Сообщение на тему пародия в петербургских повестях гоголя

Обновлено: 28.04.2024

Презентация на тему: " Смешны или абсурдны истории, рассказанные Н.В. Гоголем в петербургских повестях? Выполнили:" — Транскрипт:

2 Смешны или абсурдны истории, рассказанные Н.В. Гоголем в петербургских повестях? Выполнили:

3 Смех в литературе Смех как грань сознания и поведения человека, во- первых, является выражением жизнерадостности, душевной веселости, жизненных сил и энергии и при этом неотъемлемым звеном доброжелательного общения (юмор). И во-вторых, смех это форма неприятия и осуждения людьми того, что их окружает, насмешка над чем-либо, непосредственно-эмоциональное постижение неких противоречий, нередко связанное с отчуждением человека от того, что им воспринимается (ирония, сатира, сарказм).

4 Абсурд в литературе Литература абсурда это стиль в литературе, характерной особенностью которого является демонстрация бессмысленности, парадоксальности, нелепости и даже комизма привычных жизненных условностей, правил и законов, при помощи игры логическими значениями, бесцельности существования человека, обличения недопонимания между отдельной личностью и обществом.

6 Петербург в творчестве Гоголя Тема Петербурга в творчестве Гоголя является одной из ведущих. Им был написан даже цикл петербургских повестей. Петербург Гоголя - это фантастический таинственный мир, полный мрачной мистики. Мир, где правят власть и роскошь, а маленький человек не стоит ничего и может сгинуть, не оставив о себе и крупицы памяти. Петербург в произведениях Гоголя - место, где люди разговаривают сами с собой, носы сбегают от своих владельцев и занимают видное место в обществе, а вещи оживают. Образ Петербурга в творчестве Гоголя - это совокупность гротеска и сатиры.

10 Заключение Гоголь творит свой абсурдный мир простыми средствами. Он никогда не подчёркивает совершенств героев, напротив, почти все действующие лица у него герои недостатков, они не заслонены вычурными декорациями, не бьются в истерике, показывая своё горе или радость, а спокойно, неторопливо рассказывают нам свои истории, и каждая из этих тихих исповедей запоминается надолго.

Сегодняшнее писательское искусство признает Н.В. Гоголя своим наставником. Он был один из выдающихся деятелей русской прозы. Смех в его творчестве соединен с трагическими потрясениями. Хотя его произведения отличаются красочностью языка и простотой сюжета, сам Гоголь был человеком, постоянно удивляющим и немного таинственным. Его “Петербургские повести” оказали огромное влияние на развитие культуры в России. Русской литературе северная столица виделась “фантастическим” городом: в его едином образе совмещались и переходили друг в друга очень противоположные облики — величие и ничтожество, красота и блеск императорского окружения и темная жизнь бедняков. Мы видим, читая повести Гоголя, как это противоречие разрастается, получая все новые оттенки в красивых эпитетах и образных гиперболах.
“Записки сумасшедшего” — это единственное в творчестве Гоголя произведение, написанное как исповедь, как рассказ героя о себе. Он ведет свой внутренний монолог, “говорит сам в себе”, во внешней же жизни он другой. Перед генералом и его дочкой, он хотел бы много сказать и спросить, но никак не мог.Это различие его внутреннего и внешнего мира сводит его с ума. Героя мучает вопрос о собственной самооценке. Так как никто за ним таковой не признает, он должен выяснить это для себя сам. Разглядывая свои достоинства и недостатки, Поприщин разговаривает сам с собой. Вот, например, его игривое замечание: “Что это за бестия наш брат чиновник! Ей-богу, не уступит никакому офицеру, пройди какая-нибудь в шляпке, непременно зацепит”. Этот тон легкой пошлости, думает наш персонаж, должен показывать, что “все у меня в порядке, и я большой любитель до шуток”. Но это не настоящий Поприщин. Он только хотел бы быть таким. На самом же деле замечания его слишком резки, в них чувствуется неуверенность, которая его выдает. Многие мысли автора записок кажутся грубыми, но ведь таким и звучит для него тон независимого человека, которым пытается себя считать.
В отличие от других произведений Гоголя, в “Записках сумасшедшего” прямо слышится в каждом слове пошлость и трагизм — две краски петербургского мира. В попытке оценить себя Попрыщин руководствуется только ценными для себя понятиями: чин и звание. Поэтому он стремится поближе “рассмотреть жизнь этих господ” и в сладкой мечте фантазирует, что “станем и мы полковником и заведем себе репутацию”. Но его “бедное богатство” достается камер-юнкеру, и Попрыщин пытается вдуматься глубже: “Отчего происходят все эти разности? Отчего я титулярный советник и с какой стати я титулярный советник?”. Вмиг перепрыгнуты все мечты о том, чтобы быть полковником. Для Попрыщина теперь они мелки и незаметны. Герой ставит себя над теми, кто в жизни выше его. Его рассуждения об “исполинских делах” и есть сумасшествие. Но именно поэтому на испанском короле записки и заканчиваются.
Заключительный монолог — уже не речь прежнего Поприщина, а лирика Гоголя. Сознание человеком своего несчастья рождает у Гоголя любимый образ дороги, тройки и колокольчика. “Дорога мчит через весь свет в каких-то космических далях; куда несет она человека?… Взвейтесь кони и несите меня с этого света!”. Так разрешаются поиски бедным человеком своего места в мире: не титулярный советник, и не полковник, и не испанский король, ,а “ему нет места на свете!”.
Все повести петербургского цикла составляют истинную художественную энциклопедию чиновничей жизни и психологии. В них вырастает монументальный образ гоголевского Петербурга, где личность нерасторжимо связана с миром вещей, внешнего порядка, системы искусственного, притворного поведения. Здесь властвует сила чина, нивилкрующая личность. Чин для Поприщина является некоей великой ценностью, критерием справедливости и счастья. Освободившись от этой иллюзии, бедный Поприщин открывает новую истину: “Все, что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам”. Негодуя на такую несправедливость, больная душа героя рождает воображаемую месть с помощью воображаемого достижения власти (он становится королем Испании). Месть виновникам всех несчастий и несправедливостей в мире —”чиновным отцам” — “патриотам”, которые “мать, отца, бога продадут за деньги, честолюбцы, христопродавцы!…”.
Всеобщая обезличенность чином для Гоголя — некий глобальный социальный закон. Он губителен для всех, для людей, стоящих на любой ступени социальной лестницы. Об этом хочет предупредить человечество Гоголь. Все страшные последствия этого явления показывает нам великий классик-реалист, изображая с критической беспощадностью героев петербургских повестей. Он “первый представил нас нам в настоящем виде, первый научил нас знать наши недостатки и гнушаться ими,” — этим, считал Чернышевский, Гоголь осуществлял великую художественную функцию литературы: двигать “вперед свою нацию”.

Но именно поэтому на испанском короле записки и заканчиваются.Заключительный монолог — уже не речь прежнего Поприщина, а лирика Гоголя. Сознание человеком своего несчастья рождает у Гоголя любимый образ дороги, тройки и колокольчика. «Дорога мчит через весь свет в каких-то космических далях; куда несет она человека?…

Возможно это вас заинтересует:

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Сочинение на тему пародия в петербургских повестях гоголя

3ий гоголевский цикл – реального изображения Петербурга – не как парадного города с торжеством и балами, архитектурой, а как город сумасшествия, гротеска и маленьких людей, город, где все парадоксально противоположно. Красота – грязь, и главным способом выражения гротеск, во всем! Состоит из 5 произведений: “Невский проспект”, “Нос”, “Портрет”, “Записки сумасшедшего”, “Шинель”. Разные по содержанию, но с единой проблематикой. Главным героем здесь выступает сам Петербург. В нем воплощены силы зла (это то, что получилось от разгула нечисти). Это мир парадоксов – здесь ненормальное – нормально, красота – отвратительна, где как в “Невском” – “все дымит обманом, кроме фонаря” и здесь нет житья бедному честному человеку, как в “Шинели”. Все его герои либо сходят с ума, либо погибают. И весь цикл – как вопль негодования против тех, кто опошлил, осквернил. При этом Гоголь использует прием сочетания фантастического и реально-бытового, причем граница очень тонкая и получается, что все уродства этого города так ужасны, что их изображение как гротеск и при этом только такое изображение дает возможность увидеть все уродство.

Особенно ярко гротеск проявляется в “Носе”. Причем фантастика подается с реальными чертами – встреча Ковалева в казанском соборе со своим носом, где нос стоит в мундире и живет своей жизнью. Но Ковалев не может его вернуть, потому что тот выше его по чину и их диалог – человека и его носа – реален. Такой можно услышать между двумя неравными чиновниками => фантастика нисколько не мешает, более того, она не так страшна как реальность, так как в этом мире все сдвинуто: человека заменил чин, красота и любовь продаются, чиновники и полицейские – взяточники. Поэтому история с носом – это еще ничего.

Ковалев и его нос, в этом конфликте побеждает нос, ведь у него звание выше. Положение человека унизительно, без носа он и по службе не пробьется, и всегда он причитает, что у него слишком много знакомых в высших кругах. + идея раздробленности.

В “Портрете” Чартков – частный, трудолюбивый художник с талантом. Но он попался на легкие деньги. Это повесть о трагедии художника с талантом, но погубленного пошлостью этого мира. + “Шинель”, где шинель – образ дьявола.

В критике комедию Гоголя “Ревизор” принято называть лучшей социальной комедией своего времени. Созданная на основе глубочайшего проникновения в сущность общественных явлений, комедия “Ревизор” сыграла немаловажную роль в развитии общественного самосознания. Высокий реализм тесно слился в “Ревизоре” с сатирой, сатира — с воплощением социальных идей. Разъясняя смысл “Ревизора”, Гоголь указал на роль смеха: “Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе… Это честное, благородное лицо — был смех”. Писатель ставил перед собой цель — “смеяться сильно” над тем, что “достойно осмеяния всеобщего”, ибо в смехе Гоголь видел могучее средство воздействия на общество.

Близкий друг Гоголя, Аксаков, писал, что “современная русская жизнь не дает материала для комедии”. На что Гоголь ему ответил: “Комизм кроется везде… живя среди него, мы его не видим, но… если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху”.

Своеобразие гоголевского смеха заключается прежде всего в том, что предметом для комизма избраны не плутни какого-либо героя, а сама современная жизнь в ее комически уродливых проявлениях.

В основе сюжета “Ревизора” лежит типично комедийное несоответствие: человека принимают не за того, кем он является на самом деле. Но в отличие от своих предшественников. Гоголь решает эту ситуацию по-новому.

Хлестаков ни за кого себя не выдает. Чиновников обмануло чистосердечие Хлестакова. Опытный плут навряд ли провел бы городничего, который “мошенников из мошенников обманывал”. Именно непреднамеренность поступков Хлестакова сбила с толку городничего.

В “Ревизоре” нет внешних толчков к развитию действия. Как ни парадоксально, основным импульсом развития комедии является страх чиновников. Чувство страха объединяет раздираемый внутренними противоречиями город в единый организм. Это же чувство страха делает всех жителей города чуть ли не братьями. Оказывается, не родство душ, не общность интересов, а только страх способен сплотить этих людей.

Происходящее выявляло в людях их истинное уродливое и смешное лицо, вызывало смех над ними, над их жизнью, которая была жизнью всей России. “Над собою смеетесь”, — это ведь обращено в хохочущий зрительный зал.

Гоголь смеется как над всем уездным городом в целом, так и над его отдельными обитателями, над их социальными пороками. Беззакония, казнокрадство, взяточничество, корыстные мотивы вместо заботы об общественном благе — все это показано в “Ревизоре” в виде тех общепризнанных форм жизни, вне которых управители не мыслят себе свое существование.

Смешное обнаруживается и в той серьезности, с которой относится к своему делу каждый из персонажей комедии. Все они заняты своим делом как величайшей задачей всей жизни. Читателю же со стороны видна незначительность и пустота их забот. Таким образом, Гоголь наглядно показывает контраст суетливой внешней деятельности и внутреннего окостенения.

“Ревизор” — комедия характеров. Юмор Гоголя психологичен. Смеясь над персонажами “Ревизора”, мы, говоря словами Гоголя, смеемся не над их “кривым носом, а над кривою душою”. Комическое у Гоголя почти целиком отдано обрисовке типов. Отсюда неприятие фарса, карикатуры. Сам автор писал: “Больше всего надо опасаться, чтобы не впасть в карикатуру”.

Так, отдавая спешные приказания к приему ревизора, городничий путает слова: “Пусть каждый возьмет в руки по улице, — черт возьми, по улице! — по метле…”

Минуту спустя он хочет надеть вместо шляпы бумажный футляр.

В записке, полученной Анной Андреевной от мужа, содержится забавная путаница: “Я ничего не понимаю, к чему же тут соленые огурцы и икра? ”

Квартальные, которым городничий указывает на лежащую на полу бумажку, “бегут и снимают ее, толкая друг друга впопыхах”.

Поздравляя Анну Андреевну с “обручением” дочери, Бобчин-ский и Добчинский “подходят в одно время и сталкиваются лбами”.

Вот, пожалуй, и все подобные сцены и подробности. И мы видим, что эти смешные “цепляния” — скорее сопутствующие тона к основному мотиву. Они характеризуют атмосферу спешки, неразберихи, страха. Комическое Гоголя, как правило, вытекает из характеров героев.

Обличая все дурное, Гоголь верил в торжество справедливости, которая победит, как только люди осознают гибельность “дурного”, а чтобы осознали, Гоголь осмеивает все презренное, ничтожное. Реализовать эту задачу ему помогает смех. Не тот смех, который порождается временной раздражительностью или плохим характером, не тот легкий смех, служащий для праздного развлечения, но тот, который “весь излетает из светлой природы человека”, на дне которой заключен “вечно бьющий родник его”.

Николай Васильевич Гоголь большую часть собственной жизни провел в Петербурге. Впервые в своей жизни он оказался там в возрасте девятнадцати лет. В декабре месяце 1828 года он приехал туда, был малоизвестным и даже больше – все его ранние произведения в то время не сыскали никакой популярности, а критики оценили их крайне негативно. Молодой писатель не отчаялся и не сдался, а за восемь последующих лет он стал очень известным, знаменитым во многих кругах и в 1836 году покинул Петербург. В дальнейшем он снова посещал свой любимый город, но уже бывал здесь не так долго, как самому хотелось бы.

Знакомство Гоголя с Петербургом

Реальное и фантастическое в петербургских повестях Гоголя (стр. 5 из 5)

В шуточной неправдоподобной повести Гоголя есть большое общественное содержание.

Ему нельзя поручить работы, где требуется хотя бы только намек на самостоятельность. Однажды предложили ему написать отношение с небольшой переменой слов, — он весь вспотел и, наконец, попросил дать ему переписать что-нибудь другое.

В заключение курсовой работы можно сделать выводы.

В Петербургских повестях Гоголя идет своеобразное переплетение фантастического и реального плана, причем реальный план воплощается в известной уже ранее форме слухов.

Таким образом, фантастические элементы в творчестве Н. В. Гоголя — это один из способов сатирического изображения многих пороков общества, один из способов утверждения реалистического начала в жизни.

Фантастическое у Гоголя отнюдь не внешний прием, не случайное и не наносное. Удалить фантастичное — повести распадутся не только сюжетно, но и по своему смыслу, по своей идее. Злая, посторонняя сила, неведомо, со стороны откуда-то взявшаяся, разрушает тихий, безмятежный, стародавний уклад с помощью червонцев и всяких вещей, — вот в чем этот смысл. В богатстве, в деньгах, в кладах — что-то бесовское: они манят, завлекают, искушают, толкают на страшные преступления, превращают людей в жирных скотов, в плотоядных обжор, лишают образа и подобия человеческого. Вещи и деньги порой кажутся живыми, подвижными, а люди делаются похожими на мертвые вещи.

В отличие от многих романтиков, у которых фантастическое и реальное резко разделены и существуют сами по себе, у Гоголя фантастика тесно переплетается с реальностью и служит средством комического или сатирического изображения героев, она основана на народной стихии.

Петербургские повести знаменуют обращение писателя от мелко- и средне-поместной усадьбе к чиновному Петербургу. Мастерство Гоголя сделалось еще более зрелым и социально направленным, но в то же время и еще более мрачным. Усилились острота пера, сжатость, выразительность, общая экономность в средствах. Замысловатый и фантастический сюжет уступил место анекдоту, манера письма стала более прозаической.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анненский И. О формах фантастического у Гоголя, — М.: Наука, 1979.с.22

2. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений, — М.: Академия наук СССР в 10 т., 1981г.

3. Бурков И.А. Николай Гоголь, — М.:Просвящение, 1989. – 549с.

5. Герцен А.И. Полное собрание сочинений и писем [Текст]. Т. 6. 1850-1851. н. 492 — 546 / А. И. Герцен. — Пг. : Литературно-Издательский Отдел Народного Комиссариата по Просвещению, 1919. — 723 с.

6. Гоголь Н.В. Избранное, — М.: Просвящение, 1988. – 384с.

7. Гоголь Н.В. Избранное, — СПб.:Питер, 2000. – 653с.

8. Гоголь Н.В. Мертвые души. Ревизор. Повести. М.: Просвещение, 1982. – 976 с.

9. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. М., 1929, т. III.

10. Лочин Ю.В. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М.: Просвещение, 2005. – 352 с.

11. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. М.: Знание, 1980. – 198 с.

12. Мажинский С. Художественный мир Гоголя. М.: Просвещение, 1971. – 437 с.

13. Малиновская И.Р. Слово классика, — Мн.: Вышэйшая школа, 2005. – 202с.

14. Машинский С. Н.В. Гоголь в русской критике и воспоминаниях современниках. М.: Просвещение, 2005. -367 с.

15. Новиков Л.А. Лингвистическое толкование художественного текста. Л.: Эхо, 1984. – 158 с.

16. Степанов Н.Л. Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество, — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959. – 692с.

17. Степанов Н.Л. Н.В. Гоголь. М.: Просвещение, — 580 с.

18. Сумарова И.Р. Незнакомый Гоголь, — М.: Высшая школа, 2000. – 197с.

20. Храпченко М.Б. Творчество Гоголя.- М.: Академия наук, 1954. – 432 с.

21. Ящук И.П. Русская литература, — М.: Гардарика, 2000. – 596с.

Петербург и Гоголь

так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по русской литературе 10 класс

29.03.2013 24399 0

I. Вступительное слово учителя.

[3, с. 39]. За внешним блеском столичной жизни открывается читателю внутренняя пустота, ничтожество большого города.)

Композиция повести, вероятно, должна выразить внутреннюю связь внешне разделенных сюжетных линий.

Петербург. В мире такой город единственный. Но как различны людские судьбы! Пискарев страдает, теряет рассудок и кончает жизнь самоубийством. Пирогов же аналогичные обстоятельства считает досадной ошибкой, это в дальнейшем не мешает его преуспеванию.

В. Г. Белинский:

Ф. М. Достоевский:

Беседа по вопросам:

3. С какой целью Гоголь ввел в повествование молодого человека, недавно поступившего в канцелярию?

5. Чтение эпизода ограбления Башмачкина. (Наивысшая радость жизни героя – шинель – оборачивается несчастьем, ужасным отчаянием.)

7. Почему автор так неожиданно и странно заканчивает произведение?

8. Кто же такой Акакий Акакиевич Башмачкин? Заслуживает ли он только жалости? Или человек, достойный сочувствия и уважения?

Н. В. Гоголь, защищая своего героя, изображает протест в фантастическом продолжении повести. Справедливость торжествует в мечтах писателя.

2. По первой главе. Экскурсия по городу N.

3. Повторить материал из биографии Гоголя. Какие общественно-поли-тические события в России оказали влияние на Гоголя и его современников; взаимоотношения Пушкина и Гоголя.

3ий гоголевский цикл – реального изображения Петербурга – не как парадного города с торжеством и балами, архитектурой, а как город сумасшествия, гротеска и маленьких людей, город, где все парадоксально противоположно. Красота – грязь, и главным способом выражения гротеск, во всем! Состоит из 5 произведений: “Невский проспект”, “Нос”, “Портрет”, “Записки сумасшедшего”, “Шинель”. Разные по содержанию, но с единой проблематикой. Главным героем здесь выступает сам Петербург. В нем воплощены силы зла (это то, что получилось от разгула нечисти). Это мир парадоксов – здесь ненормальное – нормально, красота – отвратительна, где как в “Невском” – “все дымит обманом, кроме фонаря” и здесь нет житья бедному честному человеку, как в “Шинели”. Все его герои либо сходят с ума, либо погибают. И весь цикл – как вопль негодования против тех, кто опошлил, осквернил. При этом Гоголь использует прием сочетания фантастического и реально-бытового, причем граница очень тонкая и получается, что все уродства этого города так ужасны, что их изображение как гротеск и при этом только такое изображение дает возможность увидеть все уродство.

Особенно ярко гротеск проявляется в “Носе”. Причем фантастика подается с реальными чертами – встреча Ковалева в казанском соборе со своим носом, где нос стоит в мундире и живет своей жизнью. Но Ковалев не может его вернуть, потому что тот выше его по чину и их диалог – человека и его носа – реален. Такой можно услышать между двумя неравными чиновниками => фантастика нисколько не мешает, более того, она не так страшна как реальность, так как в этом мире все сдвинуто: человека заменил чин, красота и любовь продаются, чиновники и полицейские – взяточники. Поэтому история с носом – это еще ничего.

Ковалев и его нос, в этом конфликте побеждает нос, ведь у него звание выше. Положение человека унизительно, без носа он и по службе не пробьется, и всегда он причитает, что у него слишком много знакомых в высших кругах. + идея раздробленности.

В “Портрете” Чартков – частный, трудолюбивый художник с талантом. Но он попался на легкие деньги. Это повесть о трагедии художника с талантом, но погубленного пошлостью этого мира. + “Шинель”, где шинель – образ дьявола.

В критике комедию Гоголя “Ревизор” принято называть лучшей социальной комедией своего времени. Созданная на основе глубочайшего проникновения в сущность общественных явлений, комедия “Ревизор” сыграла немаловажную роль в развитии общественного самосознания. Высокий реализм тесно слился в “Ревизоре” с сатирой, сатира - с воплощением социальных идей. Разъясняя смысл “Ревизора”, Гоголь указал на роль смеха: “Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Это честное, благородное лицо - был смех”. Писатель ставил перед собой цель - “смеяться сильно” над тем, что “достойно осмеяния всеобщего”, ибо в смехе Гоголь видел могучее средство воздействия на общество.

Близкий друг Гоголя, Аксаков, писал, что “современная русская жизнь не дает материала для комедии”. На что Гоголь ему ответил: “Комизм кроется везде. живя среди него, мы его не видим, но. если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху”.

Своеобразие гоголевского смеха заключается прежде всего в том, что предметом для комизма избраны не плутни какого-либо героя, а сама современная жизнь в ее комически уродливых проявлениях.

В основе сюжета “Ревизора” лежит типично комедийное несоответствие: человека принимают не за того, кем он является на самом деле. Но в отличие от своих предшественников. Гоголь решает эту ситуацию по-новому.

Хлестаков ни за кого себя не выдает. Чиновников обмануло чистосердечие Хлестакова. Опытный плут навряд ли провел бы городничего, который “мошенников из мошенников обманывал”. Именно непреднамеренность поступков Хлестакова сбила с толку городничего.

В “Ревизоре” нет внешних толчков к развитию действия. Как ни парадоксально, основным импульсом развития комедии является страх чиновников. Чувство страха объединяет раздираемый внутренними противоречиями город в единый организм. Это же чувство страха делает всех жителей города чуть ли не братьями. Оказывается, не родство душ, не общность интересов, а только страх способен сплотить этих людей.

Происходящее выявляло в людях их истинное уродливое и смешное лицо, вызывало смех над ними, над их жизнью, которая была жизнью всей России. “Над собою смеетесь”, - это ведь обращено в хохочущий зрительный зал.

Гоголь смеется как над всем уездным городом в целом, так и над его отдельными обитателями, над их социальными пороками. Беззакония, казнокрадство, взяточничество, корыстные мотивы вместо заботы об общественном благе - все это показано в “Ревизоре” в виде тех общепризнанных форм жизни, вне которых управители не мыслят себе свое существование.

Смешное обнаруживается и в той серьезности, с которой относится к своему делу каждый из персонажей комедии. Все они заняты своим делом как величайшей задачей всей жизни. Читателю же со стороны видна незначительность и пустота их забот. Таким образом, Гоголь наглядно показывает контраст суетливой внешней деятельности и внутреннего окостенения.

“Ревизор” - комедия характеров. Юмор Гоголя психологичен. Смеясь над персонажами “Ревизора”, мы, говоря словами Гоголя, смеемся не над их “кривым носом, а над кривою душою”. Комическое у Гоголя почти целиком отдано обрисовке типов. Отсюда неприятие фарса, карикатуры. Сам автор писал: “Больше всего надо опасаться, чтобы не впасть в карикатуру”.

Так, отдавая спешные приказания к приему ревизора, городничий путает слова: “Пусть каждый возьмет в руки по улице, - черт возьми, по улице! - по метле. ”

Минуту спустя он хочет надеть вместо шляпы бумажный футляр.

В записке, полученной Анной Андреевной от мужа, содержится забавная путаница: “Я ничего не понимаю, к чему же тут соленые огурцы и икра? ”

Квартальные, которым городничий указывает на лежащую на полу бумажку, “бегут и снимают ее, толкая друг друга впопыхах”.

Поздравляя Анну Андреевну с “обручением” дочери, Бобчин-ский и Добчинский “подходят в одно время и сталкиваются лбами”.

Вот, пожалуй, и все подобные сцены и подробности. И мы видим, что эти смешные “цепляния” - скорее сопутствующие тона к основному мотиву. Они характеризуют атмосферу спешки, неразберихи, страха. Комическое Гоголя, как правило, вытекает из характеров героев.

Обличая все дурное, Гоголь верил в торжество справедливости, которая победит, как только люди осознают гибельность “дурного”, а чтобы осознали, Гоголь осмеивает все презренное, ничтожное. Реализовать эту задачу ему помогает смех. Не тот смех, который порождается временной раздражительностью или плохим характером, не тот легкий смех, служащий для праздного развлечения, но тот, который “весь излетает из светлой природы человека”, на дне которой заключен “вечно бьющий родник его”.

Читайте также: