Сообщение на тему образ

Обновлено: 28.04.2024

В сфере художественного вымысла литературный образ возникает в движении от идеи к выражающему её единичному.

В современном литературоведении характер – это неповторимая индивидуальность персонажа, его внутренний облик, то есть то, что отличает его от других людей.

ВАЖНО!

Нравственный выбор героя на его тернистом пути к истине совпадает с моментами духовных переломов или с нравственным прозрением персонажа. По этой дороге, ведущей к истине, один за одним идут все персонажи русской литературы. За ними следует и читатель.

Посмотрите видеоурок:

Герой современной литературы

Образ человека в литературном произведении

Образ человека входит в общую систему художественных образов литературного произведения. Многие литературные герои кажутся читателю живыми, взятыми из реальной жизни, потому что автор использует для создания образа своего героя художественные средства, рождающие иллюзию реальности.Средствами создания образа человека являются:

Создавая образ человека, автор отбирает соответствующие своей задаче художественные средства, этот выбор может быть ограничен родом и жанровыми особенностями произведения. Так, в драматургии портрет, пейзаж, интерьер возможны только в авторских ремарках, на первый план выходят речевые характеристики и поступки героя как основные средства создания образа. В лирическом произведении образ человека — лирического героя — создаётся через лирический монолог, содержащий описание переживаний, душевного состояния субъекта речи, а также его манеру речевого самовыражения.В образе сочетается общее, типичное для определённой социальной группы, эпохи, национальности, и индивидуальное, свойственное только этому герою. Совокупность индивидуальных свойств героя — это его характер, который может быть показан в развитии (Наташа Ростова, Андрей Болконский, Пьер Безухов).

Домашнее задание.

Контрольное сочинение (выбрать одну из трех предложенных тем):

- Какая книга оказала на меня наибольшее влияние?

- Тема красоты мира и человека в одном из произведений русской литературы.
- “Величайшие истины – самые простые”. Л.Н. Толстой. (По одному из произведений русской литературы.)

Темы контрольных сочинений даны в традиционной “свободной” формулировке, требующей, однако, опоры на литературный материал, а не на жизненные впечатления.

Особенности художественного образа в литературе

Художественный образ в литературе – это любое явление, творчески воссозданное автором произведения. Это результат, полученный вследствие глубокого осмысления какого-либо процесса. Свойства художественного образа многогранны. Он не только отражает, но и обобщает реальность.

Понятие и определение художественного образа

По мнению литературоведа Л. И. Тимофеева, художественный образ является конкретной и в то же время обобщённой картиной человеческой жизни. Это важная эстетическая категория, созданная при помощи воображения.

Какой-либо образ в художественном произведении – это преобразование действительности, становящееся возможным благодаря богатой авторской фантазии. Он вовсе не списан с натуры и не похож на реальное явление или предмет. Основной функцией становится отражение важных для писателя идей, переживаний. С его помощью авторский замысел воплощается в нетривиальную форму.

Художественный образ в литературе и искусстве на том или ином этапе человеческого развития имеет весомые отличия. Это происходит по нескольким причинам:

  • каждой эпохе свойственны свои особенности отражения реальности. Это оказывает влияние и на процесс создания художественных произведений авторами-сентименталистами, писателями- модернистами и т. д.;
  • активное развитие искусства предопределяет изменение соотношения реальности и идеала, эмоционального и рационального аспектов жизни, действительности и фантазии.

Писатели-романтики, напротив, считали, что литературный образ – символ бунтарства. Главный герой их произведений, как правило, отвергает общественные устои.

Писатели-модернисты были убеждены в том, что познание мира происходит с помощью иррациональных средств (например, интуиции, вдохновения). Именно таких взглядов они и придерживались при создании образов литературных героев.

Для писателей-реалистов характерно рациональное познание мира. Такие авторы пытаются обнаружить тесные причинно-следственные связи между предметами и явлениями. В центре повествования в реалистическом литературном творчестве находятся взаимоотношения личности с окружающим миром. Авторов-модернистов и романтиков волнует, прежде всего, внутренний мир их персонажей, субъективные переживания героев.

парадоксальность. По мнению советского психолога Л. С. Выготского, при создании истинного произведения искусства стоит придерживаться принципа невозможности. Ведь сама структура художественного образа предусматривает диалектическое единство противоположных начал;

сочетание общего и конкретного. Согласно эстетике Гегеля, к основной функции художественного образа относится воплощение общих идей в индивидуальном. В частности, образы в живописи конкретны. Ведь художнику не свойственно мыслить абстрактными категориями при создании очередного шедевра изобразительного искусства. Вместе с тем он пытается перенести на полотно какие-то общезначимые идеи. Существует тесная взаимосвязь единства общего и конкретного с проблемой типического. Под последним понимают отображение в индивидуальном наиболее значимых (типичных) черт общего.

Порой может показаться, что в поэтических и музыкальных творениях безраздельно властвует чувство. А рациональная составляющая практически не заметна. Но это не совсем соответствует действительности. Полная характеристика художественного образа подразумевает единство чувства и разума (эмоционального и рационального).

Художественный образ – любое явление, герой, воссозданные в художественном произведении.

Приведем примеры художественных образов.

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Каковы отличительные черты художественного образа ?

1. Художественный образ обобщает действительность, воплощает в единичном общее, вечное.

2. Художественный образ создается с помощью вымысла , является вымышленным, условным.

3. Художественный образ является частью искусства, имеет эстетическое значение (художественное, связанное с творчеством).

4. Художественному образу свойственны многогранность, неисчерпаемость.

Авторы литературных произведений поднимают проблемы, но не решают их полностью; читатель наполняет художественный образ своими мыслями и чувствами, становится соавтором.

5. Наконец, художественный образ существует по своим внутренним законам.

Например, по воспоминаниям современников, А. С. Пушкин говорил о своей героине Татьяне Лариной так:

Вообрази, какую шутку выкинула со мной Татьяна: замуж вышла. (…) Моя Татьяна поразила меня: она отказала Онегину.

Таким образом, внутренняя логика художественного образа подчиняет себе авторский вымысел.

Теоретико-литературные понятия "художественный образ", "собирательный образ" можно использовать в задании 12 "для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения".

Список статей канала со ссылками облегчит Вам работу!

Если статья оказалась полезной, ставьте "Нравится", подписывайтесь на канал!

Художественный образ

Художественный образ – любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении. Он представляет собой результат осмысления художником какого-либо явления, процесса. При этом художественный образ не только отражает, но и обобщает действительность.

Литературовед Л.И. Тимофеев так характеризует художественный образ:

Предназначение художественного образа

Художественный образ в литературе

На разных этапах развития человечества художественный образ принимает различные формы. Это происходит по двум причинам: изменяется сам предмет изображения – человек, как следствие изменяются и формы его отражения искусством. Есть свои особенности в отражении мира, а значит и в создании художественных образов, писателями-реалистами, сентименталистами, романтиками, модернистами и т.д. По мере развития искусства меняется соотношение действительности и вымысла, реальности и идеала, общего и индивидуального, рационального и эмоционального.
В образах литературы классицизма, например, на первый план выдвигается борьба чувства и долга, причем положительные герои обязательно делают выбор в пользу последнего, жертвуя личным счастьем во имя государственных интересов. А писатели-романтики наоборот – возвышают героя-бунтаря, одиночку, отвергшего общество или отвергнутого им. Писатели-реалисты стремились к рациональному познанию мира, выявлению причинно-следственных связей между предметами и явлениями. А модернисты объявили о том, что познать мир и человека можно лишь с помощью иррациональных средств: интуиции, озарения, вдохновения и т.д. В центре реалистических произведений стоит человек и его взаимоотношения с окружающим миром, романтиков же, а потом и модернистов, интересует в первую очередь внутренний мир их героев.

Художественный образ неисчерпаем

Источники:

Можете написать так же или лучше? Хотите предложить нам свой материал? Отправляйте и мы обязательно его рассмотрим!

Читайте также: