Сообщение про детскую железную дорогу окружающий мир

Обновлено: 05.07.2024

Здесь все по-настоящему: поезда, станции, диспетчеры - только немного меньше по размеру. И руководят всем процессом дети.

АННА СОРОКИНА

Открытие нового сезона пассажирского движения на Московской детской железной дороге. Кирилл Зыков/Агентство Москва

Открытие нового сезона пассажирского движения на Московской детской железной дороге. Кирилл Зыков/Агентство Москва

Представьте, что едете в поезде, которым управляет 15-летний подросток, билеты проверяет 12-летний школьник, а сигнал к отправлению дает 10-летняя девочка. И это вовсе не аттракцион, а самая настоящая железная дорога. Таких в России насчитывается 25, и все они входят в сеть Российских железных дорог.

Открытие нового сезона пассажирского движения на Московской детской железной дороге. Кирилл Зыков/Агентство Москва

Открытие нового сезона пассажирского движения на Московской детской железной дороге. Кирилл Зыков/Агентство Москва

Сюда приходят подростки 5-11 классов, чтобы научиться железнодорожному делу. Абсолютно бесплатно. Полный курс длится пять лет: теория проходит с октября по май, а в летние месяцы начинается практика - самое интересное.

Открытие нового сезона пассажирского движения на Московской детской железной дороге. Игорь Иванко/Агентство Москва

Открытие нового сезона пассажирского движения на Московской детской железной дороге. Игорь Иванко/Агентство Москва

Первые два года осваивают профессии проводников поезда, дежурных по отправлению, стрелочников. С третьего года начинается специализация: кто-то хочет готовить маршруты, тогда он идет учиться на дежурного по станции. Кому-то хочется управлять настоящим локомотивом - и он идет на помощника машиниста. Для будущих начальников смен есть свой кружок. На любую должность могут поступить как мальчики, так и девочки.

Поезд Детской железной дороги в Новосибирске в день открытия сезона движения поездов. Александр Кряжев/Sputnik

Поезд Детской железной дороги в Новосибирске в день открытия сезона движения поездов. Александр Кряжев/Sputnik

Во время практики смены начинаются в 8 утра и длятся до 4-5 вечера - как у взрослых. День начинается в утренней планерки: начальники смены объявляют план работ. В смене может быть до 70 человек - представляете, насколько сложно организовать все процессы? И это делают сами дети.

Открытие нового сезона пассажирского движения на Московской детской железной дороге. Игорь Иванко/Агентство Москва

Открытие нового сезона пассажирского движения на Московской детской железной дороге. Игорь Иванко/Агентство Москва

После собрания нужно подготовить состав к работе. Осмотреть локомотив, проверить экипажную часть - безопасность превыше всего. И в путь. Летом сюда приходит много семей, чтобы прокатиться вместе с юныvb железнодорожниками. После таких экскурсий многие, кстати, и сами вдохновляются железными дорогами и приходят учиться.

Открытие нового сезона пассажирского движения на Московской детской железной дороге. Кирилл Зыков/Агентство Москва

Открытие нового сезона пассажирского движения на Московской детской железной дороге. Кирилл Зыков/Агентство Москва

Так или иначе, с тех пор детские железные дороги стали строится по всему Союзу и в странах соцлагеря: ГДР, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Китае и Кубе. Все это узкоколейные железные дороги с шириной колеи, как правило, 750 мм. Такой стандарт узкоколейки был в СССР, и это позволяло использовать уже имеющиеся подвижные составы и локомотивы.

Город Горький (ныне Нижний Новгород). Горьковская детская железная дорога. Конечная станция - "Счастливая". 1940 год. Анатолий Гаранин/Sputnik

Город Горький (ныне Нижний Новгород). Горьковская детская железная дорога. Конечная станция - "Счастливая". 1940 год. Анатолий Гаранин/Sputnik

Известно, что до начала войны в стране было открыто не менее 20 таких дорог, от Москвы до Дальнего Востока. Часть из них оказалась разрушена, но после 1945 года строительство возобновилось. А к концу 1980-х в стране было 52 железные дороги для детей.

Ученица 10 класса - машинист тепловоза на Малой Оренбургской детской железной дороге (открыта в Оренбурге 26 июля 1953 г.) Sputnik

Ученица 10 класса - машинист тепловоза на Малой Оренбургской детской железной дороге (открыта в Оренбурге 26 июля 1953 г.) Sputnik

После распада СССР многие советские и зарубежные дороги закрылись, в том числе, из-за отсутствия государственной поддержки. Они остались в Украине, Белоруссии, Венгрии, Германии и Словакии, причем многие превратились в обычные аттракционы. Из самых первых дорог остались только Красноярская в Сибири, Кратово в Московской области и Днепропетровская на Украине. При этом Россия остается единственной страной, которая продолжает строить новые детские железные дороги.

Сегодня в России более 100 километров детских железных дорог, причем некоторые были построены уже в 21 веке: новые дороги появились в Казани, Кемерове, Новосибирске и Санкт-Петербурге. Самой длинной - 11,6 км - считается Свободненская железная дорога в Приморье. А самое короткой - Курганская (1,065 км).

Поезд Детской железной дороги в Новосибирске в день открытия сезона движения поездов. Александр Кряжев/Sputnik

Поезд Детской железной дороги в Новосибирске в день открытия сезона движения поездов. Александр Кряжев/Sputnik

Каждый год на детских железных дорогах проходят обучение около 15 тысяч детей. Более половины из них затем поступают в профильные университеты.

Открытие нового сезона пассажирского движения на Московской детской железной дороге. Игорь Иванко/Агентство Москва

Открытие нового сезона пассажирского движения на Московской детской железной дороге. Игорь Иванко/Агентство Москва

Детские железные дороги – учреждения, в которых дети получают дополнительное образование (больше узнают о профессиях, связанных с поездами, и пробуют себя в роли машинистов, монтёров, проводников). Мы с мамой решили посетить такое место, чтобы узнать больше о работе поездов.

В процессе обучения на детской железной дороге можно познакомиться с такими профессиями железнодорожного транспорта, как:

  • машинист локомотива
  • дежурный по станции
  • монтёр железнодорожных путей
  • электромонтёр сигнализационных устройств
  • осмотрщик вагонов
  • проводник

Детской железная дорога называется потому, что на ней работают подростки и дети (с 7 до 14 лет) Они сами ответственно выполняют свои обязанности после обучения.

Когда мы приехали на станцию, то сразу купили билеты для того, чтобы прокатиться на поезде. Он состоял из 6 вагонов. Мы проехали несколько станций. Наша поездка заняла около 45 минут.

Когда мы вышли из поезда, я познакомилась с дежурной по станции Женей. Она рассказала нам, что поезда здесь ходят только летом. Осенью, зимой и весной сюда приходят на обучение ребята, которые мечтают работать на железной дороге. Ещё Женя рассказала, что практически половина детей после обучения на детской железной дороге, идут получать образование и работать на настоящей взрослой железной дороге. Вот, оказывается, как увлекательно на станции можно провести время и определиться со своей будущей профессией. Интересно, что ребята учатся больше четырёх лет! Каждый год они изучают около восьми новых профессий!

Мы не стали больше отвлекать дежурную, поэтому просто ещё раз прошли по станции, надеясь увидеть что-то интересное. Рядом остановился поезд, на котором мы катались (он уже успел сделать ещё один круг и вернуться). Мы увидели, как пассажиры покинули вагоны. Вскоре локомотив отцепился от состава и с помощью стрелочного поста переместился, а затем присоединился к последнему вагону.

Вот так интересно прошёл мой день! Я получила массу эмоций и новых впечатлений! Теперь сама мечтаю учиться на детской железной дороге, чтобы освоить много важных профессий и возможно найти занятие по душе!

Сама идея ДЖД зародилась в Советском Союзе в середине 1930-х годов. Первая детская железная дорога открылась летом 1935 года в Тифлисе (Тбилиси).
Однако в архивах сохранились упоминания о том, что ещё в конце XIX века по решению руководства Николаевской железной дороги были созданы специальные бригады из детей железнодорожников.




И только начиная с Тбилисской и Днепропетровской детских железных дорог (открытых в 1935 и 1936 годах) идея ДЖД достигла своего апофеоза. Здесь уже детям были доступны абсолютно все специальности, имеющиеся на железной дороге.
1930-е годы – годы первых пятилеток. Советский Союз оправился от гражданской войны, полным ходом идёт индустриализация. Огромное внимание уделяется развитию железнодорожного транспорта.



Именно в это непростое время и стали появлялись первые настоящие детские железные дороги. Дети самостоятельно готовили проект дороги, и сами же её строили. Они работали по 1-2 часа один раз в пятидневку. Были увлечены работой, что их приходилось оттаскивать с места строительства. Для самых младших на строительстве ДЖД были даже организованы специальные комнаты отдыха с плюшевыми игрушками – страшным дефицитом тех лет.
При этом, естественно, самые тяжёлые работы – укладку шпал и рельсов – проводили всё-таки взрослые. Паровозы и вагоны для первых ДЖД строились буквально из металлолома, найденного на свалке. В кинохронике 1936 года особо отмечалось, что эксплуатация детских железных дорог ведётся в строгом соответствии со всеми требованиями недавно принятых Правил технической эксплуатации железных дорог.



В годы Великой Отечественной войны детские железные дороги еще раз доказали свою серьезность. Юные железнодорожники заменили на промышленных узкоколейках своих ушедших на фронт отцов и старших братьев. И их не пришлось долго учить. Уже с первого дня они были готовы к самостоятельной работе.
Детская железная дорога (город Свободный) стала стратегически важным объектом — по ней юные железнодорожники доставляли в город продовольствие из окрестных совхозов.



После окончания войны вновь детские дороги оказали огромную помощь своей стране. Благодаря деятельности детских железных дорог, стране удалось за несколько лет устранить дефицит дефицит квалифицированных кадров.
Выпускники ДЖД гораздо легче осваивали курсы обучения в железнодорожных училищах и институтах.

Открытие нового сезона пассажирского движения на Московской детской железной дороге.

Открытие нового сезона пассажирского движения на Московской детской железной дороге.

Кирилл Зыков/Агентство Москва

Здесь все по-настоящему: поезда, станции, диспетчеры - только немного меньше по размеру. И руководят всем процессом дети.

Представьте, что едете в поезде, которым управляет 15-летний подросток, билеты проверяет 12-летний школьник, а сигнал к отправлению дает 10-летняя девочка. И это вовсе не аттракцион, а самая настоящая железная дорога. Таких в России насчитывается 25, и все они входят в сеть Российских железных дорог.

Открытие нового сезона пассажирского движения на Московской детской железной дороге.

Открытие нового сезона пассажирского движения на Московской детской железной дороге.

Кирилл Зыков/Агентство Москва

Сюда приходят подростки 5-11 классов, чтобы научиться железнодорожному делу. Абсолютно бесплатно. Полный курс длится пять лет: теория проходит с октября по май, а в летние месяцы начинается практика - самое интересное.

Открытие нового сезона пассажирского движения на Московской детской железной дороге.

Открытие нового сезона пассажирского движения на Московской детской железной дороге.

Игорь Иванко/Агентство Москва

Первые два года осваивают профессии проводников поезда, дежурных по отправлению, стрелочников. С третьего года начинается специализация: кто-то хочет готовить маршруты, тогда он идет учиться на дежурного по станции. Кому-то хочется управлять настоящим локомотивом - и он идет на помощника машиниста. Для будущих начальников смен есть свой кружок. На любую должность могут поступить как мальчики, так и девочки.

Поезд Детской железной дороги в Новосибирске в день открытия сезона движения поездов.

Поезд Детской железной дороги в Новосибирске в день открытия сезона движения поездов.

Во время практики смены начинаются в 8 утра и длятся до 4-5 вечера - как у взрослых. День начинается в утренней планерки: начальники смены объявляют план работ. В смене может быть до 70 человек - представляете, насколько сложно организовать все процессы? И это делают сами дети.

Открытие нового сезона пассажирского движения на Московской детской железной дороге.

Открытие нового сезона пассажирского движения на Московской детской железной дороге.

Игорь Иванко/Агентство Москва

После собрания нужно подготовить состав к работе. Осмотреть локомотив, проверить экипажную часть - безопасность превыше всего. И в путь. Летом сюда приходит много семей, чтобы прокатиться вместе с юныvb железнодорожниками. После таких экскурсий многие, кстати, и сами вдохновляются железными дорогами и приходят учиться.

Открытие нового сезона пассажирского движения на Московской детской железной дороге.

Открытие нового сезона пассажирского движения на Московской детской железной дороге.

Кирилл Зыков/Агентство Москва

Электропоезд на ДЖД в парке Горького, Москва.

Электропоезд на ДЖД в парке Горького, Москва.

Так или иначе, с тех пор детские железные дороги стали строится по всему Союзу и в странах соцлагеря: ГДР, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Китае и Кубе. Все это узкоколейные железные дороги с шириной колеи, как правило, 750 мм. Такой стандарт узкоколейки был в СССР, и это позволяло использовать уже имеющиеся подвижные составы и локомотивы.

Город Горький (ныне Нижний Новгород). Горьковская детская железная дорога. Конечная станция -

Город Горький (ныне Нижний Новгород). Горьковская детская железная дорога. Конечная станция - "Счастливая". 1940 год.

Известно, что до начала войны в стране было открыто не менее 20 таких дорог, от Москвы до Дальнего Востока. Часть из них оказалась разрушена, но после 1945 года строительство возобновилось. А к концу 1980-х в стране было 52 железные дороги для детей.

Ученица 10 класса - машинист тепловоза на Малой Оренбургской детской железной дороге (открыта в Оренбурге 26 июля 1953 г.)

Ученица 10 класса - машинист тепловоза на Малой Оренбургской детской железной дороге (открыта в Оренбурге 26 июля 1953 г.)

После распада СССР многие советские и зарубежные дороги закрылись, в том числе, из-за отсутствия государственной поддержки. Они остались в Украине, Белоруссии, Венгрии, Германии и Словакии, причем многие превратились в обычные аттракционы. Из самых первых дорог остались только Красноярская в Сибири, Кратово в Московской области и Днепропетровская на Украине. При этом Россия остается единственной страной, которая продолжает строить новые детские железные дороги.

Детская железная дорога в Южно-Сахалинске. 1969.

Детская железная дорога в Южно-Сахалинске. 1969.

Сегодня в России более 100 километров детских железных дорог, причем некоторые были построены уже в 21 веке: новые дороги появились в Казани, Кемерове, Новосибирске и Санкт-Петербурге. Самой длинной - 11,6 км - считается Свободненская железная дорога в Приморье. А самое короткой - Курганская (1,065 км).

Поезд Детской железной дороги в Новосибирске в день открытия сезона движения поездов.

Поезд Детской железной дороги в Новосибирске в день открытия сезона движения поездов.

Каждый год на детских железных дорогах проходят обучение около 15 тысяч детей. Более половины из них затем поступают в профильные университеты.

Открытие нового сезона пассажирского движения на Московской детской железной дороге.

Открытие нового сезона пассажирского движения на Московской детской железной дороге.

Читайте также: