Подготовьте сообщение о возникновении различных направлений в исламе используя справочные материалы

Обновлено: 18.05.2024

Подобно другим религиям ислам не является однородным. Он распа­ли на несколько основных течений и множество сект. Правда ислам все же не так раздроблен как христианство - сект в нем меньше и, самое главное, 90 % всех мусульман принадлежит к суннизму, внутри которого различия не велики.

Три основных направления появились почти одновременно и связано это с ходом борьбы за власть в мусульманской общине. Дело в том, что осно­ватель ислама не оставил прямых наследников мужского пола. Его сыновья умерли в младенчестве. Из четырех его дочерей только Фатима, ставшая же­ной Али, двоюродного брата и одного из ближайших сподвижников Мухамме­да, оставила двух внуков: пророков Хасана и Хусейна. Однако еще хуже то, что пророк не оставил даже самого принципа передачи власти. Естественно такое положение невольно толкало ближайших сподвижников Мухаммеда на борьбу за власть и можно удивляться только тому, что эта борьба приняла открытый характер лишь спустя четверть века после смерти основателя ислама.

Правление Абу Бакра длилось всего два года. Перед смертью он на­значил своим преемником Омара, который пробыл главой мусульман до 844 г, когда его смертельно ранил раб-иранец. Но, умирая, Омар успел назначить шесть человек, которые должны были определить его преемника. Им стал бо­гатый купец Осман. К концу его правления Халифат, ставший уже обширной империей, начинают раздирать междоусобицы. В 556 г. Осман был убит в сво­ем доме в Медине прибывшими туда мусульманами из Египта и Ирака, недо­вольными произволом самого халифа. Всеобщее недовольство правлением Османа сопровождалось ростом популярности Али. Преданный делу ислама, храбрый воин, участвовавший почти во всех военных походах Мухаммеда, блестящий оратор, пользовавшийся репутацией чрезвычайно набожного и честного человека, Али многим представлялся идеальным правителем. Сразу же после смерти Османа Али был провозглашен халифом. Но это явилось лишь началом новой борьбы. Против Али выступили два сподвижника Мухаммеда (Тальха и аз-Зубайр) и его вдова Айша. Одновременно наместник богатой Сирии Муавия (двоюродный брат Османа) выступил против Али, обвинив его в причастности в убийстве Османа и провозгласил лозунг мщения за Османа, претендуя вместе с тем на трон халифа. Образовалась две военные коалиции. Однако Али действовал очень медленно Лишь в декабре 656 г., через пять с лишним месяцев после своего избрания, он выступил во главе своих войск из Медины, в которую ему уже не суждено было вернуться, и двинулся в Басру. В том же месяце недалеко от Басры произошло сражение, в котором Али одержал победу.

В то время как халиф суннитов не являемся исключительным авторитетов в вопросах вероучения, имам шиитов напротив, не только вождь, но и учитель ислама. Он властвует и учит именем Божьим, так как откровение Божье возвещается имамом своенго времени. Поэтому имамы единственные и высшие авторитеты. Они непогрешимы и их мнение по любому политическому или вероисповедальному вопросу является истиной в последней инстанции.

Учение с безгрешности и непогрешимости имамов - одно из основных положений шиизма. В этом отношении суннизм и шиизм резко отличаю друг от друга, ибо в суннизме окончательное решение достигается общим согласием богословов и прочих авторитетных лиц, в шиизме же окончательное решение остается за имамом.

течения в исламе

Какие течения или направления Ислама существуют и сколько течений в Исламе в современном мусульманском мире является ведущими – эти вопросы не должен обойти вниманием ни один мусульманин, поскольку каждое направление или течение в Исламе имеет свои положения и принципы, с точки зрения которых интерпретируются труды исламских ученых богословов.

Вопрос: сколько основных направлений в исламе? Ответ: в исламе есть два основных направления: суннизм (85%) и шиизм (около 15%).

Вопрос: сколько основных направлений в суннизме? Ответ: в суннизме четыре основных направления или мазхаба - ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский.

Вопрос: сколько течений в Исламе? Ответ: в Исламе существует множество течений и сект, некоторые из них не имеют отношения к основам исламской религии и мусульманской веры.

Когда появились течения и направления в Исламе

Течения в исламе – это основные направления исламской религии, которые возникли еще во время правления династии Аббасидов, когда началось расхождение этих течений по причине того, что арабскими исследователями массово переводились иноязычные труды ученых из Древней Греции и Персии на арабский язык для мусульманской общины, а затем переводы этих трудов подвергались интерпретации с исламской точки зрения.

Общность религии Ислама сплачивала общину мусульман, но в мусульманских странах возникали этноконфессиональные противоречия. И именно эти противоречия легли в основу тех различий, на основе которых возникли течения суннизма и шиизма – они касались вопросов правоприменения и не касались догматики.

Ислам – единая религия всех мусульман, но это не исключает наличия разногласий между представителями основных направлений Ислама. Между представителями разных течений Ислама существуют также достаточно значительные несовпадения в вопросах, касающихся основных принципов юридических решений, а также в вопросах характера мусульманских религиозных праздников. Расходятся представители разных исламских течений и в своем отношении к иноверцам.

По сведениям большинства источников, сунниты составляют 85 % от всего мусульманского мирового населения. Еще 15 % составляют преимущественно шииты, а также представители мелких мусульманских сект – алавитов, ахмадитов, ибадитов, друзов, исмаилитов и прочих.

направления в исламе

Сунниты

Самым крупным и основным течением Ислама является Ахлю Сунна валь-Джамаат или сунниты. По мнению суннитов, законными преемниками Пророка Мухаммада ﷺ являлись первые четыре праведных халифа (Абу Бакр, Умар, Усман и Али). Суннитами также вместе со Священной Книгой Коран признаются Сунна Пророка Мухаммада ﷺ , то есть хадисы о нем, которые включены в сборники, наиболее авторитетными из которых считают сборник Бухари и сборник Муслима.

Сунниты руководствуются основными принципами приверженности ценностям Ислама, которые обозначены в священном Предании. Ведущей идеей суннитов является та, что мусульманская община играет руководящую роль в решении жизненно важных задачи и проблем мусульман.

Направления в сунизме

Суннитами признаются только четыре богословские правовые школы или мазхаба: маликитский мазхаб, шафиитский мазхаб, ханафитский мазхаб и ханбалитский мазхаб. Остальные мазхабы, которые также относятся к суннитскому течению, в современном мусульманском мире свое существование постепенно прекратили, поскольку случилось отсутствие преемственности. Все эти школы признают правомерность друг друг, а человек может сделать самостоятельный выбор, какого мазхаба быть приверженцем, и следовать той школе, с принципами и положениями которой он согласен.

В исламе порицается фанатичная приверженность к какому-то определенному мазхабу, и человеку не вменяется в обязанность следовать во всех религиозных вопросах мнению какого-то одного мазхаба.

Течения суннитского ислама

Помимо религиозно-правовых школ, в исламе существуют десятки течений, которые расходятся по тем или иным вопросам религиозного характера, некоторые основные течения приведены ниже.

Суфизм

суфии

Одно из направлений в Исламе – суфизм. Он представляет собой учение, которое призывает очистить сердце от всего для Всевышнего Аллаха. В основе суфизма – концепция того, что человек должен индивидуально достичь связи с Всевышним. В практическом плане это может выражаться и в сформированных организациях в виде орденов и тарикатов, чьи лидеры являются духовными преемниками древних учителей.

Суфизм является доминирующей частью традиции исламской религии в некоторых странах, но есть также страны, где к нему преобладает неоднозначное отношение, где оппоненты суфизма заявляют об искажениях ислама, имеющих место в данном направлении, посредством индуистских или христианских традиций. Оппоненты также считают, что отдельные суфистские практики противоречат исламу – к таким относят практику почитания умерших родителей, практику взведения мавзолеев для умерших, а также обычай молиться на могилах предков. Подвергается критики и практика экстатических плясок суфиев и то, что в основе учения лежит концепция, предполагающая растворение суфия в Боге.

Суфиями называют себя достаточно много людей, и они используют в своей практике упомянутые выше, подвергающиеся критике отклонения от истинного ислама, и это является причиной того, что критике подвергается весь суфизм. И это не взирая на то, что разные суфистские организации – тарикаты или ордены – могут друг от друга отличаться довольно серьезно.

Салафия

По мнению Мухаммада ибн Абд-аль-Ваххаба, Ислам настоящий был только при первых трех поколениях последователей Пророка Мухаммада ﷺ , и поэтому он выступал против всех тех нововведений, которые вошли в Ислам в последующие годы и века. Движение Мухаммада ибн Абд-аль-Ваххаба сыграло значительную роль в итогах освободительной войны против Турции. Принц Абдул Азиз ибн Сауд, первый король и основатель Саудовской Аравии, признал и принял движение ибн Абд-аль-Ваххаба.

Джамаат таблиг

таблиговцы

Малазийские таблиговцы

Джамаат Таблиг является аполитичным религиозным движением, которое организовал в 1926 году Маулана Мухаммад Ильяс в Мевате, провинции Индии. Это движение ставит перед собой цель духовно преобразовать ислам способом, когда участники движения работают с широкими массами людей, обращаясь к мусульманам разного экономического и социального статуса, чтобы приблизить их к исламской религиозной практике, которая была указана Пророком Мухаммадом ﷺ .

Упор таблиговцы делают не на том, чтобы призывать в ислам атеистов и иноверцев, а на том, чтобы работать с этническими мусульманами. Их цель в оживлении мусульманской религии среди традиционно исповедующих ислам народов. Призывающие к исламу представляют в своей массе достаточно разнородный контингент: от простых мусульман, рядовых трудящихся и служащих, до судей и научной интеллигенции. Ряд участников движения занимаются этой деятельностью постоянно, посвятив этой работе всю свою жизнь, а кто-то периодически выезжает в другие поселения для того, чтобы призывать к исламу целевую аудиторию. В рядах участников движения много таких, кто принимал участие в деятельности по призыву только однажды или тратит на это немного времени. Поскольку этнический состав участников движения Таблиг, также и как их география, обширны, то можно называть их не столько организацией, сколько сообществом мусульман, которые объединились в своем следовании Священной Книге Коран и Сунне в деле совершения призыва к исламу.

Шииты

Шииты считают, что божественное установление закрепило за родом Али право на имамат, то есть институт верховной власти и руководства мусульманской общины. С самого начала шииты были только политической партией, и гораздо позже, во время правления шестого имама Джафара ас-Садыка шииты стали самостоятельным религиозно-правовым течением в исламе.

Течение Шиитов можно разделить на группу умеренных, к которым относятся зейдиты и шииты-двунадесятники, а также группу крайних шиитов, к которым относятся алевиты, алавиты, исмаилиты. Зейдиты наиболее распространены в северо-восточной части Йемена. Одной из ветвей зейдитов являются нуктавиты, которые получили наибольшее распространение на территории Ирана. Идеологические воззрения зейдитов сближают их из всех направлений Ислама более всего с суннитами.

Шиитов-двунадесятников еще называют имамитами и иснаашаритами. Это преобладающее направление шиитского течения, оно наиболее распространено в Азербайджане, Иране, Ираке, Бахрейне и Ливане. В других странах это направление также представлено, но меньше. Сторонники этого течения придерживаются взглядов джафаритского мазхаба.

Исмаилиты

В рядах исмаилитов в девятом веке произошел раскол, в результате чего были выделены фатимидские исмаилиты, которые признавали скрытых имамов, а также карматы, которые признавали семь имамов. Направление карматов просуществовало только до начала двенадцатого века.

Когда же умер фатимидский халиф ал-Мустансир в 1094 году, в рядах исмаилитов произошел раскол, в результате чего появилось ответвление низаритов, то есть исмаилитов восточных, которые поддерживали идею, что к власти должен прийти старший сын ал-Мустанира Низар. Также появилось ответвление мусталитов, которые признавали имамом халифа Фатимидов аль-Мустали. Среди низаритских сект особо известна секта хашшашинов или ассасинов. Среди ответвлений исмаилитов известны также друзы.

Шиитские секты

К таким сектам относятся:

Хариджиты

К концу восьмого века в среде хариджитов произошла череда расколов, и движение распалось на несколько течений – суфритов, ибадитов, аджрадитов, байхаситов, надждатитов, азракитов, мухаккимитов и некоторых других. К концу двадцатого века численность хариджитов стала составлять до трех миллионов человек. В Омане хариджизм имеет господствующий характер – в этом государстве его представляет группа ибадитов, которые к иноверцам утратили активную нетерпимость.

Идейные течения Ислама

С самого становления исламской религии разногласия по различным вопросам вероубеждения возникали среди мусульман достаточно часто, и эти вопросы можно разделить на несколько общих групп:

  1. К первой группе можно отнести вопросы, которые касаются сущности Всевышнего Аллаха и Его атрибутов, возможное или невозможное среди Его качеств, сама возможность толковать качества Его сущности и качества Его действий. В таких вопросах имеют расхождения течения саляфитов, каррамитов, ашаритов, мутазилитов, муджассимитов.
  2. Ко второй группе вопросов можно отнести те, которые связаны с Божественной справедливостью, предопределением жизненного пути, свободной волей и принуждением человека, понятием касба. Расхождения в этих вопросах имеют такие исламские течения, как наджжариты, каррамиты, кадариты, джабариты и ашариты.
  3. К третьей группе относятся вопросы, которые связаны с покаянием и верой, условиями отсрочки и угрозы наказания, случаями обвинения в заблуждении и неверии. По таким вопросам расходятся во мнении такие направления ислама, как мурджииты, каррамиты, ашариты и мутазилиты.
  4. Еще к одной группе вопросов можно отнести те, которые связаны со Священной Книгой Коран, понятиями зла и добра, разума и Божественной благодати, а также непогрешимости в пророчестве и имамата, условий его установления и передачи. По таким вопросам расходятся во взглядах хариджиты, шииты, мутазилиты, каррамиты и ашариты.

Как сложилось исторически среди ашаритов преобладает число последователей шафиитского мазхаба (Чечня, Дагестан, Ирак, Сирия, частично Египет, Индонезия) и маликитского мазхаба (Север Африки). Матурдиты же в большинстве своем являются последователями ханафитского мазхаба – Южная Азия, Турция, Средняя Азия, Башкортостан, Татарстан. По своим взглядам они ближе к ашаритам.

Течения ислама в России

Среди российских мусульман большинство составляют сунниты, которые являются последователями шафиитского и ханафитского мазхабов, из которых ханафиты составляют 65 %, а шафииты - 30 % от числа мусульман России. Ханафитами являются такие мусульманские народы России, как башкиры, татары, ногайцы, казахи, балкарцы, кабардинцы, черкесы, карачаевцы, абазины, адыгейцы, шапсуги и частично ингуши, осетины-мусульмане. Также последователями ханафитского мазхаба являются среднеазиатские мусульмане и третья часть азербайджанцев. Последователями шафиисткого мазхаба являются в России ингуши в своей большей части, чеченцы, и также дагестанские народы кроме ногайцев и татов. Шииты-джафариты в России – это российские азербайджанцы, частично татары и лезгины.

Со времен школы все знают, что существует всего два направления в исламе: сунниты и шииты. Но это не соответствует действительности, потому что на самом деле направлений в исламе больше, в данной статье я постараюсь их кратко описать.

Самая распространенная и самая многочисленная ветвь ислама. Мусульмане называют последователей суннизма "людьми Сунны и общины". Отличительной чертой суннитов является, в первую очередь, доктрина о выборной власти. В отличие от шиитов, сунниты выбирают духовного лидера (общины мусульман).

Также сунниты признают те хадисы (разделов Сунны - исламская книга преданий, вторая по значимости после Корана), которые были созданы при халифах (лидеры после смерти пророка Мухаммеда) Абу-Бакре, Умаре, Усмане и Али.

Вторая по численности и распространенности исламская ветвь. Слово "шиизм" означает "единение". Шииты считают, что Мухаммед передал свою власть своему родственнику халифу Али (четвертый халиф по мнению суннитов). Поэтому духовная власть у шиитов передается по наследству, лидер должен быть родственником Мухаммеда.

Шииты признают лишь те хадисы в Сунне, которые поддерживают законность власти Али и которые были написаны при последующих шиитских имамах.

Раскол мусульманской уммы на суннитов и шиитов произошло после Сиффинской битвы 657 года между приверженцами Али (впоследствии шиитов) и приверженцами другого халифа Муавии (впоследствии суннитов), а в 661 году произошло окончательное разделение (поясню далее).

3. Хариджиты.

Все почему-то всегда забывают про хариджитов как третьем направлении в исламе. Хариджиты (покинувшие) образовались также после Сиффинской битвы, но выступали они на стороне халифа Али. А когда Али показал свою слабость, то они покинули его (покинувшие), образовав свою партию. А в 661 году один из хариджитов убил халифа Али.

Хариджиты считают, что халифом может быть любой мусульманин, ибо все в умме равны. Хариджиты - это первая, выделившаяся от остальных, группа мусульман. Они признают только двух первых халифов после смерти пророка Мухаммеда: Абу Бакра и Умара.

Это течение также раскололось на множество организаций, сегодня наиболее крупной являются ибадиты, которые составляют половину населения Омана.

Суфизм также находился под влиянием мистического богословия шиитов. Самая популярная суфийская группа - это дервиши.

Разумеется, каждое направление ислама делится на большое количество других направлений, но это уже частные случаи.

Таким образом, ислам сегодня представлен в виде суннитов, шиитов, хариджитов и суфиев. Другое дело, что существуют разные религиозно-политические движения, потому что зачастую ислам - это религия, которая вплетена во все сферы жизни, и она не может быть отделена от политики, экономики и права.

Бывает, что в одно политическое движение мусульман могут входить представители суфизма и суннизма, или шиизма и суннизма.


Ислам был основан и первое время уверенно стоял на мощнейшем фундаменте, состоящем из божественного откровения и авторитета Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Любые разногласия им лично пресекались на корню. Существование в ту пору каких-либо религиозных мусульманских течений, разумеется, даже не предполагалось. Разделение мусульман на течения началось спустя 23 года после смерти Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), в эпоху правления халифа Али ибн Абу Талиба (р.а.). Однако, появлению первой оформленной мусульманской секты предшествовала эпоха массового отхода некоторых арабских племен от Ислама, а также появление и деятельность лжепророков, претендовавших на власть, авторитет и положение Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего).

Первые попытки мусульман пересмотреть основы Ислама, случившиеся почти сразу после смерти Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), свидетельствуют о непререкаемом авторитете Пророка (мир ему и благословение Всевышнего). Отсюда — отправная точка в возникновении мусульманских религиозных течений: исчезновение источника незыблемости идеологии Ислама в лице Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего).

Если говорить о возможных причинах возникновения мусульманских течений, то тут можно выделить, в первую очередь, влияние доисламских цивилизаций и культурных традиций на классическое понимание Ислама. Известно, что ислам развивался на территории, где уже имелись христианские и иудейские общины, исповедовавшие свои религии в течение длительного промежутка времени и успевшие оставить в культуре свой след. Ислам, хоть и явившийся четко оформленной и во многом не имеющей аналогов религией, все же оперировал понятиями, характерными для авраамических религий, и поэтому был подвержен влиянию философии христианства и иудаизма.

Особенно заметно это влияние стало наблюдаться после смерти Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Среди следующих причин возникновения мусульманских течений следует отметить влияние политических событий (как в случае возникновения шиизма и хариджизма), влияние социума и различия в понимании священных текстов — аятов и хадисов. Последняя причина может служить общей для возникновения всех мусульманских сект, поскольку Коран и Сунна являются единственной доказательной базой, к которой апеллируют все без исключения мусульмане в попытках решить теологический или юридический спор.

Ввиду неоднозначности некоторых аятов и хадисов, а зачастую ввиду предвзятости в понимании этих аятов и хадисов, рождаются разногласия, которые затем накладываются на личностный человеческий фактор и приводят к появлению различных течений и сект. Яркий тому пример — появление течения ваххабитов, буквально понимающих некоторые аяты Корана, требующие аллегорического трактования. Эта особенность вкупе с психологическими качествами основателя данного течения Мухаммада ибн Абдульваххаба, а также с политическими явлениями, происходившими в то время в мусульманском государстве привели к возникновению движения, имеющему влияние на умы сотен миллионов мусульман в наши дни.

Читайте также: