Сообщение на тему менялись эпохи менялась мода история 7 класс

Обновлено: 30.06.2024

Презентаци может быть использована при изучении культуры раннего Нового времени в 7 классе.

ВложениеРазмер
moda_rannego_novogo_vremeni.ppt 634 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

16 век В 16 веке, каждый светский человек должен был иметь не менее тридцати костюмов, на каждый день месяца, и ежедневно менять их. Все это разнообразие шилось для состоятельных французов из дорогих тканей - бархата, парчи, шелка, сукна - и украшались жемчугом, золотыми и серебряными вышивками. Очень модной частью мужского костюма были вышитые белые рубашки, верхние короткие широкие штаны, собирающиеся внизу на шнуре, и длинные чулки.

Военный костюм в 16 веке не имел единую форму, но считалось, что костюмы мушкетеров были более похожи на военную форму. Мушкетеры носили короткую куртку (пурпуан) ярко-красного цвета с малиновыми рукавами, а поверх нее надевали коричневые латы. Костюм дополняли чулки, перевязь и пороховница синего цвета, а также черная фетровая шляпа, украшенная лентой и яркими перьями. В начале 16 века в женской одежде стал моден испанский конусообразный силуэт платья. Придворные дамы стали носить нижнюю воронкообразную юбку из плотной жесткой ткани, в которую вшивались металлические обручи, сверху покрытою тафтой. С такой юбкой носили тугой лиф на каркасе, который стягивал грудь и талию. Под лиф надевалась рубашка с длинными рукавами, а сверху конусообразной юбки с кольцами и лифа – платье с рукавами и на него еще одно верхнее платье - из гладкой ткани, с распашной юбкой. Такой костюм считался парадной одеждой.

17 век В 17 веке основные элементы мужского костюма остались те же, это белье (сорочка, штаны), куртка, верхняя одежда, головные уборы, обувь. Мужской костюм начала 17 века находился под влиянием военизации, однако в середине века появился новый идеал мужской красоты — в подражание малолетнему королю Людовику XIV был создан полудетский облик. Костюм этого периода состоял из сорочки, богато украшенной кружевом и бантами, короткой куртки — весты с рукавами до локтя и штанов-ренгравов, доходящих до колен.

Нижнее женское платье в 17 веке состояло из лифа или корсета и юбки. Основу женского платья составлял костяной корсет с металлическими пластинками. Нижняя часть платья не имела жесткой основы, но держала пышную форму, благодаря нижней и верхним накрахмаленным юбками. Верхним платьем служил широкий распашной роб с широкими укороченными рукавами и высокой линией талии. Роб застегивался на петлицы и пуговицы, оставляя открытой весь перед нижнего платья. Во второй половине 17 века главной выразительной линией женского костюма— стала линия двойной юбки. К лифу пришивали обычно две юбки: фрипон (нижняя) и модест (верхняя). Нижнюю юбку шили из тафты, муара, камлота. У верхней юбки спереди остался разрез, но полы его драпировали, подкалывали к лифу с помощью шнурков и бус, отворачивали подкладкой вверх. Роб, который имели право носить только дворянки, шили со шлейфом.

Придворные дамы 17-18 века

Это время кружева, они используются практически повсюду: на воротниках, передниках, манжетах, и даже на чулках и на обуви. Открытые плечи, корсет и пышные рукава, обилие нижних юбок, которые прошиты китовым усом, довольно пышные парики и обилие румян делают придворных дам очень яркими и пышными ну еще бы, под платье невесты того времени поддевали несколько нижних юбок и все это украшали огромным количеством бантов и прочим декором. Каждая модница того времени мечтала о свадебном наряде из кораллового или розового цвета, которое было обильно и богато украшено жемчугом, кружевами и золотом. Осиная талия достигалась путем невероятных мук и усилий и невестам специально подбирали невероятно узкие корсеты и грудь при таком корсете буквально вываливалась и это считалось очень модно. Именно в 18 веке в моду вошли высокие прически и напудренные парики. Предлагаю в этой теме поделится образами невест - придворных дам 17-18 века.

Кое что о шляпах 17-18 веков

17 век, отличался особой оригинальностью, началось все с мадемуазель Фонтанж, фаворитки Людовика XIV, проезжая по лесу на лошади, она растрепала прическу, зацепившись волосами за ветку. Не растерявшись, она приподняла волосы и закрепила их подвязкой от чулок. Импровизированная прическа очень понравилась Королю - Солнцу. С тех пор появилась мода вплетать шляпы, перья, и ленты прямо в прическу.

В своей неуемной фантазии, дамы не знают меры, прически становятся невероятно высокими , и состоят не только с собственных и накладных волос а из предметов быта, цветов, и даже настоящих овощей и фруктов. Из-за того, что волосы густо смазывались жирной помадой, прически легко воспламенялись, и однажды это привело к трагедии. От искр фейерверка, устроенного во время очередного королевского приема, вспыхнули как порох огромные прически у множества дам. Погибло более 500 человек (в основном женщины). Безумства царившие на головах придворных дам имели тем не менее очень романтические названия, - "пуф чувствительности", "тайна"

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МЕНЯЛИСЬ ЭПОХИ – МЕНЯЛАСЬ МОДА Авторы: Анисимова Виктория Пусева Елизавета, у.

Описание презентации по отдельным слайдам:

МЕНЯЛИСЬ ЭПОХИ – МЕНЯЛАСЬ МОДА Авторы: Анисимова Виктория Пусева Елизавета, у.

Все знают, что мода не стоит на месте, что фасоны причесок, одежды бесконечно.

Все знают, что мода не стоит на месте, что фасоны причесок, одежды бесконечно меняются. Но что стоит за этим движением моды? Что влияло на изменение в раннее Новое время?

Когда в Италии в эпоху Возрождения пробудился интерес и личности человека, мо.

Когда в Италии в эпоху Возрождения пробудился интерес и личности человека, мода установила новые каноны красоты лица и тела. Идеалом стал считаться высокий рост, тонкая талия, красивый рот, белые зубы. В моду вошли белокурые волосы и высокий лоб, поэтому волосы стали красить и надо лбом сбривать, а брови выщипывать. Наиболее модными женскими прическами становятся толстые и длинные косы. Прически дам из высшего общества украшались тонкими сеточками, изготовленными из золота и серебра. Этот идеал красоты воплощен на портретах художников эпохи Возрождения.

При помощи одежды старались показать, к какой группе общества принадлежит тот.

При помощи одежды старались показать, к какой группе общества принадлежит тот или иной человек. Фасон рукава свидетельствовал о положении человека. Женские платья богато украшали вышивкой, золотыми цепями и другими драгоценностями. В мужской моде стали популярны плащи: для молодых – короткие, для пожилых – длинные. И сейчас такие длинные плащи сохранились в ряде стран как университетская одежда.

Одним из модных головных уборов считался берет, украшенный перьями. Возвышени.

Одним из модных головных уборов считался берет, украшенный перьями. Возвышение в XVI в. Испании выдвинуло моду и нравы испанского двора, этой моде подражали во всех странах. В отличии от моды итальянского Возрождения, стремящейся подчеркнуть красоту тела, испанская мода оказалась под влиянием геометрических форм. Костюмы шили из дорогого бархата и порчи, расшивались золотыми и серебряными нитями, украшались драгоценными камнями и жемчугом, золотыми цепочками и поясами, а также очень дорогими воздушными кружевами. После открытия Нового Света золота и драгоценных камней в стране имелось достаточно.

Испанская мода естественные формы тела заменяет искусственными. Этому помогаю.

Испанская мода естественные формы тела заменяет искусственными. Этому помогают подбитые толстыми тканями мужские куртки, корсеты, металлические пластинки на лифе женского платья. Юбка поддерживалась металлическими обручами, на которые ткань натягивалась, как на барабан. Платья были тверды и неподвижны, и женщина в них выглядела, как неприступная крепость. Талию делали очень узкой, а на треугольном лифе носили нагрудные крестики, украшенные драгоценными камнями, которые должны были демонстрировать всем веру и богатство.

Мужские костюмы напоминали рыцарские доспехи. Испанская куртка, подбитая вато.

Мужские костюмы напоминали рыцарские доспехи. Испанская куртка, подбитая ватой, с подчеркнуто стройной талией и короткими полами напоминала рыцарские латы, а жесткие кружевные воротники как бы защищали шею. Средневековый шлем заменила высокая жесткая шляпа с узкими полями. Испанские костюмы являлись образцом портновского мастерства – испанская мода славилась на всю Европу.

Во второй половине XVII века, в пору расцвета абсолютизма, центром моды стано.

Во второй половине XVII века, в пору расцвета абсолютизма, центром моды становится Франция. С этого времени моду в Европе стал диктовать Париж.

Мужчины носили камзолы из парчи, нижний жилет и брюки до колен. Около 1640год.

Мужчины носили камзолы из парчи, нижний жилет и брюки до колен. Около 1640года в моду вошли мужские парики с завитыми локонами. Дамы носили сложные прически, поддерживающиеся проволочным каркасом. Их платья шились из парчи и шелка, богато украшались кружевами. Модными дополнениями являлись шейные платки, веера, пуговицы, бахрома. Обувь украшали серебряными пряжками. Талия про предписанию моды должна была быть не толще, чем у осы, и для этого её тщательно затягивали в корсет.

Как вы поняли, костюм был визитной карточкой человека – по нему можно было оп.

Шестнадцатый век был одним из самых экстравагантных и роскошных периодов во всей истории европейского костюма и одним из первых периодов, когда современные идеи моды влияли на то, что носили люди. Возможно, самым большим фактором, влияющим на моду в шестнадцатом веке, было богатство европейских королевств и могущественных городов-государств в Италии.

Для богатых людей мода была очень важна с точки зрения положения в обществе. Их одежда была довольно сложной и вычурной. У бедных жителей одежда была простой, жесткой и практичной. Богатые предпочитали шерсть высокого качества, а бедные довольствовались грубой тканью. Для изготовления рубашек и нижнего белья использовались шелк и хлопок.

Несмотря на все изменения, которые мода привнесла в одежду шестнадцатого века, основная ее форма оставалась довольно стабильной. Обычная одежда, которую носили мужчины, - это чулки и бриджи для нижней части тела, а также дублет, мягкая рубашка с прикрепленными рукавами, для верхней части тела. Под дублеты мужчины одевали рубашку, а сверху - различные плащи и накидки.

Основной одеждой женщин было платье, но оно было далеко не простым. На самом деле, представляя комбинацию из нескольких предметов, включая лиф, рукава и юбки, платья шестнадцатого века считались одними из самых красивых элементов одежды на протяжении длинной истории.

Тот факт, что определенные предметы одежды носили в течение целого столетия, не означает, что они оставались неизменными. Крой, цвет и отделка одежды менялись в ответ на моду. Люди использовали вышивку, драгоценности, кружева, ленты и многие другие формы украшения, чтобы постоянно выражать свое чувство стиля.

В семнадцатом веке вместо ерша стали носить широкие кружевные воротники. Талии выросли, модными стали полные рукава с разрезами и широкие шляпы с полями. Мужчины полностью перешли на бриджи.

В конце семнадцатого века камзол превратился в жилет, поверх которого мужчины носили сюртук. С бриджами он был похож на костюм-тройку. В моде были рейнгравские штаны под длинным пальто на пуговицах, кружевной жабо и большие ботинки. Мужчины стали бриться и носить парики. У женщин стало модным носить черные пятна на лицах, похожие на маленькие звезды или полумесяцы.

В XVI и XVII веках были очень популярны ювелирные изделия. Женщины носили ожерелья и бусы. Ерши украшали драгоценными камнями, брошами или цветами. Богатые мужчины одевали ремни и использовали их как место для добавления драгоценных камней. Широкое распространение получили шарфы. Женщины носили их на голове и на шее.

Модная Европа 16 17 века

Модная Европа 16 17 века

Человек еще с давнего времени старался жить в идиллии с миром животных. Природа полностью помогала человеку выжить и адаптироваться в мире. Но со временем люди перестали это ценить. Они начали загрязнять водоемы, уничтожать плодородные

Город Владимир, названный в честь князя, был основан в 1108 году и имел титул царей. Не смотря на то, что в 16 веке город получает провинциальный статус, со временем он добивается уровня с высокой культурой и образования.

Вспомните основные черты повседневной жизни крестьян и горожан в период Средневековья.

Вы уже познакомились с экономическим и политическим развитием европейских стран в начале Нового времени. Но представляете ли вы, в каких условиях изо дня в день жили тогда люди? Какой была продолжительность жизни? Что люди ели, чем болели, чего боялись и о чём просили Бога?

Повседневными же врагами человека в то время были чума, голод и война.

Постоянные войны рождали у населения чувство неуверенности и страха. Войны грозили разорением, грабежом, насилием, убийствами. В те времена война кормила себя сама: солдаты жили за счёт беззащитных горожан и прежде всего крестьян, лишённых права носить оружие.

Другой причиной неуверенности и страха людей был голод или его угроза. Голод был частым гостем в основном из-за крайне низких урожаев. В Германии, например, между 1660 и 1807 гг. в среднем каждый четвёртый год был неурожайным.

И наконец, страх вызывали эпидемии, в первую очередь чумы и оспы. Чума, бывшая бичом в эпоху Средневековья, не оставляла людей и в начале Нового времени. В Париже она свирепствовала в 1612, 1619, 1631, 1638, 1662 и 1688 гг. Шесть эпидемий только за одно столетие! С XVIII в. наступает некоторое облегчение, и всё же ещё в 1720 г. в Тулоне и Марселе случилась страшная эпидемия чумы. По словам историка, в результате погибла половила марсельских жителей. Улицы были полны трупов, которые некому было убирать.

Особенно коротка была жизнь женщин. Чаще всего они умирали между 20 и 40 годами. Вы спросите — почему? Сказывался тяжкий, непосильный труд в поле и дома, отсутствие медицинской помощи при родах, вечные заботы. Кто, как не женщина, при недостатке еды отдаёт свой кусок детям и мужу, кто больше заботится о том, чтобы было чем натопить комнату в стужу, как-то одеть и обуть семью? В XVI в. две трети населения европейских стран составляли мужчины и только одну треть — женщины.


Стадо быков и овец в Сохо в конце XVIII в.

Предположите, кому могло принадлежать стадо.

Ванные комнаты в те времена были большой редкостью даже в богатых домах.

Распространению эпидемий способствовало и отсутствие канализации. Это было особым бедствием европейских городов. Проблемой очистки Парижа занималась даже Королевская академия наук.

В XVI—XVIII вв. основу питания составляли растительные продукты, да и то в силу низких урожаев их недоставало. Пшеница, рис, кукуруза (появившиеся после открытия Нового Света) были малодоступны, белый хлеб до XVIII в. являлся редкостью и считался предметом роскоши. Европейцы питались грубыми похлёбками и кашами, в деревне ели в основном овёс, просо, ячмень.

Труден был и путь картофеля на стол европейца — к этой культуре, привезённой из Нового Света, долго относились с недоверием. Окончательно картофель вошёл в рацион на рубеже XVIII—XIX вв., но в Европе он считался пищей бедняков.


Дом знатного дворянина

Мясо население европейских стран ело не часто, обычно раз в неделю, да и то солонину. Так было и в Германии, и в Англии, и в других странах.

Очень важным дополнением к такой скудной пище являлась рыба. В прибрежных городах и деревнях люди выживали благодаря тому, что ею питались сами и кормили детей. Потребление рыбы предписывалось и религией, так как в христианском календаре насчитывается более 150 постных дней.

В домах богатых людей и в те времена пища была разнообразной и обильной.

Вкусная еда имела много почитателей, и уже в XVI в. существовали кулинарные книги и умелые повара (эта профессия высоко ценилась). Судя по рецептам приготовления пищи, в те времена готовили изысканные блюда из мяса, дичи, рыбы, овощей. В пищу добавляли много пряностей.

Развито было и домашнее консервирование фруктов и овощей.

В домах богатых горожан имелись кладовые и погреба для хранения припасов. Семьи вели специальные книги, где планировали все необходимые закупки продуктов и других предметов первой необходимости. Ведение домашнего хозяйства считалось делом сложным, каждый член семьи имел свои обязанности.

Менялись эпохи — менялась мода

Все знают, что мода не стоит на месте, что причёски, фасоны одежды бесконечно меняются. Но что стоит за этим движением моды? Что влияло на её изменения в раннее Новое время?

Когда в Италии в эпоху Возрождения пробудился интерес к личности человека, мода установила новые каноны красоты лица и тела. Идеалом стал считаться высокий рост, тонкая талия, красивый рот, белые зубы. В моду вошли белокурые волосы и высокий лоб, поэтому волосы стали красить и над лбом их сбривать, а брови выщипывать. Наиболее модными женскими причёсками становятся толстые и длинные косы. Причёски дам из высшего общества украшались тонкими сеточками, изготовленными из золота и серебра. Этот идеал красоты воплощён на портретах художников эпохи Возрождения.

При помощи одежды старались показать, к какой группе общества принадлежит тот или иной человек. Фасон рукава свидетельствовал о положении человека. Женские платья богато украшались вышивкой, золотыми цепями и другими драгоценностями. В мужской моде стали популярны плащи: для молодых — короткие, для пожилых — длинные. И сейчас такие длинные плащи сохранились в ряде стран как университетская одежда.

Одним из самых модных головных уборов считался берет, украшенный перьями.

Возвышение в XVI в. Испании привело к тому, что моде и нравам испанского двора начали подражать во всех странах. В отличие от моды итальянского Возрождения, стремящейся подчеркнуть красоту тела, испанская мода оказалась под влиянием геометрических форм. Костюмы шились из дорогого бархата и парчи, расшивались золотыми и серебряными нитями, украшались драгоценными камнями и жемчугом, золотыми цепочками и поясами, а также очень дорогими воздушными кружевами. После открытия Нового Света золота и драгоценных камней в стране имелось достаточно.

Мужские костюмы напоминали рыцарские доспехи. Испанская куртка, подбитая ватой, с короткими полами, подчёркивающая стройную талию, напоминала рыцарские латы, а жёсткие кружевные воротники как бы защищали шею. Средневековый шлем заменила высокая жёсткая шляпа с узкими полями. Испанские костюмы являлись образцом портновского мастерства — испанская мода славилась на всю Европу.


Костюмы состоятельных англичан. Начало XVII в.

Во второй половине XVII в., в пору расцвета абсолютизма, центром моды становится Франция. С этого времени моду в Европе стал диктовать Париж.

Мужчины носили камзолы из парчи, нижний жилет и брюки до колен. Около 1640 г. в моду вошли мужские парики с завитыми локонами. Дамы носили сложные причёски, поддерживавшиеся проволочным каркасом. Их платья шились из парчи и шёлка, богато украшались кружевами. Модными дополнениями являлись шейные платки, веера, пуговицы, бахрома. Обувь украшали серебряными пряжками. Талия по предписанию моды должна была быть не толще, чем у осы, и для этого её нещадно затягивали в корсет.

Лондон Тюдоров и Стюартов

Черты, присущие европейским городам Нового времени, можно увидеть на примере Лондона. Даже в конце XVII в., когда по численности население Англии стало меньше, чем Франции, Германии, Италии и Испании, Лондон оставался самым большим городом Европы. К 1700 г. здесь проживала десятая часть населения страны, примерно 550 тыс. человек, а к середине XVIII в. число лондонцев возросло до 675 тыс. Город рос, несмотря на высокую смертность населения от чумы и других эпидемий. Остальные же города Англии были невелики, немногие из них могли похвастаться численностью в 10—20 тыс. человек.

Столица Англии состояла из нескольких частей: Сити, деловой центр города; Вестминстер, район, где обитали король, парламент и богачи; вдоль Темзы тянулись кварталы, заселённые простолюдинами; на левом берегу реки располагалось предместье Саутуорк с узкими улицами, где находились и некоторые театры (к 1630 г. их в Лондоне было шестнадцать, в то время как в Париже один).

Из чего строился Лондон? С начала XV в. в застройке города широко применялся кирпич, особенно после великого пожара 1666 г., уничтожившего три четверти города, почти 13 тыс. домов. Крыши стали покрывать черепицей. При новой застройке улицы делали шире, появлялись новые площади. Но в целом город оставался грязным, уборка улиц производилась властями крайне редко — чаще всего после эпидемий. В ночное время город освещался лунным светом, и только в конце XVII в. впервые одному горожанину был выдан патент на исключительное право освещения улиц масляными фонарями.

Лондон развивался как крупный торговый центр и славился своими рынками. Их было много, но особенно большими размерами отличался Лондонский крытый рынок, заново отстроенный после пожара 1666 г.


Лондон в XVII в.

Лондон того времени нельзя себе представить без снующих по улицам разносчиков, проникающих в самые отдалённые места города.

Строительство жилья зависело от кошелька заказчика. Дома богатых людей становились с каждым десятилетием всё роскошнее, украшались нарядной лейкой, обставлялись стильной мебелью из дорогих пород дерева. Для отделки комнат применялись деревянные панели, матерчатые и бумажные обои. Уже в XVII в. в жилых помещениях стали устанавливать камины. Полы обычно покрывались каменными или керамическими плитками, однако очень богатые люди могли позволить себе деревянный паркет.

Богатые дома делились на парадную и жилую части. В первой принимали гостей, вторая служила для жизни семьи. Коридоров не было, все комнаты, даже спальни, были проходными. Увеличивались размеры окон, в комнатах стало светлее. В богатых домах в окна вставляли стёкла, в бедных — промасленную бумагу.

Жильё бедняков находилось в трущобах, о канализации там и не слышали, зато голод и болезни повседневно находились рядом с обитателями этих районов.

Самые бедные семьи ютились в одной комнате, семьи чуть побогаче в двух. Бедняки почти совсем не имели мебели. Часто всё их имущество состояло из стола и скамеек, деревянной кровати с тюфяком и подушками, сундука, в котором хранилась одежда, да кухонной утвари (квашня для теста, котелок, сковорода). А самые бедные спали на соломе, брошенной на пол.

Одним из любимых развлечений лондонцев было посещение публичных казней. Современники отмечали, что Лондон стал городом виселиц. Преступников чаще всего вешали на перекрёстках или на том месте, где они совершили преступление. Приговорённых везли в открытой повозке, и их сопровождала огромная толпа народа. После казни толпа набрасывалась на тела казнённых, поскольку считалось, что прикосновение к ним может исцелить от болезни.

Мужская одежда итальянцев, как, кстати, и женская, различалась по областям и городам. В разделенной на княжества и имеющей свободные города Италии, естественно, господствовало и различие в одежде. И несмотря на высокий художественный вкус всего народа в целом, его отдельные общности грешили пестротой и асимметрией костюмов, пышным убранством верхних одежд, грандиозностью шляп (у мужчин) и любовью к восточным тюрбанам у женщин.

Однако дань грандиозным нарядам отдавалась только в случаях чрезвычайно важных, тогда как в обыденной жизни знатные люди всех возрастов тяжести нарядов предпочитали гармоничную пестроту цвета, совершенство и богатство причесок и ослепительную белизну украшенных рубашек.


Вторжение высоких идеалов искусства в область костюма оставило за Италией на три столетия Возрождения безоговорочный приоритет . В XVI веке значение собственно итальянского костюма значительно поколеблется, как и политическое и экономическое состояние страны. И испанское влияние, особенно в Венеции и Флоренции, сглаженное все же итальянским вкусом, возымеет свое действие. Жесткие корсеты, массивные юбки, разрезанные в Италии уже в XIII веке на манер распашных восточных одежд, изображены на женских портретах Бронзино.



От итальянской моды останутся жемчуга, кружева и узорные ткани. Мужской костюм в Италии, наоборот, примет общеевропейские очертания и более всего будет тяготеть к испанскому короткому костюму с дынеобразными штанами до колен, камзолами с басками и короткими плащами.

Изящный вкус и практичность в одежде обнаруживали только итальянцы и итальянки, преимущественно последние. Ни в одной стране не занимались так своей внешностью, нигде не обращали такого внимания на изысканность и роскошь костюма, как в Италии. С XII века там начинают выделывать дорогие ткани, до этого времени изготовлявшиеся только на Востоке.

Знатнейшие люди и художники занимаются женскими туалетами и покровительствуют им: нередко послы иностранных держав в Италии в донесениях своим королям подробно описывают женские наряды. Одежда казалась итальянцам необходимым дополнением природной красоты. Женская красота была возведена в культ: ее воспевали поэты, воспроизводили художники, у женщин собирались создатели эпохи Возрождения.





Позднее, начиная с XII века, женская одежда принимает формы, независимые от форм мужской одежды. Полного расцвета роскошь в одежде достигает в конце XIV века и в XV веке.



Одет этот аристократ в белый облегающий камзол с золотыми пуговицами. Рукава выше локтя - буфчатые, ниже локтя - облегающие. Пояс с сумкой, вышитой золотом, и с кинжалом. Трико на одной ноге зеленое, на другой белое. Туфли - красного бархата, расшитые золотом.

На картине Джованни Беллини изображен венецианец XV века в городском платье. На завитых волосах - красный берет с пером; камзол, облегающий корпус, доходит до талии; он - из розового шелка с вырезом спереди на груди; ниже выреза вставка желтого шелка; очень длинные, широкие рукава с разрезами на плечах; из-под этих рукавов видны зеленые рукава нижней, облегающей одежды - гавардина. Левая нога, по венецианскому обычаю, в продольно-полосатом (черное-белое) трико, правая - голая.




Зимой знатные венецианцы XV века носили фетровые шляпы с поднятыми кверху и разрезанными спереди полями, плащи белого драпа с двумя отверстиями вместо рукавов и трико на ногах с мешком, пристегнутым спереди и закрывающим половые органы; иногда этот мешок, судя по изображениям, имел противный вид: выкраивался по форме половых органов и обрисовывал их, как перчатка.


На фреске Пинтуриккьо (конец XIV века) изображен юноша в большой круглой шляпе с высоко поднятыми полями; шляпа эта перевязана узким шарфом, завязанным под подбородком; короткий (до талии) облегающий камзол с острым широким вырезом на груди позволяет видеть декольтированный нижний камзол. Рукава до локтя с двумя буфами, ниже локтя видны облегающие рукава нижнего платья; шпага с крестообразным эфесом; трико; черные туфли.


Итальянские женщины начиная с XIII века носили распущенные волосы или длинные косы. Головные покрывала откидывались назад, чтобы были видны волосы. В XIV веке они искусно соединяли распущенные волосы с косами. Иногда они перекидывали косы вперед и скрепляли их на груди особым украшением.



Все такие прически чрезвычайно живописны и в то же время просты. Итальянки относятся ко всяким новшествам с большим предубеждением и обнаруживают во всем большой вкус.



Во второй половине XV века нелепость и причудливость в области моды доходит в Европе до небывалых размеров. Платья становятся еще уже, молодые люди затягиваются как женщины, камзолы и плащи укорачиваются донельзя; остроконечные башмаки заменяются сначала короткими, затем широкими, тупыми; шлейфы становятся еще длиннее, появляются платья с разрезами.

Сначала мужчины и женщины разрезают рукава у локтя и плеча, затем начинают разрезать панталоны и даже башмаки, что дает наконец франтам возможность вздохнуть свободно, потому что костюм становится несколько шире. Но узкая талия остается ещё долгое время идеалом всех дам и молодых мужчин, которые носят даже особые наплечники на вате, чтобы плечи казались шире, а талия уже; наплечники эти были известны в Бургундии под именем майуатрез.

Большой вырез на мужских костюмах привел к необходимости выпускать рубашку поверх ворота камзола или лифа, чтобы несколько прикрыть наготу. Затем наружную часть рубашки стали тщательно гофрировать и вышивать, а со временем к ней приделали обшивку, которая впоследствии превратилась в брыжи и, наконец, в воротник.

В Нюрнберге магистрат запретил носить гофрированные рубашки вследствие их дороговизны. Но это запрещение обыкновенно обходили: рубашки отделывались вышивкой, позументами и т. п., что стоило нисколько не дешевле. Тогда магистрату пришлось издать особое постановление, согласно которому каждая рубашка должна была стоить не дороже 6 фунтов, а каждая косынка не более 3 фунтов.

Вообще, костюмы конца XV века отличаются пестротой и нелепостью. В одной только Италии, где художники влияли на моды, костюмы, несмотря на некоторые эксцентричности, были если не всегда удобны, то по крайней мере изящны.


К середине XV века раздробленная Италия, раздираемая внутренними противоречиями, уже но могла противостоять сильным европейским государствам и стала ареной борьбы между ними. По итальянской земле проходят французские и испанские солдаты. Утратив свое политическое и экономическое могущество, Италия теряет положение гегемона и в модах. Правда, в северных областях Италии, особенно в Венеции, моды сохранили еще некоторое время свою самостоятельность. Однако к XVI веку и Венеция попадает под влияние чужеземных мод, причем главенствующую роль играют в это время испанские моды.

Испания в начале XVI века становится одной из сильнейших европейских держав, диктующей свои вкусы и моды. Модные костюмы испанских солдат (настоящая военная форма появилась только в XVII веке) служили образцами для подражания.

Перемены в итальянских модах этого времени происходят прежде всего в мужском костюме. Одежда становится более строгой по форме и более сдержанной но цвету, хотя остается чрезвычайно нарядной.



Часто кафтаны украшались золотой вышивкой, красиво выделявшейся на темном фоне ткани. Нижняя часть фигуры закрывалась поколенными штанами и чулками. Вместо плащей в это время входит в употребление верхний распашной кафтан с пышными рукавами и огромным шалевидным воротником. Воротник мог быть меховым. Обувь была мягкой, без каблука, с расширенным носком.

В XVI веке появилась шпага, заменившая тяжелый средневековый меч. Шпага была принадлежностью дворянского костюма, и носили ее на поясной портупее у левого бедра. Справа к поясу на цепочке прикрепляли кинжал, а иногда плоский кинжал — стилет — носили за пазухой. Дополнением к костюму служили также перчатки, подвесной кошелек и золотые украшения в виде цепи.



Прическа была различной: носили и прежнюю прическу — длинные волосы, закрывающие уши, и испанскую — короткую стрижку, при которой обязательно отпускали бороду и усы. Головные уборы также были разные — и испанские шляпы, и береты. Дома надевали шляпу типа невысокой фески.

Читайте также: