Сообщение на тему международное право

Обновлено: 01.07.2024

Международное право, как правовая система– система норм и правил, регулирующих отношения между субъектами международного права.

Международное право, как наука – совокупность научных знаний, система взглядов на проблемы международного права и его развитие.

Международное право, как учебная дисциплина – совокупность приемов и методов по изучению международного права.

История МЧП. Зарождение международного права

Существует несколько точек зрения по вопросу о времени появления международного права:

  • Международное право возникло вместе с возникновением государств, когда государства для регулирования своих взаимоотношений стали создавать правовые нормы;
  • Международное право возникло в средние века, когда государства осознали необходимость создания общих для них норм международного права и стали им подчиняться;
  • Международное право возникло в новое время, когда появились крупные централизованные суверенные государства и сформировались политические союзы государств.

Наиболее распространенной является первая точка зрения. Согласно данной точке зрения существуют следующие этапы формирования международного права:

  • Международное право Древнего мира (до 5 в.н.э.);
  • Международное право Средних веков (5-17 вв.);
  • Международное право Буржуазного времени (17-19 вв.);
  • Международное право первой половины 20 столетия;
  • Современное международное право (с момента принятия Устава ООН в 1945 г.).

Особенности международного права

  • Предмет регулирования – отношения суверенных и независимых друг от друга субъектов;
  • Субъекты права – субъектами международного права являются государства, государствоподобные образования, нации и народы, борющиеся за свою независимость и международные организации;
  • Источники – международно-правовые нормы выражены в форме международных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и т.п.;
  • Способ создания правовых норм – нормы международного права создаются субъектами совместно на основе свободного волеизъявления равноправных участников;
  • Способ обеспечения исполнения норм – исполнение норм международного права обеспечивается государственными органами, не существует надгосударственных механизмов принуждения. Принуждение может производиться только государствами (индивидуально или коллективно).

Система международного права

Система международного права – это совокупность взаимосвязанных принципов и норм, регулирующих международно-правовые отношения.

В систему международного права входят:

  • Отрасли (право внешних сношений, право международных договоров и т.д.);
  • Подотрасли международного права (консульское право, дипломатическое право и т.д.);
  • Институты международного права (институт представительства и т.д.);
  • Нормы международного права;
  • Общепризнанные принципы международного права.

Также, в системе международного права выделяют следующие отношения:

  • Отношения государственного характера;
  • Отношения негосударственного характера.

Функции международного права

Функции международного права – основные направления деятельности субъектов международного права:

  • Стабилизирующая – международно-правовые нормы направлены на стабилизацию международных отношений, установление определенного правопорядка;
  • Охранительная – состоит в обеспечении охраны международных отношений;
  • Регулятивная – устанавливает определенный правопорядок, наделяя правами и обязанностями субъекты международного права.

Соотношение международного и внутригосударственного права

Международное и внутригосударственное право – 2 правовые системы, имеющие как сходства, так и отличия.

Отличия:

  • Предмет регулирования – предметом международного права являются отношения суверенных и независимых друг от друга субъектов (международное частное право регулирует отношения с участием физических и юридических лиц), а предметом внутригосударственного права являются отношения между субъектами национального права;
  • Субъекты права – субъектами международного права являются государства, государствоподобные образования, нации и народы, борющиеся за свою независимость и международные организации, а субъектами внутригосударственного права являются физические лица, юридические лица и публичные образования;
  • Источники – источниками международного права являются международные договоры, международные обычаи, акты международных конференций и т.п, а источниками внутригосударственного права является национальное законодательство;
  • Способ создания правовых норм – нормы международного права создаются субъектами совместно на основе свободного волеизъявления равноправных участников, а нормы внутригосударственного права издаются компетентными государственными органами;
  • Способ обеспечения исполнения норм – исполнение норм международного права обеспечивается государственными органами, не существует надгосударственных механизмов принуждения. Принуждение может производиться только государствами (индивидуально или коллективно). А исполнение норм внутригосударственного права контролируется компетентными органами этого государства.

Сходства:

  • Направление деятельности – и международное, и внутригосударственное право направлено на регулирование общественных отношений и установление мира и правопорядка;
  • Структура права – и международное, и внутригосударственное право состоит из норм права.

Соотношение международного права, внешней политики и дипломатии

Международное право – система норм и правил, регулирующих отношения между субъектами международного права.

Внешняя политика – общий курс государства в международных отношениях.

Дипломатия – инструмент осуществления внешней политики государства.

Таким образом, дипломатия – часть внешней политики, внешняя политика – часть международного права.

Международное право развивается под влиянием совокупности внешнеполитических курсов государств, а дипломатия, в свою очередь, обеспечивает достижение общего знаменателя при осуществлении государствами своей внешней политики.

Раздел ЕГЭ: 5.13. Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)

Существование государств с различными главенствующими политическими идеологиями и режимами подразумевает возникновение конфликтных ситуаций между ними. Для того чтобы поддерживать мир и не допускать развития военных конфликтов, приняты единые общемировые правовые нормы, которые также определяют допустимые средства и методы ведения войн.

Международное право — особая система юридических норм, регулирующих международные отношения между различными государствами, международными организациями и другими субъектами международных отношений при установлении взаимных прав и обязанностей сторон.

Международное гуманитарное право определяет единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливает обязательства государств по закреплению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляет индивидам юридические возможности для их реализации и защиты.

ФУНКЦИИ ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА

Основной функцией международного гуманитарного права является поддержание мирового порядка, для чего применяются следующие действия:

  • охрана и защита прав и интересов государств и их граждан;
  • координация установления стандартов взаимоотношений между различными государствами и их населением;
  • регулирование совместного сотрудничества различных государств и людей с помощью принятых норм и стандартов.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ

Основные положения международного гуманитарного права:

  • споры между государствами должны разрешаться с помощью мирных средств;
  • военные действия должны направляться только против сражающихся армий;
  • мирное население не должно являться объектом военных действий;
  • обязанность заботиться о попавших в плен больных и раненых;
  • запрет на применение отравляющего оружия и средств, причиняющих страдания;
  • запрет на отмену местных порядков и обычаев во время оккупации.

При создании ООН были разработаны фундаментальные принципы и нормы современного международного гуманитарного права:

  • суверенное равенство государств, нерушимость их границ;
  • мирное разрешение международных споров;
  • невмешательство во внутренние дела государства;
  • равноправие и самоопределение народов;
  • неприменение силы или угрозы силой;
  • уважение прав человека;
  • ответственность государства за агрессию и другие международные преступления;
  • международная уголовная ответственность.

ВАЖНЕЙШИЕ ИСТОЧНИКИ МИРОВОГО ПРАВА

  • Женевская конвенция — 1867 г.
  • Петербургская декларация — 1868 г.
  • Гаагские конвенции — 1899 и 1907 гг.
  • Создание Лиги Наций — 1919 г.
  • Создание ООН — 24.10.1945
  • Всеобщая декларация прав человека — 1948 г.
  • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации — 1949 г.
  • Четыре Женевские конвенции о защите жертв войны — 1966 г.
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин — 1965 г.
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах — 1979 г.
  • Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека — 1995 г.

Необходимость установления международных прав стала очевидной при осознании важности регулирования военных действий и установления для них определённых правил. Первая (1914-1918 гг.) и Вторая (1939-1945 гг.) мировые войны показали, что большинство принятых положений просто игнорировалось.

Три суда в мире контролируют соблюдение прав человека:

  • Европейский суд по правам человека;
  • Межамериканский суд по правам человека;
  • Международный уголовный суд (занимается преступлениями против человечества).

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ВО ВРЕМЯ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

В период вооружённых конфликтов действуют определённые нормы, способствующие защите жертв, такие как:

Международное право - это система принципов и норм, которая регулирует отношения между субъектами международного права. Это общее определение современного международного права. Если переходить к содержанию международного права в зависимости от вида деятельности, то можно увидеть различное наполнение этого понятия: для студента международное право представляет собой учебную дисциплину со стройной системой изложения и последовательностью материала, для сотрудника правового департамента министерства международное право рассматривается как механизм принятия решений, требующий не только понимания норм международно-правового акта, но и учета конкретных интересов, для научного работника международное право - это комплекс знаний о закономерностях развития и функционирования международного права, в котором с необходимостью присутствуют различные логические операции - идеализация, абстрагирование, сравнение, то есть научный подход имеет свои цели и задачи, для владельцев бизнеса, акционеров и инвесторов международное право представляют собой правила, помогающие планировать ведение коммерческой деятельности и иметь гарантии защиты своих капиталовложений. Таким образом, несмотря на единое понятие, у каждого возникает свой образ международного права в зависимости от той позиции в социальной системе, в которой он находится. Поэтому общее определение международного права подходит как нельзя лучше, потому что в нём выражена сущность этого явления, которая ни у кого не вызывает возражений.Что означают следующие признаки определения международного права "система принципов и норм", "отношения" и "субъекты международного права"? И почему следует говорить о "современном международном праве"?"Система принципов и норм" означает, что международное право имеет определенную структуру и целостность. В основе этой системы лежат основные принципы международного права, которые являются правовым фундаментом всех международных отношений: неприменение силы или угрозы силой, невмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств, обязанность государств сотрудничать друг с другом, равноправие и самоопределение народов, суверенное равенство государств, добросовестное выполнение обязательств по международному праву, нерушимости государственных границ, территориальной неприкосновенности государств, уважение прав человека и основных свобод. Эти нормы-принципы являются императивными и безусловными к исполнению. Практическая значимость данных принципов заключается в том, что они являются критериями правомерности поведения субъекта международного права на международной арене. Эти принципы закреплены в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН и Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года."Отношения". Предметом международного права выступают международные отношения. Стоит пояснить, что международное право делится на две группы: международное публичное право (собственно, международное право) и международное частное право. Разница между этими группами существенная: по субъектам, по источникам, по порядку разрешения споров и др. В международном публичном праве под "отношениями" понимаются межгосударственные отношения, то есть взаимодействие публичных властей, а международное частное право занимается семейными, трудовыми, коммерческим вопросами. Таким образом, говоря о международном праве стоит иметь ввиду, что речь идет именно о межгосударственных отношениях, то есть таких, где ключевую роль играет государственная власть в различных её проявлениях.И разговоры об умалении или размывании государственного суверенитета беспочвенны. Суверенитет имеет две стороны, внутреннюю, то есть право государства формировать внутренние нормы и правила и внешнюю, а именно - независимость во внешних сношениях. Упоминают и такую фразу "государство лишилось части своего суверенитета". Но если познакомиться с Конституциями государств, то абсурдность этой фразы станет очевидной, поскольку носителем суверенитета является народ. То есть, передавая свой суверенитет, государство передает часть народа. Налицо абсурд. Если уж государство и может что-то делегировать, то полномочия, но в любой момент может их вернуть. Суверенитет - неразделимая категория, на защите которой стоит международное право. К "субъектам международного права" относятся участники межгосударственных отношений. главным из них выступает государство как основной субъект международного права. Следует также включить в состав международные межправительственные организации (форма межгосударственного сотрудничества), нации, борющиеся за свою независимость в соответствии с международным правом и государственно-подобные образования, например, Святой Престол (Ватикан). Разного рода международные организации типа Международного Комитета Красного Креста, Совета по финансовой стабильности, Всемирного антидопиногового агентства не имеют международно-правовой природы и не могут быть юридически равны государствам.Таким образом, цель международного права заключается в нормативном упорядочении взаимодействия государственных властей в рамках их общения на международной арене. Само название международного права говорит о равноправном сотрудничестве и независимости государств. Международное право и есть международный порядок, поскольку имеет конкретные формулировки, в отличие, скажем, от терминов "мировой порядок", "глобальный порядок", "планетарное право", которые являются академизмами и очень субъективны по своему наполнению. Международное право - это мера свободы и ограничения в международных отношениях. И в этом его ценность. Такое понимание позволяет выстраивать большое количество комбинаций внешнеполитических действий, что свидетельствует о практическом значении принципов и норм международного права.Международное право не следует путать с внешней политикой. Последняя является определенной системой поведения для достижения конкретных целей. Международное право выступает по отношению к внешней политике с одной стороны как отправная точка (например, Устав ООН), с другой стороны как цель (создание нового международно-правового акта). Поиск баланса между ними - важная составляющая стратегии и тактики поведения государств на международной арене.Говорят и пишут, что международное право часто нарушается, его никто не соблюдает. В этом есть справедливое замечание. Но лишь отчасти. Международное право в основе своей это согласие, договоренность. Поэтому и механизм исполнения договоренностей также остается на усмотрение участников международных отношений. В этом гибкость международного права, которую неверно принимают за недостаток. Из этого следует, что переносить на международное право концепции внутригосударственного права (уголовного, гражданского и др.) значит глубоко заблуждаться. Международное право имеет свои теории и концепции. Далее. Международное право критикуют за слабый механизм ответственности, мол "можно нарушать столько, сколько захочешь и оставаться безнаказанным". Да, международно-правовые механизмы ответственности не столь оперативны и регламентированы, ведь государства хотят оставить своими руки развязанными в международных делах. А если взять отдельные международно-правовые режимы (космос, торговля, инвестиции), то ответственность носит определенные формы: политическая или материальная. Только исторический опыт показывает, что процедуры привлечения к ответственности есть результат проявления политической воли, а действие международного права вторично как инструмента этой воли. В качестве примера торжества международного правосудия можно назвать Нюрнбергский и Токийский трибуналы.Современное международное право это часть Ялтинско-потсдамской системы международных отношений, созданной в середине двадцатого века. В отличие от классического международного права, современные нормы и принципы ясно и недвусмысленно запрещают использовать силу в качестве механизма принуждения и подавления суверенного государства. В основе этого подхода лежит Устав Организации Объединенных Наций. Мир и безопасность - главные цели международного права. Эти цели и Устав ООН ориентир для внешнеполитического курса.Таким образом международное право это гибкий формальноопределенный, обязательный к исполнению, нормативный механизм формирования контуров многополярного мира, в основе которого лежит согласие всех участников международных отношений, целью которого является, во-первых, стабильность и предсказуемость взаимодействия государств как основных субъектов международного права, во-вторых, формирование международного порядка.

1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948г.

2. Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1976 г.

3. Пакт о гражданских и политических правах 1976г.

4. Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1976.

5. Пакт о гражданских и политических правах 1976г.

6. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.

Список дополнительной литературы:

1. Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С., Саваськов П.В. Европейское международное право. Учебник. - М. Международные отношения. 2005.

2. Мигачев Ю.И.. Каламкарян Р.А. Международное право. Учебник. М. ЭКСМО. 2004.

3. Скаридов А.С. Международное частное право: Учебное пособие. Издательство: Михайлова В.А. 2000.

4. Тиунов О.И., Игнатенко Г.В. Международное право. Учебник для вузов. Инфра-М Норма. 2006.

1. Понятие и принципы международного права.Международное право - это система юридических норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества. Международное право - историческое явление, оно начинает формироваться с возникновением государств. Объективные условия существования и развития государств вызвали необходимость установления между ними политических, экономических и других отношений и связей, которые постепенно приобретали более или менее регулярный характер, что потребовало их правового регулирования. На этой основе сложились принципы и нормы международного права. Характер и уровень развития межгосударственных отношений в ту или иную историческую эпоху определяют содержание и уровень развития международного права. Содержание современного международного права связано с созданием в 1945 г. Организации Объединенных Наций (ООН), универсальной международной организации для достижения общих целей в политической, экономической, социальной, научно-технической, культурной и других областях. В ее Уставе изложены общие принципы международного права. В 1970 г. 25 сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла специальную декларацию о принципах современного международного права, которые были дополнены Заключительным актом Совещанию по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., закреплены в правовых документах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1986 г., а также в других важнейших документах. К принципам международного права, в частности, относятся:

- равноправие и самоопределение народов;

- суверенное равенство государств;

- невмешательство во внутренние дела;

- уважение территориальной целостности;

- обязанность государств сотрудничать друг с другом;

- уважение прав и свобод человека;

- мирное разрешение международных споров;

- отказ от применения силы и угрозы силой;

- запрещение пропаганды войны;

- добровольное соблюдение международных обязательств.

В соответствии со ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Общепризнанные правовые принципы регулируют отношения между всеми государствами.

2. Источники и система международного права. Источники международного права – это формы выражения норм права, которые имеют юридически обязательный характер. Статут Международного Суда ООН (ст. 38) содержит перечень источников МП: а)международный договор (конвенция), имеющий целью устанавливать правила, определенно признанные спорящими государствами; б) международный обычай; в)общие принципы права; г) судебные решения и доктрины (с оговоркой - судебные решения обязательны лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу).

Источники принято делить на основные и вспомогательные: к основным относятся международные конвенции (договоры), обычаи, а к вспомогательным – принципы права и документы международных организаций, судебные решения и доктрины.

Международный договор (конвенция) – соглашение, заключенное субъектами международного права в письменной форме по поводу установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязательств. Различают общие (участвуют или могут участвовать все государства, содержат нормы, обязательные для всего международного сообщества) так специальные договоры (с ограниченным числом участников, для которых обязательны положения этих договоров).

Международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы. Только признание государствами в качестве правовой нормы превращает то или иное правило поведения государств в обычай. В отличие от договорных норм, обычай не оформляется каким-либо единым актом в письменном виде. Поэтому для установления существования обычая используются вспомогательные средства: судебные решения и доктрины, решения международных организаций и односторонние акты и действия государств.

К судебным решениям, которые являются вспомогательным средством, относятся решения Международного Суда ООН, других международных судебных и арбитражных органов. Передавая спор в Международный Суд ООН или другие международные судебные органы, государства нередко просят их установить наличие обычной нормы, обязательной для спорящих сторон. Международный Суд ООН в своей практике не ограничивался констатацией существования обычаев, но давал им более или менее четкие формулировки. В качестве примера можно назвать решение Международного Суда ООН по англо-норвежскому спору о рыболовстве 1951 года, содержащее, в частности, определение обычной нормы, в соответствии с которой прибрежные государства могли в качестве исходной линии для отсчета ширины территориальных вод применять и прямые линии.

Решения международных организаций, выражающие согласованные позиции государств, могут явиться отправным моментом для образования обычая.

Односторонние действия и акты государств: внутренние законодательные и другие нормативные акты (международные судебные органы для подтверждения существования обычной нормы нередко прибегают к ссылкам на национальное законодательство), официальные заявления глав государств и правительств, других представителей, в том числе в международных органах.

Вспомогательным средством для определения обычая могут считаться совместные заявления государств например, коммюнике по итогам переговоров).

Несмотря на интенсивный процесс кодификации международного права, значение обычаев в международной жизни сохраняется. Одни и те же международные отношения могут регулироваться для одних государств договорными нормами, а для других - обычаями.

В качестве вспомогательного средства для определения правовых норм могут быть использованы доктрины (научные толкования) наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций. В частности, спорящие стороны в своих документах, представляемых в международные судебные органы, используют иногда мнения специалистов по различным вопросам международного права.

Система международного права — это объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов, норм международного права (договорных и обычно-правовых), решений международных организаций, рекомендательных резолюций международных организаций, решений международных судебных органов, а также институтов международного права (института международного признания, института правопреемства в отношении договоров, института международной ответственности и др.).

Все упомянутые элементы системы в различных сочетаниях составляют отрасли международного права (морское право, дипломатическое право, право международных договоров и т. д.). Каждая отрасль представляет собой самостоятельную систему, которая может считаться подсистемой в рамках целостной, единой системы международного права.

3. Субъекты международного права.Субъекты международного права – это носители прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами международного права либо предписаниями международно-правовых актов. Круг субъектов международного права определяется способностью лиц участвовать в международных отношениях, регулируемых международным правом. Различают первичных субъектов и производных. К числу первичных прежде всего относятся государства, и в некоторых случаях, народы и нации. Производные субъекты создаются первичными. Это могут быть международные организации либо государствоподобные образования типа вольных городов.

Государства как субъекты международного права имеют соответствующие права и обязанности. Среди основных прав можно выделить:

на независимое и свободное осуществление всех своих законных прав;

на осуществление юрисдикции над своей территорией и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах с соблюдением признанных международным правом иммунитетов;

равноправие с другими государствами;

на индивидуальную или коллективную самооборону против вооруженного нападения и другие.

К основным обязанностям относятся следующие:

- воздерживаться от вмешательства во внутренние и внешние дела других государств;

- воздерживаться от разжигания междоусобицы на территории другого государства;

- уважать права человека;

- устанавливать на своей территории такие условия, которые не угрожали бы международному миру;

- решать свои споры с другими государствами мирными средствами;

- воздерживаться от признания территориальных приобретений другого государства, действующего в нарушение обязательства неприменения силы;

- добросовестно выполнять свои международные обязательства и другие.

Субъектами международного права также могут быть признаны нации или народы, борющиеся за свое освобождение и создавшие определенные властные структуры, объединенные единым центром, способным выступать от имени нации или народа.

Субъектами международного права являются вольные города. Данный термин применяется не только к городам, но и районам. Вольный город создается на основе международного договора или решения международной организации (Вольный город Данциг, Свободная территория Триест, Ватикан и другие).

Международные организации включают как классические межправительственные организации (ООН, ОАЕ и т.д.) состоящие из созданных ими государств, так и межгосударственные механизмы и органы, члены которых действуют в личном качестве (международные арбитражи, комитеты, группы экспертов и т.п.) Временными международными учреждениями могут стать межправительственные конференции. Международные учреждения приобретают международную правосубъектность на основании учредительных договоров.

4. Международно-правовая ответственность.Ответственность в международно-правовых отношениях порождается международным противоправным деянием, элементами которого являются: субъективный элемент – наличие вины данного субъекта как такового; объективный элемент – нарушение субъектом своих международно-правовых обязательств.

В литературе и практике утверждается деление международных правонарушений на международные преступления и деликты. Объектами международного преступления могут быть всеобщий мир и международная безопасность, добрососедские отношения между государствами и народами, право народов и наций на самоопределение, законы и обычаи войны, права человека. Субъектами международных преступлений и ответственности за их совершение могут быть субъекты международного права, а также физические лица. Государства и другие субъекты международного права несут политическую и материальную ответственность, а физические лица — индивидуальную уголовную ответственность. Материальная ответственность выражается в обязанности возместить материальный ущерб, что может реализовываться в форме реституции (восстановления материального положения, существовавшего до правонарушения) или репарации (денежной или иной компенсации убытков потерпевшему).

Особенность международного права состоит в том, что в международных отношениях не существует надгосударственных механизмов принуждения. В случае необходимости государства сами коллективно обеспечивают поддержание международного правопорядка. Коллективные санкции, согласно Уставу ООН, могут предприниматься только на основании решений Совета Безопасности в отношении государств, действия которых представляют собой угрозу миру или нарушение мира. Такие санкции могут выражаться в полном или частичном приостановлении экономических отношений, функционирования коммуникаций — транспорта и связи, в разрыве дипломатических отношений (ст. 41 Устава ООН), а также в применении вооруженной силы (ст. 42 Устава) — действиях воздушных, морских и сухопутных сил, необходимых для поддержания или восстановления международного мира и безопасности (демонстрации, блокады и другие операции вооруженных сил членов ООН).

Осуществление группами государств коллективных санкций без разрешения Совета Безопасности является противоправным. Однако государства имеют право в случае агрессии на индивидуальную и коллективную самооборону, которая к понятию санкций не относится.

Ответственность, порождаемая деликтом, носит характер двустороннего правоотношения, в силу которого нарушитель ответственен только перед потерпевшим.

Контрмеры государств издавна было принято делить на реторсии и репрессалии. Реторсия – это меры воздействия одного государства на другое, преследующее цель побудить последнее прекратить недружелюбные, несправедливые, дискриминационные, но, тем не менее, правомерные действия. Чаще всего реторсии применяются государством в случае дискриминации его граждан на территории другого государства, в случае недружественных ограничений экономических и культурных связей и т.д. (например, отзыв посла в ответ на недружественное заявление).

Репрессалии – односторонние меры принуждения, допускаемые международным правом как контрмеры в случае нарушения. (например, задержание рыболовного судна за незаконный лов рыбы, наложение ареста на имущество или его конфискация и т. п.). Репрессалии должны быть соразмерными тем действиям, которыми они вызваны.

5. Международное частное право.

Международные отношения не ограничиваются межгосударственными, межвластными. Происходят постоянные контакты между физическими и юридическими лицами различных государств, на уровне межправительственных организаций: они регулируются либо национальным правом соответствующего государства, либо нормами международного частного права.

Международное частное право - это совокупность норм, регулирующих гражданско-правовые отношения, (имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, а также отношения семейно-правовые, трудовые и процессуальные), имеющие международный характер.

Международное частное право связано с международным публичным правом: ряд норм международного частного права непосредственно вытекает из общих начал международного публичного права. Например, норма о неподсудности одного государства судам другого без прямого согласия на это является прямым выводом из ведущего принципа

международного права о суверенном равенстве государств. Источники международного частного права носят двоякий характер: часть норм содержится во внутренних законах государств, часть – в международных договорах и некоторых международных обычаях.

В то же время в отличие от международного публичного права субъектами международного частного права наряду с государствами могут быть граждане и юридические лица.

Читайте также: