Сообщение на тему нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Обновлено: 02.07.2024

Актуальность и проблемы духовно – нравственного воспитания дошкольников.

Детство – важнейший период в жизни любого человека. Именно в ранние детские годы у людей закладываются представления об окружающем мире, о человеческом обществе, о добре и зле, формируются духовно – ценностные ориентиры, идеалы, правила. В этот период душа ребенка наполняется осознанием, моральными качествами, закладывается фундамент характера и уникальных свойств будущей взрослой личности, приобретается начальный опыт поведения. Духовно – нравственное воспитание человека является приоритетом семьи, гражданского общества, страны в целом. Вот почему так важно правильно направлять в нужное русло развитие детей в самом раннем возрасте в семье и в детских дошкольных учреждениях. С подражанием, присущим всем детям, наблюдая и повторяя фразы, эмоции, высказывания, ребенок впитывает от родителей и воспитателя не только практический жизненный опыт, но и моральные качества, благородство, жизненные приоритеты.

Целью духовно – нравственного воспитания дошкольников является формирование высоконравственной личности, педагогическое содействие становлению ее гражданских качеств.

История России знает немало периодов, когда деградация личности, целого поколения, деморализация общества отражались на судьбе страны, приводили к социальным расколам и катаклизмам. В 1990 – е годы Россия пережила один из таких упадков. Каким вырастет следующее поколение и каковы будут его моральные устои, культура – зависит сегодня от качества воспитательной работы и формирования духовно – нравственного фундамента юных граждан страны.

Часто в воспитательном процессе, несмотря на все прилагаемые усилия педагогов, значительную роль играют различные внешние, общественные факторы. Среди проблем в сфере духовно – нравственного воспитания дошкольников сегодня выделяют такие как:

  • Нестабильная психоэмоциональная атмосфера в некоторых семьях,
  • Размытые нравственные ориентиры в обществе,
  • Отсутствие интереса к народным традициям, промыслам, рукоделию,
  • Агрессивное влияние средств массовой информации,
  • Доступ детей к смартфонам, планшетам и другим электронным устройствам, подменяющим интерес к книгам и истинные ценности межличностного общения.

Эти и другие факторы в комплексе оказывают негативное влияние на ход современного воспитательного процесса, порождая проблемы культурного и духовно – нравственного развития детей. Как следствие, несмотря на усилия вполне благополучных семей и профессиональных педагогов, в обществе возрастает детская преступность, увеличивается число подростковых абортов, появляются дети – сироты, брошенные несовершеннолетними матерями. А со временем проявляются и более масштабные проблемы безнравственного поколения. Задачами педагогов, соответственно, являются преодоление вышеуказанных отрицательных факторов, следование образовательным стандартам, ориентирование подрастающего поколения на базовые национальные ценности, соблюдение принципов духовно – нравственного воспитания.

Методы и средства духовно – нравственного воспитания дошкольников

Методы нравственного воспитания – это своеобразный набор инструментов в руках воспитателя. С помощью методов педагог может эффективно и увлекательно организовать систему нравственного развития и совершенствования маленькой личности, управлять воспитательным процессом. С помощью правильно подобранных методов духовно – нравственного развития воспитателем осуществляется целенаправленное воздействие на дошкольников, организуется и направляется их повседневная жизнедеятельность, обогащается их нравственный и культурный опыт.

Педагоги – методисты выделяют следующие общие методы нравственного воспитания дошкольников:


Методы формирования нравственного поведения Поручения
Упражнения
Требования
Положительные примеры взрослых
Воспитывающие ситуации
Формирование нравственного сознания Этическая беседа
Пример
Просьба
Объяснение
Внушение
Методы стимулирования Одобрение
Соревнование
Поощрение
Награждение

По способу выражения и воздействия методы классифицируют на:

  • Наглядный (наблюдение за сказочными героями, рассматривание иллюстраций, репродукций, предметов, проведение экскурсий, и другое),
  • Словесный (беседа, рассказ, чтение сказок, разгадывание загадок, заучивание песенок, поговорок, считалок, разбор ситуаций, проведение конкурсов, утренников и так далее),
  • Практический (изготовление поделок, рисование, разучивание танцев, проведение игр, инсценировок, и так далее).

Стоит заметить, что методы могут использоваться комплексно, с учетом возраста и возможностей дошкольников.

Среди средств духовно – нравственного воспитания дошкольников выделяют несколько групп:

  1. Художественно – изобразительные средства. К ним относят книги, занятия по рисованию и прикладному творчеству, музыкальные занятия, просмотр поучительных мультфильмов и сказок. Такие средства положительно влияют на эмоциональную сферу воспитанников, формируют моральные представления.
  2. Обращение к природе, ее проявлениям. Сюда можно отнести и прогулки среди деревьев, в парке, экскурсии к природным объектам, интерес к домашним животным. Все проявления природы, вызывающие восхищение, жалость, желание заботиться воспитывают в ребенке гуманную личность. Но не стоит путать с контактными зоопарками, дельфинариями и цирковыми представлениями, где звери содержатся в неволе, так как дети в раннем дошкольном возрасте еще не способны осознать мучительные судьбы таких животных.
  3. Практические игровые средства. Свободные игры в группе, инсценировки, настольные игры, подвижные игры – это варианты воздействия на психоэмоциональную сферу ребенка. Под руководством педагога в ходе интерактивного общения дети получают опыт межличностного взаимодействия, построенного на уважении друг к другу, берут пример, учатся контактировать, оценивать свои и чужие поступки с позиции морали.

Сказка как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников

Знакомство детей со сказкой в садике может быть выражено в форме:

  • Рассказывания (свободный пересказ),
  • Выразительного чтения (с интонацией и мимикой),
  • Беседы по сказке (анализ поступков персонажей),
  • Иллюстрированной постановкой (пальчиковый или аппликационный мини – театр).

В младшей и средней группе дети с большим удовольствием учатся ролевым играм, инсценированию, наряжаясь в костюмы и изображая процесс вытягивания репки или заселения импровизированного теремка. Когда такие занятия и игры сопровождаются смехом и весельем, когда воспитатель буквально опускается на уровень малышей, ползая на коленях и играя вместе, а не диктуя строгим голосом, тогда в атмосфере детской раскрепощенности и непринужденности, на фоне положительных эмоций у детей формируется живое образное представление о роли сказочных героев, смысле их поступков. Закрепить восприятие сказочных образов, мотивы поведения героев и смысловой посыл сказки помогает совместная беседа по сказке:

  • Кто из героев сказки вам больше понравился?
  • Кто совершил хороший поступок, а кто плохой?
  • Какое действие персонажа вам больше понравилось?
  • Кого можно поругать, а кого простить?

Запоминая сюжеты русских народных сказок, воспринимая яркие образы персонажей и анализируя действия героев, дошкольники учатся выражать свои мысли, свое отношение, проецировать поступки, учатся быть добрыми и отзывчивыми.

Фольклор как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников

Важную роль в процессе духовно – нравственного воспитания детей играют народные традиции. В русском фольклоре заложен большой педагогический потенциал, он может служить отличным средством духовно – нравственного развития детей дошкольного возраста. По сути фольклор – это народная педагогика. Сложенные веками традиции наполнены лучшими чувствами — добродушия, трудолюбия, гостеприимства, почитания родителей, уважения к природе, соблюдения здорового образа жизни. Славянские народы жили в единении с природой, почитали ее, знали народный календарь со всеми приметами, отсюда в фольклоре заложены частые обращения к природе как за помощью, так и в радости. Так как обращение к природе является одним из средств духовно – нравственного воспитания дошкольников, фольклор можно и нужно использовать в педагогическом процессе.

Элементы фольклора, наиболее используемые в воспитательном процессе:

  • Игры,
  • Песни,
  • Частушки,
  • Народные сказки,
  • Поговорки, потешки и прибаутки,
  • предания и былины,
  • обычаи и обряды,
  • прикладное творчество (фольклорные игрушки и др.).

Как может воспитатель применить фольклорные элементы на практике:

  • на музыкальных занятиях,
  • в дидактических играх,
  • в инсценировках сказок,
  • в режимных моментах,
  • при изготовлении поделок и так далее.

Использование фольклорных элементов в повседневной жизнедеятельности детской группы помогает создать особую уютную психоэмоциональную атмосферу и положительно влияет на образ воспитателя. Отвлекая утром ребенка потешками и прибаутками от расставания с родителями, опытный педагог легко устанавливает контакт с дошкольником, переключает внимание и создает благоприятный эмоциональный настрой. При разучивании русских народных песен дети приобщаются к богатой славянской культуре, постигают святое и доброе, впитывают духовность. А как удивительно девочки выглядят в костюмах матрешек!

Таким образом, при использовании фольклорного наследия в педагогическом процессе у дошкольников закладываются привычки, создается нравственная основа личности, необходимая для дальнейшего формирования ценностных ориентиров и принятия ответственных решений во взрослой жизни.

Роль музыки в духовно – нравственном воспитании дошкольников

Музыка является одним из важнейших средств наполнения и развития детской души. В духовно – нравственном воспитании ей принадлежит особая роль, она не только развивает разум, но и учит чувствовать, переживать, прививает вкус и воспитывает благородство души. Через музыку дети знакомятся с творчеством композиторов и познают шедевры мирового искусства. В ДОУ дошкольники знакомятся с музыкой посредством таких форм, как:

  • Слушание
  • Пение
  • Игра на детских музыкальных инструментах
  • Музыкально – ритмические движения
  • Театрализация
  • Музыкальные подвижные игры и другое.

Песня раскрывает красоту души русского народа, традиционные народные образы и идеалы, духовный опыт многих поколений. Песенный жанр учит ребенка эмоциональной отзывчивости, творческому самовыражению, вводит в духовную жизнь. Танец является одним из инструментов художественного и нравственного развития. Движения в народных танцах демонстрируют широту души, дружбу, смелость, удаль, жизнерадостность, чувство собственного достоинства. Выражая свои эмоции в танце, дошкольник учится контролировать свои движения, делать их гармоничными. Обстановка праздников, утренников в садике помогает ребенку выплеснуть свою энергию, свои мысли и эмоции, полюбить детский сад, свой уголок Родины.

Первыми музыкальными произведениями русской музыкальной коллекции на занятиях в детском саду могут быть

В арсенале музыкального работника всегда есть методическая подборка музыки, тематических занятий для разных возрастных групп. Познавая музыкальное наследие своего народа, ребенок впитывает эталоны морали, гармонии и красоты, ценный духовный опыт поколений.

Оформление уголка по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ

Одним из средств духовно – нравственного воспитания дошкольников является тематическое оформление предметно – пространственной среды. Важную роль играет уголок наглядной информации. Это не только инструмент нравственного воспитания детей, но и своеобразный диалог между воспитателем и родителями. Наглядные тематические уголки могут быть как в интерьере ДОУ, так и отдельно в группе, с учетом возрастных категорий. Наглядный материал рекомендуется обновлять как можно чаще, это подогревает интерес дошкольников и родителей.

Большой эмоциональный отклик при просмотре тематического уголка у воспитанников получают поделки и рисунки, выполненные своими руками, с помощью родителей. Дети искренне радуются, увидев свои работы на выставке, с гордостью демонстрируют родителям и друг другу. Оформление тематического уголка в контексте духовно – нравственного воспитания является неотъемлемой частью педагогического процесса в ДОУ.

В педагогическом процессе, несмотря на значительную роль ДОУ, основы духовно – нравственного воспитания детей закладываются в семье. Семья является первоисточником формирования личности и определяет поведенческие стереотипы. От родителей ребенок перенимает не только практический жизненный опыт, но и моральные ценности, любовь к искусству, культуре, Родине, традициям. Воспитателей и родителей объединяет стремление обеспечить дошкольнику гармоничное духовное и нравственное развитие. И только в тесном сотрудничестве, в непрерывном взаимодействии эта цель может быть достигнута.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Цель:

  • Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
  • Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
  • Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
  • Способствовать сохранению чистоты, целомудрия.
  • Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.

Задачи:

  • Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
  • Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
  • Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
  • Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
  • Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.

Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и

психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. Педагоги нашего детского сада совместно с родителями, работниками музеев помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

Предметом познания народной культуры является и архитектура как часть народного искусства, связанная с традиционной народной культурой и природной средой.

Дети до 5 лет получают представление о деревянном доме с резными наличниками и о современном кирпичном доме. Они сравнивают дом прабабушки и дом, в котором они живут. Находят общее между ними и различия.

Совместно с родителями расширяю круг приобщения детей к устному народному творчеству. Старших дошкольников знакомлю с волшебными

сказками, афоризмами, пословицами, поговорками, народными приметами, героическим эпосом.

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой рассказываем о культуре и быте того или иного народа (русские народные игры “Гуси-лебеди”, “У медведя во бору”; хакасская народная игра “Волк в отаре” и т.д.)

Несправедливо будет, если не отметим значение дидактических игр в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника. Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: “Укрась одежду национальным узором”, “Сложи одежду”, “Дом Машеньки и Гульчечек”, “Сортируй узоры”, “Исправь ошибку” (национальные куклы одеты неправильно). Цикл дидактических игр по родному городу помогает формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. “Узоры родного города”, “Не ошибись”, “Знаешь ли ты?” (знаменитости города), “Путешествие по городу”, “Где находится памятник?” “Птицы нашего города”, “Собери целое”, “Загадки о городе”, “Так бывает или нет?” помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу. Много словесных игр используем при воспитании духовно-нравственных чувств. Например, игры “Вкусные слова” (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), “Цветок красивых слов” (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово), “Поделись улыбкой”, “Поляна добра”, “Похвали соседа”, “Моя игрушка рассказывает обо мне”, “Люблю своих близких” (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких).

Игры, направленные на доброжелательное отношение к сверстнику, гуманное отношение к людям

Предполагаемый результат: Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, надеюсь достичь следующих результатов:

устойчивость навыков поведения;

сформированность основ ценностных сфер личности;

стабильность психического развития;

целостность восприятия мира;

воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Эффективные средства нравственного воспитания дошкольников

Нравственность – внутренняя установка человека действовать согласно совести и свободной воле, внутренние требования индивида к самому себе. Также под нравственностью понимают совокупность норм поведения каждого человека в обществе, внутренние качества человека и их выражение, определяющие его поведение в обществе. Нравственное воспитание – процесс формирования гармоничной личности, развития целостной ценностно-смысловой доминанты у детей дошкольного возраста. Нравственное воспитание – один из важнейших этапов воспитания ребенка, необходимый для его личностного становления в обществе. Данный процесс передает ребенку систему общепринятых основополагающих ценностей, определяющих взаимоотношения людей в обществе, в семье, а также принципы и нормы, основанные на концептах добра и зла, истины и лжи, положительного и отрицательного в глобальном смысле. Каковы основные средства и методы нравственного воспитания дошкольников? Какова роль нравственного воспитания дошкольников в семье?

Основные аспекты нравственного воспитания дошкольного возраста

Актуальность проблемы нравственного воспитания обусловлена кризисом современного общества, в котором произошло размывание норм морали, значимости института семьи, духовных ценностей, что существенно осложняет путь личностного становления ребенка дошкольного возраста. Нравственное воспитание призвано способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы отношений между людьми в обществе.

Кризису нравственности общества способствуют современные фривольные методики воспитания детей, в рамках которых ребенок получает основы нравственного воспитания вне семьи посредством навязанных деморализованным обществом средств (к примеру, компьютерные игры, развивающие эгоизм и жестокость).

Почему воспитание нравственности необходимо начинать в самом раннем возрасте? В этот период ребенок максимально открыт эмоциональному переживанию и сопереживанию. Ребенок воспринимает слова и действия взрослых как данность, не подвергая их сомнению, что происходит в старшем возрасте, когда ребенок учится анализировать слова и поступки, сопоставлять опыт и делать определенные, не всегда правильные выводы. Опыт, приобретенный детьми младшего возраста, в дальнейшем перейдет в категорию должного, истинного, канонического, не подвергаемого сомнению.

Нравственное воспитание в дошкольном возрасте реализуется через систему методов и средств, однако основным источником нравственного воспитания и становления гармоничной личности ребенка является его семья. Вспомогательным механизмом для реализации нравственного воспитания дошкольников являются детские сады, ролью которых является коррекция ошибок воспитания ребенка в семье.

Основные методы нравственного воспитания дошкольников

Нравственное воспитание дошкольников – сложный процесс формирования убеждений и системы ценностей ребенка, реализуемый посредством определенных методов, к которым относятся:

  • Убеждение и беседа;
  • Побуждение к действию;
  • Взывание к сочувствию и сопереживанию;
  • Поощрение;
  • Наказание.

В дошкольном возрасте ребенок еще не осознает, что такое хорошо, а что такое плохо, однако он максимально открыт для эмоционального восприятия ситуации. Поэтому в ранний период нравственного воспитания дошкольников стандартные методы являются неэффективными.

Многие родители в процессе воспитания нравственности в ребенке основную роль отводят механизмам поощрения и наказания, неправильно интерпретируя данные методы, сводя их к материальному поощрению и физическому наказанию либо материальному лишению. Как показывает практика, данная тактика также является малоэффективной в долгосрочной перспективе, так как физические и материальные лишения являются проявлением внешнего нравственного контроля для детей дошкольного возраста. Нравственное воспитание призвано стимулировать проявление внутреннего поощрения (самого себя) и внутреннего лишения (наказания – самовольного отказа от поощрения, блага).

Основные средства нравственного воспитания дошкольников

Мышление и представление ребенка дошкольного возраста, нравственное воспитание которого реализуется через определенную систему средств, отличаются предельной конкретностью, поэтому им необходимы четкие, понятные формы и символы для осознания таких абстрактных понятий моральных принципов, как доброта, верность, благодарность, отзывчивость, любовь, красота и прочие. Среди основных средств нравственного воспитания дошкольников выделяют:

  • Сказка;
  • Игра;
  • Творческое задание, труд, человеческая деятельность;
  • Природа;
  • Общение как со сверстниками, так и со взрослыми;
  • Коллектив – детское окружение является одним из важных средств нравственного воспитания дошкольников, позволяющих ребенку развивать и проявлять свою индивидуальность в рамках конкретного общества, управляемого своими законами и нормами. Это один из необходимых механизмов воспитания коллективизма, что невозможно реализовать в любых других условиях. Гармоничное развитие личности невозможно без коллектива, так как человек – существо социальное, проживающее в социуме и являющееся его частью. Воспитание коллективизма в ребенке неизбежно должно преодолеть противоречие – подавление коллективом личности. Самостоятельное преодоление данной проблемы позволит ребенку научиться жить и развиваться в обществе в общепринятых рамках норм и морали.

Данные средства развития нравственности в ребенке являются доступными и легко применимыми на практике, причем как в условиях воспитания ребенка в саду, так и в семье.

Роль нравственного воспитания дошкольников в семье

Особенности нравственного воспитания дошкольников в семье

Основы нравственного воспитания дошкольников реализуются в контексте семьи. Ребенок, как маленький подражатель взрослым, копирует поведение родителей, перенимает их тактику обращения друг с другом и с другими людьми в обществе. Родителям следует осознать, что невозможно воспитать гармоничную высоконравственную личность в нездоровой семейной атмосфере, в которой преобладают неуважение, эгоистичность, лень, обман.

Семья – основная среда для получения опыта и знаний для ребенка. Детский сад и другие образовательные учреждения призваны лишь корректировать ошибки родителей, допущенные в воспитании детей дошкольного возраста. Нравственное воспитание ребенка в семье должно реализовываться с максимальным уважением его личностного достоинства. Формирование нравственного поведения малыша не должно сопровождаться подавлением его инициативы, проявления личностных качеств.

Для ребенка дошкольного возраста нравственное воспитание реализовывается сквозь призму семейных отношений, которые должны стать тем естественным примером для подражания, наследуя который ребенок смог бы стать нравственным членом общества.

Для ребенка дошкольного возраста нравственное воспитание в семье является основой становления его личности.

Что такое нравственность

Духовно нравственное воспитание

Нравственное воспитание детей – это комплексное понятие, объединяющее комплекс воспитательных мер, которые приобщают ребенка к моральным ценностям человечества. В течение этого процесса происходят качественные изменения человеческой личности. Ребенок достигает уровня нравственной воспитанности, включается в социальную среду, начинает заниматься самовоспитанием и взаимодействием с другими людьми.

Что такое нравственность

Содержание и формы нравственного воспитания

Проблема нравственного воспитания молодого поколения с давних времен интересовало писателей, философов, ученых, педагогов, родителей, чиновников. С каждым новым поколением ученые и учителя, обескураженные падением нравственных качеств молодежи, разрабатывали все новые рекомендации, цель которых была в повышении нравственности и морали в новом поколении.

Моральные категории

Большое влияние в ходе этого процесса оказывает государство, которое формирует нравственный запрос качеств личности. Если вспомнить времена коммунизма, то в почете были труженики, которые беспрекословно исполняли волю руководства, готовые придти на помощь, коллективисты. То с приходом капиталистических отношений ценятся такие качества личности, как инициативность, предприимчивость, умение решать проблемы, найти нестандартный подход. Все эти изменения не могли не отразиться на нравственном воспитании в детском учреждении.

Для чего нужно обучать нравственному воспитанию?

Ответ на этот вопрос не однозначный, есть некоторые исследователи, которые утверждают, чтобы обучить нравственным качествам не возможно, можно только попытаться их привить. Этот процесс связан с особенностями каждого конкретного ребенка.

Воспитание взрослого человека – это неблагодарное занятие. Скорее всего, он уже определил важные моральные принципы, по которым живет. А вот развитие нравственных качеств детей имеет свои плоды.

Воспитание коллективизма

Многие психологи, отмечают, что есть проблема несоответствия нравственного воспитания в семье и детском коллективе. Если воспитатель призывает к дружбе и щедрости, а родители культивируют в ребенке агрессию и чувство собственности, то у малыша с течением времени возникнет внутреннее противоречие. Ребенок в силу возраста будет склоняться к той или иной позиции, не имея своего собственного мнения.

Чем меньше возраст детей, тем больше они открыты к окружающему миру.

Уже к пяти-шести годам формируются основы личности, в этот короткий промежуток времени психика малыша является наиболее гибкой, можно попробовать скорректировать заложенное природой. Содержание и формы нравственного воспитания в этот период становления личности должны подбираться оптимально мягко.

Основные понятия нравственного воспитания

Изучение детей разного возраста и их особенностей происходит комплексно, желательно, чтобы это делал один педагог на протяжении длительного времени. В процессе наблюдения необходимо выяснить базовые понятия детей о воспитании, проследить динамику изменений, провести коррекцию, если есть проблема.

Воспитание через творчество

Цель нравственного воспитания на сегодня – это не только развитие коллективиста, но и отдельной личности. Современные принципы жизни в обществе требуют наличия таких качеств. Личностно-ориентированная теория помогает ребенку открыто выражать свое мнение и отстаивать свою позицию. Так формируется собственная значимость и самооценка ребенка.

Есть разные подходы к формированию нравственных качеств у детей – через труд, игру, творчество, обучение, литературные произведение, собственный пример.

Формы нравственного воспитания разнообразны, как и сама жизнь:

Учреждение детского воспитания стараются работать во всех этих направлениях, это будет прекрасной базой для школы. Полученные знания будут наслаиваться друг на друга, формируя комплекс личных качеств.

Какие проблемы существуют в нравственном воспитании?

В учреждении детского образования очень важен авторитет учителя, соответственно дома – авторитет родителя. В этом с одной стороны сила нравственного воспитания, с другой большая ответственность человека. Дети разного возраста подсознательно копируют поведение наставника. Пик такого подражания приходится на последние годы в детском саду и первые школьные годы.

Патриотическое воспитание

Во времена советского периода вся жизнь образовательного учреждения и конкретного ученика выносилась на общественное обсуждение. День начинался с проведение линейки, содержание которой фокусировалось на положительных и отрицательных моментах предыдущего дня и наставлений на следующий день. Сейчас все нюансы, которые относятся к личности ребенка, стараются обсуждать индивидуально. Общественная огласка воспринимается в качестве наказания. Цель современного воспитателя – выставить негативные поступки ребенка на общественное порицание, а призвать разум и совесть детей. К деятельности педагога любого образовательного учреждения стало приковываться пристальное внимание, родители ребенка могут пожаловаться на педагога, если они не согласны с методами его воспитания. С этим фактором связывают снижение активности учителей в плане развития нравственных чувств, любви к Родине, уважения к старшим людям и преподавателям. Не всегда ребенку можно объяснить азы нравственности красивыми литературными фразами, порой приходится приводить нелицеприятные жизненные примеры. Такие беседы могут вызвать негатив и стрессовое состояние ребенка, на что незамедлительно отреагируют родители.

Актуальность духовного воспитания

Цель нравственного воспитания в дошкольном учебном учреждении проявляется в:

  • формировании любых нравственных качеств, чувств, привычек, представлений,
  • взращивании у детей разного возраста гуманного отношения к другим людям,
  • закладке патриотического чувства, гордость за свою родину,
  • воспитании у ребят с юного возраста терпимости к другим национальностям и религиям,
  • умении жить и работать в коллективе, сохраняя чувство собственного достоинства,
  • культивировании таких качеств, как трудолюбие, умение трудится сообща.

Нравственное воспитание в отношении маленьких детей является максимально эффективным, если взаимодействие между субъектом и объектом ведется на высоко уровне.

Средства нравственного воспитания

Какие приемы применяются преподавателями для формирования нравственности у своих подопечных?

  • Творчество, литературные произведения, музыка, изобразительное искусство. Средства художественной выразительности помогают описать чувства человека в различных ситуациях, собственное отношение через слово, музыку, рисунок.
  • Общение с природой. Ребенок должен находиться в контакте с живой природой. Такое взаимодействие дает жизненные силы, учит законам взаимодействия живых существ, проявляет истинные чувства ребенка
  • Содержание собственной деятельности. Через игру, обучение, труд, творчество ребенок выражает свое психическое состояние, учится взаимодействию с другими детьми, усваивает нравственные качества.
  • Важную роль в воспитании нравственных качеств играет обстановка, которая окружает ребенка. Цель окружения ребенка – вырастить достойного члена общества. В детском образовательном учреждении эту роль играют воспитатели, сверстники.

Какие формы нравственного воспитания применяют педагоги в детском саду, механизм нравственного воспитания?

  • Взаимодействие, основанное на взаимном доверии, уважении, обсуждении, поиск выхода из трудной жизненной ситуации.
  • Существование формы мягкого доверительного воздействия.
  • Формирование у детей положительной реакции на соревнования, конкурсы, олимпиады. Рассмотрение этой части процесса обучения, как стимула к новым вершинам, а не порицание и унижение достоинств.

В содержание понятия нравственного воспитания включается отношение к другим людям, с самим собой, к объектам живой природы. Для детей разного возраста понятие будет включать следующие действия:

Период раннего детства

  • Дать ребенку в учебном учреждении прочувствовать любовь и ласку, научить умения выражать эти чувства,
  • Порицание агрессии и недоброжелательности. Особенно необходимо быть осторожным к проявлению любой формы порицания.

Ребенок младшего дошкольного возраста

  • Цель воспитания и задачи нравственного воспитания дошкольников на этом этапе – создание ситуации успеха, умения реагировать на похвалу.
  • Очень важен для маленьких ребят этого возраста пример взрослых, содержание нравственного воспитания не должно идти в разрез с нормами морали и вашим поведением.

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

  • Должен быть проведен анализ, содержание всех позитивных и негативных поступков ребенка. Воспитатель в учебном учреждении проводит диагностику в короткий срок, намечает план действий, дает рекомендации родителям.

Нравственное воспитание с акцентом на духовность

Цель такого воспитание – формирование человека с духовными ценностями, моральным обликом, чувством чистой совести.

Для детей разного возраста главными становятся такие ценности, как мир, культура, сохранение экологии.

Духовно-нравственное воспитание

Развитие гордости за принадлежность к определенной нации или стране. Такие свойства характерны для религиозных детских садов. Содержание обучения для разного возраста основано на духовных ценностях. Не во всех странах есть подобные детские сады, в таком учреждении есть потребность в многонациональных государствах.

Социально-нравственное воспитание

Его цель воспитание гармоничной личности, которая найдет свое место. Для этого необходимо иметь целый комплекс нравственных качеств, для мирного и эффективного сосуществования.

Игра - метод воспитания

Очень популярно в современных школах – обществоведение. В основе знаний лежат юридические аспекты поведения людей в различных жизненных примерах и ситуациях, такие занятий всегда вызывают живой отклик у ребят.

Опасной стороной шаблонного поведения является глубокая убежденность, что решить проблемы одному человеку не под силу, всегда требуется помощь сторонних организаций, третьих лиц.

Очень полезно в этом плане взаимодействие с психологами, проработка сложных ситуаций в виде сценок или моделирования. В ходе обсуждения могут участвовать не только действующие лица, но и весь детский коллектив.

Нравственное воспитание с гражданским уклоном

Есть детские учебные заведения, в которых понятия нравственности и гражданских чувств не отделяются друг от друга. Педагоги стараются привить подрастающему поколению безусловную любовь к своей стране. Такие детские сады актуальны для стран, где идут классовые конфликты. Для понимания всего происходящего ребенку нужно быть знакомым со всей историей, сформировать собственную позицию в данном направлении.

Патриотическое воспитание

Нравственное воспитание с опорой на эстетические чувства

Современное общество ценит чувство прекрасного в человеке. Сформировать такое свойство на голом месте не получится, здесь нужна серьезная база, которую дает ориентированный детский сад. Ребенок созерцает красоту, описывает ее, а через короткое время способен различить ее в окружающих предметах и создавать ее самостоятельно. Так в разное время во всех эпохах появлялись талантливые ребята, которые своим творчеством изменили мир.

Эстетическое воспитание

Нравственно-экологическое воспитание

Обучение нравственности через общение с природой является максимально органичным и понятным для ребенка. В процессе обучения ребенок постигает новые законы в экологии, переносит их на человеческое общество.

Задача по защите окружающей среды является одной из самых не простых и приоритетных, поэтому существование детских садов с экологической направленностью понятно и очевидно. Ребенок, который прошел в нем обучение не станет охотником, не будет засорять окружающую среду, будет оберегать свое жизненное пространство. Такие люди в будущем спасут все живое от вымирания. На то, чтобы выросло целое поколение образованных людей, понадобится время, поэтому актуальность таких детских центров неуклонно растет.

Экологическое воспитание

Нравственно-трудовое воспитание

Существование и развитие современного общества невозможно без трудоспособного населения. Поэтому всегда ценятся такие качества, как трудолюбие, целеустремленность, энергичность, инициативность, развитием которых и определяется основная цель данного вида воспитания. Все эти свойства закладываются в глубоком детстве, поэтому детские сады такой направленности очень важны для всеобщего блага.

Воспитатели должны предлагать посильные задания, чтобы процесс не отразился на самочувствии детей, сохранялась положительная самооценка.

Трудовое воспитание

Через собственный труд формируется уважение к деятельности человека, это сторона процесса обучения очень важна. Пребывание ребенка в таком саду упрощает жизнь родителей. По возвращении домой ребенок в состоянии убрать свою одежду и игрушки, помочь родителям по хозяйству или в уходе за домашним питомцем.

Нравственно-эстетическое воспитание

Все очень давно помнят, что именно красота спасет все живое от вымирания. Но умение видеть красоту не присуще человеку с рождения, видеть прекрасное вокруг стоит учиться. Развить это умение проще всего с раннего детства. Когда ребенок созерцает, слышит и ощущает красоту, то ему проще разглядеть это в окружающем мире, самому приступить к творчеству красоты. Если у вашего ребенка есть таланты, то развить умения помогут детские сады с эстетическим уклоном.

Нравственность – одно из тех качеств, которое отличает современное гуманное прогрессивное общество. Формирование такого качества у предыдущего поколения – важный этап становления нового поколения. На этом пути детский сад и семья идут неразлучно друг с другом.

Рекомендуемая литература

Проблемы нравственного воспитания детей, всегда привлекали внимание педагогов, ученых, писателей и философов. Причин этому много:

  1. Нравственное воспитание в условиях школьных учреждений;
  2. Патриотизм – как одно из направлений воспитаний в школах;
  3. Возрастные особенности ребенка, его обучение и обучаемость, используемая в организационно-воспитательном процессе;

Известно, что воспитание патриотизма и нравственности зависит от формирования личности ребенка, которое в дальнейшем дает полноценное развитие ребенка. То есть все основы, воспитания закладываются с юных лет. Детские учреждения всех типов- самая первая и ответственная ступень дальнейшего становления личности. Перед детскими учреждения стоит серьезная задача организовать воспитательный процесс таким образом, чтоб педагогический процесс нес в себе эстетический смысл.
Перед педагогами учеными, учителями и воспитателями стоит огромная задача обновить воспитательную работу так, чтоб нравственно-патриотическое воспитание внедрялось в ногу с со временем, при этом улучшить подготовку детей к самообразованию, самообучению приучить ребенка к самостоятельности.
Современная педагогика воспитания детей заняла две противоречивые позиции. С одной стороны – гуманизация поставленной цели, а с другой стороны раннее обучение, без учета возрастную специфику ребенка.
В такой ситуации возникает потребность переосмыслить методы нравственного воспитания в детских учреждениях. Школы должны обязать воспитателей вести жесткий контроль разрешения противоречий, предприняв все меры для улучшения воспитания детей в учреждениях начального звена:

Обучать нравственности, патриотизму без фанатизма – основная задача каждого взрослого человека. Обучить нравственным поступкам не возможно. Их, по мнению педагогов, можно только привить. К тому же сам процесс, патриотического воспитания связан с личностной особенностью самого ребенка.

Читайте также: