Сообщение на тему общество усуней

Обновлено: 04.07.2024

Легенда о происхождения усуней традиционна для Востока. Из легенды следует, что после нашествия врага в живых остался младенец, брошенный в поле. Его вскормила волчица. Во время охоты мальчика находит гуннский владетель. Когда мальчик подрос, ему поручают командовать гуннскими войсками. Восхищенный отвагой и мужеством молодого воина гуннский правитель возвращает ему земли предков,

Усуни и кангюйцы стояли на более высокой ступени социального развития, чем их предшественники яксартские саки. Имущественное неравенство среди усуней появилось раньше, чем в других племенах. Накопление богатств в отдельной семье изменило устои родовой организации и привело к появлению феодальных отношений. Усуньские владетели и племенная аристократия закрепляют за собой лучшие земельные угодья, ранее принадлежавшие общине, превращают их в свои запретные пастбища (корук), на которых паслись только их многочисленные стада. Устанавливается право наследования.

В 108 году до н.э. ставку усуньского гуньмо на берегах р. Или посетил китайский посол Чжан-Цянь (Чань-Кянь). В своем стремлении ослабить могущество гуннов китайцы старались установить дружеские связи с владетелями, земли которых находились западнее р. Сырдарьи, путь туда лежал через земли усуней. Задачей Чжан-Цяня было склонить усуньского гуньмо к заключению союза с Китаем с целью возобновления войны с гуннами. Однако усуни к такому предложению отнеслись сдержанно и лишь через год, убедившись в могуществе Китая, они заключили с ним союз. В 107 г. до н.э. гуньмо, по донесению своего посланника узнав о могуществе Китая и, имея желание освободиться от зависимости от гуннов, решил задобрить императорский двор и отправил в Китай послов с 1 000 лошадей в качестве дара. Чтобы закрепить союз родственными связями, он просил себе в жены китайскую принцессу. Феодальные правители Китая охотно приняли предложение гуньмо. Китайская принцесса была отправлена в год правления Юань-Фыня (107 г.до н.э.), ей были пожалованы китайские колесницы, одеяние и несколько сот чиновников, евнухов и прислуги (Бичурин, II, с. 192). Как сообщает китайская летопись, гуньмо, не желая портить отношения с гуннами, дочь гуннского тенгри-кута объявил старшей женой, а китайскую принцессу — младшей.

Китайские императоры в стремлении сделать усуней друзьями и в последующее время выдавали своих дочерей за усуньских гуньмо. Каждую принцессу сопровождали чиновники и слуги (более 100 человек), которые были обязаны научиться языку усуней. В результате такой тактики в 80-х годах I в. до н.э. китайцы достигли успеха, посеяв рознь между гуннами и усунями. В 75 г. до н.э. гунны, выступившие против усуней, заняли часть их земель. Усунский вождь Унгар-би (Унгуйми) попросил у китайцев помощи. В его распоряжение поступило 150 000 конницы во главе с пол-ководцем Чан-Хай. В 77 г. до н.э. Унгар-би с войском в 200 000 человек выступил против гуннов и одержал победу, захватив в плен 40 000 человек и свыше 700 000 голов скота.

Во время правления Унгар-би (70-60 г. до н.э.) земли усуней раскинулись далеко за пределы Семиречья. В их подчинении находился весь Восточный Туркестан, которым управлял один из сыновей Унгар-би.

Усуни сочетали кочевое скотоводство с. оседлым земледелием, имели широкие торговые связи с Китаем. В обмен на коней и продукты скотоводства они получали шелк, художественные изделия, рис и др. В Семиречье было много небольших селений и поселений городского типа. Археологами обнаружены усуньские городища у подножий Заилийского Алатау в Талгаре, Аксае, Каргалы, Каменке, на берегу Иссык-Куля город Чигу, на р. Или — Канграс (в китайской транскрипции Хынлос). В городищах обнаружены предметы гончарного, кузнечного и ювелирного искусства. Уникальные по красоте украшения из золота, инкрустированные цветными камнями свидетельствуют о том, что в те времена были мастера гранильного дела и художественного литья. Усуньские мастера владели техникой ковки, чеканки, штамповки, гравировки по металлу, резьбы по камню и дереву. Усуньские мастера изготовляли орудия из железа, необходимые для хозяйства, строительного дела, земледелия, охоты и боевые оружия. Ножны, рукоятки холодных оружий, колчаны, седельные и уздечные наборы, конские сбруи украшались инкрустацией, орнаментом, изображениями животных.

Древние усуни поклонялись огню, небу, солнцу и луне. С этим верованием у них связано много обычаев. При раскопках кургана в Каргалы была найдена золотая пластина с изображением зверей. На основании таких находок и сведений из источников ученые пришли к выводу о том, что усуни имели отношение к созданию 12-ти летнего звериного календаря. Древние авторы отмечали одну из особенностей усуней — женщины у них пользовались особым почетом. Слово усунь представляет собой синоним Улы-жуз — Старший жуз. Племенной состав Старшего жуза: дулаты, албаны, суаны, сары-усуни, сргели, ысты, ошакты, шапырашты, шанышкылы, канглы, жалаиры.

Узел этнических и политических проблем объединения племен в единую этническую общность зародился в Южном Казахстане в среде усуней и канглы, в результате чего постепенно формировался политический каркас, во многом подготовивший процессы консолидации протоказахских племен.

Согласно свидетельству Яня Шыгу, усуни отличались от других обитателей Западного края: были среднего роста, имели голубые глаза и рыжие волосы . Глава общества усуней носил титул гуньмо (великий гуньми), а его родичи именовались далу. Столица усуней названа у китайцев-хунзов Чугу-чэн , город Красной долины предположительно находилась на берегу Иссык-Куля . как видно, и озеро иссык -куль связано с этнонимом исуйцев-усуней. То есть, титул, аналогичный титулу ГУН Китая, означающий князя.

Государство усуней делилось на три части: восточную, западную, центральную. Усуни -исуйцы имели широкие дипломатические и родственные связи с Китаем. Общество усуней достигло уровня государственности. Источники упоминают также город Усунь. Осёдлые усуни жили в постоянных жилищах, построенных из сырцового кирпича и камня, а кочевые в юртах. Но разделять было бы ошибкой- и скифы имели укрепленные поселения на Дону. В области их прживания есть река Усу, по многим утверждениям усуни-исуйцы принадлежали динлинской европеоидной расе.

Как видно,облик похожий

Усуни были владельцами Иссык-Куля в течение 5-и веков. Всех семейств было 120 тыс, а войско составляло 180 тыс. всадников. Китайский двор в 107 г. до н.э. отдал свою принцессу в замужество за вождя усуней. Они были белокурыми, голубоглазыми, и что интересно, по мнению китайских историков, являются предками славян. Хэ Цютао пишет о сврей версией происхождения русских:

«. Исследователи происхождения русского государства не едины во мнениях. Одни считают, что русские — это древние гаогюй, так как их кочевые обычаи близки народам северных стран. Мнение У Чжао-цяня и Янь Биня, что русские суть древнее племя усунь, впервые было высказано юаньскими авторами Ван ***м и Юй Тан-цзя. Некоторые усомнились в этом вследствие дальности расстояния между усунями и русскими. Ныне, учтя сходство их наружности и исследуя переход звуков в названиях их государств, узнаем, что олосы в действительности потомки усуней. ( олосы-покитайски русские. Элосы-Россия)

Согласно Николаю Николаевичу Лысенко:

Геродот пишет:

Впро­чем, Ари­стей, сын Каи­ст­ро­бия из Про­кон­не­са, в сво­ей эпи­че­ской поэ­ме сооб­ща­ет, как он, одер­жи­мый Фебом, при­был к исседо­нам . По его рас­ска­зам, за исседо­на­ми оби­та­ют ари­мас­пы — одно­гла­зые люди; за ари­мас­па­ми — сте­ре­гу­щие золо­то гри­фы, а еще выше за ними — гипер­бо­реи на гра­ни­це с морем.

То есть, описывается Приобье, а гипербореи жили у самого Студеного моря.

Согласно Николаю Николаевичу Лысенко: «Почти к такому же выводу [сделанному А. Н. Бернштамом о тождественности этнонимов асии и усунь] впоследствии пришел М. В. Крюков, считающий, что древняя форма этнонима усунь — „должна быть близка к asuen“ Надо сказать, что и тохарцы Сибири очень близки по культуре сакам, и также европеоидны.

Низами Ганджеви упоминает усуней-исуйцев в рядах русов в войне против Искандера. Заметим, поэма написана в начале 13в., то есть поэт описывал известные ему народы.

От владений Ису до кыпчакских владений
Степь оделась в кольчуги, в сверканья их звений.

Краснолицые русы сверкали. Они
Так сверкали, как магов сверкают огни.
Хазранийцы — направо, буртасов же слева
Ясно слышались возгласы, полные гнева.
Были с крыльев исуйцы ; предвестьем беды
Замыкали все войско аланов ряды.
Посреди встали русы. Сурова их дума:
Им, как видно, не любо владычество Рума!

Кстати, Ясна- это часть Авесты. А исседоны, которые и есть исуйцы- усуни, согласно Геродоту,

То есть, исуйцы, вероятнее всего это ветвь саков, принявшая участие в этногенезе русского народа, и вероятнее всего это и есть сайи-саяне, жившие и живущие теперь в Курской области.

Бернштам А. Н. К вопросу об усунь-кушан и тохарах // Советская этнография. — 1947. — № 3. — С. 71-84

Низами Ганджеви "Искандер-Наме"

Чакиров Александр Лингвистическая история Руси.

Камни парка "Коломенское" Нить правды

Гунны, Народ, пришедший с Ямала. Аттила, каган гуннов из рода Вельсунгов

Крито-микенская культура и религия как часть индоевропейской культуры эпохи бронзового века

Кыргызы и уйгуры между великими государствами – Восстание кыргызов в 1875-1876 гг. было использовано русскими как повод для ликвидации Кокандского ханства

Кыргызы и уйгуры между великими государствами – Положение уйгуров в 19 веке между Российской империей и Китаем

Мухаммад ибн Муса аль-Баласагуни – первый тюркский исламский ученый Ханафитского масхаба, современник Юсупа аль-Баласагуни

Авторы

Последние статьи

Мнения

Код кыргызов

Мурас

Историк и публицист Тынчтыкбек Чоротегин в своей очередной статье вкратце совершает экскурс в историю древних усуней, которые наряду с другими древними этносами впоследствии вошли в состав центральноазиатских тюркских народов.

Ранняя история усуней

В истории Внутренней, Центральной Азии и Тенгир-Тоо с 3 в. до н.э — до 5 в. н.э. усуни занимали особое место. По антропологическим признакам усуни (Wusun) отличались резко выраженными монголоидными чертами лица, что их обособляло от других народов Центральной Азии, населявших западную часть данного обширного региона в древности.

В конце 3 в. до н.э. усуни жили в середине между нынешним Гансуйским регионом, восточнее Цинляншанских гор, и Дуньхуанем (Западный Китай).

В середине 2 в. до н.э. усуни оказались политическими союзниками хуннов, которые с Восточного Туркестана и Семиречья вытеснили индоевропейский народ юечжей на запад, а освободившуюся территорию заняли усуни. Они при этом остались политически зависимыми от хуннов.

Нельзя сказать, что все усуни передвинулись в Тенгир-Тоо (Притяньшанье) и в сторону современного Кыргызстана. Некоторые Усуньские роды в 1 в. до н.э. и в 1 в. нашей эры оставались вокруг озера Лобнор, о чём свидетельствуют недавно обнаруженные исторические источники.

Независимость от хуннов

После смерти правителя хуннов Лаошань-шаньюя в 161-158 гг. до н.э. кюн-бий (официальный титул правителя усуней) объявляет о политической независимости своего государства от хуннов.

Китайский лазутчик и посол Чжан Цянь, впервые посетивший Усуньскую землю в 128 г. до н.э., заметил схожесть традиций и обрядов усуней с традициями и обрядами хуннов.

Этот посол позднее предлагает китайскому императору У-Ди вступить в политический союз с усунями, затем их спровоцировать к столкновению с хуннами.

В 116 г. до н.э. с этой целью Чжан Цзянь вновь отправляется к усуням. Из города Чигу - столицы усуней на берегу Иссык-Куля - Чжан Цянь своих помощников отправляет к дальним западным странам.

Карта 1. Путешествия Чжан Цзяна во 2-м веке до н.э.

130131_1

В конце 2 в. до н.э. Усуньское государство занимало территорию, простиравшуюся от нынешнего юго-востока Казахстана и большей части Северного Кыргызстана вплоть до примыкающих притяньшаньских частей Восточного Туркестана.

Карта 2. Усуни (Wusun) – государство в регионе Прииссыккулья

Han_Civilisation

Усуни занимались в основном скотоводством. Лошади, коровы, овцы, козы занимали в их хозяйстве особое место.

Но постепенно усуни начинают осваивать и земледелие в регионе Чуйской и Иссык-Кульской долин и в части Таримского бассейна. В 1 в. до н.э. они добились значительных успехов в этом направлении.

Кыргызские археологи обнаружили в Чуйской и Иссык-Кульской долинах следы Усуньских поселений, население которых вело оседлый образ жизни.

Сохранилась тоскливая песня китайской невесты, выданной замуж за усуньского кюн-бия:

«Деревянные ууки (столбцы юрты) — моё жильё,

Стены дома сделаны из кошмы (шерсти).

Пьют только кумыс, айран и молоко,

Общественный строй усуней

Усуньское государство, как и хуннское, было монархическим государством.

Кюн-бий (куньмо) и после завоевания им государственной независимости от хуннов сохранил этот присвоенный ему хуннским шаньюйем титул.

В политической практике усуней этот титул прочно вошел в обиход и никогда не отменялся. В какой-то мере система и опыт хуннского государственного управления применялись и у усуней. Особо важные государственные вопросы кюн-бий обсуждал в совете старейшин (т.е. в малом государственном совете), т.е. власть кюн-бия был ограничен этим архаическим институтом в определенных случаях.

Усуньское государство имело централизованную власть, которая объединяла в себе два крыла (в средние века кыргызы также разделились на правое и левое крыло, чуть обособленно от них стояла группа ичкилик). Это также подтверждает унаследование кыргызами особо не отличающейся от хуннов и усуней центральноазиатской системы дуального политического управления.

Семья у усуней

Семейные отношения усуней как и у хуннов были патриархальными. Усуньский кюн-бий преклонного возраста потребовал от своей жены-китаянки после своей смерти выйти замуж за его престолонаследника. Этим он преследовал цель не прерывать добрососедские отношения с китайцами.

Начиная с 80-х годов до н.э. усуни находились в открыто враждующих отношениях с хуннами. Они соперничали за сферу влияния на государство Чеши, удобное для перехода и установления торговых связей в Турфанском регионе.

Усуньский кюн-бий Унгюйми и его жена китайской национальности Гяй-йу, когда особенно усилилось хуннское давление, обратились с просьбой о помощи к Ханьской династии.

В 73 г. до н.э. посол усуней обращается к императору династии Хань с предложением о создании военной коалиции против хуннов. Уже в следующем году китайские воины (легковооруженные 160 тыс. конников) в Ордосе и в коридоре Хэси начинают военные действия против хуннов.

Антиханьские группы хуннов спасаются от них бегством и переселяются в другие местности. Но удары усуней с запада оказались для хуннов сокрушительными: тесть шаньюя, сноха шаньюя, отдельные правители западного крыла, а также 39 тыс. воинов хуннов попадают в плен к усуням.

В 71 г. до н.э. южносибирские динлины, вступившие в политический союз с усунями, поднимают восстание в северном приграничном регионе империи хуннов. На востоке часть рода дунху - ухуане также поднимают восстание. С запада ведут наступление усуни. Хуннам потерпели тяжёлое поражение.

Добившийся значительного укрепления положения своего государства Унгюйми, кюн-бий Усуньского государства, до конца своей жизни проводил прокитайскую политику.

После его смерти две силы - прокитайская и прохуннская партии усуньской политической элиты - непрестанно боролись между собой.

У власти оказался не сын Унгюйми, который был законным престолонаследником, а его сводный брат Ними, матерью которого была царица, выданная замуж усуньскому правителю хуннами. Он женится на царице-вдове Гяй-йу и получает титул Куан-ван.

В 52 г. до н.э. царица Гяй-йу пытается путём использования китайской знати, приехавшей к усуням на свадьбу, организовать дворцовый переворот. Оказавшись раненым от вражеского меча, Ними кюн-бию удаётся вскочить на своего коня и бежать. В течение нескольких месяцев бешеные от злости усуни окружили белый дворец царицы. И только спешно пришедшая на помощь китайская дружина спасла ее от неминуемой гибели.

Заговор, предпринятый царицей китайского происхождения, обострил антиханьские настроения среди усуней.

Сын покойного правителя Унгюйми Уцзуту организовал дворцовый переворот. Кюн-бий Ними был убит. К власти пришёл Уцзуту.

Между двумя наковальнями

В середине 1 в. до н.э. государство усуней оказывается между северными хуннами и Кангюйским государством, вступившими в один союз.

В этих условиях Уцзуту кюн-бий не стал продолжать прохуннскую политику. Главным вопросом для него стала независимость своего народа и государства. Отдав приказ отрубить голову хуннскому послу, приехавшему к нему, Уцзуту кюн-бий как бы объявил войну против Чжичжи шаньюя, антикитайского правителя части хуннов.

В 48 г. до н.э. Чжичжи шаньюй, использовавший кыргызскую страну в Восточном Тенир Тоо как свой плацдарм, отправился в поход против усуней. Однако неимоверно лютая зима, снежная буря уничтожают в пути большинство его воинов.

Чжичжи шаньюй, с оставшимися в живых (около 3 тысяч) воинами еле дошёл до Кангюйского государства в северо-западных отрогах Тенгир-Тоо (нынешняя Таласская долина Кыргызстана, Южный Казахстан).

(Как предполагают некоторые историки, возможно, среди войск Чжичжи-шаньюя были и представители древних кыргызов, территория которых в Восточном Тенгир-Тоо была использована как один из плацдармов данного шаньюя, боровшегося за независимость от династии Хань).

В 42 г. до н.э. Чжичжи-шаньюй при поддержке кангюйского войска вошёл со стороны Таласа и временно захватил Иссык-Кульскую долину, полностью разгромив при этом город Чигу.

Усуни, спасаясь, отступили в восточные регионы своей страны.

Усуни восстановили независимость своего государства и свою территориальную целостность.

Усуни – наши предки

После распада Ханьской династии (220 г. до н.э.) Китай постепенно удаляется от Восточного Туркестана. Вследствие чего и в их исторических источниках информация об усунях идёт на убыль.

Многие современные тюркологи считают, что усуни являются одними из древних представителей тюркских народов Центральной Азии.

В то же время следует отметить, что, видимо, были этнокультурные и иные связи древних кыргызов Тенгир-Тоо и древних усуней (помимо их общей региональной этнополитической истории в условиях борьбы против владычества хуннов).

Неоспоримым фактом является то, что усуни как местный этнический компонент впоследствии растворились среди тюркских народов Тенгир-Тоо (в том числе и среди кыргызов).

130131_3

Стиль жизни древних усуней (в современной реконструкции). Или-Казахская автономная область. СУАР, Китай. 2007.

Бартольд В.В. Избранные труды по истории кыргызов и Кыргызстана. - Бишкек, 1996.

Бернштам А.Н. Избранные труды по археологии и истории кыргызов и Кыргызстана. - Кн. 1-2. - Бишкек, 1997-1998.

Гумилев Л.Н. История народа хунну. — АСТ, Люкс, 2004. - ISBN 5-17-026629-4, 5-9660-0501-X.

Толстов С. П. По следам древнехорезмийской цивилизации. — М.-Л., 1948.

Т.К.Чоротегин, президент Международного общественного объединения “Кыргыз Тарых Коому”, профессор КНУ им. Жусупа Баласагына, д.ист.н.

Усуньское государство

Последние археологические работы как на побережье Иссык-Куля, так и на дне озера позволили ученым высказать гипотезу, что город Чигу находился на южном берегу Тюпского залива и сейчас частично еще остается под волнами Иссык-Куля. Усуни занимались преимущественно скотоводством, но не чурались и земледелия, имели оседлые поселения. Согласно китайским источникам, в государстве усуней насчитывалось около 630 тыс. жителей. В случае необходимости кунбаг мог выставить свыше 180 тыс. воинов (что едва ли достоверно, реалистичнее другая цифра, также приводимая источниками — около 100 тыс.).

Государство усуней представляло собой раннеклассовое образование с сильными пережитками родовой организации. Власть кунбага была наследственной, верховный правитель опирался на совет старейшин. Самые богатые владели табунами лошадей в 4—5 тыс. голов, основными производителями являлись свободные общинники, но были и рабы, существовали многоженство и левират. Археологическая культура собственно усуней еще не выделена, внешне и по инвентарю их курганы аналогичны сакским, поэтому чаще всего ученые их определяли как сако-усуньские, но они имеют некоторое сходство и с культурой гуннов. В Кыргызстане на роль усуньской претендует и другая культура — катакомбная (Шамсинское погребение в Чуйской долине, Кенкольский могильник из Таласа, катакомбы Кетмень-Тюбе), которую ученые связывают с позднегуннским этносом.

Ставка кунбага, размещавшаяся в Иссык-Кульской котловине, на одном из ответвлений Великого Шелкового пути, называлась Чигучэн (Чигу) - город Красной долины.

Усуни имели сильное войско и опытных военачальников. Поэтому даже такая сильная держава, как Китай, стремилась установить и поддерживать с усунями дружественные отношения. К тому же, Великий Шелковый путь, имевший важное значение для экономики Китая, проходил по территории усуней. С помощью храбрых усуньских воинов китайские правители намеревались покончить со своими извечным врагом - гуннами.

Союзнические отношения с другими государствами усуни устанавливали посредством заключения брачных союзов. Ради достижения этой цели китайский император У-ди выдал замуж за кунбия одну из принцесс. Правитель гуннов тоже отдал кунбию в жены свою дочь. Кунбий женился на обеих: по обычаям усуней мужчины могли иметь несколько жен. Так появляются две ветви потомков кунбия — ханьская и гуннская.

Начиная со второй половины II в. до н. э. усуни были втянуты в сферу большой политики империи Хань, перед которой тогда стояло две важнейших задачи: покончить с извечным врагом — гуннами, создавшими сильное государство в степях Центральной Азии, и установить контроль над Великим Шелковым путем вплоть до греко-бактрийских владений. Ключ для решения обеих задач находился в руках усуней. Поэтому в 109 г. до н. э. император Уди направил к усуням посольство с богатыми дарами и выдал за кунбага одну из китайских принцесс. Город Чигу посетил и китайский дипломат Чжань Цянь, оставивший описание жизни и быта усуней и стоявший у истоков Великого Шелкового пути через Тянь-Шань.

Но и усуни в лице Китая приобрели не столько союзника, сколько соперника, которому не нужен был сильный сосед. Видя растущую мощь усуней, соседние кочевые племена стремились установить с ними тесные отношения, заручиться их покровительством. Усиление усуней вызывало серьезное беспокойство их союзников — китайских правителей. И они, используя интриги, внутренние раздоры и междоусобицы усуньских племен, стали вмешиваться во внутренние дела и политику кунбиев.

Ханьский двор раздувал династийные распри в государстве усуней, а затем вмешивался, поддерживая то одного, то другого претендента на трон, и в конце концов присвоил себе право назначать и смещать кунбагов, жаловать титулами и полномочиями усуньскую знать, раздавать им государственные печати.

Усуньское государство

. В самом разгаре пиршество во дворце вдовы кунбия усуней Унгуйми - китайской принцессы Гяй Ю. В большом зале с двумя колоннами вожди усуньских родов наслаждаются ферганским вином, специально привезенным к торжеству, кумысом, с аппетитом поедают жирное мясо. Скатерть уставлена всевозможными яствами, фруктами и сладостями.

На самом почетном месте восседает правитель усуней-кунбий Ними- Куанван (китайский титул). По его воле сама принцесса прислуживает гостям. Для принцессы ханьского рода это невиданное оскорбление. Улыбаясь, Гяй Ю наполняет чашу сладким вином, но глаза ее полны негодования и ненависти. Куанван видит это и незаметно усмехается. Что может эта женщина! Год назад он взял ее в жены, она родила ему сына. Теперь молодой правитель стал родственником самого китайского императора. Пусть попробует укусить, если сможет!

- Вина! - крикнул кунбий.

Принцесса вышла во двор. По трем сторонам его расположились жилые помещения и хозяйственные постройки, а на четвертой - главные ворота и конюшни. Принцесса окинула двор взглядом. Этот ’’дворец”, напоминающий сельскую усадьбу, сорок лет назад построил престарелый правитель для своей молоденькой жены, китайской принцессы. Тогда усуньские правители впервые породнились с династией Хань. Великий Китай и государство усуней заключили военный союз против могущественной державы гуннов. На протяжении сорока лет брак усуньских правителей с красавицами далекой ханьской земли поддерживал и укреплял этот союз. А теперь вот как повернулось.

Она крепко, до боли, стиснула кулаки. Как она ненавидела этого молодого кичливого и самодовольного джигита - своего нынешнего владыку! Народ, да и близкие ко двору люди не любили его за лень и зазнайство. Видно, что и вид, и замашки у него от матери-гуннки. Да кто он такой - Ними-Куанван! Какой из него правитель! Какой из него муж! Для нее, Гяй Ю, он - худший из людей, злейший ее враг! Наследником усуньского престола был Юаньгуйми, ее сын от бывшего мужа, великого Фейвана. Но этот полугунн со своими приспешниками силой отстранил от власти законного наследника. А вчера ударил ее, принцессу, камчой за непослушание.

-Ли Тай! - тихо позвала принцесса. От группы караульных возле конюшни отделился высокий воин и подошел к ней:

- Что прикажете, госпожа?

- Время пришло! - сказала принцесса.

Ли Тай посмотрел ей в глаза.

- Отнесешь ему этот бурдюк с вином. Когда он потянется за вином, уда¬ришь его кинжалом. Там тебе помогут.

Ли Тай с поклоном взял бурдюк.

. Гости уже заметно опьянели. Они громко разговаривали, кричали и перебивали друг друга. Ли Тай приблизился к правителю. Никто не обратил внимания на висевший у него сбоку кинжал: кочевники почти не расставались с оружием. Вот и сейчас у каждого в руке по длинному кинжалу: все режут ими мясо.

Воин, наклонившись, налил вино и подал чашу кунбию. Ничего не подозревающий Куанван протянул руку за чашей - и в этот момент Ли Тай стремительно выхватил кинжал из ножен и ударил его в грудь. Лезвие, скользнув по груди и разрезав одежду, вонзилось в левый бок. Удар отразил железный панцирь, который Куанван всегда носил под одеждой.

- Измена! - закричал правитель и получил второй удар кинжалом.

Что тут началось! Гости мгновенно отрезвели. Соскочив с мест, часть из них бросилась к выходу. Многие схватились друг с другом: среди гостей были не только сторонники правителя, но и его враги.

Принцесса, заранее поднявшись на башню, наблюдала оттуда за происходящим. Она видела, как выбегали из дворца люди, сражаясь друг с другом, как от толпы отделился ненавистный ей Ними, как несколькими прыжками он пересек двор, добрался до конюшни и, ударом сабли освободив поводья, попытался сесть на коня. Ему мешала левая рука, которая висела плетью, левый бок был залит кровью. Вот он сел все-таки на коня. К коням бросились и другие: не разобрать - враги или друзья? На ее глазах были убиты двое караульных у ворот, затем ворота широко распахнулись, и потомок гуннов с диким возгласом умчался прочь. За ним последовали его приспешники.

- О, великий Шанди, почему ты не помог мне. Он не умер, не умер, - повторяла с горечью принцесса.

Межплеменные усобицы, умело разжигаемые китайцами, привели к падению государства усуней. Последнее упоминание в источниках об усунях датируется 437 г. н. э., когда они направляли очередное посольство в Китай. В середине VI в. усуни вошли в состав Тюркского каганата.

Читайте также: