Сообщение на тему метафора царица тропов

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Метафора как средство создания художественного образа

К основным средствам создания художественного образа относят, прежде всего, тропы (метафору, метонимию, эпитет, образное сравнение, олицетворение и др.), а также синтаксико-поэтические фигуры (анафору, эпифору и др.).

При создании метафоры используется такое свойство человеческой психики, как нахождение сходства. Сопоставление человека и природы порождает в устном народном творчестве параллелизм, который дает начало метафоре и олицетворению. Сама метафора образуется по принципу олицетворения (солнце встает, ветер шумит), овеществления (железные нервы, золотые руки,), отвлечения (сфера влияния, поле деятельности). Метафорой слово или выражение становится тогда, когда употребляется не в прямом, а в переносном значении. В основе этого тропа лежит ненавязчивое сравнение двух предметов на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов. В нашей речи мы используем много метафор: идет дождь, потерял голову, кружится голова, голова идет кругом, солнце встает или садится, горящие глаза, ручка двери, ножка стула, душа горит, и так далее. Метафорические состояния или действия выражаются разными частями речи: именем существительным, именем прилагательным, глаголом.

Метафора в широком и узком смысле

Классификация метафор

В лингвистике до сих пор нет единой точки зрения на классификацию метафор, что объясняется существованием большого количества различных подходов к изучаемому явлению. И все же большинство ученых признают существование метафоры языковой и художественной. Языковые и художественные метафоры сходны тем, что создаются на основе сопоставления, уподобления предметов или явлений. И тем, и другим метафорам в разной степени присуща образность. Однако они различны по своей стилистической, семантической и коммуникативной сущности. Языковые метафоры воспроизводимы. Они выражает очевидный признак: ручка двери, ножка стола, журавль – колодец, кисель – липкая грязь. Метафоры языка используются в качестве средств общения в разговорном, научном и публицистическом стилях. Эти метафоры анонимны.

Художественные метафоры, или авторские, могут существовать только в контексте. Эти метафоры служат для создания художественного образа, отражают внутренний мир автора, его взгляд на объективную и созданную им художественную реальность. Н.А. Туранина отмечает, что «индивидуально-авторские метафоры формируются в сознании поэта с целью разрушить автоматизм восприятия и уловить тонкие ассоциативно-образные подобия объектов в определенный миг бытия [Туранина 2001: 5]. Такие метафоры обладает особой силой воздействия на читателя или слушателя. Они отличаются новизной и оригинальностью. Художественные метафоры используются преимущественно в художественном и публицистическом стилях. В отечественной лингвистике к художественной метафоре применяются термины: метафора художественная, индивидуальная, поэтическая, творческая, индивидуально-авторская, тропеическая, окказиональная, речевая.

По способу реализации сравнения Ю.И.Левин выделяет три типа метафоры:

метафоры-сравнения (колоннада рощи), 2) метафоры-загадки (били копыта по клавишам мерзлым (по камням)), 3) метафоры, приписывающие одному предмету свойства другого предмета (ядовитый взгляд, горит костер рябины) [Левин 1998: 459].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ

Ефремова, Т.Ф Современный толковый словарь русского языка : в 3 т. : ок.160 000 слов / Т.Ф.Ефремова. – М. : АСТ :Астрель, 2006. – Т. 1 : А – Л. – 1165 с.

МАС – Словарь русского языка 6 в 4-х т. [Текст] / АН СССР Ин-т рус.яз.; под ред. А.П. Евгеньевой. – М. : Гос. изд. Иностранных и национальных словарей, 1957-1961. – Т. 2.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Аристотель Об искусстве поэзии // Античные теории языка и стиля / Под ред. О. М. Фрейденберг. М.; Л., 1936. С 217.

Левин, Ю.И. Структура русской метафоры. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М.: Языки русской культуры, 1998. 824 с.

Москвин, В.П. Русская метафора: Очерк семиотической теории. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 184 с.

Потебня, А.А. Эстетика и поэтика [Текст] / А.А. Потебня. – М. : Искусство, 1976. – 616 с.

Туранина, Н.А. Именная метафора в русской поэзии начала века: автореф. дис. … докт. филол. наук : 10.02.01; Орловский гос. ун-т. Орёл, 2000. 37 с.

Мы с вами уже изучили такие художественные элементы как гипербола, аллегория, олицетворение, антитеза. Благодаря им текст становится экспрессивным, выразительным и ярким. И поняли, что знание основных правил в русском языке — это хороший жест владения как языком, так и культурой России.

В сегодняшнем уроке я вас ознакомлю с метафорой. Разберёмся с терминологией, ролью в литературе, рекламе и в речи. Проведем параллели между другими художественными тропами. И рассмотрим много интересных примеров с пояснениями.

Определение термина

Метафора — это литературный приём, который переносит свойства с одного предмета на другой. Что такое метафора простыми словами? Это всегда переносный смысл, скрытое сравнение.

Первое схожее понятие датировано примерно 2,5 тысячами лет назад, со времен Аристотеля. С древнегреческого оно означает “переносное значение” . Основные функции тро́па:

  • Оценочная функция : при сопоставлении предметов или явлений метафора как бы даёт некую оценку, в основном мы наблюдаем эту функцию при ассоциациях. Например: “для одних урок математики - это вечность, а для других - возможность, стать как Пифагор” .
  • Эмоционально-оценочная функция : благодаря этой функции собеседник способен выразить эмоцию, тем самым, создав новый образ. Например: Отелившееся небо лижет красного телёнка (происходит сравнение месяца и телёнка, вызываются новые чувства).
  • Назывательная функция : возьмем обычное действие, которое называется одним словом, но именуется несколькими. Например: дурачиться – валять дурака, валять Ваньку и т.д.
  • Информативная функция : с помощью этой функции, мы можем открыть главный посыл, который скрыт или не замечен. Например: “Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?”

Разница между метафорой, эпитетом и олицетворением

Вспомним основные понятия и разберемся с главными отличительными чертами.

Олицетворение — это литературный жест, который основан на том, что неодушевленному предмету присваиваются человеческие качества, особенности поведения и прочие черты.

В основном, олицетворение применяется для изображения природы, которая обладает человеческими чертами. Например: ”Весна - прекрасное дитя поры” . Метафора и олицетворение относятся к художественным тропам языка. Но как же из различать? Разбираемся.

  1. Мы с вами уже выяснили, что метафора возникает на основе переноса качества с одного объекта на другой. А вот олицетворение, напротив, возникает путем наделения неживого качествами живого предмета

Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно-красен,
И реки блестят извивы.

  1. Метафора, в отличие от олицетворения, является неназванным сравнением, то есть отсутствуют союзы между словами. Такие, как “точно”, “как бы” и т. д.

каменное лицо => лицо, как камень;
золотые руки => руки, как золото;

  1. Олицетворение всегда указывает на предмет с точностью и конкретикой.

смеется небо => ребенок смеется;
непогода злится => человек злится;

  1. По сравнению с олицетворением, метафора многозначна и сложна.

Эпитет — это образное определение, отличающееся художественной выразительностью, которое характеризует предмет, красочно указывая на какую-то его существенную черту. Наша русская литература полна эпитетов, с помощью которых создается “портретность”, например: “Повеселись, мой верный меч!”

Пчела из кельи восковой
Летит за данью полевой!

  1. Эпитет обладает конкретикой в предмете. А метафора создается в ходе ассоциативной связи, между двумя незнакомыми предметами. На фоне этого возникает поэтический стиль.

Грустно-сиротеющая земля (Ф. И. Тютчев),
Седой туман, лимонный свет, немой покой (И. А. Бунин).

Как найти метафору в тексте

Найти её можно несколькими способами. Рассмотрим подробнее на примере следующего алгоритма:

  1. Для начала, нужно внимательно прочесть предоставленный текст. Не всегда метафору видно издалека, чтобы с точностью сказать: “Да, это она!”. Поэтому, нужно усердно знакомиться с каждым словом в тексте.
  2. Найти те слова, которые автор приводит в переносном смысле. Чтобы понять, в каком значении употреблены слова, задавайте наводящие вопросы и создавайте в голове образ. На крайний случай, есть толковые словари, которые помогут вам.
  3. Определить скрываемый посыл в этих словах.

Например: Пригоршнями водяных горошин плещет черноморская Волна

Мы видим, “пригоршнями водяных горошин” — это метафора, и в тексте она приводится для сравнения с брызгами, которые не упоминаются.

Разновидности метафор на примерах

В русском языке следует выделять подобные разновидности:

  • Резкая: этот вид наиболее встречающийся и выразительный. В большинстве случаев это лишь два слова, которые в корне отличные друг от друга. К примеру: “крылья неба” , “цветок планеты” .
  • Стертая: метафора этого вида постоянно встречается в нашей повседневной речи. Мы даже не заметили, как она прижилась к нам. Например: “лес рук”, “золотые руки” .
  • Метафора — формула: самый простой вид, причем он вытекает из варианта стёртой метафоры. Это уже готовая структура, которую нельзя видоизменить. Например: “чаша бытия” , “ножка стула” .
  • Преувеличение: посредством этого вида мы масштабируем происходящее. Вот смотрите: “я тебе уже сто раз сказал” , или “миллиарды человек не могут вот так ошибаться” .

Мы с вами перечислили самые простые метафоры, но есть еще одна — развернутая метафора. Это когда несколько раз, упоминается один образ. Зачастую, она применяется в поэзии, для более глубокого смысла и выразительности, например:

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Примеры литературных метафор

Как мы уже выяснили, в основном метафора встречается в поэзии и в художественных произведениях. Зачем? Чтобы скрасить и сделать живым текст, передать важные ноты смысла, дать вам взгляд на обратные вещи в произведениях. Чтобы понять, где и как она выглядит, давайте ознакомимся с некоторыми примерами метафор в литературе.

“Черемуха душистая, развесившись, стоит,
А зелень золотистая на солнышке горит”. ( С. Есенин)

“Скрипи, мое перо, мой коготок, мой посох”. (И. Бродский)

“Луна будет улыбаться весь вечер”. (А. Чехов)

“И женский смех вокруг, веселый и игристый”. ( Щеглов)

Метафоры в киноиндустрии

Каждый, кто занимается громкими профессиями, любит о себе заявлять красиво. С помощью чего? Да всё теми же художественными тропами. А так как мы сегодня говорим о метафоре, то и разберемся, как она выглядит в этой сфере.

Как правило, она используется в заголовках, или в коронных фразах героев и персонажей фильма.

Метафоры в рекламной индустрии

Чтобы у нас сложился первый и запоминающийся образ, с положительными отзывами, рекламодатели используют художественные элементы. Краткие, но яркие слоганы — залог качественной рекламы.

Вот некоторые примеры метафоры в рекламе:

“Революция цвета для губ” (компания Ревлон)

Окунись в прохладу” (Lipton Tea)

При подготовке к ЕГЭ по русскому языку (В8) десятиклассникам было дано задание создать свою презентацию по средствам художественной выразительности.

Темы презентаций
1. Метафора - царица тропов.
2. Огромная гипербола и малюсенькая литота.
3. Эпитет великолепный.
4. Тонкости метонимии.
5. Всё риторическое: обращение, восклицание, вопрос.
6. Спуски и подъемы градации.
7. Анафора и эпифора – стилистические антонимы.
8. Возможности сравнения.

Примерный план


В качестве примера я сама сделала презентацию по теме "Оксюморон".

Представляю лучшие работы учеников.

Кочурова Анастасия, Шитова Ирина, Карелин Григорий "Метафора"

Максимова Дарья, Аношина Виктория, Вершкова Анастасия "Метонимия"

В русском языке применяются языковые средства речи, например:

Основные виды тропов в русском языке

Троп (греч. tropos — поворот, оборот речи) — это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности.

Таблица тропов с примерами

  • Фарфоровый кувшин — разолью кувшин;
  • Я съел уже три тарелки;
  • Его перо любовью дышит (А.С. Пушкин)

это художественный троп, один из видов метонимии, который создается переносом наименования предмета с его части на целое и наоборот по признаку количественного между ними соотношения

  • Все флаги в гости будут к нам. (А.С. Пушкин)
  • Швед, русский колет, рубит, режет. (А.С. Пушкин)
  • И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов)
  • Я уже три часа тебя жду!
  • Сто лет не виделись;
  • Реки крови;
  • Море пшеницы.
  • Красное солнышко садится за линию горизонта;
  • Горькая доля;
  • Красна девица;
  • Царя зверей (о льве);
  • Голубая планета (Земля);
  • Стальное полотно (железная дорога).
  • Ты настоящий осел (о глупости);
  • Весы – правосудие;
  • Сердце – любовь.
  • Мальчик с пальчик;
  • Силы как у комара;
  • Мужичок с ноготок.
  • Всю жизнь об этом мечтал!
  • Люблю как собака палку;
  • Откуда, умная, бредешь ты, голова?

Стилистические фигуры

Стилистические фигуры (фигура речи) - особые зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания. Например к стилистическим фигурам относятся:

Читайте также: