Человек и общество сообщение кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ключевые слова: человек, индивид, личность, индивидуальность, психика, антропогенез, задатки, способности, талант, гениальность.

Ключевые слова: мировоззрение, виды и формы мировоззрения, обыденное мировоззрение, мифологическое мировоззрение, религиозное мировоззрение, научное мировоззрение, менталитет.

Ключевые слова: познание, агностицизм, скептицизм, гностицизм, эмпиризм, рационализм, эмпирический и теоретический уровни познания, формы познания, чувственное и рациональное познание, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, интуиция, знание.

Ключевые слова: истина, относительная и абсолютная истина, объективная и субъективная истина, критерии истины, практика, заблуждение, ложь.

Ключевые слова: мышление, деятельность, структура деятельности, виды деятельности, творческая деятельность.

Ключевые слова: потребности, виды потребностей, табу, сублимация, интересы.

Ключевые слова: свобода, необходимость, ответственность, фатализм, волюнтаризм.

Ключевые слова: общество, социум, признаки общества, сферы жизни общества.

Ключевые слова: социальный институт, функции социальных институтов.

Ключевые слова: культура, функции культуры, формы культуры, субкультура, контркультура, традиции и новаторство.

Ключевые слова: наука, функции науки, парадигма, гипотеза, закономерность, научный закон, теория, уровни познания, методы познания.

Ключевые слова: образование, функции образования, структура образования в России, тенденции развития образования.

Ключевые слова: религия, функции религии, анимизм, фетишизм, тотемизм, магия, политеизм, монотеизм, церковь.

Ключевые слова: искусство, функции искусства.

Ключевые слова: мораль, табу, обычай, традиция, принципы морали, право, функции морали, нравственность, "золотое правило нравственности", гуманизм.

Ключевые слова: прогресс, регресс, экстенсивное и интенсивное развитие, революция, эволюция, противоречивость прогресса.

Ключевые слова: реформа, революция, типология обществ, традиционное, аграрное, индустриальное, постиндустриальное (информационное) общества, модернизация.

Ключевые слова: глобальные проблемы, экологическая, демографическая проблемы, проблемы угрозы войны, эпидемий и пандемий, проблема "Север - юг".

я34

Человек – биосоциальное существо, так как он является частью природы (биологическое в человеке) и в то же время – частью общества (социальное в человеке).

Биологическая природы человека:

  • анатомо-физиологические черты,
  • строение систем и органов,
  • наличие инстинктов, рефлексов,
  • особенности памяти, мышления и др.

Человек – индивид , то есть единичный представитель человеческого рода.

Социальная природы человека:

  • умение жить в обществе,
  • ответственность за дела, слова, поступки.
  • постановка целей их достижение,
  • способность и готовность к труду,
  • создание произведений культуры, занятие творчеством.

Запомните!

Биологические признаки человека – прирождённые, а социальные – приобретённые.

Личность – это человек как носитель сознания, наделённый рядом социальных качеств, позволяющих ему жить, трудиться в обществе, учиться, общаться с другими людьми, иметь духовные интересы, заниматься творчеством.

Социальные и биологические качества человека делают его индивидуальностью.

Индивидуальность – это неповторимость каждой личности, его оригинальность, уникальность.

Социальные качества человека:

  • честность
  • доброта,
  • уважение других,
  • милосердие,
  • трудолюбие,
  • бережливость,
  • любознательность,
  • любовь к прекрасному,
  • инициативность и многие другие.

Социальные качества формируются только в обществе, при общении с другими людьми – в процессе социализации.

Социализация – это процесс формирования личности, это усвоение культурного богатства общества, норм и правил поведения, это формирование умения жить в обществе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

теория, необходимая для самостоятельной подготовки выпускников одинадцатых классов к итоговой аттестации, в форме ЕГЭ по обществознанию.

Различать: человек, индивид, личность , индивидуальность.

Человек – биологический вид, результат биологической эволюции с присущими ему чертами

Индивид -конкретный единичный человек с присущими только ему чертами (Индивидуальностью) , результат социальной эволюции

Личность – субъект сознательной деятельности, результат культурной эволюции

Уметь выделять социальные (присущие только человеку-личности) и биологические (присущие человеку как биологическому организму). Биологические потребности – органические, первичные.

Знать о других видах потребностей человека.


Способности человека - Присутствуют как задатки в любом индивиде, Развиваются в способности в личности, Могут дойти до степени таланта

Деятельность - Присущий только человеку способ преобразования окружающего мира и способ существования. Выделяют виды деятельности: труд , познание, творчество, игра, общение. Важным вопросом является свобода и ответственность личности в деятельности. Личность не свободна в своих действиях , будучи постоянно сдерживаема законом, понятиями морали и нравственности, чувством долга и пр.

В структуру деятельности входит: цель , способы(технология), средства (техника) , результат, субъект , объект.

Познание - форма деятельности человека, направленная на постижение истины. Истина – соответствие представления человека реальности. Истина бывает абсолютная и относительная. Критерии истины – логика и практика.

Абсолютная истина недостижима, но к ней стремимся. Абсолютная истина – полное, всеобъемлющее, непротиворечивое знание об объекте познания. Абсолютная Истина - безусловная, неопровержимая истина; Относительная истина всегда отражает текущий уровень нашего знания о природе явлений. Относительная истина – объективная истина, которая содержит в себе неполное, относительное знание сущности предметов и явлений материального мира.

Недостижимой абсолютная истина является по причине: 1. Ограниченности наших возможностей, 2. Недостаточной развитости науки, 3. Постоянной изменчивости окружающего нас мира.

Формы познания: чувственное и рациональное. Уровни познания – эмпирический (опытным путем) и теоретический. Виды познания: обыденное, научное, художественное, социальное и пр. Мир может быт познаваем любым видом. Наиболее актуальны с помощью науки и с помощью искусства.

Общество – в широком смысле слова- все человечество в прошлом, настоящем и будущем. В узком смысле слова - группа людей с общими интересами.

Также существуют следующие определения:

Общество - динамическая саморазвивающаяся система, состоит из сфер и социальных институтов.

Общество - обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира

Социальные сферы – социальная , экономическая, политическая, духовная. Все сферы взаимосвязаны, постоянно находятся в развитии.

Социальный институт (общественный институт , институт общества) – некая форма организации деятельности людей , которая необходима для удовлетворения потребностей и регулирует отношения в обществе. Выделяют такие институты общества как семья, государство , право , производство, религия , образование, армия , наука и пр.

Пути общественного развития – Прогресс, Регресс, Революция, Эволюция, Перманентное реформирование.

Глобализация – это процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения (например, тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах. Глобализация – процесс объединения мировой культуры. Глобализация проявляется в 2 разноречивых тенденциях: 1. Интеграция национальных культур; 2. Дифференциация национальных культур

Формы культуры: народная, массовая, элитарная. Народная – исходит из народных традиций. Массовая – простое содержание, не требует специальной подготовки, невысокий уровень, всегда ориентирована на прибыль. Элитарная культура – для элиты, требует спец. Подготовки, высокий уровень (вся классическая музыка, литература, живопись и т.д.). Все формы культуры взаимосвязаны, могут переходить в другое положение.

Субкультура- система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры. Субкультура — суверенное целостное образование, часть общественной культуры. С точки зрения культурологи же субкультура — это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям общества.

Контркультура – противоречит ценностям общества. Контркультура — специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологи контркультура — это течение в рамках традиционной культуры, которое направлено против отдельных ценностей традиционной культуры. Контркультура, как правило, не просто имеет парадигму, отличающуюся от парадигмы доминирующей культуры, но и явным образом противопоставляет себя доминирующей культуре, ставит под сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создаёт свою собственную систему норм и ценностей

Религия – вера в сверхъестественное

Наука -систематизированное представление о мире

Образование - приобщение человека к знаниям и ценностям, накопленным до него .

Социализация - (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Искусство - отображение мира и его отдельных элементов посредством художественных образов

Тенденции в современном образовании - Гуманитаризация (внимание у гуманитарным предметам), Гуманизация (внимание к интересам учащихся, их способностям и индивидуальным особенностям), Информатизация (процесс информатизации обучения).

Мораль - Представление о добре и зле. Зависит от эпохи, зависит от культуры ее представителей, является социальным институтом, является одним из видов социальных норм

Сочинение-рассуждение на тему

Сочинение

С самого детства каждый человек попадает в общество, где живет и взаимодействует с себе подобными. Различные общественные группы помогают любому человеку правильно сформироваться. Первыми людьми в жизни человека становятся члены его семьи: мама, папа, бабушка, дедушка, братья и сестры. Находясь в данной обществественной группе человек учится делать первые шаги, произносит первые слова и ищет варианты успешного взаимодействия с другими людьми. Любой человек нуждается в любви и заботе со стороны близких ему людей. Общество помогает людям становиться здоровыми, добрыми, порядочными. В процессе взаимодействия люди приобретают важные качества, которые в дальнейшем помогают сформировать успешную жизнь в социуме.

Родные учат ребенка расти и становиться хорошим человеком, уважать других, помогать. Маленького ребенка сначала отдают в детский сад, где происходит первое знакомство с немного чужим обществом. Ребенок начинает общаться с другими детьми, играть и познавать окружающий его мир. Уже с возрастом ребенок превращается в подростка и начинает знакомиться с новыми общественными группами. Он идет в школу и знакомится со сверстниками и с учителями. В школе постепенно появляются новые увлечения и взаимоотношения. Также в этом месте завязываются первые настоящие дружеские отношения, первые разочарования, ссоры и недопонимания. Часто происходит соперничество из-за первой любви, достижений в учебе и в спорте. В школе также воспитываются чувства долга, дисциплины и взаимовыручки. Благодаря окружающим людям человек формирует личное мнение о каждом типе людей, делает выводы об окружающем мире. На протяжении длительного периода подросток формируется и превращается практически во взрослого и разумного человека. Все взаимоотношения в школе помогают будущей развитой личности понять как дальше в течение жизни общаться с людьми.

Именно в такой переломный момент любому человеку следует общаться и продолжать познавать окружающий мир. Благодаря общению люди учатся понимать друг друга. Возникают общие цели и стремления. Если человек изолирован от общества, то он не приобретает навыки общения и человеческие чувства и эмоции, которые можно получить только посредством успешной коммуникации с другими. Бывали истории, когда дети воспитывались не среди людей, а среди животных. В итоге люди не умели разговаривать, правильно питаться и даже ходить. Только людское общество может воспитать настоящие человеческие повадки и чувства у подрастающей личности.

После школы люди идут в колледж или университет. Там же завязываются новые отношения с людьми, а также конфликты и недопонимания. Человек уже становится взрослым и часто предпочитает совмещать работу и учебу. Он начинает взаимодействовать сразу с несколькими группами людей и пытается приспособиться с разной системе взаимоотношений. В этот период жизни начинаются первые серьезные сложности, с которыми следует бороться уже по-взрослому.

Общение с людьми является неотъемлемой частью любой жизни. В большинстве ситуаций жизнь в обществе не является легкой задачей, потому что ко многому приходится приспосабливаться и привыкать. Однако общество на всей Земле является одним целым, которое постоянно взаимодействует между собой. Именно благодаря обществу человек вырастает и становится полноценной личностью.

Читайте также: