Слово и его лексическое значение 3 класс сообщение

Обновлено: 02.07.2024

ГДЗ русский язык 3 класс Канакина Проверь себя упражнение № 1

Слова в языке служат для обозначения конкретных предметов, признаков, действий, количества и т.д.

То, что обозначает слово, является его лексическим значением.

Понимать лексическое значение слова - значит представлять, что этим словом называется.

Например: пéрстень - кольцо с драгоцéнным кáмнем.

Однозначные и многозначные слова

Однозначные слова имеют одно лексическое значение.

Например: грач, гитара, перстень, парта, глобус, пастух, Самара, девять.

Многозначные слова имеют несколько (два и более) лексических значений.

Например: колокольчик, земля, листок, каток, язык, игла.

У многозначного слова одно значение (самое главное и наиболее привычное) является прямым, а все остальные - переносными.

Прямое значение

Переносное значение

Чёрный день (мрачный,

Синонимы

Синонимы - это слова одной части речи, одинаковые или очень близкие по лексическому значению.

Например: красный - алый, доктор - врач, возле - около, месяц - луна, блестеть - сверкать, бранить - ругать.

Антонимы

Антонимы - это слова, противоположные по лексическому значению.

Например: весело - грустно, холодный - горячий, толстый - тонкий, старый - новый, добро - зло, быстро - медленно, говорить - молчать.

Доктор прописал пилюли.

Омонимы - это слова, которые одинаковые по значению, но разные по значению.

Например: Люлька 1 . Детская колыбель. Люлька 2 . На Украине: трубка для курения.

Бывают такие слова, которые уже давно вышли из употребления, их называют устаревшими. В лексике постоянно появляются новые слова.

Лексическое значение — это понятие, которое обозначает слово.
Одно и то же слово может иметь несколько значений, тогда оно
называется многозначным. Если же у слова одно значение, оно
называется однозначным.
Бывают слова, близкие по значению, это синонимы. Антонимами
называются слова, противоположные по значению. Слова,
одинаковые по звучанию, но разные по значению, называются
омонимами.
Бывают также слова, которые уже давно вышли из употребления,
их называют устаревшими. В лексике постоянно появляются
новые слова.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Слово и его лексическое значение

Описание презентации по отдельным слайдам:

Слово и его лексическое значение

Слово и его лексическое значение

БерёзаЛиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями

Берёза
Лиственное
дерево
с белой корой
и сердцевидными
листьями

Однозначные слова роща берёза роса

роща берёза роса

Многозначные словаземля колокольчик.

Многозначные слова
земля колокольчик молния

Синонимы работать-трудитьсяалый-красныйсолдат-воин,боец

Антонимымальчик-девочкаплачет-смеётсячистый-грязный

Омонимыкоса лисичка норка

Омонимы
коса лисичка норка

Устаревшие словачело око уста перст ветрило

Новые словаКомпьютер Скотч Радиотелефон Джойстик

 Молодцы!

Краткое описание документа:

Слово и его лексическое значениеБерёзаЛиственноедеревос белой коройи сердцевидными листьямиОднозначные слова?Многозначные слова?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 602 775 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Лексическое значение слова

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 15.12.2021 165
  • PPTX 1.2 мбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Демочкина Светлана Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

- уметь находить лексическое значение слова в толковом словаре.

Оборудование:

В. П. Канакина , Рабочая тетрадь по русскому языку № 1, 3 класс.

ВложениеРазмер
leksicheskoe_znachenie_slova.docx 24.06 КБ
leksicheskoe_znachenie_slova.pptx 357.13 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кафедра начального образования

Оськина Елена Сергеевна

Владимир 2015 г

Конспект урока по русскому языку в 3 классе

- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

- познакомить с лексическим значением слова;

- формировать умения распознавать многозначные и однозначные слова;

- расширить понятие учащихся о лексическом значении слова;

- уметь пользоваться толковым словарём;

- уметь находить лексическое значение слова в толковом словаре.

В. П. Канакина , Рабочая тетрадь по русскому языку № 1, 3 класс.

- Здравствуйте, ребята. Начинаем урок русского языка.

- Открываем тетради, записываем дату. Сегодня 24 сентября. Классная работа.

II. Орфографическая минутка

- Начнём урок с творческого словарного диктанта.

- Записываем словарный диктант. Но он будет необычный. Вы должны понять, что это за слова по рисункам и лексическому значению слова, что оно обозначает.

1. Посмотрите рисунок хлебного злака. Из овсяной муки можно приготовить овсяную кашу. Какое слово вы запишите? Овёс;

2. Сторона горизонта, где восходит солнце. Восток;

3. Яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца. Заря;

4. (картинка) Орех;

5. (картинка) Это хлебный злак. Пшеница.

- Поставьте ударение в словах, выделите непроверяемую орфограмму.

1. О в ё с. В слове овёс ударение падает на второй слог, запоминаем букву о в первом слоге.

2. В о ст о к. В слове восток ударение падает на второй слог, запоминаем букву о в первом слоге.

3. З а р я . В слове заря ударение падает на второй слог, запоминаем букву а в первом слоге.

4. О р е х. В слове орех ударение падает на второй слог, запоминаем букву о в первом слоге.

5. Пш е н и ца. В слове пшеница ударение падает на второй слог, запоминаем букву е в первом слоге.

- Ребята, что вы записали? ( Мы записали слова )

- Какая орфограмма есть во всех словах? ( Непроверяемая орфограмма )

- Где можно проверить написание данных слов? ( В орфографическом словаре )

- Каждое слово имеет свое собственное значение. Чтобы узнать это значение, мы определим, что означает слово.

III. Работа со шмуцтитулом

- Сегодня мы начнем изучать новый раздел. Открываем учебник на странице 39. Прочитайте название раздела. ( Слово в языке и речи )

- Прочитаем, чему мы будем учиться, изучая данный раздел. (читают с.39)

IV. Определение темы и задач урока

( на интерактивной доске выведена тема урока )

- Прочитайте тему урока. ( Лексическое значение слова )

- Скажите, чему мы будем учиться сегодня на уроке? ( узнаем, как определить лексическое значение слова; вспомним, что такое лексическое значение слова; узнаем, с каким словарем работать, чтобы определить лексическое значение слова )

V. Воспроизведение знаний о лексическом значении слова

- Все слова русского языка собраны в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова. Их около 57000 слов

VI. Работа с упражнением

- Откройте учебник на стр. 40, упр. 64. Прочитайте. (Читают текст)

- Как вы поняли этот текст? ( В этом тексте говорится о том, сколько прекрасных слов в русском языке ).

- Согласны ли вы с мнением автора? (Ответы детей)

- А ведь действительно, сколько прекрасных слов в русском языке. Прочитайте слова, которые в тексте называются громкими, богатые, гордые, светлые и радостные. ( Мир, дружба, родина, Россия )

- А как вы думаете, что такое мир? ( 1. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара; 2. Спокойствие, отсутствие вражды, войны )

- Что мы понимаем под словом Россия? ( Россия – название государства, страны, населенные русскими )

- Найдите слова, которые характеризуются в тексте, как слова полные прелести, нежности, легкости. ( Берёза, солнце, счастье, весна, радость )

- Хорошо, прочитайте слова, которое лучится светом, лаской. ( Мама )

- Запишите любые 3-4 слова, которые вам особенно понравились.

- Что же такое лексическое значение слова?( То, что обозначает слово, является его лексическим значением )

VII. Работа со схемой

- Стр. 40, упр. 65. Рассмотрим схему на странице 41. Посмотрите внимательно на схему.

- Что значит однозначные слова? ( Однозначные слова – слова, которые имеют одно лексическое значение )

- Приведите примеры однозначных слов из таблицы. ( Грач, гитара, перстень, парта, глобус )

- Какие слова называют многозначными? ( Многозначные слова- это слова, имеющие два и более значений )

- Прочитайте слова, которые относятся к группе многозначных слов. ( Колокольчик, земля, листок, каток, язык, игла )

- Скажите, какое значение имеет слово колокольчик? ( Слово колокольчик имеет два значения – цветок; звонок)

- Скажите, какое значение имеет слово игла? ( Слово игла – инструмент для шитья; и игла на ветке ели или сосны )

- Так же на этой схеме мы видим группу, которая называется синонимы. Что такое синонимы? ( Синонимы - это слова, близкие по значению )

- Прочитаем примеры синонимов. ( Красный – алый; доктор - врач )

- И мы видим группу слов, которая называется антонимы. Что такое антонимы? ( Антонимы – слова, противоположные по значению ).

- Прочитаем пример антонимов. ( Весело – грустно; холодный - горячий )

- Найдите в таблице слово с его значением. ( Лексическое значение дано к слову перстень ).

- А к какой группе относится слово перстень? ( Слово перстень относится к однозначным словам )

VIII. Упражнение в распознавании лексического значения слова

- Упр. 66. Прочитаем текст.

- О чем этот текст? (О росе)

- Какое явление природы названо красивым словом роса? ( Капельки воды, которые появляются утром и вечером с наступлением прохлады )

- Наблюдали ли вы, какой бывает роса на траве? ( Утром роса переливается разноцветными огоньками )

- Посмотрите внимательно на слово роса. Произнесем его, как мы его слышим. ( Раса )

- А теперь, как надо правильно его произносить. ( Роса )

- Какая орфограмма встретилась в этом слове? ( В слове роса - безударный гласный в корне слова. Проверочное слово – росы )

IX. Работа со словарем

- Посмотрите, на выставке у нас есть толковые словари Ожегова Сергея Ивановича, Даля Владимира Ивановича. У вас в учебнике тоже есть толковый словарь на стр. 152. С ним мы и будем работать. Откроем его.

- Как расположены слова в словаре? ( По алфавиту )

- Найдите в нем слово герб. Прочитайте его лексическое значение. Какое это слово однозначное или многозначное? ( Однозначное )

- Следующее слово журавль. ( Многозначное )

- Дальше слово заря. ( Многозначное )

- И последнее слово альбом. ( Однозначное)

- Ребята, альбом – это словарное слово.

- Скажите, какая орфограмма встретилась в слове альбом? ( непроверяемая орфограмма в корне слова )

Читайте также: