Сообщение на тему познавательная деятельность

Обновлено: 05.07.2024

Познаваем ли мир.В деятельности человека огромное значение имеет познание. Способность мыслить (логически и абстрактно) является качеством человека, выделяющим его в природе. С позиций здравого смысла ответ на вопрос о том, познаваем ли мир, может быть только утвердительным. Однако для философии вопрос о познаваемости мира имеет глубокий смысл.

Философские направления о возможностях познания мира.

а) Познание - (вид деятельности) особая деятельность, в результате которой люди приобретают знания о различных объектах, явлениях, процессах и закономерностях их протекания;

б) Познание - процесс отражения объективной реальности в сознании человека и получения нового знания об окружающем мире.

Результатом процесса познания являются знания.

В процессе познания выделяют два основных уровня (этапа, ступени):

I. ЧУВСТВЕННОЕ познание (уровень познания, на котором человек получает информацию о предметах и явлениях с помощью органов чувств-зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).

Тремя основными формами ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ являются:

а) ощущение- отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном

воздействии на органы чувств (ощущения могут быть зрительные, слуховые ит.д)

б) восприятие -отражение в сознании целостного образа предмета (форма, величина)

при непосредственном воздействии на органы чувств.

в) представление- сохранение в сознании обобщенного образ предмета, что позволяет

воспроизводить его мысленно, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств (образ объекта познания, запечатленный в памяти)

Роль чувственного познания велика. Чувственная картина мира необходима, но она недостаточна для глубокого, всестороннего познания мира, поэтому вторым уровнем этапом познания является рациональное познание.

II. РАЦИОНАЛЬНОЕ познание(уровень познания, на этом уровне включаются механизмы мышления).

Тремя основными формами РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ являются:

а) понятие- мысль, которая отражает общие или существенные признаки предметов или явлений (например, млекопитающее-класс высших животных, выкармливающих детенышей молоком).

&Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, два уровня познания проявляются как единый процесс. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Между чувственным и рациональным существует неразрывная связь.




Наблюдения за развитием детей первого года жизни показали, что осязание развивает другие органы чувств, формирует умственные способности. Так, недоношенные младенцы, прошедшие курс массажа, демонстрируют бо́льшие умственные и физические возможности, чем их сверстники.

Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального в познании выступает интуиция.

логику и доказательства.

Иногда результатом познания становится заблуждение.

Заблуждение- это знание, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.

Источники заблуждения: несовершенство познавательных средств; перенос чужого опыта без учета

Ложь – сознательное искажение образа объекта.

Цель познания – получение знаний, движение к истине.

Трактовки понятия истина:

Познаваем ли мир.В деятельности человека огромное значение имеет познание. Способность мыслить (логически и абстрактно) является качеством человека, выделяющим его в природе. С позиций здравого смысла ответ на вопрос о том, познаваем ли мир, может быть только утвердительным. Однако для философии вопрос о познаваемости мира имеет глубокий смысл.

Философские направления о возможностях познания мира.

а) Познание - (вид деятельности) особая деятельность, в результате которой люди приобретают знания о различных объектах, явлениях, процессах и закономерностях их протекания;

б) Познание - процесс отражения объективной реальности в сознании человека и получения нового знания об окружающем мире.

Результатом процесса познания являются знания.

В процессе познания выделяют два основных уровня (этапа, ступени):

I. ЧУВСТВЕННОЕ познание (уровень познания, на котором человек получает информацию о предметах и явлениях с помощью органов чувств-зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).

Тремя основными формами ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ являются:

а) ощущение- отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном

воздействии на органы чувств (ощущения могут быть зрительные, слуховые ит.д)

б) восприятие -отражение в сознании целостного образа предмета (форма, величина)

при непосредственном воздействии на органы чувств.

в) представление- сохранение в сознании обобщенного образ предмета, что позволяет

воспроизводить его мысленно, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств (образ объекта познания, запечатленный в памяти)

Роль чувственного познания велика. Чувственная картина мира необходима, но она недостаточна для глубокого, всестороннего познания мира, поэтому вторым уровнем этапом познания является рациональное познание.

II. РАЦИОНАЛЬНОЕ познание(уровень познания, на этом уровне включаются механизмы мышления).

Тремя основными формами РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ являются:

а) понятие- мысль, которая отражает общие или существенные признаки предметов или явлений (например, млекопитающее-класс высших животных, выкармливающих детенышей молоком).

&Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, два уровня познания проявляются как единый процесс. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Между чувственным и рациональным существует неразрывная связь.

Наблюдения за развитием детей первого года жизни показали, что осязание развивает другие органы чувств, формирует умственные способности. Так, недоношенные младенцы, прошедшие курс массажа, демонстрируют бо́льшие умственные и физические возможности, чем их сверстники.

Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального в познании выступает интуиция.

логику и доказательства.

Иногда результатом познания становится заблуждение.

Заблуждение- это знание, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.

Источники заблуждения: несовершенство познавательных средств; перенос чужого опыта без учета

Ложь – сознательное искажение образа объекта.

Цель познания – получение знаний, движение к истине.

Познавательная деятельность представляет один из главнейших путей овладения знаниями, составляя основу его высших психических процессов. К тому же она играет значительную роль в развитии личности человека, делая возможным его обучение, формирование навыков и усвоение нового опыта.

Типы организационной культуры

Познавательная деятельность — что это такое

Познавательная деятельность – это процесс усвоения и совершенствования знаний, их непрерывное преумножение и развитие.

Это вид деятельности присущ только человеку, и относится к высшей форме психического познания. Он представляет собой симбиоз сенсорного восприятия, теоретического осознания и практических действий. Сопровождая все виды деятельности, он только в момент обучения приобретает чёткую ярко выраженную форму и становится осознанным.

Основой познавательной деятельности является процесс познания, как психической обработки и опосредования информации, обеспечивающий получение и накопление знаний.

Процесс познания — один из трёх составляющих человеческое сознание процессов наряду с переживанием и отражением. Он реализуется с помощью таких психических процессов как:

Для его осуществления необходимы следующие составляющие:

  • объект (информация, знания);
  • субъект (получающий знания — познающий);
  • причинно-следственная связь между субъектом и объектом (почему необходимо эти знания усвоить).

Результат такого воздействия — полученные знания как четвёртая составляющая этого процесса. Знания могут быть истинными или ошибочными, но они всё равно являются результатом познания.

Чувственное и рациональное познание

В момент усвоения знаний каждый человек пользуется определённой структурой, одинаковой у всех людей. Она основана на органах чувств, как структурных элементах познавательных способностей, идентично задействующихся, диктуя общие законы познания.

Типы организационной культуры

Познание каждого человека включает в себя 2 ступени:

  • чувственную (эмпирическую) – рассматривающую ощущения, восприятия и представления как основную форму подлинного постижения. Это тот случай, когда человек сам понимает происходящее;
  • рациональную — считающую разум опорой, источником и основным мерилом достоверности и безошибочности человеческих стремлений. В этой ситуации человек не только понимает, но и в состоянии объяснить и даже доказать понимаемое другому.

Чувственное познание включает в себя три разноуровневые формы устанавливающиеся от низшей к более высшей:

Ощущения — первичные сведения, о предметах получаемые с помощью анализаторов, они же самые примитивные и не отражающие целостность объекта:

Типы организационной культуры

Восприятие — это уже совокупность нескольких ощущений и более сложная форма чувственного освоения. Отрывочные ощущения сливаются в целостно определяемый образ. Возникает отделение одного объекта от другого. Посредством восприятия осуществляется адекватное опознание предмета и соотношение его образов.

Представление — переходное звено между чувственным и рациональным постижением, вмещающее чувственные и рациональные элементы изучения. Его специфической чертой является отделение образа от предмета: возможность представлять предмет в его отсутствие. Возможность мысленно оперировать предметом без непосредственного контакта с ним. Другими словами: использовать воображение и фантазии в отношении объекта.

Предпосылками рациональности являются:

  • отделение мысли от предмета;
  • мышление как завершение процесса обобщения, формирование абстрактных понятий: материи, массы, времени, пространства.

Типы организационной культуры

  • понятие;
  • суждение;
  • умозаключение.

Однако такой процесс неосуществим без таких специфических приёмов абстрактно-логического мышления, как:

Типы организационной культуры

Благодаря им и выстраиваются выводы. Сравнивая, анализируя и синтезируя полученные данные, человек формирует свои умозаключения. Сравнение – основной метод мыслительной деятельности.

Обе ступени находятся органичном единстве, взаимосвязи и взаимопроникновении переходя одна в другую подобно диффузному явлению. Система анализаторов человека, как ступень чувственного освоения создана для восприятия ощущений, а рациональное мышление, — для формирования выводов на основании полученной информации. Это позволяет получать наиболее объективные выводы на постоянном следовании к основной цели познания — поиску истины.

Какие виды познавательной деятельности существуют

Типы организационной культуры

В зависимости от средств изучения и самого объекта изучения наука выделяет четыре основных вида познавательной деятельности:

Обыденное познание (оно же обыденно-практическое) – это первичный вид познавательной деятельности, предоставляющий наибольшее количество знаний об окружающем мире и составляющий базу для возникновения остальных видов.

Типы организационной культуры

Оно может иметь, как осознанный, так бессознательный (спонтанный) путь реализации. Его основой является собственный повседневный опыт человека, получаемый в результате разного рода деятельности, а также обмен им и обобщение своего и чужого опыта. Для поиска истины используется практическая деятельность, на основании результатов которой и формируются выводы.

Обыденное познание занимается единичным постижением объекта с выделением только ему присущих свойств, позволяющих отличаться ему от других объектов.

Научное познание — изучает общие свойства предметов и явлений и общие законы их взаимодействия. Единичные категории, заменяются общими и свойства единичных объектов осознаются как общие, присущие всей группе.

Типы организационной культуры

Доминантой научного познания является логическое мышление и сделанные на его основании выводы.

Существуют 2 уровня научного познания:

  • эмпирический (практический) – постижение, основанное на сенсорных анализаторах и данных измерительных приборов;
  • теоретический — отталкивается от рациональных подходов и логических умозаключений.

Им соответствуют методы, применяемые в зависимости от уровня. Теоретические методы базируются на эмпирических фактах, что определяет их единство и взаимодополнение.

Художественное познание – представляет приёмы как обыденного познания, отражая действительность через единичные художественные образы, так и научного, обобщая отображаемые объекты. Проявляется через искусство и его предметы.

Типы организационной культуры

Основной проблемой художественного познания является поиск единичного, отражающего общее в наиболее полном объёме. Оно занимается как самопознанием, так и изучением мира.

Религиозное познание — главнейшим понятием является Бог, как сверхъестественное явление. Он кладезь и носитель окончательной истины, которую можно постичь только с помощью божественного откровения, которое может быть как результатом долгого самоотречения и самопознания, так и божьей благодатью.

Типы организационной культуры

Целью религиозного познания является не открытие окончательных истин, а духовное преображение человека на пути к ним, его путь к вере. Поэтому большое внимание уделяется нравственным проблемам человечества.

Каждый из видов познавательной деятельности предлагает своё специфическое знание об окружающем мире, имеет собственное толкование истины и собственный способ её поиска. Именно благодаря такому разнообразию картина мира предстаёт перед человеком наиболее полной и объективной.


Человек постоянно изучает окружающий мир, наблюдая, занимаясь самообразованием, обучаясь в школе или ВУЗе. Познавательная деятельность человека имеет целенаправленный и систематический характер. Узнаем подробнее, какими особенностями обладает познавательная деятельность.

Теории познавательной деятельности

Вопрос о том, возможно ли до конца изучить мир, является философским и не имеет одного ответа. Выделяются группы ученых и теоретиков, которые по-разному видят решение этой проблемы. Рассмотрим кратко разные точки зрения.

Это учение, в основе которого лежит отрицание возможности познать мир. Оно зародилось в древности и продолжает существовать сейчас. Сторонники этого учения говорят о том, что мы имеем лишь поверхностные знания о мире.

В рамках данного учения речь идет о том, что все научные теории – это лишь некие соглашения между учеными и исследователями.

Сторонники данного учения, напротив, выступают за познаваемость мира. Они утверждают, что научные теории имеют четкий и обоснованный характер, а разработанные способы формирования научных знаний позволяют получать проверяемые и достоверные сведения об окружающем мире.

которые читают вместе с этой






Основными видами познания являются: чувственное и рациональное.

  • Чувственное познание осуществляется через ощущения, восприятие и представления. Главную роль здесь играют органы чувств.
  • Рациональное познание основывается на понятиях, суждениях и умозаключениях. Результатом процесса рационального познания мира является продукт: научные теории, доказанные знания.

С обеими формами познания связаны мышление и язык, с помощью которых человек не только изучает мир, делает определенные выводы, но и фиксирует их и делиться ими с другими людьми. Выбор средств познания определяет уровень получаемых знаний: чем они конкретнее, тем выше процент истинности теории.

Истина

Научное знание и познавательная деятельность связаны с критерием истины, к которой они должны стремиться.

Истина – это соответствие получаемых знаний реальной действительности. Проверяют истинность знаний с помощью наблюдения или эксперимента.

Виды истины:

  • относительная (знание, касающееся только какой-либо части предмета, ограниченное);
  • абсолютная (полное достоверное знание о чем-либо).

Остановимся подробнее на научном познании, как наиболее приближенном к истине, и формах организации его получения.

Научное познание:

  • объективно (соответствует действительности);
  • обоснованно (подтверждено с помощью эксперимента, имеет доказательства);
  • системно (упорядоченно, выражено в форме теории);
  • проверяемо (может быть всегда заново проверено с помощью наблюдения, рассуждения, эксперимента).

Уровни научного знания:

  • эмпирическое (исследователь имеет связь с изучаемым предметом, используя наблюдение, описание, сравнение, эксперимент);
  • теоретическое (исследователь представляет изучаемый предмет или процесс в своем воображении, используя моделирование, аналогию).

Что мы узнали?

Таким образом, мы коснулись нескольких важных аспектов познания. Познавательная деятельность сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Некоторые люди считают, что познать мир невозможно, другие же, наоборот, находят способы его изучения. Но, независимо от того, какой ответ дает человек на этот вопрос, исследовательская деятельность необходима для социализации личности, так как в ходе этого процесса она приобретает необходимые ей качества и удовлетворяет потребность в новых знаниях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дання публикация представляет собой доклад на методическом семинаре по теме "Познавательная деятельность учащихся".

на методическом семинаре

Логическая память основана на включении мышления, изучаемый материал связывается с ранее пройденным, анализируется, осмысливается. Учащийся воспроизводит полученную информацию не буквально, а своими словами, раскрывая смысл, давая объяснение, толкование. Это долговременная память, в арсеналах которой хранится теоретический материал собственного познания. Нередки случаи, когда во время беседы с учителем ученик, не знающий прямого ответа на поставленный вопрос, выводит его логическим путем, руководствуясь имеющимися знаниями. Можно ли ставить за это неудовлетворительную оценку? Да, ученик не знал ответа, но он сам сумел сделать выводы и пришел к правильному решению, на мой взгляд, это гораздо важнее, чем своевременно вызубрить конспект. Запоминание не означает понимание! Поэтому обыкновенное заучивание не может быть эффективным методом усвоения знаний вообще.

Познавательную деятельность учащихся делят на воспроизводящую (репродуктивную) и творческую.

Воспроизводящая, или репродуктивная, познавательная деятельность учащихся характеризуется как процесс усвоения теоретического материала и решение задач по применению знаний на практике по заданному образцу или алгоритму действия.

К основным законам логического следования относятся:

1. Причины и следствия (зная следствие, можно выйти на установление причины и наоборот).

2. Аналогии (зная путь движения мысли по одному объекту, можно выйти на движение мысли по другому, родственному объекту).

3. Дедукции и индукции (от общего можно выйти на понимание и объяснение частного, от частного – к общему; на основе базового понятия можно выйти на формулирование множества выводных; на основе общей закономерности можно обнаружить конкретные и наоборот). В работе с упорядоченной системой знаний высший уровень творчества учащихся, то есть то, к чему должен стремиться учитель, означает, что на основе заданных условий, ориентиров, фактического материала, результатов наблюдения школьники могут самостоятельно:

1. Описывать объекты или явления, в том числе формулировать определения и строить рассказы (1 уровень сложности).

2. Объяснять объекты и явления, в том числе формулировать законы, свойства (2 уровень сложности).

3. Формулировать принципы, правила и применять их на практике (3 уровень сложности).

Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить следующие аспекты:

1. Система обучения в современной школе такова, что подчас обучение, воспитание и развитие, которое необходимо осуществлять педагогу на уроке, подменяется элементарным заучиванием и пересказыванием излагаемых учителем или прочитанных в учебнике тем.

2. Система личностно-ориентированного обучения ставит перед учителем задачу воспринимать ученика как субъекта образовательного процесса, его полноправного участника, познающего предмет через призму своих склонностей, интересов, увлечений.

3. Образовательный процесс в системе личностно-ориентированного обучения должен быть направлен на развитие не только и не столько механической, сколько логической памяти учащихся, логического мышления, умения самостоятельно добывать и прогнозировать информацию. Отказ от готовых истин, преподносимых учителем, позволит учащимся проявлять большую активность в получении новых знаний, раскрытию субъектного опыта ученика, личностно-значимых для него способов.

Основная цель современной школы состоит в том, чтобы создать систему обучения, которая бы удовлетворяла образовательные потребности каждого учащегося в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для достижения этой цели необходимо кардинально менять парадигму, с позиций которой рассматриваются отношения ученика и учителя в учебном процессе.

Современная концепция обучения сегодня состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать его деятельность.

Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у учащихся имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.

Учебная деятельность идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, а также, если у них воспитаны чувства ответственности и обязательности.

Учителями и наукой накоплен большой арсенал методов, направленных на формирование положительных мотивов учения. Ведущую роль в стимулирующих методах играют межличностные отношения учителя с учащимися. Использование влияния межличностных отношений на ребенка приводит к формированию у него позитивного или отрицательного отношения к процессу обучения, к школе в целом.

Группу методов стимулирования можно условно подразделить на три большие подгруппы:

методы эмоционального стимулирования;

методы развития познавательного интереса;

методы формирования ответственности и обязательности.

Методы эмоционального стимулирования. Важнейшая задача учителя - обеспечение появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей. Основными методами эмоционального стимулирования служат: создание ситуаций успеха в учении; поощрение и порицание в обучении; использование игровых форм организации учебной деятельности; постановка системы перспектив.

Создание ситуаций успеха в обучении представляет собой создание цепочки ситуаций, в которых учащийся добивается в учении хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и легкости процесса обучения.

Одним из приемов создания ситуации успеха может служить подбор для учеников не одного, а небольшого ряда заданий нарастающей сложности. Первое задание выбирается несложным для того, чтобы учащиеся, которые нуждаются в стимулировании, смогли решить его и почувствовать себя знающими и опытными. Далее следуют более сложные упражнения.

Поощрение и порицание в обучении. Многие учителя часто достигают успеха в результате широкого применения именно этого метода. Вовремя похвалить ребенка в момент успеха и эмоционального подъема, найти слова для короткого порицания, когда он переходит границы допустимого, - это настоящее искусство, позволяющее управлять эмоциональным состоянием учащегося. Круг поощрений весьма разнообразен. В учебном процессе это может быть похвала ребенка, положительное оценивание какого-то отдельного его качества, поощрение выбранного им направления деятельности или способа выполнения заданий, выставление повышенной отметки и др.

Использование игр и игровых форм организации учебной деятельности. Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. Это могут быть предметные, сюжетно-ролевые и иные игры, используемые не только для развития интереса к учебной деятельности, но и для решения отдельных конкретных задач.

Методы развития познавательного интереса. Основными методами развития познавательного интереса являются следующие методы:

формирование готовности восприятия учебного материала;

выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета;

стимулирование занимательным содержанием;

создание ситуаций творческого поиска.

Большое значение в развитии познавательного интереса у учащихся играет подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему ряду учебных примеров и заданий. Этот метод формирует положительное отношение к учебной деятельности и служит первым шагом на пути к развитию познавательного интереса. Одним из приемов, входящих в этот метод, можно назвать прием создания на уроке ситуаций занимательности - введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Удивление при убедительности и наглядности примеров неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у учеников.

Познавательный интерес вызывает создание ситуаций включения учащихся в творческую деятельность. Творчество является одной из наиболее сильных причин развития познавательного интереса.

В качестве примера развития творческих способностей могут служить следующие задания: придумать задания и упражнения к теме, составить ребусы, головоломки, кроссворды, написать стихотворение и т.д. частое проведение таких заданий приучает учащихся постоянно думать и искать различные варианты выполнения учебных заданий.

Сильную мотивацию у учащихся создает метод постановки проблемы, суть которого заключается в представлении учебного материала урока в виде доступно, образно и ярко излагаемой проблемы. Метод постановки проблемы близок к методу творческих заданий, но имеет значительное преимущество в том, что сразу создает у учащегося мотивацию. Ученики готовы преодолеть трудности, чтобы увидеть, узнать, решить и т.д.

Большую роль в активизации познавательной деятельности играют методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта. Формирующим элементом в этих методах выступает диалогическое общение учащихся. С позиций теории деятельности диалогическое общение является важнейшей составляющей современного обучения. Диалог образует и поддерживает совместную учебную деятельность, в которой и происходит развитие участника. Он способствует переводу индивидуальных видов деятельности в деятельность совместную, объединенную единой целью.

Можно выделить следующие наиболее часто применяемые методы организации взаимодействия учащихся: освоение элементарных норм ведения разговора, метод взаимной проверки, метод взаимных заданий, совместного нахождения лучшего решения, временная работа в группах, создание ситуаций совместных переживаний, организация работы учащихся - консультантов, дискуссия.

Метод взаимной проверки лучше всего помогает организовать взаимодействие. Проверка двумя учащимися друг у друга правильности выполненных ими заданий всегда вызывает высокий интерес. В ходе взаимопроверки школьник обменивается тетрадью с соседом по парте. Проверяться могут маленькие самостоятельные работы, диктанты, упражнения, домашние работы. Взаимопроверка работ осуществляется сравнением решенных заданий с представленными учителем образцами.

Прием взаимных заданий способствует быстрейшему развитию взаимодействия. Его суть заключается в том, что на уроке учащиеся выполняют задания, придуманные одноклассниками. Задания, полученные от соседа, могут быть подготовлены как на уроке, так и дома и являться частью домашнего задания. Этот прием позволяет учителю достичь сразу нескольких целей. Во-первых, учащиеся осваивают технику совместной деятельности, во-вторых, они включаются в творческую деятельность, в третьих проверяется домашнее задание, интерес к которому резко повышается.

Переход к обучению с использованием данной технологии нуждается в иной, чем при традиционном обучении, организации времени и имеет иную типологию уроков. В соответствии с этим основными типами уроков могут быть:

урок постановки учебной и практической задач, на котором школьники определяют цели и порядок их достижения, т.е. распределяют задания в группе;

урок накопления и сбора информации для решения поставленных задач и обмена этой информацией между участниками;

урок использования полученной информации для решения поставленной задачи, т.е. выполнения работы (это может быть коллективная практическая работа, решение задач и др.; по существу, это уроки изучения нового, систематизации и обобщения.)

урок контроля и коррекции знаний (презентационный этап: учащиеся отчитываются о результатах выполненной работы, представляют ее учителю и одноклассникам; одновременно с этим решаются задачи закрепления пройденного материала, а в случае, если каждая из групп выполняла собственное задание, то при обмене новой информацией между группами этот тип занятия можно отнести к уроку освоения новых знаний).

Процесс обучения в рамках данной технологии заканчивается уроками индивидуальной проверки знаний учащихся с подведением итогов работы каждой группы.

Большинство используемых методов и технологий образовательного процесса, направленных на активизацию познавательной деятельности и формирование ключевых компетенций школьника: умения учиться, умения общаться, умения жить с людьми, умения работать и зарабатывать, умения работать с информацией и др. обеспечивают ученику свободу выбора способов проработки учебного материала, что создает основу самоопределения.


1. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. - М. : Высшая школа, 1981. - 240 с.

2. Дрозина В.В. Теория и практика формирования и развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся общеобразовательной школы : дис. … д-ра пед. наук. – М., 2002. – 495 с.

4. Землянская Е.Н. Учебные проекты в развивающем образовании : методическое пособие. - М. : МПГУ, 2017. – 75 с.

5. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. – М. : АСТ; Прайм-Еврознак; СПб., 2008. – 777 с.

6. Лагунова М.В., Юрченко Т.В. Управление познавательной деятельностью студентов в информационно-образовательной среде вуза : монография / Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т. – Н. Новгород : ННГАСУ, 2011. – 167 с.

8. Лушникова О.Ю. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов колледжа в процессе общеобразовательной подготовки : дис. . канд. пед. наук.  Магнитогорск, 2010. – 164 с.

9. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Национальный книжный центр, 2015. – 288 с.

11. Сластёнин В.А. и др. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. — 3-е изд. — М. : Школа-Пресс, 2000. – 512 с.

12. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста : учебно-методическое пособие. — Балашов : Николаев, 2004. — 68 с.

13. Фиалко А.И. Моделирование педагогического сопровождения активизации познавательной деятельности обучающихся // Непрерывное образование [СПб]. - 2015. - № 1 (11). – С. 16-20.

14. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М. : Просвещение, 1979. - 160 с.

В психолого-педагогических источниках можно встретить большое количество работ по учебной и познавательной деятельности. Так, например, огромный вклад в теорию учебной и познавательной деятельности внесли Ананьев Б.Г., Белкин E.JI., Дрозина В.В., Коротаева Е.В., Леонтьев А.Н., Талызина Н.Ф., Лурия А.Р., Щукина Г.И., Эльконин Б.Д. и другие отечественные и зарубежные исследователи.

Методология познавательной деятельности - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Она у́же теории познания, поскольку ограничивается исследованием форм и методов познания. В отличие от познавательной деятельности, теория познания изучает проблемы природы познания, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, возможности и границы познания, критерии его истинности [10]. Однако познавательная деятельность шире гносеологии, поскольку она занимается не только методами познания, но и особенностями процесса познания, которые осуществляются в разных формах и сферах деятельности.

Психолог Петровский А.В. считает, что познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, а затем может произойти переход к мышлению [5, с. 315].

В трудах Леонтьева А.Н. познавательная деятельность определяется как совокупность информационных процессов и мотивации, как направленная, избирательная активность поисково-исследовательских процессов, лежащих в основе приобретения и переработки информации [7].

Под познавательной деятельностью Дрозина В.В. понимает свойство личности, характеризуемое: наличием познавательных потребностей и глубоко осмысленных мотивов познавательной деятельности; постоянным стремлением открыть какие-то новые для себя знания, способы действия [2].

С точки зрения Фадиной Г.В. познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь [12, с. 7].

По мнению Сластёнина В.А., познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности [11, с. 186].

В современных публикациях речь в основном идёт или об учебной деятельности, или учебно-познавательной, при этом не всегда есть чёткое понимание данных понятий. По этой причине мы провели сравнительный анализ и выявили сходства и отличия познавательной деятельности и учебной.

По мнению Андреева В.И., учебная деятельность – это организуемая педагогом в целях повышения эффективности деятельность учащихся, направленная на решение различного класса учебных задач, в результате которой они овладевают знаниями, умениями, навыками и развивают свои личностные качества [1, с. 29].

Педагог Землянская Е.Н. рассматривает как один из видов учебно-познавательной деятельности, сочетающей признаки учебной и познавательной, проектную деятельность ребенка [4].

  • система действий (умственных и практических);
  • процесс обучения, в котором происходит овладение на уровне воспроизведения или творчества системой знаний и способов деятельности;
  • форма существования учащихся как субъектов учения [8].

В структуру познавательной деятельности, как и учебной, включают уровни: чувственные - познание посредством зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания, и рациональные (логическая) - познание посредством мышления, языкового общения.

Любая деятельность – это целенаправленная, процессуальная структурированная активность. Она состоит из основных элементов: цели, предмета, средства, результата, структуры, которые представлены в таблице 1.

Сравнительная характеристика учебной и познавательной деятельности

Познание нового, неизвестного, установление связи неизвестного с известным, создание новых образов, понятий, объектов, применение новых, оригинальных приёмов и способов в деятельности. Необходимость решить практическую или интеллектуальную задачу

Передача заданного объёма ЗУН. Специально направленная деятельность на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач

Имеющаяся эмпирическая и теоретическая информация

Изменение самого подростка, его развитие. Выделенная совокупность необходимых знаний и умений пользоваться ими

Научное изучение предмета, явления методами различных наук

Технологизация учебного процесса

Знание о предмете, явлении и его свойствах. Создание образа реальности, понятий, учений, концепций, повышение уровня достоверности знания. Выход на новые горизонты познания и деятельности

ЗУН учебной дисциплины, предмета

· проверка гипотезы, вывод.

· контроль и самоконтроль,

оценка и самооценка [13]

· мотивы учебной деятельности.

· учебные действия и операции [7]

Субъектом познавательной деятельности является ученик, и поэтому в центре учения стоит его личность, сознание, отношения и к познаваемому миру, и к самому процессу познания, их соучастникам познавательной деятельности: к школьникам и учителям, организующим и направляющим его учение. В этом, по мнению Щукиной Г.И., и состоят отличительные особенности учения в школьные годы [14, с. 40-41].

Другой отличительной особенностью познавательной деятельности школьника является характер её протекания. Поскольку и цель, и содержание, и способы познавательной деятельности школьника заложены в программу, процесс учения, в который включается ученик, может протекать по-разному, с различным приложением сил, активности, самостоятельности субъекта (школьника). В одних случаях её процесс носит характер подражательный, репродуктивный, в других - поисковый, в иных - творческий. Именно характер протекания процесса деятельности и влияет на конечный её результат - на характер приобретаемых знаний, умений, навыков [14, с. 40-41].

В процессе познавательной деятельности человек воспринимает и осознает предметы и явления, уточняет представления о них, приводит их в соответствие с прежними представлениями, выделяет существенное в изучаемых предметах и устанавливает связь между ними [13].

Рассматривая познавательную деятельность как непрерывный процесс, Лагунова М.В. и Юрченко Т.В. выделяют этапы:

  • выделение познавательной цели, то есть умение найти цель в структуре учебной ситуации;
  • выбор и применение способов действия, приводящих к решению поставленной задачи;
  • контроль над ходом решения задачи и анализ полноты достижения цели [6].

Познавательная деятельность характеризуется целями и мотивами.

Целями могут быть: познание нового, неизвестного, установление связи неизвестного с известным, создание новых образов, понятий, объектов, применение новых, оригинальных приёмов и способов в деятельности, необходимость решить практическую или интеллектуальную задачу.

Мотивами познавательной деятельности могут являться разнообразные психические состояния, побуждающие человека получить информацию о внешнем мире и о самом себе. К таким побуждениям относится стремление исследователь окружающую среду, желание удовлетворить любопытство и любознательность, проявить пытливость, интерес и увлеченность, реализовать когнитивную установку.

Познавательная деятельность осуществляется через изучение, исследование, поэтому важным, на наш взгляд, является понимание, в чём именно проявляется исследовательское, познавательное поведение. Обухов А.С. приводит в своей работе по частоте упоминаний такие проявления, как:

  1. манипуляции с предметом (извлечь предмет, изучить содержимое, разобрать, проверить на прочность, применить не по назначению, спрятать);
  2. собрать, поймать (кого-то или что-то);
  3. преобразовать действительность (раскопать, соорудить);
  4. вкусовое и тактильное изучение (попробовать на вкус, потрогать);
  5. визуальное изучение (увидеть, понаблюдать, рассмотреть);
  6. перемещение в пространстве (залезть куда-то, попасть, уйти, сходить, переплыть);
  7. вопрошание (спросить другого, попросить объяснить);
  8. узнать реакцию другого (человека, животного);
  9. испытать чувства (подобные чьим-либо или особые) [9, с. 61-62].

В заключение заметим, что познание - это активное отражение и восприятие действительности в сознании человека, как путь, процесс получения знания. Знание - это продукт познания, результат активного взаимодействия субъекта и объекта. Это итог, результат познания как процесса. В свою очередь учебная деятельность у́же, нежели познавательная.

Назначение. Данная анкета предназначена для учителей основной общеобразовательной школы (лицея, гимназии). Она направлена на изучение познавательной деятельности у подростков. Вопросы делятся на 4 группы, каждая из которых соответствует следующим психолого-педагогическим условиям: 1) компетенция учителя, его стиль и методы работы (вопросы 1-13); 2) внутренние психологические установки (14-16); 3) использование материально-технических средств (вопросы 17-21); 4) личные познавательные интересы подростков (вопросы 22-27).

Бланк анкеты для учителя

Дата ___________ Пол (женский, мужской)____________________

Место работы (образовательная организация)_________________________________________

Возраст ______________ Педагогический стаж__________________

В каком году последний раз проходили повышение квалификации (получили диплом)______________ Преподаваемые предметы (дисциплины)_______________________

Вопросы/утверждения для учителей

Никогда – 0, всегда - 10

1. Как часто Вы ставите задачу развития познавательной деятельности?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. Как часто Вы проводите просветительскую работу с родителями о роли семьи в повышении познавательной деятельности у подростков?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3. Как часто Вы применяете методы стимулирования познавательной деятельности в образовательном процессе?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4. Как часто Вы используете групповые методы работы на уроке?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5. Как часто Вы замечаете, что при групповой работе усвоение нового материала у подростков лучше?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

6. Как часто Вы предпочитаете применять проблемное обучение?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

7. Как часто Вы задаёте подросткам задания на поиск другого способа решения?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

8. Как часто Вы предлагаете подросткам какие-то необязательные задания, без последующего оценивания?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

9. Как часто Вы применяете на уроках метод нерешённых задач?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

10. Как часто Вы замечаете, что после дискуссии по теме подростки продолжают её обсуждать, приводя новые аргументы?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

11. Как часто Вы даёте подросткам чёткий алгоритм действий для самостоятельной деятельности?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

12. Как часто Вы даёте задания, при которых подростки самостоятельно ищут алгоритм действий для деятельности?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

13. Как часто Вы применяете на занятиях головоломки и игры, в которых нужно просчитывать дальнейшие ходы?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

14. Как часто Вы замечаете, что подросток боится, что у него ничего не получится?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

15. Как часто Вы считаете необходимым привлечь к данной проблеме психолога, если подросток, делая что-то не так, теряет спокойствие?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

16. Как часто Вы хвалите подростков за выполненную работу?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

17. Как часто, по вашему мнению, подростки с удовольствием посещают кружки, секции (спортивные, музыкальные и др. школы)?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

18. Как часто Вы замечаете, что подростки лучше усваивают новый материал с использованием компьютера, интерактивной доски и других средств ТСО?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

19. Как часто подростки спрашивают, кто изображён, когда видят кого-либо незнакомого на картине (фотографии, в фильме)?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

20. Как часто подростки смотрят документальные фильмы на уроках и дома?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

21. Как часто Вы задаёте задания подросткам, для выполнения которых им необходимо использовать дополнительные книги, журналы или другие технические средства получения информации?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

22. Как часто подростки рассматривают предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видели раньше?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

23. Как часто Вы замечали, что подростки любят исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них может быть?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

24. Как часто Вы замечаете, что подростки проявляют любопытство к механизмам, интересуются, что у них внутри и как они работают?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

25. Как часто подростки делятся с Вами своими творческими идеями (придумками, разработками)?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

26. Как часто подростки спрашивают Вас, если не знают правильного ответа или имеют какой-либо вопрос?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Обработка и интерпретация результатов: при обработке полученных данных нужно подсчитать средний процент, как часто у учителей бывает та или иная ситуация, оцениваемая от 0 до 100%.

Полученные данные можно представить в графиках по каждому психолого-педагогическому условию, где по оси Х - средний процент наличия условия (элемента), по оси Y – вопросы условия. Кроме того, возможно проведение соотношения данных по полу, возрасту, педагогическому стажу. Если исследование проходит в нескольких образовательных организациях, то соотношение можно сделать и по организациям.

Следует отметить, что предлагаемая анкета для учителя не является самодостаточной для изучения познавательной деятельности. Необходимы анкеты для подростков и их родителей, работу над которыми мы предполагаем продолжить в будущем.

Читайте также: