Сообщение на тему профессиограмма и психограмма профессии

Обновлено: 18.05.2024

Построение профессиограммы является задачей специалистов-психологов. Вместе с тем каждый работающий человек вполне в состоянии время от времени обдумывать круг профессиональных задач, которые он выбирает для себя и оценивать состояние своей личностной готовности к этим задачам.

В целом профессиограмма должна отвечать следующим требованиям:

- четко выделять предмет и основные результаты труда (на что направлены главные усилия человека в труде);

- подчеркивать направленность каждого труда на благо конкретного человека: все, в том числе технические профессии должны, хотя и в опосредованной форме, облегчать жизнь конкретного человека;

- выделять не отдельные компоненты и стороны профессии, а описывать ее целостно в системе характеристик, особо подчеркивая при этом стержневые, приоритетные составляющие и отличая их от производных, второстепенных, вспомогательных;

- показывать возможные линии развития человека средствами профессии;

- показывать перспективы изменения в самой профессии (каким может быть специалист завтрашнего дня, ближайшего будущего);

- иметь направленность на решение практических задач (профессиональное обучение, профотбор, рационализацию новых видов труда и др.);

- описывать необходимые некомпенсируемые психологические профессиональные качества, а также психологические свойства человека, которые хотя и отсутствуют у него, но могут быть развиты.

Трудограмма - это описание труда в профессии, более подробное содержание профессио-граммы. Трудограмма включает в себя:

2. Распространенность профессии (типичные для данной профессии учреждения).

3. Предмет труда в профессии – стороны окружающей действительности, на которые воздействует человек в ходе труда (материальные предметы, идеальные предметы – культура, информация, индивидуальное или общественное сознание людей, предметы натуральные в контексте природы и искусственные, созданные человеком.).

4. Профессиональные знания как совокупность сведений о сторонах труда в профессии.

5. Деятельности, действия, приемы, умения, способы работы, технологии, техники, применяе-мые в данной профессии для успешного достижения результата;

6. Средства труда - стороны окружающей действительности, которые человек использует для воздействия на предмет труда при реализации своих целей, для получения нужного продукта труда. К средствам труда относятся реальные инструменты, приборы, компьютеры, оргтехника, а также знаковые средства и системы правил логического мышления, моральной и эстетической оценки и др. Предмет и средства труда могут меняться местами даже в рамках одной профессии.

7. Условия труда; режим труда и отдыха; характеристика социального окружения; санитарно-гигиенические факторы труда; интенсивность, темп труда и продолжительность нагрузки; рабочее место, рабочий пост.

8. Организация и кооперация труда: формы индивидуальной, совместной, групповой деятель-ности, преобладающие в данной профессии; виды профессионального общения и позиции в нем, обмен средствами и продуктами труда между его участниками; нормы выполнения и сроки; субординация и иерархия подчинения, социальный статус и должности в рамках профессии.

9. Продукт труда (или его результат) - те качественные и количественные изменения, которые человек привносит в предмет труда; критерии оценки результата труда, степень заданности результата труда, его более или менее жесткая регламентация (от исполнительного труда к творчеству).

10. Возможные уровни профессионализма и квалификационные разряды в данной профессии, категории и их оплата.

11. Права представителя данной профессии: безопасность, наличие благоприятного микрокли-мата в профессиональной среде; размеры оплаты труда и отпуска, охрана труда.

12. Обязанности представителя данной профессии: соблюдение профессиональной и служеб-ной тайны в работе с людьми. Должностные функциональные обязанности (что и как должен делать человек данной профессии в условиях конкретной должности в том или ином учреждении).

13. Позитивное влияние данной профессии на человека; возможность личностной самореали-зации, направления и возможная динамика внутреннего роста; возможность развития инди-видуальности и личности средствами этой профессии, принадлежность к определенной профессиональной общности, социальному кругу.

Психограмма - описание человека труда в профессии, более подробное содержание профессиограммы.

Психологические качества, желательные для эффективного выполнения профессиональной деятельности, общения, для профессионального роста, преодоления экстремальных ситуаций в труде. Сюда относятся характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной сферы специа-листа:

1. Мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации чело-века, психологические позиции.

2. Профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самоосознание себя как профессионала.

3. Эмоции, психические состояния, эмоциональный облик.

4. Удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом.

5. Психологические знания о труде, о профессии.

6. Психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей).

7. Профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессио-нальному росту.

8. Профессиональное мышление, в том числе творчество, возможность обогатить опыт профессии.

9. Профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовать планы своего профессионального роста.

10. Психологические противопоказания (то есть психические качества, абсолютно или отно-сительно несовместимые с профессией).

11. Линии профессионального роста и распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.

В заключении к профессиограмме целесообразно указать возможные пути профессионального обучения и переобучения, тренируемости отдельных психологических качеств и реабилитации, пути повышения квалификации и переквалификации, переориентации в рамках данной профессии и переподготовки на другую профессию или специальность.

Стандарт специалиста – это не жесткая схема квалификационной характеристики или профессиограммы, а живая модель личности, которая может быть использована как эталон в профессиональном обучении, при диагностике и др. Поскольку в профессиограмме заложены требования общества к специалисту, то профессиограмму можно использовать как основу стандарта специалиста, принятого в данном обществе в данное историческое время.

Профессиограмма - это документально оформленный результат профессиографирования, в котором представлена всесторонняя, описанная по определенной схеме совокупность различных объективных характеристик специальности, а также состав и содержание требований, предъявляемых к профессионально важным качествам специалистов.

Психограмма - часть профессиограммы, в которой дана характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека, перечень психологических способностей к профессиональной деятельности и особое внимание уделено психологическим противопоказаниям.

Требования к профессиограмме (по Марковой):

1. четкое выделение предмета и результата труда (на что направлены главные усилия человека);

2. не выделение отдельных компонентов и сторон труда, а описание целостной профессиональной деятельности;

3. демонстрация возможных линий развития человека в данной профессии;

4. показ возможных перспектив изменения в самой профессии;

5. направленность профессиограммы на решение практических задач (профессиограмма как основа профотбора, профессионального обучения, рационализации труда и др.);

6. выделение и описание различных некомпенсируемых профессиональных психологических качеств (ПВК), а также тех качеств, которые могут быть компенсированы.

Структура:

1. Общие сведения о специальности:

- наименование и назначение профессии;

- характеристика рабочей зоны и рабочего места;

- характеристика средств и орудий труда;

- общая и специальная профессиональная подготовка специалиста;

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

- функциональные обязанности специалиста;

- критерии эффективности деятельности.

2. Содержание деятельности:

- описание и анализ основных действий и операций;

- профессиональные задачи, решаемые специалистом;

- особенности приема информации;

- особенности переработки информации и принятия решений;

- структура исполнительских действий;

- анализ ошибок в деятельности специалиста;

- соотношение загруженности в ходе работы психологических функций.

3. Условия деятельности:

- режим труда и отдыха специалистов.

4. Социально-психологические факторы деятельности:

- характеристика рабочей группы, в составе которой специалист
выполняет обязанности;

- роль и место специалиста в системе внутригрупповых связей;

- мотивационные аспекты совместной деятельности;

- особенности социально-психологической и профессиональной
адаптации специалистов;

5. Динамика психического состояния специалиста в процессе деятельности:

-характер и степень изменения активности психофизиологических функций и работоспособности;

- преобладающие эмоциональные состояния;

- влиияние динамики состояний на эффективность деятельности;

- основные формы профессиональной заболеваемости и травматизма.

6. Психограмма:

- основные личностные качества, необходимые специалисту;

- ведущие сенсорно-перцептивные характеристики;

- свойства, определяющие успешность моторных действий;

- соотношение в процессе деятельности личностных, перцептивных, гностических и моторных качеств.

7. Противопоказания к деятельности.

Способы представления профессиограмм:

ü аналитический график

Типы профессиограмм (по Ивановой):

1. Информационные профессиограммы - для использования в профконсультационной и профориентационной работе, для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес.

2. Ориентировочно-диагностические - для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми - эффективными - образцами организации трудовой деятельности.

3. Конструктивные профессиограммы - для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала.

4. Методические профессиограммы - можно было бы назвать и методологическими, поскольку они служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы, т.е. направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы.

5. Диагностические профессиограммы - подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и "бюрократическом" уровне, а затем все это переводится на язык необходимых для успешной работы ПВК, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики).

Таким образом, психологическое изучение профессий, проводимое для
разных целей, имеет специфические особенности, отражающиеся в программе построения исследования; в методах, реализуемых в исследовании; в глубине, детальности и широте рассмотрения разных характеристик одной и той же профессии, а также в форме представления материала.

Можно выделить различные конкретные схемы профессиографирования. По Е.М. Ивановой (см. Иванова, 1987, с.32-33), вся трудовая деятельность включает две основные составляющие: субъект труда и объект труда:

1. Субъект труда предполагает выделение и описание следующих характеристик:

§ объективные характеристики субъекта труда (здоровье, стаж, образование, успешность работы. );

§ социальная когнитивно-мотивационная структура (информированность о социальной значимости профессии, информированность о своей роли в обществе, осознание себя членом профессиональной среды, отношение к своей профессиональной деятельности);

§ профессиональная когнитивно-мотивационная структура (знание о трудовом процессе в целом; знание предмета, целей, условий и задач трудового процесса; личностное отношение к труду как к процессу и как к результату);

§ операторная психологическая структура "отдельной" деятельности (выделение цели, способность выполнять действия и операции);

§ эмоционально-волевая структура субъекта труда (индивидуальный стиль деятельности; функциональное состояние субъекта труда).

2. Объект труда:

§ история и перспективы развития данного трудового процесса (научно-технический прогресс - НТП, социально-экономический прогресс. );

§ социальная структура и направленность объекта труда (социальная направленность объекта труда; социально-технические характеристики объекта труда; социально-экономические характеристики объекта труда);

§ сама структура трудового процесса, позволяющая выделить: а) предмет труда - средства труда - трудовая задача;

§ структура условий труда: микроклимат и гигиенические условия; социально-психологические условия; организация труда (нормирование, планирование, контроль);

§ операционально-техническая структура труда (операционально-технологические действия; правила исполнения трудовых действий).

Е.С. Романова и Г.А. Суворова предложили несколько более компактные варианты описания профессий, которые также могут быть использованы профконсультантами. Ниже представлены несколько таких вариантов.
1. Ориентировочная схема экспресс-изучения профессии: а) технико-экономическое описание (технология, оборудование, нормы, оплата труда); б) организация и условия труда (социальные и физические условия, освещенность, температура, влажность, профвредности, режим труда. ); в) документация по текучести кадров, по сбоям в работе и т.п.; г) подробное описание самой трудовой деятельности (основные операции и действия); д) психофизиологическая характеристика трудовой деятельности (характеристика ПВК).
2. Общая схема (основные вопросы) для разработки комплексной профессиограммы: 1) как называется работа и в чем она состоит (ее существенные характеристики)? 2) какова эффективность (основные критерии эффективности) и цель работы? 3) что является предметом труда (над чем работают)? 4) каким способом (как) выполняется работа (каков технологический процесс)? 5) на основании чего делается работа (нормативная и производственная документация)? 6) каковы конкретные критерии оценки труда? 7) какая необходима квалификация? 8) при помощи каких средств выполняется работа? 9) в каких условиях выполняется работа (территориальных, гигиенических, эстетических)? 10) какова организация труда (график работы, трудовые смены, баланс труда и отдыха)? 11) какова кооперация труда (кто, что и с кем делает)? 12) какова интенсивность труда? 13) какова степень опасности и ответственности труда? 14) какова степень воздействия труда на работника (степень полезности/ вредности)? 15) какова польза для работника (зарплата, премии, общественное признание и т.п.)? 16) какие условия, требования и ограничения характерны для работы (кто может и кто не может ее выполнять: административно-правовые, политические, медицинские, общественные и другие детерминанты)

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Профессиограмма и психограмма профессии. Презентация на заданную тему содержит 12 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Профессия – это деятельность, направленная на пользу общества, требующая профессионального обучения, выполняемая за определенное вознаграждение (зарплату). Профессия – это деятельность, направленная на пользу общества, требующая профессионального обучения, выполняемая за определенное вознаграждение (зарплату).

Специальность – конкретный вид деятельности в рамках той или иной профессии (слесарь–сборщик, слесарь–инструментальщик, слесарь–ремонтник, слесарь–сантехник). Специальность – конкретный вид деятельности в рамках той или иной профессии (слесарь–сборщик, слесарь–инструментальщик, слесарь–ремонтник, слесарь–сантехник).

Алгоритм выбора профессии 1.Рассмотреть как можно больше профессий. 2.С помощью учителей или специалистов изучить самого себя (интересы, склонности, темперамент, черты характера и т.д.). 3.С помощью средств массовой информации, Интернета найти информацию о том, какие профессии востребованы на рынке труда. 4.Выбрать наиболее привлекательную профессию. 5.Сравнить полученные знания о выбранной профессии со своими представлениями о ней. 6.Посоветоваться с родителями, учителями, врачами. 7. Выбрав для себя будущую профессию, быть настойчивым в стремлении овладеть ею в совершенстве.

Уровень квалификации работника закрепляется в присвоении ему определенной квалификации, звания, разряда, категории или класса. Уровень квалификации работника закрепляется в присвоении ему определенной квалификации, звания, разряда, категории или класса. Специалисты делятся по категориям: 1, 2, 3, высшая категории и без категории (врачи, учителя, инженеры, экономисты и пр.).

Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС) Основные требования к квалификации работника, к конкретной специальности и профессии представлены в едином тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС). В нем приводится перечень того, что должен уметь работник соответствующего разряда, какими личностными качествами обладать, а также пример таких работников.

Профессиограмма и психограмма профессий Профессиограмма – описание особенностей конкретной профессии или специальности, служащее для ознакомления с избираемой профессией. Психограмма включает в себя описание требований, предъявляемых профессией к психологическим качествам человека (мышлению, вниманию, восприятию).

Схема профессиограммы - 1. общая характеристика профессии (история профессии, ее общественная значимость, потребность в данной профессии, примеры из биографий ее представителей); 2. содержание и характер труда, предмет, средства и результаты труда; 3. условия труда : санитарно - гигиенические (работа в помещении, на открытом воздухе, сидя, стоя, наличие шума, температура воздуха в рабочем помещении и т.п.); экономические (оплата труда, льготы, отпуск, возможности профессионального роста) и т.д.;

- - 4. требования, предъявляемые профессий к работнику (состояние его здоровья, физиологические и психологические особенности, медицинские противопоказания); 5. Необходимые общие и специальные знания и умения; 6. сведения о возможности получения профессии (в каких учебных заведениях можно получить выбранную вами профессию, различные уровни образования); 7. где в дальнейшем можно работать по полученной профессии (рассмотреть различные варианты).

Практическая работа Составьте профессиограмму интересующей вас профессии: изучите на основе различных источников (средств массовой информации, Интернета, художественной литературы, экскурсии на производство, опроса специалистов) наиболее важные требования, предъявляемые выбранной вами профессией к условиям, орудиям и средствам труда, профессионально важным качествам работника. Опишите профессию. Обоснуйте свой выбор.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выбирая профессию, человек выбирает судьбу!

Описание презентации по отдельным слайдам:

Выбирая профессию, человек выбирает судьбу!

Выбирая профессию, человек выбирает судьбу!

Профессиограмма и психограмма профессиии

Профессиограмма и психограмма профессиии

Выбор профессии - первый шаг к самостоятельной жизни, от которого зависит, к.

Выбор профессии - первый шаг к самостоятельной жизни, от которого зависит, как сложится дальнейшая судьба. К профессиональному выбору нужно относиться серьезно и ответственно. Для того, чтобы не совершить ошибку в предстоящем вам выборе, необходимо научиться разбираться в особенностях профессиональной деятельности и специфике профессий. Необходимо не только знать свои индивидуальные особенности, но и как можно больше сведений об избираемой профессии.

Один из источников информации о профессиях – профессиограммы. Отрасль знаний.

Один из источников информации о профессиях – профессиограммы. Отрасль знаний, которая изучает мир профессий, называется - профессиографией. Задачей профессиографии является изучение особенностей профессий и создание профессиограмм. Профессиография позволяет составить ясное, целостное представление о мире профессий и определить свою пригодность к данной профессии. Профессиограмма – информационное описание особенностей конкретной профессии или специальности, служащее для ознакомления с избираемой профессией.

Ядром профессиограммы является психограмма профессий. Психограмма включает о.

Ядром профессиограммы является психограмма профессий. Психограмма включает описание требований, предъявляемых профессией к психологическим качествам человека (мышлению, вниманию, восприятию).

Схема профессиограммы

Схема профессиограммы: общая характеристика профессии (история профессии, ее.

Схема профессиограммы: общая характеристика профессии (история профессии, ее общественная значимость, потребность в данной профессии, примеры из биографий ее представителей); производственная характеристика профессии (описание трудового процесса); содержание и характер труда, предмет, средства и результаты труда; связь с другими специальностями, уровень механизации и автоматизации производства;

Схема профессиограммы: необходимые общие и специальные знания и умения; требо.

Схема профессиограммы: необходимые общие и специальные знания и умения; требования, предъявляемые профессий к работнику (состояние его здоровья, физиологические и психологические особенности, медицинские противопоказания); психологическая характеристика труда (его привлекательные непривлекательные стороны, трудности в работе, возможности творческой работы, важнейшие профессиональные качества);

Схема профессиограммы: условия труда: санитарно - гигиенические (работа в пом.

Схема профессиограммы: условия труда: санитарно - гигиенические (работа в помещении, на открытом воздухе, сидя, стоя, наличие шума, температура воздуха в рабочем помещении и т.п.); экономические (оплата труда, льготы, отпуск, возможности профессионального роста) и т.д.; сведения о возможности получения профессии (учебные заведения, источники информации о профессиях).

Офтальмотренинг

Домашнее задание § 18 стр. 105-108. Ответить на вопросы стр. 108 (5, 6, 7). В.

Домашнее задание § 18 стр. 105-108. Ответить на вопросы стр. 108 (5, 6, 7). Выучить опорные понятия. Поиск информации в Интернете (стр. 108).

Опорные понятия Профессиограмма Психограмма

Опорные понятия Профессиограмма Психограмма

Было интересно… Теперь я могу… Я научилась… Меня удивило… Мне захотелось…

Было интересно… Теперь я могу… Я научилась… Меня удивило… Мне захотелось…

Литература Технология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных орга.

Литература Технология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / В.Д.Симоненко, А.А. Электов, Б.А. Гончаров – М.: Вентана-Граф, 2019.

Читайте также: