пройденный путь, осознать место в настоящем мире, наметить будущие перспективы. Изучение тенденций этносоциального развития общественных систем и отношений была предпринята значительно раньше, нежели чем она стала одной из реалий сегодняшнего дня. Начиная с анализа исследований М. Вебера, П.А. Сорокина, Ф. Барта, а затем П. Бурдье, Г. Гарфинкеля, Э. Гидденса, П. Штомпки, можно проследить пристальное внимание авторов к проблеме проявления феномена этничности и его локализационных свойств в спектре межгруппового взаимодействия как важнейшего элемента социальной эволюции, подкрепляемого динамизмом историко-культурного развития стран и государств.

1. Понятие этноса

Изменение этнического состава многих современных обществ, увеличение полиэтнической составляющей породили множество оснований для рассмотрения путей дальнейшей эволюции, как обществ, так и государств. Живыми примерами могут служить особенности функционирования и развития этнических пространств России, Германии, Франции последних лет, где увеличение общей численности мигрантов, а затем этнических диаспор является одним из ведущих факторов изменения траектории социального развития обществ, в том числе на уровне государственного регулирования и законотворчества. С точки зрения соотношения равновесного-неравновесного, более равновесными предстают общества Востока, где незыблемость культурных традиций в отдельных случаях является свойством ментальности этносов и часто глубоко переплетается с их консервативно-патриархальным семейным укладом. Это обеспечивает преемственность этнокультурных ценностей, тем самым создавая условия для постоянной устойчивой трансляции конкретного этнокультурного образца в пространстве и времени, формируя ценностное ядро определенного общества. Так, в этнических пространствах государств Ближнего Востока, Средней Азии, Кавказа, Китая, Японии приверженность семейному клану трактуется как доминирующая ценность социальных отношений и смысл человеческого бытия. Рассматривая акцентуации соотношения равновесность-неравновесность в контексте развития современных этнических пространств, следует выделить её абсолютные и относительные свойства. Абсолютными свойствами в данном случае будут выступать культура и традиции, видоизменения которых могут до неузнаваемости трансформировать облик этнического пространства вплоть до разрушения его этнического ядра-этноса. Относительными свойствами является совокупность характеристик, в первую очередь самого этноса, которые могут варьироваться в зависимости от внешних условий, придавая социальным процессам внутри этнического пространства тот или иной акцент. Среди них надлежит выделить: этнические стереотипы как образцы восприятия внешней среды, способные влиять на устойчивость и степень открытости социальной системы; этническую идентичность как форму проявления этнического сознания: может быть показателем степени конформности и одновременно влиять на уровень сплоченности этноса как социального ядра; национальное самосознание как свойство притязаний этноса на власть в рамках определенного социального пространства: оказывает влияние на стремление к изменению места этноса в стратификационной структуре полиэтнического социума, порождает и стимулирует конфликтогенность, увеличивая долю неравновесности системы

Зарегистрируйся, чтобы продолжить изучение работы

Актуальность темы. Пространство исторической жизни населения России, начиная с конца ХХ века, характеризуется крайне активной динамикой этносоциальных процессов, изучение которых группой отечественных исследователей способствовало выделению совокупности разнонаправленных векторов этносоциального развития современных обществ. В настоящее время Россия имеет уникальный шанс для укрепления единства всех слоев общества и всех народов, проживающих на территории самого большого государства в мире. Подчеркнута практическая значимость проблемы для современных обществ и нашей страны.В начале нового тысячелетия Россия стоит перед множеством исторических вызовов. Сегодня, как никогда ранее, необходимо утвердить в новой форме приоритеты, цели исторического развития России, соотнести их с контурами нового мира, в котором нам предстоит жить. Необходимо проанализировать пройденный путь, осознать место в настоящем мире, наметить будущие перспективы. Изучение тенденций этносоциального развития общественных систем и отношений была предпринята значительно раньше, нежели чем она стала одной из реалий сегодняшнего дня. Начиная с анализа исследований М. Вебера, П.А. Сорокина, Ф. Барта, а затем П. Бурдье, Г. Гарфинкеля, Э. Гидденса, П. Штомпки, можно проследить пристальное внимание авторов к проблеме проявления феномена этничности и его локализационных свойств в спектре межгруппового взаимодействия как важнейшего элемента социальной эволюции, подкрепляемого динамизмом историко-культурного развития стран и государств.

1. Понятие этноса

Изменение этнического состава многих современных обществ, увеличение полиэтнической составляющей породили множество оснований для рассмотрения путей дальнейшей эволюции, как обществ, так и государств. Живыми примерами могут служить особенности функционирования и развития этнических пространств России, Германии, Франции последних лет, где увеличение общей численности мигрантов, а затем этнических диаспор является одним из ведущих факторов изменения траектории социального развития обществ, в том числе на уровне государственного регулирования и законотворчества. С точки зрения соотношения равновесного-неравновесного, более равновесными предстают общества Востока, где незыблемость культурных традиций в отдельных случаях является свойством ментальности этносов и часто глубоко переплетается с их консервативно-патриархальным семейным укладом. Это обеспечивает преемственность этнокультурных ценностей, тем самым создавая условия для постоянной устойчивой трансляции конкретного этнокультурного образца в пространстве и времени, формируя ценностное ядро определенного общества. Так, в этнических пространствах государств Ближнего Востока, Средней Азии, Кавказа, Китая, Японии приверженность семейному клану трактуется как доминирующая ценность социальных отношений и смысл человеческого бытия. Рассматривая акцентуации соотношения равновесность-неравновесность в контексте развития современных этнических пространств, следует выделить её абсолютные и относительные свойства. Абсолютными свойствами в данном случае будут выступать культура и традиции, видоизменения которых могут до неузнаваемости трансформировать облик этнического пространства вплоть до разрушения его этнического ядра-этноса. Относительными свойствами является совокупность характеристик, в первую очередь самого этноса, которые могут варьироваться в зависимости от внешних условий, придавая социальным процессам внутри этнического пространства тот или иной акцент. Среди них надлежит выделить: этнические стереотипы как образцы восприятия внешней среды, способные влиять на устойчивость и степень открытости социальной системы; этническую идентичность как форму проявления этнического сознания: может быть показателем степени конформности и одновременно влиять на уровень сплоченности этноса как социального ядра; национальное самосознание как свойство притязаний этноса на власть в рамках определенного социального пространства: оказывает влияние на стремление к изменению места этноса в стратификационной структуре полиэтнического социума, порождает и стимулирует конфликтогенность, увеличивая долю неравновесности системы . Одним из значимых факторов эволюции современных обществ выступает межэтническое взаимодействие. Его объективной предпосылкой выступают потребности этнического развития, уровень которых предопределяется характером и доминантой социальных связей, существующих внутри этнического пространства. Анализ общесоциальных тенденций развития этнокультурного поля современной России указывает на характерные особенности проявления указанной категории. Процессы, которые мы наблюдаем в последнее время, взаимно противоположны, но неразрывны по сути, ибо связаны с определением отдельным этносом места своей культуры в пространстве проживания и в то же время с провозглашением стратегии поведения представителей этнических групп в полиэтнической среде. Отсюда вполне понятная социальная дуальность: на одной чаше весов – стремление к дифференциации, изоляции культур, возрастающее стремление сохранить свою культурно-языковую самобытность, рост этно-национального самосознания; на другой – тенденция интеграции культур, взаимокультурной диффузии различных пластов культуры . Учет культурообразной основы коммуникативной культуры отдельного этноса позволяет более эффективно выстраивать модель межэтнического взаимодействия в рамках развития социальных систем на основе теории диалоговых отношений. Анализ современной эпохи общественного развития России позволяет заметить, что этносоциальная составляющая в структуре современных обществ носит весьма противоречивый характер. Соединяя и разъединяя одновременно, обогащая и существенно ограничивая, она влечет за собой стягивание, столкновение локальных культур, которые, по словам Р. Робертсона, должны переопределяться в этом столкновении локальностей. Под локальной культурой современного мира в том числе понимают культуру этническую, которая живя, развиваясь, сопротивляясь и интегрируясь в глобализационном пространстве, проявляет себя как этносоциальный феномен. Современному российскому обществу свойственна множественность культурных проявлений, наиболее устойчивые из которых сохраняются во взаимосвязанном, открытом гомеостазе различных этнических общностей. В данном случае важнейшим пространственным фактором является не только изменение среды в её поликультурном выражении, но и усложнение социокультурных и аксиологических смыслов бытия, формирования нового уровня функционирования социальных систем на основе принципов синергетики. Этносоциальная динамика развития в эволюции современных этнокультурных обществ России придает амбивалентный характер процессу развития, который определенно может изменить априорную позицию эволюции. Конечно, изменение социальной системы не может быть абсолютно предсказуемым, однако учет ряда параметров позволит более глубоко осмыслить и проанализировать текущие процессы.

2. Россияне: нация или национальность?


В уроке рассказывается о восстании в Царстве Польском 1830–1831 годов и его последствиях. Описывается политика российского правительства в отношении Финляндии, Средней Азии и Западных губерний. Рассматривается положение евреев.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик"

Среди православных верующих было распространено почитание старцев. Они активно проповедовали и вели праведный образ жизни, чем заслуживали почёт и уважение. Монаха Серафима Саровского можно назвать одним из самых известных старцев первой половины XIX века.


Он предсказал многие события, которые произошли в России в последующие десятилетия. Подробнее о религиозных течениях в Российской империи вы узнаете далее.

Вопросы занятия будут следующими: Положение в Царстве Польском. Политика по отношению к Финляндии. Положение в Западном крае и Прибалтике. Положение евреев в Российской империи. Власть и религиозные конфессии в первой половине XIX века. Политика России в Средней Азии.

Пропаганда демократических ценностей и конституционных норм, провозглашение независимости Греции и Бельгии, победа буржуазной революции во Франции не могли не повлиять на подъём патриотических чувств в национальных регионах России. Например, восстание назревало в Царстве Польском. Даже несмотря на то, что польским землям было предоставлено широкое самоуправление и особый статус.

Этому было несколько причин: ужесточение режима – введение цензуры и создание тайной полиции; преследования и аресты оппозиционных депутатов сейма; несоблюдение российскими властями конституции 1815 года; желание польского дворянства восстановить прежние вольности и возродить независимую Речь Посполитую в границах 1772 года. Т. е. государства, в которое, помимо польской территории, должны были войти земли Литвы, Беларуси и Правобережной Украины. Кроме этого, была сильно ограничена деятельность сейма.


Восставшие захватили арсенал, создали армию и своё правительство во главе с бывшим членом Негласного комитета Адамом Ежи Чарторыйским.

В январе 1831 года польский сейм провозгласил, что Николай I и его семья лишаются прав на польский престол. Это нарушало действующую конституцию 1815 года и означало, что поляки сами отказываются от конституционного порядка 1815 года. Фактически правительство Польши объявило России войну.

Однако уже в феврале 1831 года мятежники потерпели поражение от русской армии под командованием генерал-фельдмаршала Ивана Ивановича Дибича. А 8 сентября 1831 года правительственные войска под командованием генерал-фельдмаршала Ивана Фёдоровича Паскевича заняли столицу Царства Польского – Варшаву. Восстание потерпело поражение.

Ещё одной национальной окраиной, наделённой широкой автономией, было Великое княжество Финляндское. Ещё в 1809 году непосредственно Александр I открывал сейм в городе Борго, на котором провозглашалось сохранение старой конституции Финляндии и её важнейших законов. Столицей княжества с 1812 года был город Гельсингфорс (современный Хельсинки).


Во время правления Николая I Финляндия всё ещё сохраняла автономию, хотя сейм за этот период практически не созывался. В 1826 году была учреждена должность министра-статс-секретаря Великого княжества Финляндского. Министр-статс-секретарь фактически являлся представителем Финляндии в Петербурге и имел право личного доклада императору. Эту должность в основном занимали уроженцы Финляндии.

Земли Беларуси, Литвы и Правобережной Украины, которые отошли России в результате разделов Речи Посполитой, вошли в состав особой административной единицы – Западного края. Он административно делился на Северо-Западный край и Юго-Западный край. Северо-Западный край состоял из 6 белорусских и литовских губерний – Виленской, Ковенской, Гродненской, Минской, Могилёвской и Витебской. Юго-Западный край включал в себя 3 украинские губернии – Волынскую, Подольскую и Киевскую.


Поскольку эти территории являлись приграничными, на них осуществлялось особое управление и действовали свои законы. В первой половине XIX века экономика Юго-Западного края активно развивалась. Там были открыты залежи каменного угля и железной руды, что способствовало становлению железоделательной и металлообрабатывающей промышленности в районе будущего Донбасса и Криворожья. Росло количество промышленных предприятий.

Своё развитие получили в крае культура и образование. Так, в 1804 году был открыт Харьковский, а в 1834 году – Киевский университеты.

В Киевском университете с 1834 по 1847 год действовала и своя тайная политическая организация – Кирилло-Мефодиевское студенческое общество. Её участники хотели создать единую славянскую федерацию с национальной автономией каждого славянского народа. Они отстаивали идеи республиканского строя и выступали за ликвидацию самодержавия и крепостного права. Главой этого тайного студенческого общества являлся профессор истории Николай Иванович Костомаров, а одним из его активных деятелей был поэт Тарас Шевченко.


Ещё одни окраинные губернии – Эстляндская, Лифляндская и Курляндская – входили в состав Прибалтийского края. Ещё во время правления Александра I здесь была проведена аграрная реформа, которая освободила крестьян от крепостной зависимости, но не дала им земли. В то же время прибалтийские помещики состояли на воинской службе в русской армии.

На этих землях также шла борьба за сохранение национальных традиций. Культурно-просветительской деятельностью здесь занимались Курляндское общество для изучения литературы и искусства, Латышское литературное общество, Эстонское учёное общество.

Благодаря промышленному перевороту, который активизировал торговлю, Прибалтика превратилась в один из самых динамично развивающихся регионов Российской империи.

Во время правления Николая I вопросы быта и управления еврейским населением в Российской империи регулировались Положением 1835 года.

У евреев сохранялись многочисленные льготы, в том числе касательно службы в армии. Так, от рекрутства были полностью освобождены еврейские купцы всех гильдий, жители сельскохозяйственных колоний, цеховые мастера, механики на фабриках, раввины и все евреи, имеющие среднее или высшее образование. Посредством привлечения евреев в армию правительство проводило политику их ассимиляции.

Ассимиляция – процесс, в результате которого один этнос лишается своих отличительных и заменяется чертами другого общества.

Им присваивались русские имена и фамилии. Также евреев, поступивших на службу в армию, крестили в православие. Зато после этого они могли проживать за чертой оседлости. Таким образом евреи постепенно приобщались к русскому языку и культуре.

По отношению к различным религиям в многонациональной Российской империи действовал принцип веротерпимости. Признавая царскую власть и государственные порядки, можно было исповедовать любую религию. Но всё же православная церковь имела преимущество перед остальными. Её прихожане составляли 86 % от всего населения страны. Более того, в Поволжье, Сибири и на Кавказе активную деятельность развернули православные миссионеры. Их целью был перевод в православие представителей других вер.


Следует отметить, что в самом старообрядческом движении до середины XIX века не было своей иерархии. Она появилась после того, как в 1846 году к раскольникам примкнул боснийско-сараевский митрополит Амвросий. Он возглавил старообрядческую церковь, став митрополитом Белокриницким.


Поэтому Амвросия можно считать основателем старообрядческой иерархии.

В Российской империи в XIX веке распространилась и католическая вера. Этому способствовало несколько факторов: присоединение польских земель, ссылка участников польских восстаний в Сибирь, увеличение количества немецких колонистов.

Ещё одной религией, которую исповедовало население империи, было униатство. Оно было распространено на украинских и белорусских землях.

Униатство подразумевает соединение православной и католической церкви на основе унии при главенстве католической, но с сохранением многих православных обрядов.

С 1837 года дела униатской церкви были переданы в ведение Синода. А с 1839 года действие Брестской церковной унии было прекращено, и униатская церковь была воссоединена с Русской православной церковью.

Население Прибалтики и Финляндии принадлежало в основном к протестантизму. В России он был представлен лютеранством и кальвинизмом.

Появлялись в империи и новые конфессии. Так, в 1841 году сюда проник баптизм.

Баптизм – одно из направлений протестантского христианства.

Первыми, кто стал его исповедовать, были немцы, однако вскоре баптизм распространился и среди русских, украинцев, белорусов, армян, грузин, молдаван, чувашей.

Ислам в России был представлен двумя направлениями: суннизмом и шиизмом. Суннизм исповедовали большинство верующих татар, башкир, а также народы Северного Кавказа, шиизм же – только часть дагестанцев и азербайджанцев.

В течение XVIII–XIX веков в состав России вошли и казахские жузы (Младший, Средний и Старший). Это группы племён, кочующих по степям современного Казахстана. Постепенно здесь начали основываться русские военные укрепления. С этими землями граничили среднеазиатские государства – Хивинское и Кокандское ханства, Бухарский эмират.

Российское правительство пыталось наладить отношения и с ними. Так, в 1854 году военный губернатор Оренбургской губернии Василий Алексеевич Перовский смог добиться подписания договора с Хивой. Однако среднеазиатские государства, опираясь на поддержку Англии, стремились подчинить себе казахские земли. Так, кочевники Хивы, Бухары и Коканда совершали набеги на земли казахов, перешедшие в подданство России. Необходимость защиты своих приграничных земель в итоге подтолкнёт Россию к завоеванию Средней Азии.

Подведём итоги: В середине XIX века Российская империя была многонациональным и многоконфессиональным государством. Во время правления Николая I к представителям разных народов и религий было неодинаковое отношение. После восстания 1830–1831 годов была существенно ограничена самостоятельность Царства Польского. Финляндия пользовалась широкой автономией. На приграничных землях Западного края действовали особые законы и управление. Еврейское население Российской империи пользовалось значительными льготами. Усилилась борьба со старообрядцами, была упразднена униатская церковь. Российское государство пыталось наладить отношения с государствами Средней Азии.


Правивший в Российской империи с 1825 по 1855 год император Николай I вошел в историю как правитель консервативного толка. Он боролся с инакомыслием и некоторыми общественными движениями. Следовательно, его национальная политика велась в таком же консервативном ключе, от нее страдали некоторые национальности государства, на которые накладывались различные ограничения.

В западных губерниях

Основным направлением национальной политики Николая I стали западные губернии. Это связано с восстанием в царстве Польском в 1830-1831 годах, которое вспыхнуло под влиянием революции во Франции.

Император Николай I

Рис. 1. Император Николай I.

Подавление восстания потребовал от императора решительных действий в отношении польского населения.

Во-первых, была отменена польская конституция 1815 год, которую даровал старший брат Николая I – Александра I. Вместо конституции в 1832 году был введен Органический статус. В нем подтверждалась свобода вероисповедания и особый статус римско-католической церкви.

Во-вторых, был ликвидирован польский сейм. Вопросы, которые ранее относились к его компетенции назначенного в Привислянский край генерал-губернатора.

Следующей мерой стала ликвидация польской армии. С 1830-ых годов и до начала Первой мировой войны в регионе могла находиться только русская императорская армия. В годы правления Николая I в Варшаве была построена цитадель, которую можно было использовать для обстрела города в случае очередного мятежа. Однако, в польских губерниях сохранялась некоторая автономия, в том числе и местные советы.

Николай I предпринял меры против польских образовательных учреждений. Например, закрыл университеты в Вильно и Варшаве, а также лицей в Кременце.

После отмены польской конституции на территории Российской империи осталась только одна территория, где конституция была – Великое княжество Финляндское. Аналогично и сейм (парламент) сохранился только там. При Николае I в Петербурге появилась должность министра-статс-секретаря Финляндии от финской аристократии с правом личного доклада императору.

Николай I Польские губернии

Рис. 2. Николай I Польские губернии.

Еврейский вопрос

К 1825 году в Российской империи проживало многочисленное еврейское население. После упразднения царства Польского его численность еще больше выросла и продолжала увеличиваться. В 1835 году было принято специальное Положение с описанием статуса еврейского населения России. Оно предполагало следующие меры:

  • Введение воинской повинности для евреев.
  • Разрешено переселение евреев в Сибирь. Переселенцы могли получить русские фамилии и имена. Власти предполагали, что произойдет ассимиляция небольшого количества евреев.
  • Ликвидация самостоятельности кагалов (еврейских общин).

Не все евреи в армии были крещеные. В батальонах существовали даже собственные раввины. Также в 1843 году власти начали выселять евреев из приграничной полосы на границе с Австрией и Пруссией. Переселенцам предоставляли материальную помощь, но указ выполнялся пассивно.

Портрет Николая I

Рис. 3. Портрет Николая I.

События национальной политики 1825-1855 гг. можно оформить в виде такой таблицы:

Направление

Результат

Сохранение сейма, конституции, появление министра-статс-секретаря в Петербурге

Отмена почти всех институтов царства Польского периода 1815-1830: армия, конституция, учебные заведения

Власти стали призывать евреев в армию и переселять их в Сибирь

Что мы узнали?

Кратко о национальной политике Николая 1 следует знать, чтобы лучше понять общий консервативный курс его деятельности. Привилегированное положение при нем сохранила Финляндия, а в отношении евреев и поляков вводились различные ограничения.

Читайте также: