Сообщение на тему кризисные возрастные периоды у детей

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Кризисные периоды в развитии детей

Рассматривая кризисы как закономерность психического развития человека, зная их периодичность и причины возникновения, их можно, по меньшей мере, предсказать, а значит смягчить неизбежные, встроенные в природу человека и избежать тех, которые являются результатом неправильного выбора самого человека.

К числу кризисов детского возраста принадлежит кризис новорожденности, кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет и подростковый кризис. В силу значительных индивидуальных, социокультурных и других различий хронологические границы возрастных кризисов достаточно условны и могут заметно колебаться (известно, что за последние полвека на 1-2 года "помолодели", по крайней мере, два последних из вышеназванных кризисов).

Для критических периодов характерны следующие особенности:

Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея.

Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями.

Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития. Выготский назвал эти приобретения новообразованиями .

Форма, длительность и острота протекания кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребенка, социальных и микросоциальных условий, особенностей воспитания и обстановки в семье, педагогической системы общества и типа культуры в целом.

Негативизм, упрямство, капризность, состояние повышенной конфликтности и другие, свойственные кризисному возрасту негативные поведенческие проявления обостряются в случае игнорирования взрослыми новых потребностей ребенка в сфере общения и деятельности и, напротив, смягчаются, не исчезая полностью, при правильном, т. е. достаточно гибком и чутком воспитании. Поэтому крайне важно, чтобы конфликтность и трудновоспитуемость ребенка в кризисные периоды воспринимались как сигнал назревшей необходимости изменений, а не как аномалии поведения, и не заслоняли от родителей и воспитателей непреходящего позитивного значения кризисов для процесса формирования личности ребенка.

Характеристика кризисных периодов в развитии детей

1. Кризис новорожденности (0-2 месяца) был не открыт, а высчитан и выделен как особый кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса - потеря в весе в первые дни после рождения.

Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец – максимально социальное существо.

С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи.

Основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Проявляется новообразование в форме комплекса оживления , который включает в себя следующие реакции:

общее моторное возбуждение при приближении взрослого;

использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения;

обильные вокализации во время общения с матерью;

Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления – основным критерием нормальности психического развития ребенка. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.

2. Кризис одного года характеризуется освоением речевого действия. Организм младенца регулировала биологическая система, связанная с биоритмами. Теперь же она вошла в противоречие с вербальной ситуацией, основанной на самоприказе или приказе со стороны взрослых. Таким образом, ребенок в возрасте около года оказывается вообще без системы, позволяющей ему надежно ориентироваться в окружающем мире. Биологические ритмы сильно деформированы, а речевые не настолько сформированы, чтобы ребенок мог свободно управлять своим поведением.

Кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием. Эмоционально проявляется в аффективности. Эмоции примитивные. При этом наблюдаются различные нарушения:

нарушение всех биоритмических процессов (сон – бодрствование);

нарушение удовлетворения всех витальных потребностей (например, чувства голода);

эмоциональные аномалии (угрюмость, плаксивость, обидчивость).

Кризис не относится к числу острых.

3. Кризис 3-х лет.

На подходе к кризису присутствует четкая когнитивная симптоматика:

острый интерес к своему изображению в зеркале;

ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. У девочек интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять озабоченность своей эффективностью, например, в конструировании. Остро реагируют на неудачу.

Кризис 3-х лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы называют семизвездием кризиса 3-х лет .

Негативизм - реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.

Упрямство - ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением.

Строптивость безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет.

Своеволие - ребенок стремится все делать сам.

Протест-бунт - ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими.

Симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.

Деспотизм - ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.

Кризис протекает как кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция "Я сам" . Ребенок познает различие между "должен" и "хочу".

Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. У детей начинает формироваться воля. Они перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Чувство стыда и неуверенности вместо автономии возникают тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.

4. Кризис 7-ми лет.

Основным симптомом кризиса семи лет является потеря непосредственности .

Это кризис саморегуляции. Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе, поведение становится вычурным. С одной стороны у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как интуитивно воспринимается окружающими как неискренность. С другой, кажется излишне взрослым: предъявляет к окружающим нормы.

Для ребенка распадается единство аффекта и интеллекта, и этот период характеризуется утрированными формами поведения. Ребенок не владеет своими чувствами (не может сдерживать и управлять ими). Дело в том, что, утратив одни формы поведения, он не приобрел еще другие.

Базальная потребность – уважение. Любой младший школьник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как ко взрослому, на признание его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания.

Дети учатся удовлетворять свои физические и духовные потребности способами, приемлемыми для них самих и тех, с кем они общаются. Затруднения в усвоении новых норм и правил поведения могут вызвать неоправданные самоограничения и сверхнеобходимый самоконтроль. Поощрение самостоятельности детей способствует развитию их интеллекта и инициативы. Если же проявлениям независимости часто сопутствуют неудачи или детей излишне строго наказывают за какие-то проступки, это может привести к тому, что чувство вины возобладает над стремлением к самостоятельности и ответственности.

5. Кризис подросткового возраста - э то кризис социального развития, напоминающий кризис 3-х лет ("Я сам"), только теперь это "Я сам" в социальном смысле.

Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Кризис относится к числу острых.

Развитие на этом этапе действительно идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка - личностная нестабильность.

Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания.

Происходит переход от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств.

С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники.

Мышление в подростковом возрасте - это не одна из функций в ряду других, а ключ для всех остальных функций и процессов. Под влиянием мышления закладываются основы личности и мировоззрения подростка.

Второй симптом кризиса – негативизм . Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.

У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14-16 лет.

Поведение подростка во время кризиса необязательно имеет негативный характер. Л.С.Выготский пишет о трех вариантах поведения.

Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из семьи, недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков.

Ребенок – потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %.

Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.

6. Кризис юношеского возраста напоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция). В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения . Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам.

У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей).

Это период, в котором определяется дальнейшая профессиональная деятельность.

Рассмотрев основные характеристики кризисных периодов, нельзя обойти вниманием то, каким же образом смягчить, свести к минимуму негативные проявления возрастных кризисов и то, как вести себя взрослым (родителям, педагогам и т.д.), столкнувшимся с этими проявлениями. Именно эти вопросы мы будем рассматривать в следующий раз.

Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005.

Малкина-Пых И. Г. - Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

Возрастные кризисы представляют собой переходные состояния с одного этапа жизни на другой. Существующие средства достижения целей переосмысливаются и кажутся неадекватными. Из-за этого развиваются непредсказуемые ситуации, а поведение кардинально меняется и не всегда в лучшую сторону. Возрастные кризисы – часть естественного развития ребенка.

Календарь кризисов

Возрастных кризисов у детей пять:

  • новорожденности – в 6-8 недель;
  • раннего детства – в 1-1,5 года;
  • 3-х лет – между 2 и 4 годами;
  • 7-лет – между 6 и 8 годами;
  • пубертатный – в 12-14 лет.

Психологи рассматривают их с физиологической и психологической точек зрения.

Кризис новорожденности

Физиология. Ребенок адаптировался к существованию вне материнской утробы. Организм привык самостоятельно дышать, регулировать температуру тела, получать и переваривать пищу. Регулярный сон и питание позволяют ощущать себя уверенно в новых обстоятельствах.

Психология. Качество психологической адаптации новорожденного зависит от родителей. Ребенок еще не владеет средствами общения, но нуждается в помощи, поэтому важную роль играет материнская интуиция.

Что делать? Научиться понимать язык тела, жестов и мимики ребенка. Чтобы выразить заботу и поддержку, как можно чаще берите его на руки, обнимайте, кормите грудью.

Кризис новорожденности заканчивается периодом оживления. Ребенок осваивается, узнает близких, улыбается, когда видит их.

Кризис первого года жизни

Психология. Ребенок начинает понимать, что главный человек в его жизни – мама – не принадлежит ему всецело, у нее есть собственная жизнь и интересы. Он начинает опасаться, что его бросят или потеряют. Ребенок добивается повышенного внимания, часто следует по пятам и зовет маму. В то же время он сравнивает себя с другими и пытается отстаивать волевые решения, противопоставлять их действующим семейным правилам, протестовать.

Что делать? Бороться с ребенком не только бесполезно, но и недопустимо, так как в период кризиса он еще больше нуждается в родительской любви и поддержке – физической и эмоциональной. Предоставьте ему определенную свободу, при этом контролируйте ее рамки – стимулируйте и притормаживайте время от времени, в зависимости от ситуации.

Кризис 3 лет

Физиология. В 3 года происходит первая гормональная перестройка организма. Ядра промежуточного мозга и гипофиза активизируются, это способствует интенсивно протекающим процессам познания.

Что делать? Не пытаться демонстрировать силу и власть – это может закрепить негативное поведение и черты характера. Найдите в себе силы проявлять терпение, иногда ребенок сам хочет перестать плохо себя вести, но еще не умеет этого сделать. Вы можете помочь ему, например переключить внимание. Также попробуйте выявить объективные причины такого поведения, может быть, в вашей семье слишком строгие правила или ребенка обижают другие дети.

При правильном поведении взрослых кризис 3-леток проходит через год-полтора.

Кризис 7 лет

Физиология. Кризис 7 лет связан с периодом интенсивного физического роста, развитием мелкой моторики рук и сложных нервно-психических функций.

Психология. На фоне физических изменений меняется социальный статус ребенка – он становится школьником. У некоторых детей необходимость привыкнуть к новому окружению и требованиям провоцирует неврозы. Ребенок становится тревожным, но прячет эмоции, у него снижается аппетит, по утрам возможны тошнота и рвота. Он может не хотеть идти на занятия, отвечать на вопросы учителя, спорит с родителями, огрызается, передразнивает старших. В этом возрасте возможны первые уходы из дома: чаще у мальчиков из строгих семей.

Что делать? Проблемы чаще возникают у детей, которые физически или психологически в чем-то отстают от сверстников, поэтому не спешите отдавать ребенка в школу, по крайней мере, не посоветовавшись с педиатром. Не загружайте первоклассника дополнительными секциями, дайте ему адаптироваться к школе. Не предъявляйте повышенных требований к учебе и обеспечьте дома спокойную обстановку.

Не наказывайте за неудачи и плохие оценки – этим вы отобьете желание учиться. Предоставьте ребенку больше самостоятельности и ответственности. Если у него что-то не получается, поддерживайте его веру в себя.

Подростковый кризис

Физиология. В 11-15 лет наблюдается ускоренный физический рост и половое созревание.

Психология. На этом фоне происходят психологические изменения: повышенная чувствительность, возбудимость, неустойчивость настроения, несдержанность, возможна агрессивность. Стремление к независимости от взрослых и самоутверждению провоцирует необдуманные поступки: курение, алкоголь, ранние половые связи, наркотики. Подростки тяготеют к группированию и времяпрепровождению в обществе сверстников. Они эгоистичны и равнодушны к окружающим, при этом очень нуждаются во внимании и заботе взрослых.

Что делать? К подростку нужно относиться как к взрослому, способному принимать решения и отвечать за поступки. Не нужно навязывать ему свое мнение, постарайтесь подводить его к адекватным самостоятельным решениям. Если поведение подростка вызывает у вас опасения, проконсультируйтесь с психологом.

Возрастные кризисы закономерны. Их течение зависит от особенностей личности ребенка: может быть острым и болезненным либо мягким и практически незаметным. При правильном поведении взрослых ребенок преодолевает возрастные кризисы, а дома сохраняется спокойная, дружелюбная атмосфера.


Возрастные кризисы у детей – это особенные, незатяжные по времени психические периоды перехода к новым качественным этапам в развитии, для которых характерны резкие психологические изменения. В данной статье будут рассмотрены кратко возрастные кризисы у детей и соответствующие стратегии их воспитания. Несмотря на то, что каждый ребёнок индивидуален, кризисы взросления характерны для всех детей.

Выделяют шесть сложных этапов. Это период новорожденности, годовалый, 3-, 7-, 13- и 17-летний возраст. В зависимости от особенностей темперамента, окружающей обстановки и других факторов проявления этих кризисов могут варьировать, например, носить очень выраженный характер или проходить практически незаметно. Также важно понимать, что возраст указан приблизительно. Например, кризис трёх лет может возникнуть и в 2,5, и в 4 года.

Кризис новорожденности

Это период сразу после рождения ребёнка. Такой возрастной кризис у ребёнка обусловлен резкой сменой окружающей среды. После периода внутриутробного развития новорожденный должен моментально адаптироваться к самостоятельному дыханию и питанию, а также непривычным раздражителям: температуре и влажности воздуха, свету, звуку.

Такая перестройка организма – непростое время для младенца, поэтому крайне важно окружить его максимальной заботой. Если этого не сделать, у малыша может развиться тревожность, которая сохранится и во взрослой жизни. Нельзя надолго оставлять ребёнка одного или с незнакомыми людьми, игнорировать его плач. Возрастной кризис новорожденности продлится до двух месяцев, после чего малыш станет более приспособленным к жизни и начнет социализацию.

Кризис одного года у ребенка

На этом этапе жизни ребёнок учится разговаривать и ходить, поэтому мир для него становится более доступным. Появляется возможность исследовать предметы, которые раньше были недоступны, увеличивается пространство, в котором он способен передвигаться.


Принятие таких изменений – сложный процесс, который зачастую сопровождается негативной реакцией ребёнка. Поведение малыша может ухудшаться: возникают вспышки агрессии, капризы. Ребёнок может плакать, падать на пол в истерике, требовать новые игрушки, обижаться на запреты, бросать во взрослых различными предметами, если его желания не исполняются. В то же время возникают первые попытки всё делать самостоятельно, а помощь со стороны взрослых начинает вызывать раздражение.

Родителям в этот период необходимо проявлять терпение и такт. Нельзя впадать в крайности: крик, ссоры и суровые наказания не принесут никакого положительного результата, но и потакание всем капризам нельзя назвать удачной стратегией поведения.

Оптимальные стратегии родителей:

– отвлечение ребёнка. Можно переключить его внимание на картинку за окном, животное, которое гуляет поблизости, или проезжающую яркую машину;

– договор с малышом. Доступно и подробно объясняйте, почему он не может получить желаемое или делает что-то неправильно. Не думайте, что ребёнок еще слишком мал и ничего не поймёт;

– поощряйте стремления малыша к самостоятельности. Если этого не делать, в будущем ребенок откажется брать на себя ответственность и выполнять даже простые действия.

Кризис 3 лет у ребенка

Один из самых серьёзных кризисов, во время которого ребёнок начинает осознавать себя как личность и стремится показать свою самостоятельность. Как правило, в этот период малыш противопоставляет себя взрослым, перестает слушаться, не хочет находить общий язык с родителями.

Основной проблемой зачастую становится негативизм в поведении ребенка. Он делает всё наперекор тому, что предлагают или просят родители. При этом важно понимать, что малыш отказывается не потому, что действительно не хочет выполнять то или иное требование, а потому что оно исходит от взрослого человека.

Отторжение в этом возрасте вызывает и привычный образ жизни. Малыш отказывается выполнять обычные действия: ложиться спать вовремя, есть по устоявшемуся расписанию, посещать ясли или сад, надевать одежду, которая раньше нравилась.

При этом у ребёнка развивается упрямство: он настаивает на любых требованиях или пожеланиях, даже тех, которые раньше не имели для него особого значения. Еще один важный нюанс – обесценивание взрослых и их мнений. Если раньше любые слова и поступки воспринимались малышом как аксиома, то в трехлетнем возрасте он начинает критиковать родителей и спорить с ними по любому поводу. Практически каждое действие малыша в этом возрасте носит характер протеста, часто случаются истерики, появляется ревность.

Кроме того ребёнок учится избегать наказания или других негативных последствий своих поступков. Чаще всего – в форме вымысла. Например, он может сказать, что вазу разбил домовой или сказочный герой.

Родителям важно не пытаться подавить этот кризис силой авторитета, потому что можно надолго лишить ребенка стремления проявлять желания и отстаивать свою позицию. Вместо того чтобы спорить с малышом или что-то ему строго запрещать, лучше воспользоваться хитростью. Например, можно накануне обеда сказать ребенку, что он может делать все что захочет, но только не есть суп. Как правило, этого достаточно, чтобы малыш поел.

А вот идти на поводу у истерик и эмоциональных требований не стоит. Если ребёнок таким способом получит желаемое, то в будущем он непременно будет добиваться всего с помощью капризов и слез.

Кризис 7 лет

Проблемы возрастного кризиса у детей 6-7 лет связаны с походом в школу и максимальным расширением круга общения. Новый социальный статус ученика привносит определённые изменения в поведение: уходят наивность и непосредственность, мнение посторонних людей начинает играть решающую роль в оценке себя. В этом возрасте дети нередко становятся манерными, любят кривляться и привлекать внимание, ярко проявляют эмоции, бывают агрессивными.

Чтобы этап взросления прошел с минимальными проблемами, родителям понадобится помощь значимых взрослых, которые при этом не являются членами семьи. С этой ролью хорошо справляются учителя, друзья семьи, тренеры в спортивных секциях. Очень важно обсудить с ними, что в этом периоде ребенку очень важна оценка посторонних людей. Нельзя слишком сильно его критиковать или хвалить, чтобы в будущем не возникло проблем с самооценкой.

Кризис 13 лет

Ещё один важный и сложный этап формирования личности наступает в подростковом возрасте. На этом этапе в организме происходят глобальные гормональные изменения, связанные с половым созреванием. Параллельно с этим протекает и психологическая трансформация из ребёнка во взрослого.

Чаще всего эти процессы проявляются выраженной эмоциональной неустойчивостью, которая обусловлена колебанием уровня гормонов. Кризис 12-13 лет возрастная психология описывает так: настроение подростка может часто меняться с подавленного на приподнятое, контролировать чувства и их проявления становится очень сложно. Развивается и стремление казаться взрослым. Оно проявляется в манере поведения, выборе одежды и причёски, лексике. Параллельно подросток стремится максимально отделить себя от родителей: например, находит увлечения вне дома, скрывает свои переживания и отношения со сверстниками.


Если родные не обеспечивают необходимую степень свободы и проявляют чрезмерную опеку, могут разгораться сильные скандалы и ссоры. Конфликты также возможны, когда родители критикуют подростка или что-то запрещают. Из самых важных и значимых людей мать и отец превращаются во второстепенных персонажей, а их роль занимают сверстники и подростки более старшего возраста. Именно на них в своих взглядах и поведении ориентируется ребёнок.

Также в этом возрасте появляются первые романтические увлечения. Подросток проявляет сильный интерес к собственной внешности, может часто менять имидж, подбирая оптимальный с его точки зрения вариант. Поиск себя во всех аспектах становится для ребёнка основной задачей, он может сопровождаться сложностями в общении и ухудшением успеваемости.

Родителям важно сохранить доверие подростка. Для этого нужно давать ребёнку больше свободы, признавать его границы, право на личную жизнь и возможность брать на себя ответственность за слова и поступки. К подростку надо относиться как к равному, не поучать его и признавать за ним право на собственные ошибки.

Кризис 17 лет

Ребёнок оканчивает школу и полностью погружается во взрослую жизнь, поэтому он сталкивается с осознанием ответственности за своё будущее. Он может сомневаться в выборе профессии и дальнейших перспектив, опасаться перемен. Нередко в этом возрасте наблюдаются повышенная тревожность, раздражительность, нервозность, нарушения сна.

Поддержка родных играет решающую роль в преодолении возрастного кризиса у детей 16-17 лет. Очень важно позволить подростку сделать собственный выбор и поддержать его на этом пути. А вот навязывание своей позиции, критика принятых решений и попытка относиться к подростку, как к несознательному ребёнку, сыграет злую шутку и испортит отношения в семье на долгие годы.

Все кризисы возрастного развития детей имеют свою интенсивность и особенности развития, выражающиеся в проблемности во время перехода от одного возрастного этапа к другому.

Каждому ребёнку свойственно время от времени капризничать. Иногда это происходит по вполне понятным причинам: устал, перенервничал, кто-то обидел, столкнулся с несправедливостью. Но бывают целые периоды, когда неуправляемое и невыносимое поведение не ограничивается одной ситуацией, а продолжается несколько месяцев. Непослушание, истерики, протесты, грубая речь, отказ идти на контакт — список проблем может быть бесконечным.

В этот сложный период найти какое-то логическое объяснение происходящему трудно. Те, кто знаком с психологией, знают, что во всём виноваты возрастные кризисы.

Что это такое


Существует множество разных подходов к их определению и классификации (Выготского, Эльконина, Эриксона, Леонтьева, Божович и др.). Несмотря на такое разнообразие, все они максимально похожи и сходятся в большинстве ключевых моментов.

Психология объясняет их достаточно просто. Все дети растут скачками, во время которых, согласно исследованиям, головной мозг начинает активно испускать импульсные волны. Их природу и значение учёным ещё предстоит выяснить, но в эти моменты с психическим и физическим развитием происходят существенные изменения.

Физические изменения

Ещё вчера он ползал, а сегодня уже неумело, но ходит. Ещё вчера не мог обойтись без посторонней помощи, а сегодня сам завязывает шнурки и пытается приготовить себе завтрак. Ещё вчера дочка была угловатым, неуклюжим подростком, а сегодня превратилась в красивую, оформившуюся девушку.

Психические изменения

Каждый возрастной кризисный период сопровождается новообразованиями. В 1 год — это автономная речь, мотивирующие представления, представление о себе. В 3 года — первичная самостоятельность, выстраивание более сложных отношений, новый уровень самосознания, волевая регуляция деятельности. В 7 лет — произвольность и опосредованность поступков, осознание собственных переживаний, новые социальные роли. В 13 — гипертрофированное чувство взрослости. В 17 — профессиональное и личностное самоопределение.

Почему данные скачки называются именно кризисами? Потому что они представляют собой тяжёлое переходное состояние на новый уровень — и физически, и психически. Этот процесс даётся нелегко не только родителям, но прежде всего — самому ребёнку. Он пугается тех кардинальных изменений, которые происходят с его телом и мировоззрением. И в ответ на них начинает протестовать, пытаясь убежать и спрятаться от такого развития событий. Отсюда — неуправляемое поведение.

Периодизация

В психологии обычно выделяется пять детских кризисов по возрастам:

    — переход от младенчества к раннему детству; — переход к дошкольному возрасту; — освоение школы;
  • 13 лет — подростковый период;
  • 17 лет — начало ранней юности.

Однако данная периодизация достаточно условна. В трудах психологов, учебниках, различных источниках можно встретить другие её интерпретации.

Например, есть мнение, что в отдельный кризис новорожденности следует выделять весь первый год жизни малыша, начиная от появления на свет и заканчивая становлением на ножки. По сути, там каждую неделю можно назвать переходным периодом, характеризующимся резкими скачками в физическом состоянии.

Согласно другой точке зрения, кризисные периоды 13 и 17 лет следует объединить в один — подростковый.

В некоторых источниках кризис ранней юности исключён из данной периодизации, так как семнадцатилетнего человека трудно назвать ребёнком в общем смысле этого слова.

Такие разночтения в периодизации не должны пугать. Их описания максимально похожи.

Взгляды психологов


Свой вклад в классификацию и описание детских возрастных кризисов сделали многие психологи.

Выготский

Основы понимания возрастных детских кризисов были заложены именно Львом Семёновичем Выготским:

  • выделил литические (стабильные) и критические периоды развития;
  • назвал основным содержанием каждого из них перестройку социальной ситуации;
  • считал, что на выходе из каждого из них родители получают совершенно другого ребёнка.

Впервые выдвинул идею о том, что каждый критический период — движущая сила развития в физическом и личностном плане. В этом его целиком и полностью поддержали остальные психологи.

Леонтьев

Алексей Николаевич Леонтьев ввёл понятие ведущей деятельности (ВД). По его мнению, каждый из возрастных кризисов есть не что иное, как переход к новой ВД:

  • 1 год — предметно-орудийная (была эмоциональная);
  • 3 — сюжетно-ролевая;
  • 7 — учебная;
  • 13 — интимно-личностная;
  • 17 — учебно-профессиональная.

Факт, что каждый возрастной скачок сопровождается переходом от одной ведущей деятельности к другой, стал общепризнанным. Но мнения психологов разделились по поводу того, какая ВД определяет подростковый период:

  • по Фельдштейну — общественно-полезная;
  • по Давыдову — общественно-значимая;
  • по Беличевой — референтно-значимая;
  • по Поливановой — проектная.

По мнению Леонтьева, именно смена ведущей деятельности является основным признаком каждого возрастного кризиса в развитии ребёнка.

Божович

Лидия Ильинична Божович ввела понятие новообразования. Это те психические и социальные изменения, которые происходят с ребёнком во время кризисного периода. Именно они определяют сознание, отношение к среде, межличностные контакты, внутреннюю и внешнюю жизнь. Они являются обобщённым результатом всего психического развития на соответствующем этапе жизни и становятся базой для формирования психических процессов во время следующего кризиса.

Новообразования формируются на стыке двух периодов и означают завершение предыдущего этапа развития и начало следующего.

Эльконин

Данил Борисович Эльконин на основе общепринятой периодизации создал свою, авторскую. Её фундаментом стало выделение им двух систем, в которых, по мнению психолога, развивается каждый ребёнок:

Каждый стабильный период, обозначенный Выготским, Эльконин разбил на два подэтапа. В первом ВД связана с одной системой, во втором — с другой. Переходы между ними и являются кризисными скачками вперёд. Вот как выглядит его периодизация:

  • младенчество (до года) — кризис 1 года (малый);
  • ранний возраст (1-3 года) — кризис 3 лет (большой).
  • младший подростковый возраст (12-15) — 15 лет (малый);
  • старший подростковый возраст (16-17) — 17 лет (большой).

Таким образом, у Эльконина возрастной кризис 13 лет разбит на два более детальных — 12 и 15.

Эриксон

Эрик Эриксон ввёл понятие кризиса идентичности. Он заключается в том, что во время проблемного периода ребёнку приходится выбирать между двумя дилеммами. В зависимости от принятого решения развитие личности протекает в дальнейшем либо в положительном, либо в отрицательном ключе. Его периодизация:

  • 1 год — доверять окружающему миру или нет?
  • 3 — быть самостоятельным или испытывать постоянное чувство стыда за сделанное?
  • 7 — раскрыть свои инициативные и организаторские способности или послушать критику и остаться в тени?
  • 13 — быть самодостаточным или неуверенным в себе?
  • 17 — кто я и чего я хочу?

По Эриксону, если в момент кризисного периода выбран не тот путь, это приводит к нарушениям развития личности.

Общая характеристика


Все возрастные детские кризисы имеют специфические черты.

  • с обучением ходьбе расширяется доступное пространство;
  • появляется автономная речь (выражают эмоции звуками);
  • поведение определяется впечатлениями, а не зависимостью от предметов;
  • происходит первое осознание себя (узнают себя в зеркале).
  • изменяются отношения со взрослыми;
  • происходит отделение себя от других;
  • осознаются возможности;
  • зарождается потребность в уважении и признании.
  • приходится осваивать новые правила школьной жизни;
  • ускоренными темпами происходит развитие операционально-технической сферы;
  • усваивается социокультурный опыт;
  • приобретает значимость учебная деятельность;
  • развивается саморегуляция.
  • на первый план выходит общение со сверстниками;
  • развивается самосознание — внутреннее ощущение себя как индивидуальности;
  • составляются жизненные планы, которые в будущем позволят жить самостоятельно;
  • появляется самоопределение — осознание своего места в человеческом обществе;
  • формируются рефлексия, формально-логический интеллект и гипотетико–дедуктивное мышление.

Нужно иметь в виду, что даже у психологов периодизация достаточно условна. Нельзя воспринимать указанный возраст слишком буквально: кризис 3 лет вовсе не означает, что он начнётся в день рождения и будет продолжаться ровно 12 месяцев. Этот критерий достаточно индивидуален. У кого-то скачок происходит раньше, у кого-то — позже. И длиться они могут тоже по-разному: у некоторых всё заканчивается спустя 3 месяца, а другим приходится терпеть по полгода и дольше.

Основные симптомы

Возрастные кризисы развития характеризуются определёнными симптомами.

  • громкий плач без слёз;
  • резкие движения: машут руками, топают ногами, мотают головой, замахиваются для удара;
  • чрезмерно живая мимика: хмурят брови, плотно сжимают губы, сужают глаза;
  • требовательные интонации;
  • опасное любопытство, когда тянет ко всему запретному;
  • непоседливость;
  • протесты против действий взрослых (срывают одежду) и привычного режима (отказываются есть);
  • назойливость.
  • негативизм;
  • строптивость;
  • упрямство;
  • бунт;
  • деспотизм;
  • обесценивание;
  • своеволие.
  • отдаление от родителей;
  • патологическая, ничем не объяснимая жадность;
  • вредность;
  • ревность;
  • необоснованная агрессия: могут кусаться, царапаться, драться.
  • не слушаются;
  • хотят быть взрослыми: подражают кому-то из старших, отказываются играть с теми, кто младше;
  • не воспринимают критику;
  • осознанно обижают окружающих.
  • враждебность, конфликтность;
  • грубые нарушения дисциплины, правил, запретов;
  • стремление к одиночеству и изоляции, замена реального общения виртуальным;
  • вспыльчивость, импульсивность;
  • снижение успеваемости в школе;
  • повышенная чувствительность к критике.

Есть и общие моменты для всех возрастных скачков: непослушание, протесты и даже бунты против рамок и ограничений, закрытость, потеря авторитета взрослых и доверия к ним, резкая смена настроения, раздражительность, агрессия.

Преодоление кризисов


Чтобы облегчить переживания родителей, психологи подробно прописывают особенности взаимодействия с ребенком в период кризисов по годам:

Настоятельно не рекомендуется в этом возрасте отучать от груди, выходить маме на работу и отдавать малыша в детский сад, пока кризисный период не закончится.

  • заменять игровую деятельность учебной постепенно;
  • предоставлять право выбора;
  • корректно указывать на совершённые ошибки;
  • помогать с домашними заданиями;
  • постоянно быть на связи с учителем;
  • не критиковать взрослых в их присутствии;
  • поощрять общение со сверстниками;
  • не сравнивать с остальными;
  • помогать в решении школьных проблем.

Несмотря на отдельные особенности воспитания детей в периоды возрастных кризисов, есть и ряд общих моментов:

  1. Уделяйте им больше внимания, проводите с ними много времени.
  2. Чаще меняйте обстановку: ездите в путешествия, ходите в походы, участвуйте в мероприятиях, гуляйте по разным местам.
  3. Не наказывайте физически.
  4. Не повышайте голос, не устраивайте открытых конфликтов, не вступайте в перепалки.
  5. Каждый раз расширяйте круг их прав, давайте больше самостоятельности, но постепенно.
  6. Не идите на поводу.
  7. Обеспечьте чёткий режим дня с обязательными физическими нагрузками.
  8. Обсуждайте проблемные ситуации, делайте выводы.
  9. Объясните всем остальным членам семьи, что система воспитания должна быть единой.
  10. Демонстрируйте собственным примером правильное поведение.

Родители должны обязательно учитывать все эти моменты, чтобы не накалять ситуацию и помочь ребёнку пережить все кризисы взросления с минимальными потерями.

Последствия

Далеко не все понимают, насколько велико значение кризисов в психическом развитии ребёнка. Каждый из них накладывает отпечаток на его жизнь:

Значение кризисов в психическом развитии ребёнка

Если родители не помогут ребёнку преодолеть очередной возрастной скачок, отрицательных последствий не избежать.

Таблица по возрастам

Для обобщения всего вышесказанного предлагаем вниманию педагогов и родителей календарь кризисов ребёнка, отражающий ключевые моменты каждого периода.

Календарь кризисов ребёнка по годам

Каждый возрастной кризис имеет огромное значение в жизни ребёнка. Чтобы психическое развитие было гармоничным и шло по правильному пути, родители должны помочь ему в их преодолении.

foto17521-2 (6)

Многие родители замечают, что в определенные периоды поведение их ребенка резко меняется, причем далеко не в лучшую сторону.

Связано это с тем, что ребенок развивается, и его психика претерпевает определенные возрастные изменения.

Родителям нужно знать о возрастных кризисах детей и относится к этому с пониманием, учиться искать новые подходы к ребенку и как-то сглаживать негативные проявления.

Психологическое понятие, причины возникновения у детей

foto17521-2 (7)

Под возрастным кризисом в психологии понимается не слишком продолжительный по времени определенный возрастной период в человеческой жизни, когда в организме происходят серьезные физиологические и психологические изменения.

Это своеобразный переход человека на качественно новый уровень отношений с миром в плане психологии и социализации, переломная точка на кривой развития.

Причины возникновения кризисных периодов, вне зависимости от возраста, состоят в несоответствии условий (как психологических, так и социальных), в проживания потребностям мальчика или девочки. Иначе говоря, психика маленького ребенка не успевает справляться с обстоятельствами стремительно изменяющегося мира.

Симптомы и признаки детских кризисных периодов развития

Детские кризисы в разном возрасте характеризуются определенной симптоматикой.

В 1 год ребенок может громко плакать без слёз, совершать резкие движения конечностями и головой, замахиваться для удара, активно пользоваться мимикой и изображать требовательность интонационно. Также к числу проявлений в это время можно отнести опасное любопытство, непоседливость, протесты против действий взрослых и привычного режима, назойливость.

В 3 года дети демонстрируют негативизм и упрямство, показывают строптивый характер, тягу к бунту. Они часто обесценивают действия родителей и своевольничают. Может наблюдаться патологическая, необоснованная жадность, показная вредность, проявления ревности и агрессии.

В 7 лет малыши часто не слушаются, стараются соответствовать и подражать взрослым. Наблюдается абсолютное непринятие критики, тяга обидеть окружающих.

При подростковом кризисе можно заметить враждебность, конфликтность в отношениях и со старшим поколением, и со сверстниками; грубые, часто показательные нарушения дисциплины, общепринятых правил, родительских запретов. В это время молодые люди стремятся к одиночеству, чаще уходят в виртуальное общение вместо реального. В разговорах и поступках нередко вспыльчивы и импульсивны, не приемлют критические замечания, игнорируют успеваемость в школе.

Сколько и каких выделили в дошкольном возрасте и школьном?

Над проблемами кризисов у детей работали ученые Выготский и Петрановская.

Выготский

foto17521-2 (4)

Этот ученый заложил основы понимания возрастных детских кризисов, в частности:

  • определил литические (стабильные) и критические периоды роста;
  • назвал главное содержание каждого периода – перестройку социальной ситуации;
  • подтвердил, что на выходе из кризисного периода своего ребенка родители получают новую детскую личности.

Кроме того, Выготский выступил с идеей, что каждый критический период является своеобразным катализатором развития и в физическом, и в личностном плане. Его периодизация непростых периодов следующая (всего 10 стадий, без учета юношества):

  • новорожденность (до двух месяцев);
  • младенчество (до года);
  • кризис 1 года;
  • трехгодовалый кризис;
  • дошкольный возраст (с 3 до 7 лет);
  • кризис 7 лет;
  • школьные годы (7-13 лет);
  • кризис 13 лет;
  • пубертатный период (с 14 до 17 лет);
  • кризис 17 лет.

Петрановская

foto17521-2 (8)

По мнению Петрановской, суть любого детского кризиса состоит в получении с каждым разом все большей автономии от родителей. Поэтому логичным итогом всех кризисов является полная автономия от семьи, которая наступает к совершеннолетию.

Какие бывают по возрастам: календарь в виде таблицы

В течение всей жизни в разные периоды времени у каждого ребенка наступают кризисные моменты. Это естественный процесс, который присущ каждому.

Попробуем разобраться, в каком возрасте может возникать трудный жизненный период и какова последовательность их возникновения.

Возрастные изменения в детстве можно разделить на пять основных этапов:

    Физиология. Малыш начинает привыкать к жизни в нашем мире. Ребенок уверенно дышит сам, имеет постоянную температуру, питается и пьет. Длительный сон, прогулки помогают ему адаптироваться в новом мире.

Психология. Как будет привыкать ваш сын или дочка к окружающему миру зависит только от близких людей. Малыш еще не может объяснить свои требования, поэтому ему нужна помощь.

  1. Родители со временем начинают распознавать язык жестов, мимику и телодвижения своего дитя.
  2. В этот период новорожденному нужны забота и ласка.
  3. Старайтесь чаще держать малыша на руках, обнимать его и быть рядом.
  4. Кризисный период новорожденного сменяется подвижным периодом.

Психология. В подсознании малыш понимает, что самый важный человек это мама. Он начинает нервничать и переживать, когда не видит ее.

  1. Во время кризиса разных лет нет смысла спорить с ребенком, от этого не будет толка, а еще больше усугубит ситуацию.
  2. В кризис раннего детства малышу особенно необходима ваша любовь, поддержка и нежность.
  3. Дайте ему свободу действий, но всегда будьте рядом, чтобы контролировать и обезопасить его действия.

Психология. Это самый сложный период в жизни каждого ребенка. В это время привычный, спокойный малыш превращается во вредного малыша, который все отрицает и не поддается воспитанию.

  1. Не стоит ругать ребенка и наказывать, не поднимайте голос и старайтесь сохранить самообладание.
  2. Если ребенок хочет сделать что-то самостоятельно, не стоит препятствовать, просто проследите за ним.
  3. Попробуйте выяснить причину его капризов, возможно его обижают другие ребята, либо вы сильно строги к нему.
  4. Необходимо объяснить ребенку границы дозволенного, не поддавайтесь на провокации и крики.
  5. Если он начинает истерику, дайте ему побыть одному, это поможет ребенку быстрее, успокоится.

Психология. С ребенком происходят не только физические изменения, но и появляется новый социальный статус теперь он школьник.

  1. Если вы видите, что ваш ребенок морально или физически не готов к походу в первый класс, то не стоит торопить события. Зачастую такие дети становятся изгоями и получают большую психическую травму.
  2. Первое время не стоит увеличивать нагрузку дополнительными занятиями, не придирайтесь к успеваемости. Дошкольник должен освоить свой новый образ жизни и привыкнуть к статусу.
  3. Не ругайте за невыполненные уроки или отставания в школе, чтобы у ребенка не пропало желание к учебе. Помогите ему, если он что-то недопонимает, делайте уроки вместе.

Психология. Виду физиологических изменений, подросток становится легко возбудимым, агрессивно реагирует на ситуации, смена настроения, часто не может сдержать эмоции.

  1. В этот период особенно надо быть близким со своим ребенком, находить общие темы и интересы.
  2. Необходимо прислушиваться к его мнению и давать советы, в то же время дать возможность самостоятельно принимать решения.
  3. Если же вы заметите что-то необычное в поведении, то обратитесь к помощи психолога.

Новорожденности

foto17521-2 (5)

Этот кризис происходит на бессознательном уровне. Рождение человека связано с сильнейшим стрессом для него. Он связан с тем, что ребенок меняет привычную для себя внутриутробную жизнь на жизнь во внешнем мире.

Конечно же, младенец не может осознать всего этого, поэтому данный кризис связан в первую очередь с физиологическими процессами, рефлексами.

Ребенку нужно адаптироваться к изменившимся условиям существования. Поэтому первые 1-2 месяца жизни малыша очень сложны как для него, так и для его родителей.

Родителям тоже нелегко в это время, т.к. они только начинают свыкаться с новой ролью и зачастую чувствуют растерянность и неуверенность в себе, а также сильную усталость и психологическое напряжение.

Больше информации о кризисе новорожденности вы найдете в нашем материале.

До 12 месяцев

В возрасте до 12 месяцев ребенок переживает несколько кризисных периодов, которые делятся по неделям и имеют свои названия:

Более подробную информацию о кризисах детей от года по неделям вы узнаете из этой статьи.

1 года

В возрасте одного года малыш начинает проявлять большую активность, у него активно развивается речь. Он начинает ходить и активно познавать мир. У ребенка появляется стремление больше двигаться, малыш проявляет самостоятельность в некоторых повседневных делах.

Подробнее о кризисе 1 года рассказано в этой статье.

3 лет

В этом возрасте малыш начинает идентифицировать себя как отдельную личность со своими желаниями и потребностями, больше проявлять свою индивидуальность и показывать собственную значимость. Именно в этом возрасте многие родители отмечают появление у их ребенка, ранее спокойного и покладистого, упрямства, и желания делать все только по-своему.

Многие дети в этом возрасте становятся более возбудимыми, активными, у некоторых малышей может проявляться агрессия, склонность к истерикам и скандалам, особенно если что-то идет не так, как им хотелось бы.

Более детальную информацию о кризисе 3 лет вы найдете здесь.

Обычно он совпадает со временем, когда ребенок идет в школу. У него появляются новые социальные контакты, новый статус, меняется мировоззрение. Постепенно уходит детская непосредственность. В поведении ребенка могут начаться изменения, далеко не всегда приятные для родителей.

Больше информации о кризисе 7 лет вы узнаете из этого материала.

Подростковый

foto17521-2 (2)

Он самый сложный как для ребенка, так и для родителей.

У него есть множество предпосылок – это и гормональные, физиологические изменения, которые могут оказывать влияние на поведение ребенка, а также проблемы социализации и психологической самоидентификации.

Ребенок в подростковом возрасте может быть эмоционально нестабильным, его психика становится лабильной, у него могут быть перепады настроения, вспыльчивость, раздражительность, желание показать свою независимость и самостоятельность.

О подростковом кризисе более подробно рассказано здесь.

Юношеский

Он приходится на 17-18 лет. Именно в этом возрасте юношам и девушкам приходится определяться с профессией, и начинать вступать уже во взрослую, более самостоятельную жизнь, принимать ответственность за себя и свое будущее. В этот период очень важна поддержка родителей и близких людей.

О кризисе 17 лет вы узнаете тут.

Почему нужно знать и различать эти периоды?

Кризисы разных возрастов неизбежны, поэтому родителям надо быть готовыми к любым изменениям в отношениях.

У такого человека возникают трудности социализации и общения с людьми, проблемы с противоположным полом. Он не способен справляться с жизненными трудностями и правильно оценивать окружающий мир, формировать восприятие и мировоззрение.

Основные ошибки родителей и их возможные последствия

foto17521-2 (3)

Игнорирование. Одна из главных ошибок родителей – отказ от естественных возрастных кризисов, как таковых, игнорирование их актуальности в принципе.

Читайте также: