Сообщение на тему крушение поезда невский экспресс

Обновлено: 04.05.2024

27 ноября 2009 года в 21:35 мск на 284-м км Октябрьской железной дороги (перегон Угловка - Алешинка, граница Тверской и Новгородской областей) в результате взрыва сошли с рельсов вагоны скоростного пассажирского фирменного поезда № 166 "Невский экспресс", следовавшего из Москвы в Санкт-Петербург. В поезде находились 682 человека - 661 пассажир и 21 сотрудник бригады поезда. В результате катастрофы погибли 28 пассажиров, 132 получили ранения.

Взрыв на железной дороге

Взрыв произошел под электровозом. Первые девять вагонов поезда, двигавшегося со скоростью 190 км/ч, миновали образовавшуюся воронку, три вагона в хвосте состава завалились набок.

В декабре 2009 года и апреле 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев наградил машиниста Александра Антонова (на фото) и четырех проводников - Мохубата Гаджиева, Алексея Иванова, Светлану Матюшкину и Юлию Семенову - Орденами мужества за самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные в экстремальных условиях. Еще несколько железнодорожников получили медаль "За заслуги перед Отечеством" II степени.

Последний вагон оторвался от состава, снес три бетонные опоры электропередачи и ударился торцом в откос, получив значительные повреждения. Именно в нем оказалось наибольшее число пострадавших.

По информации МЧС, в 21:57 мск на место происшествия были направлены первые спасательные и пожарные формирования, однако медики добрались до пострадавших только через полтора-два часа из-за отдаленности района катастрофы от населенных пунктов. Погибли 28 пассажиров поезда, в их числе глава Росрезерва Борис Евстратиков и председатель правления госкомпании "Автодор" Сергей Тарасов. Ранения получили 132 человека.

Из-за крушения было приостановлено движение 60 поездов, в которых находились более 27 тыс. пассажиров. К работам по ликвидации последствий катастрофы были привлечены 770 человек и 152 единицы техники, движение было восстановлено в полном объеме к утру 29 ноября.

Главная версия - теракт

В качестве главной версии произошедшего почти сразу был назван террористический акт - подрыв пути с помощью самодельного взрывного устройства. Очевидцы упоминали о "хлопке и вспышке" в момент инцидента; на месте крушения была обнаружена воронка размером 1,5 х 1 м. 28 ноября в 14:30 мск во время осмотра места крушения главой Следственного комитета Александром Бастрыкиным сработало второе взрывное устройство, приведенное в действие с помощью мобильного телефона. Жертв не было, несколько сотрудников правоохранительных органов получили травмы.

Уголовное дело по факту крушения "Невского экспресса", возбужденное по ст. 205 (теракт) и ст. 222 (незаконный оборот оружия) УК РФ, было передано в главное следственное управление Следственного комитета. Экспертиза подтвердила, что причиной крушения стал взрыв самодельного устройства мощностью 7 кг в тротиловом эквиваленте.

Лидер боевиков на Северном Кавказе Доку Умаров заявил о причастности к подрыву "Невского экспресса".

Как установило следствие, теракт был организован группой боевиков под предводительством одного из идеологов террористического подполья на юге России Александра Тихомирова, известного как Саид Бурятский.

2 марта 2010 года в ходе спецоперации в районе села Экажево (Ингушетия) семеро членов преступной группы - Александр Тихомиров, Багаудин Далгиев, Осман Ужаков и братья Тухан, Ахмет, Магомет и Назир Картоевы были ликвидированы. Тогда же в Экажеве были арестованы члены бандформирования - девятеро Картоевых (члены той же семьи и их однофамильцы) и Зелимхан Аушев.

Теракт 27 ноября 2009 года стал второй атакой боевиков на скоростной поезд "Невский экспресс". В первый раз железнодорожные пути перед составом были взорваны 13 августа 2007 года, тогда пострадали 60 пассажиров.

Организатором этого теракта, по данным российских спецслужб, был уроженец Волгоградской области Павел Косолапов, принявший ислам радикального толка и в настоящее время находящийся в федеральном и международном розыске.

Суд и приговор

Слушания в Тверском областном суде начались 29 августа 2011 года, коллегия из трех судей рассматривала уголовное дело в закрытом режиме.

На момент катастрофы в поезде было 682 человека, в том числе 661 пассажир и 21 человек из поездной бригады.

"Вмешиваются посторонние звуки…"

Жертвами трагедии стали 28 пассажиров. Среди них чиновники высшего ранга, известные бизнесмены и две беременные женщины. Более 130 человек были ранены.


"В последнем вагоне пассажиров разметало, как спички". Фото: ГУ МЧС РФ.

"Внезапно в мерный ход поезда (поезд, на минуточку, едет где-то километров 150 в час) вмешиваются посторонние, весьма настораживающие звуки. Где-то секунд на десять. Потом они немедленно переходят в действия - вагон начинает скрежетать, перекашиваться, болтаться из стороны в сторону - со всё увеличивающейся амплитудой", - писал в своём ЖЖ блогер Paltus-NK.

"Выбивали стёкла, доставали раненых"

"Я на полу - почему-то меня кинуло на пол, что, видимо, и спасло - и несильно придавило, только недвижными телами. Тела отодвинул, себя ощупал - весь в крови, но, похоже, в основном чужой. Руки-ноги работают, особых болей нет (что, впрочем, всегда обманчиво - шок), попробовал подвигать основными частями тела - вроде получается. На голове здоровенная шишка, кровоточит, но терпимо. Удалось встать, - рассказывал в своём дневнике блогер. - Кругом страдание - мы сидели в задней части вагона, куда прилетели все сумки и чемоданы, - там много заваленных и покалеченных".


. Были и "недвижные тела, но посчитать их в темноте не было никакой возможности". Фото: ГУ МЧС РФ.

По его воспоминаниям, несколько пассажиров-мужчин, которые несильно пострадали, начали оказывать всем раненым первую медпомощь.

"Люди выбили стёкла, начали выкидывать сиденья и части конструкции, чтобы освободить проход и начать вытаскивать людей из-под завалов. Надо сказать, ребята вели себя совершенно геройски - в этом хаосе, без всякой внешней помощи, смогли организовать достаточно вменяемую систему спасения граждан", - отмечает пользователь.

"Там среди них были и тяжелораненые с открытыми переломами. Пытались как можно осторожнее вынести, относили их подальше, к обочине. Уже начали разводить костры, чтобы люди могли согреться, и через некоторое время мы увидели, что начали подъезжать автомобили скорой помощи", - сказал адвокат Борис Грост, его цитирует "Эхо Москвы".

Отметим, что медикам и спасателям пришлось идти несколько километров по бездорожью, чтобы добраться до всех раненых.


Подобная трагедия была и раньше - в 2007 году. Фото: RussianLook/Globallookpress

Лишилась рассудка, постоянно кого-то звала

Пенсионерка, хоть и была напугана, но тут же бросилась помогать. В итоге она разместила у себя дома около десяти пострадавших.


"Все были с серьёзными переломами, один потом скончался по дороге в больницу", - вспоминала она. Женщина также добавила, что из-за того, что во всей округе отключилось электричество, пришлось зажечь церковные свечи.

"Мы разрывали простыни и перебинтовывали ими раны, - рассказывала журналистам Голубева. - Зрелище было жуткое: одна женщина просто лишилась рассудка, постоянно кого-то звала".

Устроил госпиталь из своей подстанции

Электромеханик ОАО "РЖД" Сергей Васильев, который в это время дежурил на тяговой подстанции, находившейся в двухстах метрах от места происшествия, рассказал, что когда услышал шум, то обратил внимание на приборы - техника моментально отреагировала на обрыв проводов.

"Я выбежал, вижу, вагоны разлетелись. Один под откос упал. Метрах в пятистах ещё один. Из вагонов уже выбежали люди, - говорил он. - Страшно было, темно, все кричат, плачут, никто не знает, что случилось и что делать".

А затем увидел коллег.

"Я им сказал: вытаскивайте раненых. Открыл им подстанцию, чтоб не на дожде люди были. К приезду скорых у меня на подстанции был целый госпиталь - человек восемьдесят раненых. Кому успели, вкололи новокаин, - рассказывал он. - Но препарат быстро кончился - у меня всего две пачки оказалось".

Если бы не Антонов, погибли бы все 682 пассажира

Управлял "Невским экспрессом" машинист первого класса Александр Антонов. По словам коллег, если бы не он, то все 682 человека погибли бы.

"Машинист спас в общем-то всех, - цитирует "КП" Юлию Семёнову, она работала проводником на том злополучном экспрессе. - Он профессионально среагировал, не нажал сразу на тормоза. Так бы все вагоны упали. Никого бы не осталось в живых".

Сам же Антонов героем себя не считает. Напротив, он заявил, что всех спасло "везение".

"Пока устройство срабатывало, мы на скорости проскочили, и сошла вторая колесная пара. А если бы сорвало первую. - вспоминал он. - Это как санки. Везешь правильно, "по шерсти", - они едут. Задом - зарываются. Локомотив уткнулся бы носом в землю, собирал бы вагоны в "гармошку". Даже представить страшно, что могло случиться".

Однако все эксперты сошлись во мнении, что машинист однозначно герой, спасший сотни жизней. Впрочем, проводники, помощник машиниста, электромеханик и остальные, рискуя собой, спасали пассажиров. Позже их наградят медалями и орденами Мужества.

Но после, когда трагедия осталась в отдалённых уголках памяти каждого участника, все они вспоминали, что подвиг совершили все пассажиры. Не было никого, кто не попытался помочь спасти пострадавших.

Кого наградили орденом Мужества

Указом Президента РФ от 5 апреля 2010 года за мужество и высокий профессионализм, проявленные в экстремальных условиях при спасении пассажиров скоростного поезда "Невский экспресс", награждены:

орденом Мужества:

Антонов Александр - машинист

Гаджиев Мохубат Вакил-оглы - проводник пассажирского вагона

Иванов Алексей - проводник пассажирского вагона

Матюшина Светлана - проводник пассажирского вагона

Семёнова Юлия - проводник пассажирского вагона

медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени:

Агеев Андрей - помощник машиниста электровоза

Васильев Сергей - электромеханик тяговой подстанции

Макарихин Анатолий - проводник пассажирского вагона

Пузанков Александр - начальник отдела организации ремонта вагонов.

"Русский герой"

Проект Царьграда – о наших соотечественниках, чей подвиг достоин стать легендой, но затерялся в информационном шквале медиаполей. О тех, кто пожертвовал всем и даже собственной жизнью, кто в самый страшный момент мог думать только о том, чтобы спасти, защитить других, протянуть руку помощи потерявшим надежду, кто совершил невозможное. Мы хотим напомнить вам имена и подвиги этих русских людей. Они жили и живут среди нас. Героем может стать каждый.


Содержание

Обстоятельства и версии крушения

По версии следствия, подрыв взрывного устройства произошёл под электровозом ЧС200-010. В результате был вырван кусок рельса длиной более 50 см. Вследствие высокой скорости, состав миновал место разрыва, оставаясь на рельсах. Сход двух последних вагонов с рельсов произошел через 260 метров в результате разрушения рельсового пути в месте схода. Хвостовой вагон находился в вертикальном положении правее железнодорожного пути на 10-15 метров. Второй от хвоста вагон остановился от места схода ещё через 130 метров, находясь на боку на рельсошпальной решётке. Внешне этот вагон пострадал больше всех. Третий от хвоста вагон сошёл с рельсов одной тележкой, но остался стоять на пути, от состава вагон не отцепился. Хвост состава остановился на расстоянии 750 метров от предпоследнего вагона.

По мнению следователей сработало самодельное взрывное устройство, мощностью 7 кг тротилового эквивалента [9] .

Также существуют неофициальные версии, что сход поезда произошёл в результате температурного выброса пути, короткого замыкания, неисправностей локомотива или плохого состояния полотна [11] .

Данные судебно-медицинской экспертизы

3 декабря 2009 года были оглашены данные судебно-медицинской экспертизы [12] .

Согласно данным, опубликованным в СМИ, в момент крушения скорость поезда составляла 190 километров в час. Большинство из погибших пассажиров ехали в последнем вагоне поезда (под № 1). Первые десять вагонов не пострадали. Вагоны № 2, 3 и 4 завалились набок, прислонившись к откосу. Вагон №1, оторвался от состава, поднялся над рельсами, столкнулся с тремя бетонными опорами линии электропередачи и ударился в откос своей торцевой частью.

Именно этот удар, а не взрыв, по заключению судмедэкспертов, привёл к массовым жертвам среди пассажиров. По данным заместителя начальника Тверского областного бюро судебно-медицинской экспертизы по экспертной работе Александра Романова, причинами смерти пассажиров были механические травмы, полученные от ударного воздействия, сильного сдавливания тел между тупыми твёрдыми предметами, а также трения о них. Cледов воздействия огня на исследованные трупы не обнаружено.

Версия о ненадёжных креслах

Войдя в вагон через двери заднего тамбура и посветив фонарями внутрь, мы сначала не поняли, куда вообще попали. Вагон, не считая трёх сдвоенных кресел у самой двери, был пустой, как комната перед ремонтом. Только приглядевшись, мы увидели, что вся его внутренняя начинка съехала в переднюю часть, образовав там плотноспрессованную кучу из кресел, багажа и человеческих тел. Эту массу мы и начали разгребать, вытаскивая из неё в первую очередь тех, кто ещё стонал.

4 декабря пресс-служба Тверского вагоностроительного завода заявила, что все кресла проходили необходимые испытания, на вагоны были получены сертификаты соответствия, а причиной разрушения кресел называют нагрузку, которая при аварии превысила в три раза допустимую, достигнув более 12g [13] [14] .

Заместитель главного конструктора ТВЗ Олег Кравченко подтвердил, что в поезде были установлены кресла немецкой фирмы Grammer, изготовленные из алюминиевого сплава, однако по его мнению, они не хуже отечественных, изготовленных на НПО в Долгопрудном, которые устанавливались ранее [15] .

Хронология развития событий после крушения

27 ноября

  • 21:34. Электромеханик ОАО РЖД Сергей Васильев, дежуривший на тяговой подстанции, находившейся в 200 метрах от места происшествия так описывает происходившее [18] :

Председатель Отдела по благотворительности Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Степанов, ехавший в поезде, рассказывает [19] :

(. ) экспресс резко затормозил. Я сидел лицом по ходу поезда и чуть не вылетел из сиденья, но успел схватиться за подлокотники. Ну, остановились и остановились… Мы даже шутили, что лось на пути вышел. Первое впечатление, что ничего особенного, хотя вроде кто-то видел вспышку в окне. И только потом стало ясно, что вспышка была от того, что сошедшие с рельс вагоны срубили столбы и оборвали провода

(. ) я услышал какой-то механический резкий звук из-под вагона и сначала не придал ему значения, однако через секунду поезд вдруг резко начал тормозить. Где-то минут 30 прошло без каких-либо изменений и новостей, только вот проводники стали суетиться и бегать в конец поезда. Начальник поезда сообщил, что, вероятно, поезд продолжит свое движение где-то через час, тут мы даже немного приободрились и стали названивать своим близким. Где-то в 22:00 проводники стали спрашивать, есть ли среди нас доктора

Пассажир Сергей Ларкин так вспоминает произошедшее [21] :

Прибытие первых медиков

СМИ указывают на то, что до места происшествия автомобилям было необходимо преодолеть не менее 7 километров по грунтовой дороге, а также на то, что местные больницы не были оснащены необходимым оборудованием [28]

По версии заместителя начальника ЛИУ-3 УФСИН Тверской области по лечебно-профилактической работе майора внутренней службы Алексея Волкова [33] :

Около 22:20 начальник нашего учреждения передал информацию оперативному дежурному (. ) об аварии поезда (..) и дал распоряжение об оперативном сборе сотрудников. Приоритет был отдан медработникам. Мы разделились на четыре группы, в каждой был врач или фельдшер и три-четыре медсестры. Получив в аптеке учреждения необходимые препараты и расходные материалы для оказания скорой помощи пострадавшим, мы на автобусе, в сопровождении пожарной машины (она же служила внедорожником, так как дождь размыл грунтовую дорогу) выехали к месту крушения поезда. Около 23:15 минут, преодолев марш-броском более 500 метров неподъездного пути к железнодорожному полотну, мы оказались у искореженных вагонов

Они ему дали стакан спирта - как в войну, во фронтовых госпиталях, но парень всё равно орал так, что взрослым мужикам дурно становилось

28 ноября

Использование авиации

Однако по данным заместителя начальника управления информации МЧС России Елены Черновой, первый самолет вылетел из Москвы лишь в 8:45 утра. По её же данным, для ликвидации последствий катастрофы МЧС задействовало два самолета Ил-76 (один с аэромобильным госпиталем, другой — с медицинскими модулями), вертолет БО-105, три вертолета Ми-8 и три БК-117 [26] .

  • В 12:26 мск с авиабазы Хотилово вылетел и в 13:20 мск в аэропорту Пулково Санкт-Петербурга приземлился самолет Ил-76 МЧС России [22] .
  • В 14:20 вертолет МИ-8 вылетел с места происшествия с 2 пострадавшими на борту и приземлился на площадке на МКАД[22]
  • В 16:00 вертолет Бк-117 доставил пострадавшую Веронику Одинцову из Валдая в НИИ Скорой помощи им. Склифосовского в Москве [22] .
  • В 22:50 cамолет МЧС России ИЛ-76 доставил с авиабазы Хотилово в Санкт-Петербург 4 пострадавших. Всего, по данным МЧС, с помощью воздушного транспорта была организована доставка 20 пострадавших [22] .

Второй взрыв

По данным информационных агентств, Бастрыкин получил черепно-мозговую травму и сотрясение мозга [47] . По появившимся в печати сведениям, второй заряд сработал от сигнала, поступившего с сотового телефона террориста, находившегося поблизости. Однако, по свидетельствам многих очевидцев, сотовая связь на месте происшествия была отключена . По одной из версий следствия, целью второго взрыва могли быть высокопоставленные работники правоохранительных органов или чиновники, которые по сложившейся практике посещают места крупных терактов, что, собственно, и произошло [48] .

Последствия

Погибшие и пострадавшие

В период спасательных работ сведения о жертвах и пострадавших были противоречивы. Изначально говорилось о 16 пропавших без вести, но 14 из них оказались те люди, которые смогли самостоятельно уйти с места аварии и не сообщили о своей судьбе в штаб по ликвидации аварии. До вечера 1 декабря двое пассажиров считались пропавшими без вести, однако один из них, житель Санкт-Петербурга [50] , как выяснилось, погиб. Другая женщина, ранее также считавшаяся пропавшей без вести, оказалась живой и здоровой [58] .

Среди раненых — один гражданин Украины [60] .

15 января 2010 года в больнице в Москве умерла ещё одна из пострадавших, таким образом, число погибших составило 28 человек. [63]

Компенсации

На встрече с председателем правительства Владимиром Путиным его заместитель Виктор Зубков сообщил, что семьям погибших будет выделено из федерального бюджета по 300 000 рублей, тяжело раненым — по 100 000 рублей, легко раненым — по 50 000 рублей. Такую же сумму пострадавшие получат из региональных бюджетов. ОАО РЖД планирует дополнительно выплатить семьям погибших по 500 000 рублей, тяжело раненым — по 200 000 рублей [64] .

Для железнодорожного транспорта

Вследствие крушения движение поездов по линии Санкт-Петербург — Москва было прервано, поезда направлялись в обход.

Из-за крушения в пути были задержаны 60 поездов, в которых находились более 27 тысяч пассажиров [46] . Поезда во время перерыва в движении направлялись по обходным маршрутам через Валдай и Дно. Среднее время опоздания поездов со стороны Санкт-Петербурга к 15:00 28 ноября составляло 12 часов.

В 19:00 28 ноября было открыто движение по первому пути, к исходу суток планировалось открыть движение и по второму пути [65] , однако полностью движение было восстановлено только 29 ноября в 7:10 [66] .

Повреждены до степени исключения из инвентаря как минимум два пассажирских вагона. При крушении повреждены несколько сот метров рельсо-шпальной решётки, снесены опоры контактной сети, оборвана контактная сеть.

Награды

    :
    • Гаджиев Мохубат Вакил оглы — проводник пассажирского вагона
    • Иванов Алексей Александрович — проводник пассажирского вагона
    • Матюшина Светлана Леонидовна — проводник пассажирского вагона
    • Семенова Юлия Сергеевна — проводник пассажирского вагона
      II степени:
      • Агеев Андрей Александрович — помощник машиниста электровоза
      • Васильев Сергей Дмитриевич — электромеханик тяговой подстанции
      • Макарихин Анатолий Валерьевич — проводник пассажирского вагона
      • Пузанков Александр Анатольевич — начальника отдела организации ремонта вагонов .

      Ответственность за теракт

      29 ноября появилась информация о том, что ответственность за теракт берет на себя националистическая группировка Combat 18 [71] .

      30 ноября Движение против нелегальной иммиграции, со ссылкой на блог которого распространилась вышеизложенная информация, заявило, что никакая националистическая группировка, в том числе виртуальная, не брала на себя ответственность за данный теракт на настоящий момент и никакие бывшие члены ДПНИ не распространяли никаких подобных заявлений. Одновременно ДПНИ возложило ответственность за теракт на исламских радикалов [72] .

      Факты

      Несоответствия в информации СМИ

      Раскрытие преступления

      К уголовной ответственности привлечены 10 человек: Аушев З. Я., Картоев М. М., Картоев Б. У., Картоев Т. У. (по статьям 205 (терроризм), 105 (убийство), ст. 30 ч. 3 ст. 105 (покушение на убийство), 209 (бандитизм), 208 ч. 2 (участие в незаконном вооруженном формировании), 222 (незаконное хранение оружия), 223 (незаконное хранение взрывчатых веществ) УК РФ), Картоев Б. Д., Картоев И. А., Картоев И. Д., Картоев М. М., Картоев Т. У. и Картоев Т. М. (по статьям 209 (бандитизм), 208 ч. 2 (участие в незаконном вооруженном формировании) и 222 (незаконное хранение оружия) УК РФ) [90] [91] и уголовное дело 27 июля 2011 г. направлено в Тверской областной суд для рассмотрения по существу [4] .

      Кроме того, следствием установлена причастность к подрыву поезда еще семи лиц: Александра Тихомирова, известного под кличкой Саид Бурятский, Багаутдина Далгиева, Османа Ужахова и четырех братьев Картоевых. В ходе проведения спецоперации со 2 по 5 марта 2010 г. в селе Экажево Назрановского района Республики Ингушетия они оказали вооруженное сопротивление и были уничтожены [92] .



      На момент крушения в поезде находились 682 человека, из них 661 пассажир и 21 человек из поездной бригады.

      Крушение Невского экспресса в ноябре 2009 года

      И хотя по официальной информации первые бригады скорой помощи и наряды МЧС прибыли на место катастрофы уже через 10 минут, очевидцы свидетельствуют о том, что помощь подоспела только через полтора часа. Ситуация усугублялась тем, что трагедия произошла в отдалении от крупных населенных пунктов, поэтому медикам и спасателям пришлось пробираться по проселочной грунтовой дороге.

      Спас 25 человек

      Любая чрезвычайная ситуация – это проверка на человеческие качества. В то время, как одни пассажиры из уцелевших вагонов спокойно курили в сторонке и названивали своим родственникам, другие бросились спасать и вытаскивать из покореженного поезда раненных.


      В момент взрыва Алексей находился в своем купе. Это, по словам мужчины, его и спасло. Сначала был сильный удар. Алексея отбросило на стену. Потом долго кидало из стороны в сторону, погас свет. Через несколько секунд все стихло.

      Крушение Невского экспресса в ноябре 2009 года.

      «Крикнул, что необходимо срочно эвакуироваться. Очень боялся, что вспыхнет пожар, всюду висели оголенные провода. Вы же знаете, как горят железнодорожные вагоны - за несколько секунд выгорают дотла. Никто бы не спасся. Поэтому начал вытаскивать людей. Пассажиры молодцы, слушались. Кто мог ходить, помогал нести тяжело пострадавших. Никто не паниковал.


      Кто виноват в крушении

      В результате катастрофы погибли 28 человек, еще 132 получили ранения разной степени тяжести. Почти все погибшие ехали в последнем вагоне поезда. Среди жертв крушения оказались и очень известные люди. Так, погиб Росрезерва Борис Евстратиков и экс-сенатор от Санкт-Петербурга Сергей Тарасов. Сергей Борисович буквально за месяц до этого сыграл свадьбу – третьей супругой известного чиновника стала балерина Мариинского театра Анастасия Колегова.


      Основной версией случившегося с самого начала называли теракт. По утверждениям большинства освидетелей, крушению предшествовал хлопок и вспышка. Позже на месте катастрофы была обнаружена воронка размером полтора метра на метр, а на следующие сутки после трагедии, во время осмотра силовиками места крушения, сработало второе взрывное устройство. Как было установлено, оно было приведено в действие с помощью мобильного телефона.

      Позже ФСБ РФ подтвердило, что причиной крушения стал взрыв самодельного устройства мощностью семь килограммов в тротиловом эквиваленте. Уголовное дело было возбуждено по признакам преступлений, предусмотренных ст. 205 (террористический акт) и ст. 222 (незаконный оборот оружия) УК РФ.


      Были составлены фотороботы подозреваемых в теракте.

      В ходе расследования выяснилось, что преступление было совершено преступной группой, действовавшей под контролем известного чеченского боевика Доку Умарова.

      Следствием была установлена причастность к подрыву семи лиц - боевика Александра Тихомирова, Багаутдина Далгиева, Османа Ужакова и четырех братьев Картоевых. Всех их убили в ходе спецоперации наших силовиков в марте 2010 года в селе Экажево в Ингушетии. Были арестованы еще десять человек, причастных к организации теракта. 22 мая 2012 года Тверской областной суд приговорил их на сроки от семи лет лишения свободы до пожизненного заключения. Пожизненно были осуждены - Мурат, Татархан и Беслан Картоевы, а также Зелемхан Аушев, которые были признаны виновными в терроризме, незаконном изготовлении оружия и участии в незаконном вооружённом формировании. Магомед и Ильяс Картоевы - к семи годам лишения свободы в колонии строго режима, Тимур, Тархан и Идрис – к семи с половиной годам в колонии строго режима, еще один Беслан осужден к восьми годам заключения.

      Крушение Невского экспресса в ноябре 2009 года

      А в конце 2013 года спецслужбами РФ была ликвидирована бандитская группа террориста Доку Умарова и он сам.

      Читайте также: