Центр гигиены и эпидемиологии сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Зарождение санитарного дела уходит своими корнями в XIX столетие. В 1866 году, в целях "пресечения эпидемий", Московский генерал-губернатор учредил временный "Комитет охраны народного здравия". И только 6 сентября 1884 г. ежегодно угрожавшие эпидемии все же заставили городскую Думу создать Временную исполнительную санитарную комиссию из 20 избранных Московской городской Думой санитарных попечителей и 20 назначенных городской управой санитарных врачей. Деятельность комиссии заключалась в принятии мер к устранению причин, могущих содействовать появлению и распространению холеры, а также других заразных болезней. Уже в 1885 году санитарной комиссии удалось добиться прекращения спуска нечистот в трубу Неглинной реки, улучшения очистки дворов, некоторого улучшения содержания ночлежек Хитрова рынка и коечных квартир Зарядья.

Второй орган санитарного надзора Москвы - Городской санитарный совет обсуждал все вопросы, касавшиеся санитарного улучшения города и санитарной безопасности его населения. В его состав входили: Городской голова в качестве председателя совета, председатель исполнительной санитарной комиссии, член Городской управы, заведующий торговой полицией, три гласных городской Думы (в том числе, председатель комиссии общественного здравия), два участковых санитарных врача, начальник Врачебного управления, инспектор городских больниц, старший врач полиции, представители военного ведомства и санитарного надзора губернского земства. Одним из подлинных основателей городской санитарной организации с полным правом можно считать Ф.Ф. Эрисмана. По его инициативе и при его непосредственном участии в 1891 г. была создана первая городская санитарная станция при Гигиеническом институте Московского университета. Официальное открытие станции состоялось 15 февраля 1891 года. Сам Ф.Ф. Эрисман назвал это учреждение "аналитической станцией для исследования пищевых веществ и других предметов потребления".



Основными недостатками санитарной организации в дореволюционный период считали: отсутствие общегосударственной санитарной службы, ограниченность действий местных санитарных органов и разобщенность действий санитарных организаций. Дореволюционная страна не имела ни общего санитарного законодательства, ни общей санитарной организации. 15 сентября 1922 года Совет народных комиссаров издал Декрет "О санитарных органах республики", который определил их задачи, структуру, права и обязанности. Этот день считается Днем рождения Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации. Летом 1920 года, по заданию Московского Совета, Московская санитарная организация руководила массовыми мероприятиями по благоустройству Москвы, в частности, по восстановлению домовых линий водопровода и канализации. Московская санитарная организация принимала деятельное участие в организации первой Всероссийской сельскохозяйственной выставки, которая была устроена на месте известной с царских времен мусорной свалки. По окончанию выставки здесь был устроен первый в Советской стране парк культуры и отдыха.

Постановлением Президиума Московского Совета РКиКД от 2 марта 1932г. было утверждено положение и организована Государственная санитарная инспекция г. Москвы, находившаяся в ведении здравотдела Моссовета. Уже с первых дней работы Московской санитарной организации было широко развернуто санитарное просвещение с одновременным вовлечением самого трудящегося населения в борьбу за оздоровление Москвы. Эти методы помогли успешному проведению массовых кампаний, неделей "чистоты" и др. В 1935 году в Кировском районе города Москвы была организована первая санэпидстанция. Лишь через 15 лет, в 1950 году, создана городская санэпидстанция (в последующем Центр госсанэпиднадзора в г. Москве).



В 1950-1957 гг. происходит становление, сплочение и укрепление службы в систему единых учреждений в результате слияния учреждений городской СЭС, Городской Государственной санитарной инспекции и малярийной станции.

В 1951 году Московскую городскую санитарно-эпидемиологическую станцию возглавил Михаил Семенович Соколовский. В первые годы его деятельности была разработана, апробирована и внедрена новая форма организации работы специалистов, а именно участковый принцип. Работу на участке возглавлял санитарный врач, который совместно с врачами поликлиники и врачом-эпидемиологом выполнял комплекс санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Михаил Семенович особое внимание уделял организационно-методической деятельности санэпидстанций. Им была введена практика рассмотрения основных организационных вопросов на заседаниях коллегиальных органов. Будучи не только практиком, но и человеком с научным мышлением, педагогом-методистом по своей сути, Соколовский заложил прекрасную традицию, которая не нарушается и сегодня - ежегодное проведение научно-практических конференций. Именно в этот период формировались основные принципы единого планирования деятельности Службы. В 1954 году на базе межрайонного пункта обследования на бациллоносительство в Московской городской санэпидстанции была открыта первая бактериологическая лаборатория. Позже такие лаборатории были открыты еще в семи районных санэпидстанций. В том же 1954 году была создана и первая вирусологическая лаборатория.организованы эпидемиологическая, бактериологическая и вирусологическая лаборатории, организационно-методический отдел, создавались и другие подразделения.



Таким образом, можно сказать, что в первой половине 50-х годов была создана санитарно-эпидемиологическая служба Москвы с сетью учреждений, введена единая система планирования и, что особенно важно, образован единый методический центр - Московская городская санэпидстанция.

В 1957 г. под руководством М.С. Соколовского по адресу Графский переулок, 4/9 строится новое здание Московской городской санэпидстанции. М.С. Соколовский первый предпринял попытку образования единого научно-учебно-практического комплекса. Размещение в одном здании Московской городской санэпидстанции и кафедр санитарно-гигиенического факультета Центрального института усовершенствования врачей позволило реализовать идею проведения учебной, научно-методической и научно-практической работы.



В 1957-1991 гг. происходит организация специализированных структурных подразделений, позволяющих проводить специализированные исследования по профилям основных направлений деятельности санэпидслужбы. Были созданы и оснащены лаборатории гигиенического профиля (школьной и радиационной гигиены), санитарного профиля (санитарной токсикологии, санитарной акустики, лаборатории для исследования ядохимикатов и новых строительных материалов, физико-химическая лаборатория). Итогом деятельности М.С. Соколовского были: создание современной материально-технической и лабораторной базы, а также структурно-организационное совершенствование санитарно-эпидемиологической службы города. В последующие годы Московскую городскую санэпидстанцию возглавляли следующие главные врачи:

Ввиду появления новых актуальных направлений деятельности службы организовывались новые отделения, такие как отделение санитарной статистики и профессиональной патологии. Перестройка социально-экономического строя страны в целом обусловили необходимость проведения реорганизации службы города. Начался процесс слияния мелких учреждений, какими были районные санитарно-эпидемиологические станции в более крупные учреждения с мощной лабораторной базой, которыми стали центры госсанэпиднадзора в административных округах.



Такая реорганизация позволила привести структуру построения Госсанэпидслужбы Москвы в соответствие с измененным в начале 90-х годов административно-территориальным делением города. Городская санитарно-эпидемиологическая станция была преобразована в Центр Госсанэпиднадзора в городе Москве. С 1992 года по 2005 год Главным врачом ЦГСЭН в г. Москве, Главным Государственным санитарным врачом по г. Москве был Филатов Н.Н.

Городская санитарно-эпидемиологическая служба заняла ведущие позиции в деле охраны здоровья населения Москвы, выполняя целый ряд функций - от проведения современных лабораторных исследований до организационно-методической работы по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в городе; стала базовым центром в системе последипломной подготовки врачей медико-профилактического профиля.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения (Роспотребнадзор), положение о которой утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 322, выполняет следующую основную задачу — осуществление государственного надзора и контроля в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Кому подчиняется Роспотребнадзор?

Роспотребнадзор находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации; место нахождения — г. Москва.

Кто возглавляет Роспотребнадзор?

Возглавляет Роспотребнадзор — руководитель, который является Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, назначается Правительством Российской Федерации по представлению министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Как Роспотребнадзор осуществляет свою деятельность?

Роспотребнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы: территориальные управления (края, области, города) и территориальные отделы территориальных управлений (в районах), руководители которых соответственно являются главными государственными санитарными врачами.

В этих учреждениях работу по надзору и контролю санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защите прав потребителей выполняют специалисты (по профессии санитарные врачи) по различным направлениям надзора: за средой обитания, питанием населения, условиями проживания, условиями труда, особо опасными инфекциями, эпидемиологического надзора, защиты прав потребителей, регистрации и лицензирования и др.

Что собой представляет Центр гигиены и эпидемиологии?

Санитарный надзор в области гигиены питания является частью государственного санитарно-эпидемиологического надзора и направлен на организацию питания населения с учетом научно-гигиенических основ и на предупреждение возникновения пищевых инфекционных заболеваний и отравлений.

Роспотребнадзор имеет право организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов, оценок, научных исследований по вопросам надзора в установленной сфере деятельности.

Может пресекать факты нарушения законодательства РФ в сфере санитарно-эпидемиологического надзора в установленной деятельности организации; применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение или ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в сфере их деятельности.

Какие функции выполняет Центр гигиены и эпидемиологии?

Какими законами регулируется деятельность Роспотрбнадзора и Центра гигиены и эпидемиологии?

История учреждения начинается с создания 2 февраля 1970 г. Республиканской санэпидстанции Минздрава РСФСР. За более чем 45-летний период учреждение претерпело несколько реорганизаций и переименований:

Функции и полномочия учредителя ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Основными направлениями деятельности и задачами учреждения являются обеспечение деятельности центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также организационно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение территориальных органов и организаций Роспотребнадзора по вопросам статистического наблюдения, социально-гигиенического мониторинга и оценки риска, гармонизации санитарно-эпидемиологических требований с международными стандартами, совершенствования лабораторного обеспечения, защиты прав потребителей.

ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора обеспечивается организационное сопровождение деятельности Лабораторного совета Роспотребнадзора и еще пяти центров, работающих на функциональной основе:

  • Координационного центра профилактики полиомиелита и энтеровирусной инфекции,
  • Регионального центра по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных заболеваний (по Центральному федеральному округу),
  • Головного центра по количественному определению ГМО (по Центральному федеральному округу),
  • Информационно-аналитического центра по санитарно-эпидемиологическому нормированию и гармонизации санитарно-эпидемиологических требований с международными стандартами,
  • Центра координации и методической поддержки развития консультационных центров для потребителей.

С 2002 года в рамках лицензии на образовательную деятельность учреждение осуществляет реализацию дополнительных профессиональных образовательных программ по следующим направлениям:

  • Социально-гигиенический мониторинг и оценка риска здоровью населения;
  • Санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, испытания;
  • Токсикологические, гигиенические и иные виды оценок;
  • Основы лабораторного дела, управление качеством, аккредитации;
  • Методы, методики выполнения исследований, измерений и средств измерений;
  • Эпидемиология и вакцинопрофилактика;
  • Дезинфектология.

Для специалистов организаций Роспотребнадзора, заинтересованных организаций иных ведомств и коммерческих структур проводятся циклы повышения квалификации, семинары более чем по 40 тематикам.

Руководит Центром гигиены эпидемиологии главный государственный санитарный врач (республики, области, города, района и т.д.).

ЦГЭ и ОЗ в области (республике, городе) имеет следующую организационную структуру:

1. Санитарно-гигиенический отдел:

― отделение коммунальной гигиены и санитарной экологии;

― отделение гигиены труда;

― отделение гигиены питания;

― отделение гигиены детей и подростков;

― отделение радиационной гигиены;

― отделение социально-гигиенического мониторинга.

2. Эпидемиологический отдел:

― отделение профилактики особо опасных инфекций;

― отделение паразитарных инфекций;

― отделение профилактики внутрибольничных инфекции.

3. Отдел профилактической дезинфекции (с методическим подчинениемотделу эпиднадзора):

― отделение эвакуации и заключительной дезинфекции;

― отделение камерной дезинфекции и санитарной обработки;

― отделение профдезинфекции, дезинсекции и дератизации.

4. Отдел лабораторного обеспечения:

― санитарно-гигиеническое отделение (физико-химические, токсикологическая, радиологическая, виброакустическая, аналитическая лаборатории);

― санитарно-бактериологическое отделение (бактериологическая, вирусологическая, паразитологическая и особо опасных инфекций лаборатории).

5. Отдел организационно-методической работы.

6. Отдел вычислительной техники и программного обеспечения.

7. Отдел метрологии и стандартизации.

8. Отдел финансово-материального обеспечения:

― отдел материально-технического и транспортного обеспечения.

Традиционная организационная структура ЦГЭ и ОЗ в районом центре области выглядит следующим образом:

1. Административно-хозяйственные подразделения.

2. Санитарно-гигиенический отдел с лабораториями.

3. Эпидемиологический отдел и лаборатории.

Штатное расписание ЦГЭ и ОЗ определяется типом и категорией, а также главным врачом, который, используя предоставленные ему права, может изменить численность специалистов учреждения (в рамках единого фонда оплаты труда) в зависимости от динамики показателей здоровья населения, санитарно-эпидемической обстановки и от состояния других факторов.

ЦГЭ и ОЗ подразделяются на категории (I, II и III в зависимости от численности обслуживаемого населения.

Для планирования работы ЦГЭ и ОЗ необходимо иметь данные о составе населения, медико-демографической ситуации (рождаемость, смертность и др.), о заболеваемости, об основных характеристиках образа жизни населения, перспективах социально-экономической ситуации в регионе, состоянии окружающей среды.

Планы работы ЦГЭ и ОЗ подразделяются на 4 группы:

1. Планы работы по времени (текущие и перспективные).

2. Планы ЦГЭ и ОЗ по содержанию планируемых мероприятий (планы развития и планы деятельности структурных подразделений);

3. Комплексные планы санитарно-оздоровительных и противоэпидемичские мероприятий;

4. Планы ― задания по объектам, подлежащим санитарному надзору.

Основной задачей, которую решает ЦГЭ и ОЗ является осуществление предупредительного и текущего санитарного надзора.

Предупредительный санитарный надзор ― обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм при выборе земельного участка под строительство, рассмотрении проектов строительства, контроле за строительством, реконструкцией и техническим перевооружением; рассмотрении проектов нормативной документации, рассмотрении технологий производства, введении объектов в эксплуатацию, при контроле за соответствием новых видов промышленных изделий, продуктов питания и др., санитарно-гигиеническим нормам и требованиям госстандартов (ГОСТ).

Текущий санитарный надзор осуществляется путем регулярного систематического наблюдения за санитарным состоянием объектов, за состоянием здоровья населения, предъявлением администрации объектов конкретных санитарно-гигиенических требований на основании принятого санитарного законодательства и контроля за их выполнением, применением санкций (дисциплинарных взысканий, штрафов, изъятия продукции, приостановки работы объекта, отстранение от работы).

Отрасли санитарной деятельности (контроля).

1. Жилищно-коммунальная гигиена.

― планировка и застройка населенных мест, строительство жилых общественных зданий;

― благоустройство населенных мест: водоснабжение, канализация, очистка, озеленение и др.;

― охрана атмосферного воздуха, борьба с шумом;

2. Гигиена питания.

― транспортировка и хранение пищевых продуктов;

― продажа пищевых продуктов;

3. Гигиена труда.

― вентиляция и освещение промпредприятий;

― борьба с профвредностями и травматизмом;

4. Гигиена детей и подростков.

― строительство и оборудование школьных и дошкольных зданий;

― санитарное состояние школьных и дошкольных зданий;

― гигиена педагогического процесса и физического воспитания;

― проведение в школах массовых оздоровительных мероприятий;

5. Радиационная гигиена.

― строительство и оборудование объектов с источниками ионизирующих излучений;

― санитарное состояние и соблюдение норм радиационной безопасности на объектах и территориях,

санитарно- просветительная работа.

― мероприятия по снижению заболеваемости инфекционными заболеваниями:

― организация профилактических прививок,

― обеспечение ЛПУ бактерийными препаратами;

― регистрация и учет острозаразных заболеваний (экстренное извещение об острозаразном больном).

Эпидобследование очагов инфекционных заболеваний:

― дезинфекция, перевозка и госпитализация инфекционных больных;

― борьба с бациллоносительством;

― контроль за осуществлением п/э мероприятий;

Социально-гигиенический мониторинг ― система специальных наблюдений, оценки и прогнозирования состояния здоровья населения в связи с состоянием среды его обитания, направленная на выявление неблагоприятного влияния на население факторов окружающей природной среды и условий жизнедеятельности человека и разработка комплекса оздоровительных и профилактических мероприятий по предотвращению и устранению вредного воздействия этих факторов на здоровье человека.

По представлению ЦГЭ и ОЗ органы власти на своем уровне принимают соответствующие постановления, в которых возлагают на госсанэпидслужбу территории разработку территориальной программы, определяющей структуру, содержание и порядок ведения СГМ, объем средств из местного бюджета на финансирование работ, поручают (предлагают) ЦГЭ и ОЗ территории осуществлять руководство и координацию работ по проведению, совместно с уполномоченными на это правительством Республики Беларусь органами и учреждениями, социально-гигиенического мониторинга.

Задачами социально-гигиенического мониторинга являются:

― организация системы непрерывного наблюдения за показателями, характеризующими состояние здоровья, приоритетными факторами среды обитания человека и формирование специализированных банков данных;

― системный анализ данных с использованием современных информационных технологий;

― интеграция системы СГМ и информационных систем правительства области;

― предоставление органами исполнительной власти и управления, организациям, учреждениям, предприятиям и гражданам достоверной информации о состоянии здоровья населения, среды обитания;

― формирование научно-обоснованных предложений, региональных программ и нормативов по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Организационная структура СГМ:

1. Социально-гигиенический мониторинг организуется на местном и региональном уровнях и осуществляется соответствующими ЦГЭ и ОЗ совместно с уполномоченными на то министерствами, заинтересованными организациями и учреждениями, контролирующими и надзорными органами.

2. Участники СГМ осуществляют согласованный поэтапный переход на представление информации в единых форматах, создают единую телекоммуникационную систему обмена информацией, формируют специализированный банк данных системы СГМ на базе областного ЦГЭ и ОЗ.

3.При проведении СТМ на местном уровне обеспечиваются:

― сбор, хранение и анализ информации, характеризующей санитарно-эпидемиологическое благополучие населения территорий (данные о здоровье населения, заболеваемости, инвалидности, условиях воспитания и развития детей и подростков, социальной среде обитания человека, природно-климатических факторах и источниках антропогенного воздействия на человека и окружающую среду, охране и условиях труда, радиационной безопасности и др.);

― создание информационного фонда СГМ;

― оценка состояния здоровья населения территории, окружающей природной, производственной и социальной среды, а так же прогнозирование их изменений;

― подготовка предложений органам местного самоуправления по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения территории.

4. При проведении СГМ на областном уровне обеспечиваются:

― методическое руководство и координация работы, ведения материально-технического и информационного обеспечения СГМ;

― осуществление системного анализа, с использованием современных геоинформационных технологий, данных о состоянии здоровья населения и среды обитания;

― подготовка предложений по вопросам обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения территории для принятия решений правительством области по профилактике заболеваемости и преждевременной смертности населения.

Информационный фонд СГМ представляется в виде систематизированных определенном порядке данных многолетних наблюдений за состоянием здоровья населения, среды его обитания, а также нормативно-справочных материалов, сведенных в статистические регистры-базы данных, с использованием современных геоинформационных и аналитических технологий.

Информационный фонд СГМ состоит из данных, характеризующих здоровье население. В их число входят:

― медико-демографические показатели, отягощенность наследственной патологии, уровень физического развития, инфекционная и неинфекционная заболеваемость;

― состояние среды обитания человека;

― социально-экономическое положение населенных пунктов территории.

Информационный фонд СГМ формируется на базе данных территориальных медицинских объединений, отделами статистики, загсами, комитетами по охране природы, местными администрациями.

Таким образом, система социально-гигиенического мониторинга представляет собой эффективный механизм реализации основной задачи госсанэпидслужбы Республики Беларусь ― обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения.

Сервис Яндекс.Метрика использует технологию “cookie” — небольшие текстовые файлы, размещаемые на компьютере пользователей с целью анализа их пользовательской активности.

Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи cookie, будет передаваться Яндексу и храниться на сервере Яндекса в ЕС и Российской Федерации. Яндекс будет обрабатывать эту информацию для оценки использования вами сайта, составления для нас отчетов о деятельности нашего сайта, и предоставления других услуг. Яндекс обрабатывает эту информацию в порядке, установленном в условиях использования сервиса Яндекс.Метрика.

Читайте также: