Сообщение на тему планеты солнечной системы 4 класс окружающий мир рабочая тетрадь

Обновлено: 04.07.2024

1) Рассмотри схему на с. 5. Что ты можешь рассказать по ней о планетах Солнечной системы?

По этой схеме мы можем сравнить размер планет Солнечной системы, узнать, как они выглядят в телескоп, определить, у каких планет есть кольца.

С помощью схемы перечисли планеты:

а) в порядке увеличения их размеров;

Список планет в порядке увеличения их размеров:

Меркурий, Марс, Венера, Земля, Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер.

б) в порядке уменьшения их размеров.

Список планет в порядке уменьшения их размеров:

Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Земля, Венера, Марс, Меркурий

2) Проанализируйте схемы. С их помощью попробуйте объяснить причины следующих природных явлений:

а) смена дня и ночи;

Смена дня и ночи происходит из-за суточного вращения Земли вокруг своей оси. На освещённой солнцем половине земли день, а на обратной стороне Земли в это же время ночь.

б) смена времён года.

Смена времён года происходит из-за вращения Земли вокруг Солнца и наклона земной оси. Из-за этого наклона Земля подставляет Солнцу то Северное, то Южное полушарие. Когда ближе к Солнцу Северное полушарие у нас лето, когда ближе Южное, у нас зима.

Практическая работа

1) Найди на глобусе основные стороны горизонта; Северный полюс; Южный полюс. С помощью глобуса покажи, как вращается Земля вокруг своей оси.

Северный полюс находится на веру глобуса, внизу глобуса находится Южный полюс. Через полюса проходят земная ось и ось вращения глобуса.

Если смотреть на север, то слева от нас будет запад, а справа — восток.

Вращая глобус вокруг его оси, можно показать вращение Земли. Вращать глобус надо справа налево, то есть с запада на восток.

2) Пусть какой-нибудь источник света, например лампа изображает Солнце. Поставь напротив него глобус. Вращай глобус вокруг его оси и наблюдай, как будут перемещаться свет и тень по его поверхности.

При вращении глобуса с запада на восток, мы видим, что день будет продвигаться по поверхности Земли с востока на запад.

3) Используя тот же источник света и глобус, покажи, как обращается Земля вокруг Солнца. Объясни, почему происходит смена времён года.

Будем перемещать глобус вокруг источника света. При этом заметим, что периодически ближе к источнику света, Солнцу, будет оказываться то Северное полушарие, то Южное. Этим обусловлена смена времён года.

Обсудим!

Температура на Меркурии достигает +480°, на Марсе редко поднимается выше 0°, на Юпитере температура близка к -130°, а на Сатурне приближается к -170°. Как вы это объясните?

Чем дальше планета от Солнца, тем слабее солнечные лучи нагревают её поверхность.

Проверь себя

1) Назови планеты по схеме на этой странице. Для самопроверки используй схему на с. 5.

Слева мы видим Солнца. От него назовём планеты: Меркурий, Венера, Земля и её спутник Луна, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.

2) Коротко расскажи о планетах Солнечной системы.

Краткий рассказ о планетах Солнечной системы для 4 класса

Самой маленькой планетой Солнечной Системы является Меркурий. Он же ближе всего находится к Солнцу. Самой удалённой от Солнца планетой является Нептун, а самой крупной — Юпитер.

У четырёх планет имеются кольца, это Сатурн, Юпитер, Уран и Нептун. Эти планеты называются планетами-гигантами, и у каждой есть много естественных спутников. У Земли тоже есть естественный спутник, Луна, у Марса таких спутников два, но очень маленьких. А Венера и Меркурий лишены спутников.

3) Как движется Земля в космическом пространстве?

В космическом пространстве Земля вращается вокруг своей оси, но при этом также вращается вокруг солнца.

4) Объясни, отчего происходит смена дня и ночи на Земле.

Смена дня и ночи происходит из-за вращения Земли вокруг своей оси. На освещённой Солнцем поверхности Земли стоит день, на тёмной стороне — ночь.

5) Почему происходит смена времён года на нашей планете

Смена времён года происходит из-за вращения Земли вокруг Солнца и наклона земной оси. Земля подставляет солнцу то Южное, то Северное полушария, и на том полушарии, которое ближе к солнцу стоит лето.

Задания для домашней работы

1) Вылепи из пластилина модели планет. Покажи при этом, что все планеты имеют шарообразную форму, но разные размеры.

Вылепим из пластилина шарообразные модели планет Солнечной системы. Примерно покажем разницу в их размерах. Для Меркурия возьмём самый маленький кусочек пластилина, а для Юпитера — самый большой.

2) Понаблюдайте на вечернем небе Луну: невооружённым глазом, в бинокль или школьный телескоп. Сравните результаты наблюдений, сделанных разными способами.

При наблюдении Луны невооружённым глазом, мы видим ровный Лунный диск, с пятнами на нём.

Если посмотреть на Луну в телескоп, то мы увидим, что поверхность Луны неровная, на ней много кратеров и гор. Более темные участки лунной поверхности носят название морей, но воды там нет.

3) Если есть возможность, побывай в планетарии. Здесь можно увидеть движение планет Солнечной системы, познакомиться с разнообразием планет и их спутников.

Рассказ о планетарии для 4 класса

Планетарий — это специальное сооружение, в котором можно посмотреть на движущуюся модель звёздного неба, и всей солнечной системы.

Специальный шар в центре планетария выпускает тонкие лучи света, которые создают на шарообразном потолке схему звёздного неба.

Шар вращается и создаётся ощущение движения звёзд. Лектор рассказывает о созвездиях звёздного неба, показывает самые яркие звёзды.

А также в планетарии можно посмотреть на схему солнечной системы. Увидеть, как вращаются планеты по своим орбитам вокруг Солнца, разглядеть кометы и астероиды.

И также лектор на модели покажет, как происходит смена времён года на Земле, и смена дня и ночи.

Долгое время астрономы могли исследовать планеты Солнечной системы только наблюдая их в телескопы.

Но с началом космической эры, появилась возможность отправлять космические аппараты к другим планетам. Сперва космические станции облетели Луну, опустились на ее поверхность и взяли пробы грунта.

Потом космические аппараты достигли Венеры и Марса.

Сейчас поверхность Марса исследуется с помощью марсохода, который постоянно передаёт на Землю снимки марсианской поверхности, берёт пробы грунта, ищет присутствие жизни.

В скором времени к Марсу планируется полёт космического корабля с человеком на борту.

А также человек исследует и другие планеты Солнечной системы. Благодаря межпланетным космическим аппаратам люди много узнали о Юпитере и Сатурне, об их спутниках и кольцах. Исследовались также Нептун и Уран.

Так учёные узнали, что на спутнике Юпитера Европа есть огромные океаны, покрытые толстым слоем льда, узнали, что в атмосфере Юпитера постоянно случаются страшные штормы, нашли воду на Марсе, и узнали, что атмосфера Венеры ядовита для человека.

На следующем уроке

Вспомни, какие созвездия тебе уже известны. Какие из них ты можешь найти на небе?

Нам уже известны созвездия Большой медведицы, Кассиопеи, Льва, Лебедя. Эти созвездия я научилась находить на звёздном небе.


Диаметр Земли равен 12 740 км. Самая большая планета Солнечной системы – Юпитер. Его диаметр в 11 раз больше диаметра Земли, а масса в 318 раз больше массы нашей планеты. Самая маленькая планета Солнечной системы – Меркурий. Его диаметр составляет 4880 км.

3. Папа Сережи и Нади нарисовал древних богов, в честь которых получили названия планеты Солнечной системы. Соотнеси эти рисунки и изображения планет (соедини линиями).


4. Научитесь узнавать планеты по фотографиям. Рассмотрите фотографии в учебнике, выделите характерные признаки планет, по которым их легко узнать. Вырежете фотографии из Приложения и расположите их в соответствующих окошках.


Характерные признаки планет:

Земля — голубая планета, на нашей планете много воды

Сатурн — кольца (из глыб и камней)

Марс — красная, огненная планета

Юпитер — красно-желтого-оранжевого цвета, полосами

5. Рассмотри иллюстрации и определи, фрагменты каких схем показаны. Дорисуй и подпиши схемы. Сделай это самостоятельно, а в случае затруднения – с помощью учебника.



Расскажи по этим схемам о причинах смены дня и ночи, времен года

Причины смены дня и ночи

На той стороне планеты, которая обращена к Солнцу будет день. А на другой стороне — ночь. А так как наша планета Земля вращается вокруг своей оси, день и ночь будут сменяться.

Причины смены времен года

Наша планета движется вокруг Солнца. Полный оборот за 1 год. При этом земная ось расположена наклонно. Полгода северное полушарие получает больше тепла (Солнце светит в течение дня больше по времени, и сильнее греет) — там лето, а в южном полушарии — зима. Потом наоборот, полгода южное полушарие. Из-за этого сменяются времена года.

2. С помощью учебника впиши цифровые данные в текст. Используй их при рассказе о планетах.
Диаметр Земли равен 12740 км . Самая большая планета Солнечной системы — Юпитер. Его диаметр в 11 раз больше диаметра Земли, а масса в 318 раз больше массы нашей планеты. Самая маленькая планета Солнечной системы — Меркурий. Его диаметр составляет 4880 км .


3. Папа Серёжи и Нади нарисовал древних богов, в честь которых получили названия планеты Солнечной системы. Соотнеси эти рисунки и изображения планет (соедини линиями).


4. Научитесь узнавать планеты по фотографиям. Рассмотрите фотографии в учебнике, выделите характерные признаки планет, по которым их легко узнать. Проверьте себя по учебнику.

5. С помощью учебника заполни таблицу.
Из истории изучения Луны

Год Событие (события)
1959 Советская станция “Луна-2” впервые достигла поверхности Луны, а станция “Луна-3” – сфотографировала обратную сторону Луны.
1969 Американский астронавт Нил Армстронг ввпервые ступил на Луну.
1970 На Луну был доставлен самоходный аппарат “Луноход-1”.
1973 На Луну был доставлен самоходный аппарат “Луноход-2”.


6. Рассмотри иллюстрации и определи, фрагменты каких схем показаны. Дорисуй и подпиши схемы. Сделай это самостоятельно, а в случае затруднения — с помощью учебника.

Смена дня и ночи.



Смена времен года.

Расскажи по этим схемам о причинах смены дня и ночи, времён года.


окружающий мир 4 класс рабочая тетрадь 1 часть Плешаков страница 7. Номер 1

С помощью учебника впиши цифровые данные в текст. Используй их при рассказе о планетах.

Диаметр Земли равен 12740 км. Самая большая планета Солнечной системы – Юпитер. Его диаметр в 11 раз больше диаметра Земли, а масса в 318 раз больше массы нашей планеты. Самая маленькая планета Солнечной системы – Меркурий. Его диаметр составляет 4880 км.

Папа Серёжи и Нади нарисовал древних богов, в честь которых названы планеты Солнечной системы (с. 8). Соотнеси эти рисунки и изображения планет (соедини линиями).


Диаметр Земли равен 124740 км. Самая большая планета Солнечной системы – Юпитер. Его диаметр в 11 раз больше диаметра Земли, а масса в 318 раз больше массы нашей планеты. Самая маленькая планета Солнечной системы – Меркурий. Его диаметр составляет 4880 км.

3. Папа Сережи и Нади нарисовал древних богов, в честь которых получили названия планеты Солнечной системы. Соотнеси эти рисунки и изображения планет (соедини линиями).


4. Научитесь узнавать планеты по фотографиям. Рассмотрите фотографии в учебнике, выделите характерные признаки планет, по которым их легко узнать. Вырежете фотографии из Приложения и расположите их в соответствующих окошках.


5. Рассмотри иллюстрации и определи, фрагменты каких схем показаны. Дорисуй и подпиши схемы. Сделай это самостоятельно, а в случае затруднения – с помощью учебника.


Планеты Солнечной системы

  1. Планета Макемаке – одна из самых удаленных.
  2. Где обитает планета.
  3. За какое время обходит вокруг Солнца.
  4. Как обнаружили Макемаке.

Макемаке настолько далеко от небесного светила, что делает полный оборот вокруг него за 310 лет.

Обнаружить Макемаке удалось благодаря редкому космическому явлению, в ходе которого планета затмила собой свет далекой звезды.

Читайте также: