Сообщение на тему мифы портретов

Обновлено: 02.07.2024

Рубенс изображает в своей картине момент, когда Орфей уводит Эвридику, но уже сейчас видно, что он хочет оглянуться и посмотреть здесь ли его любимая. Эвридика же спокойна, она словно кидает последний взгляд на богов, уверенная.

Разнообразие сюжетов, которые встречаются у художников огромно. Порой это бывают религиозные истории, иногда бытовые сцены, но особую роль в творчестве многих живописцев сыграли именно античные мифы и легенды. В данной подборке собраны самые известные картины и мифы, над которыми корпели знаменитые творцы.

Венера, она же Афродита, богиня любви, была рождена из морской пены. Когда кровь верховного бога Урана попадает в море, то море пенится и из него появляется Венера, прекрасная, златокудрая богиня. Сандро Боттиччели взял этот сюжет за основу своей картины, нарисовав Венеру, которая прибывает на ракушке к берегу. Бог Зефир, дует на раковину, чтобы Венера быстрее оказалась на земле. Рядом с ним жена Флора, встречает же новую богиню одна из граций.


Красота порой может быть губительной, как для самого человека, так и для тех, кто его окружает. Миф о Нарциссе, молодом и красивом герое, который был слишком горд. Когда его полюбила нимфа Эхо и была отвергнута, как и многие до нее, богиня Немесида решила наказать самовлюбленного и холодного юношу. Нарцисс, который до этого никогда не видел себя, во время охоты нагнулся к реке и влюбился в свое отражение. Он не мог уйти и страдал, так как любовь его была безответной. Он умер на берегу, не в силах покинуть реку, а на его месте вырос цветок Нарцисс.

Микеланджело да Караваджо по-своему написал историю Нарцисса. Несмотря на миф, художник отразил в реке уже постаревшего юношу, как бы намекая, что внешняя красота недолговечна.


Арахна была умелой и талантливой ткачихой, мастерство которой признавали люди вокруг. Как-то у девушки возник спор с самой Афиной кто лучшая в мастерстве прясть. Арахна вызвала богиню на состязание, но в итоге проиграла. За самонадеянность, Афина превратила Арахну в паука.


Геракл один из самых популярных мифологических персонажей. Полу бог, получеловек, который совершал добрые поступки и помогал людям.

Геракл знаменит своими двенадцатью подвигами, один из которых связан с Лернейской гидрой – чудовищем с телом змеи и девятью головами дракона. Геракл сразился с гидрой, но отрубая голову, на ее месте вырастали две. Тогда на помощь к нему пришел друг и верный спутник Иолай, который прижигал шеи гидре, чтобы головы больше не вырастали. Так совместными усилиями, герои одолели одно из самых опасных чудовищ.

Франсиско де Сурбаран изобразил атакующего гидру Геракла, позади мы можем видеть и Иолая, который держит подожженную ветвь, готовый в любой момент прижечь шею чудовищу.

Персей, герой одолевший медузу Горгону, которая обращала всех вокруг в камень, возвращался обратно домой. По пути он увидел прекрасную девушку Андромеду, прикованную к столбу у моря. Ее должны были принести в жертву морскому чудовищу, чтобы задобрить богов. Персей вступился за Андромеду, окрыленный любовью к ней, он убил чудовище, тем самым спас и девушку, и все ее королевство.

Питер Пауль Рубенс изобразил счастливый финал двух влюбленных, когда Персей после сражения оказывается рядом с Андромедой. Рядом с ним и конь пегас, и маленькие ангелы, которые являются как бы свидетелями всего происходящего, и богиня Славы, которая венчает героя лавровым венком.


Орфей - талантливый и знаменитый певец и музыкант, который своими сладкими речами и мелодией мог воздействовать на людей и даже богов. Его возлюбленная Эвридика была ужалена змеей и умерла. Орфей последовал за ней в Тартар, в царство Аида. Он предстал перед Аидом и его женой Персефоной. Орфей спел о своей любви к Эвридике и растрогал Персефону. Аид же под влиянием жены согласился отпустить Эвридику, но при условии, что Орфей за весь путь из Тартара ни разу не оглянется. К несчастью Орфей не удержался и оглянулся и его возлюбленная исчезла.

Рубенс изображает в своей картине момент, когда Орфей уводит Эвридику, но уже сейчас видно, что он хочет оглянуться и посмотреть здесь ли его любимая. Эвридика же спокойна, она словно кидает последний взгляд на богов, уверенная, что вот-вот вернется к жизни. На троне восседает Аид с женой Персефоной. Аид обеспокоен, не каждый день он отпускает из своего царства людей, а Персефона словно предчувствует трагедию, она в черном одеянии и встревожена. Совсем незаметен на первый взгляд и Цербер, трехглавый пес, в самом низу картины.


Европа, игравшая на берегу со своими подругами, пленила своей красотой Зевса. Он превратился в быка и похитил девушку, увезя на своей спине через море. Зевс привез Европу на остров Крит, где впоследствии и поселилась девушка, родив Зевсу трех сыновей.

Несмотря на то, что в мифе Европа была напугана и тянулась руками к своим подругам, в картине Мартин де Воса она скорее безмятежна, спокойно взирает на берег, где как раз таки и происходит тревожное действие. Подруги Европы машут руками, а ангелы суетятся в небе.


Как известно Зевс был очень любвеобилен, еще одной его возлюбленной стала Даная, дочь аргосского царя Аксирия, которому было предсказано, что он погибнет от рук своего внука. Именно поэтому Аксирий запер Данаю от чужих глаз, и лишь старая служанка присматривала за принцессой. И все же Зевс смог узнать о Данае и проник к ней в виде золотого дождя. От их союза впоследствии и родился герой Персей.

Тициан Вечеллио изобразил в картине Данаю, на которую падает золотой дождь в виде Зевса, служанка же ловит монеты, подкупленная золотом.


Ариадна, полюбившая героя Тесея, помогла ему победить Минотавра и сбежала вместе с ним, однако была оставлена на острове Наксесе. Именно там ее увидел бог Вакх, он же Дионис, и влюбился. Спустя время Ариадна ответила взаимностью, забыв о Тесее. На острове Лемносе они сыграли свадьбу.

В картине Тициана видно отчаявшуюся Ариадну, которая простирает руки к морю, где вдали виднеется уплывающий корабль. Вакх же появляется в окружении своей свиты :сатиров и зверей. Он словно парит, направляясь к Ариадне, очарованный ее красотой.


Психея была царской дочерью, о красоте которой говорили везде и всюду. Афродита же обозлилась на Психею, так как люди стали больше восхвалять красоту земной девушке, а не богини. Она приказала своему сыну Эроту вселить Психее любовь к безобразному существу. Этим существом стал Эрот, который поначалу скрывал свою личность и внешность, но после был раскрыт.

Адольф Уильям Бугро изображает Психею и Амура очень нежно. Оба героя красивые, прекрасные и влюбленные. Так как Психея в дальнейшем станет бессмертной богиней, олицетворяющей душу, именно поэтому она так же изображается с крыльями бабочки.

Мифологический жанр — раздел изобразительного искусства, в котором основой для сюжета произведений служат древние сказания, легенды, предания или сказки разных народов. Картины мифологического жанра часто наполнены аллегорическим и символическим смыслами. В них вымышленные герои служат образцами поведения и объектами высмеивания, чтобы помочь зрителю решить важные морально-этические проблемы.

Мифологический жанр традиционно олицетворяет высокие духовно-нравственные идеалы в искусстве. Он является разновидностью исторического жанра в живописи, но характеризуется более свободной трактовкой исходных сюжетов и преобладанием художественного вымысла в композиции.

История развития мифологического жанра

Мифологический жанр в искусстве зародился в эпоху Античности. В Древней Греции и Риме художники часто создавали изображения богов и героев в скульптурных работах, мозаиках, на предметах декоративно-прикладного искусства. Произведения античных мастеров и сегодня служат источником вдохновения для художников.

Затем, в Средние века, в европейском искусстве безраздельно доминировала религиозная тематика. Ситуация изменилась только с началом эпохи Возрождения. В тот период формировались новые человеческие идеалы, художники начали создавать более реалистичные изображения персонажей. Первые из сохранившихся до наших дней картин с мифологическим сюжетом принадлежат кисти флорентийца Антонио дель Поллайоло (Antonio del Pollaiolo).

К античным преданиям в своем творчестве обращались многие мастера Высокого и Позднего Возрождения, среди которых:

    (Andrea Mantegna); (Giorgione); (Raffaello) (Tiziano); (Paolo Veronese).

В XVII веке жанр стремительно набирал популярность в изобразительном искусстве. Лучшие представители стилей барокко и раннего классицизма в своих картинах отдавали дань уважения античным героям и богам. В том числе:

XVIII век явил миру новое фундаментальное направление в живописи — рококо. Картины, выполненные в этом стиле, изобилуют идиллическими изображениями персонажей, в том числе античных героев. Особого внимания заслуживают яркие произведения Франсуа Буше (François Boucher) и Джованни Баттиста Тьеполо (Giovanni Battista Tiepolo).

В XIX веке мифология занимала достойное место в творчестве многих выдающихся живописцев разных стилей (ампира, романтизма, сентиментализма, символизма):

    (Jacques-Louis David); (Jean Auguste Dominique Ingres); (Eugène Delacroix); (Gustave Moreau).

В русском изобразительном искусстве вершиной этого жанра по праву считаются произведения Виктора Васнецова на былинную и сказочную тематики.

В ХХ веке с появлением модерна и авангардного искусства интерес к старинным преданиям изменился. Античные герои постепенно уступили место другим вымышленным персонажам. Художники начали чаще использовать образы мифологии восточных, африканских, индейских, полинезийских и азиатских народов. Источниками вдохновения для живописцев стали известные узкому кругу людей герои национальных эпосов, сказок и преданий. Эта тенденция продолжается и в наступившем XXI веке.

Знаменитые художники мифологического жанра

К наиболее известным художникам мифологического жанра можно причислить несколько десятков выдающихся мастеров разных эпох. И все же, наиболее достойны отдельного упоминания такие живописцы:

Мифологический жанр в искусстве благополучно пережил многочисленные революционные изменения вкусов общества. Он и сегодня востребован среди художников и обычных зрителей.

Мифологический жанр. Картины художников ХХ века на темы сказок и мифов

На портале Very Important Lot каждый посетитель имеет отличную возможность принять участие в арт-аукционах и приобрести шедевры антиквариата. Здесь же можно напрямую купить картины, скульптуры, иконы и многое другое у современных художников.

Боттичелли весна

Мифы Древней Греции – это захватывающие приключения богов, героев и злых существ. Они интересны во всех отношениях.

Это и развлечение похлеще голливудских блокбастеров. И возможность понять совершенно иное мировоззрение людей дохристианской цивилизации.

О мифах мы знаем не только благодаря античным авторам.

Художники, жившие до нашей эры, также активно создавали фрески с мифологическими сюжетами. И часть из них сохранились до наших дней.

Вакх и Ариадна фреска

Дионис (Вакх) встречает Ариадну на острове Наксос. Фреска в Стабии, вилла Ариадны, 1 до н.э.

Но почти на 1,5 тысячи лет мифы исчезли из искусства.

Они вновь появились в живописи лишь в Эпоху Возрождения. В 15 веке в Риме стали откапывать скульптуры времён Римской империи (копии работ древнегреческих мастеров). Начал расти интерес к Древней Греции. Стало модным, а потом и обязательным чтение античных авторов.

И уже в 16-17 веках мифы – одни из самых популярных сюжетов в живописи.

Мифологические картины для современного зрителя

Когда Вы находитесь в музее, Вы вряд ли долго задерживаетесь у картин с мифологическими сюжетами. По одной простой причине.

Мы мало знакомы с мифами Древней Греции.

Да, мы знаем Геракла. Слышали о Персее и Андромеде. И назовём пару античных богов вроде Зевса и Афины.

А вот если сюжет понятен, то живописные особенности картины как бы сразу раскрываются перед нашими прозревшими глазами.

Эта статья – небольшой сборник мифологических картин.

Я помогу Вам сначала разобраться в их героях и символах. А затем мы вместе насладимся всеми достоинствами этих шедевров.

1. Боттичелли. Весна

Боттичелли весна с расшифровкой

Боттичелли. Весна (путеводитель по картине). 1482 г. Галерея Уффици, Флоренция

Боттичелли первым в истории европейской живописи (после древних греков и римлян) стал изображать мифологических героев.

Мифологические картины Боттичелли иногда нелестно называют живописными комиксами. Герои стоят в ряд. Между собой не взаимодействуют. Осталось только облачка с их речью добавить.

Но именно Боттичелли первым спустя 1,5 тысяч лет стал изображать мифы. Так что ему можно.

2. Тициан. Вакх и Ариадна

Вакх и Ариадна Тициан

Тициан. Вакх и Ариадна (путеводитель по картине). 1620 г. Национальная лондонская галерея

После Боттичелли в Эпоху Возрождения мифы изображали многие художники. Но самым плодовитым был Тициан.

Ещё это порывистые движения, как прыжок бога виноделия с колесницы к ногам красавицы. Это выраженные в позах эмоции, как например, удивление и испуг Ариадны. А ещё реалистичный пейзаж, который является фоном для героев.

Ссылка на бесплатный курс

3. Рубенс. Персей и Андромеда

Рубенс Персей и андромеда

Питер Пауль Рубенс. Персей спасает Андромеду (путеводитель по картине). 1622 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург

После Тициана мифологические картины окончательно вошли в моду. Художники следующих поколений усвоили все уроки великого мастера. Но сильно усложнили композиции.

Именно поэтому нам так сложно наслаждаться мифологическими картинами 17 века. Мало того, что сюжеты не всегда известны, ещё и всех героев нужно разглядеть.

Итак, золотое время мифологических картин – это 16-17 века.

В 18 веке их немного потеснили вполне земные и милейшие красотки рококо.

А к концу 19 столетия их вытеснили реализм и импрессионизм. Мифы окончательно вышли из моды.

Но мифологические картины по-прежнему висят в музеях. Ведь они являются очень важным культурным пластом. И лишь небольшие пробелы в наших знаниях мешают полноценно ими наслаждаться.

Надеюсь, я немного Вам помогла в них разобраться. А значит очередное посещение музея принесёт Вам гораздо больше удовольствия.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Мифологический жанр живописи – разновидность исторического направления изобразительного искусства, главной тематикой работ становятся былины, мифы, сказки, священная история народа. Повествование ведется не о современных художнику событиях, не о явлениях, которые имели фактическое место, а о преданиях, на которых основана мифологическая система конкретного народа:

Мифологическая живопись, стили живопси

  • Герои и их борьба с врагами, подвиги;
  • Пантеон богов Египта, Греции, Рима, Англии и других европейских стран;
  • Герои сказок и былин славянских народов;
  • Легендарные персонажи истории, чье фактическое существование не доказано.

История

Отличается от религиозного жанра отсутствием библейского элемента в тематике картин. Былинно-сказочные сюжеты присутствовали в творчестве художников Западной Европы, России, США. Большинство примеров картин средневекового периода принадлежат к мифологическому или религиозному направлениям исторической живописи. Характерными чертами также является склонность насыщать реальные сюжеты сказочными, мифологическими деталями.

Ренессанс

Во времена Ренессанса живопись приобрела аллегорический смысл, а религиозные и былинные сюжеты стали символичными. Представители Возрождения ставили на первое место определенные морально-этические проблемы, которые пытались решить при помощи живописи, делали попытки объяснить сущность явлений и процессов, используя былинную тематику работ и мифологических героев. Миф во времена Ренессанса превращается из сказочного, литературного произведения, в содержательное повествование, призванное повышать уровень морали.

Читайте также: