Сообщение на тему общественный строй

Обновлено: 01.07.2024

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ (устройство) — в теории конституционного права исторически конкретная система общественных отношений, т.е. организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни. Охраняется государством и правом.

Смотреть что такое ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ в других словарях:

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

общественный строй социальное устройство Словарь русских синонимов. .

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

▲ строение (чего) ↑ общественный социальный строй - система общественно - государственного строя.общественно - экономическая формация.общественный ст. смотреть

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

Общественный строй система общественных отношений, свойственных данному обществу на конкретном этапе его развития. В отличие от государства и права ох. смотреть

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

сущность власти, политической системы общества и государства, его политическая, экономическая и социальная основы, характер хозяйственной жизни, исходн. смотреть

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

(устройство) -в теории конституционного права исторически конкретная система общественных отношений, т.е. организация общества, обусловленная определен. смотреть

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

1) в широком смысле система отношений, присущая обществу на конкретном этапе развития. О.с. в этом смысле характеризует организацию (государственную и негосударственную) общества; 2) в узком смысле система отношений, характеризующая функционирование институтов гражданского общества. В этом значении О.с. есть само гражданское общество, его организационно-структурная характеристика. (И.К.). смотреть

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ (устройство) -в теории конституционного права исторически конкретная система общественных отношений, т.е. организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни. Охраняется государством и правом.
. смотреть

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

- в теории конституционного права - исторически конкретная система общественных отношений, т.е. организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемая государством и правом.
. смотреть

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

в теории конституционного права исторически конкретная система общественных отношений, т.е. организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемая государством и правом. смотреть

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ, система общественных отношений, свойственных данному обществу на конкретном этапе его развития. В отличие от государства и права охватывает все социальные отношения и взаимосвязи.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ - система общественных отношений, свойственных данному обществу на конкретном этапе его развития. В отличие от государства и права охватывает все социальные отношения и взаимосвязи.
. смотреть

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ , система общественных отношений, свойственных данному обществу на конкретном этапе его развития. В отличие от государства и права охватывает все социальные отношения и взаимосвязи. смотреть

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ, система общественных отношений, свойственных данному обществу на конкретном этапе его развития. В отличие от государства и права охватывает все социальные отношения и взаимосвязи. смотреть

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

- система общественных отношений, свойственных данномуобществу на конкретном этапе его развития. В отличие от государства иправа охватывает все социальные отношения и взаимосвязи. смотреть

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

система общественных отношений, свойственных данному обществу на конкретном этапе его развития. В отличие от государства и права охватывает все социальные отношения и взаимосвязи. смотреть

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

первобытнообщинный, феодализм, капитализм, социализм. Иногда говорят - общественно-экономическая формация.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

social order (system)* * *social system

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

social order (system)* * *social system

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

система общественных отношений, свойственных данному обществу на конкретном этапе его развития.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

fabric of society, social fabric, social order

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

общественный строй социальное устройство

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

• společenské zřízení• zřízení

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

sistema sociale, ordinamento sociale

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

social order, society

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕЙШЕГО РИМА

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНИХ ЮЖНЫХ СЛАВЯН

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ИНДСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Сравнивая уровни развития и характер цивилизации в долине Инда с той рабовладельческой культурой, которая одновременно существовала в Египте и в долине Тигра и Евфрата, и находя их во многом сходными, исследователи обычно предполагают, что и общественный строй их должен был быть сходным, В пользу такой точки зрения можно привести веские соображения. Высокий уровень развития производительных сил, существование крупных городов — ремесленных и торговых центров, наличие письменности показывают, что общество далеко ушло от примитивности первобытнообщинного строя. Различия в уровне благоустройства жилых домов, а также разница между богатыми и бедными захоронениями свидетельствуют о значительном имущественном расслоении. Производство массы кирпича, строительство больших зданий и крепостных укреплений, сооружение канализационной системы и обслуживание ее, работы в огромных зернохранилищах и на пристанях и т.д. требовали большого количества рабочей силы, часть которой наверняка была подневольной. Однако по одним лишь памятникам материальной культуры не представляется возможным установить, какая это была часть и каковы конкретно были формы подневольной зависимости. Хорошо налаженная городская жизнь, которой могла руководить только сильная администрация, существование мощных цитаделей, господствующих над городом, говорят в пользу существования вполне сформировавшегося государства с развитым аппаратом управления. Наиболее вероятно существование городов-государств. Однако распространенность на столь большой территории однотипной материальной культуры дает основание думать, что поселения долины Инда были между собой связаны, а, возможно, в некоторые периоды их истории составляли и единое политическое целое. Однако все это лишь предположения (хотя и вероятные). Необходимо ждать новых открытий, особенно расшифровки письменности, чтобы высказанные предположения стали докаванными. смотреть

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ МАКЕДОНСКОГО ЦАРСТВА

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ПАРФЯНСКОГО ЦАРСТВА

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ПЕРИОДА ЛЕ ГО

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ (УСТРОЙСТВО)

- в теории конституционного права исторически конкретная система общественных отношений, т. е. организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни. Охраняется государством и правом.

На протяжении многих тысяч лет уклад жизни наших предков постепенно менялся. Человечество сменило несколько общественных строев, пройдя путь от первобытно-общинного строя до капитализма и социализма. У всех этих перемен были серьёзные причины.

Из истории вы узнаете про: Хомо хабилис – Человек умелый Хомо эргастер – Человек работающий Хомо сапиенс – Человек разумный Степной мамонт Мамонты Семейство Слоновые (современные виды) Семейство Ореховые Грибы Каменные орудия кроманьонцев Евразия Неандерталец, человек неандертальский Король Рыцарь Европа Средневековая Европа Средневековые крестьяне Домашние козы Домашние овцы Коровы Семейство Полорогие Домашние свиньи Семейство Свиньи Лошадь Семейство Лошадиные Курица Семейство Фазановые Семейство Злаки Семейство Бобовые Инжир, или фига, или смоква Семейство Тутовые Египет Река Нил Ирак (большая часть Междуречья) Глиняные горшки, древние и современные Турция Израиль, древний и современный Шумер Цари Древнего Востока Медь Олово Бронза Древний бронзовый меч-хопеш Древние кинжалы из бронзы Древние бронзовые копья Древние Микены Река Тигр Река Евфрат Кирпич-сырец Рабы Древний Рим Ближний Восток Железо Древнеримские деньги Киевская Русь Князь Владимир Великий Князь Святослав Турция (бывшая Османская империя) Древние греки Древние римляне Древняя Греция Римская империя Древний Вавилон Лувр (музей в Париже) Священная Римская империя (962-1806) Германия Крепостные крестьяне (Россия) Франция Португалия Замок, крепость Древний Новгород Современный Великий Новгород Рига Ливония Тевтонские, ливонские рыцари-крестоносцы Англия Современный Киев Древний Киев Чернигов Смоленск Владимир Суздаль Италия Флоренция Венеция Генуя Средиземное море Рим Сиена Ватикан Нидерланды (Голландия) Великобритания СССР Октябрьская революция Первая Мировая война Российская империя (1721-1917) Российская федерация США (Америка) Куба Северная Корея (КНДР) Гавана, столица Кубы + 95

Режим обучения доступен только авторизованным пользователям

Возможности режима обучения:

  • просмотр истории в виде слайдов
  • возможность прослушивания озвучки по каждому слайду
  • возможность добавить свою, детскую озвучку
  • тесты для детей, чтобы закрепить материал
  • специально подобранные коллекции картинок и видео для улучшения восприятия
  • ссылки на дополнительные обучающие курсы

История человечества, рода Хомо, насчитывает миллионы лет. Менялся и развивался не только сам человек, но и человеческое общество, общественный строй. Общественным строем называют систему человеческих взаимоотношений в обществе.

Полезные ссылки

Самым первым строем в истории был первобытно-общинный. Люди жили небольшими группами – родовыми общинами в несколько десятков человек. Все члены общины были родственниками. При этом строе у людей не было частной собственности на орудия труда или землю, всё было общим. Люди трудились сообща и делили еду на всех. Правителей или подчинённых не было, люди были равными.

Пещерная стоянка неандертальцев. Это вид людей, которые жили в Евразии в период примерно от 150 до 40 тысяч лет назад.

Первобытные люди добывали пищу охотой и собирательством. Мужчины охотились на животных при помощи каменных копий. А женщины в этом время готовили еду и присматривали за детьми. Женской обязанностью также было собирание грибов, ягод, корешков, орехов и прочей съедобной растительности. Люди вели кочевой образ жизни, не задерживаясь подолгу на стоянках.

Основным аспектом, определяющим правовую способность людей в Древней Руси, было положение их личной свободы. Исходя из этого, население условно делилось на рабов (холопов) и свободных. Кроме того, существовали и промежуточные классы закрепощенных людей. Они считались юридически свободными, но на самом деле были в экономической зависимости (долговой или поземельной). Вследствие этого они все равно ущемлялись в правах.

Общественный строй

Это понятие включает организацию социума, которая обусловлена определенной степенью развития производства, а также обмена и распределения продуктов. Кроме того, особенности общественного строя зависят от сознания людей и традиций, закрепленных в законах и охраняемых государством. Его структура состоит из нескольких элементов, включающих политические, экономические, социальные и культурно-духовные отношения.

Древняя Русь

В сохранившихся летописях записано, что общественный строй славян, которые расселились на землях в районе Восточно-Европейской равнины, представлял собой родовую общину. Это значило, что вся власть и имущество были в руках старшины. Древние славяне исповедовали родовой культ, почитая своих предков.

С VI века в связи с появлением орудий труда, сделанных из металла, а также с переходом от подсечного земледелия к пашенному прежние отношения стали распадаться. Теперь требовалось объединять усилия всех без исключения членов рода для того, чтобы успешно вести хозяйство. Таким образом, на первый план вышла отдельная семья.

Общественный строй восточных славян постоянно менялся. Со временем родовые общины становились соседскими или территориальными. В них сохранялась общая собственность на пахотную землю, пастбища, водоемы и лесные угодья. Теперь отдельным семьям стали давать наделы. Такие участки пахотной земли они должны были обработать своими силами и собственными орудиями труда, оставляя у себя почти весь собранный урожай. Затем передел закончился, и наделы перешли в постоянную собственность, которой обладали отдельные семьи.

Общественный строй славян

Дальнейшее усовершенствование орудий труда повлекло за собой появление излишков продукции, а затем – развитие натурального обмена между семьями. В связи с этим постепенно стал появляться новый общественный строй славян, который привел к дифференциации общины, имущественному неравенству и значительному накоплению состояния старейшинами и иной знатью. В это время главным органом управления было вече, на котором совместно решались все важные вопросы. Но постепенно оно стало терять свою значимость.

Как известно, восточные славяне постоянно воевали с соседями. Кроме того, они также отражали многочисленные набеги кочевых племен. В результате стала возрастать значимость военачальников, которыми являлись князья. Они же были главными лицами, управлявшими племенами. Избыток продукции позволял содержать общинам князя с его преданной дружиной – отрядами воинов. Постепенно в их руках сосредоточилась вся власть и основная часть богатства. Они присвоили себе земли и обложили соплеменников налогами. Таким образом, в VIII-IX веках общественный строй Древней Руси опять стал меняться. Резкое имущественное расслоение начало давать предпосылки для образования государства.

Основные группы

Общественный строй Киевской Руси состоял из четырех основных групп населения, называвшихся феодалами, крестьянами, холопами и городскими (или посадскими) жителями. Все они имели разные права.

Деление людей на классы, как считает большинство историков, свидетельствовало о быстром развитии феодальных отношений. При этом бывшие свободные общинники со временем превращались в зависимое население. Надо сказать, что на данном этапе развития феодализма еще не было крепостного рабства, которое предполагало прикрепление крестьян к земле и лично к хозяину.

Свободное население

Государственный и общественный строй Киевской Руси являлся раннефеодальной монархией. Главой государства был великий князь, а ему, в свою очередь, подчинялись другие, более мелкие. Чтобы решить спорные вопросы, возникающие между ними, например о разделении или перераспределении земли, а также дела, касающиеся заключения мира или ведения войны, проводились специальные съезды.

Властвовали князья посредством своей дружины – отрядов профессиональных воинов. Солдаты собирали дань, и за счет нее же получали содержание. Старшие дружинники во главе с князем принимали участие в создании законов и входили вместе с ним в совет, называемый думой.

общественный строй

Военной элите были переданы административные функции, за счет которых появилась так называемая десятичная схема управления. Со временем ее заменит дворцово-вотчинная система, опиравшаяся на феодальную собственность на землю.

Дружинники постепенно становились землевладельцами и получали некий иммунитет, который давал им право распоряжаться своими территориями без какого-либо вмешательства в их дела со стороны княжеской администрации.

Класс феодалов

Существовавший в те времена общественный строй представлял собой некую лестницу, на верхушке которой восседал киевский князь со своей элитой – феодалами. Самой привилегированной была знать. Она, в свою очередь, делилась на несколько подгрупп. Среди них – бояре. Так назывались отставные старшие дружинники, служившие когда-то великому князю киевскому. С XI века они становятся крупными феодалами-землевладельцами. Также они участвовали в государственном управлении (чаще всего в роли наместников.)

Княжьи мужи – самое близкое окружение главы государства. Они были его политическими советниками, а также состояли в так называемом Совете при князе. Эти люди не имели земельной собственности и жили на иждивении. Они являлись потомками великих и светлых князей, а также старейшин племен.

Огнищанами называли крупных чиновников, занимающихся управлением различными областями государственного хозяйства.

Люди, руководившие личными делами и имуществом князя, именовались княжьими тиунами, т.е. слугами. Что касается их правового статуса, то они находились на уровне обычных рабов.

Были еще и отроки – младшие чины из состава дружинников великого князя. Они считались феодалами-землевладельцами и принимали участие в управлении государством.

общественный строй древней руси

Главной привилегией, которой пользовались старшие дружинники, а именно бояре, было землевладение с особым правом иммунитета, разрешавшее им следующее:

● не подчиняться не только общинным властям, но и феодальным на местах;

● пользоваться поддержкой юрисдикции князя;

● взимать различные подати и проводить суды в отношении зависимого люда.

Позже в грамотах были зафиксированы еще несколько прав по защите жизни, здоровья и чести. Также им становился доступным особенный порядок наследования, по которому имущество могло передаваться не только по мужской, но и по женской линии. Кроме того, была существенно повышена ответственность за убийство, где отмечалось, что жизнь феодала стоила тогда 80 гривен.

Зависимое население

Как уже известно, общественный строй восточных славян постепенно менялся, что привело к его расслоению и делению на классы. Появилось зависимое население, к которому относились смерды, закупы и рядовичи. Оно составляло большую часть жителей Древней Руси.

Смердами называли личносвободных крестьян-общинников. Они обладали собственностью с правом передачи его по наследству, а также могли вступать в договорные отношения. Совершившие преступление должны были выплатить штраф полностью. Они имели право участвовать в судебных процессах как в качестве истца, так и в роли свидетеля или ответчика.

К закупам относились смерды, каким-то образом попавшие в зависимость за имеющиеся у них долги перед кредиторами. Они обязаны были отрабатывать их до тех пор, пока не смогут возвратить задолженность. Закупы сохраняли свое имущество, переходящее по наследству родственникам, но при этом их долги не передавались. Они могли заключать договоры и привлекаться к уголовной ответственности, а также участвовать в судебных разбирательствах в роли как ответчика, так и истца. Однако закупы не имели права покинуть хозяйство кредитора или отказаться работать на него. Неповиновение наказывалось рабством. Закуп также не мог выступать в качестве свидетеля на судебных заседаниях, так как являлся зависимым от своего кредитора.

общественный строй восточных славян

Общественный строй на основе правовых аспектов определял факторы, по которым закуп мог быть освобожден. Первый из них – возврат долга. Второй – освобождение на основании решения суда, если кредитор передает обязательства должника третьему лицу. И, наконец, последний, когда закуп подвергся избиению со стороны кредитора.

Рядовичами называли должников, которые под залог своей свободы брали не деньги, а какие-либо вещи.

Несвободное население

Общественный строй Древней Руси был устроен таким образом, что в нем имелся класс людей, полностью подневольных и бесправных. Их называли холопами. У них не было никакого личного правового статуса и имущества. Они считались недееспособными и не имели права участвовать в судебных тяжбах и привлекаться к уголовной ответственности.

Существовало несколько причин, по которым люди могли стать холопами (рабами):

● По праву рождения. Это значит, что если хоть один из родителей был рабом, то и ребенок тоже становился им.

● Женитьба на рабыне.

● Самопродажа. Для этого составлялся документ, который подписывался при свидетелях.

● Захват в плен во время военных действий.

● Побег закупа. В этом случае в рабов превращали всю его семью.

● Уголовное преступление, которое каралось путем конфискации имущества. Кроме того, семья в полном составе становилась холопами. Такое наказание назначали за убийство, грабеж, поджог, конокрадство и банкротство.

Надо отметить, что общественный строй Киевской Руси с его законами не позволял холопам стать свободными. Больше того, отпустить их на волю считалось страшным оскорблением для свободных людей. Единственным исключением могло стать то обстоятельство, что у рабыни рождался ребенок от ее господина. А когда хозяин умирал, она становилась свободным человеком.

Посадские жители

Общественный строй, который сформировался на русских землях в те времена, предполагал отсутствие холопства в городах. Посадские жители имели полное правовое равенство. Только в XII веке в городском обществе стали проявляться признаки расслоения (дифференциации) населения по имущественному признаку.

Общественный строй Киевской Руси

Возникновение городов

В период зарождения и дальнейшего развития феодального строя часть ремесленников, которые входили в состав общины, начали попадать в зависимость от богатых землевладельцев. Другие же стали покидать свои деревни и уходить на новое место жительства. Они селились под стенами княжеских крепостей и замков. Так, общественный строй Руси пополнился еще одной группой населения – посадскими, или городскими людьми.

Образ жизни в этих поселениях существенно отличался от традиционного уклада, господствовавшего в сельских общинах. На смену миру, состоящему из бесконечных степных пространств, болот и непроходимых лесов, пришло более надежное укрепленное место, которое вначале представляло собой некое господство порядка и права.

Особенности общественного строя

Примерно в середине X века, когда началось усиление Древнерусского государства, городские поселения обрели способность выполнять не только административные и военные задачи. С принятием христианства стали появляться и культурные центры.

Тогдашний политический и общественный строй Руси в первую очередь повлиял на возникновение и развитие таких городов, как Киев и Новгород. Археологические исследования и раскопки подтверждают, что эти поселения имели уже сформировавшуюся структуру, где присутствовали концентрация власти, церковное управление, а также все необходимые усадебные застройки.

Управление государством

Общественно-политический строй Киевской Руси можно назвать раннефеодальной монархией, так как во главе страны находился один правитель – великий князь. В его руках была сосредоточена законодательная власть, он устанавливал налоги и решал все главнейшие финансовые вопросы. Именно великий князь являлся главой системы управления государством и верховным судьей, а также отдавал приказы своим вооруженным силам.

Общественный строй Руси

Кроме того, в руководстве были задействованы и другие механизмы:

● Совет при князе. Он считался неформальным органом власти и состоял из военных чинов – старших дружинников, представителей высшего духовенства, городских старейшин и др.

● Вече. Это высший официальный орган власти в стране, состоящий из свободных граждан. Вече могло созываться как на общегосударственном, так и на более низком уровне. В его компетенцию входили вопросы внутренней и внешней политики. Сила влияния вече всегда зависела от могущества или слабости власти князя.

● Феодальные съезды. Они решали различные вопросы, касающиеся взаимоотношений между князьями. Впервые такой съезд состоялся где-то в конце XI века. Собрания могли носить общегосударственный характер или созываться на отдельных землях.

Лишним подтверждением того, что политический и общественный строй государства Киевской Руси был именно раннефеодальной монархией, является весьма ограниченная власть князя. Он сам и его решения в какой-то степени зависели от ближайшего окружения, а также от вече и других собраний. Такое положение обусловлено тем, что центральное и территориальное управления были связаны между собой очень слабо. Этот механизм руководства государством являлся лишь начальной стадией развития монархии.

Вопрос о природе общественного строя в Древней Руси остается в отечественной науке одним из самых спорных и запутанных. Одни историки считают, что там сложились рабовладельческие отношения (В.И. Горемыкина), другие определяют это общество как переходное и доклассовое, в котором существовало несколько социально-экономических укладов, но преобладал общинный (И.Я. Фроянов). Основным населением Древней Руси являлись свободные общинники - люди (в единственном числе - “людин”, отсюда - “простолюдин”). В Древней Руси земледельческая община - вервь составляла экономическую и социальную основу общества. Она отвечала за общественный порядок на своей территории перед государством.

Содержание

Введение
3
1.Общественный строй Древней Руси
4
2.Основные черты феодального строя
6
3.Особенности общественного строя Древней Руси
8
Заключение
10
Библиографический список
12

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат по истории.docx

1.Общественный строй Древней Руси

2.Основные черты феодального строя

3.Особенности общественного строя Древней Руси

Вопрос о природе общественного строя в Древней Руси остается в отечественной науке одним из самых спорных и запутанных. Одни историки считают, что там сложились рабовладельческие отношения (В.И. Горемыкина), другие определяют это общество как переходное и доклассовое, в котором существовало несколько социально- экономических укладов, но преобладал общинный (И.Я. Фроянов). Основным населением Древней Руси являлись свободные общинники - люди (в единственном числе - “людин”, отсюда - “простолюдин”). В Древней Руси земледельческая община - вервь составляла экономическую и социальную основу общества. Она отвечала за общественный порядок на своей территории перед государством.

Большинство сходится в том, что в рамках Древней Руси шел процесс зарождения раннефеодального общества, значительно отличающегося еще от зрелого феодализма. Для развитого феодального строя свойственны монопольная собственность феодалов на землю; наличие крестьянского хозяйства, в котором производитель владел орудиями труда, скотом и пользовался частью земли, передаваемой ему феодалом.

1 Общественный строй Древней Руси

Вопрос о природе общественного строя в Древней Руси как было отмечено выше, остается в отечественной науке одним из самых спорных и запутанных. Одни историки считают, что там сложились рабовладельческие отношения, другие определяют это общество как переходное и до классовое, в котором существовало несколько социально-экономических укладов, но преобладал общинный.

Большинство сходится в том, что в рамках Древней Руси шел процесс зарождения раннефеодального общества, значительно отличающегося еще от зрелого феодализма.

Для развитого феодального строя свойственны монопольная собственность феодалов на землю; наличие крестьянского хозяйства, в котором производитель владел орудиями труда, скотом и пользовался частью земли, передаваемой ему феодалом. За пользование землей крестьянин нес повинности - оброк, барщину или денежную ренту. При этом производитель находился в личной зависимости от феодала.

Наконец, феодальная система хозяйства отличалась своим натуральным характером, слабым уровнем торговых связей.

Историки и пытаются обнаружить зарождение этих черт и, в первую очередь, феодальной собственности на землю, в недрах древнерусского общества.

Начиная с ХI в. в социальной структуре Древнерусского государства все более отчетливо просматриваются основные признаки феодальных отношений. Появляется вотчина – от слова “отчина” – отцовская собственность, передаваемая по наследству. Вотчину можно было передавать по наследству, продавать, обменивать. Каким путем формировались вотчины – за счет княжеских пожалований или естественным образом в ходе хозяйственного освоения земель – точно не установлено.

В раннефеодальном обществе Древней Руси выделялись два основных класса – крестьяне (прежде всего смерды) и феодалы. Оба класса по своему составу не были однородными. Смерды делились на свободных общинников и зависимых. Свободные смерды имели свое натуральное хозяйство, платили дань князьям и боярам, и одновременно являлись для феодалов источником пополнения категории зависимых людей. Зависимое население состояло:

    1. закупов называли тех, кто попадал в зависимость, взяв купу (долг);
    2. рядовичей становились те, кто попадал в зависимость после заключения ряда (договора);
    3. изгоев - это обедневшие выходцы из общин;
    4. пущенники - вольноотпущенные рабы;
    5. холопы были полностью бесправны и находились фактически на положении рабов.

Класс феодалов составляли представители великокняжеского дома с великим князем во главе, князья племен или земель, бояре, а также старшие дружинники.

Несколько позже, во второй половине X и особенно в IX вв. в этот формирующийся господствующий класс влились и верхи духовенства, которые также эксплуатировали крестьян и посадский люд. Интересы феодалов оберегали законы государства, на их стороне были власть и военная сила. Но крестьяне не оставались пассивными к феодальному гнету. В истории этого периода известно много восстаний крестьян и посадского люда, особенно в IX – начале XII в. Наиболее крупными из них были восстания в Киеве.

Отметим характерные черты феодального строя на Руси. Существование несколько форм феодальной земельной собственности:

a) вотчина – с возможностью передачи в наследство. Обычно ее получали члены старшей дружины. Время появления – последняя треть XI в.

b) поместье - условная форма феодального землевладения, т. е. только при несении служба. Некоторые историки считают, что поместье мало чем отличалось от вотчины: их только запрещали передавать в монастырь.

3 Особенности общественного строя Древней Руси

Государственная власть постепенно усиливала свой контроль над общиной: вначале рядом с выборным старостой появляется фигура княжеского приказчика, позже выборных старост заменяют назначаемые князем дворские, наконец, общиной начинает управлять приказчик - посельский. Однако в Древней Руси община представляла собой достаточно автономное образование с собственными суверенными правами, и главным ее оппонентом оказалась боярщина – институт, основанный на вотчинном землевладении.

Процесс формирования русской государственности связан с нарастающей силой боярства.

В ходе написания настоящего реферата можно подвести итоги и сделать следующие выводы: Основным населением Древней Руси являлись свободные общинники люди (в единственном числе людин, отсюда простолюдин). В Древней Руси и в ХI в. земледельческая община вервь составляла экономическую и социальную основу общества. Она отвечала за общественный порядок на своей территории перед государством, платила штраф-виру за своих членов, владела землей, которую периодически распределяла между семьями. За владение, т.е. распоряжение и пользование землей общинники платили дань князю, который постепенно воспринимался ими как верховный собственник всей земли.

Основными источниками доходов князя и дружины, помимо дани, продолжала оставаться военная добыча. Но уже в конце X в. появляются княжеские села, хозяйство которых носило промысловый и коневодческий характер.

В княжеских селах и боярских вотчинах работали зависимые люди. Поначалу там преобладал труд рабов (холопов или челяди), пополнявшейся за счет пленных и обездоленных соплеменников, вынужденных продавать свою свободу. Другими источниками холопства были женитьба на рабе, а также служба тиуном без специального договора на этот счет. Однако запрещалось обращение в рабство за долги. Хозяин полностью распоряжался жизнью раба, а за его убийство нес лишь церковное наказание. Диапазон использования их труда был очень широким от пашни (ролейные холопы) до управления усадьбой (тиуны, огнищане).

В начале XII в. появляется новая группа зависимых людей закупы, Закон защищал закупа от возможного желания хозяина превратить его в обельного (т.е. полного) холопа. Таким образом, по своему социальному статусу закуп ближе всего приближался к феодально-зависимому крестьянину.

Русская Правда не раз упоминает и такую группу людей как смерды, зависимые от князя. Скорее всего это люди, работающие в княжеских селах.

1 Воронин А.В. История Российской Государственности Учебное пособие. М.: Академия, 2004. – 512 c.

2 Вернадский Г.В. Русская история: Учебник. М.: Проспект, 2002. – 349с.

3 Горинов М.М., Ляшенко Л.М. От древней Руси к императорской России. М.: Гардарика, 2004. – 315 c.

4 Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IХ-ХII вв.). М.: Проспект, 2003. – 415 с.

5 Исаев И.А. История государства и права России. – 2-е изд., перераб. и доп. М., Юристъ, 2003. – 478 c.

6 Кацва Л.А.,Юрганов А.Л. "История России VIII-XVвв.. М.: Былина, 2004. – 365 с.

7 Куликов В.И. История государственного управления в России: Учебник для студентов сред. проф. учеб.заведений.-2-е изд., стериотип. - М.: Академия, 2003. – 589 с.

8 Сальникова В.П. История отечественного государства и права в схемах и таблицах: Учебное пособие / Под общей ред..СПб.: Питер, 2003. – 641с.

Читайте также: