Сообщение на тему семейные заботы

Обновлено: 25.06.2024

Забота (в широком смысле) — осознанная и целенаправленная деятельность, направленная на оказание содействия другому. Результат такой деятельности — благо, как удовлетворенность чем-либо. Субъект — человек или иное живое существо.

В более узком смысле под заботой можно понимать обеспокоенность состоянием кого-либо, хлопоты, опеку, попечительство, финансовое вложение — совокупность мыслей и действий о субъекте заботы.

На деле это определение еще шире. Проявлять заботу — уделять внимание, интересоваться, оказывать поддержку, то есть любым способом благоденствовать.

  • доброта;
  • милосердие;
  • сострадание;
  • тревожность;
  • уважение;
  • ответственность.

Следует иметь ввиду, что забота может быть искренней, а может быть элементом манипулятивного поведения и даже решением личных проблем: важно различать мотивы.

Подробно тема изучается в курсе обществознания.

Положительные стороны заботы

  1. Ухаживая за кем-то, оказывая внимание, человек демонстрирует свою любовь/уважение к тому, о ком проявляет заботу.
  2. В отношении субъекта заботы производятся реальные позитивные действия.
  3. Развитие в себе заботливости, как качества, способствует росту уровня развития собственной личности, это показатель своей зрелости и успешности.

Проявление заботы в семье

Главное в семье — добрые и доверительные отношения между всеми ее членами. Это взаимопонимание, теплота, нежность, терпимость, любовь. Где все заботятся о всех. На взрослых лежит обязанности создать такую атмосферу и поддерживать ее, несмотря на любые внешние обстоятельства.

Родительская забота — основная форма воспитания, поскольку через действия, направленные на удовлетворение различных потребностей ребенка, формируется его личность. Проявление заботы — неотъемлемая часть семейных взаимоотношений.

С момента рождения до достижения ребенком осмысленного возраста (примерно с 7 лет) все действия мамы и папы направлены на то, чтобы ему было максимально комфортно: сытно, тепло, спокойно, весело. Все ради его комфорта. Их задача — сформировать цельную, здоровую личность с набором базовых навыков поведения в обществе.

Ребенок растет. Родители все также заботятся о нем. Однако со временем забота принимает несколько иные формы: родители обеспечивают, поддерживают, помогают, но начинают предоставлять больше свободы. Главное правило здесь: не навреди. Проявление излишней, навязчивой заботы — это уже отклонение. Оно может пагубно сказаться на личности ребенка и дальнейших внутрисемейных отношениях.

Со своей стороны ребенок тоже начинает понимать, что и он в какой-то степени ответственен за климат в семье. Там, где родителям удалось привить элементарные ценности, дети стремятся проявлять заботу о других членах семьи. Конечно, характер тоже влияет и в немалой степени, но воспитание очень важно. Взрослый ребенок ценит своих родителей, бабушек, дедушек и других родственников, помогает им и с благодарностью принимает помощь.

Границы заботы

В некоторых случаях забота может приобретать гипертрофированные формы и превращаться в гиперопеку, которая, возможно, и приносит реальную пользу, но негативно влияет на психологическое здоровье того, о ком заботятся, если он:

  • не хочет этой заботы в принципе;
  • ему нужно нечто другое, а не то, что ему навязано с самыми благими побуждениями.

Больше всего это характерно в отношениях между родителями и детьми. Родители делают воспитание ребенка смыслом своей жизни и окружают его повышенным вниманием, зачастую ненужной заботой, не дают ему проявлять свою волю и совершать самостоятельные действия. Чаще всего, они искренне считают, что так лучше. Но забывают, что ребенок — не продолжение их личности, но личность самостоятельная, и их взгляды могут не совпадать.

Поэтому важно понимать, что у любой заботы есть границы.

Примеры заботы в семье

Иногда реальная помощь нужна и взрослым детям. Пожалуй, самая распространенная ситуация: когда в семье взрослых детей появляется малыш, а родители приобретают новый статус — бабушки и дедушки. Их забота может быть моральной (позвонить и поинтересоваться, как дела, не нужно ли чего-то, похвалить — порой, даже такого внимания достаточно, чтобы юные родители почувствовали уверенность и любовь); финансовой; помощь делами (приехать и сделать дома уборку, приготовить обед, понянчиться с новорожденным и дать чуточку свободного времени). Особенно это важно для молодой матери, переживающей серьезные физические и психологические перемены.

Надо помнить, что во всяком случае нужна умеренность. Не стоит обрушивать на другого человека заботу. Внимание должно быть легким и ненавязчивым, иначе оно рискует перейти в контроль. Прежде, чем проявить кажущуюся необходимой заботу, надо ответить на вопрос: кому это более нужно, не мне ли?


Урок посвящён широкому кругу семейных обязанностей, которые возложены на всех членов семьи. Ведётся речь о их важности и обязательности исполнения.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Семейные заботы"

Какое красивое и величественное здание, не правда ли? Это Шартрский собор, который находится в девяноста километрах к юго-западу от Парижа и является одним из шедевров готической архитектуры тринадцатого века.


– Я таскаю тяжёлые камни, – ответил первый.

– А я строю храм, – был ответ третьего.

Как мы видим, рабочих, занятых общим делом, заботят совершенно разные вещи. Так и в семье. Для одних семья – это смысл всей жизни. Из такой семьи выходят высокодуховные, всесторонне развитые люди, получившие все необходимые для жизни навыки. Для других главное, чтобы члены семьи были здоровы, сыты, обуты и одеты. Ну а для третьих семья со временем становится непосильной ношей.

Но как бы человек не относился к своей семье, помимо любви и взаимопонимания, важнейшим принципом семейного существования является совместный труд членов семьи и ведение общего хозяйства. От труда всех членов семьи зависит её благополучие. Совместный труд может удовлетворить потребности членов семьи в пище, одежде, жилище, отдыхе, творчестве и общении.


Однако единого рецепта семейного благополучия, а тем более распределения между членами семьи обязанностей, конечно же, не существует. В нашей стране ежегодно распадается множество семей, в том числе и из-за того, что они не смогли поделить между собой домашние заботы.

Как правило, к семейным заботам принято относить уборку дома, стирку белья, поход в магазин, вынос мусора, приготовление пищи, мытьё посуды и так далее.


Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, семейные обязанности в среднестатистической российской семье распределены следующим образом.


Как мы с вами видим, большинство семейных забот ложится на женские плечи: оплата счетов, глажка вещей, стирка белья, приготовления еды и мытьё посуды. Также женщины активно участвуют в занятиях с детьми, прогулках и выполнении домашней работы, организации семейного досуга. Покупка друзьям, коллегам и родственникам подарков на праздники, беготня по магазинам в поисках продуктов питания, несложная работа в процессе ремонта в квартире – всем этим также занимается женщина. Не говоря уже о том, что женщины выполняют множество семейных обязанностей.

Участие мужчин в выполнении семейных обязанностей незначительно, не считая проведения мелкого ремонта по дому. Но если учесть то, что ремонтировать что-то нужно не слишком часто, а целый ряд семейных обязанностей сильный пол делит с другими членами семьи, то получается, что в действительности большую часть своего времени мужчины делают что угодно, но только не домашние дела.

– Мой муж такой занятой и такой умный… – рассказывает одна подруга другой. – Он решает очень важные проблемы: почему так устроен мир, что сделать, чтобы все люди были счастливы, как помочь голодающим в Эфиопии…

– А ты чем занимаешься?

– Да пустяками – зарабатываю на жизнь, веду хозяйство, ращу детей, забочусь о муже.


И действительно, по подсчётам социологов, на домашнюю работу женщина тратит около сорока часов в неделю, то есть столько же, сколько и на профессиональную трудовую деятельность. Затраты по времени у мужчин на домашний труд в два-три раза меньше, в среднем пятнадцать-двадцать часов.

Поэтому очень важно правильно распределить семейные обязанности между всеми членами семьи поровну. От правильности распределения обязанностей в семье зависит многое, в том числе и прочность отношений в ней, ведь они не так легки, как многим может показаться на первый взгляд.

По утверждению специалистов, за тот промежуток времени, пока хозяйка развешивает белье, она теряет энергии больше, чем тракторист, работающий такое же время в поле, а час глажки белья равняется часу активной работы каменщика. Более того, потребности в калориях при выполнении домашних работ равны потребностям в калориях работающего металлурга.

Проще всего проблема распределения семейных обязанностей решается в африканском племени Малайя. Здесь женщины сами выбирают себе мужей, а тех, кто плохо трудится на сборе каучука и не умеет готовить обед, отсылают обратно к матери – если плохо воспитала сына, пусть сама с ним и мучается.


Ну а в среднестатистической российской семье, на вас, как на самых маленьких членов семьи могут быть возложены следующие обязанности: ухаживать за домашними животными, поливать комнатные растения, убирать свою комнату, присматривать за младшим братом или сестрой, выносить мусор и ходить в магазин за мелкими покупками, например, за хлебом.

Ваша мама отвечает за приготовление пищи, уборку по дому, стирку и глажку белья. Она заботится о вас, когда вы болеете, и помогает готовить домашнее задание. Ну а папа, например, берёт на себя ответственность за разнообразный ремонт по дому, работу на приусадебном участке, покупку продуктов магазине, мытьё посуды и оплату счетов.

Ну что, теперь у всех есть обязанности?

Одним словом, чтобы ваша семья жила счастливо, выполнением домашних обязанностей нужно заниматься вместе. А уж тем более, никому из членов семьи нельзя сидеть сложа руки, как это получилось у героини стихотворения Агнии Барто.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Семейные заботы и традиции

Основные задачи урока: формирование представления о семейных

отношениях, о семейных обязанностях, о традициях и реликвиях семьи; воспитывать понимание необходимости заботиться о слабых, больных, старых членах семьи, желание поддерживать традиции своей семьи, хранить семейные реликвии; продолжить развивать умение выполнять проектную работу и презентовать её; формирование убеждения о важности семьи в жизни человека;

Тип урока : Комбинированный

Методы обучения : практические, проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы, словесные, наглядные

1.Организационный этап. (Приветствие, психологический настрой на работу)

Встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнём

Урок окружающего мира начнём!

- Давайте, ребята, улыбнемся друг другу и с приподнятым настроением начнем наш урок.

2.Актуализация знаний

А) - Сегодня он необычен. Во – первых- на нашем уроке присутствуют гости, а во- вторых- тему, над которой мы будем сегодня работать, вы определите сами, в–третьих в результате совместного поиска найдем ответы на сложные, волнующие многих людей вопросы.

- Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? (о семье)

- Вспомним, что такое семья? (это группа близких родственников, живущих вместе).

Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает.

- Какие ассоциации возникают, когда вы слышите это слово? (ответы детей)

- Семья – это маленькое солнце, которое согревает нас своим теплом.

Продолжите предложение: Семья - …….(Дом, родители, крепость…)

СЕМЬЯ – сколько загадок в этом слове! Существует несколько версий его происхождения.

Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии, заботиться друг о друге. Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нём зацветают и первые цветочки - сынки и дочки.

-Давным-давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Никто его не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами. Но было этому мальчику очень грустно.

Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.

-Куда ты идешь? - спросил старик

иду искать место, где мне не будет так одиноко.

-Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик.

Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.

-Послушай! - сказал старик.

- Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу.

-Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.

Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась семья.

Когда-то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

— Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила:

— Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила:

— Кто пищу сготовит, о, радость моя?

И Ева все так же ответила:

— Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!

— Я. Я. — тихо молвила Ева,

Сказала она знаменитых семь Я.

Вот так на земле появилась семья.

- А кого мы называем близкими родственниками? (людей, у которых общие родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки)

- Семья бывает маленькой и большой. В семье могут жить несколько поколений. Как вы это понимаете?

(Поколение - это родственники близкого возраста, например, старшее поколение - бабушки и дедушки, среднее поколение - родители, младшее поколение - дети, внуки бабушек и дедушек).

- Какие бывают семьи?

- Какая семья называется многодетной? (в которой 3 и больше детей).

- Почти у каждого человека есть и другие родственники. Кто это? (это родные дяди и тёти, двоюродные братья и сёстры).

- У каждого человека есть имя, отчество, фамилия.

Имена детям выбирают родители.

- А отчество присваивается человеку по имени кого? (отца)

Г) Решение задач.

У Саши есть двоюродная сестра, Дарья Петровна. Как зовут брата Сашиной мамы? (Пётр.)

Две матери, две дочери да бабушка с внучкой, а всего их трое. Кто это? (внучка, дочь, бабушка.)

2. Назовите пропущенные слова.

* сын, отец, … (дед), прадед. (Это мужская линия.)

* прабабушка, бабушка, … (мама), дочь. (Это женская линия.)

Назовите имя Колиного дяди, если двоюродного брата Коли зовут Андрей Ильич. (Илья.)

- О семье сложено много пословиц и поговорок. Какие пословицы о семье вы принесли.

– Объясните, их значение.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

В семье любовь да совет, так и нужды нет.

Зачем и клад, коли в семье лад

Вся семья вместе, так и душа на месте

В родной семье и каша гуще .

Один за всех и все за одного.

Семья – убежище души.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время разминочки. Слушайте задание и выполняйте.

- Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши

- У кого есть сестра или сестренка помашите над головой рукой

- Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши

- У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх

- Хлопните те, кто очень любит свою семью

4.Постановка целей и задач урока

-У каждого из вас есть люди самые близкие и родные, кого вы любите.

( Мама, папа, бабушка, дедушка)

-Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать?,

О чём мы ещё будем говорить на уроке, определим тему нашего урока.

Работа с учебником на стр.80

-Рассмотрите рисунок. Чем заняты члены семьи?

5. Первичное усвоение новых знаний

Жизнь каждой семьи наполнена разными заботами.

- Какую семью можно назвать дружной?

- Как распределяются обязанности, дела между членами семьи?

- Какие обязанности есть у вас по дому?

- Какие заботы есть в каждой семье? ( о младших, о растениях, животных, пожилых людях)

- Послушайте рассказ Л. Н. Толстого:

. Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони?

– Какие дела можно назвать личными, какие – семейными?

– Какую семью можно назвать дружной?

– В какой семье царит лад?

– Всегда ли вы следуете советам, которые даны в рамке? (с. 81)

– Есть ли в семье мужские и женские дела?

– Все ли семейные обязанности надо делить на мужские и женские? ( Конечно, более тяжёлые работы берут на себя в семье мужчины, некоторые дела могут хорошо

исполнить женщины, но есть такие дела, которые в дружной семье делают сообща. В такой семье не бывает так, чтобы кто-то работал,а кто-то в это время занимался игрой или смотрел телевизор)

6. Первичная проверка пониманий

- Разберите смысл пословиц, которые

даны в рабочей тетради (задание 20, с. 27).

- Семья в жизни наших предков имела большое значение. Семьёй обсуждали и решали важные проблемы быта, работы (т к работали всей семьей на поле, в мастерской и т.д.). В семье обязательно был старший, которого все были обязаны слушаться. Он поддерживал порядок. Главу семейства называлидомостроителем. Младшие в семье поступали под опёку либо отца (мальчики), либо матери (девочки) и учились их ремеслу и хозяйствованию. Старики были окружены почётом и заботой. Особым уважением пользовалась мать-родоначальница.

Семья является для человека самым важным в жизни. Какое счастье, что у вас у всех есть семья, есть родительский дом - нача ло всех начал.

Послушайте отрывок из сочинения

Самой важной традицией в нашей семье считается забота друг о друге и помощь тому, кто в ней нуждается. Недаром говорят, что друг познается в беде. И это так прекрасно, когда рядом есть родные люди и друзья, способные помочь и выручить, оказать поддержку в любой ситуации. Совсем недавно моей бабушке нужно было сделать сложную операцию. И буквально за несколько дней родственники собрали нужную сумму денег и без колебаний отдали её нам. Бабушка уже поправилась, и я очень благодарен своей большой семье за помощь, поддержку и заботу друг о друге.

- Что такое традиции? Работа по учебнику стр.111

Традиция - обычаи, перешедшие от старших родственников к младшим.

Инсценирование стихотворения

Автор: Танюша под вечер с прогулки пришла

И дочку спросила:

Дочка: - Как, дочка, дела?

Опять ты залезла под стол, непоседа?

Опять просидела весь день без обеда?

С этими дочками прямо беда!

Скоро ты будешь, как спичка худа.

Иди-ка обедать, вертушка!

Автор: Танюшина мама с работы пришла

И дочку спросила:

Мама: -Как, дочка, дела?

Опять заигралась, наверно, в саду?

Опять ухитрилась забыть про еду?

С этими дочками прямо беда,

Скоро ты будешь, как спичка, худа,

Иди-ка обедать, вертушка!

Автор: Тут бабушка, мамина мама пришла

И маму спросила:

Бабушка :- Как, дочка, дела?

Наверно, в больнице за целые сутки

Опять для еды не нашлось ни минутки,

А вечером съела сухой бутерброд?

Нельзя же сидеть целый день без обеда!

Уж доктором стала, а все – непоседа.

С этими дочками просто беда!

Скоро ты будешь, как спичка, худа,

Иди-ка обедать, вертушка!

Автор: 3 мамы в столовой сидят

3 мамы на дочек глядят

Что делать с дочками упрямыми?

Все: Ох, и не просто быть мамами!

- Какую семейную традицию показали нам девочки?

- А какие традиции есть в ваших семьях? (рассказы детей).

В каждой семье существуют разные традиции. Давайте поразмышляем о них.

Текст для чтения

Приехал долгожданный гость,

Давно он не был в нашем доме.

Его встречать нам довелось

С радушьем, в вежливом поклоне.

- К семейным традициям можно отнести и любимую семейную игру, и традиционное любимое блюдо семьи, и чтение сказок на ночь.

Значит, это можно назвать и семейной традицией?

На Руси с древних времён празднуют Масленицу

-У кого из вас дома на Масленицу бабушки или мамы пекут блины? Значит, это тоже народная традиция.

Общая народная традиция - встреча Нового года

- Ребята, а хранятся ли в вашем доме старинные фотографии, вещи?

Любите ли вы их рассматривать?

Кроме семейных традиций существуют ещё и семейные реликвии.

Реликвия - вещь, свято хранимая как память о прошлом

- Захотелось ли вам узнать как можно больше о своих семейных традициях и реликвиях?

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8. Итог урока. Рефлексия.

- Итак, о чём мы продолжили разговор?

- Что вы сегодня узнали такого, чего не знали раньше?

- Что было для вас интересно на уроке?

- Захотелось ли вам узнать как можно больше о своих семейных традициях и реликвиях?

Да, ребята. Каждому человеку очень дороги своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нём, он притягивает нас своим теплом. Дом - это не только крыша над головой: это самые близкие тебе люди.

Я хочу подарить вам памятки.

Все это необходимо для того, чтобы семья была дружной и крепкой. Хотелось бы мне в конце нашего урока напомнить мудрую заповедь "Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить".

Памятка для детей .

1. Любите, цените и берегите своих родителей, - их вам никто не заменит.

2. Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесёт им радость.

3. Вам нравиться улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме каждый день. Это зависит только от вас самих.

4. Говорите приятные , ласковые слова своим близким, не отказывайте никогда в помощи, предлагайте ее сами.

5. А если взялись за дело- сделайте его хорошо, с душой.

И помните слова Марины Цветаевой: «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими.

Семья – это институт общества, который основывается на кровном родстве или браке, члены которого связаны общим бытом, взаимопомощью и совместной моральной ответственностью.

Понятие семьи и семейного долга

Благодаря семье сменяются поколение, продолжается человеческий род на планете. Именно в семье происходит воспитание детей, их подготовка в взрослой и самостоятельной жизни.

Основа семьи – брачный союз между женщиной и мужчиной. Возникновение института семьи произошло в результате желания человека удовлетворить свои потребности – это в первую очередь продолжение рода и забота о своих детях.

Браки по материальному расчету утратили свою популярность в начале 20 века, после начала трансформации буржуазного мира. В наше время абсолютное большинство браков заключается по любви. А что подразумевает собой любовь? Это в первую очередь чувство естественно возникающего долга перед своим партнером и перед вашими общими детьми.

Семейный долг – понятие весьма широкое, оно не предусматривает субъективное выполнение долга. Так в каждой семье понятие долга распространяется для всех ее членов - это необходимость заботы о детях, супруге, старших пожилых людей. Многие люди руководствуются одной и той же ошибкой, отождествляя семейный долг исключительно с воспитанием и заботой о ребенке. Это совсем не так: каждый член семьи нуждается в заботе.

Семейная забота

Если отдельно рассматривать родительский долг – то он заключается в подготовке ребенка к взрослой жизни, и формирование его как полноценного субъекта общественных отношений. Некоторые источники опровергают само существование долга ребенка перед родителями, считается, что заботясь о своих детях, взрослый человек, таким образом, косвенно исполняет свой долг перед родителями, путем продолжения их рода.

Однако забота о своих родителях, бабушках и дедушках – это признак нравственности и духовного развития любого индивидуума. В этом и заключается основная функция института семьи – именно в этой малой социальной группе люди проходят психологическую реабилитацию, здесь они черпают силы и энергию. Каждый человек должен быть уверенным в том, что любой член его семьи всегда готов оказать ему необходимую помощь и заботу.

Семья – источник счастья

Среди множеств функций, которые исполняет семья, самая важная - эмоциональная. Отношения между домочадцами основаны на стабильных эмоционально – позитивных контактах. Члены семьи реализуют в своей группе свои потребности в уважении, любви, симпатии, заботе, что ведет к непрекращающемуся эмоциональному обмену.

Читайте также: