Сообщение на тему представление

Обновлено: 02.07.2024

Представление – определение, характеристики, функции, виды.

Представление — это психический процесс отражения предме­тов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в про­шлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это пред­ставления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе нашего непо­средственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вто­рых, это представления воображения. Представления воображения формируются на ос­нове полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее твор­ческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

Представления возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, — они чрезвычайно важны для всех психи­ческих процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Про­цессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представления­ми, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой фор­мируются представления.

Представления имеют свои характеристики:

1. Наглядность. Представления — это чувственно-наглядные обра­зы действительности (её объектов, явлений, ситуаций). Представления никогда не имеют той степени наглядности, кото­рая присуща образам восприятия, — они, как правило, значительно бледнее.

2. Фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие — очень смутно, а третьи вообще отсутствуют.

3. Неустойчи­вость и непостоянство. Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы. На передний план по оче­реди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа.

Следует отметить, что представления — это не просто наглядные образы дей­ствительности, а всегда в известной мере обобщенные образы. Обобщенный образ характеризуется прежде всего тем, что в нем подчеркнуты и даны с наибольшей яркостью постоянные признаки данного объекта, а с другой стороны, отсутствуют или представлены очень бледно признаки, характерные для отдельных, частных воспоминаний.

Наши представления всегда являются результатом обобщения отдельных об­разов восприятия. Степень обобщения, содержащегося в представлении, может быть различна. Представления, характеризующиеся большой степенью обобще­ния, называются общими представлениями.

Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Большинство иссле­дователей выделяет три основные функции: сигнальную, регулирующую и на­строечную.

1. Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляю­щих поведением.

2. Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функци­ей и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздей­ствовавшем на наши органы чувств. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, например, двига­тельных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается по­ставленная задача.

3. Настроечная функция. Она проявляется в ори­ентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды. На­строечная функция представлений обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельности.

Таким образом, представления играют весьма существенную роль в психической регуляции деятельности человека.

Определение образа представления целями и задачами создания этого образа и индивидуальными особенностями человека и его интересами. Реализация сигнальной, регулирующей и настроечной функций представления. Основные признаки классификации представлений.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 25.10.2014
Размер файла 14,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ О ПРЕДСТАВЛЕНИИ

Представление - это создание, конструирование конкретных образов предметов и явлений, которые ранее воздействовали на наши органы чувств и которые мы когда-либо воспринимали..

Основная особенность представления заключается в том, что это образ предмета, который - на основе предшествовавшего сенсорного воздействия - воспроизводится в отсутствие предмета. По сравнению с образами восприятия, образы представлений отличаются меньшей яркостью, фрагментарностью, обобщенностью и динамичностью.

Благодаря участию процессов памяти именно в представлении делаются первые шаги на пути к абстракции и обобщению. Представления - не механическая репродукция образов восприятия, это - изменчивое образование. Образ представления определяется как целями и задачами создания этого образа, так и индивидуальными особенностями человека, его интересами, направленностью. Создание образов представлений сопровождается микродвижениями, которые называются идиомоторными.

Физиологическую основу представлений составляют "следы" в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии.

2. ФУНКЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ИХ СУЩНОСТЬ

Основными функциями представлений являются:

Ш сигнальная,

Сущность сигнальной функции состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и содержащейся многообразной информации о нем, которая впоследствии под влиянием конкретных воздействий превратились в систему сигналов, управляющих нашим поведением. Отличительной особенностью сигнальной функции, например, двигательных представлений, является то, что в них сигнальное значение приобретают не только свойства двигательного акта (форма, направление движения, развиваемые усилия и др.), но и все системы организма, участвующего в осуществлении движений.

Регулирующая функция представлений состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств, с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, например, двигательных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается поставленная задача.

Настроечная функция представлений проявляется в ориентации деятельности организма человека на определенные параметры отражения воздействий окружающего мира. При этом, появившийся. например, двигательный образ обеспечивает настройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих движений.

представление образ интерес сигнальный

3. ВИДЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ИХ ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

а) по видам анализаторов, которые в них задействованы,

б) по степени обобщенности,

в) по степени проявления волевых усилий,

г) по продолжительности.

По видам анализаторов, которые участвуют в формировании представлений, различают следующие:

Ш зрительные (образ человека, предмета, пейзаж),

Ш слуховые (представления музыкальной мелодии),

Ш обонятельные (представления запаха цветов роз),

Ш осязательные (представления предмета, к которому прикасался ранее),

Ш двигательные (представления движений своего тела и конечностей при прыжке) и др.

Деление представлений на виды по анализаторам довольно условно, поскольку наиболее часто представления возникают на основе двух или нескольких анализаторов.

По степени обобщенности представления бывают:

Единичные представления - основаны на восприятии одного, конкретного предмета (ель, береза).

Общие - это представления, обобщенно отражающие множества сходных предметов (дерево, березовая роща и т. д.).

По степени проявления волевых усилий представления различаются на:

Непроизвольные представления - это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека.

Произвольные представления - это представления, возникающие у человека под воздействием воли и памяти человека.

По продолжительности представления бывают:

Оперативные представления - представления, извлекаемые человеком из своего сознания для обслуживания оперативных интересов его деятельности. Например, деятельность авиадиспетчера, управляющего авиационными полетами.

Кратковременные представления - это представления весьма непродолжительные по времени. Например, школьнику на занятиях требуется ответить на какой-то вопрос, и пока он это делает, в его сознании функционируют нужные для этого представления.

Долговременные представления - представления, которые сохраняются в памяти человека и используются им длительное время и достаточно часто. К ним относятся в основном профессиональные представления. В качестве примера приведем профессиональную деятельность музыкантов, художников, конструкторов.

Подобные документы

Понятие социального представления в психологии. Социальные представления как категория и социальное явление, их роль в поведении. Методика эмпирического исследования особенностей представлений о личности преступника у старшеклассников, оценка результатов.

курсовая работа [88,3 K], добавлен 09.11.2011

Образ отца в меняющихся социокультурных условиях. Определение его влияния на формирование девушкой представлений образа мужчины. Сравнительный анализ восприятия девушками юношеского возраста образа мужчины с разным эмоциональным восприятием образа отца.

курсовая работа [94,7 K], добавлен 14.12.2012

Основные психические процессы. Отражение свойств предметов и явлений материального мира. Теории, объясняющие природу ощущений человека. Основные свойства представления. Общая характеристика восприятия. Соотношение ощущений, восприятия и представлений.

реферат [27,1 K], добавлен 30.11.2015

Проблема представленности образа психического состояния в работах ученых-психологов. Особенности структуры психических состояний при погружении в транс. Психосемантическое исследование представлений о личности профессионального психолога и его клиента.

реферат [14,8 K], добавлен 25.03.2010

Теоретические аспекты и основные представления о феномене отцовства. Характеристика критериев психологической готовности к отцовству: отцовские ожидания, установки на будущее; формирование, реализация отцовского отношения; ориентация на семейные ценности.

курсовая работа [34,2 K], добавлен 05.04.2010

Анализ уровня представления, его специфика, отличие от других уровней. Познавательные уровни человека: восприятие, мышление, внимание, память, речь, ощущение. Школа Гештальт в психологии. Гешталь психология глазами современных психологов.

курсовая работа [39,3 K], добавлен 16.05.2005

Понятие здорового образа жизни и его основные проблемы. Стадии развития болезни. Здоровый образ жизни: научные представления и реальная ситуация. Правильное питание как фактор здоровья человека. Виды вредных привычек и их влияние на организм человека.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (в психологии) (англ. representation , mental representation ) — наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий ) путем его воспроизведения в памяти или в воображении .

Классификация

По ведущим анализаторам (по модальностям)

В соответствии с разделением представлений по репрезентативным системам (по модальности ведущего анализатора) выделяют следующие виды представлений:
зрительные (образ человека, места, пейзажа);

слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);

обонятельные (представление какого-то характерного запаха – например, огуречного или парфюмерного);

вкусовые (представления о вкусе пище – сладком, горьком и пр.)
тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);

температурные (представление о холоде и тепле);

Тем не менее, часто в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов. Так, представляя в сознании огурец, человек одновременно представляет себе и его зеленый цвет и пупырчатую поверхность, его твердость, характерный вкус и запах.

Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника — зрительный, у композитора — слуховой, у спортсмена и балерины — двигательный, у химика — обонятельный и т. д.

По степени обобщенности

Представления различаются также по степени обобщенности. В этом случае говорят о единичных, общих и схематизированных представлениях (в отличие от вос-приятий, которые всегда бывают единичными).

Единичные представления — это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти как узнавание.
Общие представления — представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.

Схематизированные представления представляют предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т.д. Примером может служить диаграммы или графики, отображающие экономические или демографические процессы.

По происхождению

Третья классификация представлений – по происхождению. В рамках данной типологии их делят на представления, возникшие на основе ощущений, восприятия, мышления и воображения.

Большая часть представлений человека – это образы, возникающие на основе восприятия – то есть первичного чувственного отражения действительности. Из данных образов в процессе индивидуальной жизни постепенно формируется и корректируется картина мира каждого конкретного человека.

Представления могут формироваться и на основе воображения, и данный тип представлений составляет основу творчества – как художественного, так и научного.

По степени волевых усилий

Представления различаются также по степени проявления волевых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные.
Непроизвольные представления — это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например – грёзы.
Произвольные представления — это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности.

Представлениям присущи такие основные свойства, как наглядность, фрагментарность, неустойчивость и обобщенность.
Наглядность.

Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме. При этом имеет место размытость очертаний и исчезновение ряда признаков. Наглядность представлений беднее наглядности восприятия вследствие утраты непосредственности отражения.
Фрагментарность.

Гост

ГОСТ

Под представлением понимается психический процесс отражения предметов или явлений, не воспринимаемых в данный момент, но воссоздаваемых на основе предыдущего опыта. Восприятие объектов, которое имело место в прошлом, составляет основу представления.

Специалисты выделяют следующие представления:

  • Представления памяти. Эти представления возникают на основе непосредственного восприятия человеком какого-либо явления или предмета в прошлом.
  • Представления воображения. Эти представления формируются на основе информации, которую человек получил в прошлом и творчески её переработал. Например, воображение человека о тундре, рождается не на пустом месте. Он имеет о ней какие-то представления через фильмы, фотографии, уроки географии и др. На основе этого материала можно представить образ этой природной зоны. При звуках мелодии в сознании может возникнуть образ человека, с которым эту мелодию слушали, или то место, где эта мелодия звучала. От богатства прошлого опыта зависит полнота представлений.

Таким образом, человек, с помощью второй сигнальной системы – описания, словесные обозначения, может вызвать самые различные образы.

Представления возникают в результате практической деятельности, а не сами по себе и имеют огромное значение для всех психических процессов, которые обеспечивают познавательную деятельность человека. С представлениями связаны процессы восприятия, мышления, письменной речи.

Основные характеристики представления

Представления имеют свои основные характеристики:

    Наглядность. Представления относятся к чувственно-наглядным образам действительности. В этом плане они близки к образам восприятия. Поскольку представления являются переработанными образами объектов прошлого, то они не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия. От других форм знания о предмете представление отличается именно своей наглядностью. Например, можно хорошо знать характеристики того или иного предмета – цвет, размер, объем, этажность и др., но не иметь о нем представления.

Но все-таки представления от восприятий отличаются, и это показывает психологический анализ:

  1. Представления бледнее восприятий. Люди отличаются друг от друга по степени яркости и живости представлений. Зрительные образы у одних очень бледны, у других достигают исключительной яркости. Но тем не менее какой бы ни была яркость представлений, она только приближается к восприятиям и никогда с ним не сравняется, а тем более не заменит его;
  2. Черты и признаки объекта представления с одинаковой яркостью никогда не передаются. Они отражают только некоторые стороны и черты;
  3. Представления текучи и изменчивы – на передний план выступают то одни, то другие детали и только у музыкантов и художников они бывают достаточно устойчивы и постоянны.

Все представления, возникающие в сознании человека, являются не просто наглядными образами действительности, а в известной мере обобщенными образами. Характерно то, что в них с наибольшей яркостью подчеркнуты постоянные признаки объекта с одной стороны, а с другой – представлены бледно или отсутствуют признаки, характерные для частных воспоминаний. Степень обобщение образа может быть различна. Если эта степень обобщения большая – представления называются общими.

Основные функции представления

В психической регуляции поведения человека, представление, как любой познавательный процесс, осуществляет ряд функций. Исследователи выделяют следующие функции: сигнальную, регулирующую, настроечную:

  • Сигнальная функция. Сущность этой функции состоит в том, что В каждом конкретном случае представление состоит в отражении не только образа предмета, который воздействовал на органы чувств человека ранее, но и многообразной информации о предмете. Эта информация под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением. По-мнению И.П. Павлова, представления являются первыми сигналами действительности, которые лежат в основе сознательной деятельности человека. Ученый показал, что представления часто формируются по механизму условного рефлекса. Когда человек сталкивается с каким-то предметом или явлением, то формируется представление не только о предмете, но и его свойствах. Впоследствии эти знания выступают в качестве первичного ориентировочного сигнала. Например, представления о фруктах, как пище, дают сигнал, что с их помощью можно утолить голод;
  • Регулирующая функция. Данная функция представлений тесно связана с сигнальной функцией. Она состоит в отборе нужной информации о том или ином предмете, явлении, который раньше уже воздействовал на органы чувств человека. Отбор этот осуществляется с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Данная функция помогает актуализировать те стороны, которые позволяют с наибольшим успехом решить поставленные задачи;
  • Настроечная функция. Проявляется она в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды. Еще И.П. Павлов, изучая физиологические механизмы произвольных движений, показал, что двигательный образ обеспечивает настройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих движений. Настроечная функция обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений.

Среди психических познавательных процессов представление занимает особое место, поэтому Л.М. Веккер предлагает считать представления вторичными образами. Представление может рассматриваться как звено между восприятием и памятью, восприятием и мышлением.

В результате этого экспериментально-психологическое исследование вторичных образов отстает от изучения первичных, сенсорно-перцептивных образов. Эмпирического материала здесь очень мало, а те данные, которые имеются, обычно фрагментарны и разрозненны. Например, большой и значительной проблемой является исследование процессов формирования представлений о самом себе.

Таким образом, исследования представлений являются актуальной проблемой и полностью еще не решенной.

Задумывалась ли ты когда-нибудь о том, почему ты так легко можешь представить образ, запах или вкус, хотя воздействия на органы чувств не происходит?

Откуда берутся представления? И почему важно уделять их формированию и развитию достаточно внимания? Какие бывают представления? В этой статье ты найдешь ответы на все эти вопросы.

Понятие о представлениях в психологии

человек с дымовой шашкой

Представление – это чувственный образ предмета, явления или события, возникающий на основе прошлого опыта: данных ощущений и восприятий, путем его воспроизведения в памяти или в воображении. В связи с этим различают представления памяти и воображения.

Физиологической основой представлений являются следы, оставшиеся в коре больших полушарий мозга от возбуждений, которые были раньше.

Под воздействием раздражителя старые нервные связи в коре головного мозга оживляются, возникает образ. Вспомни ситуации, где ты почувствовала запах или увидела образ и представила конкретную картину. Например, ты увидела голубенькое платьице на маленькой девочке и вспомнила свой образ на утреннике в детском саду в старшей группе, так как платье девчушки очень похоже на твое.

Но представления бывают не только спонтанными, мы можем их специально вызвать. Ребенок просит помощи с домашним заданием, нужно нарисовать осень. И ты уже тянешься к желтым и красным краскам, так как у тебя есть представления о цветовой гамме осени.

Представления связаны напрямую с высшими психическими функциями. Во-первых мы обобщаем наши представления. Существует тысячи моделей чайников, они все разные, но при этом ты никогда не спутаешь чайник с вазой.

То есть у нас в голове есть всегда абстрактный образ чего-либо. Поэтому процесс абстрактно-логического мышления основан на наших представлениях.

Во-вторых, наши представления хранятся в памяти и мы их воспроизводим с помощью нее. Тебе дают новое задание на работе, раньше такого рода заданий ты не выполняла.

Но у тебя есть примерное представление, каким образом это сделать, так как ты видела, как выполняют похожие задания коллеги. И ты достаешь из закромов своей памяти представления, каким образом это сделать.

В третьих, представления связаны с речью. Как с внутренней, так и с внешней. Мы оперируем понятиями о представлениях и при этом наша речь задействована. Ты всегда можешь воспроизвести свои представления с помощью речи, да и сама речь, ее звуки, символы, построение являются нашими представлениями.

Виды представлений

Представления имеют особую классификацию. Ученые их интерпретируют с разных точек зрения. Да и с разных ракурсов. Разберем с тобой основные.

Классификация представлений по ведущему анализатору:

  • Зрительные (например, образ человека, места, пейзажа, сенсорные эталоны цвета, формы);
  • Слуховые (например, воспроизведение музыкальной мелодии, голосов животных и птиц, звуков улицы);

Психические представления: понятие, виды, функции

Психические представления: понятие, виды, функции

  • Обонятельные (например, запах выпечки, духов или человека);
  • Вкусовые (кислое, горькое, сладкое, соленное);
  • Тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);
  • Температурные (представление о холоде и тепле).

Заметь, в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов. Так, представляя в сознании яблоко, ты одновременно представляешь его красный или зеленый цвет, гладкую поверхность, хруст, кисло-сладкий вкус и душистый запах.

Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от рода занятий развивается преимущественно какой-либо один вид представлений, например у художника — зрительный, у музыканта — слуховой, у спортсмена — двигательный, у парфюмера — обонятельный.

Представления различаются также по степени обобщенности. В этом случае говорят о единичных, общих и схематизированных представлениях.

  • Единичные представления — это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями.

Эти представления лежат в основе такого явления памяти, как узнавание. Ты увидела какое-то явление и сложила о нем представление.

  • Общие представления — представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов.

Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий. Все деревья разные, но у тебя представление, как выглядит дерево, и ты не спутаешь его с другими растениями.

  • Схематизированные представления представляют предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм.

Выделяют классификацию представлений по происхождению. В рамках данной типологии их делят на представления, возникшие на основе ощущений, восприятия, мышления и воображения.

Заметь, что большая часть представлений человека – это образы, возникшие с помощью восприятия. Из данных образов на протяжении жизни постепенно формируется и корректируется картина мира для каждого конкретного человека.

Представления различаются также по степени проявления волевых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные.

  • Непроизвольные представления — это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека.

Например, ты увидела аппетитное блюдо и вспомнила его вкус.

  • Произвольные представления — это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели.

Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в его учебной и профессиональной деятельности. Например, выполняя рисунок, ты вспоминаешь образ предмета, которого изображаешь.

Другими словами, их называют продуктивными и репродуктивными представлениями. Репродуктивное представление — простое механическое воспроизведение в памяти образов объектов реальной действительности, не воспринимаемых в данный момент времени.

Продуктивное представление — воспроизведение образов предметов, не воспринимаемых в данный момент времени, в контексте новых условий и с учетом всех основных свойств этих предметов. По своему содержанию продуктивное представление близко к воображению.

Начиная с раннего возраста важно развивать и формировать представления. Чем больше человек имеет представлений, тем эффективнее его продуктивная деятельность, в том числе и профессиональная.

Читай, смотри фильмы, изучай новое на курсах, путешествуй, занимайся разнообразными хобби — все это поможет тебе расширить свои представления и стать успешнее.

Читайте также: