Сообщение на тему ойраты предки калмыцкого народа

Обновлено: 02.07.2024

Калмыки – народ, что представляет современную кочевую культуру. Это весьма неординарный и интересный этнос. Согласитесь, на территории Европы не так легко встретить людей, разговаривающих на монгольском языке, однако калмыки относятся именно к таким племенам.

Хотя калмыцкий народ включает немало субэтносов, он принадлежит к малочисленным народностям. В России представителей этой нации насчитывается чуть более 180 тысяч человек. Своё название калмыки дали Калмыцкой степи куда пришли их предки в XVII веке. Сегодня же эта местность зовётся Калмыкией, оставаясь исторической родиной народа. Как же живут калмыки? И чем интересна их история?

История калмыков

Предки современных калмыков появились на родных степях не слишком давно, однако их история уходит корнями в далёкую древность. Истоки этого народа начинаются в Азии. Калмыцкие племена стали ответвлением древнего кочевого этноса – ойратов.

Объединение самых разных племён, проживавших в Центральной Азии, происходит благодаря Чингисхану. Ойраты были из числа народностей, что оказывали поддержку монголам. Многие представители этих племён участвовали в военных походах на русские земли, Кавказ, Азию.

Калмыки в XVII веке

Калмыки в XVII веке

При правлении монгольского хана у оратов появляются подразделения, в которых обязанности передавались по наследству. Такая военизированная структура даёт начало появлению новых этнических образований, что в дальнейшем превращаются в достаточно крупные племена.

В наше время обязанности предков уже не исполняются субэтносами калмыков. Причина этого кроется в функциях – они представляли военное направление. Например, среди подгрупп народа есть племена торгоутов.

Калмыки

Много веков представители этих общин занимались охраной ханов и знатных монголов. Другая ветвь, дербеты, напротив, активно участвовала в боях, причём представляла собой конное войско.

После распада империи Чингисхана ойраты отказались подчиняться Великому монгольскому кагану. Во-первых, правители были уже не те, что раньше, во-вторых, сам народ начал ощущать собственную силу. Это становится началом самоопределения калмыцкого этноса. Их предки в XVII веке занимают степь, получившие в дальнейшем название Калмыцкой. Сегодня же потомки тех завоевателей продолжают развивать свою культуру и сохранять традиции.

Религиозные перемены

Как и у любого народа, основу культуры и повседневной жизни калмыков составляет религия. Однако и она претерпела значительные изменения с ходом времён. До XVII века калмыки исповедовали шаманизм.

Однако в дальнейшем тибетские миссионеры распространили буддийские верования, что были приняты племенами кочевников. Изначально считалось что буддизм поможет сплотить народы монгольской державы, однако эту функцию он не выполнил. Тем не менее, сегодня буддизм и ламаизм являются распространёнными в Калмыкии религиозными направлениями.

Быт калмыков

Основным направлением деятельности калмыков было кочевое и полукочевое скотоводство. Племена выживали за счёт разведения овец и коз, которые давали мясо и молоко, а в суровых степных условиях передвигались на лошадях и верблюдах.

Даже в наше время часть калмыков остаётся кочевниками. Такой образ жизни связан также с разведением скота. Людям приходится искать новые пастбища, из-за чего пастухи и общины перемещались вместе со своими стадами.

Если говорить о быте калмыков, то их семейный уклад напоминает славянский (а ведь Русь оказала немалое влияние на культуру этого народ). В старину в племенах существовали большие семьи, а в одном доме могли проживать представители трёх-четырёх поколений.

Калмыки - домбристы

Калмыки – домбристы

Главой семейства выступал мужчина. Несмотря на то, что многожёнство не было запрещено среди калмыков, вторую жену брали крайне редко. Обычно причиной тому становилось отсутствие детей или просьба первой супруги привести помощницу.

В сравнении с женщинами других народов, калмычки были достаточно свободными и независимыми. Мужчина должен был уважительно относиться к своей супруге, не допускать ссор. Однако женщине запрещалось прикасаться к оружию, называть мужа по имени или переходить ему дорогу.

Современные калмыцкие платья

Современные калмыцкие платья

Традиционное жилище

Издавна жилищем калмыков считается юрта. Это типичное строение для большинства кочевых племён, причём подобные сооружения можно увидеть и в наше время. Юрта – идеальный вариант жилища для кочевников. Летом в них прохладно, а зимой задерживается тепло.

Основа юрты состояла из жердей, которых требовалось около 60-80 штук. Сверху их связывали верёвкой, что плели из конского волоса. А вот поверх жердей клали войлок, что помогал укрыться от пронизывающих степных ветров. В качестве дверей использовали две деревянные створки, которые прочно крепили к жердям.

Быт калмыков

Быт калмыков

В юрте существовало деление на мужскую и женскую сторону, а посредине располагался очаг, который считался священным местом жилища. Спальные места и предметы быта принято располагать по периметру юрты, что освобождает пространство в центре. С переходом к оседлому образу жизни часть калмыков стала строить землянки, а в дальнейшем появились сооружения, возведенные по принципу русской избы.

Калмыки – кочевой народ, что до наших дней сохранил некоторые особенности своей культуры, зародившейся много веков тому назад. Сегодня образ жизни своих предков ведёт лишь часть калмыцкого этноса, поскольку большинство представителей этих племён перешло к оседлости. Однако такие перемены не смогли стереть из памяти народа верования и традиции, полученные от прежних поколений.

Историки, писавшие историю моего народа, не обременяли себя строгостью концепций, непредвзятостью взглядов, тщательностью исследований и глубиной понимания истинных порядков вещей. Она написана поверхностно, противоречиво и беспомощно. Истории многих народов мира, если не сказать всех, находятся в том же состоянии. История всегда политизируется в угоду имперским амбициям. Империи, образовавшиеся после глобального исторического катаклизма 16 века, переписали историю по своим понятиям. Разрозненные факты, которые донесли летописные источники по всему миру, противоречат друг другу. Документы уничтожаются, искажаются, подметываются и фальсифицируются, но, как известно, рукописи не горят.

Карта Тартарии 1706 года

Карта Тартарии 1706 года

Была ли на самом деле Тартария или она существовала как понятие в европейской политической и этнографической географии, обозначающая земли за пределами доступного исследования (Тартар в древнегреческой мифологии является глубочайшей бездной, находящейся под Аидом, царством мертвых). Несмотря на то, что картографы отслеживали территорию Тартарии на протяжении нескольких сот лет, летописи о Тартарии молчат. Тем не менее, если рассмотреть локальные события по отдельным регионам в контексте всей Тартарии, то рисуется картина, в корне меняющая сложившиеся представления об истории этого региона. Тогда получается, что у всех наций Тартарии отняли их историю.

Начало второго тысячелетия завершило процесс превращения родовых и племенных этнических группировок в более высокий тип этнических общностей – народности. К этому времени на огромной территории Восточной Европы, Северной и Центральной Азии оформились народности, общественный строй которых составлял особую организационную форму феодальных способов хозяйствования в соответствии с климатическими поясами и геоландшафтными монокомпонентами. Эти государственные образования, ханства, каганаты, орды всевозможных этносов, рас и народов составляли гигантскую метаимперию – империю империй, названную европейскими географами Тартарией. В 11 веке этническую общность феодального типа применительно к степному климатическому поясу создали ойраты.

Тумэн (тьма – десять тысяч) – организационная военно-тактическая единица в государствах Тартарии, состоящая из десяти тысяч всадников. Тумэн дальше делился на тысячи, сотни и десятки. Подобная организационная структура основывалась на родоплеменном делении государственного строя. В Древнем Риме, например, в один из периодов истории каждый род (курия) был обязан поставлять центурию – 100 воинов под командованием центуриона. Племя поставляло трибу – 1000 воинов, которой командовал трибун. Самой крупной войсковой единицей римлян был легион. Десятками командовал декан, а легионами – легат, который по своему положению входил в состав сената Римской империи. Вначале легионы собирались из ополченцев (lego - собирать).

Затем римские войска стали наемными и профессиональными. Легионам запрещалось покидать провинции и подходить к Риму из-за угрозы военных переворотов и психологического давления на сенат.

10 юзбашей имели своим начальником мирзу, которого называли тысяцкий (минбаши). В настоящее время организационная войсковая структура государств Тартарии сохранилась у казаков, которых Романовы с момента своего правления выделили в отдельное сословие и распределили, как и в Риме, по окраинам империи. Калмыкам в России отводилась та же роль – защита южных окраин Империи. Во время крупных войн калмыцкие и казачьи конные полки усиливали регулярные войска, например, в войне со шведами, с Наполеоном и других.

На самом деле, казачьи тумэны не являлись войсками подобными современным войскам. Они представляли что-то подобное современным казачьим областям и округам в России. В таком случае, переход тумэна Худухи-беки в Джунгарию к западным окраинам владений Чингиз-хана можно трактовать как результат двухстороннего договора о взаимовыгодном территориальном сосуществовании. Появление калмыков в волжских и северокавказских степях, причина которого является на сегодняшний день неразрешимым вопросом, надо рассматривать не с современных позиций и представлений, а посредством концептуального моделирования и системного исследования цивилизационных матриц Тартарии.

В 1284 году Аргун стал ильханом, т.е. правителем государства Хулагуидов, после него до 1335 года правили его сыновья и внуки Газан, Олджейту, Абу-Саид.

В 1368 году после падения Юаньской (монгольской) династии в Китае поменялось напряжение политических сил Центральной Азии, которое оказало большое влияние на Джунгарию, населенную ойратами. Джунгария подверглась усиленному военно-политическому нажиму с противоположных сторон – запада и востока. Кроме того, значительно ослаб торговый обмен, который шел в этих направлениях. На востоке между монголами и ойратами были неурегулированы территориальные разграничения, которые периодически решались локальными войнами. С запада ойраты стали испытывать давление Могулистана (государства на территории Юго-Восточного Казахстана и Киргизии), развивавшего свою экспансию на восток. Источники свидетельствуют, что вооруженные столкновения между ойратскими и могулистанскими войсками начались в последнем десятилетии 14 века и носили довольно ожесточенный характер.

Первая половина 15 века характеризуется ростом сил ойратских феодалов и их политической консолидацией. В начале 20-х годов 15 века во главе ойратов стал энергичный и деятельный нойон по имени Тогон. Он подчинил своей власти все ойратские владения и стал единодержавным правителем созданной им империи ойратов. После этого он предпринял решительные шаги по расширению империи. В западном направлении ойраты в 1421 году продвинулись вглубь Могулистана и дошли до Иссык-Куля. Далее они овладели округом Хами и продержались там все 20-е годы 15 века, затем оставили этот округ турфанцам, сосредоточив все свои силы на восточном направлении. Тогон выиграл несколько сражений с Монголией и в 1434 году распространил на нее свою власть.

Осенью 1450 года ойраты освободили императора и заключили с Китаем мирный договор. В 1454 году Эсен провозгласил себя всемонгольским ханом, но уже в следующем 1455 году он был убит в результате заговора группы крупных монгольских феодалов. Монголия вновь обрела самостоятельность, а в самой империи ойратов начались процессы распада. Состояние глубокой феодальной раздробленности ойратской общества, начавшееся со смертью Эсен-хана, продолжалось около полутора веков, до самого конца 16 века. В этот период внешнее и внутреннее положение ойратов непрерывно ухудшалось.

Ослабление ойратского общества оживило силы сопредельных государств со всех сторон света. Феодальные правители Могулистана, Казахстана и Монголии поняли, что пришло время улучшить свои дела за счет раздробленной и ослабленной ойратской империи. Следующий 16 век поставил ойратское общество на грань выживания.

В 16 веке плохо было всем обитателям Тартарии. И не только в Тартарии. Во всем мире происходила глобальная перестройка цивилизационных матриц с крушением одних и созданием других империй. Через две сотни лет, начиная с середины 15 века, мир стал другим. Мораль, если вы об этом подумали, не изменилась, разве что стала более разнузданной и циничной. Изменилась карта. Она была перекроена гигантскими ножницами в руках сумасшедших. С падением Константинополя в 1453 году была пресечена торговля между Европой и Азией. Италия постепенно захирела и с ней закончилась эпоха Возрождения. Торговый центр Европы переместился из Италии в Голландию. Европа вынуждена была искать обходные пути, что послужило в конце 15 века началом так называемых Великих географических открытий.

На другом конце Тартарии в 1616 году вождь потомков чжурчжэней Нурхаци объявил себя ханом и основал династию Хоу Цзинь (Поздняя Цзинь). Таким образом, была создана Маньчжурская империя. В 1620-х годах Нурхаци удалось подчинить себе большинство княжеств Южной Монголии. В 1627 году маньчжуры подчинили Чосон (название Кореи во времена правления династии Чосон). В 1636 году по повелению сына Нурхаци Абахая собрался съезд правителей 16 южномонгольских княжеств, на котором Абахая провозгласили всемонгольским ханом. В том же году Абахай под именем Хуан Тайцзи дал своему государству новое название – Цин. В 1644 году маньчжуры захватили Китай и основали новую китайскую династию Цинь, которая уничтожит затем (в середине 18 века) все государства ойратов.

Ойратские ханства постигла та же участь, что и другие крупные государственные образования, возникшие в результате распада Тартарии, например, Речь Посполитая (1569- 1795) или Империя Великих Моголов (1526-1858). Эти государственные образования не смогли перестроить свою внутреннюю и внешнюю политику применительно к новым реалиям. Все, что не удалось прибрать к рукам новым империям, было колонизировано европейцами. Так был установлен новый порядок эпохи промышленной революции. Этот порядок просуществовал до начала 20 века, пока его не изменили мировые войны и революции. Маньчжурская империя просуществовала до 1911 года, Российская – до 1917 года, Османская (турецкая) – до 1922 года. Процесс создания новейшего порядка еще не завершен. В современном мире происходит угасание и накопление движущих сил, способных шевелить глобальную цивилизационную структуру.

Но вернемся в 16 век. По свидетельству известного английского купца и путешественника Дженкинсона, который в 1557 г. пытался проехать из Средней Азии в Китай, он не смог этого сделать из-за войны между казахами и ойратами. В 1552 году южномонгольские феодалы во главе с Алтан-ханом (1507-1583), внуком Даян-хана, нанесли поражение ойратам, принудив их покинуть освоенные кочевья в верховьях реки Орхон и бежать на запад. Спустя 10 лет в 1562 году южномонгольские правители нанесли новый удар, заставив их отступить еще дальше к западу, к реке Иртыш. В 1587 году против ойратов выступили халха-монголы во главе с ханом Убаши-хунтайджи (1567-1627), борьба с которыми развернулась уже в долине реки Иртыш.

Ойратов теснили со всех сторон, вынуждая их отходить на север. На севере ойраты в самом конце 16 века добили остатки войск бежавшего от русских сибирского хана Кучума. Гибель Сибирского ханства позволила ойратам продвинуть свои кочевья на север до верховий рек Ишима и Оми. В первой половине 17 века ойратский хан Хара-Хула силой оружия и средствами дипломатии медленно и неуклонно подминал под себя всех правителей ойратский владений.

Постепенная концентрация власти позволила ему укрепить ойратское государство и начать планомерное возвращение потерянных земель. В 1635 году Хара-Хула умер, незадолго до образования ойратами своих собственных государств.

В 30-е годы 17 века были созданы три государственных образования ойратов: Калмыцкое ханство на Волге (1633-1771), Джунгарское ханство в Центральной Азии (1635-1755) и Хошутское ханство в Тибете (1637-1723). В 1640 году ойратские ханы провели съезд, на котором приняли юридический документ под названием Икэ Цааджин Бичиг (Великое Степное Уложение), регулировавшее правовые отношения ойратских государств. Среди прочего, это уложение утвердило тибетский буддизм в качестве официальной религии ойратов. На этом съезде принимали участие представители всех ойратских ханских и княжеских родов, собравшихся на съезд с обширной территории – Поволжья, Северного Кавказа, Малой Азии, Средней Азии, Западной Монголии, Урала, Сибири, Восточного Туркестана, Тибета. От высшего буддийского духовенства в работе съезда принял участие ойратский просветитель и религиозный деятель Зая-Пандита (1599-1662).

Зая Пандита и тодо бичиг

Зая Пандита и тодо бичиг

Буддизм пришел в Тибет в первой половине 7 века во время правления царя Сонгцена Гампо (617-650) в виде комплекса тантрических учений и медитативных техник Ваджраяны с элементами Хинаяны и Махаяны. В этот период в Тибете появились первые монастыри и крупные учебные заведения.

В начале 17 века в Тибете разыгралась религиозная война между школами Кагью и Гелуг. Положение Гелуг резко ухудшилось, она была на грани уничтожения. В 1637 году ламаистские иерархи Гелуг направили монаха Гару-лозава в Джунгарию за помощью. Ойраты послали свои тумэны во главе хошутского хана Торубайху, известного в истории под именем Гуши-хана (1582-1654). В 1642 году на окраине Кукунора ойратское войско в кровопролитном сражении разгромило 30-тысячное войско монгольского феодала Цохор-Цогто, союзника Кагью. Затем Гуши-хан основал ойратскую династию правителей Тибета – Ладзан-ханов.

По моему мнению, казаками стали называть отдельные славянские этнические народности, составлявшие государственные образования Тартарии, с того момента, когда Тартария перестала существовать как единое геополитическое пространство. Романовские записные борзописцы сочинили байку о происхождении казаков в 17 веке из беглых крепостных крестьян. Они наверняка знали, что казаки являются полноправными представителями государственных образований Тартарии, одно из которых Романовы отняли у династии, обозвав ее затем Рюриковской. Попытки казаков восстановить нарушенный порядок и устранить давление на них новых сил были стихийными и безуспешными. Романовым удалось эти попытки нейтрализовать, потопив их в крови и назвав их затем крестьянскими восстаниями. На деле это были полномасштабные гражданские войны, в которых участвовали помимо казаков, многие народы и государства распадающей Тартарии.

В 1710 году глава волжско-уральского Калмыцкого ханства Аюка (1642-1724) для войны против Турции отправил на Дон один тумэн (десять тысяч воинов), который, оставшись на Дону, целиком вошел в состав Донского Казачества. Очередная война с Турцией (1710-1713) велась Россией как следствие разгрома 27 июня 1709 года шведских войск в Полтавской битве, в которой принимала участие и шеститысячная калмыцкая кавалерия. Шведы были союзниками Турции.

В 1725 году калмыки входят в состав Яицкого (Уральского) казачьего войска. 7 апреля 1737 года Высочайшим Указом императрицы Анны учреждено Ставропольское калмыцкое казачье войско. В следующем 1738 году на левом берегу Куньей Воложки (рукав Волги), напротив Молодецкого кургана была заложена столица казаков-калмыков - крепость и город Ставрополь на Волге (с 1964 года город Тольятти). В 1842 году по Указу Николая I войско было реорганизовано, и казаков-калмыков распределили в Оренбургское и Астраханское казачьи войска. Российская империя много внимания уделяла организационным мероприятиям, направленным на установление государственного статуса казачьим, калмыцким и другим уцелевшим государственным образованиям распавшейся Тартарии.

На восточной половине Тартарии в это время происходила иная цивилизационная переструктуризация с тенденцией усиления Маньчжурской империи, завершившейся соединением границ маньчжурского Китая и России. Создав в 1635 году в центре Азии самое воинственное из ойратских государств Джунгарское ханство, ойраты развернули имперскую политику по всем сторонам света. Вначале была остановлена военная интервенция Алтан-ханов, однако дальнейший нажим на Халха-Монголию затронул интересы маньчжурской империи Цин. В 1690 году разгорелась ойратско-цинская война, которая закончилась поглощением в 1691 году Халха-Монголии империей Цин.

В составе Цинской империи территория Монголии представляло собой отдельное имперское наместничество, поделенное на многочисленные хошуны (феодальные уделы). Все мужчины в хошунах считались солдатами-ополченцами (цириками) империи, и по первому требованию маньчжурских властей каждая административная единица должна была выставлять и содержать, из расчёта один воин от десяти семей, вооружённых всадников в полной экипировке, т.е. по системе Тартарии.

В 1678 году джунгарами был полностью захвачен Могулистан, который стал его вассалом, а в 1704 году из-за восстания Мухаммада Муммин-хана государство Могулистан было уничтожено. Одним из важных объектов ойрато-могулистанской борьбы за контроль над важными торговыми путями был Хамийский округ, обладание которым оспаривали три основные силы: Могулистан, Джунгарское ханство и Китай.

Расположенный на главном торговом пути, связывавшем Китай со странами Запада, Хами играл роль дверей, открывавших и закрывавших вход в Китай.

Особая роль Хами была причиной многочисленных войн, которые с древних времен Китай вел с кочевыми и оседлыми обитателями Половецкой степи и Восточного Туркестана. В конце 14 - начале 15 века правителями Хами были потомки императоров Юаньской династии Китая. В 20-х годах 15 века округом Хами владели ойраты, затем турфанцы. С тех пор борьба за Хами велась с переменным успехом несколькими государствами до конца 70-х годов 17 века, когда Xамийский оазис окончательно подпадает под власть Джунгарского ханства ойратов.

Единственный народ-буддист в Европейской части России, да и Европе вообще. Один из самых воинственных и экзотических среди прочих народов империи.
Все это о калмыках - народе из глубин Азии, пришедшем в степи Южной России.
Откуда они взялись и что привело их к нам?

Хальмгуд - отставшие родственники

Именно так переводится самоназвание калмыков с тюркских языков.
Почему и от кого они отстали уже неизвестно, но по самым древним упоминаниям о калмыках, они - часть большого племени монголов-ойратов, которые издревле жили обособленно от прочих.

Наиболее вероятная версия происхождения самоназвания такова: калмыками их называли соседи-татары, которые сначала исповедовали шаманизм, а затем ислам, а калмыки же получается дважды стали "отдельными" или отставшими от них, так как сначала ушли в буддизм, а потом еще и не перешли в ислам.

Монголы-ойраты - самая западная ветвь монголов, близкая к дунганам и жителям китайского Туркестана.
Поэтому калмыки имеет смешанный антропологический тип.
При доминировании североазиатского типа: довольно рослых и крупных монголоидов, как якуты, буряты или северные китайцы, у калмыков явная примесь центральноазиатских типов, как у киргиз или узбеков.
Что выражается в более сильном росте бороды, более смуглой коже и большей частоте прямых носов,чем у "стандартных" монголоидов.

Генотип калмыков не таит сюрпризов: это выходцы из центральной Азии, очень близкие монголам, хотя очень небольшой процент имеет гаплотипы R1A связываемые с "иранским следом" у всех кочевых народов Азии, от адроновцев и скифов.

Народ воинов

Георгиевский кавалер калмыцких частей в Первой мировой

Калмыки воевали постоянно!
Находясь в Джунгарии они непрерывно сражались с соседями, а также маньчжурами и китайцами, да и сама жизнь в степи не способствовала миру и среди ойратских кланов.
Боевые навыки и вообще, навыки выживания в полевых условиях, у них были просто фантастическими!
Сам Тимур-Тамерлан, железный старец воевал с ними во времена своего становления!
Однако к 19 веку, ойраты стали слабеть, а ногайские и казахские орды окрепли и серьезно угрожали их кочевьям.
В 1608 году, в едва оправившуюся после Смуты Русь, прибыло посольство калмыков.
Они просили земель для себя, почти 300 000 человек, в обмен на службу русскому царю.

Сначала их поселили в Западной Сибири, но постоянно кочующий народ сначала оказался на Дону, а затем и под Астраханью, где в итоге они и остались.

Калмыки резво вошли в число подданных Российской империи.
Далай Баатур хун тайджи - калмыкский богатырь привел свой народ сквозь враждебные земли ногайцев казахов.
Сначала они забрали себе лучшие угодья от Терека до Дона, где заставили отступить как чеченцев, так и волжских татар, а затем были включены Петром в состав русского войска и отлично показали себя в Полтавской битве.
В Сибири и на Волге, калмыки часто сталкивались с русскими и местным населением, нередко грабили деревни и конфликты происходили часто, однако власти закрывали на это глаза, так как не имели на восточных землях достаточных сил, чтобы усмирить воинственных пришельцев.

Земли подвластные калмыкам называли Калмыцким ханством, которое формально было вассалом Руси и России, но де-факто вело свою политику, а русские чиновники жаловались на постоянное несоблюдение калмыками договоров и обещаний.

Взаимоотношения с Россией

Буддисткий дацан в Элисте

Во всех крупных войнах России принимали участи калмыцкие части: от Полтавы до Бородино и Великой отечественной.
Но особая заслуга калмыков состоит в уничтожении Крымского ханства, бывшего давним врагом России.
Калмыков пытались крестить, дав для поселения новообращенным нынешний город Тольятти, однако особого успеха это не имело, так как калмыки формально крестились, но продолжали практиковать буддизм.
Периодически случались и военные столкновения, когда в междоусобных войнах калмыцкие повстанцы могли нападать на российские города для грабежа.
А в 18 веке и вовсе, часть калмыков решила откочевать назад, в Джунгарию!

Виной тому и разочарование в имеющихся землях, и лукавая политика России, которая стравливала рода между собой, и империя Цин зазывавшая ойратов на родину, и уменьшение ногайской и казахской угроз.

В 1771 половина калмыков двинулась на восток, а вторая половина вынуждена была ждать окончания волжского половодья. Что их и спасло!
Из 120 000 калмыков ушедших в Китай, от голода, болезней, нападений казахов и киргиз уцелело лишь 20%, которые дошли до вожделенных земель.
Калмыцкий народ, фактически, едва не перестал существовать!

Воспользовавшись таким подарком, российские власти упраздняют Калмыцкого ханство, а его руководство ставят в жесткое подчинение себе.

С тех пор, калмыки становятся обычной этногруппой в России, не имеющей особых привилегий, однако почитаемых окружающими народами за сплоченность и воинственность.

В гражданскую почти треть калмыков поддержала белых и ушла вслед за ними на Запад, в период коллективизации калмыки пострадали крайне значительно: начался голод, без лошадей калмыки не могли вести привычное хозяйство, а с буддизмом большевики боролись яростно.
Во многом потому, в 40-е калмыки активно поддерживали немецкие войска, за что советская власть поквиталась с ними, устроив массовую депортацию уже в 1943 году.
Лишь спустя 13 лет калмыки вернулись на родину.


В составе монголо-татарского войска, покорившего Русь в 1237-1240 гг., были воины разных народов. А вот были ли среди них собственно монголы? Или хотя бы представители народов монгольской языковой группы?

Многие, наверное, думают, что доказательством былого прихода монголов в Восточную Европу является расселение калмыков в низовьях Волги. Однако история калмыков, оказывается, вовсе не связана с походами Чингисхана и его преемников!

Калмыки пришли из глубин Центральной Азии на юг Западной Сибири и Урала только во 2-й половине 16 века. Причём их приход не сопровождался какими-то громкими завоеваниями и разорениями. Хотя калмыки, борясь за места для кочевий, сталкивались с ногаями, сибирскими татарами и казахами. Калмыки, в частности, нападали на Сибирское ханство Кучума до его завоевания Ермаком, но в то же время торговали с восточными русскими владениями на Урале. После начала покорения Сибири русскими значительная часть калмыков оказалась в пределах Русского государства.

В 17-18 веках калмыки обживали степи Нижнего Поволжья, причём основная часть народа кочевала в регионах современных Самары и Саратова. В это время они были уже буддистами ламаистского толка, тогда как монголы времён Чингисхана оставались приверженцами древних шаманистских культов. Архимандрит Иакинф Бичурин, изучавший в начале 19 века китайские хроники, утверждал, что калмыки, начиная движение на запад, мечтали восстановить империю Чингисхана, но это предположение не находит поддержки у современных историков.

В 1771 году произошла массовая возвратная миграция калмыков в Восточный Туркестан (Джунгарию), ставший к тому времени прочным владением Китайской империи. Причины такой откочёвки до сих пор во многом загадочны. Территория расселения оставшихся в Российской империи калмыков свелась примерно к той, которую ныне занимает Республика Калмыкия.

Наверное, для определения того, были или нет монголы на Руси, было бы достаточно данных топонимики. При обилии даже в центральных русских областях топонимов из тюркских языков, здесь нет ни одного названия, производимого от монгольских языков. В Московской Руси начиная с 15 века были значительные тюркские анклавы (Касимовское ханство), многие Чингизиды и представители знатных ордынских родов шли на службу к русским князьям. Они дали названия некоторым городам, деревням, кое-где речкам, урочищам. Все это выдает исключительно тюркское происхождение ордынских выходцев на Руси. И никакого монгольского следа в русской топонимике.

Границы встречаемости монгольских топонимов на карте России чётко очерчены в исследовании Владимира Очир-Гаряева (2012) из Бурятского государственного университета. Легко объяснимы монгольские или связанные с монгольскими народами названия на территориях разных регионов Сибири и Урала, даже Северного Кавказа и Крыма. Последнее однозначно связывается с нашествиями Чингисхана и его преемников. В Поволжье и на Нижнем Дону тоже встречаются монгольские топонимы, но большинство их отражает уже пребывание калмыков в позднее время (16-18 вв.). Тоже относится и к калмыцким названиям в Башкортостане. Пожалуй, самым глубоким проникновением монгольских топонимов на северо-запад, в лесную зону, следует считать речку Баянгул в Ульяновской и Пензенской области. Баянгул это монгольское Баянгол, но и это название могло быть принесено калмыцкими кочевниками со своей родины.

Итак, свидетельства топонимики о присутствии монголов, в отличие от тюрков, на землях древней Руси отсутствуют начисто.

В 1990-е годы в Пензенской области на руинах древнего городища Золотарёвка под руководством профессора Геннадия Белорыбкина были раскопаны следы грандиозного сражения, происшедшего на этом месте в Средние века, приблизительно в 13 столетии. Предположительно оно связывается с нашествием Батыя на Волжскую Булгарию и Мордовию в 1236 или 1237 году.

Интересен был бы анализ краниологического материала – на поле битвы собрано немало черепов её участников – но он пока не проводился.

Как бы то ни было, не существует никаких признаков того, чтобы отряды захватчиков, принадлежавших к народам монгольской этнической группы, дошли в 13 веке до Руси.

Читайте также: