Сообщение о фресках мозаике или орнаменте

Обновлено: 05.07.2024

Мозаика – это вид искусства, где изображение создано из небольших кусочков цветного стекла, камня или других материалов. Он часто используется в декоративном искусстве или в качестве внутренней отделки.

Мозаика имеет долгую историю, начиная с Месопотамии в 3-м тыс. до нашей эры. Мраморная мозаика встречается в Микенской Греции, позже в классический период, так и в Древнем Риме. Раннехристианские церкви, начиная с 4-го века, были украшены настенной и потолочной мозаикой. Мозаичное искусство процветало в Византии с 6 по 15 века; эта традиция была воспринята Нормандским королевством на Сицилии в 12 веке. Это произошло под влиянием Венеции. Ранние православные храмы на Руси также украшались мозаикой.

Мозаика вышла из моды в эпоху Возрождения, хотя такие художники, как Рафаэль, продолжали ее использовать. Римское и византийское влияние побудили еврейских художников украсить синагоги 5-го и 6-го века на Ближнем Востоке мозаикой на полу.

Живописные каноны , созданные религиозными философами и теоретиками христианского искусства, распространялись на все виды живописи, существовавшей в Византии:

  • монумента́льной- представленной мозаикой и фреской;
  • ста́нко́вой - в виде икон и книжных миниатюр.

Отличались они только лишь техникой их создания.

Моза́ика.

Самый развитый и любимый в Византии вид живописи, доставшийся ей по наследству от античного Рима . Суть создания мозаичной картины состоит в том, что изображение собирается из отдельных небольших цветных камней или сма́льты – непрозрачного цветного стекла, изготавливаемого специально.

Мозаики украшали стены и императорских дворцов, и общественных сооружений в Византии, но наибольшее их количество всё-таки находилось в храмах, церквях и соборах.

Неувядающий, не блекнущий от времени цвет смальты, её таинственное мерцание, игра бликов при свете церковных свечей и лампад делали мозаичные картины завораживающими, подобными фантастическому видению.

Из всего наследия византийского искусства, особенно прославленными являются мозаики, украшающие храмы города Равве́ны.

Фре́ска.

Фреска - изображение, нанесённое на стену здания по сырой штукатурке. Такая техника весьма сложна и трудоёмка, но зато фрески представляют собой долговечную живопись (как и мозаика), поскольку краски, проникнув непосредственно в структуру стены, становились практически неподвластными влиянию времени.

Шедевры фресковой христианской живописи украшают церковь Христа Спасителя в Полях из ансамбля монастыря Хора в Константинополе , которая сегодня носит название Кахрие́-Джами́ (Стамбул. Турция).

Ико́на.

Иконами называются картины религиозного содержания, создаваемые на деревянной основе (досках) натуральными (энкаустическими, минеральными и темперными) красками. Они чаще всего предназначались для домашнего обихода, поэтому их размеры, как правило, невелики.

Книжная миниатю́ра

Книжная миниатюра - иллюстрации, украшающие страницы книг, рукописных свитков и т.п. В Византии существовала как религиозная, так и светская книжная миниатюра. Развитие она получила благодаря высокому уровню грамотности в государстве, существованию монастырских книжных мастерских (скрипто́риев) и библиотек.

В Византии впервые стал использоваться новый тип оформления (и создания) письменного документа – вместо античного свитка теперь появилась собственно книга ( ко́декс ), состоящая из отдельных листов. В качестве материала для изготовления страниц использовалась специально обработанная кожа телят или ягнят, называемая перга́ментом .

В средние века книга была предметом роскоши, что отражалось в её оформлении - рисунки в книгах, как правило, выполнялись яркими, насыщенными цветами, с добавлением большого количества золота и серебра. Каждая картинка была законченным произведением, соответствовала тексту данной страницы, и, зачастую, превалировала над ним.

В течение ряда веков в Византии появилось несколько художественных школ – мастерских, специализирующихся на оформлении книги вообще, и создании книжной миниатюры, в частности. Каждая из них обладала узнаваемым набором выразительных средств, однако все они придерживались одинаковых строгих канонов, разработанных теоретиками византийского искусства.

Таким образом, каноничность, высокая духовность, оторванность от сиюминутного, обыденного, проходящего, стала определяющей чертой византийской живописи, впрочем, как и всей византийской культуры.

Больше о культуре Византии читайте в публикациях на моём канале:

Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре.

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.

Фреска (от итальянского fresco — свежий) — разновидность монументального изобразительного искусства, одна из древнейших техник художественной росписи стен водяными красками по сырой штукатурке. В наши дни фресками принято называть любые виды древней настенной живописи, независимо от варианта исполнения и типа краски.

Фрески старых итальянских мастеров Возрождения до сих пор украшают стены многих храмов и дворцов. Это объясняется уникальной особенностью старинного способа рисования. Известь, входящая в состав штукатурки, после нанесения краски образует на стене тонкую кальцитную пленку. Невидимый прозрачный слой защищает художественный образ от разрушительного воздействия влаги.

Виды и техники фресок

Фрески разделяют по технике исполнения на следующие разновидности:

  • Buon (истинная);
  • Secco (сухая);
  • Mezzo (наполовину сухая).

Фреска. Изображение купающейся женщины в замке Кусейр Амра. Иордания. VII век нашей эры

Buon fresco — самая древняя и технически сложная разновидность фрески. Перед началом основных работ на сухую оштукатуренную поверхность стены наносили тонкий дополнительный слой штукатурки. На нем фрескист рисовал изображение водорастворимыми красками.

Основное преимущество buon fresco заключается в том, что красящие пигменты глубоко проникают в поры влажной штукатурки. Это обеспечивает хорошую сохранность рисунка на протяжении многих лет и даже столетий.

Фреска. Византийская фреска XI века

Но у техники был серьезный недостаток. Мастер мог работать над изображением ограниченное время — примерно 7-9 часов, пока отделочный слой не высохнет. По окончании этого срока приходилось удалять необработанные оштукатуренные участки. Кроме того, нельзя было вносить исправления в готовый рисунок. При обнаружении серьезных ошибок верхний слой штукатурки снимали и работу полностью переделывали.

На смену buon fresco со временем пришла техника secco. Сухую оштукатуренную стену перед началом работ тщательно обрабатывали абразивными материалами, чтобы сделать поверхность шероховатой. Затем мастер темперными или масляными красками наносил на нее рисунок. Эта методика была более удобной для работы, но изображения получались гораздо менее стойкими и долговечными.

В результате многочисленных экспериментов и творческих поисков в итоге была разработана третья техника — mezzo fresco. Ее суть заключалась в том, что сухую поверхность участка стены непосредственно перед началом работ обильно смачивали водой. Затем мастера выполняли роспись подготовленного влажного фрагмента. Именно mezzo fresco стала наиболее востребованной техникой. Она позволила одновременно и облегчить труд художников, и обеспечить длительную сохранность изображений.

История фрески

Увлекательная и солидная история фрески исчисляется многими тысячелетиями. Возраст древнейшего образца этого вида искусства — стенной росписи Зимри-Лим составляет более 3700 лет. Уникальный памятник культуры был найден в ходе археологических раскопок на территории современной Сирии.

Фресковая роспись также была известна грекам, римлянам и индийцам. В общей сложности в мировой культуре сегодня насчитывается несколько тысяч картин возрастом свыше 2000 лет.

Из Древнего Рима фреска распространилась по всей Византийской Империи, а позже и по всей Европе. Старинные росписи стен храмов с использованием техники рисования по штукатурке были востребованы в Киевской Руси, на территории современной Франции, Испании, Германии, Румынии.

Фреска. Фреска Минойской цивилизации с острова Санторини. XVII век до нашей эры

В XIII веке в Италии постепенно формируется собственная оригинальная школа фресковой живописи. На начальном этапе развития мастера преимущественно использовали технику buon fresco. Работа по сырой штукатурке была сопряжена с очевидными трудностями из-за быстрого высыхания основы. Поэтому уже спустя столетие мастера начали использовать secco и темперные краски.

Фреска. Этрусская фреска. IV век до нашей эры

Начало XVI века ознаменовалось распространением наиболее популярной техники mezzo. С этого периода и до конца XVIII века фресковая живопись на Апеннинах переживает подлинный расцвет. Монументальные росписи храмов создают многие известные итальянские живописцы:

    (Tiziano Vecellio); (Sandro Botticelli); (Pietro Perugino); (Raffaello Santi); (Michelangelo Buonarroti) (Giorgio Vasari); (Tintoretto); (Luca Giordano) (Andrea Pozzo); (Giovanni Battista Tiepolo).

В это же время за пределами Италии фресковая живопись постепенно утрачивает популярность. При оформлении храмов предпочтение все чаще отдается более простым в техническом отношении витражным изображениям.

С началом XIX века традиционное искусство фрески окончательно уходит в прошлое. Интерес к нему со стороны активных художников стремительно угасает. В наши дни лишь немногие энтузиасты пытаются создать новые произведения монументальной живописи с использованием техники художественной росписи по штукатурке.

Самые известные фрески

Без сомнения, наиболее знаменитые фрески хорошо знакомы даже очень далеким от искусства жителям нашей планеты. Монументальные произведения потрясают своей красотой и величественностью. Среди них особо выделяются:

Фреска — эффектный и весьма сложный по технике исполнения вид живописи. Поэтому ежегодно миллионы людей стремятся увидеть воочию шедевры великих мастеров в натуральную величину. А портал Very Important Lot дает возможность ценителям искусства принять участие в аукционах, чтобы приобрести уникальные предметы антиквариата. На сайте также можно недорого купить необычные картины напрямую у современных художников.

Что такое Фреска Фреска — это особый вид живописи. Рисунок наносится краской на сырую штукатурку. Это очень древняя техника, и она имеет мало отношения к строительной штукатурке. Для фресковой живописи используется специальное покрытие стен — левкас. Левакс готовится из смеси песка с гашеной известью. А вместо обычных красок — натуральные пигменты, разведенные с водой. Именно […]

Что такое Фреска Фреска — это особый вид живописи. Рисунок наносится краской на сырую штукатурку. Это очень древняя техника, и она имеет мало отношения к строительной штукатурке. Для фресковой живописи используется специальное покрытие стен — левкас. Левакс готовится из смеси песка с гашеной известью. А вместо обычных красок — натуральные пигменты, разведенные с водой. Именно […]


Что такое Фреска

Фреска — это особый вид живописи. Рисунок наносится краской на сырую штукатурку. Это очень древняя техника, и она имеет мало отношения к строительной штукатурке. Для фресковой живописи используется специальное покрытие стен — левкас. Левакс готовится из смеси песка с гашеной известью. А вместо обычных красок — натуральные пигменты, разведенные с водой. Именно поэтому фрески имеют такой удивительный оттенок. Натуральные пигменты не вступают в химические соединения с известью, поэтому их использование так важно.

Как создаются фрески

Фресковая живопись

В России фрески можно часто увидеть в храмах. На стенах Светогорского монастыря и Ферапонтова монастыря есть потрясающие работы.

Католические храмы — например церковь Санта Мария в Риме, тоже украшены фресками.

Современные фрески часто пишут акриловыми красками или методом цифровой печати, но старые мастера предпочитают классическую технику. Правда, сэкономить в таком случае не получится.

Самые известные фрески

Фреска. Микеланджело.

Фреска. Дионисий. Фреска собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. 1502—03 гг. Вологодская область

Мастер-класс по созданию фрески

Читайте также: