Сообщение на тему портреты величайших менеджеров форд тейлор файоль

Обновлено: 07.07.2024

Без трудов Анри Файоля сегодня сложно представить искусство менеджмента. Этот французский горный инженер в расцвете карьеры стал теоретиком и практиком сферы, позволяющей вести производство максимально эффективно. Также мужчина известен как создатель административной школы управления.

Детство и юность

О детстве и юношеских годах в биографии исследователя известно немногое. Файоль родился 29 июля 1841 года в пригороде Константинополя. Семья оказалась в тот момент на территории Османской империи, потому что отца мальчика, инженера, назначили руководителем работ по возведению моста Галата. Анри с родителями вернулся во Францию в 1847-м.

Здесь он стал студентом горной академии École Nationale Supérieure des Mines, расположенной в Сент-Этьене. В 1860 году юноша с отличием окончил учебу и начал работать на горнодобывающем предприятии. В компанию парень попал в числе нескольких выпускников академии: владелец завода Стефан Мони решил взять к себе лучших молодых инженеров.

Личная жизнь

В личной жизни француз обрел семейное счастье с Мари Селестой Аделаидой Соуле. Жена подарила мужу трех детей — дочерей Мари Селесту Генриетту и Мадлен Марию Эжени, а также сына Анри Жозефа. История не сохранила совместных фото супругов.

Научная деятельность

Файоль пришел в фирму как стажер, но ум и трудолюбие в скором времени выделили его из ряда работников. Мони сделал Анри своим протеже, а в 1888 году молодой француз встал у руля компании. За время пребывания на производстве инженер изучил причины подземных пожаров, научился их предотвращать, узнал, как восстановить пострадавшие в огне места добычи.

Начиная с 1870-х годов ученый написал ряд статей, связанных с развитием горного дела. В работах теоретик рассматривал темы формирования угольных пластов, саморазогрева угля и другие. Ранние труды автора публиковались во французском Бюллетене социальной науки, а с 1880-х — в сборнике, издаваемом Академией наук Франции.

Задумываясь об эффективности работы фирмы, мужчина стремился улучшить условия для рабочих, в частности, выступал за разделение труда. В 1900 году Файоль стал членом организаций Comité Central des Houillères de France, Comité des forges, связанных с металлургическим бизнесом и угольными шахтами. К тому времени у теоретика сформировалось четкое представление о необходимости тщательного изучения администрирования бизнеса.

Согласно концепции ученого, процесс менеджмента представляет собой пять связанных между собой и в то же время являющихся автономными функций. Прежде всего, руководитель предприятия должен уметь планировать спектр работ, далее — выступать грамотным организатором. Для этого необходимо научиться отдавать распоряжения.

Чтобы поручения были понятны персоналу, выполнялись вовремя и в полном объеме, начальнику требуется координировать и контролировать рабочий процесс. На основе этого мужчина сформулировал 14 принципов управления. Часть из них ранее называлась в других научных статьях, что-то обобщено, а оставшееся сформулировано Файолем впервые.

Первая управленческая революция. Реформа территориального управления. Кодекс вавилонского правителя Хаммурапи. Содержание этапов развития менеджмента. Вклад Анри Файоля в развитие административного менеджмента. Теоретические концепции Ф.У. Тейлора.

Рубрика Менеджмент и трудовые отношения
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 21.08.2013
Размер файла 26,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию и науке РФ

Брянский Государственный университет им. академика А.Г. Петровского

Кафедра рекламы и связи с общественностью

История развития менеджмента. Деятельность Фредерика Тейлора и Анри Файоля

студентка 3 курса 5 группы

факультета психологии, рекламы и

связи с общественностью

Макушкина Олеся Олеговна

Балахонов Андрей Петрович

Управление зародилось примерно семь тысяч лет назад, но только с конца XIX века и особенно в ХХ-м, с развитием социального рыночного хозяйства, менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, т.е. в науку. Первая управленческая революция произошла 4-5 тыс. лет назад в период формирования цивилизаций Древнего Востока (Египет, Шумеры).

Каста священников (жрецов) постепенно трансформировалась в класс религиозных функционеров, которые организовывали жертвоприношения (не только человеческие, а и в виде денег, скота, ремесленных изделий и т.п.). Жрецы собирали налоги, руководили ирригационными работами в масштабе целых областей, организовывали строительство пирамид.

На управленцев тех далеких веков возлагалась необходимость координации действий десятков тысяч рабов, крестьян и других слоев населения.

Древний Рим продвинул управленческую мысль. Так, управление из Рима провинциями было со временем децентрализовано, что улучшило сбор налогов, общее управление, учитывало местные особенности. Это была система прокураторов, имевших определенную власть и права в решении гражданских дел. Реформа территориального управления была осуществлена императором Диоклетианом и до сих пор считается шедевром территориального управления. Большое внимание уделялось управлению латифундией (крупной фермой), подробно регламентировались работы, которые планировались в годовом измерении. В латинском языке существует слово mancepts - предприниматель. За корнем man тянутся значения: руки, работа, а за корнем ceptio - приобретать, присваивать (капитал!), то есть предприниматель - это человек, зарабатывающий капитал своими руками, трудом, упорством, ловкостью.

Крупным вкладом в управление был свод законов - Кодекс вавилонского правителя Хаммурапи. Содержащиеся в Кодексе 285 законов регулировали все многообразие отношений между социальными группами населения. Это была первая формальная система администрирования, возникновение чисто светской манеры управления.

Через тысячу лет после Хаммурапи царь Навуходоносор возродит в Вавилоне разработку и строительство технически сложных проектов (вавилонская башня, висячие сады и т.п.), а также эффективные методы организации работы текстильных мануфактур и контроля за качеством продукции. В средние века наиболее совершенной была административная иерархия Римской католической церкви, построенной по принципу функционализма.

Стоит обратить внимание на содержание основных этапов развития менеджмента.

Классическое направление менеджмента включало в себя три области: собственно научный менеджмент, административный менеджмент и концепцию бюрократических организаций.

Фредерик Уинслоу Тейлор родился 20 марта 1856 года в Германтауне, Пенсильвания, в семье адвоката. Получил образование во Франции и Германии, затем - в академии Ф. Экстера, Нью-Хэмпшир. В 1874 году окончил Гарвардский юридический колледж, но из-за проблем со зрением не смог продолжить образование и устроился работать рабочим пресса в промышленные мастерские гидравлического завода в Филадельфии. В 1878 году, в пик экономической депрессии, получил место разнорабочего на Мидвэльском сталелитейном заводе. С 1882 по 1883 г. - начальником механических мастерских. Параллельно получил техническое образование (степень инженера-механика, Технологический институт Стивенса, 1883). В 1884 г. Тейлор стал главным инженером, в этом же году он впервые использовал систему дифференциальной оплаты за производительность труда. Оформил патентами около сотни своих изобретений и рационализаций. С 1890 по 1893 гг. Тейлор - главный управляющий Мануфактурной инвестиционной компании в Филадельфии, владелец бумажных прессов в Мэне и Висконсине, организовал собственное дело по управленческому консультированию, первое в истории менеджмента. В 1906 г. Тейлор становится президентом Американского общества инженеров-механиков, а в 1911 г. учреждает Общество содействия научному менеджменту. С 1895 г. Тейлор начал свои всемирно известные исследования по научной организации труда. Тейлор умер 21 марта 1915 года в Филадельфии от воспаления легких.

До Тейлора считалось наиболее важным найти хорошего управляющего, целью же его подхода стало создание системы организации труда, базирующейся на экспериментальных данных по расчленению физического труда и его организации на составные части и последующем анализе этих частей для определения наименьших затрат ресурсов (трудовых, материальных и финансовых) при достижении максимальных результатов.

Большое значение Тейлор придавал также стимулирующим системам оплаты труда и нормальному обслуживанию рабочих мест (инструментами, тарой и т.п.). Большое внимание уделялось лучшему использованию производственных фондов предприятия. Требование рациональности распространялось также на планировку предприятий и цехов.

Фактически тейлоризм продолжался около 30 лет, распространяясь на все новые сферы производства.

У классического научного менеджмента были такие недостатки, как непризнание различия между индивидами, неучет возрастающих потребностей рабочих, игнорирование предложений рабочих. Это приводило к усилению конфликтов, способствовало более интенсивной эксплуатации рабочих. Тейлор смотрел на управление как на нечто машинное, и преподнесение менеджмента шло в виде промышленного менеджмента.

Следующая область классического менеджмента получила известность как административные принципы, приверженцы которых основное внимание уделяли организации в целом и таким функциям менеджмента как планирование, организация, командная цепочка, координация и контроль.

Основной вклад в развитие административного менеджмента внес француз Анри Файоль (1841-1925 гг.).

Находясь в отставке, Файоль создал и возглавил Центр административных исследований, который занимался выполнением заказов по проведению исследований в различных сферах экономической деятельности (табачная промышленность, почтово-телеграфное ведомство). Файоль был награжден орденом Почетного легиона и другими государственными наградами, имел высокие научные звания.

В теории администрирования Файоля две части. Первая связана с пониманием функций управления, вторая - с пониманием его принципов. У Файоля функция определяет сферу деятельности, ответственности и компетенции управленца. Она отвечает на вопрос, что делает руководитель. Напротив, принцип отвечает на вопрос, как руководитель делает это.

Файоль выделяет пять функций администрации: предвидение, организация, распределение, координирование и контроль.

Современное определение управления включает все файолевские функции. Процессом управления принято считать сознательный, планируемый, направляемый, координируемый и организуемый процесс.

Разделение труда. Это естественное явление. Его целью является повышение количества и качества производства при затрате тех же усилий. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должно быть направлено внимание и действие. Причем разделение труда применимо не только к техническим работам. Результатом его является специализация функций и разделение власти.

Власть (полномочная) и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть санкции - награды или кары, - сопровождающие ее действия. Где есть полномочия, возникает и ответственность.

Дисциплина - это по существу повиновение, усердие, деятельность, манера держать себя, движение. Дисциплина предполагает выполнение и уважение достигнутых соглашений между организацией и ее работниками.

Единство распорядительства, или единоначалие. Работнику может давать два приказания относительно какого-либо действия только один начальник.

Единство руководства, направления. Один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

Подчинение частных, личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны преобладать над интересами организации большего масштаба вплоть до интересов государства в целом.

Вознаграждение персонала есть оплата исполненной работы. Она должна бать справедливой и по возможности удовлетворять как персонал, так и организацию, как нанимателя, так и работника.

Централизация. Как и разделение труда, централизация есть естественное явление. Однако соответствующая степень централизации варьируется в зависимости от конкретных условий. Проблема централизации и децентрализации разрешается нахождением меры, дающей наилучшую общую производительность.

Иерархия, или скалярная цепь. Иерархия, или скалярная цепь, - это ряд руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими. Ошибкой является уклонение без нужды от иерархии, но гораздо большая ошибка - сохранение ее, когда это может наносить ущерб организации.

Порядок. Формула материального порядка определенное место для всякой вещи на своем месте. Формула социального порядка - определенное место для каждого лицо на своем месте. Графические таблицы, схемы значительно облегчают установление и контроль как социального, так и материального порядка.

Справедливость. Справедливость есть результат сочетания благожелательности с правосудием.

Постоянство состава персонала. Высокая текучесть кадров является причиной и следствием плохого состояния дел. Посредственный руководитель, который дорожит своим местом, безусловно, предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.

Инициатива. Инициатива - это разработка плана и успешная его реализация. Свобода предложений и осуществления также относится к категории инициативы.

Единение персонала, или корпоративный дух. Гармония, единение персонала - большая сила в организации.

Файоль развил мысль Тейлора о том, что менеджмент и администрирование должны изучаться с научных позиций. Он показал, что совершенствование управления не сводится к повышению производительности труда или к планированию деятельности подчиненных организационных единиц, - оно должно стать предметом более пристального рассмотрения и практического административного освоения людьми, стоящими во главе организации.

Концепция Файоля оставила заметный след в развитии менеджмента, и не только европейского. Разработанная им теория администрирования, функции управления и некоторые принципы поведения до сих пор активно применяются в практической деятельности.

менеджмент управление файоль тейлор

Подобные документы

Становление административной теории. Вклад в теорию развития менеджмента французского горного инженера, теоретика и практика Анри Файоля. Основные группы операций в управлении. Формирование принципов работы. Управление как взаимодействие ряда функций.

реферат [30,9 K], добавлен 24.07.2010

Школа административного управления. Принципы Анри Файоля. Необходимость теории менеджмента и сущность административной школы. Принципы менеджмента. Органический подход к организации и проектированию организационных структур. Адаптивные структуры.

реферат [24,6 K], добавлен 28.01.2009

Основы методологии научного управления. Вклад Фредерика Тейлора как основателя школы научного управления в развитие менеджмента. Эволюция управленческой деятельности и менеджмента. Научный менеджмент Фредерика Тейлора. Критика школы научного управления.

реферат [105,9 K], добавлен 28.07.2010

Содержание системы Тейлора, выделение ее недостатков. Характеристика организационно-технических принципов управления организацией Форда. Рассмотрение двенадцати правил производительности труда Эмерсона. Основные идеи административного менеджмента Файоля.

реферат [31,8 K], добавлен 14.02.2011

Общая характеристика изучения проблемы управления в работах Анри Файоля; основные концепции его административной доктрины. Рассмотрение элементов процесса управления, личных качеств руководителя и его функций. Применение менеджерских идей в практике.

курсовая работа [60,1 K], добавлен 01.03.2014

Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Что такое управление? Классификация принципов управления по А.Файолю. Советы А.Файоля молодым управляющим (менеджерам). Различия во взглядах А.Файоля и Тейлора.

контрольная работа [24,1 K], добавлен 16.05.2007

Основные положения классической школы управления. Принципы и функции управления А. Файоля, Ф. Тейлора и Г. Форда. Развитие научно обоснованного знания о трудовой деятельности. Начало революции в области менеджмента. Создание "административной науки".

800px-luther_halsey_gulick.jpg

Французский ученый Анри Файоль родился 29 июля 1841 года в семье профессионального строителя, участника возведения знаменитого Галатского моста в Стамбуле через бухту Золотой Рог. Выбрав для себя профессию горного инженера, он в 1860 году заканчивает Высшую национальную школу шахт Сент-Этьена и в этом же году поступает на промышленный концерн по добыче угля и выработке стали.

На предприятии Файоль достигает больших успехов, уже через 6 лет работы получив должность управляющего рудниками. В своей деятельности Анри Файоль стремился улучшить технологические и производственные процессы, написав ряд научных работ. В частности, он предложил ряд идей по предотвращению подземных пожаров, а в 1878 году научный доклад Файоля о причинах самовозгорания угля в воздухе был заслушан на Парижском конгрессе Промышленного горнодобывающего общества.

В 1888 году Анри Файоль становится директором промышленного концерна, где он начинал работу простым инженером. Предприятие находилось в упадке: к этому времени уже три года не выплачивались дивиденды акционерам. Благодаря грамотному администрированию Файолю не только удалось поднять концерн из финансовой ямы, но и вывести его на неплохие показатели по прибыли.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

В 1918 году Файоль уходит от дел и занимается разработкой собственной теории управления, основываясь на собственном 50-летнем опыте. Выдающийся промышленник и учёный скончался в возрасте 84 лет в 1825 году.

Вклад французского ученого в развитие менеджмента

Анри Файоль получил широкую известность как исследователь в области теории менеджмента на крупных предприятиях, основа которой была заложена американцем Фредериком Тейлором. Файолю удалось внести значимый вклад в понимание принципов управления большими группами людей.

Одним из основных направлений научной деятельности Файоля стало изучение взаимоотношений людей, участвующих в производстве. Учёный доказал, что административные функции являются не только прерогативой начальства, их может выполнять каждый рабочий на своем месте. Файоль выступал за улучшение структуры управления за счет повышения ответственности каждого сотрудника предприятия.

Как и его предшественник Тейлор, Файоль предпринял комплексный подход к управлению производственными процессами, но в отличие от американца он не считал структуру управления механическим процессом. Анри Файоль полагал, что организационная структура подобна живому организму, который должен поддерживаться в гармонии.

Основные идеи управленческой концепции

Структура управления по Файолю должна выстраиваться в виде чёткой и понятной цепочки от рабочего на конкретном месте до директора предприятия. Сотрудник должен взаимодействовать с начальством вместо восьми различных контролирующих инстанций только в одной точке, где будет получать необходимые указания и замечания по своей работе.

Принципы управления по Файолю

Французский ученый выделял 5 функций, на которых должна быть основана структура управления:

  • планирование;
  • организация;
  • мотивация;
  • контроль;
  • координация.

Последовательно занимаясь выполнением этих задач, руководитель предприятия, как считал Файоль, мог добиться серьёзных результатов в надзоре над процессами.

В целом эта несложная, но продуктивная схема работает и в начале XXI века. Без планирования невозможен рост, поэтому оно ставилось учёным на первое место. На второй позиции — организация труда: каждый сотрудник должен чувствовать заботу начальства и обеспечиваться всем необходимым.

После двух базовых условий идёт мотивация: работник будет лучше выполнять свои обязанности, зная, что за это он получит надбавку к жалованью или дополнительный выходной. Также важен постоянный контроль, когда каждый осознанно относится к качеству своего труда. Наконец, достижение успеха невозможно без умелой координации процессов, где сотрудники не мешают, а дополняют друг друга.

Пристальное внимание Файоль уделял и качествам управленца. В зависимости от направления деятельности предприятия, менеджер должен иметь знания в этой области. Например, менеджер сталелитейного завода обязан разбираться в основах металлургии. Кроме наличия специализации, учёный называл и универсальные признаки администратора:

  • способность к учению;
  • энергичность и инициативность;
  • широкий кругозор.

Вершиной концепции выдающегося представителя теории менеджмента стало предложение Файолем 14 принципов управления. Многие из них применялись в фабричной сфере и ранее, но важность идеи заключалась именно в их системном объединении.

  1. Разделение труда: каждый должен знать свое место и четко знать инструкцию для успеха слаженной работы.
  2. Полномочие и ответственность как два взаимодополняющих условия: чем выше полномочия, тем выше ответственность за результат труда.
  3. Дисциплина, основанная на справедливости: нарушителю порядка должно полагаться наказание.
  4. Справедливость как единство доброты и правосудия.
  5. Вознаграждение: продуктивный труд без нареканий должен поощряться.
  6. Единоначалие на основе ответственности работника перед конкретным руководителем.
  7. Единство в поставленной цели и направленных на её достижение задачах.
  8. Баланс централизации и самостоятельности: главенство лидера непререкаемо, но должна быть и свобода.
  9. Скалярная цепь (вертикаль полномочий): пересечение начальника и подчиненного должно быть в одном звене производства, а сама цепочка должна быть по возможности короткой.
  10. Материальный и социальный порядок: в первом случае это контроль за качеством сырья и сохранностью оборудования, во втором — организация труда и тщательный отбор персонала.
  11. Субординация: общие интересы и цели должны преобладать над личными.
  12. Стабильность коллектива: по возможности необходимо избегать текучки кадров.
  13. Корпоративный дух, который будет объединять участников труда и давать мотивацию к дальнейшим достижениям.
  14. Инициатива, пространство для которой всегда должно оставаться в правилах и дисциплине фирмы.

Возможность инициативы на предприятии Файоль считал одной из основ успеха. Вот его слова:

Актуальность управленческой теории Файоля

Концепция Файоля была новой для своего времени и её автор считается одним из отцов-основателей современного менеджмента. Многие его идеи получили продолжение, не потеряв актуальности и в условиях современного предприятия.

Так, принцип преимущества живой коммуникации между сотрудниками над письменным общением сегодня признаётся многими управленцами. Французский учёный справедливо полагал, что на любом производстве личное общение является всегда эффективнее переписки, которая всегда может быть неправильно истолкована.

Тейлор Фредерик

Фредерик Тейлор является довольно спорной фигурой в истории управленческой деятельности. Его разработки в области промышленного машиностроения принесли значительное повышение производительности. Вместе с этим некоторые считают, что он дегуманизировал фабрики и превратил людей в машины. Каково же настоящее наследие Тейлора? Вряд ли историки когда-нибудь придут к единому мнению. Узнайте больше о его жизни и деятельности и сделайте вывод самостоятельно.

Ранние годы и начало деятельности

образование фредерика тейлора

Тейлор стал учеником и мастером, получив опыт работы в цехах на Гидравлическом заводе в Филадельфии. Через шесть месяцев он оставил свое ученичество и начал представлять группу производителей станков в Новой Англии на выставке в Филадельфии. Фредерик закончил свое четырехлетнее обучение и в тысяча восемьсот семьдесят восьмом году стал рабочим механического цеха на металлургическом заводе Мидвэйл.

В Мидвэйле он быстро получил должность клерка, машиниста подмастерья, бригадира механического цеха, директора по исследованиям и, наконец, главного инженера завода. Его быстрое продвижение по службе отражало не только его талант, но и отношения его семьи с Эдвардом Кларком, совладельцем Мидвэйла. В самом начале, работая в качестве рабочего и машиниста, Тейлор осознал, что персонал не работает так усердно, как мог бы, и что это привело к высоким затратам на рабочую силу для компании.

Когда Фредерик стал прорабом, он ожидал большего от рабочих. Чтобы определить, каких результатов следует ожидать, он начал изучать и анализировать производительность как людей, так и машин. Его внимание к человеческому фактору производства было обозначено как научное управление.

Позже Фредерик Тейлор стал студентом Технологического института Стивенса, обучаясь по переписке и получив степень в области машиностроения в восемьдесят третьем году. До девяносто третьего года Фредерик работал генеральным менеджером и инженером-консультантом в управлении производственной инвестиционной компании Филадельфии, которая управляла крупными бумажными фабриками в штате Мэн и Висконсин.

фредерик тейлор с семьей

Конец жизни

книга принципы научного менеджмента

В тысяча девятьсот шестом году Фредерик Тейлор был удостоен почетной степени доктора наук Университета Пенсильвании. В конечном итоге он стал профессором Школы бизнеса в Дартмутском колледже.

Ранней весной тысяча девятьсот пятнадцатого года Тейлор заболел воспалением легких и скончался на следующий день после своего пятьдесят девятого дня рождения.

Его вклад в менеджмент и организацию труда

Основными элементами научного менеджмента являются:

  • Изучение времени.
  • Функциональный или специализированный надзор.
  • Стандартизация инструментов.
  • Стандартизация методов работы.

чему научил общество фредерик тейлор

управление предприятием по тейлору

Лучшие его труды, позволяющие повысить эффективность

Тейлор написал всего два произведения о менеджменте:

книга управление магазином фредерик тейлор

Кроме того, он принимал участие в написании работ вместе с другими авторами:

Похожие личности, с которыми стоит ознакомиться

Кроме Фредерика Тейлора, существенную роль в области управленческой мысли сыграли следующие деятели:

похожие личности на фредерика тейлора

  • Элтон Мэйо.
  • Питер Друкер.
  • Адам Смит.
  • Макс Вебер.

Научная теория менеджмента Фредерика Тейлора, также называемая классической теорией менеджмента, уделяет большое внимание эффективности труда, как и теория Макса Вебера. Однако, по словам Тейлора, вместо того, чтобы ругать работников за каждую незначительную ошибку, работодатели должны поощрять их за повышение производительности.

Читайте также: