Влияние легоконструирования на развитие познавательного интереса дошкольника сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.

Для воспитателей нашего детского сада использование ЛЕГО– конструктора является великолепным средством для познавательного развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.

ЛЕГО – конструктор широко используется на занятиях по конструированию и решает следующие задачи: развивает мыслительные процессы ( анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.). Достаточно эффективное средство активизации мышления служит конструирование по моделям, по схемам, чертежам, плану, образцу, по памяти.

Помимо занятий ЛЕГО – конструктор мы включаем в широкий спектр жизненных событий детского сада: при организации театрализованной деятельности, ЛЕГО – праздники и развлечения, оформлении групп к праздникам, что является мощным источником формирования у детей интереса к конструированию.

Немаловажную роль в работе по данному направлению играет заинтересованное отношение родителей. На начальном этапе работы по использованию ЛЕГО конструктора в познавательном развитии дошкольников 45 % семей имели конструктор, но не использовали его как развивающий материал. Чтобы раскрыть родителям возможности ЛЕГО воспитатели использовали разнообразные формы работы: консультации, семинары-практикумы, открытые занятия для родителей, ЛЕГО – праздники и т.д. Благодаря такой работе 87,5% родителей приобрели для своих детей ЛЕГО конструктор разных размеров и отмечают, что такая работа дает возможность мальчикам и девочкам проявить свои творческие способности, доставляет истинное удовольствие и приносит неоценимую пользу в подготовке детей к обучению в школе.

Своевременное овладение конструктивно-игровой деятельностью оказывается важным и в плане создания готовности к дальнейшему обучению в школе. У дошкольников формируются необходимые для будущего учения предпосылки: познавательное развитие, умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, доводить его до конца, планировать будущую работу.

Главная Конструирование

Формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста посредством LEGO – конструирования.

Формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста посредством LEGO – конструирования.

В психолого-педагогической науке выделяют особенности познавательного интереса: во-первых, познавательный интерес выражается в стремлении узнать новое, неизвестное и непонятное о свойствах, качествах объектов и явлений действительности, в желании проникнуть в их суть, выявить имеющиеся между ними связи и отношения; во-вторых, между уровнем развития познавательного интереса и приобретением знаний об окружающем мире существует определенная взаимосвязь. Так, с одной стороны, под воздействием познавательного интереса у индивида значимо расширяется кругозор, с другой стороны, этот процесс возможен лишь через приобретение новых знаний, которые составляют основу развития познавательного интереса. В-третьих, под влиянием познавательного интереса знания становятся более глубокими. Познавательный интерес приводит к активизации различных психических процессов: внимания, восприятия, памяти, воображения. Это в свою очередь определяет способы приобретения, хранения и применения знаний об окружающем мире; чем шире кругозор человека, тем больше развит у него и познавательный интерес, так как условием его возникновения является установление связей между накопленным опытом и вновь приобретенными знаниями, нахождение в знакомом предмете новых свойств, сторон, свойств, отношений. Различные содержательные компоненты рассмотрены в исследованиях Г. И. Щукиной, к ним автор относит:

  • эмоциональный компонент, который проявляется во взаимодействии ребенка с другим человеком, например, в процессе оказания какой-либо помощи;
  • интеллектуальный компонент, отражается в реализации всевозможных операций мышления, таких как синтез, анализ, сравнение, обобщение;
  • регулятивный компонент, способствует развитию целенаправленной деятельности, формированию умений преодолевать трудности, сосредотачиваться, принимать верные решения, высказывать отношение к результатам творческой деятельности, учиться осуществлять рефлексию, самоконтроль;
  • творческий компонент, который отвечает за развитие умений осуществлять перенос уже усвоенных способов деятельности в новые обстоятельства, комбинировать виды деятельности, проявлять способность к творческой мыслительной деятельности [6, с. 12].

Согласно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) педагог должен обеспечить организацию формирования познавательного интереса, стимулирующую развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирования познавательных действий, становление сознания и развития воображения и творческой активности дошкольников [3, с. 34].

Я считаю, что LEGO — конструирование будет эффективным средством формирования познавательного интереса дошкольников, что поможет успешно развивать любознательность, воображение и творческую активность дошкольников. В результате анализа психолого-педагогической литературы мною выделено противоречие между значительным потенциалом LEGO — конструирования в формировании познавательного интереса детей дошкольного возраста и недостаточной методической проработанностью использования LEGO — конструирования в формировании формирование элементарных математических представлений, развитие познавательно-исследовательской деятельности, ознакомление с предметным окружением, ознакомление с социальным миром и миром природы, а главное формировании познавательного интереса дошкольников.

Педагогу важно знать особенности использования LEGO конструирования в детском саду: во-первых, соответствие возрастным особенностям дошкольников; во-вторых, следовать принципу последовательности (от простого к сложному); в-третьих, организовывать предметно развивающую среду в группе детского сада для реализации LEGO – конструирования.

Таким образом, используя LEGO — конструирование для формирования познавательного развития дошкольников педагог развивает у детей любознательность, познавательную мотивацию, формирует познавательные действия, развивает воображение и творческую активность дошкольников, согласно требований федерального государственного стандарта дошкольного образования.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Слушатель группы: 6.2.

Ясинская Юлия Валериевна

МДОУ № 111 города Донецка

Руководитель выпускной работы:

Котова Л.Н. заведующий ОДО

Раздел 1. Теоретические основы

использования Лего-технологии в ДОУ…………………………………….

1.1. Научные современные подходы к использованию Лего технологий в ДОУ.

1.2. Развитие познавательного интереса дошкольников к математике с использованием Лего-игр. ………………….

Раздел 2. Практические основы использования Лего-конструктора.

2.1. Использования Лего-конструктора, как инструмент для развития детей дошкольного возраста.

2.1. Особенности организации дидактических игр……………………………

В дошкольном возрасте познавательный процесс у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, а наоборот: способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская познавательная деятельность, чем больше она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

В данной работе раскрыта проблема влияния Лего-игр на развитие познавательного интереса к математике в дошкольном возрасте

Дошкольники в процессе конструирования развивают математические способности, когда пересчитывают детали, крепления на пластине или блоке, когда вычисляют нужное количество деталей и их длину.

Особое внимание уделено дидактическим играм, с использованием Лего-конструктора, способствующим появлению у детей интереса к познавательной деятельности, развитию логического мышления, памяти, внимания, речи, воображения, мелкой моторики рук.

Цель : раскрыть задачи развития познавательного интереса к математике в дошкольном возрасте посредством Лего-игр.

- изучить и проанализировать методическую литературу по данной теме;

- рассмотреть научные современные подходы к проблеме, которые влияют на процесс познавательного развития ребенка дошкольного возраста;

- разработать картотеку дидактических игр с Лего- конструктором для развития познавательного интереса к математике.

Игра является основной формой работы и ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, поэтому я считаю целесообразным включить ее в процесс формирования элементарных математических представлений с использованием возможностей конструирования [2], [4], [5].

Формирование элементарных математических представлений в дошкольном возрасте занимает одно из ведущих мест в процессе подготовки ребенка к обучению в школе, поэтому Лего-конструирование является одним из таких современных методов, который полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.

Раздел 1. Теоретические основы использования Лего-технологии в ДОУ.

1.1. Научные современные подходы к использованию Лего технологий в ДОУ.

Совершенствование системы образования в Донецкой Народной Республике затронула и уровень дошкольного обучения, что послужило

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. [1], [ 6 ] .

- ребенок овладевает практическими знаниями;

-учится выделять существенные признаки;

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Для воспитателей детского сада использование Лего-конструктора является великолепным средством для познавательного развития дошкольников, обеспечивающим интеграцию различных видов деятельности [2], [3], [5].

Следовательно, накопленный опыт находит отражение в содержании математического образования периода детства на современном этапе и дает почву для его развития в будущем.

1.2. Развитие познавательного интереса дошкольников к математике с использованием Лего-игр.

Формирование математических представлений - это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями [1] [2][6].

Я считаю, что формирование элементарных математических представлений у дошкольников будет более эффективным при использовании такого вида деятельности как Лего-конструирование, которое является практической деятельностью, направленной на получение определенного заранее задуманного продукта, представляет собой приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

Использование ЛЕГО на занятиях по формированию элементарных математических представлений позволяет:

• Показать, как образуются числа, сравнивать их;

• Знакомить детей с арифметическими действиями, формировать вычислительные навыки;

• Знакомить детей с составом числа и закреплять его;

• Формировать и развивать умение составлять и решать задачи;

• Показать детям, как образуются числа второго десятка, раскрыть особенности их названий и порядок следования при счете;

• Развивать логику и мышление;

• Развивать познавательные процессы и коммуникативные навыки; •Развивать мелкую моторику рук, ориентирование в пространстве и на плоскости;

• Воспитывать аккуратность и четкость в работе.

Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца (форму, размер, строение и пр.), у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель. Сооружая конструкцию (постройку), ребенок уточняет и пополняет представления о ней, предварительно намечая ее положение в пространстве, расположение частей; совершенствуются эти представления и тогда, когда он создает игрушку, размещая и наклеивая мелкие детали на плоскостной развертке (выкройке) перед тем, как сложить и склеить выкройку в готовую объемную игрушку для размещения конструкции на поверхности.

В конструктивной деятельности у детей формируются обобщенные представления. Дети познают, что множество предметов в окружающем мире составляют группы однородных предметов, объединенных одним понятием: здания, мосты, транспорт и др. Общие признаки свидетельствуют о наличии одинаковых составных частей: в зданиях- фундамент, стены, окна, двери и т.д. Формирование такого рода представлений способствует усвоению детьми основной конструктивной зависимости- зависимости конструкции от ее практического назначения, что оказывает существенное влияние на развитие мышления детей.

Так же в конструировании у детей вырабатываются и обобщенные способы действий, умение целенаправленно обследовать предметы или образцы построек, игрушек. Дети учатся планировать работу, представляя ее в целом, учатся контролировать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. Можно говорить о конструировании как об общем способе действия, который отражает специфику математического описания действительности [2], [5]. Приложение1.

Из вышеизложенного мы видим, что конструирование тесно связано с формированием элементарных математических представлений детей дошкольного возраста. В процессе конструирования у ребенка так же происходит знакомство с формой, величинами, пространственными характеристиками, совершенствуется развитие логических приемов мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование, что дает нам возможность использовать конструирование при формировании математических представлений у детей.

Раздел 2. Практические основы использования Лего-конструктора.

2.1. Использования Лего-конструктора, как инструмент для развития детей дошкольного возраста.

Конструирование – одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для ребенка. Конструирование создает необходимый фундамент всестороннего развития ребенка. Мастерить модели, которые придумываешь сам, на первый взгляд кажется легче, но это не так. Игры с конструктором Лего способствуют:

Развитию умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, устанавливать связь между их назначением и строением;

Обучению планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта;

Стимулированию конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу;

Воспитание трудолюбия, стремления помогать друг другу, желания работать в коллективе.

Несмотря на растущую популярность компьютерных игр, конструктор незаменим для развития детей. Ребенок действует с деталями строительного материала, конструкторов, многократно их сравнивает, отбирает, примеряет, манипулирует, ошибается и исправляет ошибки. Через практическое экспериментирование получается результат.

Таким образом, Лего стремится к развитию детского творчества, поощряет детей к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов - настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение.

Лего придерживается принципа: в игре дети учатся и развиваются! Конструктор Лего даёт возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней, причём, используя детали не одного, а двух и более наборов Лего , можно собирать практически неограниченное количество вариантов игрушек и сюжетов игры с ними.

Важно отметить, что в отличие от компьютерных игр, быстрая смена сюжета в которых перегружает психику ребёнка, игрушками Лего дети играют в том темпе, который им удобен, придумывают новые сюжеты вновь и вновь, собирая другие модели. Продуманная цветовая гамма конструкторов Лего способствует эстетическому воспитанию ребёнка: он видит и понимает, как должно быть - красиво, аккуратно, празднично, ярко.

Работая с детьми, мы выяснили, что все дети любят играть, конструировать, творить. Конструктор Лего - удивительно яркий, красочный, предоставляющий огромные возможности для познавательной деятельности ребёнка. Собирая конструктор, ребёнок создаёт новую игрушку, видоизменяет её, придумывает для неё всё новые и новые возможности. Дети получают огромное удовлетворение и приобретают чувство собственного достоинства, когда играют в то, что создали своими руками.

2.1. Особенности организации дидактических игр.

Дидактическая игра как игровой метод обучения.
Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть.
Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры. Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов [7], [8].

Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: дети

упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами.
В средней группе используют такие предметы, в которых разница между ними становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения соответствующего предмета. Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре, делает игру занимательной, напряженной. Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания[7]. Приложение1.

Для достижения цели, а именно изучения проблемы влияния Лего игр на развитие познавательного интереса к математике в дошкольном возрасте мы осуществили следующее:

- изучили и проанализировали методическую литературу по данной теме;

- рассмотрели научные современные подходы к проблеме, которые влияют на процесс познавательного развития ребенка дошкольного возраста;

- разработали картотеку дидактических игр с Лего-конструктором для развития познавательного интереса к математике.

Включение конструирования в процесс формирования математических представлений создает благоприятные условия для поиска связей и отношений между предметами, явлениями, их свойствами и качествами. Математические представления лучше осмысливаются детьми, закрепляются через конструирование, так как применяются в продуктивной и игровой деятельности, что отвечает возрастным особенностям детей и требованиям ГОС ДО [1], [2].

Таким образом, мы показали, что конструирование является эффективным средством формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Оно способствует становлению наглядного моделирования, развивает способность воспринимать такие внешние свойства предметного мира как форма, пространственные и размерные отношения, понимать некоторые существенные зависимости структуры предмета и его функции, т.е. позволяет выстраивать логическое мышление, делать умозаключения, выводы, что важно для математического развития и в целом умственного развития детей.

1. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом МОН ДНР от 04.04.2018 №287.

3. Губанова Н.В., Пятница И.А., Котова Л.Н. Лего энциклопедия: практическое пособие для детей дошкольного возраста. – Донецк: Истоки, 2017.

4. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. – М.: Сфера 2012.

5. Кулаковская Н. Б., Хохлова Ю. И., Пятница И. А. Программа Легомикс

Авторская Программа по Лего–конструированию для детей младшего и старшего дошкольного возраста

6. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 64 с.

7. Лыкова И.А.: Дидактические игры и занятия. – М.: Карапуз: Сфера, 2009.


В современном дошкольном образовании особое внимание уделяется конструированию, так как этот вид деятельности способствует развитию фантазии, воображения, умения наблюдать, анализировать предметы окружающего мира, формируется самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, ценные качества личности, что очень важно для подготовки ребенка к жизни и обучению в школе.

Лего-конструирование и образовательная робототехника – это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей. Объединяет знания о физике, механике, технологии, математике и ИКТ. В логопедии Лего-технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство коррекционно-образовательных, коррекционно-воспитательных, коррекционно-развивающих целей и задач.

Идея сделать Лего-конструирование процессом направляемым, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу нашей инновационной программы.

Так же в игровой деятельности с детьми используются задания на сенсомоторные навыки. Например, ребенку дается инструкция положить перед собой в ряд кубики, цвет которых я назову, скрепить между собой детали снизу вверх по названному цвету, собрать лесенку из кубиков определенного цвета, собрать лесенку в обратном порядке.

Наглядно и интересно можно проводить работу по дифференциации звуков: разложи фигурки с дифференцируемыми звуками в разные коробочки, расселить в построенные домики (в синий домик – с твёрдым звуком, в зелёный – с мягким звуком, в домик с колокольчиком – со звонким звуком, без колокольчика – с глухим; в красный домик – фигурки, названия которых начинаются на гласные звуки, в синий – на согласные и т. д.).

Интересно и увлекательно можно проводить автоматизацию поставленных звуков с постройками из конструктора: спуститься или подняться по лесенке, отрабатывая звуки в слогах с повышением или понижением голоса, называть фигуры, постройки, свои действия, составлять словосочетания и предложения с автоматизируемым звуком и т. д.

Используется Лего-технология и при закреплении лексических тем. Можно использовать различные задания на построение героев изученных сказок, пройденных животных, растений, транспорта, строительства зданий, при закреплении ПДД.

Лего-конструктор приходит на помощь в тех случаях, когда ребята участвуют к подготовке к театральной постановке. Сначала они строят своих героев из конструктора, и, репетируя, озвучивают их.

Поправляя детей, педагог указывает на ошибки их героев, а не их самих, что позволяет некоторым ребятам перестать бояться совершить ошибку. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.

Успешно применяется лего-технология и в составлении схемы предложения.

Таким образом, организовывая в детском саду условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе Лего-конструирования, позволит заложить на этапе дошкольного детства предпосылки учебной деятельности: умение и желает трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводит начатое дело до конца, планировать будущую постройку.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, деталь, кирпичик Лего, звук, красный цвет, младший возраст, модель, слог, старший возраст.

Читайте также: