Сообщение на тему мелодией одной звучат печаль и радость моцарт

Обновлено: 03.07.2024

Стихия музыки – могучая стихия,
Она чем непонятней, тем сильней.
Глаза мои, бездонные, сухие,
Слезами наполняются при ней.
Она и не видна, и невесома,
И мы её в крови своей несём.
Мелодия всемирная истома,
Как соль в воде, растворена во всём…

Немало на свете и весёлых мелодий, рождённых в минуты радости или в дни праздников. Даже среди серенад - большей частью грустных и задумчивых – можно найти жизнерадостные и подвижные мелодии, полные очарования и оптимизма (оптимизм – бодрость, жизнерадостность).

В Вене XVIII века было принято устраивать небольшие ночные концерты под окнами того человека, которого хотели отметить вниманием. Разумеется, смысл музыки, исполнявшейся в его честь, был вовсе не лирическим и не сокровенным, как в любовной серенаде, а скорее забавным и чуть озорным. В таком ночном концерте участвовало несколько человек - ведь радость объединяет людей!

Для исполнения серенады Моцарта требовался струнный оркестр - собрание виртуозных и выразительных инструментов, так волшебно певших в тишине венской ночи.

В этих искренних словах отражена лишь одна сторона музыки Моцарта - та, что связана с самыми светлыми образами и настроениями. Но, пожалуй, во всей многовековой истории музыки не найдёшь композитора, чьи мелодии были бы только радостными и гармоничными.

И это понятно: ведь и жизнь никогда не бывает только светлой, только ясной, в ней неизбежны утраты и разочарования, ошибки и заблуждения. В ней человек не только занят обычными делами - ходит в детский сад или в школу, занимается спортом или играет на компьютере. Кроме всего этого он задаётся очень многими вопросами, пытаясь понять себя, свою жизнь и своё место в окружающем мире. Он думает не только о том, куда поехать отдыхать или как отпраздновать день рождения, но и о том, что составляет более важные и серьёзные проблемы - проблемы добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти.

Реквием был заказан Моцарту неким незнакомцем, одетым во всё чёрное, который однажды постучался в дом композитора и передал этот заказ как поручение очень важного лица. Моцарт с увлечением принялся за работу, в то время как болезнь уже подтачивала его силы.

Мне день и ночь покоя не даёт
Мой чёрный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам - третий
Сидит…

Популярная легенда о том, что композитор был отравлен своим соперником Антонио Сальери, определённо не имеет под собой оснований.

Моцарт не успел завершить свой Реквием. Незаконченные разделы после смерти композитора были дописаны его учеником Ф. 3юсмайром, который был посвящён Моцартом в замысел всего сочинения.

Не в этих ли во многом трагических обстоятельствах создания Реквиема заключена его непостижимая глубина и сила, воплотившая в себе последнюю волю великой души, уже овеянной дыханием вечности?

Вопросы и задания:

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Моцарт. Маленькая ночная серенада. К525, 1-я часть, mp3;
Моцарт. Реквием. K626, Sequentia Lacrimosa , mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Цель урока. Научить воспринимать музыку как разнообразный мир человеческих чувств.

Задачи Узнать в каком произведении сочетаются интонации радости и интонации печали Прослушать музыкальное произведение, в котором есть интонации радости и печали Сделать вывод о музыке, в которой есть интонации радости и печали

Не только народная музыка знает состояния чистой радости, ничем не замутнённого веселья, когда мир кажется вечно юным, беспечным и лучезарным. Вспомним, какие произведения прошлого урока, которые передают образы радости.

Однако атмосфера радости, присутствующая во многих великих произведениях, редко бывает только безоблачной. Скорее, радость присутствует в них как сила, одержавшая верх над тревожным или тёмным началом, над грустью или сомнениями.

Концерт( нем . Konzert от итал. concerto — гармония, согласие и лат. concerto — состязаюсь) — музыкальное сочинение для одного или нескольких солирующих инструментов и оркестра.

Во́льфганг Амад é й Мо́царт (1756 — 1791) австрийский композитор и музыкант-виртуоз. Один из самых популярных классических композиторов, Моцарт оказал большое влияние на мировую музыкальную культуру. По свидетельству современников, Моцарт обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. У же в пять лет он сочинял маленькие пьесы, которые отец записывал на бумаге.

Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В. А. Моцарта. 1 часть ( allegro – скоро ) Первые такты Концерта погружают нас в атмосферу грациозной весёлости, такой своеобразно-неповторимой у Моцарта . Что слышится нам в этой музыке? Спокойная и светлая радость, выражаемая то в певучей линии мелодии, то в лёгком ощущении танцевальности , такой милой, непринуждённой, такой по-детски чистой.

2 часть (adagio - медленно ) Начало II части звучит трогательно и грустно, тема пленяет своей щемящей нежностью, печальной, певучей, бесконечно прекрасной . Откуда такая грусть? Может быть, это преходящее настроение, лишь оттеняющее весёлость предыдущей части ? Возвращаясь к этой музыке, мы ещё раз убеждаемся, что безоблачные состояния в ней крайне редки, как редки они в настроениях и чувствах людей. Недаром многие музыканты признавали Моцарта великим художником, изображавшим реального, живого человека со всеми его мечтаниями, противоречиями, сомнениями.

Вопросы и задания 1. Почему в музыке чаще встречается смена настроений, чем их безраздельное господство ? 2. Охарактеризуй настроение каждой из трёх частей Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В. А. Моцарта. (Первая часть обычно активна, энергична, написана в быстром темпе. Вторая часть концерта медленная, певучая , она воплощает лирические образы. Третья часть — картина праздника, веселья, часто с влиянием народных песенно-танцевальных образов. ) 3. Как ты считаешь, случайно ли использование композиторами крупных форм — симфоний, концертов, сонат — для воплощения мира человеческих эмоций? Объясни свой ответ .

Синквейн 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна . 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом ).

В начале сегодняшнего урока необходимо прослушать и вспомнить музыкальное произведение одного из русских композиторов, передающее человеческие чувства. Это позволит нам включиться в восприятие нового музыкального материала.


Что это за музыкальное произведение?

Какие настроения передаёт музыка данного музыкального фрагмента?

ЗАДАНИЕ 1. Ответ записать в тетрадь:название,композитор,интонация.

Весёлые народные песни и пляски отличаются безраздельной удалью, искрят безудержным весельем.

Но не только народная музыка знает состояния чистой радости, ничем не замутнённого веселья, когда мир кажется вечно юным, беспечным и лучезарным.

Хочется отметить,что в домашней работе многие восьмиклассники правильно привели примеры образов радости в произведениях: "Шутка" Баха, "Маленькая ночная серенада" Моцарта, "Песенка о шпаге" Евгения Крылатова, "Как здорово" Олега Митяева и т.д.

Однако атмосфера радости, присутствующая во многих великих произведениях, редко бывает только безоблачной. Скорее, радость присутствует в них как сила, одержавшая верх над тревожным или тёмным началом, над грустью или сомнениями.

Потому рассмотрим сегодня и сравним, исследуем характер частей одного из самых радостных произведений мировой музыкальной культуры – Концерта №23 для фортепиано с оркестром В.А. Моцарта. Именно это будет являться основной целью нашего урока.

Откройте тетради,запишите число,классная работа и тему урока

Перед прослушиванием музыки В.А. Моцарта обратим внимание на репродукции картин — портреты и пейзаж с изображением дома композитора.


Что вы можете сказать об этом гениальном человеке, глядя на его портреты? Дайте характеристику дома Моцарта, изображённом на репродукции картины К. Хайда.


На портретах можно отметить вдохновенное, творческое выражение лица композитора, утончённость и изысканность его облика, изящную одежду, соответствующую моде классицизма.

- Характеризуя изображение дома Моцарта на репродукции картины К. Хайда, мы отмечаем красивый гористый пейзаж Зальцбурга, солнечную радостную погоду, простоту и демократичность дома, в котором прошло детство композитора.

Концерт ( итал . concerto , лат . concertus ) — музыкальное сочинение , написанное для одного или нескольких инструментов , с аккомпанементом оркестра , с целью дать возможность солистам выказать виртуозность исполнения .

Моцарт писал концерты для фортепиано, скрипки, духовых инструментов. Не было почти ни одного инструмента, для которого Моцарт не написал бы концертов. Он всегда развивал, обогащал виртуозные и выразительные возможности солирующего инструмента. Драматургия концертов Моцарта строится на соревновании, состязании, споре партий солиста и оркестра.

"Маленький волшебник" Вольфганг Амадей Моцарт родился 27-го января 1756 года в бедной семье. Его отец происходил из семьи простых ремесленников-переплетчиков.

Полное имя у мальчика было довольно длинное: Иоганн Хризостомус Вольфганг Теофилус. Через несколько лет имя Теофилус, что по-русски означает любящий Бога, заменили на Амадей.

Чудо-ребенок, ясный гений, с 3 лет занимался музыкой, в шесть лет писал музыку и выступал при дворах Зальцбурга, Лондона и Версаля.

В двенадцать лет Моцарт уже написал первую большую оперу. Она была поставлена в придворном театре Зальцбурга.

Моцарт обладал абсолютным слухом. И, услышав всего лишь раз невероятно сложное произведение, записывал его на слух без единой ошибки. За это Папа Римский наградил Моцарта орденом Рыцаря золотой шпоры. Так в четырнадцать лет Вольфганг Моцарт стал академиком, благородным кавалером ордена и дворянином.

Концерты Моцарта имеют трёхчастное строение. Первая часть обычно активна, энергична, написана в быстром темпе. Вторая часть концерта медленная, певучая, она воплощает лирические образы. Третья часть — картина праздника, веселья, часто с влиянием народных песенно-танцевальных образов.

Итак, музыка фортепианного Концерта №23 Вольфганга Амадея Моцарта.



Солист (фортепиано) вступает позже, после оркестрового вступления. Вы видите клавир — фортепианное переложение оркестровой партитуры. Таким образом, каждый звук этого примера поручен разным инструментам, в клавире как бы скрыто звучание всего оркестра. Жизнерадостный, светлый характер музыки создаётся благодаря звучанию полётной мелодии и аккордового аккомпанемента в быстром темпе, мажорном ладу, тихой динамике. Часто и прихотливо меняются штрихи — небольшие лиги соседствуют с отрывистым звучанием звуков. Фактура достаточно прозрачна и легка.


Вторая часть представляет собой тихую и печальную музыку в жанре сицилианы. ( Сицилиа́на (итал. siciliana — сицилийская ) — старинный итальянский танец пасторального характера, возможно, сицилийского происхождения). Триольное движение в медленном темпе и минорном ладу создаёт ощущение раздумья, трогательного признания. Хроматические ходы в мелодии придают музыке изысканный характер сожаления, они подобны вздохам.


Основная тема финала — кипучая, энергичная, стремительная. Эта мелодия в финале проходит то у солиста, то у оркестра. Выразительность мелодии Моцарта — в её непредсказуемости, разнообразии, многогранности. Каждый такт готовит для слушателя новые сюрпризы и неожиданности. В музыке то и дело слышатся смех, шутки, весёлые возгласы оркестра и задорные ответы солиста.

2. Выполнить тест "Концерт для фортепиано с оркестром" по ссылке ЗДЕСЬ Тест оценивается по первой попытке прохождения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация помогает детям самостоятльно познакомиться с биографией и творчеством австрийского композитора В.А. Моцарта. Так же способствует расширению музыкального кругозора за сравнительно небольшой отрезок времени, ограниченный рамками урока.

Вольфганг Амадей Моцарт

Вольфганг Амадей Моцарт

Биография Вольфганг Амадей Моцарт – родился 27 января в 1756 году в Зальцбурге, бывшем тогда столицей Зальцбургского архиепископства, в доме по адресу Гетрайдегассе 9. Один из самых популярных классических композиторов, Моцарт оказал большое влияние на мировую музыкальную культуру. По свидетельству современников, Моцарт обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации.

  • Вольфганг Амадей Моцарт – родился 27 января в 1756 году в Зальцбурге, бывшем тогда столицей Зальцбургского архиепископства, в доме по адресу Гетрайдегассе 9.
  • Один из самых популярных классических композиторов, Моцарт оказал большое влияние на мировую музыкальную культуру. По свидетельству современников, Моцарт обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации.

Портрет шестилетнего Вольфганга в костюме, подаренном императрицей. Неизвестный художник, предположительно Пьетро Антонио Лоренцони, 1763 год.

Читайте также: