Сообщение о живописи валентия ваньковича

Обновлено: 18.05.2024

Валентий-Вильгельм Ванькович (1800―1842). Белорусский живописец-портретист, представитель романтизма.
Родился в шляхетской семье уездного судьи. Детские годы прошли в деревне Слепянка (ныне — микрорайон Минска). Учился в Полоцком иезуитском коллегиуме, затем в Виленском университете у Яна Рустема, в Петербургской Академии художеств. Жил в доме своего брата Эдварда Ваньковича (ныне ул. Интернациональная, дом сохранился). Поддерживал дружеские отношения со Станиславом Монюшко, Винцентом Дуниным-Марцинкевичем и другими известными белорусскими культурными деятелями. Адам Мицкевич посвятил ему стихотворение “Художнику”.

В 1839 выехал за границу. В Париже приобщился к белорусско-польской эмигрантской среде. Здесь Ванькович подпал под сильное влияние мистицизма и товианизма. В последние дни своей жизни переехал жить к Адаму Мицкевичу, где и умер. В Беларуси находится лишь одна картина Ваньковича – портрет Томаша Зана.

В этот день в 1800 году в имении Калюжицы Игуменского уезда Минской губернии (теперь Березинский район Минской области) в семье потомственного уездного судьи Мельхиора Ваньковича и Схоластики Горецкой, появился на свет Валентий Ванькович, будущий художник, яркий представитель романтизма.

03ef4cc07ea33f959e8028c0a8ae14ff.jpg


Поэтому детские годы Ваньковича прошли в Слепянке, ныне это микрорайон Минска. Как и многие местные молодые дворяне начала XIX века, Ванькович учился в Полоцком иезуитском коллегиуме, в 1811 году переименованном в Полоцкую академию. Затем будущий художник учился на отделении литературы и изящных искусств Виленского университета. Его преподавателем был известный литовский живописец Ян Рустем. Там же Ванькович познакомился и сдружился с Адамом Мицкевичем.

В годы ученичества художник писал портреты своих друзей по университету, в том числе Мицкевича. Это было первое изображение поэта в искусстве. Интересовала его и историческая тематика. В 12-летнем возрасте Валентий стал свидетелем минских событий наполеоновской войны и посвятил этому несколько своих полотен.

За выдающиеся успехи Ваньковича на средства университета направили учиться в Императорскую Академию художеств в Петербурге.

Wańkowicz_Adam_Mickiewicz.jpg

Адам Мицкевич на скале Аю-Даг

В 1839 году Ванькович путешествовал по Европе. Два года он жил в Германии, затем приехал к своему другу Адаму Мицкевичу в Париж. Там Валентий Ванькович заболел и через полгода буквально сгорел от чахотки и умер практически на руках у Мицкевича. По завещанию часть картин передавалась родственникам и друзьям, а остальное должны были продать за долги. Художник похоронен на кладбище Сен-Дени в Париже.

Портреты, написанные Ваньковичем, его потомки вывезли из Беларуси в 1918–1919 годах перед приходом советской власти.


Ему позировали выдающиеся деятели первой половины XIX столетия – поэты Александр Пушкин, Адам Мицкевич, Петр Вяземский и Василий Жуковский, пианистка Мария Шимановская, скрипач Кароль Липиньский. Одна из его работ была удостоена золотой медали Санкт-Петербургской академии искусств. Он прожил короткую, полную драматических событий жизнь, и умер вдали от родины - в Париже, в день, когда ему, как утверждают его биографы, исполнилось ровно 42 года.

Фамильное гнездо стало музеем

Как бы там ни было, но повод вспомнить о выдающемся живописце имеется всегда, независимо от времени года. Поскольку тот интерес, который белорусы в последние годы проявляют к творческому наследию знаменитого соотечественника, позволяет не просто приоткрыть многие тайны и загадки, с ним связанные, но и находит воплощение в ряде важных проектов в сфере национальной культуры.

В ходе проведенных на улице Интернациональной (бывшей Волосской) работ был полностью восстановлен забор с воротами, отделяющий усадьбу от суеты современного города, и флигель управляющего, в котором сейчас проводятся камерные концерты и вечера.

На излете 2010 года у порога дома появился и сам художник – во весь рост, в руках - кисть и палитра. Таким многие его себе и представляли: романтик, патриот, пожелавший по примеру многих представителей белорусской шляхты примкнуть к восстанию 1830 года. Пусть так, только в бронзе, но Валентий-Вильгельм Ванькович вернулся, спустя многие годы, на свою малую родину…

Портрет друга - первая ласточка

В то время желание крупного помещика и представителя знатного рода стать профессиональным художником воспринималось как блажь. Но у Валентия склонности к рисованию проявились ещё в детском возрасте, и после подготовки у домашних учителей родители отдали его на обучение в Полоцкий иезуитский коллегиум, где был хороший рисовальный класс. Большое впечатление на молодого Ваньковича произвели работы Шимана Чеховича и Юзефа Пешки, мальчик изучал основы искусства, овладел греческим, латинским и русским языками. С 1818 по 1824 Валентий продолжил обучение в Виленском университете, где среди его преподавателей особо выделялся Ян Рустем – профессор, живописец, прошедший обучение в Польше и Германии. В университете учились люди, которым было суждено составить славу мировой культуры. Это Адам Мицкевич – поэт, Томаш Зан – поэт, в 21 год доктор математики, выдающийся юрист Феликс Малевский, геолог Игнат Домейка. Все они были приятели Ваньковича, портреты их всех он рисовал.

Судьба этих двух полотен сложилась по-разному. Портрет Пушкина публика не приняла, говорили, что поэт изображен на нем с крайне неприятным выражением лица. До 1863 года он хранился в усадебной коллекции картин в Большой Слепянке, а потом пропал, когда имение было конфисковано за участие в восстании сына художника.

И это – лишь первая точка в поисках утраченного. Владелец передал полотно музею не в фонды, а для экспонирования, с тем, чтобы оно было доступно для просмотра как можно большему числу зрителей.

Из портретиста в иконописцы

Последний приют выдающийся белорусский живописец нашел на кладбище Сен-Дени. Говорят, день смерти ему предсказал Анджей Товяньский, ставшим настоящим злым гением для Ваньковича, поэтому художник, уже не питая никаких иллюзий на свой счет, успел оставить завещание для своих троих сыновей.

Фрагмент автопортрета Валентия Ваньковича. Фото ru.wikipedia.org

В этом году исполняется 220 лет со дня рождения Валентия Ваньковича - известного белорусского художника, который оставил свой след в истории искусств как выдающийся живописец-романтик, создатель целой галереи портретов.

Валентий Вильгельм Ванькович родился 12 мая 1800 года в имении Калюжицы Игуменского уезда Минской губернии (ныне Березинский район Минской области) в семье потомственного уездного судьи Мельхиора Ваньковича и Схоластики Горецкой, сестры известного поэта Антона Горецкого. Ваньковичи связаны родственными узами со многими шляхетскими родами Беларуси - Ордами, Корсаками, Малевскими, Мицкевичами, Монюшками, Товяньскими.

Рисовать Валентий научился раньше, чем писать. В 1811 году родители отдали его учиться в Полоцкую академию. Он был в числе первых учеников в академии по логике, метафизике, этике и русской литературе, а также преуспевал в живописи, которой занимался под руководством преподавателей рисунка Якуба Перлинга и Якуба Жюрдена. В академии Валентий Ванькович принял решение посвятить себя профессии художника. С этой целью в 1818 году он поступил на отделение литературы и изящных искусств Виленского университета, одного из лучших в то время учебных заведений, где преподавание велось на европейском уровне.

Во время торжественной передачи репродукций картин Валентия Ваньковича в филиале музея

Во время торжественной передачи репродукций картин Валентия Ваньковича в филиале музея "Дом Ваньковичей. Культура и искусство первой половины XIX века". Фото из архива

В университете Валентий Ванькович выделялся широтой своих интересов и взглядов. Он близко подружился с лидерами тайного общества филоматов и филаретов. Молодой художник копирует картины старых мастеров, пишет портреты близких и друзей по университету, впоследствии известных поэтов и общественных деятелей Томаша Зана, Эдварда Ромера, Антона Эдуарда Одынца, Юлиана Корсака, Адама Мицкевича, Готлиба Кислинга, Франтишка Малевского, Анджея Товяньского.

За выдающиеся успехи на средства Виленского университета Валентий Ванькович в 1825 году был направлен для усовершенствования своего мастерства в Петербург, чтобы продолжить учебу в Императорской Академии художеств. Здесь его педагогами стали ведущие мастера российского классицизма Егоров и Шабуев.

В Петербурге Ванькович был близок со многими русскими и польскими деятелями культуры. Здесь он пишет портреты пианистки Марии Шимановской, поэтов Александра Пушкина, Петра Вяземского, Василия Жуковского. В 1828 году на выставке в Академии художеств Ванькович показывает портрет Адама Мицкевича ("Мицкевич на скале Аю-Даг"), который впоследствии стал своеобразной визитной карточкой художника.

На выставке репродукций картин Валентия Ваньковича. Фото из архива

В феврале 1829 года Ванькович возвращается на родину. Здесь у него две мастерские - в Малой Слепянке и в Минске, где он работает вместе с другом Чеславом Монюшко. На родине Валентий Ванькович пишет портреты отца, сестры Станиславы Горновской, жены Анели с детьми, дяди Антона Горецкого, Доминика Монюшко, слонимского предводителя дворянства Войцеха Пусловского и членов его семьи. За портреты, написанные с натуры, Академия художеств в 1832 году удостоила Ваньковича звания "назначенного", что было последней ступенькой перед получением звания академика. Однако сложная политическая обстановка после 1830 года и желание увидеть современное состояние европейского искусства побуждают Ваньковича в июле 1839 года покинуть Минск и уехать за границу.

Он работает и выставляется в Берлине, Дрездене, Мюнхене, копирует работы великих мастеров эпохи Возрождения. В сентябре 1841 года Валентий Ванькович приезжает в Париж и останавливается в семье Мицкевичей. Художник уже тяжело болен, но, несмотря на это, продолжает работать. Пишет полотно "Апофеоз Наполеона", иконы "Евангелист Иоанн" и "Святая Клара". Болезнь прогрессирует, 12 мая 1842 года, продиктовав другу Адаму Мицкевичу завещание, Валентий Ванькович умирает в расцвете своих творческих сил. Он был похоронен 14 мая 1842 года в Париже на монмартрском кладбище Сен-Дени.

Валентий Ванькович был женат. В браке с женой Анелей у них родились трое сыновей: Адам-Викентий, Казимир-Адам и Ян-Эдвард. Последний был одним из руководителей восстания 1863-1864 годов. Линия прямых потомков Ваньковича исчезла относительно недавно. Еще в 70-е годы прошлого столетия в Москве жили две правнучки художника, которые очень много сделали для сохранения его памяти на родине.

К 200-летию со дня рождения белорусского живописца 12 мая 2000 года в Минске в доме, построенном родом Ваньковичей в конце XVIII века, открыт музей "Дом Ваньковичей. Культура и искусство первой половины XIX века", филиал Национального художественного музея Республики Беларусь.

В Доме Ваньковичей. Фото из архива

Авторы проекта преследовали определенную цель - сделать эту усадьбу, как и в XIX веке, центром музыкальной и культурной жизни, восстановив флигель управляющего, где предполагалось проводить литературно-художественные выставки и вечера камерной музыки.

В 2010 году во дворе усадьбы установлена скульптурная композиция "Утро художника" работы скульптора Владимира Слободчикова - исполненная в бронзе фигура Валентия Ваньковича, вышедшего навстречу друзьям с палитрой и кистью. В 2016 году завершилась реставрация хозяйственного корпуса, в котором прежде находились конюшни и каретная. Таким образом, архитектурный облик старинной городской шляхетской усадьбы восстановлен полностью.

Во время открытия скульптурной композиции

В музее представлены ксерокопии архивных документов о Валентии Ваньковиче и его роде, фотографии и цветные репродукции портретов его кисти. Кроме этого в музее экспонируются подлинные живописные произведения других художников первой половины XIX века, современников Ваньковича: портреты "Александр Монюшко" Яна Рустема, "Мария Мицкевич" Тадеуша Горецкого, "Зинаида Дивова" Ксаверия Каневского. В дополнение к экскурсионному ряду представлены две гравюры, созданные в 1990 году Арленом Кашкуревичем - "Окрестности Вильно. Снипишки" и "Париж. Опера".

Валентий Ванькович - яркий представитель искусства Беларуси первой половины XIX века. Он один из немногих белорусских художников этого времени, не только оставивших след в отечественной культуре, но и получивших известность далеко за пределами Беларуси. Прожив всего 42 года, художник успел написать множество значимых произведений, которые хранятся в музеях и частных собраниях Англии, Франции, Италии, Польши, Литвы, России и других стран.-0-

Читайте также: