Сообщение о людовике 14 века и французской культуре 17 века

Обновлено: 18.05.2024

Людовик XIV, получивший при рождении имя Людовик Богоданный, стал королем в возрасте 5 лет. До 23 лет за юного короля правила его мать Анна Австрийская и кардинал Мазарини, от которого Людовик перенял политическую прозорливость, страсть к искусству и коллекционированию. Но король пошел гораздо дальше своего наставника – он хотел стать главным, единственным меценатом во всех областях искусства. За первые 10 лет своего правления он перенес в Лувр Французскую Академию и стал ее покровителем, основал Академию живописи и ваяния, Французскую Академию в Риме и Королевскую академию архитектуры. Король старался приблизить к себе художников, композиторов, писателей. Но главной его страстью был балет. Людовик унаследовал ее от своего отца Людовика XIII, поставившего при дворе Мерлезонский балет в 16 актах.

Шарль Лебрен

Андре Ленотр

Андре Ленотр – отец ландшафтного дизайна. Он создал все знаковые садово-парковые ансамбли эпохи Людовика XIVво Франции от Шантийи до Версаля. Ленотр сделал систему регулярного парка такой популярной, что его пригласили в Англию работать над созданием Сент-Джеймского парка в Лондоне. План Версальского парка повлияет на многих архитекторов, в том числе на Пьера Шарля Ланфана, проектировавшего застройку Вашингтона.

Жюль Ардуэн-Мансар

Жан-Баттист Люлли

Визит Людовика XIV на Мануфактуру Гобеленов 15 октября 1667 года, по картонам Шарля Лебрена, Версаль.

Визит Людовика XIV на Мануфактуру Гобеленов 15 октября 1667 года, по картонам Шарля Лебрена, Версаль.

При Людовике XIV ткачество стало одним из основных способов пропаганды королевской власти. По приказу Людовика парижская мануфактура Гобеленов была преобразована в Королевскую мануфактуру мебели и отдана под руководство Шарлю Лебрену. Он создал эскиз и для этого гобелена колоссальных размеров 6x4 метра. Ткацкие работы заняли 6 лет.

Версаль – главное детище Людовика XIV. Скромный охотничий павильон на этом болотистом месте был построен по распоряжению его отца короля, Людовика XIII. При Короле-Солнце павильон превратился в роскошный дворец, вмещавший 10 тысяч придворных. C 1682 года и до Французской революции в 1789 году Версаль был постоянным местом пребывания французского двора и самого короля, то есть столицей Франции.

Эта ваза – одно из древнейших ювелирных изделий из горного хрусталя с гравировкой, сохранившееся до наших дней. Тело вазы было вырезано в 15 веке, в 16 веке в Милане на него были нанесены гравированные сцены: Юдифь и Олоферн и Сусанна и старцы. Этот шедевр достался Людовику XIV из коллекции кардинала Ришелье в 1681 году.

Вместе со знаменитой Джокондой в Лувре хранится еще один шедевр кисти Леонардо да Винчи – Иоанн Креститель. Да Винчи впервые показал эту картину в замке Сен-Клу на Луаре, где он провел свои последние дни. Затем она была подарена королю Англии Карлу Iв обмен на полотна Гольбейна и Тициана. После того как король был обезглавлен, его коллекцию распродали, и Иоанн Креститель снова вернулся во Францию.

Узнайте больше об искусстве при дворе французских королей на лекции 13 октября в 19:00. Занятие можно посетить как онлайн, так и офлайн.


История королей Франции от Людовика 14 го до краха монархии в конце 18 века ..


Людовик XIV. Король-Солнце. (рус.) Исторические личности

Людовик XIV — биография

Детство и юность

Вскоре после рождения первого сына на свет появился второй ребёнок его назвали Филипп. Детство малышей проходило в счастливой обстановке. Они были окружены любовью родителей. Но через пять лет отец Луи скончался. Ещё до своей кончины король Людовика XIII написал завещание, в котором говорилось, что при его малолетнем наследнике будет регентский совет, в который должны были войти принц Гастон Орлеанский, принц Конде, министр Мазарини, Клод Бутийе, Шавиньи и канцлер Сегье. И все решения должны были решаться только общем согласием. Но через пять дней после смерти супруга, Анна на собранном Парижском парламенте оспорила это завещание и стала сама регентом при маленьком короле.

Людовик XIV

Мать, Анна Австрийская принимает решение переехать во дворец Пале-Рояль, который ранее был дворцом Ришелье. После переезда обстановка в корне изменилась, стала более аскетичной. Кардинал Мазарини, который был фаворитом королевы, практически сам стал управлять казной. По своему характеру он был достаточно скуп, и средств на развлечения не выделял. Когда ребёнку исполнилось семь лет, то Мазарини сам назначил ему наставников. Скупость кардинала не знала границ, зачастую на постельном белье маленького короля были замечены дырки, а одежда к в которой ходил ребёнок представляла из себя жалкое зрелище, она была заштопана и с заплатками.

Свой прижимистый характер Мазарини объяснял тратами, связанные с войной — Фрондой, и якобы ему нужно было экономить на всём. В детском возрасте Людовик несколько раз стоял на пороге гибели. Первый случай произошел, когда Людовику было всего пять лет, он чуть не утонул в пруду Пале-Рояля, а в 10 лет он заразился оспой, лекари уже не надеялись на его выздоровление, но мальчик поправился. В пятнадцатилетнем возрасте у него образовалась опухоль в груди, а в девятнадцать лет он сильно отравился, а следом и заболел брюшным тифом. Состояние его было таково, что его уже исповедовал священник. И благодаря врачу королевы он выздоровел, но лекарство, которым он его лечили дало побочный эффект, Людовик облысел, и вынужден был носить парик до конца своих дней.

В 1649 году Анне с детьми пришлось спасаться бегством, они вынуждены были покинуть Пале-Рояль и поселились недалеко от Парижа в резиденции. Людовик XIV навсегда запомнил этот страх и лишения, который пришлось им пережить, и это сформировало в нём уверенность в необходимости абсолютной власти и ещё любовь к непомерному расточительству.

Через несколько лет все волнения были подавлены, вернулся из Брюсселя сбежавший кардинал Мазарини, который вновь стал внегласным правителем страны. Такое право ему фактически передала Анна Австрийская, можно сказать, что она добровольно отдала ему всю власть.

В 1659 году подошла к концу и война с Испанией, был подписан Пиренейский договор, который принёс мир странам. В 19660 году, по достижению 22-х лет, король Людовика XIV заключил брак с принцессой Испании Марией Терезией Автрийской. А всего через два года умер кардинал Мазарини, и всю власть Людовик XIV взял в свои руки, и самостоятельно правил до конца своих дней.

Начало правления

Нужно отметить, что Мазарина экономил не только на развлечениях будущего монарха, но и на его образовании. Людовик не получил достаточного воспитания и знаний необходимых правителю, и в общем не подавал никаких надежд. Но на собранном после смерти кардинала Государственном совете объявил о самостоятельном правлении, при этом даже не удосужился назначить первого министра.

Людовик XIV

Не обладая обширными знаниями Людовик XIV, однако имел талант подбирать себе достойное и образованное окружение. Он приблизил к себе таких людей как талантливейшего экономиста Кольбера, который впоследствии укрепил государственное единство и улучшил благосостояние народа, развил торговлю и преумножил французский флот, маркиз де Лувуа, стал реформатором армии. Но кроме этого Людовик возвысил себя и свои королевские права практически возвёл в полурелигиозный догмат. Со временем все поняли, что власть из своих рук Людовик XIV больше не выпустит, он даже смог отстранить от управления мать, которую всё ещё немного побаивался.

Постепенно Людовик стал восполнять пробелы в своём образовании, из ветряного дофина, который обожал кутежи и гулянки он превращался в здравомыслящего императора. Его отличала быстрота мышления, он мог сразу вникнуть в суть вопроса и решить его. Чтение книг помогло ему быстро и ясно выражать свои мысли. Людовик посвящал решению государственных вопросов всё своё свободное время.

Но всё же гордыня и очень высокое самомнение у него остались навсегда. Он считал, что дворцы недостаточно великолепны для него, а королевское резиденции скромные. В 1662 году он велит перестроить охотничий домик, который был расположен в 17 километрах от Парижа, в городке Версаль. В итоге получился целый дворцовый ансамбль, который утопал в роскоши. Ещё 50 лет и 12-14% ежегодных расходов из государственной казны ушло на его обустройство.

Людовик XIV

Окружающая Людовика помпезность апартаментов подтолкнула его к внедрению новым правилам этикета, включая даже всякие мелочи, к примеру, подать ему бокал вина должны были не менее пяти слуг. Эти громоздкие, и порой неуместные правила так же предполагали, что во время трапезы только король мог сидеть за столом, а стулья не полагались даже знатным особам. Сразу после обеда у него были встречи с министрами и чиновниками, а если вдруг монарх плохо себя чувствовал, то все должны были явится к нему в спальню.

Каждый вечер в Версале начиналось веселье. Собиралось огромное количество гостей, для которых были организованы танцы, угощали их изысканными блюдами, и конечно играли в карты, и это стало любимым занятием Людовика.

Каждый салон во дворце имел своё название, которое ему давалось в соответствии с его меблировкой. В ансамбле имелась огромная Зеркальная галерея, её длина составила 72 метра, а ширину она имела около 10 метров. На пол был постелен цветной мрамор, она была украшенная зеркалами, которые подымались от самого пола до потолка. Тысячи свеч в золотых канделябрах отражались в них.

Людовик XIV

Людовик жаловал представителей искусства, писателей и поэтов. Вельможи развлекали себя постановками пьес Мольера, Жана Расина и Пьера Корнеля, которые ставились в Версале. В дни празднования масленицы проводились маскарады, а на лето монарх со своим двором и прислугой переезжали в деревню Трианон, которая примыкала к версальским роскошным садам. По установленному самим Людовиком этикету, ровно в полночь он покидал своих гостей и покормив своих собак уходил в королевскую спальню. Ещё немного церемоний и ритуалов и монарх засыпал, после утомительного дня.

Франция в эпоху короля-солнце достигла небывалого расцвета и величия на внешнеполитической арене. Придворная жизнь не отставала.

Думай, как женщина

Честь превыше всего

Французский двор в эпоху короля-солнце активно пытается возродить идеалы рыцарской чести и поклонение Прекрасной Даме. Двор будто создаёт идиллию райской жизни, красивой и безупречной.

Поцелуй украдкой.

Женщина в эту эпоху — законодательница вкуса. Сама Жюли была одним из центров, вокруг которого вращалась светская жизнь прославленного литературного салона. Можно было получить известность в салоне, только если ты нравишься женщинам. Аристократ должен был уметь читать, говорить о мелочах, заниматься безделушками, чтобы понравиться даме.

Идеальный мужчина

Мужчина — это, прежде всего, интересный собеседник. Он обязательно должен был обладать широким кругозором и талантом к общению. Настойчивость и прямолинейность, а также прямые вульгарные намёки сексуального характера были совершенно неприемлемы. Аристократы уже в 17 веке поняли, что женщины любят ушами и всячески этим пользовались.

Жизнь напоказ

Придворная культура — это одновременно светская жизнь и дом короля. Ещё в легендах о Тристане и Изольде мы видим, как верный рыцарь обязан был ночевать в покоях своего сеньора. Безусловно, за пять веков ситуация определенно изменилась, но сама традиция осталась. Дворец — постоянный, нескончаемый светский прием. Только чтобы поприветствовать короля утром собирались придворные и приближенные монарха. Само общение государя с теми или иными представителями элиты могло показать, кто нынче в чести у короля. А где благосклонность и почтение, там и власть.

Талант как социальный лифт

В эпоху короля Людовика Великого получают распространение многочисленные светские и литературные салоны. Первый из них — салон мадам де Рамбуйе — возник приблизительно в 1607 году. Девушкой Екатерина де Вивон воспитывалась при итальянском дворе, общаясь с самыми образованными и утончёнными людьми своей эпохи. Именно она привезла во Францию ту придворную культуру, которая стала распространяться позже по всему королевству.

Людовик XIV.

Любой талантливый художник, поэт, музыкант мог послать стихотворение какому-нибудь дворянину. Последний, в свою очередь, мог показать это творчество мадам де Рамбуйе, и хозяйка салона и начинающий автор вполне могли встретиться. У просвещённых дворян не было аристократических предрассудков.

КУЛЬТУРА ФРАНЦИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII в.

Феодальный строй Франции второй половины XVII в. защищала не только государственная машина, но и вся система взглядов господствующего дворянского класса.

В то же время новые экономические потребности, вызревавшие в недрах старого общества, вызывали попытки опровергнуть всю старую идеологическую систему, противопоставить старым идеям новые, более прогрессивные и передовые воззрения. В XVII в. идейные конфликты во Франции далеко не приняли еще такого открытого и решительного характера, как в следующем столетии, но они имели большое значение в подготовке воинствующей буржуазной идеологии XVIII в.

Католическая церковь во Франции XVII в. по-прежнему была важнейшим орудием охраны феодального порядка. Если вся жизнь простого человека протекала, с одной стороны, под контролем многочисленной местной бюрократии, то, с другой стороны, тот же крестьянин, а отчасти и горожанин, находились под неусыпным надзором и воздействием церкви, воспитывавшей народные массы в духе подчинения своим господам и королевской власти. Незыблемость и непререкаемость авторитета католической веры были, однако, в известной степени подорваны существованием во Франции второй религии в виде протестантизма, гугенотства, узаконенного Нантским эдиктом 1598 г. Наличие в стране двух допущенных законом вероисповеданий открывало щелку для скептицизма, ослабляло мощь католицизма.

Пьер Бейль (1647—1706) - представитель французской культуры второй половины XVII в.

Поэтому Людовик XIV с 1661 г. начал серию мероприятий, имевших целью полностью ликвидировать гугенотство. Притеснения и бесправие заставляли одних гугенотов переходить в католицизм, других бежать из Франции. Поскольку эмигрировали преимущественно буржуа и ремесленники, это нанесло большой ущерб французской промышленности. В 1685 г. гугенотам был нанесен завершающий удар: Нантский эдикт был полностью отменен. Однако эта политика религиозной нетерпимости мало способствовала укреплению власти католицизма над умами французов. Гугенотские писатели из-за границы распространяли свои послания и сочинения, в которых бичевали с большой силой и абсолютизм и католицизм.

В то же время наиболее передовые французские философы XVII в. — Гассенди, Бейль и др., не порывая еще открыто с религией, сосредоточили уже внимание на обосновании материализма и религиозного скептицизма, т. е. оправдывали и косвенно обосновывали неверие.

Наконец, из недр народа вышел деревенский священник Жан Мелье (1664—1729), сумевший в начале XVIII в. дать уже цельную философскую систему атеизма и материализма.

Вторая половина XVII в. — выдающийся период в развитии французской культуры. Он характеризуется в первую очередь тем подъемом, который переживали прогрессивные общественные силы страны в связи с ее экономическим и социальным развитием.

Церковь Валь де Грас - памятник французской архитектуры второй половины XVII в.

Абсолютная монархия стремилась подчинить своему контролю всю культурную жизнь страны. С этой целью правительство начало создавать академии. По примеру французской Академии в 1663 г. организуется Академия надписей, а затем в 1666 г. Академия наук. В 1663 г. утверждается новый устав Академии живописи и скульптуры, в 1671 г. учреждается Академия архитектуры. Король назначал писателям и художникам пенсии и премии, брал их под свое покровительство, превращал в своего рода государственных служащих. За это они должны были прославлять мощь и величие абсолютистской Франции, развлекать короля и его придворных. Королевский двор был призван стать законодателем художественного вкуса.

В 1661 г. Людовик XIV начал грандиозное строительство в Версале. Здесь был возведен королевский дворец (строители Л. Лево и Ж. Ардуэн—Мансар) и разбит под руководством замечательного садовода-архитектора А. Ленотра (1613—1700) огромный парк с многочисленными аллеями, водоемами, статуями и фонтанами. К украшению Версаля были привлечены виднейшие французские архитекторы, художники и скульпторы, садоводы и мебельщики. В его сооружении участвовали лучшие инженеры и техники, тысячи рабочих и ремесленников. Возведение и содержание Версаля, выраставшего в некий символ величия абсолютной монархии, стоили огромных средств.

В оформлении Версаля, особенно в его внутреннем убранстве, было много показной и громоздкой пышности, так импонировавшей вообще Людовику XIV в искусстве. Однако в этом крупнейшем создании дворцовой архитектуры Франции XVII в. воплотились и многие из сильных сторон французской художественной культуры того времени. Об этом свидетельствует логическая стройность, строгая внутренняя соразмерность всего грандиозного ансамбля в целом. Об этом особенно ярко говорит разбивка парка, чарующего своими просторами, бескрайними воздушными далями и чистотой пропорций.

Во второй половине XVII века во Франции было создано и много других монументальных архитектурных сооружений, обладающих высокими эстетическими достоинствами. Наиболее выдающиеся из них: Дом Инвалидов, строительство которого было начато в 1670 г., здание Обсерватории, величественный восточный фасад Лувра (архитектор Клод Перро), церковь Валь де Грас, возведенная под руководством одного из наиболее значительных французских зодчих этого времени — Франсуа Мансара (1598—1666).

В 1672 г. был создан оперный театр — королевская Академия музыки. Во главе ее был поставлен выдающийся скрипач и композитор, один из основоположников французской оперы и автор музыки к целому ряду комедий Мольера — Жан Батист Люлли (1632—1687). Люлли, любимцу короля, было предоставлено монопольное право на создание музыкального сопровождения к драматическим произведениям и на постановку оперных спектаклей. В 1680 г. произошло слияние всех театральных трупп Парижа в один привилегированный драматический театр, получивший наименование Comedie Francaise.

К. Лорен. Утро в гавани - памятник французского изобразительного искусства второй половины XVII в.

Что касается изобразительных искусств Франции второй половины XVII века, то здесь отрицательную роль играла педантическая опека Академии. Она сковывала творческие искания художников, от которых требовали беспрекословного подчинения неким будто бы неизменным и общеобязательным эстетическим канонам.

В царствование Людовика XIV, за редкими исключениями (выдающийся пейзажист Клод Лоррен, 1600—1682, и мастер психологически глубоких и суровых портретов Филипп де Шампень, 1602—1674), господствует внешне эффектный, но холодный академический классицизм. Его наиболее видными представителями являются Шарль Лебрен (1619—1690), первый художник короля, глава Академии художеств и руководитель декоративных работ в Версале, а также его соперник и вместе с тем преемник на посту директора Академии Пьер Миньяр (1612—1695). Широкую известность завоевали себе также в конце XVII столетия мастера торжественного, парадного портрета Гиасент Риго (1659—1743) и Никола Ларжильер (1656—1746).

Из числа крупных деятелей французского искусства второй половины XVII века наибольшую независимость по отношению к двору и Академии сумел сохранить одаренный мощным творческим темпераментом и бурной фантазией скульптор Пьер Пюже (1620—1694). Живописи же, овеянной духом гуманизма и реалистическими устремлениями, было суждено возродиться лишь в начале XVIII в. в творчестве Антуана Ватто (1684— 1721). Этот художник открывает совершенно новую страницу в истории прогрессивного французского искусства.

Во французской литературе второй половины XVII столетия существуют в целом те же направления, которые ясно обозначились уже в начале века. Вместе с тем в соотношении сил между ними происходят определенные сдвиги.

Реакционные тенденции культивируют писатели, продолжающие традиции так называемой прециозной (жеманной) литературы. Правда, в новых исторических условиях облик прециозной литературы несколько изменяется. Писатели этого направления теперь отказываются от крайностей причудливого оригинальничания, осваивают целый ряд правил классицистической доктрины.

Франсуа де Ларошфуко (1613 — 1680) - представитель французской культуры второй половины XVII в.

Все большую популярность приобретал теперь жанр галантной трагедии. Прециозные драматурги развлекали аристократическую публику и ослепленных великолепием высшего общества обывателей, излагая в утонченной драматической форме злободневные происшествия придворного быта, героизируя авантюрные похождения именитых обитателей Версаля.

В аристократической среде все больше распространялся вкус к литературным занятиям. Однако подлинно историческое значение приобрели лишь немногие произведения. Их создают представители более передовых кругов дворянства, оппозиционно относившихся к политике Людовика XIV. Таковы в первую очередь герцог Франсуа де Ларошфуко (1613 — 1680) и Мари де Лафайет (1634—1693).

Двумя другими видными представителями французского классицизма являются Никола Буало и Жан Расин. Оба они также в той или иной степени соприкасались с янсенизмом. Вместе с тем их творчество далеко выходит за рамки идейных устремлений этого движения.

Детские и юношеские годы французского драматурга Расина (1639—1699), выходца из кругов судейской знати, прошли в стенах различных руководимых янсенистами учебных заведений. Суровое, пронизанное аскетическим духом, янсенистское воспитание наложило глубокий отпечаток на сознание Расина. Однако с 1663 г. Расин против воли своих наставников целиком отдается литературной деятельности. Наиболее значительные из трагедий, созданных Расином в 60—70-х годах, выдвигают его в число величайших писателей Франции второй половины XVII века.

Трагедии Расина прозрачны и четки по своему построению. Перенося центр тяжести на изображение душевного мира героев, Расин избегает усложненной, запутанной интриги. Строгие классицистические требования, вроде, например, правила трех единств, не стесняли его. Наоборот, они побуждали его стремиться к еще более простой композиции. Расин был выдающимся мастером стиха, отличающегося в его произведениях исключительной музыкальностью и гармоничностью. Вместе с тем за внешне уравновешенной формой трагедий Расина скрывается напряженность страстей, изображение остро драматических конфликтов, исключительно богатое идейное содержание.

Жан Расин (1639 — 1699) - представитель французской культуры второй половины XVII в.

Драматургия Расина представляет собой по сравнению с творчеством Корнеля новый этап в развитии классицистической трагедии. Если Корнель в мощных, овеянных духом героики образах воспевал в первую очередь процесс укрепления единого, централизованного государства, то в произведениях Расина на первый план нередко выступает нравственное осуждение монаршего произвола и бездушия придворной жизни. Эти ведущие идейные мотивы драматургии Расина отражали настроения передовых кругов французского общества второй половины XVII в. Именно поэтому аристократический лагерь ненавидел и травил драматурга.

Однако с наибольшей силой и размахом передовые общественные устремления нашли свое воплощение у писателей, творчество которых временами выходило за рамки классицизма, приобретая реалистические черты: у Мольера и Лафонтена.

И Мольер и Лафонтен были последователями иного направления философской мысли, чем то, к которому примыкали Расин и Буало. Мольер с самого начала своего творческого пути выступает как убежденный сторонник философа-материалиста Гассенди. Лафонтен в период наивысшего расцвета своей литературной деятельности также становится активным приверженцем учения Гассенди. Как Мольер, так и Лафонтен, писатели гораздо более прогрессивные по своему мировоззрению, чем Буало, широко использовали в своем творчестве неисчерпаемую сокровищницу народного искусства.

Творческая деятельность основателя французской национальной комедии Жана Батиста Мольера (1622—1673) была непрерывной, ожесточенной борьбой против реакционных сил. Премьеры наиболее значительных произведений Мольера превращались в своего рода бои, которые великий драматург давал реакционному лагерю, вызывая со стороны последнего бешеный отпор и преследования.

Мольер (1622 — 1673) - представитель французской культуры второй половины XVII в.

Мольер завоевал для французской комедии право на общенародное признание. Превратив ее в средство постановки важнейших проблем современной общественной жизни, Мольер обогатил и расширил присущие ей средства художественной выразительности.

Художественное наследие Мольера оказало глубокое влияние на последующее развитие французской комедии. Непосредственными продолжателями реалистических заветов Мольера-комедиографа были Реньяр (1655—1709) и Лесаж (1668—1747).

Со временем борьба Лафонтена с властью церкви приобретает в его баснях все более глубокое философское обоснование, сочетаясь с прямой популяризацией материалистического учения Гассенди.

Своими крупнейшими достижениями французская литература второй половины XVII в. отнюдь не была обязана абсолютизму. Разоблачая общественные язвы абсолютистской Франции, передовые французские писатели способствовали росту самосознания демократических кругов и выступали достойными предшественниками деятелей грядущего Просвещения.

Читайте также: