Сообщение на тему мечеть часть исламской культуры или образование в исламе роль мечети

Обновлено: 02.07.2024

Известно, что до Хиджры в Медину мусульмане не могли отправлять религиозные обряды в определённом месте. Подвергая мусульман жестоким гонениям и притеснениям, язычники даже не позволяли им молиться возле Каабы. Первой мечетью, которую основал Пророк Мухаммад, стала мечеть Куба в окрестностях Медины. Однако главную роль в жизни ранней мусульманской общины играла Мечеть Пророка, возведённая в центре города. Она быстро превратилась в центр общественно-политической жизни, и на протяжении всей истории ислама крупные мечети мусульманских городов сохраняют за собой эту роль.

Примечательно, что ещё во времена невежества знатные курейшиты собирались вокруг Каабы не только для поклонения, но и для обсуждения важных вопросов. Традиция собираться в мечетях, обсуждать в них религиозные и мирские дела, читать проповеди и проводить занятия стала неотъемлемой частью жизни мусульманского общества.

В мечетях мусульманские правители принимали присягу от своих подданных, а в соборных мечетях столиц самостоятельно обращались к людям с пятничной проповедью и руководили намазом. Поэты зачитывали в них касыды и соревновались в искусстве владения словом, а в праздничные дни воины демонстрировали своё умение владеть оружием. Бездомные и путники находили в них пристанище, а во времена Пророка в его мечети было место, отведённое для ночлега и отдыха, которое называлось суффа. Желающие уединиться для поклонения Аллаху могли установить в мечети палатку и провести там один или несколько дней, предавшись чтению Корана, молитве и размышлениям. По сегодняшний день в мечетях проводятся церемонии бракосочетания, организовываются благотворительные ужины для постящихся, объявляются важные события в жизни мусульманской общины. В них совершаются погребальные молитвы (джаназа), и оттуда мусульмане провожают в последний путь своих родственников и близких.

Мусульмане любят проводить в мечетях свободное время за чтением Корана или другой литературы. Там они знакомятся с единоверцами, общаются с друзьями и знакомыми, справляются о здоровье и положении тех, кого давно не видели. С целью обеспечения досуга прихожан в крупных мечетях поддерживается традиция закупать подушки, кадила, лампы и прочие предметы, которые могут понадобиться тем, кто желает приятно провести время в мечети. Для поддержания чистоты и порядка в мечетях работает специальный персонал. По свидетельству историка Ибн Галиба, в соборной мечети Кордовы работало 110 человек. При крупных мечетях был и медицинский персонал. Согласно историку Хасану Абд-аль-Ваххабу, в 757/1356 в мечети султана Хасана в Каире регулярно находились три врача: терапевт, окулист и хирург.

С давних времён известные мусульманские учёные и религиозные деятели считают за честь читать лекции и проводить занятия в мечетях. Благодаря этому люди любых возрастов могут обучаться там арабскому языку, истории ислама, основам толкования Корана и хадисоведения, многим другим религиозным дисциплинам. В прошлом в мечетях преподавались и светские науки, такие как математика, география, история. Как и в прошлом, состоятельные мусульмане и сегодня жертвуют средства на открытие при мечетях библиотек, которые некогда славились своими богатыми книгохранилищами.

Мечеть – это святое место, где люди могут поговорить с Аллахом. Первая мечеть была построена тысячи лет назад в священном городе Медина. Строилась она из кирпичей, листьев и веток пальмы. Именно по этому образцу строились и другие мечети. С четырех сторон она была обнесена стеной, а крыши не было. Лишь со стороны севера сделали укрытие от солнца.

Мусульмане выбрали такой стиль строения мечетей, потому что опирались на сооружения древней Греции, Рима, Ирана. Все было просто, стильно и со вкусом. Качество строений значительно отличалось от европейских государств.

Строились города, и в каждом из них была мечеть, ведь это место, где происходит духовное насыщение и умиротворение. Постепенно в городах появлялись библиотеки, дворцы, водопроводы, но так или иначе, ежедневно судьба вела мусульман именно в мечеть.

Со временем количество верующих росло, а значит, требовалось больше места для людей, которые хотят поговорить с Аллахом. Из-за роста населения в городах стали появляться маленькие мечети (квартальные, сельские и т.д.). В самых больших городах были построены соборные мечети – большие и величественные здания.

Очень ценились и поощрялись люди, строящие их. Считалось, что за это для них Аллах строит дворцы в раю.

С развитием архитектуры менялся и внешний облик мечети, но внутренность оставалась одинаковой. Все по-прежнему выдержано в нейтральном стиле, ведь ничего не должно отвлекать людей от молитв. Внутри мечети обязательно есть ниша, в сторону которой нужно смотреть во время молитв. Чаще всего их делают зелеными или синими, во многих народах эти цвета связывают со всем святым. 5 раз в день сюда приглашают людей специальным призывом – азаном.

В военные годы двери мечетей открывали, чтобы спасти жизни тысяч женщин и детей. В некоторых городах в мечетях работали суд, больницы и приюты. Также это место всегда ценилось за получение образования. Практически в каждой мечети была библиотека.

В широком же смысле с точки зрения мусульман мечетью можно назвать всю нашу планету, так как верующие вправе молиться там, где они находятся. В одном из хадисов Пророка Мухаммада (с.г.в.), переданном Бухари и Муслимом, говорится о том, что ему было даровано пять преимуществ над остальными пророками, одним из которых является тот факт, что вся планета была сделана местом поклонения. Однако мы будем придерживаться традиционного понимания мечети как мусульманского молельного дома.

Мечеть играет весомую роль в жизни мусульманской уммы, так как она выполняет ряд важнейших функций.

Основные функции мечети

  • Место совершения молитв. Безусловно, основным предназначением мечети является совершение в ней молитв. Верующие как минимум раз в неделю совершают коллективные намазы именно на территории мечетей.
  • Место сбора верующих. Второй функцией мечети является интегрирующая, так как верующие, посещающие её, приветствуют и взаимодействуют друг с другом, что, в свою очередь, приводит к сближению мусульман.
  • Место получения знаний. Ещё одной немаловажной функцией мечети является просвещенческая, так как верующие получают там новые знания, посещая образовательные курсы при мечетях.

Достоинства и правила посещения мечетей

В большинстве случаев мусульмане ходят в мечеть с целью совершить коллективный намаз, за выполнение которого верующему присуждается награда, многократно превосходящая индивидуальную молитву.

При посещении мечети верующему необходимо соблюдать ряд условий:

1. Пребывать в состоянии ритуальной чистоты

2. Надеть опрятную, красивую и пригодную для молитвы одежду

3. Не употреблять в пищу лук и чеснок

4. Прочитать дуа (мольбу)

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Пора создавать виртуальные мечети. Коллективные намазы можно совершать дома, но по скайпу следовать за имамом. Проблем-то. Зато можно выбирать имама самому, а не идти к тому, что в ближайшей мечети. !!

Раздражает, когда от человека в мечети пахнет потом и , извините, несвежими носками. Неужели трудно один раз в неделю поменять одежду перед джума-намазом? Понятно, кто-то идет в мечеть прямо с работы.. . Но можно же что-то сделать

Ассаламу-алейкум, братья. Посоветуйте. Мечети нет рядом. На полуденный намаз иногда собираемся с братьями у кого-нибудь дома. Но не все приходят. Иногда бывает два человека, три. В таких случаях что делать? Это считается за коллективный намаз? Правильно ли одного из них выбрать имамом, или все должны сами по себе читать? Я недавно в исламе. Если спрашивать такое глупо, извините. Пусть Всевышний Аллах вознагродит Вас.

Абдулкарим, Любой намаз, совершаемый двумя или более верующими считается коллективным, а значит, за него вознаграждение больше чем за индивидуальный намаз. То что вы собираетесь у кого то дома и читаете намаз вместе - это очень хорошо! И пусть вас будет 2, 3 или 4-5.. в любом случае это лучше чем молиться одному. Имамом на намазе в таком случае может быть либо хозяин дома, даже если он не самый образованный среди вас, либо самый знающий. Это на ваше усмотрение. АссаламуАлейкум!


Коран вновь и вновь призывает правоверных к созерцанию, осмыслению и обретению знаний, которые приблизили бы их к Богу и Его творению.

Повторы в Коране призваны запечатлеть в сознании слушателей определенные ключевые концепции. Аллах (Бог) и Рабб (Господь) упоминаются в тексте Священного Послания соответственно 2800 раз и 950 раз; на третьем месте по числу упоминаний следует слово Ильм (знание) — 750 раз.

Пророк (мир ему и благословение) всегда подчеркивал, что знания необходимы каждому мусульманину, и призывал их продвигаться в поисках знаний так далеко, как это возможно, и искать знания на протяжении всей жизни.

Следуя этим наставлениям и традициям, мусульманские правители уделяли особенное внимание тому, чтобы каждый мусульманский ребенок получал соответствующее его возрасту образование, и сами делали значительный вклад в развитие учебных заведений и образование в целом.

Ислам во многом способствует тому, что начальное обучение доступно для всех мусульманских детей.

Образование занимало в те времена столь значительное место, что как учителя, так и студенты пользовались огромным уважением со стороны населения. Огромные библиотеки, собранные состоятельными землевладельцами и купцами, демонстрировали, что образование — подобно тому, как это было в эпоху Итальянского Ренессанса (спустя шестьсот лет) — было одним из главных качеств благородного человека.


Внутренний интерьер мечети-университета в Кордове, Испания. Построена в 785 г. н.э.

Эта всеобщность, равной которой нет и в наше время, стремление к образованию вполне соответствовали тем временам, и подобно многим другим тогдашним достижениям были свойственны лишь той эпохе и никогда более. Роль и место, которое занимала наука в то время, будут рассмотрены (по воле Аллаха) в последующих работах. Основное внимание в данной статье будет уделено существовавшей в то время организации образования, его целях и методах, и прежде всего той роли, которую играла в нем мечеть.

Мечеть сыграла огромную роль в распространении образования в исламском мире. Для Тибави связь мечети и образования является одной из ее главнейших характеристик на протяжении всей истории. Скотт рассматривает школу как важнейшее дополнение к мечети. Изначально мечеть, пишет Варденбург, была центром исламской общины, местом молитвы, размышлений, религиозных наставлений, политических дискуссий и образования. Везде, куда приходил ислам, учреждались мечети, давая таким образом начало основополагающим наставлениям. Мечети смогли развиться в признанные учебные заведения с сотнями, а иногда тысячами студентов, часто в них располагались большие библиотеки.

Первая школа при мечети была учреждена в Медине в 653 году, открытие первой школы в Дамаске датируется 744 годом. К 900 году почти при каждой мечети была начальная школа, образование в которой получали и мальчики, и девочки. Обычно дети начинали ходить в школу с пяти лет. На первых своих уроках письма они учились написанию девяноста девяти прекрасных имен Аллаха, а также простых стихов Корана. После овладения начальными знаниями в чтении и письме, ученикам предстояло изучение Корана, другим предметом была арифметика. Для желающих продолжать учебу в более крупных мечетях, где были доступны продвинутые уровни обучения, преподавались такие предметы, как арабская грамматика и поэзия, логика, алгебра, биология, история, право и теология.

Несмотря на то что образование повышенного типа обычно предоставлялось в медресе, больницах, обсерваториях и домах ученых, в Испании обучение (начало ему было положено в Мечети Кордовы в VIII веке) происходило главным образом в мечетях.

Получив широкую известность, они привлекали многих великих мусульманских ученых того времени. Выпускниками мечетей мусульманской Испании были Ибн Рушд, Ибн аль-Сайиги Ибн Бажжа. В иракском городе Басре Аль-Халиль Ибн Ахмад давал вмечети лекции по философии. Одним из его учеников был Сибавайх, позже ставший одним из наиболее известных грамматистов всех времен.

С начала IX века и вплоть до нашего времени славой Каравийин стал совет ученых (улемов). Свои исследования там проводили Ибн Халдун, Ибн аль-Хатиб, Аль-Битруджи, Ибн Харазим, Ибн Маймун и Ибн Уаззан и, вероятно, даже будущий папа Герберт, позже ставший Папой Сильвестром II, который ввел в употребление в Европе арабские цифры. Аль-Азхар привлек Ибн Аль-Хайтама, пробывшего там длительное время, тогда как Аль-Багдади преподавал медицину в конце XII столетия, а Ибн Халдун преподавал там ближе к концу XIV столетия.


Университет аль-Азхар в Каире. Открыт 22 июля 972 г. н.э.

Слава этих университетов привлекала многих студентов. Одни стремились учиться в Мечети Медины, при которой находилась одна из самых первых и наиболее известных школ. В Аль-Каравийин обучались множество студентов из Марокко и Северной Африки, а также Андалусии и даже Сахары. Учебу в них проходили представители династий Марокко и народа Феса. Университеты Гранады, Севильи и Кордовы пользовались наивысшим уважением у ученых Азии, Африки и Европы, и в девятом веке лишь на одном факультете теологии в Кордове учились четыреста студентов, общее число которых достигало почти одиннадцати тысяч. Накануне британской оккупации в Аль-Азхаре у 230 преподавателей учились 7600 студентов. В начале исламской эры мечеть предоставляла обучение по одной или нескольким исламским наукам и литературе, однако после середины IX века все большее число студентов посвящали себя изучению правовых наук. Преподавались также астрономия и инженерное искусство в Аль-Азхаре, медицина в Аль-Азхаре и мечети Ибн Тулуна в Египте. В Каравийин велись курсы грамматики, риторики, логики, математики и астрономии, а также, вероятно, истории, географии и химии. В Тунисе в Кайруване и Зайтуне наряду с изучением Корана и юриспруденции преподавались грамматика, математика, астрономия и медицина.

В Кайруване, в частности, занятия по медицине вел Зиад ибн Халфун, Ихак ибн Имран, Ихка ибн Сулайман, работы которых впоследствии — в XI веке — были переведены Константином Африканским. Они изучались на первом факультете медицины в Европе — Салерно на юге Италии, ставшем первым учебным заведением Латинской Европы. Как сообщает мусульманский путешественник и географ Аль-Мукаддаси (родом из Иерусалима), между двумя вечерними молитвами Мечеть Амра была заполнена студентами, пришедшими на занятия по Корану, праву, литературе и мудрости (философии или этике). В это время в Ираке фармакология, инженерное искусство, астрономия и другие предметы преподавались в мечетях Багдада, куда приезжали учиться студенты из Сирии, Персии и Индии.

Со временем мечети стали приобретать более широкие функции. Прослеживая эту эволюцию, Джордж Макдиси говорит, что в X веке наступил расцвет нового типа учебного заведения, в котором мечеть сочеталась с хан (или жильем) для студентов права, приезжавших из города. Покровителем подобных учебных заведений, представлявших собой второй этап развития школ, был Бадр ибн Хасанавайх — правитель ряда провинций во времена династии Буйидов — под его опекой оказалось более трех с половиной тысяч комплексов масжид-хан.

Главная причина построения комплексов масжид-хан, как поясняет Джордж Макдиси, состояла в том, что студент права должен был проходить обучение в течение длительного периода времени. Лишь базовый цикл обучения занимал четыре года, а время написания дипломных работ не было ограничено и часто занимало двадцать лет, в течение которых студент помогал своему наставнику в преподавании. Мечеть не могла использоваться в качестве жилища, за исключением особых обстоятельств, и таким образом, хан становился местом жилья для преподавателей и студентов и располагался неподалеку от мечети. Медресе (подробно о нем будет рассказано позже) являлось, согласно Макдиси, завершающим этапом развития мусульманской школы и сочетало в себе образовательные функции мечети и жилья хан. Это соответствовало традиции, установленной Пророком (мир ему и благословение), мечеть которого была присоединена к строению, служившему школой и жилищем для бедных и пришедших из других городов учеников.

Помощь, оказывавшаяся студентам во многих мечетях, была значительной. В Каравийин, к примеру, студенты не только освобождались от платы за обучение, но им время от времени даже выдавались денежные пособия. Байард Додж утверждает, что студенты там жили в квадратных поселках, в двух- и трехэтажных зданиях. Число студентов, обучавшихся в Аль-Азхар, всегда было высоким, Аль-Магриби упоминает, что в одно время в мечети вместе со студентами из Египта проживали 750 иностранных студентов из отдаленных земель, таких как Магриб и Персия. Байард Додж говорит, что каждый студент, не имевший жилья в Каире, был приписан к определенному жилому комплексу. Лучшим из студентов предоставлялось жилье вблизи мечети. В больших комплексах имелись библиотеки.

После посещения Дамаска путешественник Ибн Джубайр рассказывал о большом количестве различных удобств для иностранных студентов и гостей Мечети Омейядов, что побудило его утверждать:


Мечеть и университет Каравийин в Фес, Марокко. Построена в 859 г. н.э.

Правители оказывали значительное покровительство мечетям, деятельность которых была посвящена образованию. В Каравийине были три отдельные библиотеки, самая престижная из которых — Библиотека Абу Инана, основанная Султаном Меринида Аль-Мутаваккилем Абу Инаном. Страстный читатель и коллекционер, Султан хранил в своих новоучрежденных библиотеках книги по различным темам, в том числе по религии, наукам и языку. Он также назначал библиотекаря, ответственного за ведение всех дел в библиотеке.

В Тунисе во время его оккупации испанцами в 1534-1574 гг. мечети и библиотеки подверглись обыскам, многие ценные книги и манускрипты исчезли. Впоследствии Оттоманы изгнали испанцев, восстановили и расширили мечеть Зайтуна с ее библиотеками и медресе, вновь вернув ей положение центра исламской культуры.

В Каире в 1365 году принц мамлюков Ялбага аль-Умари приказал выдавать каждому студенту мечети Ибн Тулуна сорок дирхемов и один ирдаб пшеницы ежемесячно. Мамлюки выплачивали также жалование и стипендии большему числу учителей и студентов. Эта тенденция особенно поощрялась Султаном Хусамом Аль-Дином Ладжином, восстановившим Мечеть Ибн Тулуна в Катайе — одном из районов Каира: он выплачивал жалования профессорам и стипендии студентам и приглашал королевского врача Шарафа Аль-Дина Мухаммада ибн аль-Хавафира для чтения лекций по медицине.

Следующий рассказ проливает свет на образование и образ жизни мусульман того времени.

При правлении в Египте Ибн Тулуна студенты посещали занятия у профессора, который на своих лекциях передавал им столь малую толику знаний, что деньги у них закончились до завершения курса обучения. Чтобы купить себе еду, они продали все, что у них было. После голодания в течение трех дней они были вынуждены просить милостыню. Тем не менее, никто из них не хотел совершать столь позорный поступок. Они бросили жребий, и проигравший свернул за угол мечети, где они жили, прося Бога освободить его от этого позора. И тогда к ним пришел посланник с деньгами от Ибн Тулуна, который был оповещен во сне о необходимости помочь им. Им также было передано послание, в котором говорилось, что на следующий день он посетит их лично. Чтобы избежать столь высокой чести, которая могла быть воспринята как желание личной славы, студенты ночью покинули Каир. С тех пор Ибн Тулун взял на себя всю опеку над студентами и гостями мечети.

Ислам оказал влияние своей системой образования на Европу и впоследствии на весь мир во многих отношениях, в том числе универсальностью, методами преподавания и выдачей дипломов. Джордж Макдиси, подробно рассматривая эту тему в своей книге, поднимает ряд важных вопросов. Ислам повлиял на ход развития университетской науки на Западе в таких ее аспектах, как академическая свобода преподавателей и студентов, написание докторской диссертации и ее защита, рассмотрение работы ученого коллегами и вынесение общего суждения о ней. Открытые научные дискуссии в мечетях имели место во времена, когда на Западе нетерпимость в ученой среде правила везде, а всякая свободная ученая мысль каралась сожжением на костре. Влияние также осуществлялось в форме большого числа переводных книг исламских ученых, сформировавших основу европейского образования в первых университетах (в Монпелье, Болонье, Париже, Оксфорде и др.), основанных в XII-XIII веках. Это влияние можно наблюдать также и вдругих случаях, слишком многочисленных и требующих чересчур пространныхописаний, чтобы на них останавливаться в данной статье (Макдиси и Рибера описывают их максимально точно и подробно).

На основе данного обзора можно видеть, что ислам и знание изначально с cамых первых шагов шли вместе рука об руку. Олицетворяя призыв Корана и хадисов Пророка (мир ему и благословение) к людям учиться и приобретать знания, основополагающий символ ислама — мечеть стала центром образования и науки. Действительно, и поныне в большей части исламского мира слово Джамиа означает одновременно мечеть и школу — даже теперь, когда они располагаются в различных зданиях, часто вдали друг от друга.

В статье также представлены веские аргументы, опровергающие обвинения авторов, возложивших ответственность за упадок мусульманской цивилизации на ислам, а не оккупацию и опустошение крестоносцами и монголами ее центров образования и науки (Кордовы, Багдада, Севильи и т.д.).

Заповедная мечеть (Масджид аль-Харам) в Мекке

Поскольку каждый верующий в Аллаха мусульманин согласно исламу может молиться там, где находится в настоящий момент, в широком смысле с точки зрения исламской религии, вся планета Земля является местом для поклонения Аллаху.

Известный мусульманский богослов и ученый Бухари передал достоверный хадис пророка Мухаммада (мир ему и благословение), в котором говорится, что ему было даровано пять преимуществ перед другими пророками. Одним из этих преимуществ является то, что вся планета Земля была сделана местом для поклонения.

В жизни мусульманской общины мечеть играет очень важную роль и выполняет ряд необходимых для каждого верующего функций. Главным предназначением мечети является совершение пятничных намазов. Придя в мечеть на общую молитву, мусульмане имеют возможность общаться, обмениваться важными мыслями, советоваться. Поэтому мечеть выполняет важную объединяющую функцию для мусульманской общины. Каждый мусульманин, пришедший в мечеть, наглядно видит, что он не один, ощущает поддержку близких по духу людей. Также мечеть имеет очень важную функцию религиозного просвещения мусульман. Каждый верующий имеет возможность узнать новую для себя информацию, получить ответ на волнующие его вопросы. Для этого он может посещать образовательные курсы, которые организовываются при мечетях.

Во время посещения мечети каждый мусульманин должен пребывать в состоянии ритуальной чистоты и совершить большое омовение (гусль), надеть опрятную, соответствующую молитве одежду. Перед посещением мечети обязательно прочитать дуа (мольбу), не употреблять в пищу лук и чеснок.

Мечеть для мусульман – это намного больше, чем просто красивое величественное здание с куполами и минаретами, это наглядный символ духовности и чистоты. В мечети каждый может найти для себя место, где можно не только помолиться, но и поразмышлять над тем, что волнует, попросить у Аллаха помощи в преодолении проблем.

В Медине находится вторая по величине в мире Мечеть Пророка (Масджид ан-Набави), в строительстве которой принимал участие сам пророк Мухаммад (мир ему и благословение). В этой мечети одновременно могут совершать намаз около 600 тысяч человек.

Читайте также: