Сообщение на тему культура руси и западной европы в x xv вв

Обновлено: 04.07.2024

Как известно, в XIII в. русские земли подверглись опустошительному монгольскому нашествию. Это нанесло непоправимый ущерб русской культуре.

Но уже во второй половине XIV в. — первой половине XV в. наблюдались хозяйственный и культурный подъем, рост каменного строительства, появление рационалистических еретических учений . А со второй половины XV века началось укрепление государственного единства, взаимообогащение местных культур, расцвет московского зодчества, расширение культурных контактов с Западом, широкая рационалистическая проповедь новгородских и московских еретиков.

Одежды представителей разных слоев населения различался больше материалом, нежели покроем. Простолюдин носил домотканое платье, а знать — бархатное, парчовое, атласное. Боярские шубы шились из дорогих мехов: соболя и даже горностая. Крестьянской обувью были лапти, в городах носили кожаные сапоги.

Теперь перейдем к собственно духовной культуре. В средневековой Руси была довольно широко распространена грамотность. Кроме служителей церкви грамотными были многие городские жители. При монастырях и княжеских канцеляриях существовали особые школы, где готовили писцов.

Сохранялись и умножались летописные традиции. В XIV в. в Москве создается общерусский летописный свод, а составленный в 1442 г. Хронограф явился описанием всемирной истории.

В XV в. ересь возродилась в среде приходского духовенства в Новгороде, а оттуда перекинулась в Москву. Она вошла в историю как новгородско-московская или ересь жидовствующих. Последнее объяснялось тем, что еретиков обвиняли в приверженности иудаизму, поскольку они не признавали святости икон и не верили в Святую Троицу.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Русское архитектура тяжело пережила нашествие татаров. Множество храмов было разрушено, прежние центры каменного зодчества на Северо-Востоке и на Юге пришли в упадок. Крупнейшими центрами каменного строительства являлись Новгород и со второй половины XIV в. — Москва.

Среди новгородских храмов интересны церкви Николы на Липне (конец XIII в.), Федора Стратилата, Спаса на Ильине улице (2-я половина XIV в.). Все это сравнительно небольшие посадские храмы, мощные, одноглавые, с одной апсидой. Отличительной чертой новгородского зодчества XIV в. было богатое декоративное украшение церковных фасадов.

В Московском княжестве каменное строительство развернулось во второй четверти XIV в. В Московском Кремле были построены четыре каменных храма, разобранные в конце XV — начале XVI вв. В 60-х гг. XIV в. при Дмитрии Донском был построен первый на Северо-Востоке каменный Кремль. Древнейшими сохранившимися до наших дней памятниками московского зодчества являются Успенский собор в Звенигороде (1400 г.), собор Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1405 г.) и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422 г.). Московские храмы следовали, главным образом, примеру владимирских великокняжеских соборов, но они более приземисты, почти лишены резьбы.

Самыми знаменитыми постройками конца XV в. стали величественный Успенский собор, построенный в Московском Кремле под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти в 1476-1479 гг. и необычайно нарядный Благовещенский собор, построенный в 1484-1489 гг. псковскими мастерами.

В изобразительном искусстве XIII-XV вв. выделяется творчество двух великих художников: Феофана Грека и Андрея Рублева. Феофан, приехавший из Византии, работал в Новгороде и Москве. Для его фресок и икон характерна особая эмоциональная напряженность, насыщенность цвета. Образы Феофана суровые, аскетические.

Кисти А. Рублева принадлежат также дошедшие до нас фресковая роспись Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина (хранятся в Третьяковской галерее). Троицкого собора в Сергиевом Посаде.

В заключение хотелось бы сказать, что монголо-татарское нашествие и иго нанесли неизмеримый урон культурному наследию Древней Руси. При сожжении и разграблении городов — главных культурных центров — были уничтожены многочисленные памятники письменности, выдающиеся произведения архитектуры и живописи. Но уже к концу XIV века русская культура достигла домонгольского уровня и продолжала развиваться далее.

Список использованных источников

Закон не может быть законом, если за ним нет сильного.

Махатма Ганди

Киевская Русь известна высоким уровнем развития культуры. Во многом это связано с уникальностью географического положения, а также пересечением в развитии с другими странами и народами. Прежде всего это относится к принятию христианства, которое тесно переплело культуру Руси и Византии.

Культура Киевской Руси характеризуется следующим:

Особенности культуры древней Руси

Культура Киевской Руси характеризуются тем, что она формировалась под влиянием множества факторов, которые часто противоречили друг другу. В частности можно говорить о том, что особенность древнерусской культуры заключалось в следующем:

  • Двоеверие. Именно в период Древнерусского государства на Руси было 2 религии: язычество и христианство. Несмотря на то, что язычество было полностью вытеснено христианством, формирование культуры происходило под влиянием обеих религии. Более того даже в современной русской культуре есть элементы язычества, которые сохранились еще с тех времен (ярчайший пример - масленица).
  • Смешение культуры восточных славян и их соседей. Непосредственно культура восточных славян связана с резьбой по дереву, с орнаментом в виде изображений животных, вера в лешего, русалок и так далее. Соседние же народы также оказали свое влияние на становление культуры Древнерусского государства. В частности славяне заимствовали у своих соседей (балты, хазары, печенеги, финно-угры, славяне южные и западные) различные элементы. Например так был заимствован бога Перун, который стал аналогом Перунаса.

Большое влияние на культуру Киевской Руси оказала Византия. Происходило это уже после принятия христианства. В частности из Византии на Русь приезжали архитекторы, художники, писатели, которые строили храмы, переписывали книги, рисовали иконы и так далее. В результате происходил симбиоз русской и византийской культуры, который выражался в формировании абсолютно новой культуры, аналогов которой не было.

Устное народное творчество

Большое внимание в культуре Киевской Руси уделялось УНТ. Письменность ещё была редким явлением, поэтому в основном культура передавалась от человека к человеку. Наиболее распространёнными элементами этого вида культурного творчества Киевской Руси являются былины, сказки и песни. Сегодня широко известные древнерусские былины, героями которых являются Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и другие богатыри.

Былина о трех богатырях

Суть народного творчества Киевской Руси очень сильно отличается от народного творчества западных стран. Если для европейских народов характерно, что их былины в основном описывают завоевательные походы и попытки крещения иноверцев, то для Киевской Руси было характерно совсем другое. Для наших былин характерна идея освобождения своей земли и защита ее от внешних угроз. Причём от угроз не только человеческих, но и мифически-образных: русалок, леших, Змея Горыныча и так далее.

Письменность и литература

Письменность в Древней Руси появилась задолго до принятия христианства. В частности еще в середине 9 века монахи Кирилл и Мефодий создали кириллическую азбуку. Ее сегодня можно увидеть в музеях на берестяных грамотах.

Берестяная табличка - письменность на Руси

После принятия христианство в Русь, прежде всего, из Византии и Болгарии стали приезжать просветители своего времени. Эти люди привозили с собой книги, создавали новые. Открывались храмы и монастыри, часто при которых существовали школы, в которых людей обучали умению писать и читать. Киевская культура этой эпохи характеризуется тем, что после принятия христианства в нашей стране стало появляться большое количество книг, которые переводились прежде всего с греческих источников. Пик этого процесса пришелся на период правления Ярослава Мудрого.

Лаврентьевская летопись

Архитектура

Культура зодчества на Руси сформировалась еще задолго до отречения от язычества. В основном зодчество характеризовалось строениями из дерева, для которых было свойственно:

  • Многоярусность. В основном это использовалось при строительстве крупных домов и религиозных храмов.
  • Над строениями возвышались небольшие башенки.
  • Большое количество пристроек к основному строению.

После принятия христианства на Руси стало активно развиваться каменное строительство. Прежде всего это касалось церквей. Первым храмом из камня на территории Киевской Руси стала Десятинная церковь в Киеве, которая была заложена князем Владимиром в 989 году. Церковь называется Десятинной, поскольку великий князь обязался отдавать десятину княжеских доходов на строительство и содержание этой церкви. Сегодня Десятинная церковь называется церковью Усыпления Пресвятой Богородицы.

Десятинная церковь в Киеве

Первые каменные храмы Киевской Руси строились по византийскому типу. Связано это с тем, что стройками руководили византийской архитектуры и в целом культура Киевской Руси той эпохи сильно связана с культурой Византии. Главным образом византийские храмы характеризуются одним большим куполом над строением. Первый храм, который совмещал культуру Руси и Византии стал Софийский собор в Киеве, строительство которого завершилось при Ярославе Мудром. Его особенность - центральный купол окружало множество более мелких куполов, что характерно для славянской архитектуры. Каменное строительство было характерно не только для Киева, но и для других крупных городов. Одним из крупнейших каменных строений той эпохи является Софийский собор в Новгороде. Уникальность этого строения в том, что оно дошло до нашего времени практически в своем первозданном виде. Это ярчайший памятник культуры древней Киевской Руси.

Софийский собор в Новгорое - памятник зодчей культуры Руси

Живопись

Живопись эпохи Древней Руси характеризуются не столько созданием картин, сколько украшением храмов. Храмы украшались изнутри. Там господствовало 2 вида живописи:

  • Мозаика. В штукатурку вдавливались фрагменты разноцветных стеклышек. Таким образом расписывались купола.
  • Фрески. Наносились на сырую штукатурку водными красками. Таким образом в основном покрывались стены.

Данная живопись характеризуется тем, что ею наносились не только религиозные сюжеты, но и элементы повседневной жизни людей. В некоторых храмах наносились фрески с изображением великих князей. Наиболее известной является фреска с изображением семьи Ярослава Мудрого.

Фрески Софийского собора в Новгороде

Отдельным видам живописи Киевской Руси является живопись по дереву или иконопись. В качестве источника служили иконы из Византии. Все иконы и изображения создавались по строгим канонам.

Художественное ремесло

Значительного успеха добились ремесленники Киевской Руси. Большой популярностью пользовались доспехи и оружие, созданные в Киеве. Они были известны не только на территории Руси, но и далеко за её пределами.

Доспехи войина Киевской Руси

Большого успеха добились ювелиры. Они обрабатывали драгоценные камни, создавали уникальную посуду из золота и серебра.

Культура Руси 15 века.

История российского государства охватывает несколько этапов или циклов. Каждый из них представлен характерными культурными особенностями. Упадком Киевской Руси заканчивается первый этап в развитии русской культуры. XIV – XVII век – зарождение Московского царства и формирование московской культуры, которая будет отлична от прежней. Время раздробленности закончилось, присоединение русских княжеств сформировало могучую централизованную державу: Россию. С падением Константинополя Русь становится защитницей православного христианства в связи с чем, возрастает роль церкви, оказывающей большое влияние на жизнь государства и людей.

С ликвидацией зависимости от Золотой Орды начинает развиваться русская культура, очагами её были города, получившие в XV веке статус самоуправления. Заново отстраивается Москва. Приглашенные итальянские мастера сооружают из кирпича стены и башни Кремля. Замечательными произведениями искусства становятся соборы Успенский, Благовещенский и Архангельский, где органично соединены традиции русского зодчества и передовых технических достижений западноевропейской архитектуры. Знаменитая Грановитая палата, сооруженная в 1487-1491 годах, являясь тронным залом царского дворца, считается одним из лучших сооружений на территории Кремля. Её стены расписаны картинами с изображениями сцен из священного писания и русской истории.

Материальная культура Руси 15 века навёрстывала упущенные за время золотоордынского ига возможности созидать. Для возведения церквей, крепостей и новых городов необходимы знания. Были написаны пособия по прикладным наукам математике и геометрии.
По деревням и городам отбиралась смышленая детвора. При монастырях их обучали грамоте. Государству требовались технические работники. Нужно соединять каналами озера, строить мосты, мельницы. Освоили литье медных пушек. В это же время появились государственные учреждения. Их называли приказами. Были земельные , войсковые, судебные, мирские, посольские, градоустроительные и другие приказы. Ими заведовали бояре, помощников набирали из среды монашества или служивого дворянства.

Христианская мораль оказывала влияние на бытовую жизнь: брак, семейную жизнь, воспитание детей. Были установлены церковные праздники и воскресение, когда запрещалось работать, нужно посвящать время молитвам и благочестивым делам. На Пасху, Рождество, Крещение устраивались уличные представления и народные гуляния. Разрешались всякие игры и забавы: карусели, качели, скоморошные театры, выступления акробатов, кукольников. Любимыми играми были городки, жмурки, чехарда, бабки. Азартные игры в карты не одобрялись. На увеселительные кабаки была государственная монополия. В праздники на площадях устраивали общественные пиры, где угощали за одним столом всех собравшихся. Еда была простая – каша, пироги с горохом, капустой, яйцами, овсяный кисель.
Русская культура 15 века отразила идеи духовного единения народа в становлении централизованного государства.

До принятия христианства на Руси Древняя Русь и Западная Европа практически не имели дипломатических отношений. Правда, княгиня Ольга после путешествия в Константинополь, где она крестилась, в 959 г направила послов к императору Священной Римской империи Оттону I. Посольство преследовало две цели: установление стабильных политических связей с Германией, а также налаживание религиозных контактов.

Будучи ревностным христианином, Оттон I в 961 г. прислал в Киев миссионеров во главе с Адальбертом, монахом из Трира, рукоположенным в епископы накануне поездки. Однако киевские язычники во главе со Святославом, который категорически отказал матери в просьбе креститься, уже в следующем году изгнали немцев из города.

Гуго Фогель: прибытие Оттона великого и его супруги Эдит в Магдебург по случаю Дня двора в сентябре 937 г. фото

Гуго Фогель:. Прибытие Оттона великого и его супруги Эдит в Магдебург по случаю Дня двора в сентябре 937 г
Автор фотографии: Rabanus Flavus

Древняя Русь и Западная Европа после крещения Руси

После крещения Руси международные связи с европейскими странами вышли на новый уровень. Теперь Русь в глазах европейских правителей была не варварской, языческой страной, а такой же христианской. Стали возможны заключения союзов, династические браки, но были и конфликты.

Отношения Древней Руси и Польши

Так, в конце X в. произошло столкновение Древней Руси и Польши. Причиной конфликта стал спор из-за так называемой Червенской Руси – территории, расположенной в верхнем течении Западного Буга и включающей в себя Перемышль, Червень, Волынь и ряд других городов.

Владимир Святославич в 981 г. отобрал Червенскую Русь у Польши. Однако после смерти Владимира Святополк Окаянный вернул эти земли польскому королю Болеславу (на дочери которого был женат) в благодарность за помощь в войне с Ярославом Мудрым.

Древняя Русь и Западная Европа. Ян Матейко. Свадьба Святополка и дочери Болеслава Храброго. фото

Ян Матейко. Свадьба Святополка и дочери Болеслава Храброго.
Автор фото: Mareczko

В 1031 г. Ярослав снова отберёт Червенскую Русь, совершив успешный поход на Польшу. После этого, как ни странно это покажется, Польша вступила в союз с Древнерусским государством. Дело в том, что она оказалась под угрозой со стороны Германии, а также Чехии, а кроме того, конфликтовала с прибалтийскими славянами.

В этой ситуации поддержка Руси была для Польши весьма кстати. Союз был закреплен династическим браком – сестра Ярослава Мария Добронега в 1038 г. вышла за польского короля Казимира, а сестра Казимира Гертруда стала женой Изяслава Ярославича.

Династические браки – мощный инструмент сближения Древней Руси и Западной Европы

Вообще именно при Ярославе Древняя Русь и Западная Европа стали активно сближаться при помощи заключения династических браков. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе Ингигерде, дочери первого христианского короля Швеции Олафа.

1038 г. ознаменовался еще одним династическим браком – старшая дочь Ярослава Анастасия стала супругой герцога Андраша (Андрея), будущего короля Венгрии. Елизавета, вторая дочь Ярослава, стала женой Харальда Сурового, будущего короля Норвегии. Свадьба состоялась зимой 1043 г., а в 1046 г. Харальд вступил на королевский трон. Интересно, что, несмотря на брак по христианскому обряду с Елизаветой, вскоре он возьмет себе вторую жену. А у Елизаветы родятся две дочери – Ингигерда, будущая королева Дании, и Мария. В 1066 г. Харальд отправится покорять Англию и погибнет в битве 25 сентября. Заметим, что уже менее чем через месяц, в октябре, Англия будет завоевана нормандским герцогом Вильгельмом.

Древняя Русь и Западная Европа. А. И. Транковский. Ярослав Мудрый и шведская принцесса Ингигерда, фото

А. И. Транковский. Ярослав Мудрый и шведская принцесса Ингигерда.
Автор фото: 22

Союз между Древней Русью и Францией

А в 1051 г. младшая из дочерей Ярослава Мудрого вышла за Генриха I, короля Франции. Как сообщает историк XVII в. Франсуа де Мезере, до Генриха дошла слава о прелестях киевской принцессы, и он, очарованный рассказом о ее совершенствах, прислал в Киев посольство, чтобы попросить руки Анны.

Однако на самом деле все было гораздо сложнее. Генрих овдовел после первого брака и не имел наследника, поэтому его мачеха, королева Констанца (вдова Роберта Благочестивого) требовала низложить своего нелюбимого пасынка. Тогда-то Генрих и решил посвататься к Анне Киевской.

  • Во-первых, он надеялся, что молодая супруга родит ему здорового наследника.
  • А во-вторых, его предки – Капеты – уже породнились со всеми монархами Европы, а браки между родственниками были запрещены церковью.

Наличие наследника было очень важно. Дело в том, что в целях укрепления королевской власти Капетинги использовали практику соправительства – наследника короновали как соправителя при жизни короля-отца, приобщая к управлению, подготавливая к будущему самостоятельному правлению, что обещало стабильность власти.

Анна Киевская. Статуя в г. Санлис (Франция). Фото

Анна Киевская. Статуя в г. Санлис (Франция).
Автор фото: Eleutherios~commonswiki

Выйдя замуж в 18 лет, Анна овдовела в 28. Ее сын, Филипп I, был коронован в 1059 г., в семилетнем возрасте, за год до смерти отца. Царствовал Филипп I 48 лет, до 1108 г. Анна, которую Генрих назначил опекуншей сына, стала регентшей, но опекунство над королем мог получить только мужчина. Поэтому опекуном Филиппа стал Бодуэн, граф Фландрский, шурин Генриха по первому браку.

Вдовствующая королева Анна через два года вышла замуж за графа Рауля де Валуа. Второго мужа Анна тоже пережила, овдовев в 1074 г. Она вернулась к Филиппу, окружившему ее сыновней заботой, а ее второй сын Гуго стал графом Вермандуа, женившись на дочери графа Аделаиде и позднее захватив земли тестя. Гуго де Вермандуа был одним из вождей Первого крестового похода.

Древняя Русь и Западная Европа: другие попытки сблизиться

Зато Владимир Всеволодович Мономах, внук Ярослава Мудрого, в 1074 г. женился на Гите Уэссекской, одной из дочерей последнего англосаксонского короля Гарольда II, погибшего в битве при Гастингсе в октябре 1066 г. А месяцем ранее, в сентябре 1066 г. именно в бою с Гарольдом II погиб муж Елизаветы Ярославны Харальд Суровый.

Древняя Русь и Западная Европа заключают торговые сделки

Но не только династические браки связывали Русь и Европу. Русские купцы поддерживали широкие торговые связи с европейцами. На русские рынки везли сукно, металлические изделия, оружие, разнообразные вина и многое другое. В ряде крупных городов – Чернигове, Киеве, Новгороде – были дворы иноземных купцов.

Польские и скандинавские гости занимали целые городские районы. А еврейское купечество, составлявшее также большую общину в русских землях, связывало через своих единоверцев русские торговые города с теми странами Европы, куда сами русские купцы не ездили, например, с Англией и Испанией. Ну а в польском Кракове, немецком Регенсбурге, венгерском Будапеште, в Скандинавии и Прибалтике торговые гости из Руси вели дела сами.

Военные союзы

Что же касается участия русских князей в европейских войнах, то оно было нечастым. Дело здесь не только в удаленности Руси от Западной Европы, но и в том, что внимание князей было непрерывно обращено на Восток. Откуда постоянно угрожала опасность в лице кочевников – сначала печенегов, а со второй половины XI в. – половцев. Тем не менее, в 1076 г. Святослав Ярославич организовал большой поход на чехов, которые выступили союзниками Германии и вмести с ней противостояли Польше. Русская рать одержала несколько побед над немецко-чешским войском, после чего был заключен мир. Так впервые русские князья стали активными участниками европейской политики.

В том же году Святослав неожиданно умер, а его старший брат Изяслав, который уже третий год добивался помощи от Польши в борьбе за киевский престол, получил ее и занял Киев. (Дело в том, что Святослав и Всеволод в 1073 г. заподозрили Изяслава в том, что он хочет стать самовластцем, как их отец Ярослав Мудрый, и изгнали его.) Так началась крупнейшая, многолетняя усобица, и это тоже мешало полноценному участию Руси в европейских событиях.

Вам будет интересно

Олег прибивает щит на ворота Константинополя фото

Древняя Русь и Византия встретились задолго до "официального" образования древнерусской государственности - 862 г, когда…

Архитектура Древней Руси фото

Архитектура Древней Руси развивалась под влиянием христианства. Изначально Русь была страной деревянного зодчества. От изб…

Нестор Летописец, древнерусский летописец и агиограф конца XI — начала XII веков. Скульптура работы Марка Антокольского фото

Древнерусская культура формировалась и развивалась под влиянием ряда факторов, оказавших на неё огромное влияние. Главными…

Деньги были уже в Древней Руси. В начале XI в (1016 г.) князь Ярослав Мудрый…

Волжские булгаре фото

Древнерусское государство периода IX-XII вв. было одним из крупнейших в Европе. Внешняя политика и международные…

Читайте также: