Психолого педагогическое взаимодействие детских коллективов сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Педагогическое взаимодействие предполагает взаимное и плодотворное развитие качеств личности педагога и его воспитанников на основе равенства в общении и партнерства в совместной деятельности. Педагогическое взаимодействие, сотрудничество выполняет развивающую роль для каждого участника. С одной стороны педагог помогает детям в их развитии (умственном, нравственном, физическом, эмоциональном…), а с другой стороны, дети стимулируют развитие и совершенствование педагога, его профессионально-педагогических и общечеловеческих качеств личности.

Тенденция превращения обучения и воспитания в субъект-субъектный процесс воплотилась на практике в педагогике сотрудничества, идеи которой были провозглашены педагогами-новаторами (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов и др).

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в последние годы педагогическое взаимодействие как фактор личностного саморазвития учащегося и учителя, условие актуализации человеческой субъектности активно разрабатывается в сфере общеобразовательной школы. Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в образовании, когда накоплен большой объем новых педагогических знаний, отражающих новую педагогическую действительность в форме фактов, представлений, понятий и законов науки новой гуманистической образовательной парадигмы, при недостаточном использовании этих знаний в педагогической деятельности, является подтверждением актуальности исследования. Для меня актуальность данной темы заключается в том, чтобы поближе познакомиться с сущностью педагогического взаимодействия, его организацией и влиянием на воспитание.

Цель работы - исследование методик организации педагогического взаимодействия
Задачи исследования:

Анализ литературы по выбранной теме.

Определение сущности и роли педагогического взаимодействия.

Изучение методов и приемов педагогического взаимодействия.

Понятие о педагогическом взаимодействии

Воспитание – процесс двусторонний. Это означает, что успешность его осуществления напрямую зависит от характера связей двух субъектов воспитательного процесса: педагога и воспитанника. Их связь в процессе воспитания осуществляется в форме педагогического взаимодействия, под которым понимается прямое или косвенное воздействие субъектов (педагогов и воспитанников) друг на друга и результатом которого являются реальные преобразования в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах.

Педагогическое взаимодействие определяется как взаимосвязанный процесс обмена воздействиями между его участниками, ведущий к формированию и развитию познавательной деятельности и других общественно значимых качеств личности. Рассматривая сущность педагогического взаимодействия, Д. А. Белухин выделяет в нем следующие составляющие:

1) общение как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности, в которую входят обмен информацией, выработка единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека, познание самого себя;

2) совместную деятельность как организованную систему активности взаимодействующих индивидов, направленную на целесообразное производство объектов материальной и духовной культуры.

При педагогическом взаимодействии многоаспектное деятельностное общение педагога и воспитанника носит характер своеобразных договорных отношений. Это дает возможность действовать адекватно реальной ситуации, развивая ее в нужном направлении, выявляя и учитывая подлинные интересы личности, соотнося их с требованиями, незапланированно возникающими в процессе обучения и воспитания.

В ряде психолого-педагогических исследований дан перечень существенных требований, предъявляемых к профессиональной деятельности учителя, организующего и осуществляющего педагогическое взаимодействие:

1) диалогичность во взаимоотношениях учащихся и педагога;

2) деятельностно-творческий характер взаимодействия;

3) направленность на поддержку индивидуального развития личности; 4) предоставление ей необходимого пространства для принятия самостоятельных решений, творческого выбора содержания и способов учения и поведения.

Таким образом, чтобы достичь целей воспитания, педагог в ходе педагогического взаимодействия должен соблюдать ряд условий:

а) постоянно поддерживать у воспитанника желание приобщаться к миру человеческой культуры, укреплять и расширять его возможности;

б) предоставлять каждой личности условия для самостоятельных открытий, приобретения нового опыта творческой жизнедеятельности;

в) создавать коммуникативные условия для поддержки самоценной активности воспитанников;

Педагогическое взаимодействие имеет две стороны: функционально-ролевую и личностную.

Функционально-ролевая сторона взаимодействия педагога с учащимся обусловлена объективными условиями педагогического процесса, в котором учитель выполняет определенную роль: организует и направляет деятельность учащихся, контролирует ее результаты. В данном случае ученики воспринимают педагога не как личность, а лишь как должностное, контролирующее лицо.

Личностная сторона педагогического взаимодействия связана с тем, что педагог, взаимодействуя с учениками, передает им свою индивидуальность, реализуя собственную потребность и способность быть личностью и в свою очередь формируя соответствующую потребность и способность у учащихся. В силу этого личностная сторона педагогического взаимодействия в наибольшей степени затрагивает мотивационно-ценностную сферу воспитанников. Однако практика показывает, что с такой установкой работают лишь педагоги, имеющие высокий уровень развития мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности.

Оптимальным вариантом является педагогическое взаимодействие, в котором функционально-ролевое и личностное взаимодействие осуществляются в комплексе. Подобное сочетание обеспечивает передачу учащимся не только общесоциального, но и личного, индивидуального опыта педагога, стимулируя тем самым процесс становления личности воспитанника.

Характер и уровень педагогического взаимодействия во многом определяются отношением педагога к воспитанникам, которое обусловлено их эталонными представлениями, ценностями и потребностями и вызывает у них соответствующее эмоциональное отношение. Принято выделять следующие основные стили педагогического отношения.

1. Активно-положительный. Этот стиль характеризуется тем, что учитель проявляет по отношению к детям эмоционально-положительную направленность, которая адекватно реализуется в манере поведения, речевых высказываниях. Такие учителя наиболее высоко оценивают положительные качества учащихся, поскольку они убеждены, что у каждого ученика есть достоинства, которые при соответствующих условиях можно раскрыть и развить. Давая индивидуальные характеристики своим ученикам, они отмечают положительный рост и качественные сдвиги.

2. Ситуативный. Педагогу, придерживающемуся такого стиля, свойственна эмоциональная нестабильность. Он подвержен влиянию конкретных ситуаций, отражающихся на его поведении, может быть вспыльчивым, непоследовательным. Для него характерно чередование дружелюбия и враждебности по отношению к ученикам. Такой учитель не имеет твердых объективных взглядов на личность воспитанника и возможности ее развития. Оценки, даваемые им ученикам, противоречивы или неопределенны.

3. Пассивно-положительный. Учителю свойственна общая положительная направленность в манере поведения и речевых высказываниях, однако ему присущи также определенная замкнутость, сухость, категоричность и педантизм. Он разговаривает с учащимися преимущественно официальным тоном и сознательно стремится создать и подчеркнуть дистанцию между ними и собой.

4. Активно-отрицательный. Отношения учителя с учащимися характеризуются явно выраженной эмоционально-негативной направленностью, которая проявляется в резкости, раздражительности. Такой учитель дает низкую оценку своим ученикам, акцентирует их недостатки. Похвала как метод воспитания ему не свойственна, при любой неудаче ребенка он возмущается, наказывает ученика; часто делает замечания.

5. Пассивно-отрицательный. Учитель не столь явно проявляет негативное отношение к детям, чаще он эмоционально вял, безучастен, отчужден в общении с учениками. Возмущения их поведением, как правило, не выказывает, однако подчеркнуто равнодушен как к успехам, так и к неудачам учеников.

Стратегии и приемы педагогического взаимодействия

Первой ступенькой в осуществлении технологии педагогического взаимодействия является осознание его сути, целей, принципов и содержания, которое реализуется в разнообразных формах воспитательной деятельности. Следующий шаг – это отбор способов, с помощью которых можно достичь результата. От педагога требуется профессиональное владение арсеналом методов, приемов, средств воспитания, необходимых для решения педагогических задач.

Выбор методов бывает обусловлен содержанием воспитания, всей педагогической системой, а также такими закономерными фактами, как достигнутый уровень развития детского коллектива, возрастные и типологические характеристики детей, особенности взаимоотношений между воспитателем и воспитанниками.

Поведение педагога в создавшейся ситуации зависит от цели воспитания, от его позиции, и от профессионального владения спектром методов и приемов, а также алгоритмов решения педагогических задач.
Исходя из практической работы педагога, Н.Е. Щуркова рассматривает три группы методов:

- Методы, с помощью которых оказывается влияние на сознание воспитанников, формируются их взгляды (представления, понятия), осуществляется оперативный обмен информацией в педагогической системе между ее членами.

- Методы, с помощью которых оказывается влияние на поведение воспитанников, организуется их деятельность, стимулируются их позитивные мотивы.

- Методы, с помощью которых оказывается помощь в самоанализе и самооценке воспитанников.

Методы тесно связаны с методическими приемами. Приемы носят частный характер и не имеют самостоятельной педагогической задачи. Например, деление класса на микрогруппы (случайным выбором, по интересам, по лидерам т.п.) – методический прием, который может быть подчинен разным задачам: научить коллективному планированию, раскрыть индивидуальные особенности или др. Взаимосвязь методов и приемов подвижна, одни и те же приемы могут использоваться в различных методах.

Методы

Формирование взглядов,
обмен информацией

Организация
деятельности

Стимулирование
оценки и самооценки
Диалог.
Доказательство.
Инструктаж.
Лекции.
Призыв.
Внушение.
Повествование.
Поручение.
Требование.
Состязание.
Показ образцов и примеров.
Создание ситуации успеха.
Перспектива.
Упражнение.
Замечание.
Ситуация контроля.
Поощрение и наказание.
Ситуация критики и самокритики.
Доверие.
Общественное мнение.
В основе - убеждение В основе – упражнение. В основе – самооценка

И.А. Зазюн выделяет ряд приемов, которые должны использоваться учителями при общении с учащимися:

  • Проявление внимания, уважения.
  • Педагогический такт.
  • Интерес.
  • Доброта.
  • Забота.
  • Поддержка.
  • Положительная установка.
  • Вера педагога в наличие у воспитуемого способностей и положительных качеств.

В ходе решения психолого-педагогических задач приемы педагогического взаимодействия имеют в своей основе реализацию требований. Педагогические требования подразделяются:
на прямые непосредственные (вызывают конкретное действие воспитуемого, которое обусловливается самим требованием);

косвенные непосредственные (приводят к определенной деятельности воспитуемого через вызванные им психологические факторы: например, интерес, другие переживания самих детей);

опосредованные (стимулируют действие самого воспитуемого через воздействие третьих лиц).

Характерные черты требований:

глубокое уважение к личности воспитанника и доверие к нему;

разумность, подготовленность требования, оно должно предполагать наличие реальных условий для его осуществления;

любое ясное, разумное требование педагога обязательно должно быть выполнено, доведено до конца;

педагогические требования должны быть строго обязательны для всех, едины со стороны всех воспитателей.

1. Первичное требование - предельно конкретное указание. Его функция - вызов конкретного поступка.

2. Исходное требование. Функционально направлено на закрепление определенных поступков и преобразование их в привычку.

3. Требование-правило. Функция — образование обычаев, традиций поведения.

4. Требования - моральные нормы. Функция - формирование моральных норм и превращение их в привычку.

5. Требования — нравственные принципы (моральный кодекс). Их функция состоит в выражении нравственных принципов и развитии идеалов.

Важное значение прямых непосредственных требований состоит в том, что они не только вызывают определенные, конкретные поступки, но и закладывают основы первоначального психолого-педагогического взаимодействия педагога и обучаемого.

Постепенное развитие взаимоотношений между педагогом и обучаемым приводит к возможности реализации косвенных требований, в которых цель воспитания явно не выражена. Однако эффективность таких требований может быть даже более высокой, нежели эффективность прямых требований.

Можно выделить несколько основных форм косвенных требований.

требование - выражение доверия;

2. Косвенные требования запрещающего плана, блокирующие негативное поведение:

требование - выражение недоверия;

Зачастую на практике прямое и косвенное требования применяются как составные части сложных требований. При этом возможны, например, такие варианты, как:

- одно и то же по содержанию требование предъявляется одновременно в разных формах, каждая из которых усиливает его действие (формируется так называемое комбинированное требование);

- применение последовательного сочетания нескольких разных требований, взаимосвязанных между собой и как бы продолжающих друг друга. Рассмотренные выше виды требований являются непосредственными.

Опосредованные требования - более сложный вид требований, предъявляемых к личности через группу, других субъектов воздействия. Такие требования подразделяются на стимулирующие и запрещающие.

Опосредованные требования создают основу для формирования прочных взаимосвязей в коллективе обучаемых, оказывают сильнейшее влияние на становление характера и тех, к кому обращено требование, и тех, от кого оно исходит. Однако такой вид требований должен использоваться не в самом начале работы с обучаемыми, а только на определенном этапе развития коллектива, когда педагог владеет твердыми знаниями о воспитанниках, добился элементарной культуры в их отношениях, сформировал требовательность друг к другу.

В данной работе рассматривались ведущие проблемы, сущность и условия педагогического взаимодействия, его роль в воспитании детей, а также как правильно организовать педагогическое взаимодействие и какие приемы можно при этом использовать.

Проведя теоретический анализ данной проблемы, раскрывая цель и задачи можно сделать вывод, что проблема педагогического взаимодействия является ведущей в области педагогики, потому что условия жизни изменяются. Новый взгляд на отношения к личности ребенка требует изменений и в организации педагогического взаимодействия с ним. Действительно, педагогическое взаимодействие осуществляет воспитательную функцию. По этой проблеме у педагогов существует полное единство взглядов. Педагогическое взаимодействие, сотрудничество выполняют развивающую роль для каждого участника. С одной стороны, педагог помогает детям в их развитии (умственном, нравственном, эмоциональном, физическом и т.п.), а с другой стороны, дети стимулируют развитие и самосовершенствование педагога в его профессионально-педагогических и общечеловеческих качествах личности. Однако следует признать, что роль организатора педагогического взаимодействия существенно отличается от роли диктатора учебно-воспитательного процесса, требует определенной социальной установки, выработки индивидуального стиля.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ребенок — существо разумное, он хорошо знает потребности,

трудности и помехи своей жизни.

Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина,

не недоверчивый контроль, а тактичная договоренность,

вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь.

(выдающийся польский педагог, писатель).

Психолого – педагогические основы успешного педагогического взаимодействия учителя с субъектами образовательного процесса: родителями и учащимися

Формы и модели успешного психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса

Психолого - педагогическое взаимодействие – это способ реализации совместной деятельности, который требует разделения и кооперации функций, а потому – взаимного согласования и координации индивидуальных действий.

Взаимодействие участников образовательного процесса базируется на следующих принципах:

Уважение интересов друг друга

Соблюдение законов и иных нормативных актов

Модели психолого-педагогического сопровождения

В основу построения модели психолого-педагогического взаимодействия легли следующие принципы:

- принцип системного подхода к методам психологической диагностики и воздействия на личность, учета как возрастных и индивидуально-личностных особенностей, так и специфики социально-педагогической ситуации развития;

- принцип субъектности, предполагающий гуманистический тип взаимоотношений участников образовательного процесса, в котором ребенок выступает как субъект собственной деятельности;

- принцип амплификации психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей, которые формируются и проявляются в специфически детских видах деятельности;

- принцип деятельности, который базируется на теории психического развития ребенка, раскрытого в трудах А.Н. Леонтьева [3] и Д.Б. Эльконина [5], центральным положением которой является роль деятельности в психическом развитии ребенка. Данный принцип означает, что ведущим способом процесса развития эмоционального интеллекта школьников является организация взрослым активной деятельности ребенка и создание условий, в которых бы активизировались его проявления;

- принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком определяется ведущей ролью, которую играет семья, педагоги, ближайший круг общения ребенка в его развитии.

Модели взаимодействия участников образовательного процесса:

1) Ребенок – ребенок:

свободно общается со сверстниками;

приобщается к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками (в том числе моральным);

развивает передачу образов с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности;

самовыражается через совместную творческую деятельность;

учится взаимодействовать в коллективе: отказываться от личных желаний ради общих целей;

учится договариваться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

2) Родитель – ребенок:

признание прав и свобод ребенка,

сопереживание и поддержка,

обсуждение ситуации через диалог,

гибкое введение ограничений.

3) Педагог - ребенок:

признание ценности личности ребенка;

признание уникальности – индивидуальности личности ребенка: выявление и развитие общих и специальных способностей ребёнка;

выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания и обучения;

приоритет личностного развития, когда воспитание и обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка;

ориентация на социализацию – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни;

диалоговое взаимодействие с ребенком;

актуализация тенденции ребёнка к личностному росту;

активизация исследовательских и творчески интересов ребёнка;

создание условий для совершенствования нравственных поступков, самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем;

ориентация педагогического взаимодействия на самореализацию ребенка – раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей.

4) Педагог - родитель:

добровольность в сотрудничестве.

искренняя заинтересованность педагогов в решении проблем детско-родительских отношений;

уважительное отношение педагогов к убеждениям и взглядам родителей;

признание безусловного права родителей воспитывать в ребенке те качества, которые являются ценными с их точки зрения;

уверенность родителей в доброжелательности и компетентности педагогов (специалистов).

конфиденциальность индивидуального общения с педагогом (специалистом).

5) Педагог – педагог - администрация:

развитая культура общения (доброжелательность, сдержанность);

толерантность (терпимость к иным точкам зрения);

эмпатия и рефлексия - умение выслушать собеседника, признать его правоту, встать на его точку зрения, убедить в своей правоте;

демократичность в общении;

сотрудничество - процесс взаимодействия равноправных, заинтересованных партнеров, на основе взаимоуважения и взаимообогащения;

учитывание личностных и профессиональных качеств участников общения;

проявление участниками общения гибкости в конфликтных ситуациях.

Формы психолого-педагогического взаимодействия .

Формы психолого-педагогического взаимодействия можно классифицировать в зависимости от преимущественно используемого средствами – учение, игры, труда, общения

- формы обучения (уроки, экскурсии, факультативы, консультация )

- игровые формы (имитация, соревнования)

- формы трудовой деятельности (ученические производственные объединения, индивидуальный труд, работа в составе временных групп)

- формы общения (прямое, опосредованное)

Возможна классификация форм и в зависимости от преимущественно используемых методов:

- словесные формы (информация, собрания, митинг)

- наглядные формы (выставки, стенды)

- практические формы (благотворительные и трудовые акции, оформление материалов для выставки, музея)

Взаимодействие участников воспитательного процесса — это не самоцель, а важнейшее средство, необходимый способ успешного решения поставленных задач, и эффективность определяется, прежде всего, развитием личности педагога и ребенка, степенью достижения результатов в соответствии с теми задачами, которые ставились.

Непосредственным и специфичным показателем эффективности является развитие основных характеристик взаимодействия участников педагогического процесса:

по взаимопознанию — объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и познать друг друга, обоюдный интерес друг к другу;

по взаимопониманию — понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и детьми; принятие трудностей и забот друг друга; понимание мотивов поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность;

по взаимоотношениям — проявление такта, внимание к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей;

по взаимным действиям — осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; срабатываемость (количество, качество, скорость проделанной работы), координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; подстраховка, помощь, поддержка друг друга;

по взаимовлиянию — способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний, изменение способов поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга; восприятие другого в качестве примера для подражания.

В общем плане о развитии взаимодействия участников педагогического процесса можно судить по обогащению содержания их совместной деятельности и общения, способов и форм взаимодействия, расширению внешних и внутренних связей, осуществлению преемственности.

Счастье – когда тебя понимают

Педагоги, родители и учащиеся являются участниками образовательного процесса. И качество их взаимодействия влияет на качество обучения и благоприятную обстановку в школе, имидж школы.

Содержанием труда учителя является содействие психическому развитию ученика, а главным "инструментом" учителя выступает его психологическое взаимодействие с ребенком, педагогическое общение.

Различного рода нарушения в общении ученика и учителя подавляют творческий

саморазвивающийся потенциал ребенка, стимулируют негативные чувства, асоциальные формы поведения учащихся, напряженные аффективные состояния учителей, сопровождаемые в наиболее острых случаях невропатическими реакциями, соматическими и психическими заболеваниями.

Важно, чтобы общение проходило в вежливо – предупредительном тоне, но и слишком серьёзная и официальная манера общения с учащимися не способствует успеху.

В процессе педагогического общения не следует стремиться к достижению односторонних преимуществ, подчёркивать высокий статус преподавателя перед учащимися, так как это ранит их самолюбие и снижает эффект общения. Для высокого эффекта педагогического общения важно создать благоприятный психологический климат.

Правила педагогического общения рекомендуют оставлять за пределами учебного заведения домашние невзгоды и раздражение.

Ни загруженность работой, ни общественное положение, ни неприятности, ни плохое самочувствие не дают права преподавателю быть невежливым с коллегами , родителями и учащимися.

Для педагога умение сочетать решение рабочих задач в процессе профессионального общения и вне формальной обстановки - один из самых эффективных способов достичь успеха.

Учащиеся не всегда выполняют указания преподавателя .

Педагогическое указание по форме может быть директивным, демократическим или даже либеральным. Для учащегося в принципе любая форма педагогического указания воспринимается не как просьба, а как распоряжение. Демократическая форма распорядительной информации значительно повышает качество исполнительной деятельности и дает большую отдачу, по причине того, что учащийся с большим желанием выполняет задание.

Отдавая педагогическое указание, важно руководствоваться правилом: " желание — залог успеха ".

Важно знать, каким мотивом руководствовался учащийся — внешним или внутренним — и на сколько этот мотив им осознавался. Внешними ( он это сделал потому, что так приказал преподаватель ) или внутренними ( он это сделал потому, что, независимо от преподавателя, у него появилось такое желание ). Осознанные человеком мотивы — это и есть желание.

Одной из причин невыполнения учащимися указаний преподавателя является отсутствие взаимопонимания.

Если учащиеся не понимают, чего от них хотят, то они не смогут выполнить дело так, как того требует или просит их преподаватель.

Важно, чтобы учащийся знал тот профессиональный язык, на котором преподаватель отдает указание.

Понимание зависит также от общей культуры, от общего интеллектуального развития учащихся.

Психолого-педагогические приемы достижения аттракции( расположенности.)

Когда к человеку обращаются и при этом произносят его имя, то таким образом вольно или невольно показывают внимание к данной личности, а это утверждение данной личности. От этого возникает чувство удовлетворения, связанное с положительными эмоциями ,и, как следствие, — притяжение к источнику положительных эмоций и достижение расположенности (формирование аттракции).

Прием "зеркало отношений" или "зеркало души"

Доброе и приятное лицо человека, легкая улыбка обладают способностью "притягивать" к себе, формировать аттракцию. Действительно, человек чаще по-доброму и приятно улыбается людям, к которым относится с искренней симпатией.

Располагать к себе людей — коллег, родителей и учащихся — это профессиональная обязанность педагога, продиктованная не должностной инструкцией, а характером его труда. Следовательно, использовать приемы формирования аттракции — тоже профессиональная обязанность педагога.

Использование психологического феномена внушения.

Так, если человек много раз услышал, что у него "золотые" руки, " удивительная способность видеть прекрасное там, где его другие не видят", "общаясь с вами, можно многому у вас научиться" и т.п., он поверит в это. В эффекте внушения происходит как бы "заочное" удовлетворение потребности в совершенствовании какой-то своей черты, возникновение на этой почве положительных эмоций.

Основные условия грамотного общения педагог – родитель.

Ответственность за провал или успех встречи лежит на учителе, так как он профессионал.

Организовать встречу надо так, чтобы в ней не было пауз и перерывов. Взаимопонимание наладится быстрее, если учитель не сидит за столом выражая позицию начальства, а будет находиться рядом, показывая готовность к сотрудничеству.

Непременным условием состоявшегося общения является взаимное уважение. Понимание должно предшествовать советам. Если родители настроены агрессивно или пришли с установкой что-то сказать или оправдаться перед учителем, они не способны его слушать, принимать советы и рекомендации. А если ещё учитель ответит грубостью, например : “Что вы мне тут доказываете? Я знаю вашего ребёнка

как свои пять пальцев”, в таком случае можно считать, что общение не состоялось.

Понимание должно оканчиваться развивающим советом и готовностью родителей действовать самостоятельно. Чтобы оказать отцу или матери действенную помощь необходимо раскрыть родителю возможности их ребёнка (например: способный мальчишка, имеет силу воли, способен проявить характер) и убедить родителей опираться на эти хорошие качества в дальнейшем. Заботливые родители хотят сами попробовать свои педагогические силы, чтобы убедиться, что они могут, а что пока нет.

Вот формула, которой неплохо бы руководствоваться при общении: “ Мы оба и каждый из нас заинтересованы в том, чтобы ребёнок вырос добрым, умным, раскрылись все его способности”.

Очень важно придерживаться открытого общения. В общении необходимо говорить и слушать партнёра.

В диалоге учитель-родитель недопустимы: резкая ирония, саркастические замечания, придирки к неудачно подобранному слову, общее пренебрежение.

Общение без учёта ситуации, настроения партнёра ведёт к душевной глухоте. Не менее важно отражать мысли партнёра по общению ( эффект зеркала ).

Если учитель встречает родителя с улыбкой, родитель отвечает тем же. Если в голосе учителя металл, родители тут же настраиваются на аналогичный тон.

Аналогичной может быть и реакция учителя.

Не стоит спорить с родителями, спор может вызвать обиду и отчуждённость. Нужно выяснить, что родитель думает по поводу своего ребёнка, и как он его воспринимает.

И самое главное - нам всем следует помнить, что главной целью общения является ребёнок.

Если между родителем и учителем существует неприязнь, то её нужно преодолеть во имя ребёнка. Существует убеждение: нет родителей, равнодушных к неудачам и успехам своих детей. Каждая крупица неравнодушия должна быть замечена учителем и пущена в ход, чтобы убедить родителей словом и делом: я хочу, чтобы вашему ребёнку было хорошо!

И ещё несколько рекомендаций

Не выносить суждений

Не проповедовать

Не приказывать

Учителю необходимо помнить, что любые слова, которые содержат разного рода обязательства, могут вызвать протест

«Я вам ничего не должен.

Это мой ребенок, и я буду

поступать так, как сочту

Не угрожать

Учитель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.

Не оправдывать и не оправдываться

Учитель, выстраивая свои отношения с родителями, должен занимать четко выраженную позицию, не оправдывая отрицательных поступков школьника и не оправдываясь в своих действиях в рамках педагогического процесса, так как соглашательская позиция педагога может сделать существующую педагогическую проблему менее значимой для родителей.

Не провоцировать конфликты

Педагог избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями и детьми, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения.

Автор: Чеплакова Ксения Юрьевна
Должность: Педагог дошкольного образования
Учебное заведение: МАДОУ 56
Населённый пункт: Город Самара
Наименование материала: Статья
Тема: "Психолого-педагогическое взаимодействие в условиях ДОУ"
Раздел: дошкольное образование

Психолого-педагогическое взаимодействие в условиях ДОУ

Одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения

становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного

В настоящее время идея диалога становятся ведущими идеями принятия коллективных

решений, привлечения родителей воспитанников к партнерским отношениям.

Развитие ребенка можно назвать гармоничный при условии наличия двух составляющих его

окружения– полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку

личностные взаимоотношения, формирование чувства доверия и открытости миру. Вместе с

тем, семья сама нуждается в поддержке, которую способен оказать детский сад.

Сопровождение и консультирование семьи должна осуществляться через взаимодействие

участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом

Целью такого взаимодействия является повышение качества образования и создание

необходимых благоприятных условий для сохранения физического, психического и

психологического здоровья детей, их полноценного развития и подготовки к обучению к

Психолого- педагогическое взаимодействие

– в первую очередь это взаимодействие с

кем-то или чем-то вне меня, с внешним миром.

Взаимное влияние а также, при человеческом взаимодействии-совместные действия.

группа детей разобралась в правилах игры и начали играть соответственно правилам).

Осуществляются два вида взаимодействия: физическое (предметное или телесное) и

социальное (информационное, ролевое, психологическое).

(Пример1: Ребёнка заинтересовала пирамидка, он в неё играет, она организует его игру - у

ребенка предметное взаимодействие. Если для ребенка игрушка только предмет, это одно, а

если он играет например, в куклы и организует например чаепитие, у него социальное

предметное взаимодействие. Он уже -руководящие процессом.

Пример 2: Дети играют в поезд взявшись друг за друга сзади- это вариант скорее

физического (телесного) взаимодействия, если ребенок увлечён подвижной игрой и начинает

шуметь вместе с другими - это скорее взаимодействие социальное).

Взаимодействие может быть безличное (ребенок с игрушкой, толпа с толпой) или личное.

Личное взаимодействие - всегда социальное.

Педагогической взаимодействие

– это контакт (личностный) воспитателя с воспитанниками

(родителями воспитанников), направленный на взаимные коррекционные изменения в их

поведении, деятельности, отношениях, установках

Задачей взаимодействия является развитие личностей взаимодействующих сторон, их

взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей.

Характеристиками взаимодействия считают:

взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние.

Каждая из них имеет свое содержание, но только их комплексная реализация в

воспитательном процессе обеспечивает его эффективность.

К характеристикам интегральным любого взаимодействия, в том числе и педагогического,

срабатываемость и совместимость.

- это согласованность в действиях, обеспечивающая их успешность с

позиций количества, качества, скорости, оптимальной координации действий

контактирующих сторон на основе взаимного содействия.

характеризуется в максимально возможной удовлетворенности партнеров

друг другом, эмоциональной поддержке.

В связи со сложностью и многосторонностью воспитательного процесса, большим

количеством его участников выделяют множество типов различного взаимодействия, что

отражается в различных подходах к их классификация.

можно выделить по тому или иной ведущему признак:

. По субъекту и объект-субъекту

ребенок – ребенок, педагог – ребенок, педагог – педагог,

педагог – родитель и т.д.;

коллектив младших – коллектив старших,

группа - группа, детский коллектив – педагогический коллектив и т.д.).

2. По направленности взаимодействия: прямое и косвенное.

3. По содержанию деятельности: взаимодействие в образовательной, воспитательной,

трудовой, спортивной и другой деятельности.

4. По наличию или отсутствию цели: целенаправленное, стихийное.

5. По степени управляемости: управляемое, полууправляемое, неуправляемое.

По характеру взаимодействия:

сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление,

(безразличие, равнодушие, безучастность)

Также выделяют и такое взаимодействие, как

случайное или преднамеренное, частное или публичное, длительное или кратковременное,

или невербальное (язык жестов), продуктивное и непродуктивное.

Каждый из этих типов взаимодействия оказывает соответствующее влияние на

психологическое состояние взаимодействующих сторон.

Продуктивное взаимодействие -- приносит удовлетворенность, приводит к откровенности,

Непродуктивное – сопровождается отрицательными эмоциями: страха, тревожного ожидания,

паники, приводит к недоверию, скрытности, враждебности.

Все типы взаимодействия взаимосвязаны, они сопутствуют друг другу, при изменении

условий переходят друг в друга.

В конкретной педагогической ситуации задача педагога состоит в поиске ведущего,

оптимального типа взаимодействия. Быстрая сменяемость ситуаций обуславливает динамику

характера взаимодействия участников воспитательного процесса и требует принятия

В организации педагогического взаимодействия педагогу принадлежит руководящая роль (в

скрытой или открытой форме), но это не означает пассивности воспитанников, так как их

стремления, интересы, потребности зачастую определяют выбор содержания и форм работы

Эффективное взаимодействия

– это совместно построенные действия участников

образовательного процесса, обеспечивающие необходимые условия для личностного роста,

развития личностного потенциала, развития навыков рефлексивного поведения

обращение назад, процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и

преодоления стереотипизации восприятия, эмоционально-душевного комфорта,

развития навыков эффективного вербального и невербального общения, саморегуляции,

развитие потребности в самоактуализации.

Сотрудничество

как основа взаимодействия - это гуманистическая идея совместной

развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием,

проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой

В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом

познавательных интересов детей.

пространственным и временным соприсутствием,

организацией и управлением деятельностью,

разделением функций, действий, операций,

наличием позитивных межличностных отношений.

Приемы педагогического сотрудничества - одновременно регламентируют деятельность

участников. Наиболее распространенным способом педагогического сотрудничества при

решении различных задач является обсуждение, проблемный вопрос.

Взаимодействие участников воспитательного процесса — это не самоцель, а важнейшее

средство, необходимый способ успешного решения поставленных задач, и эффективность

определяется, прежде всего, развитием личности педагога и ребенка, степенью достижения

результатов в соответствии с теми задачами, которые ставились.

Взаимодействие участников воспитательного процесса — это не самоцель, а важнейшее

средство, необходимый способ успешного решения поставленных задач, и эффективность

определяется, прежде всего, развитием личности педагога и ребенка, степенью достижения

Психологическая служба сегодня стала одним из элементов системы образования, основной целью которой является изучение и создание условий, максимально содействующих развитию индивидуальности человека и субъективного начала в нём, наиболее полному раскрытию и развитию индивидуальности ребёнка. Школьный психолог может внести свой вклад в достижении этой цели, если в своей профессиональной деятельности выступает по отношению к образованию проектировщиком и организатором развивающих сфер. Решение этой задачи невозможно без взаимодействия психолога с педагогическим коллективом в целом и конкретными педагогами.

Кроме этого психические перегрузки, которые испытывает учитель ежедневно в своей работе, разрушают его личность, истощают психоэнергетику. От учителя требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями и т.д. Приходя в класс, переутомлённый учитель утрачивает состояние стабильности, необходимое для успешной педагогической деятельности. Он становится перевозбуждённым, раздражается, переходит к давлению на ученика, проявляет нетерпение и гнев. По причине хронического переутомления учитель становится не готовым к позитивному принятию нововведений в школе, повышению собственной профессиональной компетентности. Эффективную помощь школьному учителю может оказать психолог.

  1. Низкая мотивация педагогов.
  2. Низкий уровень доверия, настороженное отношение.
  3. Установка администрации на оценочную работу психолога.
  4. Неразработанность практического подхода в психологии к этой теме.
  5. Деликатность темы, связанная с тем, что она затрагивает личностные особенности педагогов.
  6. Опасения педагогов, что проводимая работа будет строиться по принципу “субъект – объектных отношений”.
  • Усиление мотивации педагогов на сотрудничество с психологом, повышение интереса к этой работе.
  • Формирование доверительного отношения со стороны педагогов к психологу.
  • Развитие представлений педагогов о том, что в работе с психологом они могут выступать как равноправные субъекты.
  • Создание предпосылок для развития способности педагогов к анализу и самоанализу педагогической деятельности в противовес оценочному подходу.
  • Разработка стратегии и тактики работы психолога по повышению психологической компетентности педагогов.
  • Разработка системы тренинговых занятий для педагогов.
  • принцип личностно-ориентированного стиля общения с педагогами;
  • принцип сотрудничества: формирование новых знаний, нового опыта в ходе совместной работы психолога педагога у каждого из участников взаимодействия;
  • принцип дифференцированного подхода: учёт индивидуальных особенностей педагогов;
  • принцип безопасности: создание атмосферы доброжелательности, гарантии конфиденциальности данных;
  • принцип эмоционального комфорта: создание при взаимодействии с педагогами атмосферы, помогающей им раскрывать свои ресурсы и возможности и адекватно воспринимать обратную связь;
  • принцип вариативности, гибкости: готовность психолога учитывать при взаимодействии с педагогами нестабильность их эмоционального состояния и непредсказуемость самой ситуации общения.

Залогом успешной работы психолога с педагогами также является многообразие применяемых форм и методов психологического сопровождения: консилиум, организационно- деловые и ролевые игры, тренинги, лекции, семинары, дискуссии, открытый психологический анализ урока.

  1. Анкетирование и тестирование педагогов.
  2. Проведение анкетирования учащихся с целью получения обратной связи об их взаимодействии с учителями. (Анкеты “Факторы, влияющие на развитие и саморазвитие педагогов”, “Оценка педагогической деятельности”, “Изучение удовлетворённостью школьной жизнью”).
  3. Индивидуальные и групповые консультации.
  4. Круглые столы, семинары (“Конфликты: причины и способы выхода из них”).
  5. Методические объединения кл.руководителей (“Понятие о девиантном поведении”, “Как быть здоровым”, “Психологические особенности подростков”, “Педагогический настрой”, “Имидж учителя”, “Качество вашей жизни”, “Стресс и пути борьбы с ним”).
  6. Психолого-медико-педагогические консилиумы.
  7. Педсоветы (“Социальная реабилитация детей и подростков”, “Залог успеха учителя – успех ученика”, “Экология воспитания: что можно и что нельзя, чтобы в школе было хорошо”, “Протокол согласованных действий – в действии”, “Психологическое сопровождение учащихся в связи с переходом к предпрофильному обучению”, “Педагогический конфликт: структура, сфера, динамика. Методы разрешения конфликта”, “Психологическое сопровождение выпускников старшей школы в связи с ЕГЭ”).
  8. Педагогические тренинги, которые включают в себя ситуации, с которыми учитель сталкивается в своей работе и семейной жизни – в общении с “трудными” учащимися, восстановление сил после напряжённого урока, разрешение педагогических и семейных конфликтов.

Я хотела бы сказать несколько слов о роли психологических тренингов, проводимых с педагогами.

Одной из важнейших целей психологического тренинга является развитие самосознания его участников.

Основной задачей тренинга является развитие всех подструктур профессионального самосознания – когнитивной (уточнение, конкретизация и расширение системы знаний о себе, своего Я-образа как личности и профессионала), аффективной (выработка позитивного самоотношения, адекватное оценивание своих возможностей и потенциалов) и поведенческой (закрепление собственной Я-концепции в конкретных ситуациях взаимодействия и общения, отработка навыков эффективной саморегуляции).

Каждое тренинговое занятие включает в себя упражнения трёх взаимосвязанных блоков.

Первый блок посвящен осознанию участниками некоторых своих личностных особенностей и оптимизации отношения к себе, к своей личности. Он содержит упражнения, ориентированные на то, чтобы сфокусировать внимание участников тренинга на собственной личности, на своих переживаниях, мыслях, привычных способах поведения, на своих представлениях о самом себе. Второй блок направлен на осознание участниками себя в системе профессионального и личностного общения и оптимизацию межличностных, отношений с коллегами, администрацией и членами семьи. Особое внимание уделяется развитию психологических возможностей личности, ее социально-перцептивных и коммуникативных способностей, осознанию привычных способов общения, анализу ошибок в межличностном взаимодействии.

Третий блок ориентирован на осознание участниками себя в системе профессиональной деятельности и оптимизацию отношений к этой системе. На этом этапе основной упор делается на отработку умений самоанализа профессиональной деятельности, а также способы высвобождения своего творческого потенциала. Во всех блоках участники тренинга знакомятся с короткими и эффективными способами снятия внутреннего напряжения, приемами саморегуляции (релаксационные и медитативные техники, аутотренинг и т.п.).

  1. Приветствие.
  2. Опрос самочувствия (участники сразу погружаются в атмосферу "здесь и теперь", рефлексируя свое эмоциональное и физическое состояние, сообщая о своих мыслях и ожиданиях по отношению к предстоящему занятию, иногда рассказывая о снах, увиденных накануне).
  3. Притча (она служит своеобразным эпиграфом к предстоящей работе и за счет своей метафоричности задает некоторую программу подсознанию участников).
  4. Разминочные упражнения.
  5. Основная часть (в ней упражнения пассивного характера перемежаются с подвижными играми – и те, и другие почти всегда заканчиваются обсуждением и рефлексией).
  6. Подведение итогов занятия (высказывания участников по кругу о своем актуальном состоянии, осмысление проделанной работы, пожелания и предложения ведущему).
  7. Прощание.

Таким образом, тренинговые занятия являются важным шагом в работе с педагогами по развитию адекватного представления о себе и по формированию адекватной профессиональной самооценки. Многообразие форм и методов служит предисловием к более глубокому контакту психолога с педагогами в индивидуальном взаимодействии и способствует появлению интереса у педагогов к получению профессиональной психологической помощи по поводу их сомнений, тревог, неуверенности, неудовлетворённостью, связанной с их педагогической деятельностью, а также создаёт возможность для активизации педагогов к поиску эффективных путей преодоления имеющихся затруднений и творческих находок.

Я хочу предложить сценарий одного из тренинговых занятий для педагогов.

Тренинг толерантности для педагогов

    создание комфортного психологического климата в группе;
  • способствовать педагогам в самопознании и приобретении опыта позитивного общения.

Оборудование: мяч, фломастеры, бумага, шкатулка, зеркало, визитные карточки, булавки

Никто не может любить другого,
если до этого не полюбил себя…
Эразм Роттердамский

1. Упражнение “Смысл имени”.

Всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ.

Одновременно с оформлением визиток участникам нужно подумать над заданием: назвать качество, характерное для вас, которое начинается с первой буквы вашего имени. (Например, Лариса – ласковая). Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя.

Главная идея этого упражнения — дать возможность при первом знакомстве подчеркнуть свою индивидуальность.

2. Упражнение “Аплодисменты”.

Предлагаю Вам принять участие в практическом занятии на тему: “Развитие толерантности педагогов”.

Знакомство с человеком начинается с приветствия, которое содержит в себе заряд положительной энергии, поэтому предлагаю начать занятие с упражнения “Аплодисменты”. Для этого необходимо поднять руки перед собой. Начинаем приветствие друг друга с тихих аплодисментов. Одним пальцем правой руки постучите по ладони левой руки. Прислушайтесь к этим тихим звукам. Теперь двумя пальцами, тремя – аплодисменты стали ярче, четырьмя, а теперь поприветствуйте друг друга целой ладонью. Спасибо за аплодисменты, я почувствовала вашу энергию, поддержку, а это порой так необходимо в нашей жизни.

3. “Мои положительные черты”.

- Напишите свои положительные черты.

- Трудно ли было написать эти черты? Почему?

- Теперь ещё раз прочтите то, что написано на вашем листке. Все ли эти положительные качества видят в вас другие? Главная задача каждого – подтверждать своим поведением и делами всё то положительное, что вы у себя отметили.

- Что вы чувствовали когда выполняли это упражнение?

4. “Отражение в воде”.

  • человек скорчил страшную рожицу;
  • человек замахнулся палкой;
  • человек приветливо улыбнулся тому, кто живёт в речке;
  • что вы чувствовали, когда ваш партнёр скорчил вам рожу (замахнулся на вас, улыбнулся вам);
  • что вам было приятнее делать: корчить рожу, замахиваться палкой, улыбаться;
  • как вы думаете, все ли из вас правильно выполняли мои задания, ведь в реке всё отражается так же, как в зеркале;
  • наша злая рожица может испугать не только другого человека, но и нас самих;
  • замахиваясь на другого палкой, мы замахиваемся на себя, улыбаясь другому, мы улыбаемся сами себе.

5. “Волшебное озеро”.

Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее кладётся небольшое зеркало. Все участники садятся в круг и закрывают глаза.

- Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в маленьком “волшебном” озере, вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.

- Как вы понимаете значение слова “уникальный”?

- Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?

- Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?

- Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?

6. Знакомство с понятием “толерантность”.

Мы выяснили, что каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в своём роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью. Сходным по значению со словом “терпимость” является слово “толерантность”.

А что, по-вашему, означает слово “толерантность”?

Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах: в английском языке толерантность – “готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь”, во французском – “уважение свободы другого”, в китайском – быть толерантным значит “позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других”, в арабском - “прощение, снисхождение”, в персидском – “терпение, выносливость, готовность к примирению”.

Толерантность к другим возможна только при наличии толерантного отношения к себе. Сейчас каждый из вас попробует признаться в любви… самому себе. Это нелёгкая задача.

Вы должны сказать “Я люблю тебя. ”, назвать своё имя и объяснить, почему вы себя любите.

(Например, Я люблю тебя, Лариса, за то, что ты много внимания уделяешь своим детям). Эти слова нужно произнести так, чтобы вашему признанию в любви к самому себе все поверили.

Помните, что задание это достаточно сложное и требует большого уважения к себе и другим.

- Легко ли вам было признаться в любви к самому себе?

Что вы при этом чувствовали?

8. “Похвали себя и других”.

Участники делятся на пары.

Если мы не научимся находить в себе положительные качества характера, говорить о них окружающим нас людям, мы ничего положительного не увидим и в другом человеке.

Поэтому сейчас каждый должен сказать своему партнёру, что вам в нём нравится. Партнёр, выслушав вас, должен сказать: “А кроме того, я…” - и продолжить говорить комплименты в свой адрес.

Например “Вера, ты очень добрый человек, мне нравится, что ты всегда помогаешь другим в беде”. Вера продолжает: “А кроме того, я настойчивая”. Затем Вера должна похвалить меня.

- Что вы чувствовали, когда говорили комплименты другим участникам?

Легко ли было хвалить себя?

Завершая наши занятия, я хочу предложить вам последнее упражнение, вернее, игру – “Я заслуживаю. ”.

- Счастье редко дается человеку “большим куском”. В течение дня бывают такие кусочки, но мы их не замечаем. Учиться замечать их просто необходимо. Это помогает видеть хорошее не только в себе, но и в окружающих, в том числе и в учениках, которые вас часто огорчают. Сейчас подумайте и продолжите фразу “Я заслуживаю. ”, вспомните все то хорошее, что у вас произошло сегодня, и проговорите это про себя. Например: “Я заслуживаю вовремя пришедшего автобуса”, “Я заслуживаю того, что Алексей выполнил домашнее задание”, и т.п.

Дома каждый вечер перед сном вспоминайте не менее двадцати хороших событий дня, начиная фразой: “Я заслуживаю. ” Поверьте – это изменит ваше отношение к себе и окружающим.

10. “Я желаю себе и другим…”.

Мяч передаётся по кругу. Участник, который держит в руке мяч, говорит добрые пожелания себе и другим, затем передаёт мяч соседу.

Читайте также: