Сообщение на тему проектирование архитектурного образа города

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект открытого урока

Изобразительное искусство 8класс

«Ты - архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел

Создать условия для понимания роли архитектуры в формировании городской среды.

Личностные результаты

. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

Метапредметные результаты

. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);

Предметные результаты

. осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

Продолжать формирование умений и навыков моделирования дизайнерских объектов в объёме.

Закрепить полученные знания о стилях архитектуры.

Тип урока: комбинированный (урок презентация – практикум)

Материалы: бумага, ножницы, клей, кисти, мелки, пастель

Зрительный ряд: фотографии Афинского Акрополя, Казанского собора, Зимнего дворца, Большого театра, зданий современных архитекторов.

Дополнительный материал:

Компьютер с мультимедийными возможностями.

I . Организационный момент:

Просмотр фотографий :Афинского Акрополя, Казанского собора, Зимнего дворца, Большого театра, зданий современных архитекторов .

III . Изучение нового материала.

1.Просмотр слайд- шоу.

IV . Актуализация знаний. .

Физкультминутка.

V . Практическая работа .

VI .Итог урока.

1.Организационный момент

Ещё до начала урока учитель обращает внимание учащихся на фотографии, размещенные на доске, и просит подробно их рассмотреть.

Проверка готовности учащихся уроку.

У ч и т е л ь. Человеку свойственно мечтать! С течением времени многое из того, что казалось мечтой, превращается в реальность. Но рождают c я новые, всё более смелые и фантастические идеи.

Дома-шары, изгибающиеся стены, шагающие города…Их замысел, бесспорно, необычен и интересен, но гораздо важнее при его воплощении не повторять ошибки прошлого. К примеру, когда дома громоздились друг на друга, будто запирая нас в каменный мешок, из которого виден лишь маленький краешек голубого неба, а фабрики и заводы отравляли природу дымами и шумом.

Становятся реальностью смелые мечты об экологически чистых домах, подводных тоннелях между континентами, монорельсовых дорогах и транспорте, работающем на солнечных батареях. Но мир хрупок, и человек должен быть осторожен в своем вмешательстве в природу.

В какие бы времена ни работали архитекторы, каковы бы ни были технические и строительные возможности, процесс архитектурного творчества остается неизменным: видение общего, фиксация в набросках, чертежах, макетах, потом пробы, технические расчеты, обсуждения .

Но что же такое архитектура? Вы познакомитесь с этим сегодня на уроке.

III . Изучение нового материала.

Архитектура — это одна из наиболее всеобъемлющих областей человеческой деятельности, занимающаяся организацией пространства.

Существует несколько видов в архитектуре – это средовая архитектура и архитектура малых форм.

hello_html_78111ba7.jpg
hello_html_33eabdbe.jpg

Средовая архитектура — архитектура, вписанная в окружающий ландшафт. Ландшафтный дизайн и архитектура малых форм

Архитектура малых форм- К малым архитектурным формам в саду относятся павильоны, беседки, мостики, ограды, вазоны, садовая мебель, садовая скульптура. Они могут быть выполнены из различных материалов - дерева, металла, камня, кирпича, пластика и т.д. Практически все малые архитектурные формы имеют функциональное назначение, а также играют важную роль в декоративном оформлении сада.

Архитектура невероятно разнообразна, мы рассмотрим лишь самые распространенные её стили.

Стили архитектуры:

Конструктивизм

советский авангардистский метод в архитектуре, получивший развитие в 1920 — нач. 1930 годов.

Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика.

hello_html_470a79f3.jpg

(слайд №10)

Деконструктивизм

направление в современной архитектуре, Для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложнённость, неожиданные изломанные формы, подчёркнуто агрессивное вторжение в городскую среду.

hello_html_m3c3c6bba.jpg

(слайд №1)

Хай-тек (высокие технологии) — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах постмодернистской архитектуры в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х.

hello_html_3c78d8d2.jpg

(слайд №14)

органическая архитектура видит свою задачу в создании зданий и сооружений, раскрывающих свойства естественных материалов и органично вписанных в окружающий ландшафт.

hello_html_m384a36c.jpg

(слайд №16)

Архитектурная бионика — НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ АРХИТЕКТУРЫ .

появления в архитектуре необычных форм, напоминающих формы живой природы.

hello_html_72010e0b.jpg

(слайд №18)

Учитель: Ещё до начала урока я обратила ваше внимание на фотографии, размещенные на доске, и просила подробно их рассмотреть. А теперь дайте сравнительный анализ архитектуры прошлого и настоящего.

Ответы учащихся.

Физкультминутка

2.Исходное положение - стоя. Ноги вместе. руки опущены ,выполнить рывки руками поочерёдно поднимая вверх то правую, то левую руку (повторить упражнения5-6раз)

Актуализация знаний

Учитель: -А теперь мы повторим пройденный ранее материал.

Перед вами представлены образцы архитектурных пространств. По форме данного пространства определите его наименование и приведите к каждому из них пример на основе нашего города.

Образцы архитектурных пространств

Учитель : Градостроительство - не дело одиночек. Архитекторы, объединенные в творческую мастерскую, работают в содружестве со строителями, инженерами, дизайнерами.

В своих работах юным архитекторам фантазии не занимать! Кому-то город будущего представляется как сочетание высоченных домов-башен загадочных, экзотических форм, колец взлетевших автострад, кому-то космической станцией, кому-то – в виде домов на деревьях в лесу.

Придумывая город будущего, помните, что нужно иметь собственное представление о городе, в котором вам жить. Будущее – это вы. И каждый из вас архитектор своей жизни и жизни нашей страны.

V .Практическая работа.

Попробуйте и вы поработать вместе над одним проектом, подобно архитектурной мастерской .В творческой деловой игре пусть каждый из вас сочинит свой проект года будущего(или какой-то его части).Обсудите ваши проекты. Затем постарайтесь объединить в одном общем плане наилучшие замыслы и сообща воплотить их в коллективном макете.

В процессе сотворчества разных авторских групп (4-5 человек) осуществляются следующие этапы работы: конкурс идей, обсуждение и выбор лучшей, по которой будет выполнятся макет в соответствии с общей стилистикой.

VI . Итог урока.

Подведение итогов: Выбор лучших архитектурных проектов.

Домашнее задание: На примере родного города описать типы архитектурных сооружений и места их расположения. По возможности сфотографировать и зарисовать.

1. Б.М.Неменский, “Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе”. Москва, 1992 г.

2. Большая Советская Энциклопедия - энциклопедия БСЭ

3. Большой энциклопедический словарь, Москва, 1991 г. “Советская энциклопедия”.

4. Гуров Г. Е., Питерских А. С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7—8 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений.

5. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы” Программы, Москва, 2010 г

7. Е.Б. Громова. Модуль Сакрального пространства. В книге: Культура и пространство. Славянский мир. М., 2004, с. 27-35.


Рассмотрев примеры охраны уникальных памятников, обратимся к массовым охраняемым старым зданиям. В этих случаях преимущественное значение приобретает их включение в структуру города.

Если исходить из того, что памятник архитектуры представляет большую ценность, то окружающие его постройки имеют не меньшее значение для общего воздействия на наблюдателя. Недаром говорят, что градостроительство — это строительство в коллективе. И в человеческом коллективе одно единственное лицо может нарушить достигнутое согласие. Следовательно, необходимы определенные правила, договоренности, контакты, регулирующие согласие и общение.

Как же решались эти проблемы в старину? Каким образом удавалось нашим предкам создавать упо­рядоченные прекрасные образы городов? Возможно, именно на их примерах удастся подойти к ра­скрытию определенных закономерностей, применимых на современном этапе. Ведь, в принципе, предки решали аналогичные задачи в борьбе за существование и развивали свои поселения, удовлетворяя многие противоречивые и вполне реальные экономические, политические и социальные потребности. Соблюдая определенные пропорции и масштабы, мы вправе ставить собственные задачи, базируясь на опыте истории. Любуясь красотой старинных бургов, мы подчас забываем о том, что крепостные стены затесняли жилища, создавали крайне антисанитарные условия, порождали чудовищные эпидемии и раннюю смертность горожан. И несмотря на это — какое великолепие изобразительного искусства! Решая функциональные задачи, старые города отличались также наличием упорядоченных структур и высокой эстетикой образа.


Разница состоит в том, что в рамках охраны памятников эти обычные задачи становятся на несколько порядков выше. Поэтому нелогично рассматривать памятник как изолированное тело, которому следует оказывать знаки уважения при одновременном неуважительном отношении к его соседству.

Изучая старые градостроительные планы и рукописные документы, мы установили, что наших предков волновали совершенно аналогичные задачи. Им, так же как и нам, приходилось выполнять новые функции в старом городе и включать новые здания в старый строительный фонд. И в те времена осуществлялся снос устаревших домов, на месте которых возводились новые сооружения, выполненные в формах своего времени. Несмотря на все изменения, нашим далеким предкам удалось обеспечить непрерывность взаимосвязей в городе и его архитектурное единство.

Закономерно поставить вопрос: имелись ли среди градоформирующих факторов старого города элементы, не поддающиеся устареванию, и можно ли использовать их в качестве вспомогательных средств в наше время?

Абстрагируясь от различий между исторически сложившимся и выросшим на чистом месте городом, который не представляет для нас в данном аспекте особого интереса, мы вправе установить следующие принципы формирования старых городов:

1) план города и размещение в нем наиболее значительных зданий были результатом глубоко про­думанного использования топографической ситуации;

2) система транспортных коммуникаций, обычно крестовая, отличалась простотой и целесообраз­ностью;

3) структура города членилась на вполне обозримые ячейки — кварталы;

4) пространство города было наглядно упорядочено визуально воспринимаемыми сооружениями;

5) планировочной основой застройки служили земельные участки, величина и пропорции которых зависели от цены земли и ранга владельца;

6) строения в подавляющем большинстве были унифицированы в отношении применяемых конст­рукций, формы кровли и строительных материалов. Вместе с тем имелось достаточно творческих воз­можностей для разнообразия в деталировке зданий.

Рассматривая исторические планы и панорамы, мы приходим к мысли о наличии в то время до­статочно строгих нормативно-регулирующих законов строительства, что полностью подтверждается при изучении старых трактатов и предписаний.


г. Драгар (Дания). Рыбацкие дома на морском побережье. Вариабельность планов домов обусловила пластичность застройки (рисунок Мюллера-Менкенса)

Далее указывается, что несоблюдение уставных требований влечет за собой высокие штрафы и даже снос частей здания.

Влияние архитектурной среды


Центральная часть г. Эдинбурга (Шотландия). Силуэт города органично выявлен несколькими уникальными сооружениями. Фасады жилых домов, несмотря на их разнообразие, взаимосогласованы. Контуры крыш всех зданий отличаются остроугольными формами. Облик города, существующего более 600 лет, сохраняется и развивается от готики, через классицизм до наших дней (рисунок Мюллера-Менкенса)

С другой стороны, наличие в квартире отдельных предметов высокой художественной ценности создает определенный масштаб, требующий качественной взаимосвязи с элементами современного оборудования и косвенно влияющий на повышение их эстетического уровня.

Задача состоит, следовательно, в создании собственной среды, соответствующей современному ин­дустриальному веку и отличающейся утонченностью и гуманизацией. Говоря короче, наш техницистский мир должен обрести человеческую форму. Тут мы и подошли снова к важнейшему моменту нашего диалога со старыми зданиями и к серьезнейшей задаче современного зодчества вообще.

Но мы не должны удовлетвориться подобной констатацией! В наше время имеется достаточно много примеров совершенной дизайнерской формы в архитектуре и в бытовом оборудовании, вполне выдерживающих сравнение со старым ремесленным искусством.


Истинная связь сооружения со своей эпохой коренится в приверженности к вечным основам архитектуры.

Наша задача при прочтении этой книги состоит в распознавании и в возможном использовании в практике неизменных основополагающих категорий меняющихся архитектурных стилей. Мы уже говорили, что старые города очаровывают многообразием стилевых форм, ничуть не нарушающих единство архитектурного образа города. Почему же не включить в общую систему и достижения современной эпохи?

Непрерывность архитектурного образа города

Изучение классического градостроительства подтверждает наличие вневременных закономерностей, не связанных (и это главное!) с конкретным стилевым направлением и обеспечивающих многовековую не­прерывность образа города.

Подытожив опыт изучения классического градостроительства, можно установить в качестве основопо­лагающих неизменных принципов (констант) следующие три критерия: масштаб, структуру, материал.

С некоторой долей домысла мы вправе зафиксировать гипотезу, что в этих трех основных категори­ях содержатся все системообразующие признаки архитектурного образа старого города.

Названные критерии применимы как к отдельному дому, так и к городу. Для реализации принципа сосуществования старого и нового эти критерии имеют решающее значение.

Рассмотрим вначале содержание приведенных понятий.


Старый замок в г. Бремене (ФРГ). Макет. Премированный на конкурсе проект архит. Мюллера-Менкенса, предусматривающий строительство на площади нового здания местного парламента. Масштаб, структура и материал здания продолжают исторические традиции на новой основе / г. Травемюнде (ФРГ), район порта. Задача заключалась в том, чтобы заполнить разрыв в ансамбле старых зданий (не являющихся памятниками). Новое здание (пятое слева) подхватывает ритм, масштаб и силуэт крыш

Масштаб. Масштаб есть ритмическое соотношение части и целого в здании, в его внешнем или внутреннем пространстве. Установление и принятие ритмического содержания существующего масштаба позволяет включать в заданную систему новые здания и их элементы с учетом их величины, объема и членений. Неприятие этого принципа приводит, например, к тому, что многоэтажные здания и крупно­размерные строительные элементы становятся абсолютно чужеродными телами среди старых сооружений, отличающихся, как правило, изяществом членений.

Нетрудно представить себе в качестве другого примера проблематику вторжения чужеродного здания с плоской крышей в ансамбль старой площади с ее пластическим силуэтом башен, фронтонов, скатных крыш. С другой стороны, если потребовать от нового здания точного следования уклону старинной щипцовой крыши, то не исключено снижение архитектурного качества, базирующегося в основном на единстве функциональной целесообразности и эстетической значимости сооружения.

Необходимо, следовательно, изыскать новую, оригинальную интерпретацию для свойственной старым зданиям тенденции формообразования, ибо преемственность в структуре совсем не равнозначна имитации формы.


Упорядочивающими факторами в строительстве средневековой улицы являются, как правило, ее мелкие членения и пластичность решения. Современная застройка может обогатить старую улицу только в том случае, если новыми архитектурными средствами дополняется ее средневековая структура. Напротив, совершенно исключено возведение рядом со старым домом, основанным на выразительной игре опоры и нагрузки, нового здания с безопорным навесным фасадом.

Эскизы достаточно ясно иллюстрируют содержание структур. Очевидно, что они вырастают на основе простейших элементов, превращаясь в многообразные сочетания объемов, обладающих большой выразительностью.

В начале работы проектировщик может сделать выбор в бесконечном ряду возможностей. Но избрав определенную формообразующую тенденцию, он уже связан творческими обязательствами. Чем яснее выявление избранной тенденции, тем убедительнее и сам проект. Упомянутый принцип равно справедлив как для архитектуры и градостроительства, так и для изобразительных искусств.

Зодчий, внедряющий новое в систему старой застройки или в отдельные ее элементы, должен понять и признать свойственные ей законы формообразования. Все последующие творческие решения

могут приниматься только на основе гармонизации нового с исторической структурной средой. В рам­ках данного изложения мы можем только отметить, что целые города смогли сохранить до наших дней свойственные им индивидуальные принципы формообразования.

Материал. В строительстве, основанном на синтезе старого и нового, имеет большое значение пра­вильный выбор материалов, поскольку они воздействуют на структуру и масштаб сооружения не только собственным цветом, но и характером поверхности. Новые и старые материалы должны сочетаться между собой, не повторяя друг друга.

Если в историческом ансамбле применены строительные материалы, образующие патину, то нельзя рекомендовать использование для новых зданий изделий из нержавеющей стали, черной стекло-эмали, алюминия и аналогичных материалов, сохраняющих неизменный вид.

В старых городах обычно использовались местные материалы, что во многом определяло образный характер городского ландшафта, его индивидуальность. В наше время благодаря развитым торговым связям возможно получение практически любого материала, что привело к утере своеобразия ряда населенных мест. Рекомендуется поэтому тщательно выбирать материалы в соответствии с местными климатическими условиями, требованиями этнографии и общим характером застройки. Необходима разработка нормативно-рекомендательных документов, способствующих сохранению исторического об­лика города.


Новая жилая застройка органично сочетается со старыми крепостными стенами. Общая система сохранена благодаря преемственности структуры, материала и развитию масштаба. / Ансамбль в сельском населенном месте (Швейцария). Дома на переднем плане восстановлены после пожара с соблюдением наиболее существенных местных традиций в отношении высоты, уклона кровли, пропорций проемов, материалов

Для архитектора-проектировщика не менее важно и значительно нахождение условий для обеспечения непрерывности архитектурного развития в той задаче, которую ставит перед ним заказчик. Разумеется, в любом виде искусства, в том числе в архитектуре, есть элементы, не поддающиеся умозрительной рефлексации. С другой стороны, карандаш проектировщика не должен обгонять рефлексию! Работая над проектом, архитектор обязан самокритично контролировать творческий процесс с помощью названных критериев — масштаба, структуры, материала. Этому правилу архитектурного проектирования может научиться каждый специалист. Великое искусство не поддается, однако, логическим определениям. Примеры его проявления мы наблюдаем пока только в самых значительных индивидуальных про­изведениях. До сих пор нам не удалось глубоко оценить значение ансамбля для формирования эсте­тического облика города. Хотелось бы только подчеркнуть, что на переживаемом этапе гипертрофиро­ванного индивидуализма у проектировщика возрастает соблазн добиться оригинальности любой ценой, отвергая наличие окружения и задачи преемственности. Хаотическая картина наших городов свидетельствует о нарушении преемственности, об утере лейтмотива непрерывности.


В начале каждого года мы строим планы и ставим задачи на ближайшие несколько месяцев. Чаще это что-то личное, иногда глобальное, иногда не очень. Обычно мы думаем, как с комфортом обустроить свою жизнь и помочь в этом близким людям. А у архитекторов ситуация посложнее — они думают о целых городах и их жителях. Какие задачи ставят перед собой архитекторы и проектировщики в наступившем 2019 году? Какой, по их мнению, должна быть архитектура современного города?


Автор статьи: Катерина Курылева

Архитектура современного города — развитие по вертикали

архитектура современного города, развитие по вертикали

Небоскребы так и остаются зданиями будущего. Население мегаполисов растет, а вот территории не увеличиваются. Но меняется архитектура крупных городов. Вслед за Шанхаем и Пекином в высоту растут Стамбул, Сеул, Москва и еще не один десяток крупных городов. Небоскребы становятся тоньше и выше, как острые карандаши, пронзающие небо. На сегодняшний день и на ближайшие несколько столетий — это один из немногих способов всем нам разместиться на нашей планете.

Архитекторы стремятся к единению форм зданий и гармоничному ландшафту. Небоскребы, составляющие архитектуру современного города, не должны конфликтовать между собой по дизайну, форме и высоте.

Безопасность

безопасность современных зданий

Этот пункт вытекает из предыдущего. Важно чтобы здания не только гармонировали с архитектурой соседних строений. Если небоскребы становятся все выше и тоньше, то необходимо думать о безопасности находящихся там людей. Такой важный момент включает в себя обеспечение устойчивости зданий, современное техническое оснащение лифтов, использование экологичных материалов, установку современной противопожарной безопасности, грамотную проектировку лестниц и выходов для эвакуации в экстренной ситуации.


Экологичность

современная архитектура, зеленые стены зданий

современные здания с красивой архитектурой

Молодые архитекторы все чаще предлагают проекты деревянных небоскребов. В строительстве многоэтажек используют не брусья и не доски, а материалы на основе древесины. Они прочные, экологичные, к тому же строительство таких зданий занимает меньше времени. Дерево считается одним из немногих возобновляемых ресурсов, вот только в погоне за экологичностью домов и красивой архитектурой города важно не забывать пополнять тот самый ресурс.

Связь с природой

современный город, архитектура как часть природы

Архитектура современного города становится частью природы. Она контактирует с окружающей средой и климатом той или иной страны. Проектировщики стали учитывать природные явления: количество теплых солнечных дней в году, среднюю силу ветра, количество осадков. Исходя из анализа климатических условий, здания становятся более устойчивыми к агрессивным воздействиям, они используют энергию солнца и ветра себе на пользу.

город с красивой архитектурой

Большие окна и стеклянные стены как основой способ экономии электроэнергии будут актуальные еще долгое время. Это тот самый случай, когда эстетика и практицизм встречаются и остаются вместе надолго, становясь значимым элементом архитектуры современного города.

К 2019 году люди устали от искусственного, надуманного дизайна. Все больше тянет к гармонии и единению с природой. К счастью, современные архитекторы поставили себе правильные задачи, и в недалеком будущем мы будем наслаждаться их трудами и жить в городах с красивой архитектурой.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк! И не забудьте подписаться на наш


Архитектура современного города отличается многообразием и стремительностью, развиваясь наравне с техническим прогрессом. По построенным в определенную эпоху зданиям можно наблюдать различные стили, ценности и стремления человека к удовлетворению собственных потребностей.

История застройки городов, ордерная система

Древние города Греции и Римской империи до сих пор считаются шедеврами далекой эпохи, гимном красоте и величию созидающего человека. Знаменитые здания и памятники античной архитектуры являются достоянием мировой культуры и наследием прогрессивного человечества. По мнению историков и искусствоведов, без фундамента, заложенного в те древние времена, современная Европа не смогла бы существовать.

Поэтому очевидна связь архитектуры исторического города с архитектурой современного города, ведь планирование территории поселения и возведение в нем зданий, называемое градостроительством, осуществлялось с давних времен. Однако принципы эти для различных эпох и стран сильно отличались.

В Древней Греции политическим, религиозным и культурным центром поселения был храмовый комплекс, а от него отходили проложенные по прямоугольной сетке улицы. Античные храмы в Греции начинали строиться по правилам ордерной системы, что впоследствии оказало большое влияние на всю историю мировой архитектуры.

В те времена были основаны и установлены определенные правила соотношения конструктивных частей зданий и их декоративного оформления, что и получило впоследствии название ордера. Конструкция и композиция храмов были основаны на колоннах и балках, которые имели установленную форму и взаимное расположение.

Классическая ордерная система (дорическая, ионическая, коринфская), за многие века претерпевшая эволюционные изменения, сыграла огромную роль в формировании и развитии европейской архитектуры. Однако при строительстве современных общественных зданий она чаще всего используется архитекторами только в качестве стилизации или декоративных элементов.

Поэтому древнегреческая ордерная система в архитектуре современных городов сохранилась преимущественно в исторических памятниках и застройке старых районов.

Опера (Сидней, Австралия)

Градостроительство: эпохи и страны

Для средневекового города характерно наличие крепости, окруженной высокой каменной стены и рвом с водой, что выполняло оборонительные функции для проживающих в нем жителей. Позднее европейские города строились вокруг здания главного кафедрального собора, рядом с которым обычно размещали ратушу и рыночную площадь. Улицу прокладывали от ворот крепости до центра.

Аналогично проектировались города на Востоке: в центральной части располагалась мечеть и минареты, рядом — медресе (религиозная школа), дворец правителя и караван-сарай, от них расходились дороги и жилые кварталы.

Для планирования древнерусских городов характерно органичное вписывание его в окружающий ландшафт и расположенные недалеко сельские поселения. Как правило, град строился на возвышенности, откуда были хорошо видны окрестные поля и деревни.

Эпоха Возрождения принесла другие принципы градостроительства: улицы планировали строго перпендикулярно, главные выходили на красивые архитектурные ансамбли или дворцы. Примером этого может служить Санкт-Петербург, возведенный по личным указаниям Петра Первого, который принимал участие и в составлении его плана.

Архитектурные стили 20 века

Архитектура современного города удивляет и поражает. Она прошла долгий путь становления. Только за последнее столетие в рамках дисциплины или, если изволите, отрасли искусства, появилось несколько основных направлений, каждое из которых отличается оригинальностью конструкций, форм и тесно связано с использованием новых материалов. Были придуманы и новые термины. Для того чтобы выяснить, какие понятия появились в архитектуре современных городов, рассмотрим основные стили зодчества, характерные для прошедшего столетия: конструктивизм, функционализм, модернизм, ар-деко и др.

Конструктивизм

Начало развитию этого стиля было положено в 1920-е французским архитектором Ле Корбюзье (1887-1965). В своих постройках он впервые начал применять сборные модули, состоящие из железобетонных конструкций. Самое знаменитое здание в стиле конструктивизма по проекту Корбюзье — капелла Нотр-Дам-дю-О, католическая церковь, построенная из бетона на Вогезском холме (г. Роншан, Франция). Идея создания криволинейной асимметричной крыши, напоминающей морскую раковину, позволила идеально вписать строение в ландшафт и воплотить мысли о защищенности происходящего таинства внутри.

Небоскреб Gherkin building (Лондон)

Модернизм

Модерн — стиль, распространившийся в Европе в начале 20 в. вместе с одноименным направлением искусства. Другие его названия:

  • ар-нуво (новое искусство) — был принят во Франции;
  • югенштиль — в Германии;
  • русский модерн — в России.

Его отличительной чертой стал синтез одновременно нескольких течений мировой культуры. Здания, построенные в стиле модерна, объединяются элементы нескольких архитектурных направлений: готики, рококо и др. Еще одно отличие от ордерной системы и других направлений — асимметрия фасадов, отсутствие прямых углов и линий, формы часто заимствованы у природы, а при постройке применяются новые материалы и технологии (металлические и стеклянные детали и декор).

Главная задача архитектуры модерна — создание зданий, которые одновременно отвечают требованиям эстетики и красоты и функциональности. Вследствие этого много внимания уделено интерьерным решениям с тщательной проработкой лестниц, балконов и других конструктивных элементов. Ярким представителем стиля является испанский архитектор Антонио Гауди (1852-1926), который стал новатором архитектуры этой эпохи.

Фамилия Саграда (Барселона, Испания)

В стиле русского модерна в полной мере отражены национальные черты. Зодчие возводили постройки, напоминающие византийские храмы и боярские хоромы, применяя как традиционные (кирпич, дерево, камень), так и более современные материалы (сталь, бетон, стекло). В декоративной отделке зданий часто использовали природные силуэты и растительные орнаменты, украшением многих стали большие окна с разноцветными витражами, скульптурные композиции над дверями и окнами. Один из знаменитых русских архитекторов Ф. О. Шехтель (1859-1926) построил в стиле русского модерна особняки Рябушинского и Дерожинской, Ярославский вокзал в Москве и др.

Одним из ответвлений модернизма стал появившийся в 1950-1970 годы стиль брутализм, а также необрутализм (термин происходит от фр. béton brut — "необработанный бетон"). Его создателей Элисон и Питера Смитсонов вдохновили возможности пластичности армированных бетонных конструкций.

Жилой дом (Германия)

Ар-деко, органическая архитектура

Ар-деко — течение в искусстве и архитектуре, появившееся в 1920-е в Париже. Его отличительные черты: использование строгой закономерности, этнических геометрических узоров, дорогих материалов в интерьере.

В начале 21 в. произошел всплеск интереса к этому стилю в архитектуре, что дало толчок появлению стиля био-тек, который пропагандирует возведение зданий по аналогии с природными органическими формами.

Функционализм и рационализм

Функционализм — архитектурное направление, появившееся в Нидерландах и Германии в середине 20 века, которое придерживается принципов соответствия здания тому предназначению или процессу, для которого оно построено. В основе его использованы достижения строительной технологии и новые приемы, позволяющие быстро возводить стандартные квартиры по секциям из сборного железобетона.

Небоскреб Aqua tower (Чикаго)

Именно в стиле функционализма и возводятся высотные офисные и жилые здания, составляющие силуэт современного города. Архитектура строений в этом направлении имеет следующие основные признаки:

  • использование прямых углов и форм, крупных плоскостей;
  • в качестве материала применялись монолитные и сборные секции железобетона, стекло, изредка — кирпич;
  • плоские крыши;
  • для многоэтажных и промышленных зданий характерно горизонтально-полосное расположение остекления фасадов;
  • нижние этажи имеют более широкое пространство и используются под магазины и другие общественные заведения.

Рационализм — авангардистский стиль в архитектуре и искусстве, возникший в советский период в 1930-х. Для зданий, построенных в этом направлении, характерны лаконичные формы, строгие и рациональные. По содержанию стиль близок к конструктивизму.

Hong Kong Polytechnic University

Храм Лотоса (Нью-Дели, Индия)

Шедевры современной архитектуры

За последние десятилетия многими зодчими было построено множество интересных и оригинальных объектов архитектуры. Современного города — чудо инженерной мысли. Для максимальной выразительности художественного образа архитекторы успешно используют в проекте принципы гармоничного сочетания с окружающим пространством, асимметрии, контрастного противопоставления различных плоскостей и др.

Все современные здания — это, как правило, небоскребы или высокие многоэтажки, которые возводятся в США, ОАЭ, Индии, Сингапуре и т. д. При их возведении используются передовые научно-технические разработки, разнообразные строительные и отделочные материалы, оригинальные возможности фактуры и цвета. Некоторые созданы архитекторами с мировым именем, другие — талантливыми молодыми зодчими.

Музей Гуггенхайма (Бильбао, Испания)

Города с современной архитектурой

По всему миру можно найти интересные и оригинальные города, и сказать, какие среди них лучшие, достаточно сложно. 21-й — век глобализации в архитектуре, искусстве и других направлениях, в нем происходит стирание различий между западными и восточными стилями, мегаполисы тянутся вверх, а здания в них соревнуются не только по высоте, но и по оригинальности и вычурности.

Ниже перечислены некоторые лучшие города с современной архитектурой:

  • Чикаго — является одним из первых высотных мегаполисов, первые многоэтажные здания здесь были построены еще в 19 в. Множество интересных вертикальных построек были сделаны по проектам Л. Салливана, позднее здесь работали Ф. Л. Райт, Людвиг Мис ван дер Роэ и др. Город считается образцом модернизма в области архитектуры.
  • Пекин, Хошимин, Шанхай и другие города Азии представляют собой смешение зданий, построенных в колониальном стиле, и современных небоскребов, вознесшихся к небу за последние 20 лет.
  • Токио — был практически возрожден из руин после Второй мировой войны, его архитектурной особенностью стало строительство высотных зданий с учетом передовых технологий и инноваций.
  • Дубай стремительно взлетает вверх и одновременно покоряет морские просторы, т. к. многие небоскребы строятся на искусственных насыпных островах. Большинство проектов выглядит футуристично и фантастично, самый известный из них — башня "Бурдж-Халифа" высотой 828 м, построенная архитектором из США Э. Смитом.

Штаб-квартира Центрального телевидения КНР

Архитектура современных городов — искусство и наука, для которых характерно смешение стилей и нарушение классических традиций и стереотипов. Многие из возведенных неординарных зданий одним своим внешним видом могут вызвать бурю положительных эмоций, заставляя восхищаться, и одновременно шокируют оригинальностью и необычностью.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему ТЫ – АРХИТЕКТОР! ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГОРОДА: АРХИТЕКТУРНЫЙ ЗАМЫСЕЛ И ЕГО. Презентация на заданную тему содержит 22 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Ландшафтная архитектура – Ландшафтная архитектура – создание садов, парков и бульваров. Английский парк свободно вписывается в уже существующую природную среду. Французский парк организован не по воле своенравной и неуправляемой природы, а по геометрически выверенному плану архитектора. Русская усадьба полна своеобразной поэзии и красоты. В японских садах существуют особые места для раздумий и молитв – Сады камней.

Архитектурный макет Архитекту́рный маке́т (фр. maquette, от итал. macchietta — набросок) — объёмно-пространственное изображение проекти-руемого или существующего сооружения, архитектурного ансамбля, города. Макеты создаются, чтобы проверить архитектурную композицию, согласованность частей сооружений, наглядно ознакомиться с увязкой рельефа местности и основных объемов.

Групповая творческая практическая работа Сбор макетов архитектурных сооружений из заранее заготовленных на предыдущих занятиях деталей. Природный ландшафт (водоемы, возвышенности, растения). Здания (вертикальные части, несущие всю тяжесть сооружения: стены, опоры, столбы, колонны; горизонтальные части, несомые: балки, перекрытия, крыша; лестницы). Малые архитектурные формы (беседки, скамейки, фонари и т.д.); мосты, дороги.

При выполнении работы не забывайте о трёх основных свойствах архитектуры, которые выделил древнеримский теоретик искусства Витрувий: польза, прочность, красота. При выполнении работы не забывайте о трёх основных свойствах архитектуры, которые выделил древнеримский теоретик искусства Витрувий: польза, прочность, красота.

Итог урока Какой стиль вам больше близок? Почему? Достаточно ли знаний, полученных на уроке, для того, чтобы хорошо разбираться в архитектурных стилях? Сложна ли профессия – архитектор? Какое впечатление произвел на вас урок?

Чтите науки, любите искусство, Чтите науки, любите искусство, Без сожаленья беритесь за труд. Дети, тогда благородные чувства В вас благодатную почву найдут! Благодарю за работу. Творческих вам успехов! Спасибо за внимание!

Читайте также: