Сообщение о живописи валентия ваньковича
Обновлено: 18.05.2024
Валентий-Вильгельм Ванькович (1800―1842). Белорусский живописец-портретист, представитель романтизма.
Родился в шляхетской семье уездного судьи. Детские годы прошли в деревне Слепянка (ныне — микрорайон Минска). Учился в Полоцком иезуитском коллегиуме, затем в Виленском университете у Яна Рустема, в Петербургской Академии художеств. Жил в доме своего брата Эдварда Ваньковича (ныне ул. Интернациональная, дом сохранился). Поддерживал дружеские отношения со Станиславом Монюшко, Винцентом Дуниным-Марцинкевичем и другими известными белорусскими культурными деятелями. Адам Мицкевич посвятил ему стихотворение “Художнику”.
В 1839 выехал за границу. В Париже приобщился к белорусско-польской эмигрантской среде. Здесь Ванькович подпал под сильное влияние мистицизма и товианизма. В последние дни своей жизни переехал жить к Адаму Мицкевичу, где и умер. В Беларуси находится лишь одна картина Ваньковича – портрет Томаша Зана.
В этот день в 1800 году в имении Калюжицы Игуменского уезда Минской губернии (теперь Березинский район Минской области) в семье потомственного уездного судьи Мельхиора Ваньковича и Схоластики Горецкой, появился на свет Валентий Ванькович, будущий художник, яркий представитель романтизма.
Поэтому детские годы Ваньковича прошли в Слепянке, ныне это микрорайон Минска. Как и многие местные молодые дворяне начала XIX века, Ванькович учился в Полоцком иезуитском коллегиуме, в 1811 году переименованном в Полоцкую академию. Затем будущий художник учился на отделении литературы и изящных искусств Виленского университета. Его преподавателем был известный литовский живописец Ян Рустем. Там же Ванькович познакомился и сдружился с Адамом Мицкевичем.
В годы ученичества художник писал портреты своих друзей по университету, в том числе Мицкевича. Это было первое изображение поэта в искусстве. Интересовала его и историческая тематика. В 12-летнем возрасте Валентий стал свидетелем минских событий наполеоновской войны и посвятил этому несколько своих полотен.
За выдающиеся успехи Ваньковича на средства университета направили учиться в Императорскую Академию художеств в Петербурге.
Адам Мицкевич на скале Аю-Даг
В 1839 году Ванькович путешествовал по Европе. Два года он жил в Германии, затем приехал к своему другу Адаму Мицкевичу в Париж. Там Валентий Ванькович заболел и через полгода буквально сгорел от чахотки и умер практически на руках у Мицкевича. По завещанию часть картин передавалась родственникам и друзьям, а остальное должны были продать за долги. Художник похоронен на кладбище Сен-Дени в Париже.
Портреты, написанные Ваньковичем, его потомки вывезли из Беларуси в 1918–1919 годах перед приходом советской власти.
Ему позировали выдающиеся деятели первой половины XIX столетия – поэты Александр Пушкин, Адам Мицкевич, Петр Вяземский и Василий Жуковский, пианистка Мария Шимановская, скрипач Кароль Липиньский. Одна из его работ была удостоена золотой медали Санкт-Петербургской академии искусств. Он прожил короткую, полную драматических событий жизнь, и умер вдали от родины - в Париже, в день, когда ему, как утверждают его биографы, исполнилось ровно 42 года.
Фамильное гнездо стало музеем
Как бы там ни было, но повод вспомнить о выдающемся живописце имеется всегда, независимо от времени года. Поскольку тот интерес, который белорусы в последние годы проявляют к творческому наследию знаменитого соотечественника, позволяет не просто приоткрыть многие тайны и загадки, с ним связанные, но и находит воплощение в ряде важных проектов в сфере национальной культуры.
В ходе проведенных на улице Интернациональной (бывшей Волосской) работ был полностью восстановлен забор с воротами, отделяющий усадьбу от суеты современного города, и флигель управляющего, в котором сейчас проводятся камерные концерты и вечера.
На излете 2010 года у порога дома появился и сам художник – во весь рост, в руках - кисть и палитра. Таким многие его себе и представляли: романтик, патриот, пожелавший по примеру многих представителей белорусской шляхты примкнуть к восстанию 1830 года. Пусть так, только в бронзе, но Валентий-Вильгельм Ванькович вернулся, спустя многие годы, на свою малую родину…
Портрет друга - первая ласточка
В то время желание крупного помещика и представителя знатного рода стать профессиональным художником воспринималось как блажь. Но у Валентия склонности к рисованию проявились ещё в детском возрасте, и после подготовки у домашних учителей родители отдали его на обучение в Полоцкий иезуитский коллегиум, где был хороший рисовальный класс. Большое впечатление на молодого Ваньковича произвели работы Шимана Чеховича и Юзефа Пешки, мальчик изучал основы искусства, овладел греческим, латинским и русским языками. С 1818 по 1824 Валентий продолжил обучение в Виленском университете, где среди его преподавателей особо выделялся Ян Рустем – профессор, живописец, прошедший обучение в Польше и Германии. В университете учились люди, которым было суждено составить славу мировой культуры. Это Адам Мицкевич – поэт, Томаш Зан – поэт, в 21 год доктор математики, выдающийся юрист Феликс Малевский, геолог Игнат Домейка. Все они были приятели Ваньковича, портреты их всех он рисовал.
Судьба этих двух полотен сложилась по-разному. Портрет Пушкина публика не приняла, говорили, что поэт изображен на нем с крайне неприятным выражением лица. До 1863 года он хранился в усадебной коллекции картин в Большой Слепянке, а потом пропал, когда имение было конфисковано за участие в восстании сына художника.
И это – лишь первая точка в поисках утраченного. Владелец передал полотно музею не в фонды, а для экспонирования, с тем, чтобы оно было доступно для просмотра как можно большему числу зрителей.
Из портретиста в иконописцы
Последний приют выдающийся белорусский живописец нашел на кладбище Сен-Дени. Говорят, день смерти ему предсказал Анджей Товяньский, ставшим настоящим злым гением для Ваньковича, поэтому художник, уже не питая никаких иллюзий на свой счет, успел оставить завещание для своих троих сыновей.
В этом году исполняется 220 лет со дня рождения Валентия Ваньковича - известного белорусского художника, который оставил свой след в истории искусств как выдающийся живописец-романтик, создатель целой галереи портретов.
Валентий Вильгельм Ванькович родился 12 мая 1800 года в имении Калюжицы Игуменского уезда Минской губернии (ныне Березинский район Минской области) в семье потомственного уездного судьи Мельхиора Ваньковича и Схоластики Горецкой, сестры известного поэта Антона Горецкого. Ваньковичи связаны родственными узами со многими шляхетскими родами Беларуси - Ордами, Корсаками, Малевскими, Мицкевичами, Монюшками, Товяньскими.
Рисовать Валентий научился раньше, чем писать. В 1811 году родители отдали его учиться в Полоцкую академию. Он был в числе первых учеников в академии по логике, метафизике, этике и русской литературе, а также преуспевал в живописи, которой занимался под руководством преподавателей рисунка Якуба Перлинга и Якуба Жюрдена. В академии Валентий Ванькович принял решение посвятить себя профессии художника. С этой целью в 1818 году он поступил на отделение литературы и изящных искусств Виленского университета, одного из лучших в то время учебных заведений, где преподавание велось на европейском уровне.
Во время торжественной передачи репродукций картин Валентия Ваньковича в филиале музея "Дом Ваньковичей. Культура и искусство первой половины XIX века". Фото из архива
В университете Валентий Ванькович выделялся широтой своих интересов и взглядов. Он близко подружился с лидерами тайного общества филоматов и филаретов. Молодой художник копирует картины старых мастеров, пишет портреты близких и друзей по университету, впоследствии известных поэтов и общественных деятелей Томаша Зана, Эдварда Ромера, Антона Эдуарда Одынца, Юлиана Корсака, Адама Мицкевича, Готлиба Кислинга, Франтишка Малевского, Анджея Товяньского.
За выдающиеся успехи на средства Виленского университета Валентий Ванькович в 1825 году был направлен для усовершенствования своего мастерства в Петербург, чтобы продолжить учебу в Императорской Академии художеств. Здесь его педагогами стали ведущие мастера российского классицизма Егоров и Шабуев.
В Петербурге Ванькович был близок со многими русскими и польскими деятелями культуры. Здесь он пишет портреты пианистки Марии Шимановской, поэтов Александра Пушкина, Петра Вяземского, Василия Жуковского. В 1828 году на выставке в Академии художеств Ванькович показывает портрет Адама Мицкевича ("Мицкевич на скале Аю-Даг"), который впоследствии стал своеобразной визитной карточкой художника.
В феврале 1829 года Ванькович возвращается на родину. Здесь у него две мастерские - в Малой Слепянке и в Минске, где он работает вместе с другом Чеславом Монюшко. На родине Валентий Ванькович пишет портреты отца, сестры Станиславы Горновской, жены Анели с детьми, дяди Антона Горецкого, Доминика Монюшко, слонимского предводителя дворянства Войцеха Пусловского и членов его семьи. За портреты, написанные с натуры, Академия художеств в 1832 году удостоила Ваньковича звания "назначенного", что было последней ступенькой перед получением звания академика. Однако сложная политическая обстановка после 1830 года и желание увидеть современное состояние европейского искусства побуждают Ваньковича в июле 1839 года покинуть Минск и уехать за границу.
Он работает и выставляется в Берлине, Дрездене, Мюнхене, копирует работы великих мастеров эпохи Возрождения. В сентябре 1841 года Валентий Ванькович приезжает в Париж и останавливается в семье Мицкевичей. Художник уже тяжело болен, но, несмотря на это, продолжает работать. Пишет полотно "Апофеоз Наполеона", иконы "Евангелист Иоанн" и "Святая Клара". Болезнь прогрессирует, 12 мая 1842 года, продиктовав другу Адаму Мицкевичу завещание, Валентий Ванькович умирает в расцвете своих творческих сил. Он был похоронен 14 мая 1842 года в Париже на монмартрском кладбище Сен-Дени.
Валентий Ванькович был женат. В браке с женой Анелей у них родились трое сыновей: Адам-Викентий, Казимир-Адам и Ян-Эдвард. Последний был одним из руководителей восстания 1863-1864 годов. Линия прямых потомков Ваньковича исчезла относительно недавно. Еще в 70-е годы прошлого столетия в Москве жили две правнучки художника, которые очень много сделали для сохранения его памяти на родине.
К 200-летию со дня рождения белорусского живописца 12 мая 2000 года в Минске в доме, построенном родом Ваньковичей в конце XVIII века, открыт музей "Дом Ваньковичей. Культура и искусство первой половины XIX века", филиал Национального художественного музея Республики Беларусь.
Авторы проекта преследовали определенную цель - сделать эту усадьбу, как и в XIX веке, центром музыкальной и культурной жизни, восстановив флигель управляющего, где предполагалось проводить литературно-художественные выставки и вечера камерной музыки.
В 2010 году во дворе усадьбы установлена скульптурная композиция "Утро художника" работы скульптора Владимира Слободчикова - исполненная в бронзе фигура Валентия Ваньковича, вышедшего навстречу друзьям с палитрой и кистью. В 2016 году завершилась реставрация хозяйственного корпуса, в котором прежде находились конюшни и каретная. Таким образом, архитектурный облик старинной городской шляхетской усадьбы восстановлен полностью.
В музее представлены ксерокопии архивных документов о Валентии Ваньковиче и его роде, фотографии и цветные репродукции портретов его кисти. Кроме этого в музее экспонируются подлинные живописные произведения других художников первой половины XIX века, современников Ваньковича: портреты "Александр Монюшко" Яна Рустема, "Мария Мицкевич" Тадеуша Горецкого, "Зинаида Дивова" Ксаверия Каневского. В дополнение к экскурсионному ряду представлены две гравюры, созданные в 1990 году Арленом Кашкуревичем - "Окрестности Вильно. Снипишки" и "Париж. Опера".
Валентий Ванькович - яркий представитель искусства Беларуси первой половины XIX века. Он один из немногих белорусских художников этого времени, не только оставивших след в отечественной культуре, но и получивших известность далеко за пределами Беларуси. Прожив всего 42 года, художник успел написать множество значимых произведений, которые хранятся в музеях и частных собраниях Англии, Франции, Италии, Польши, Литвы, России и других стран.-0-
Читайте также: