Сообщение на тему понятие личность в применении к социально педагогической диагностике

Обновлено: 30.06.2024

1 класс – Пакет методик на готовность, проективные методики, мотивационная анкета Лусканова.

4 класс – Мотивационная анкета (Лусканова); интеллектуальный тест, тест тревожности (Филипс).

5 класс - Мотивационная анкета, тест тревожности (Филипс), психологический климат класса.

8 класс – Мотивационная анкета, личностный опросник (Р.Кеттела), психологический климат класса.

10 класс – профориентационный тест, психологический климат класса, тревожность (Кандаш).

  • низкая познавательная активность и личностная незрелость;
  • низкий уровень самоконтроля и самоорганизации в деятельности и поведении;
  • повышенный интерес к ситуациям, включающим жестокость и агрессию;
  • немотивированность, неадекватность поведения;
  • отрицательное отношение к учению, к школе, побеги из дома;
  • сохранение инфантильности, слабоволие;
  • раннее половое развитие.
  1. Социальная диагностика– это комплексный подход выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономические, культурно-правовые, нравственно-психологические, медико-биологические и санитарно-экологические состояния. Её целью является постановка социального диагноза, т. е. определение проблем людей и условий, необходимых для дифференцированной помощи. При проведении социальной диагностики можно использовать следующие вопросы:
  • Какие сложности присущи отношениям между лицами, входящими в семью (другую социальную группу)?
  • Существуют ли проблемы среди членов семьи?
  • Насколько эффективны (неэффективны) формы общения?
  • Каковы основные возможности для реализации сути формальных и неформальных ролей каждого участника семьи?
  • Кто из окружения подопечного принимает значимые решения, каковы их последствия?
  • Каковы основные конфликты, касающиеся подопечного, какие меры принимаются для их разрешения?
  1. Педагогическая диагностика – это изучение личности, индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его основных функций. Выделяют следующие требования к проведению педагогической диагностики:
  • изучение личности должно быть направлено на поиск резервов личности, ее нераскрытых возможностей;
  • диагностика не должна быть самоцелью, а должна носить стимулирующий характер;
  • изучение личности необходимо осуществлять в процессе деятельности и общения;
  • личность изучается не изолированно, а в контексте социальных отношений;
  • нельзя делать выводы о личности только на основе одного диагностического метода.
  1. Социально-педагогическая диагностика – это специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов: Методы исследования:

1). Метод наблюдения – наиболее доступный способ получения знаний об учащихся. Но личное наблюдение не может стать для педагога единственным источником изучения качеств ребенка, так как оно является односторонним и субъективным. Поэтому надо учитывать результаты наблюдений и других людей.

2).Метод беседы обязывает социального педагога прислушиваться к суждениям окружающих ребенка (учителей, родителей, одноклассников), находящихся в непосредственной близости со школьником, чтобы правильно определить сущность формирующейся личности. Необходимо сопоставить данные, полученные в сочетании с личными наблюдениями.

3). Метод столкновения взглядов, позиций. Форма данного метода позволяет обращаться к ученикам с просьбой высказать свое мнение, дать совет, как относиться к определенному явлению, поведению, проблеме.

4). Метод социометрического выбора помогает проникнуть во взаимоотношения одноклассников, выявить разные микрогруппы, неформальных лидеров, а также личную позицию ребенка в коллективе сверстников.

5). Метод ранжирования – это расположение по значимости ( по рангу). Можно использовать не только применительно к личности, но и для выяснения ценностных ориентаций учащихся.

6). Метод изучения поведения детей в определенной педагогической ситуации. Является одним из достоверных диагностических методов в педагогике. Но пока этот метод не получил широкого применения в практике, хотя и считается весьма перспективным для изучения личности и коллектива.

7). Методом анализа продуктов творчества учащихся в процессе их самостоятельной деятельности – художественно-эстетической, трудовой, учебной и др.

8). Метод анкетирования позволяет выяснить не только мнение ребят по интересующим вас вопросам, но и выявить их склонности, связи и оценочные суждения. Анкетирование является одним из самых популярных методов диагностики.

Диагностика – получение объективной и достоверной информации по изучаемой проблеме. Пед диагностика – глубокий и всесторонний анализ личн реб, направленный на выявление присущих ей положительных сторон и недостатков, их причин, а также на решение практических задач – гармонизацию развит личн, повышение качества целостного воспит-ого процесса. Без диагностики невозможно качественно управлять учебно-воспит-ым процессом в соврем школе, изменять его по пути усовершенствования. Сущность диагностирования - изучить положение дел в учебно-воспит-ом процессе, своевременно установить позитивные и негативные аспекты в его развит, комплексно проанализировать полученные рез-ты, выявить причины, вызывающие отклонения, продуманно подойти к системе работы по устранению недостатков. Овладение процедурой диагностики – важный компонент профессиональной подготовки будущего специалиста. Смысл СПД - определить достиг ли учебно-воспит-ый процесс поставленной цели. Без знания достигнутых рез-тов ни планирование, ни управление процессом невозможно. Рез-тами воспит-ого процесса - достигнутый личн либо коллективом уровень воспитанности. Он может соответствовать запроектированному, а может существенно отличаться от него. Выявлять степень соответствия помогает СПД. СПД – оценочная процедура, направленная на прояснение соц ситуации развит личн, выявление истинного уровня ее воспитанности, готовности достойно интегрироваться в общество и быть достойным его членом. Духовное, соц развит диагностировать чрезвычайно сложно, что требует высокой квалификации и подготовки. Главная задача соц педагога заключается в установлении реального состояния сформированности моральных и соц качеств подростков, определении критических и рискованных аспектов. На основе СПД разрабатывается стратегия и тактика управления воспит-ым процессом, программа воспит-ых дел. Вместе с тем диагностический поиск ориентирован на широкое использование знаний из общей и соц педагогики, психологии развит личн и медицины, социологии и методологии научного исследования.

Основные категории соц педагогики:

Соц среда – широкая соц действительность, общество, государство и непосредственное окружение реб, кот влияет на его развит и формирование;

Соц воспитание – забота общества о поколении будущего, поддержка чел обществом, коллективом, другим чел, помощь личн в усвоении и принятии нравственных отношений. Помочь личн – значит научить ее найти правильный путь в своей жизни, суметь перестроиться в новой жизненной ситуации.

Соц-пед работа – профессиональная деят-сть по оказанию помощи личн в ее успешной социализации, улучшении соц положения в обществе.

Особ-сть СПД - она в соврем условиях социализации личн явл-ся актуальной не только соц-педаг-ой, но и общепедаг-ой проблемой. Личн растущего чел необходима поддержка в небольшом коллективе, помощь в противостоянии злу, лжи, преступности, пьянству, наркомании, жестокости родителей. Подростку зачастую нужна поддержка в его адаптации к социуму, стремлении реализовать себя, научиться общению, самовоспитанию. СПД представляет процесс, направленный на изучение и анализ соц среды, соц факторов формирования и развит личн, определение эффективных путей помощи подростку.

В структуре диагностической процедуры важно определение целей как общих, так и частных. Они должны соответствовать диагностируемой проблеме, отличаться предельной точностью и конкретностью.

СПД ориентирована на анализ и интерпретацию рез-тов относительно улучшения качества процесса обучения и воспитания. Она позволяет получить принципиально новую информацию о состоянии работы педагога. С помощью СПД усиливаются конкретно-оценочные функции деят-сти соц педагога.

СПД в современной общеобразовательной школе - как действенное средство выявления качества учебно-воспит-ой работы, причин ее успехов и неудач. Ее значимые задачи:

  • изучение реб (подростка), его состояния, отношений в семье, школе, с группой сверстников, его состояние в стадии конфликта;
  • оказание помощи реб, попавшему в беду на основе анализа сложившейся ситуации;
  • анализ состояния соц воспитания в различных соц сферах, окружающих реб и воздействующих на него;
  • анализ, обобщение, распространение и пропаганда позитивного опыта соц-пед деят-сти.

Результаты СПД должны явл-ся основой для проектирования системы работы с подростком по самовоспитанию, самообучению, выработке умений самост-но организовывать свою жизнь и поступки. СПД должна быть направлена на координацию деят-сти различных специалистов, имеющих отношение к его судьбе.

СПД призвана исполнять ряд функций, т.е. обязанностей, круга деят-сти, назначений, совок-сти действий. Констатирующая (информационная), кот позволяет получить информацию об участниках учебно-воспит-ого процесса, выявить относительный уровень развит подростка, определить состояние соц-пед взаимод-вия.

Прогностическая функц способствует определению потенциальных возможностей участников учебно-воспит-ого процесса в успешности решения изучаемой проблемы, дает возможность прогнозировать пути и всевозможные варианты ее решения.

Оценочная функц очень значима в СПД. Всесторонняя комплексная и объективная оценка обогащает представление о учебно-воспит-ом процессе, способствует его совершенствованию. Измерительный характер оценки применительно к одному из 4ех уровней имеет стимулирующее значение.

Важнейшей функцией в СПД - функция обратной связи - диагностические данные об уровнях успешности социализации личн подростка на определенном этапе ее развит служат главной информацией для анализа прошлого соц-пед опыта и конструирования дальнейшего учебно-воспит-ого процесса. Создание возможности для получения каждым подростком и соц педагогом необходим информации о ходе и рез-тах учебно-воспит-ого процесса для своевременного его корректирования – важнейшая задача СПД.

Помимо вышеназванных функций СПД выполняет также функции самоизучения, самовоспитания, саморазвития, управления.

2. Предмет, объект СПД.

2. Предмет, объект СПД. Социально-педагогическая диагностика – специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогического воздействия.

Объект диагностики в социально-педагогической деятельности - развивающаяся личность в системе ее взаимодействия с социальной микросредой, оказывающие влияние на формирование данной личности.

Предмет диагностики – социально-педагогическая реальность. Предмет и объект социально-педагогической диагностики отражается в ее содержании.

Объект диагностики для соц педагога – развивающаяся личность ребенка в системе ее взаимодействия с социальной микросредой и отдельные субъекты этой среды, оказывающие влияние на формирование данной личности. Предметом диагностики является социально-педагогическая реальность. Предмет и объект диагностики отражаются в содержании диагностики.

В социально-педагогической диагностике распознаются социально-психологические характеристики воспитательного микросоциума, особенности педагогического процесса и семейного воспитания (этимологическая диагностика), а также индивидуально-психологические характеристики личности, связанные с ее социальными взаимодействиями (симптоматическая диагностика).

На основе теоретического представления о предмете диагностики соц педагог формирует представление о предмете диагностики, выделяют признаки диагностируемого явления, осуществляет подбор методов, способных их диагностировать.

3. Принципы СПД. Общие принципы изучения соц-пед явлений или процесса: принцип комплексного использования м-дов диагностики, принцип единства изучения и восп-ния, принцип одновременного изучения коллектива и личн, принцип изучения соц-пед явлений в динамике.

Учебно-воспит-ый процесс в соврем общеобразовательн школе имеет свои закономерности, кот выдвигают определенн требования, представленные в виде принципов, имеющих прямое отношение к диагностической процедуре. Наиболее существенные:

  • принцип целостного изучения соц-пед проблемы, предполагающий системный подход в изучении проблемы, отражение внешних проявлений, воздействующих на нее, раскрытие механизма изучаемой проблемы (составные элементы, их взаимосвязь, этапы развит, условия, факторы); четкое определение места изучаемой соц-пед проблемы в целостном учебно-воспит-ом процессе;
  • принцип комплексного использования м-дов изучения соц-пед проблем предусмат-ривает многоцелевую установку при изучении соц-пед проблем, кот выражается в определении нескольких познавательных задач (изучение сущности проблемы, ее движущих сил, внутренних факторов, внешних условий); проверку одного и того же факта многократно с помощью различных м-дов, постоянной проверки полученных данных, философский, логический и психолого-пед-ий анализ полученных рез-тов;
  • принцип объективности занимает в СПД особое место – предполаг проверку каждого факта несколькими методами, перепроверку, уточнение полученного в процессе диагностики материала, фиксации всех аспектов проблемы изучения как положительных, так и отрицательн, сопоставление полученных данных путем сравнения с мнениями коллег, родителей, подростков, общественности;
  • принцип единства изучения и воспитания подростков; Одна из распространенных ошибок молодых исследователей заключается в том, что изучение личности отрывается от изучения коллектива, разрабатывается методика индивидуального изучения ребенка. Между тем сущность личности — ее взаимоотношения с окружающим миром; понять личность, оценить ее можно только в процессе изучения ее коллективной деятельности, коллективных отношений. Вот почему изучение личности надо начинать с изучения коллектива, в котором эта личность формируется, живет, действует. Изучая ребенка в отрыве от коллектива, мы получим данные, характеризующие одностороннее проявление исследуемого качества. Чтобы изучить личность, надо исследовать коллектив, чтобы изучить коллектив, надо исследовать личность и ее взаимоотношения с окружающим миром.
  • принцип одновременного изучения коллектива и личн - изучение личн подростка целесообразно начинать с коллектива, в котором она формируется. Понять личн, изучить ее, оценить можно только в процессе совместной коллективной деят-сти, коллективных отношений. Чтобы изучить личн подростка, необходимо изучить коллектив, личн во взаимоотношении с окружающим миром;
  • принцип изучения соц-пед проблем в динамике и развит - любая соц-пед проблема рассматривается во взаимосвязи с другими проблемами, воспит-ым процессом в целом. В этой связи соц педагогика руководствуется целостным подходом к изучаемой проблеме, где необходима связь между всеми элементами системы воспитания и изучаемой проблемы, в частности.

4. Структура диагностического поиска. Семиотический, технический и логический аспекты диагностического поиска, их хар-стика.

Общая теория диагностики выделяет три ее аспекта – семиотический, технический и логический. Очевидно, что эти аспекты имеют место и в педагогической диагностике.

Семиотический аспект предполагает, что исследователь, приступаю-щий к разработке диагностической системы, достаточно четко определил содержание понятий, выражающих конечную ее нацеленность, измеряемые (оцениваемые) признаки и способы объединения диагностической информации в целостную знаковую систему.

Технический аспект подразумевает наличие специальных методов и методик диагностического обследования, адекватных семиотическим, зача-стую становясь сдерживающим звеном в разработке диагностической системы.

Дело в том, что на технический уровень переводимо не только поня-тие, которое поддается операционному определению, указывающему на способ различения состояний объекта. Так, достаточно легко поддаются операционному определению знания и практические умения учащихся.

В то же время, операционализация умственных умений, несмотря на усилия психологов, еще находится на таком уровне, что их включение в систему дидактической диагностики затруднено. Относительно доступна операционализация отношения учащихся к обучению, и, в то же время, пока совсем не понятно, как перевести на операционный язык (и, следовательно, разработать техническое средство диагностики) такое ка-чество личности, как духовность. Логический аспект предполагает специфическое диагностическое мышление, правила построения заключений о диагностируемом объекте. Главная особенность этого мышления – его противоположность теоретическому, обратный ход мысли. Действительно, педагог – теоретик идет от единичного, выделяет общее, осмысливает, отвлекаясь от специфического, и на этой основе устанавливает закономерное. Педагог – диагност идет по обратному пути: опираясь на ряд закономерностей, по предположению характеризующих общее, разрабатывает средство для восстановления того единичного, которое было элиминировано в теоретическом исследовании.

Таким образом, социально-педагогическая диагностика выдвигает особые требования в организации исследования, направленного на разра-ботку диагностической методики. Наиболее важные из них:

а) рассмотрение педагогических явлений, как целостной системы;

б) определение сторон педагогического процесса и воспитательной ситуации, подлежащих социально-педагогической диагностике;

Целью данной работы является изучение темы социально-педагогической диагностики. Тема социально-педагогической диагностики является одной из актуальных тем в содержании и методики педагогической деятельности в системе социальной работе. Социально-педагогическая диагностика одна из первых и важнейших тем изучения социально-педагогического процесса, где цель сводится к элементарной проблеме оценки каких-либо личностных признаков объекта.

Содержание

Введение
1 Сущность социально-педагогической диагностики
1.1 Деятельность социального педагога в образовательных учреждениях
2 Социальная ситуация развития, сущность
2.1 Исследование социальной ситуации развития ребенка
2.2 Диагностика социального развития ребенка
3 Методика исследования
3.1 Результаты исследования
3.2 Интерпретация
Заключение
Список ключевых слов
Библиографический список

Прикрепленные файлы: 1 файл

педагогика реферат.doc

1 Сущность социально-педагогической диагностики………………………….3

1.1 Деятельность социального педагога в образовательных учреждениях………………………………………………… ……………………5

2 Социальная ситуация развития, сущность …………………………………..10

2.1 Исследование социальной ситуации развития ребенка…………………………………………………………… ………………10

2.2 Диагностика социального развития ребенка…………………………. 13

3 Методика исследования……………………… ……………………………….15

3.1 Результаты исследования………………… ……………………………..16

Целью данной работы является изучение темы социально-педагогической диагностики.

Тема социально-педагогической диагностики является одной из актуальных тем в содержании и методики педагогической деятельности в системе социальной работе. Социально-педагогическая диагностика одна из первых и важнейших тем изучения социально-педагогического процесса, где цель сводится к элементарной проблеме оценки каких-либо личностных признаков объекта.

Объектом данной работы является изучение социально-педагогической диагностики, ее сущности и применения

Предметом работы являются методы, с помощью которых проводится диагностика.

В задачи работы входит изучить сущность, функции, методы социально-педагогической диагностики. Рассмотреть исследование социальной ситуации развития детей, как влияет социальная окружающая среда на развитие ребенка на его разных возрастных этапах. А также провести практическое исследование на примере одного из методов исследований социально-педагогической диагностики.

1 Сущность социально- педагогической диагностики

Термин диагностика в общем смысле означает особый вид познания, находящийся между научным знанием сущности и познаванием единичного явления. Результат такого познавания – диагноз, то есть заключение о принадлежности сущности к определенному установленному наукой классу.

Существует медицинская, психологическая, педагогическая, социальная, и социально-педагогическая диагностика. Психологическая диагностика стремится оценить личность и отдельные ее стороны как относительно устойчивые образования, а педагогическая диагностика направлена на результаты формирования личности учащегося, поиск причин этих результатов и характеристику целостного педагогического процесса. Тем самым социальная диагностика представляет собой комплексный подход выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономические, культурно-правовые, нравственно-психологические, медико-биологические и санитарно-экологические состояния. Её целью является постановка социального диагноза, т. е. определение проблем людей и условий, необходимых для дифференцированной помощи.

Педагогическая диагностика – это совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия.

Социально-педагогическая диагностика – это специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов.

Педагогическая диагностика строится на изучении результативности учебно-воспитательного процесса, на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей.

Сущность социально- педагогической диагностики определяет ее предмет: кого воспитывать в соответствии с поставленными целями и задачами воспитания (объект воспитания, критерии воспитанности), при каких условиях (воспитательная ситуация), кто и что при этом должен делать (определение функций общества, семьи, школы, классного коллектива, самого ребенка), какими средствами, путями, методами воздействовать на воспитателей и воспитанников (деятельность субъектов воспитания).

Диагностика социально-педагогического процесса выполняет ряд функций, обеспечивающих ее объективный, независимый характер.

Первая из них – функция обратной связи. Не контролируя свои действия, педагог теряет возможность управлять процессом формирования личности. Поэтому ему необходимы такие сведения о педагогическом процессе, которые позволили бы ориентироваться на достижение наилучшего варианта педагогического решения.

Вторая – функция оценки результативности педагогической деятельности, которая оценивается на сравнении достигнутых педагогических результатов с критериями и показателями, принимаемыми за идеальный эталон результативности.

Третья функция социально-педагогической диагностики – воспитательно-побуждающая. Диагностика педагогического процесса отличается тем, что ее нельзя оторвать от реальной школьной жизни. При диагностировании педагогу нужно не только получить информацию об учениках (причем о каждом в отдельности), но и активно включиться в их реальную деятельность, в систему сложившихся отношений. При этом нельзя забывать, что не всякое вмешательство педагогично. Более того, грубое вторжение может разорвать сложнейшие и тончайшие переплетения педагогических отношений, а также исказит подлинную картину исследования.

Четвертая и пятая функции – коммуникативная и конструктивная. Всякое межличностное общение основано на знании и понимании партнера и тех людей, через которых это общение осуществляется. Выполнение этих функций становится возможным при условии, когда диагностика определяет индивидуально-психологические особенности учащихся и учителя в процессе их взаимодействия, а также в процессе достижения воспитательного результата.

Шестая функция – информация участников педагогического процесса. Результаты педагогической диагностики интересны и важны как для всех педагогов, в той или иной степени участвующих в формировании личности данного ученика, так и для его родителей, для ученического актива.

Седьмая функция – прогностическая. Любой диагноз подразумевает прогнозирование – определенные перспективы развития диагностического объекта. Реализация этой функции связана с чрезвычайной ответственностью педагога.

Итак, с учетом перечисленных функций можно выделить следующие е направления:

− диагностику доступности целей и содержания учебно-воспитательного процесса;

− диагностику способов реализации этих целей и содержания;

− диагностику педагогического взаимодействия;

− диагностику результативности педагогического процесса.

Социально-педагогическую диагностику должны осуществлять люди, которые к этому подготовлены. Иначе, неизбежно в сам процесс изучения работы школы, учителя вносится ненужная нервозность, стремление утаить неполадки, недостатки или преувеличивать их значение.

1.2 Деятельность социального педагога в образовательных учреждениях

Введение в начале 90-х годов в систему образования должности социального педагога потребовало разработку его функциональных обязанностей и квалификационной характеристики. Круг проблем, которые были включены в сферу деятельности социального педагога оказался настолько велик, что без обозначения приоритетов, определения ведущих направлений деятельности не представляется возможным обеспечить эффективную, результативную социально-педагогическую практику.

Социальный педагог - специалист, деятельность которого направлена на содействие развитию детей и подростков с помощью воспитательной и коррекционной работы, является посредником в системе взаимодействия "личность-семья-общество", влияет на создание воспитывающих, гуманных отношений в обществе, семье, на производстве.

Социальный педагог работает в следующих учреждениях: школа, гимназия, лицей, колледж, дошкольные учреждения, социальные службы, медико-психолого-социальные центры, реабилитационные центры, центрах досуга и творчества детей, спортивных учреждениях, учреждениях летнего отдыха детей, в службах муниципальных органов, районных управлениях.

Виды деятельности осуществляющие социальным педагогом:

-социально-педагогическая - обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и подростков, развитие инициативы, творчества;

- осуществление социальной помощи и поддержки детей и подростков; оказание содействия в получении пособий и компенсаций, адресной помощи детям, материальной поддержки сирот, выпускников детских домов;

-социально-педагогический патронаж детей-инвалидов и детей из семей группы риска; создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме ребенка, помощь в адаптации и социализации;

- диагностическая, коррекционная и реабилитационная работа с детьми с девиантным поведением и детьми, оказавшимися в трудных жизненных ситуациях;

- диагностическая - изучение социально-бытовых условий жизни ребенка, особенностей семьи, микросреды; диагностика социальных отклонений; выявление детей, требующих особого социально-педагогического внимания; определение интересов, запросов и потребностей детей и подростков;

- распознавание и диагностирование конфликтов, затрагивающих интересы детей и подростков, проблемных ситуаций на разных стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;

- изучение психолого-медико- педагогических особенностей личности в пределах своей компетентности; коррекционно-развивающая и реабилитационная; профилактическая;

- прогностическая; правозащитная; культурно-просветительская; организационно-управленческая; методическая.

Социальный педагог должен уметь: проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс на основе анализа и оценки достигнутого уровня развития, обученности и воспитанности детей; обеспечивать достижение поставленных целей обучения и воспитания школьников; взаимодействовать (сотрудничать) со школьником; изучать на основе наблюдений личность детей, выявлять их затруднения и оказывать им содействие; обеспечивать создание гуманистической педагогической среды; вести разъяснительную педагогическую работу с родителями; пользоваться техническими средствами обучения и компьютерной техникой; владеть умениями самообразования и самовоспитания.

Социальный педагог должен знать: основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям (Конвенция о правах ребенка; Международная конвенция о правах и основных свободах человека; Конституция Российской Федерации; Федеральный закон "Об образовании"); цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания школьников; основы психологии человека и психологические особенности детей школьного возраста; методику и технологию работы социального педагога; особенности анатомии и физиологии школьника и требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий в школе; требования и способы обеспечения безопасности жизнедеятельности детей; основы организации деятельности образовательного учреждения и управления им.

На сегодняшний день разработано много методических пособий, рекомендаций, которые позволяют сделать работу социального педагога более квалифицированной. При этом хотелось бы обратить особое внимание на диагностический аспект деятельности социального педагога.

Диагностика социально-педагогического процесса выполняет ряд функций, обеспечивающих его объективный, независимый характер:

- функция обратной связи, не контролируя своих действий, социальный педагог теряет возможность управлять процессом формирования личности. Поэтому ему необходимы такие сведения о педагогическом процессе, которые позволили бы ориентироваться на достижение наилучшего варианта педагогического решения;

- функция оценки результативности педагогической деятельности, которая основывается на сравнении достигнутых результатов с критериями и показателями, принимаемыми за идеальный эталон результативности;

- функция воспитательно – побуждающая, при диагностировании педагогу нужно не только получить информацию об воспитуемых (причем о каждом в отдельности), но и активно включиться в их реальную деятельность, в систему сложившихся отношений;

- функции – коммуникативная и конструктивная, всякое межличностное общение основано на знании и понимании и партнера, и тех людей, через которых это общение осуществляется. Выполнение этих функций становится возможным при условии, что диагностика определяет индивидуально-типологические особенности объекта педагогического воздействия и социального педагога в процессе их взаимодействия, а также в процессе достижения воспитательного результата.

- информационная функция, результаты педагогической диагностики интересны и важны как для всех педагогов, в той или иной степени участвующих в формировании личности данного воспитанника, так и для его окружающих. Конечно, не всегда диагностические выводы следует сообщать: иногда лучше, чтобы в паре “педагог-воспитанник” сохранялась определенная тайна. Но это лишь подчеркивает значимость информационной функции педагогической диагностики.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА – это специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогического воздействия. Социально-педагогическая диагностика является одним из начальных и очень ответственных этапов в общей системе социальной работы. Ведь от обоснованности и достоверности диагностических данных, умения их верно интерпретировать зависит эффективность последующей профилактической и коррекционной работы. Будучи технологической процедурой, социальная диагностика включает в себя определенные этапы: Предварительное ознакомление с несовершеннолетним, постановка задачи, выделение состава диагностики, выбор методик. Измерение и анализ показателей. Построение выводов. Способами, специальными приемами ведения социально педагогической диагностики являются методы. Среди методов диагностирования выделяют следующие: НАБЛЮДЕНИЕ – метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения подростка, по которым можно составить представление о нем. БЕСЕДА – метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации. Основное требование – умение расположить к себе несовершеннолетних, вызывать их доверие и добиться искренности в их ответах. АНКЕТИРОВАНИЕ – метод сбора статистического материала путем опроса диагностируемых. МЕТОД ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ – это опрос путем анкетирования и интервьюирования. Иногда социальная проблема нуждается в оценке компетентных лиц – экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования с предоставлением мотивированного заключения. Представляет собой исследование задачи, плохо поддающейся количественному анализу и трудно формулируемой.

Читайте также: