Сообщение на тему лицейские профессора пушкина

Обновлено: 05.07.2024

В конспекте урока рассказывается о детстве и лицейских годах Александра Сергеевича Пушкина, его становлении как поэта.

План урока:

Творческое становление юного поэта. Друзья Пушкина по Лицею

В семье майора в отставке Сергея Львовича Пушкина и его жены Надежды Осиповны в Москве 6 июня 1799 г. родился второй ребенок – сын Александр. Мальчик рос робким и малоподвижным ребенком, не любил играть с другими детьми, но после 7 лет его характер изменился, он стал непослушным, резвым шалуном и острословом. Александр получил домашнее образование, с 9 лет пристрастился к чтению, стал самостоятельно пользоваться библиотекой отца, большей частью состоящей из книг на французском языке. Тогда же стал сочинять и сам, первые его стихи были написаны на французском языке, которым он владел лучше родного. В 11 лет родители решили отдать Александра в престижное учебное заведение, чтобы он получил достойное образование. Двенадцатилетнего мальчика привез в Царскосельский лицей дядя, известный в то время поэт Василий Львович Пушкин. Он узнал о создании под Петербургом привилегированного учебного заведения, в которое могли поступить мальчики 10-12 лет из знатных дворянских семей, сдав успешно приемный экзамен. Лицей создавался как высшая школа для отпрысков из высшего сословия. Основателем Лицея стал император Александр I, который считал, что для службы в государственных департаментах, в армии и на флоте нужны высокообразованные люди.

Торжественное открытие этого учебного заведения 19 октября 1811 г. стало одним из самых важных событий в стране. На открытии присутствовал Александр I, придворные, министры. Лицей разместился во флигеле [1] летнего императорского дворца в Царском селе, был окружен обширными дворцовыми парками с замечательными скульптурными произведениями классического искусства, которые тоже стали частью лицейского образования и воспитания.

Александр Пушкин был выходцем из старинного, хотя и обедневшего дворянского рода. Он с легкостью прошел вступительные испытания и стал одним из 30 лицеистов, составивших первый курс. В течение трех лет ученикам предстояло пройти полностью весь гимназический курс, затем за три года освоить университетскую программу. На протяжении всего шестилетнего обучения лицеисты должны были безотлучно находиться в Лицее, не разрешалось покидать его даже во время летних каникул, которые длились всего месяц. Строгие лицейские правила основывались на том, что учеба должна быть усердным, постоянным и непрерывным трудом.

Комната Пушкина в лицее

В Лицее был блистательный преподавательский состав. Впервые для высшего учебного заведения подобрали не преподавателей-иностранцев, а русских педагогов. Основные предметы преподавали молодые, не старше 30 лет, лучшие выпускники Санкт-Петербургского педагогического института, причем получившие до института духовное образование в семинарии. Эти отличившиеся выпускники после окончания института еще прошли обучение в Германии или Франции.

Первым директором учебного заведения был В.Ф. Малиновский, выпускник философского факультета Московского университета, знавший несколько языков, в том числе древнегреческий и латынь, ранее долгое время находившийся на дипломатической службе. Пушкин был очень привязан к Малиновскому, дружил с его сыном. После смерти Малиновского вторым директором был назначен Е.А. Энгельгардт, с которым у Пушкина отношения не сложились, хотя он считался прекрасным администратором и прогрессивным педагогом.

Окончил Пушкин Лицей в 1817 г., по успеваемости был на 26 месте. Отличные оценки имел только по русской и французской словесности, фехтованию. Точные науки постигались им с трудом, неинтересные ему дисциплины он просто игнорировал. Александр Пушкин получил свидетельство об окончании курса, которое давало ему право поступить на гражданскую службу чиновником X класса, коллежским секретарем. В Петербурге он был определен на службу в Коллегию иностранных дел. Но главным делом его жизни стала литература, в которой он оставил след как выдающийся поэт, прозаик, драматург.

Первые выпускники лицея оставили след в русской истории. А.М. Горчаков прославился как выдающийся дипломат и последний канцлер России. М.Л. Яковлев дослужился до тайного советника, сенатора, был талантливым композитором. С.Г. Ломоносов стал чрезвычайным посланником в Нидерландах. А.П. Бакунин и Ф.Х. Стевен, А.А. Корнилов служили губернаторами. Ф.Ф. Матюшкин воплотил свою мечту стать мореплавателем, прославился как полярный исследователь, дослужился до адмирала, написал историю русского флота. М.А. Корф стал историком, был членом Академии наук, директором Императорской публичной библиотеки. Военную карьеру избрали 12 лицеистов, многие дослужились до высших чинов. И.И. Пущин и В.К. Кюхельбекер, избравшие военную службу, за участие в восстании на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. были приговорены к смертной казни, которую заменили на каторгу в Сибири. В.К. Кюхельбекер занимался не только общественной деятельностью, был еще писателем и поэтом.Поэтами были Н.А. Корсаков и А.А. Дельвиг, который стал еще и издателем. А.С. Пушкин государственной службой тяготился, стал первым русским профессиональным литератором.

Вольнолюбивая лирика Пушкина

После приезда в Екатеринослав, Пушкин серьезно заболел. Направлявшийся на Кавказ генерал Николай Раевский выхлопотал разрешение выехать Пушкину для лечения на Кавказские минеральные воды в его сопровождении. После двух месяцев пребывания на Кавказе Пушкин, Раевский и члены семьи генерала путешествовали по Крыму.

Стихотворения Пушкина о дружбе

Иван Иванович Пущин был дружен с поэтом с лицейских лет. Они познакомились перед вступительными экзаменами и сохранили свою дружбу на всю жизнь. Пущин после Лицея выбрал службу в полевой артиллерии. В армии он близко сошелся с участниками тайного политического общества. Пущин не побоялся в январе 1825 г. проведать в Михайловском опального Пушкина, чтобы поддержать его моральный дух. Одиночество Пушкина в глуши Псковской губернии разделяла только няня Арина Родионовна. Эта встреча оказалась для друзей последней. После декабрьского восстания 1825 г. Иван Пущин за участие в антиправительственном заговоре был лишен дворянства и состояния, приговорен к смертной казни, которую заменили каторгой.

По второй версии, поводом для написания стихотворения послужила любовная драма. Осенью 1826 г. Пушкин познакомился со своей дальней родственницей Софьей Пушкиной и был ею увлечен. Поэт посватался к Софье и получил решительный отказ. Девушке Пушкин был небезразличен, но беспечность, расточительный образ жизни и безденежье поэта тревожили ее семью. Так или иначе, в жизни Пушкина тогда было сложное время.

Стихотворение относится к жанру элегии [6] . В тексте кольцевая композиция: в первых двух четверостишиях описывается унылый зимний пейзаж, в последних строках седьмого четверостишия завершается целостность грустной картины. Но, несмотря на замкнутый круг в настоящем, теплится надежда на счастье в будущем.

Основные особенности лирики Пушкина

Благодаря Пушкину в русской поэзии произошли значительные изменения. На смену классической поэзии пришла новая поэтическая словесность, Пушкин оказал влияние на становление русского литературного языка.В лирике Пушкина отчетливо проступает образ самого поэта, отражен его богатый духовный мир. Но образ автора не стоит соотносить полностью с личностью Пушкина, это обобщенный лирический герой, чей мир многогранен и разнообразен. Поэт мог представить себя в образе нечастного узника, далекого друга, уставшего путника, восторженного и жизнерадостного возлюбленного.

Основными темами лирики А.С. Пушкина были темы свободы, природы, любви и дружбы. Вольнолюбивые стихи поэта, лишенные иносказательности, вдохновляли его друзей и декабристов-единомышленников призывами к освобождению народа.Ему удалось передать не только собственные воззрения, но выразить мысли и стремления прогрессивных людей своего времени. Свободолюбивая лирика проникнута гуманностью и основами народной нравственности.

Стихотворения, посвященные любви и дружбе, покоряют своей искренностью, чувством глубокого сопереживания. Для Пушкина дружба – высокое понятие, дарующее человеку поддержку в беде. Чувство любви, являющееся высочайшим напряжением душевных сил, было для поэта неиссякаемым источником вдохновения. Пушкину удалось настолько мастерски передать тончайшие оттенки личных переживаний, что они стали близки и понятны большинству людей.

Пушкин откликался на любое проявление многообразной жизни, мог увидеть красоту в обыденных и привычных явлениях. Поэт-мыслитель соединил в поэзии частное и общественное, личное и государственное, историческое. Его собственная судьба стала частью русской истории, его лирика отразила духовный мир его современников. Пушкину суждено было стать лирическим голосом эпохи.

Пушкин на экзамене

Словарь

Флигель – боковая пристройка к основному зданию.

Патриарх – глава, старейшина.

Карцер – камера для одиночного строгого изолирования за нарушение дисциплины и режима.

Канцлер – второе после императора государственное должностное лицо, возглавляющий императорскую канцелярию и архив, хранитель государственной печати.

Острог – тюрьма, обнесенная высоким деревянным частоколом

Элегия – лирическое произведение, представляющее собой грустные размышления автора

Годы учебы

В 1810 году недалеко от Санкт-Петербурга основывается новое учебное заведение для дворянских детей – Императорский Царскосельский лицей, в 1811 году он уже принимал своих первых учеников. Данное учреждение и учеба А. С. Пушкина в нем занимает особое место в биографии знаменитого русского писателя и поэта.

А. С. Пушкин в лицее оказывается благодаря своему дяде Василию Львовичу Пушкину, известному в те времена писателю. Двенадцатилетнему мальчику удалось продемонстрировать на вступительных испытаниях свои блестящие знания. 19 октября 1811 года – дата, которую писатель запомнил до конца своей жизни. Эта дата связана с особыми воспоминаниями о лицее и о тех людях, с которыми он сблизился там.

Период обучения в лицее занимал 6 лет: с 1811 по 1817 годы. За это время происходило становление А. С. Пушкина как личности и как поэта.

Становление поэтической личности

За годы обучения А. С. Пушкин смог глубоко изучить мифологию. История, русская словесность и французский язык стали для писателя основными предметами. А. С. Пушкин не проявлял огромного усердия в учебе, он отличался отсутствием прилежания. Точные науки подростку давались тяжело, а вот в словесных науках А. С. Пушкин преуспевал. Он был участником поэтического кружка, был автором различных эпиграмм и памфлетов, которые издавались редколлегией лицея. Учеба в лицее стала для начинающего писателя огромным жизненным и творческим опытом.

После Отечественной войны 1812 года, которую лицеисты встретили в учебном заведении, А. С. Пушкин пишет стихотворения, посвященные народу и Родине.

Дружеские связи

Рассказ о годах учебы невозможен без упоминания той дружеской атмосферы, которая царила в лицее. У А. С. Пушкина были хорошие отношения как с воспитанниками лицея, так и с лицейными преподавателями, которые отмечали природный ум писателя.

Несмотря на то что А. С. Пушкин часто ссорился с другими лицеистами и вступал с ними в конфликты, писателю удалось найти в лицее настоящих друзей, о которых А. С. Пушкин будет всю жизнь вспоминать с теплотой. Именно в Царскосельском лицее поэт познакомился и подружился с И. И. Пущиным, А. А, Дельвигом, В. К. Кюхельбекером, И. В. Малиновским. С А. С. Пушкиным их объединяло не только то, что они находились в одном литературном кружке, где читали друг другу написанные произведения, но и то, что они проводили друг с другом все свое свободное время и делились самыми сокровенными мыслями.

Годы, проведенные А. С. Пушкиным в лицее, навсегда стали ассоциироваться с темой дружбы, которая занимает особое место в творчестве великого поэта и писателя.

Императорский Царскосельский лицей был открыт по приказу Александра Первого 19 октября 1811 года. Царскосельский лицей работал с 1811 по 1843 год. Он являлся привилегированным высшим учебным заведением для дворянских детей.

Первый приезд Александра Пушкина в Царское село

В 1811 году Василий Львович Пушкин, известный в то время писатель, привез робеющего племянника, будущего великого поэта Александра Пушкина в Царское село, чтобы его племянник мог получить блестящее по тем временам образование.

Царскосельский лицей был обязан дать стране блестяще образованных, молодых людей с новыми взглядами на жизнь. Кстати, в этом учебном заведении могли учиться два младших брата императора, но, к сожалению, Александру Пушкину не довелось учиться рядом с членами императорской семьи.

В самом начале открытия учебного заведения во главе Царскосельского лицея стояли умнейшие люди России. Не просто преподаватели, но просветители: В.Ф.Малиновский (Малиновский был директором со дня открытия учебного заведения до 4 апреля 1814 года —даты своей смерти). и Е.А.Энгельгардт (писатель и педагог, назначенный на должность директора в 1816 году). Слушателям лицея преподавали науки настоящие профессора. В этом учебном заведении имелась прекраснейшая библиотека, денег на которую не жалели. Каждому воспитаннику в лицее полагалось отдельное помещение. Физические наказания запрещались.

Интересные факты

1. Система оценок

В лицее, где учился Пушкин, имелась совсем иная система оценок, отличная от современных школ. Например, в лицее за отличные знания преподаватели ставили единицу, за слабые знания четверку. Отсутствие всяких знаний каралось нулем. За каждый предмет лицеист получал три отметки, первые две менялись со временем, но первая отметка оставалась неизменной во время всего обучения.

2. Прозвища Александра Пушкина в лицее

3. Дружеский кружок лицеистов и первые журналы

Со временем в лицее образовался тесный дружеский кружок, состоящий из Пушкина, Дельвига, Кюхельбехера, князя Горчакова (будущего русского канцлера), Пущина, Малиновского, а также Илличевского.

Картина Репина

Среди садов и парков города Пушкина возвышается величественное, пронизанное каким- то особенным светом, здание Царскосельского лицея. Здесь учился великий поэт, здесь он нашел своих лучших друзей, именно в лицейские годы Александр Пушкин осознал свою внутреннюю силу. Александр Сергеевич всегда говорил, что Лицей был отчизной для его души.

Лето 1811 года. Высший свет обсуждает и ждет с нетерпением открытия нового учебного заведения. Александр I задумал его как элитное учебное заведение, в котором будут учиться дети дворян. Программа обучения была сложной, но интересной и увлекательной. Лицеистам предстояло изучить множество наук. В учебное заведение пригласили лучших преподавателей, в том числе и профессора нравственных наук А.П.Куницына. Именно под его влиянием сформируются вольнолюбивые, и даже тираноборческие взгляды поэта.
Итак, юный Александр Пушкин, волнуясь и трепеща, прибывает в Царское Село в сопровождении своего дяди Василия Львовича. Мальчик тщательно готовится к поступлению, и когда ему сообщают, что он принят, восторгу его нет конца. 19 октября 1811 года он становится лицеистом. Вступительный экзамен он держал вместе с Дельвигом. По случаю, торжественного открытия лицея, устроили большой праздник, на котором присутствовала царская семья. Но не это навсегда осталось в памяти Александра Сергеевича, до последнего своего вздоха он вспоминал речь профессора Куницына, которая задала нравственный ориентир его душе. Преподаватель, в своем напутствии призвал молодых дворян чтить законы, любить свободу, славу и отечество.

Учеба в Лицее соответствовала статусу элитного заведения. Физические и унизительные наказания отсутствовали, у каждого ученика была своя комната. Подъем каждый день в шесть утра, затем сразу два часа занятий, лишь потом завтрак и небольшая прогулка. Учеба продолжались и после обеда, чередуясь с небольшими разминками. Всего лицеисты занимались около семи часов в день. Отдых подразумевал не праздность, а занятия спортом и чтение.

Читайте также: