Сообщение на тему пиковая дама

Обновлено: 01.06.2024

История создания

Реальные события, которые позже повлекли за собой создание данного произведения, А. С. Пушкин узнал от своего приятеля С. Г. Голицына, бабушка которого действительно жила в Париже и была знакома с известным аферистом (или же магом, как угодно) Сен-Жерменом. От него она узнала карточный секрет. Остальные детали и подробности повести были выдуманы Пушкиным.

Смысл названия

Пиковая дама – это тот самый призрак, который является к Германну после преступления. Он принял вид графини, чтобы заставить персонажа оторопеть при виде такого зрелища. Это злой дух, порождение тьмы, которое, как ему и подобает, заключает сделку с человеком. Произведения названо его именем, так как данный образ вобрал в себя всю силу азарта, который сводит игроков с ума. По сути, герой стал жертвой своей алчности, воплощенной в пиковой даме, а не мистических демонов.

Жанр и направление

Книгу можно отнести к мистическому реализму, но тогда такого понятия не было. Современники повести полагали, что в ней можно найти и романтические, и реалистические черты. Так, сам Германн является пародией на романтического героя. Он — немец, а ведь именно в этой стране появился романтизм, и почти все его теоретики родом оттуда. Персонаж сталкивается со сверхъестественным миром, получает доступ к тайнам бытия, но использует их прозаически и чертовски правдоподобно – чтобы разбогатеть. Автор намеренно высмеивает стереотипные образы юношей из романов в духе того времени. Он показывает, как реальный человек использовал бы мистические силы. Также само обращение к мистике, стилистика описания сновидений и неоднозначный финал говорят о том, что писатель использовал романтические каноны для создания произведения. Реализм проявляется в описании быта и нравов дворянского общества, а также в самом поведении героев. Они ведут себя естественно: графиня отыгрывается на зависимости своей воспитанницы, Томский распускает салонные слухи о полной ереси, Германн любой ценой хочет приобрести капитал, а Лиза зазывает к себе на интимное свидание чуть ли не незнакомца. Все, как в жизни.

Композиция

Произведение состоит из шести частей и краткого заключения. Каждую часть предваряет эпиграф, который помогает читателю понять точку зрения автора, настраивает на определенное восприятие.

Композиционно первая часть представляет собой завязку сюжета, в третьей наступает кульминация – сцена смерти графини, в шестой части происходит развязка.

Весь сюжет закручивается вокруг истории нравственного падения молодого немецкого инженера Германна. Он вел скромный и ничем не примечательный образ жизни, но, как говорится, в тихом омуте черти водятся. Так и получилось.

Встреча читателя с героем происходит в первом же эпизоде произведения. После очередной карточной игры у конногвардейца Наумова, продлившейся до раннего утра, все действующие лица беседуют о прошедшей партии. Некий Томский рассказывает об удивительной удаче своей бабушки, которая получила от Сан-Жермена заветную комбинацию карт. Никто из игроков не воспринимает этот анекдот серьезно, и только Германн ничего не может поделать со своими мыслями. История так сильно его зацепила, что он начал продумывать коварные планы по получению тайной комбинации от старухи. Несмотря на то, что скромное жалование никогда не позволяло ему рисковать своими деньгами, общество игроков и секрет тайной арифметики карточной игры не выпускали из своих сетей мужчину.

В дальнейшем главный герой приводит в действие все свои темные мысли: обманом попадает в дом старухи-графини (влюбляет в себя воспитанницу дворянки и приходит к ней в гости), дожидается её прихода и пытается выпытать из неё три карты. Однако всё идет не по плану. От страха старая графиня умирает.

После всего этого Германну начинают казаться странные вещи: на похоронах труп старухи словно подмигивает ему, в собственном доме он видит её призрака, который раскрывает заветную комбинацию карт. По иронии судьбы, Германн оказывается в психбольнице из-за этих же карт. Заветная комбинация оказывается ложной, и он проигрывает всё своё состояние.

Главные герои и их характеристика

Проблемы

Проблематика богата, но мы перечислим только основные проблемы:

  1. Алчность разрушает внутренний мир главного героя. Жажда богатства толкает его на самые ужасные поступки: обман, лицемерие, угрозы и убийство. Германн, сам того не понимая, переходит на сторону Дьявола. Мы видим, что он готов идти по головам ради своей ложной мечты. Внутренние монологи героя до и после преступления ещё ярче раскрывают этапы очерствения его души и помрачения рассудка.
  2. Двуличие и лицемерие. В обществе Германн пытается выставить себя скромным тружеником, который презирает риск, а на деле он поиграл бы, но у него просто нет денег. Также он хочет казаться богаче и значительнее, чем есть на самом деле. Это мучительное несоответствие желаемого и действительного губит молодого человека, он становится все более лицемерным и скрытным. Если бы у него не было утомительной обязанности отыгрывать роль, пускать пыль в глаза, персонаж не стал бы ставить свое будущее на кон.
  3. Равнодушие. Все герои безразличны к судьбе друг друга, поэтому у каждого из них нет никого, кроме себя. Все остальные люди (их родственники и друзья, даже кавалеры) преследуют только меркантильные цели, только это их вместе и удерживает. Но, по сути, Лизе наплевать на графиню, что взаимно, а Германну наплевать на них обеих. Да и все высшее общество пронизано равнодушием, так что судьба человека считается за их игральным столом самой ничтожной разменной монетой.

Основная мысль

Смысл книги в том, что никакое мистическое таинство не может возвысить пошлого и меркантильного человека. Германн искал магию, чтобы достичь банальных и алчных целей — обогащения и авторитета в продажном обществе. Поэтому сама судьба посмеялась над ничтожеством людей, приговорив одного из них к полному проигрышу. Вместе с деньгами герой потерял и рассудок, и честь. Так автор показал, что без материальных благ те, кто живет ради роскоши, ничего собой не представляют, вся сущность таких господ выражена в драгоценностях и деньгах. Как только их развеяло провидение, Германн потерял все то немногое, что у него было.

Пушкин испытал своего персонажа, и тот не выдержал проверки на прочность. Нежданная удача так исказила его принципы, что он даже не сдержал слово, данное Пиковой даме. Перед нами полный упадок личности, который произошел из-за роковой силы, но не магов, а денег. Описав это превращение человека в чудовище, автор выразил обеспокоенность состоянием современного ему общества, помешанного на чинах и золоте.

Чему учит произведение?

Автор хотел научить своих читателей тому, что вне зависимости от ситуации нужно сохранять чистые помыслы. Ведь важнее всегда то, что у тебя в душе, а не то количество материальных благ, которыми ты владеешь. Поиски постоянной наживы и выгоды очерняют человека изнутри, не предоставляя ему ничего взамен. Вывод прост: нужно обогащаться духовно и интеллектуально, тогда и деньги, и уважение придут сами собой.

Также автор заложил мораль, которая была бы полезна и ему самому: нужно держаться подальше от игрального стола или хотя бы не испытывать удачу бесконечно. Шальные деньги не принесут счастья и устойчивого положения, ведь куда важнее богатства в обществе авторитет, который приобретается годами кропотливой работы. Баловень судьбы так и останется в глазах людей выскочкой, и никто не будет действительно уважать его, ибо не за что.

Критика

Произведение нашло массу положительных откликов у известных критиков, литераторов и издателей, а также получило большую популярность в странах Европы.

Моя Пиковая дама в большой моде, — Игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Н(атальей) П(етровной) и, кажется, не сердятся (Дневник Пушкина, 7 ап-реля 1834 г. )

Сам же автор был крайне рад тому, какой тон современной жизни задало его произведение, ведь игроки поголовно начали ставить на тройку, семерку и туза, а придворные женщины начали поиски прототипа той самой Пиковой дамы.

Автор: Алёна Бурдина

Автор: Самый Зелёный · Published 17.02.2020 · Last modified 30.12.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 14.03.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 20.05.2021

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTcnIHN0eWxlPSdtYXJnaW46IDhweCAwOyBjbGVhcjogYm90aDsnPgo8IS0tIFlhbmRleC5SVEIgUi1BLTMzMDYzNS03IC0tPgo8ZGl2IGlkPSJ5YW5kZXhfcnRiX1ItQS0zMzA2MzUtNyIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS03IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIHJlbmRlclRvOiAieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTciLAogICAgICAgICAgICAgICAgYXN5bmM6IHRydWUKICAgICAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgdCA9IGQuZ2V0RWxlbWVudHNCeVRhZ05hbWUoInNjcmlwdCIpWzBdOwogICAgICAgIHMgPSBkLmNyZWF0ZUVsZW1lbnQoInNjcmlwdCIpOwogICAgICAgIHMudHlwZSA9ICJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiOwogICAgICAgIHMuc3JjID0gIi8vYW4ueWFuZGV4LnJ1L3N5c3RlbS9jb250ZXh0LmpzIjsKICAgICAgICBzLmFzeW5jID0gdHJ1ZTsKICAgICAgICB0LnBhcmVudE5vZGUuaW5zZXJ0QmVmb3JlKHMsIHQpOwogICAgfSkodGhpcywgdGhpcy5kb2N1bWVudCwgInlhbmRleENvbnRleHRBc3luY0NhbGxiYWNrcyIpOwo8L3NjcmlwdD48L2Rpdj4K' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTEwJyBzdHlsZT0nbWFyZ2luOiA4cHggMDsgY2xlYXI6IGJvdGg7Jz4KPCEtLSBZYW5kZXguUlRCIFItQS0zMzA2MzUtOSAtLT4KPGRpdiBpZD0ieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTkiIHN0eWxlPSJkaXNwbGF5OiBpbmxpbmUtYmxvY2s7Ij48L2Rpdj4KPHNjcmlwdCB0eXBlPSJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiPgogICAgKGZ1bmN0aW9uKHcsIGQsIG4sIHMsIHQpIHsKICAgICAgICB3W25dID0gd1tuXSB8fCBbXTsKICAgICAgICB3W25dLnB1c2goZnVuY3Rpb24oKSB7CiAgICAgICAgICAgIFlhLkNvbnRleHQuQWR2TWFuYWdlci5yZW5kZXIoewogICAgICAgICAgICAgICAgYmxvY2tJZDogIlItQS0zMzA2MzUtOSIsCiAgICAgICAgICAgICAgICByZW5kZXJUbzogInlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS05IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIGFzeW5jOiB0cnVlCiAgICAgICAgICAgIH0pOwogICAgICAgIH0pOwogICAgICAgIHQgPSBkLmdldEVsZW1lbnRzQnlUYWdOYW1lKCJzY3JpcHQiKVswXTsKICAgICAgICBzID0gZC5jcmVhdGVFbGVtZW50KCJzY3JpcHQiKTsKICAgICAgICBzLnR5cGUgPSAidGV4dC9qYXZhc2NyaXB0IjsKICAgICAgICBzLnNyYyA9ICIvL2FuLnlhbmRleC5ydS9zeXN0ZW0vY29udGV4dC5qcyI7CiAgICAgICAgcy5hc3luYyA9IHRydWU7CiAgICAgICAgdC5wYXJlbnROb2RlLmluc2VydEJlZm9yZShzLCB0KTsKICAgIH0pKHRoaXMsIHRoaXMuZG9jdW1lbnQsICJ5YW5kZXhDb250ZXh0QXN5bmNDYWxsYmFja3MiKTsKPC9zY3JpcHQ+PC9kaXY+Cg==' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTExJyBzdHlsZT0nbWFyZ2luOiA4cHggMDsgY2xlYXI6IGJvdGg7Jz4KPCEtLSBZYW5kZXguUlRCIFItQS0zMzA2MzUtMjQgLS0+CjxkaXYgaWQ9InlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0yNCIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS0yNCIsCiAgICAgICAgICAgICAgICByZW5kZXJUbzogInlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0yNCIsCiAgICAgICAgICAgICAgICBhc3luYzogdHJ1ZQogICAgICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB0ID0gZC5nZXRFbGVtZW50c0J5VGFnTmFtZSgic2NyaXB0IilbMF07CiAgICAgICAgcyA9IGQuY3JlYXRlRWxlbWVudCgic2NyaXB0Iik7CiAgICAgICAgcy50eXBlID0gInRleHQvamF2YXNjcmlwdCI7CiAgICAgICAgcy5zcmMgPSAiLy9hbi55YW5kZXgucnUvc3lzdGVtL2NvbnRleHQuanMiOwogICAgICAgIHMuYXN5bmMgPSB0cnVlOwogICAgICAgIHQucGFyZW50Tm9kZS5pbnNlcnRCZWZvcmUocywgdCk7CiAgICB9KSh0aGlzLCB0aGlzLmRvY3VtZW50LCAieWFuZGV4Q29udGV4dEFzeW5jQ2FsbGJhY2tzIik7Cjwvc2NyaXB0PjwvZGl2Pgo=' data-block='11'>

Пушкин Александр Сергеевич

Год написания повести — 1833, а опубликована она была в 1834 году.
История создания — В основу сюжета легла реальная история, рассказанная поэту князем Голицыным. Проигравшись, князь поставил деньги на три карты, воспользовавшись советом своей бабушки. Голицын полностью отыгрался, а тайну трех карт его бабушке поведал Сен-Жермен – известный алхимик и оккультист.
Жанр — Повесть.
Направление — Романтизм.
Основная идея — Судьба человека непредсказуема. Человеку не стоит доверяться случаю. Его жизнь, здоровье, благосостояние – это не игра. Если стремишься достичь быстрого обогащения нечестным способом: обманом, путем шантажа, то и результат будет соответствующий – полная деградация личности.
Тема — Тема непредсказуемости судьбы.
Проблема — Если человек имеет шаткие нравственные ценности, то он не сможет управлять своей жизнью, а судьба будет управлять им. И он будет чувствовать себя во власти рока.
Композиция — Повесть разделена на шесть частей, а в конце – небольшое заключение. Первая часть – это завязка сюжета, в третьей происходит кульминация, а в шестой – развязка.

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Неотвратимость судьбы.

Проблема: Не каждый человек в состоянии влиять на свою судьбу.

2. Тема: Человеку воздается по его деяниям.

3. Тема: Отношение людей к деньгам.

Проблема: Желание разбогатеть для одних людей – источник радости и само актуализации, а для других – повод совершить злодеяние.

Если человек хочет вырваться из нищеты – это естественное и позитивное стремление. Для каждого важно заботиться о себе, обустраивать свою жизнь, иметь деньги для удовлетворения своих потребностей и желаний. Проблема начинается тогда, когда человек во имя денег забывает себя, попирает собственные ценности. Герои повести ведут себя именно так.

Ради денег Германн идет на преступление. Понятно, что он берет с собой пистолет, чтобы припугнуть графиню, но по факту он убивает старую женщину. Германн наносит душевную травму Лизе, которую обманывает, делая ее невольной соучастницей убийства. Он не ценит богатства, которое уже выпало ему на долю – это нежное и трепетное отношение Лизы. Идя напролом, по головам других людей, Германн разрушает сам себя.

Ради денег терпит унижения полусумасшедшей старухи и другая героиня повести - Лиза. Она ничего не делает, а лишь ждет, что появится мужчина, который поможет ее освободиться. Именно поэтому она встречает Германна с распростертыми объятиями, не пытаясь выяснить, какого человека приглашает в дом.

4. Тема: Любовь и равнодушие в повести.

Проблема: Именно равнодушие к людям заводит человека в тупик.

Появление Германна Лиза воспринимает с радостью. Он вызывает в ней душевный отклик, теплые чувства. Можно сказать, что девушка влюблена. Лиза отваживается пригласить молодого человека в дом. Можно было бы в этот момент Германну остановиться. Он искал одно богатство, а нашел другое, но Германн не оставляет в покое своих замыслов. Не меняет их на ночь любви, которую ему подарила судьба. Он равнодушен к Лизе, безразличен к судьбе старухи, которой может нанести явный вред.

Несмотря на то, что Лиза неравнодушна к Германну, ее движет не только чувство влюбленности. При помощи замужества она хочет выйти из зависимости от старухи, и это уже неблагоприятный момент для начала любых отношений.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Сквозь все произведение мы слышим трагедийный пафос повести. Мы видим те поступки, которые предпринимает главный герой ради желания быстро разбогатеть. Общество ценит и уважает богатых людей. Стремление к обеспеченной жизни становится для него просто маниакальной.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Образ графини двойственен. Ее комната усеяна предметами дамского туалета. С одной стороны, эта женщина – богатая дама, уважающая себя и следящая за собой. С другой стороны, она – взбалмошная старуха со своими возрастными причудами, изводящая своих домочадцев. Комната Лизы, судя по описанию, маленькая и бедно обставлена – крашенная кровать, сальная свеча.

Образы графини и Лизы противопоставлены друг другу. Если сравнить их комнаты, то сразу можно сделать вывод о социальном неравенстве двух героинь. Есть и другое отличие - Лиза молода и полна жизни, а графиня стара, отживает свой век. Старая дама издевается над воспитанницей, как бы мстит ей за молодость и красоту.

Германна и Лизу объединяет то, что они оба амбициозны. Они не согласны со своей бедностью, считают, что достойны лучшей жизни. Люди, имеющие такой характер, самостоятельно пробивают себе дорогу. Германн действует, но стремиться добиться желаемого преступным путем, а Лиза невольно становится его соучастницей. Оба живут в нереальном мире, в мечтах.

И Германн, и Лиза пытаются решить свой наболевший вопрос при помощи друг друга. Германну нужно проникнуть в дом, а Лиза хочет побыстрее выйти замуж и освободиться от графини.

п.4. Литературные приёмы

Символы, используемые в повести, выполняют важную роль – они выводят историю из частной жизни на общечеловеческий уровень. Разберем некоторые из них.

Погода в момент свидания с Лизой была просто ужасной. Был сильный ветер, он выл, что напоминает о воющих волках. Создается ощущение опасности, бессмысленности данного поступка. Еще не поздно отказаться от задуманного, но Германн непреклонен.

Во время пути Германна на свидание меняется освещение, переходя от света к темноте. Сени освещены полностью, передняя освещена слабо, а в кабинете было темно.

п.5. Конфликт произведения

Основной конфликт произведения – непримиримость героя со своим материальным положением, с судьбой. Он борется с роком нечестными, изощренными путями.

Увлекательная, трагичная и загадочная история об отношениях офицера и юной девушки была написана Александром Пушкиным буквально на одном дыхании — всего за 44 дня.

  • История написания
  • Краткое изложение сюжета
  • Главные персонажи
  • Направленность произведения
  • Проблематика и темы
  • Замысел создателя повести

Пиковая дама

История написания

Пиковая дама анализ произведения

В литературе немало произведений, которые пытались выяснить, как личная активность человека связана со случаем, удачей. Весь петербургский период русской истории отмечен размышлениями над ролью случая. Не стал исключением и Пушкин, которому всегда были интересны глубины человеческой души.

Работа над повестью проходила осенью в Болдине (1833), это была чрезвычайно плодотворная пора для писателя.

Краткое изложение сюжета

Чтобы лучше понять проблематику произведения и характеристику героев, надо сначала вникнуть в сюжет. В повести всего шесть частей и небольшое заключение. Каждую часть автор предварил эпиграфом, из которого становится понятным взгляд автора на происходящее. В первой части следует завязка, кульминация наступает в третьей (смерть графини), развязка — в шестой.

Краткое содержание поможет сэкономить время и не заниматься внеклассным чтением:

Пиковая дама содержание

Пиковая дама замысел

  • Глава первая. После совместной игры в карты знакомые обсуждают немца по имени Германн, который никогда не играет. Он объясняет это тем, что не может жертвовать необходимым ради призрачной надежды обрести лишнее. Один из игроков говорит, что его бабка, графиня Анна Федотовна, знает три выигрышные карты, но ни с кем тайной не делится и не пользуется ей сама. Мужчины насмехаются над рассказом и расходятся.
  • Глава вторая. Графиня и ее воспитанница собираются на прогулку. Юная Лиза терпит капризы богатой родственницы, мечтая поскорей выйти замуж и зажить отдельно. Под окнами ходит незнакомый военный, который заглядывается на девицу, встречает ее у порога. Германн в душе азартный игрок, но жадность и боязнь проиграть удерживают его от того, чтобы сесть за стол. Это он дежурит у ворот графини, ожидая неизвестно чего. История о выигрышных картах не дает ему покоя.
  • Глава третья. Германн передает Лизе письмо. Написав ответ, девушка выбрасывает записку в окно. Молодые люди договариваются о тайном свидании. Но вместо того, чтобы пойти в комнату девушки, Германн прячется в спальне графини. Под дулом пистолета он заставляет даму открыть ему секрет трех карт. Испугавшись, старуха умирает.
  • Глава четвертая. Вернувшаяся с бала Лиза рада, что не застала Германна у себя, ведь на балу за ней ухаживал Томский. Внезапно Германн входит и рассказывает о своем коварном плане. Лиза в ужасе. Но утром дает молодому человеку ключ, чтобы он тайно вышел из дома.
  • Глава пятая. Молодой офицер приходит на похороны. Ему кажется, что покойница усмехается над ним, приоткрыв глаз. Германн оступается и падает. В ночном кошмаре он видит графиню, которая приходит, чтобы сообщить ему выигрышные карты: тройка, семерка, туз. Она прощает его, но требует жениться на Лизе.
  • Глава шестая. В столицу приезжает известный богатый игрок. Герман ставит по одной карте в день и начинает выигрывать. Последним выпадает туз, однако тут выясняется, что офицер вместо него поставил на даму пик. Главному герою кажется, что графиня смеется над ним.

Главные персонажи

Герои принадлежат разным поколениям, каждый имеет свой общественный статус. Автор умело использует все эти детали для того, чтобы сделать повествование более убедительным и драматичным. Действующих лиц не так уж много:

Пиковая дама история создания

Еще одно действующее лицо — Томский, но он появляется редко. Родственник графини, благодаря которому происходит завязка действия. Именно из-за его рассказа Германн начинает идти на поводу своих низменных страстей.

Направленность произведения

Хотя жанр работы Пушкина — повесть, многие критики считали, что это рассказ, поскольку произведение вышло кратким. Оно содержит лишь одну сюжетную линию и имеет ограниченное число действующих лиц. Знатоки считают его первым литературным произведением, отрывающим цикл последующих размышлений о пороках и наказаниях, которые обязательно следуют за злодейством.

 пиковая дама сюжет

  • Таинственный секрет богатства.
  • Старый дом.
  • Роковое стечение обстоятельств.
  • Похороны, зловещие шаги.
  • Призрак умершей женщины.

В то же время вполне вероятно, что все невероятные события существуют лишь в воображении главного героя. То ему мерещится взгляд покойницы, то подмигивание пиковой дамы.

Если все эти эпизоды считать проявлениями болезненного состояния молодого человека, то останется весьма реалистичный рассказ о том, как преступника постигла заслуженная кара.

Проблематика и темы

Жадность — главная проблема главного персонажа, из-за которой он впадает и в другие грехи. Германн вовсе не думает о чувствах бедной девицы, которую он обманывает ради достижения своей цели.

Особенность произведения и в том, что тема любви здесь не является основной, хотя это не совсем типично для Пушкина. Юная девушка символизирует настоящее счастье, которое проходит мимо героя, поскольку он его предпочитает не замечать. Добиваясь желаемого нечестными способами, он теряет и то немногое, что имел до начала своей авантюры.

Пиковая дама главные герои

Роль судьбы играет тут привидение старухи, которая является своему обидчику. Она обещает простить его, только если он женится на Елизавете, но тот не выполняет условие. Тогда свершается месть — Германн виновен в том, что преступил нравственный закон. Сначала втерся в доверие к невинной девушке, затем обманом проник в чужой дом, после чего начал угрожать пистолетом беззащитной старухе. Он стремительно катится по наклонной плоскости. Кто знает, на что он мог решиться, если бы княгиня не захотела выдать ему тайны?

Героя ожидает трагический финал — сумасшествие. Оно ужасно тем, что человек уже ничего не в состоянии изменить в собственной судьбе. Автор явно показывает, что рок неумолим. Он настигнет виноватого в любом случае и не стоит надеяться на снисхождение.

Замысел создателя повести

 пиковая дама пушкин

Почувствовав себя на гребне удачи, бывает сложно остановиться. Начав выигрывать, Германн даже не заметил, как поставил не на ту карту.

В самом названии кроется ответ на вопрос, как будет наказан преступник — ведь кажется, ничто не может помешать тому, кто знает выигрышную комбинацию.

Но автор неслучайно указывает в эпиграфе, что дама пик — символ тайной недоброжелательности.

Мертвая старуха как будто насмехается над своим обидчиком, который ставит все на самую последнюю карту. Выходит туз, но вмешивается сам рок и оказывается, что ставка была сделана неправильно.

Главное, по мысли автора, что Германн проспорил собственную душу, сделав ставку не на вечные ценности (любовь, доверие, честность), а на преходящие (удача, богатство, азарт).

Сергей Голицын

Однако старуха (которая по воспоминаниям современников имела ужасный характер, была алчной, злой и деспотичной) не дала внуку ни копейки денег. Однако совсем без помощи она его все же не оставила. Наталья Петровна поведала Сергею Голицыну секрет трех карт, якобы подаренный ей когда-то известным французским авантюристом Сен-Жерменом. Секрет этот состоял в том, что нужно было ставить деньги на три особые карты. Сергей Григорьевич прислушался к совету княгини и… отыгрался в первый же вечер.


Княгиня Голицына — прототип главной героини повести

Примечательно, что в молодости Наталья Петровна, будучи в Париже, и сама крупно проигралась. Тот самый Сен-Жермен раскрыл ей таинственный картежный секрет, и она смогла крупно выиграть, закрыв денежные долги.

Написание, издание, критика


ПИКОВАЯ ДАМА

Над этой особенностью Германна часто подшучивают друзья, которые любят коротать вечера за карточным столом. Однажды приятель Томский высказывает мнение, что ему вполне понятно, почему не играет Германн – в силу своей расчетливости, доставшейся ему от немецких предков. Но вот почему не играет его бабушка графиня Анна Федоровна, Томский взять в толк никак не мог. По его словам, лет 60 назад, Анна Федоровна, играя в карты при парижском дворе, проиграла огромную сумму герцогу Орлеанскому.

Супруг графини оплачивать долг жены наотрез отказался, и она не придумала ничего лучше, чем обратится с просьбой о займе к богатому французскому месье по фамилии Сен-Жермен. Знаменитый авантюрист не стал ссуживать красивой молодой даме деньги, а выручил ее по-другому. Он открыл Анне Федоровне секрет трех карт, благодаря которому она в тот же вечер в полной мере отыгралась. Однако с того памятного дня она ни разу в жизни не взяла карты в руки.


Услышав эту историю, Германн потерял покой! Он мечтал разузнать о тайне этих трех карт. В своих грезах он уже выиграл баснословное состояние и жил припеваючи, ничего не делая. С этой целью он разузнал адрес графини и стал каждый день приходить к ее дому. Своей настойчивостью он расположил к себе девушку Лизу, которая прислуживала графине. И с помощью наивности Елизаветы Германн однажды вечером проник в комнату старушки. Он сначала попросил, а потом стал требовать у Анны Федоровны раскрыть секрет трех карт. Но испугавшаяся пожилая женщина наотрез отказалась говорить. Тогда Германн достал револьвер и начал угрожать, из-за чего графиня умерла.

На похоронах графини Германну показалось, что покойница взглянула на него и усмехнулась. Мужчина лишился чувств. А ночью ему приснился сон, в котором призрак Анны Федоровны открыла ему секрет трех карт: ему нужно было поставить свои деньги на тройку, семёрку и туза. Но непременно в один вечер ставить лишь на одну карту. А после того, как выиграет, он должен был жениться на Лизе и больше никогда не брать карты в руки.


Иллюстрация (1937-1940) Кравченко А. И.

Герман решил проверить сон. В первый вечер он поставил на тройку все свои сбережения в 47 тысяч рублей и выиграл. Во второй вечер он удвоил эту сумму, поставив на семерку. Третий вечер должен был принести ему огромный выигрыш, но в самый ответственный момент Германн вдруг обнаружил, что вместо туза по ошибке поставил на даму пик. В итоге он проиграл всё. Мужчина лишился чувств, напоследок заметив, что та самая пиковая дама на карте до боли напоминает старуху-графиню.

В результате этой истории Герман сошел сума и был помещен в клинику для душевнобольных. Елизавета вскоре вышла замуж за сына бывшего управителя графини.

Краткий анализ повести


Даже Лизу он использует лишь в своих корыстных целях, не обращая внимания на то, что мог бы построить с ней семейный союз. В итоге герой, по сути, идет на преступление, так или иначе подталкивая пожилую графиню к смерти. Жизнь не прощает ему такой дерзости и жестоко наказывает мужчину.

Известно, что известный советский космонавт Герман Титов, следом за Юрием Гагариным покоривший космос, получил свое имя в честь пушкинского героя. Во всяком случае так утверждал сам Герман Степанович, ссылаясь на воспоминания своего отца.

Экранизации и музыка

Пиковая дама. Кадр из экранизации 1916 года

Кадр из экранизации 1916 года

Читайте также: