Сообщение на тему крестный ход

Обновлено: 01.05.2024

Тор­же­ствен­ное шествие с кре­стом, хоруг­вями и ико­нами, сопро­вож­да­е­мое молеб­нами о мило­сти Божией по тому или иному случаю назы­ва­ется крест­ным ходом. Пово­дами для крест­ных ходов слу­жили как опре­де­лен­ные посто­ян­ные празд­ники, дни святых и чудо­твор­ных икон, так и кон­крет­ные обсто­я­тель­ства, тре­бу­ю­щие каждый раз назна­че­ния срока — начало и конец сель­ско­хо­зяй­ствен­ных работ, первый выгон скота, засуха, непре­рыв­ные дожди, эпи­де­мии и эпи­зоо­тии, необ­хо­ди­мость освя­тить опре­де­лен­ные места (пере­крестки, колодцы и др.).

Участ­ники. Если вблизи дачи какой-либо деревни нахо­дился пере­кре­сток или рас­пу­тье дорог, то там ста­вили посто­ян­ные часо­венки (в данном случае — стол­бик с образ­ком под кро­вель­кой), около кото­рых оста­нав­ли­ва­лись крест­ные ходы, когда обхо­дили поля. Образа нести во время крест­ного хода могли все жела­ю­щие; тако­вых было много, поэтому часто меня­лись; но те, кто нес икону по обету, — не отда­вали ее никому. Свя­щен­нику эту службу опла­чи­вали всем миром, делая рас­кладку по дворам общины.

Подоб­ные крест­ные ходы с молеб­нами совер­ша­лись и в связи с дру­гими при­чи­нами неуро­жаев. Они могли вклю­чать освя­ще­ние колод­цев, обход самого селе­ния и выход в поле, совер­ше­ние водо­свя­тий на рас­пу­тьях. Иногда после молебна в поле делался обед.

Памят­ные ходы. Молебны от сти­хий­ных бед­ствий местами совер­ша­лись не только тогда, когда уже беда посе­тила данную мест­ность, но слу­жили их еже­годно в опре­де­лен­ные, уста­нов­лен­ные по тра­ди­ции дни, неза­ви­симо от состо­я­ния погоды. Так, в д. Меш­кова (Орлов­ской губ.) бывали еже­год­ные молебны в поле в послед­нее вос­кре­се­нье перед Воз­не­се­нием от засухи; на Казан­скую (8 июля) — от гра­до­би­тия. Вот какова исто­рия крест­ного хода с Аба­лак­ской иконой Божией Матери.

Летом 1665 года в Тоболь­ске и во всех его окрест­но­стях бес­пре­рывно шел про­лив­ной дождь: хлеб, овощи и трава погибли. Народ при­хо­дил в отча­я­ние. В несча­стии обра­ти­лись к Божией помощи: тогдаш­ний Тоболь­ский архи­епи­скоп Кор­ни­лий послал освя­щен­ный собор в село Аба­лак­ское за чудо­твор­ною иконою Божией Матери. 7 июля икона, с подо­ба­ю­щею свя­тыне честью, была выне­сена из Аба­лака, а утром 8‑го при­не­сена в Тобольск.

Служба еще не окон­чи­лась, как, к удив­ле­нию и радо­сти всех, мгла рас­се­я­лась, дождь пре­кра­тился, облака исчезли, и сде­ла­лось вёдро. В память сего бла­го­де­тель­ного собы­тия и для все­гдаш­него бла­го­да­ре­ния Гос­пода Бога и Его Пре­чи­стой Матери прео­свя­щен­ный Кор­ни­лий уста­но­вил — при­но­сить Чудо­твор­ную икону Божией Матери из Аба­лака в Тобольск еже­годно ко дню вели­ко­му­че­ника Про­ко­пия, т.е. к 8‑му июля, и стоять ей там в соборе до 20-го числа того же месяца, до празд­ника про­рока Божия Илии.

Через три года после сего, именно в 1668 году, архи­епи­скоп Кор­ни­лий был вызван в Москву для про­из­вод­ства в сан мит­ро­по­лита. По воз­вра­ще­нии из Москвы он услы­шал от недоб­рых людей, будто в его отсут­ствие духо­вен­ство встре­чало Аба­лак­скую икону Божией Матери без над­ле­жа­щего бла­го­го­ве­ния, и в то время, как она стояла в соборе, будто бы про­из­во­дили раз­ного рода бес­чин­ства. Прео­свя­щен­ный про­гне­вался, поэтому в сле­ду­ю­щем году клю­чаря собор­ного, когда сей при наступ­ле­нии вре­мени при­носа иконы из Аба­лака, пришел при­нять бла­го­сло­ве­ние, под­верг нака­за­нию, укорив напе­ред за про­шло­год­ние бес­по­рядки, а икону при­но­сить запре­тил. Таким обра­зом, при­носа иконы Божией Матери в Тобольск в 1669 году не было.

Но донос на собо­рян был ложный, и прео­свя­щен­ный пове­рил кле­вете без иссле­до­ва­ния дела; потому его постиг гнев Божий: он под­вергся тяжкой болезни, кото­рая про­дол­жа­лась пять меся­цев. Так как и в 1670 году мит­ро­по­лит Кор­ни­лий, все в гневе на преж­нее пове­де­ние собо­рян, не хотел воз­об­но­вить при­носа в Тобольск Аба­лак­ской иконы, несмотря на то, что 8 июля уже при­бли­жа­лось, то его вто­рично постигла болезнь, так, что без посто­рон­ней помощи ходить он не мог; и заме­ча­тельно, — чем ближе было ко вре­мени при­носа иконы, тем силь­нее дела­лась болезнь. Прео­свя­щен­ный при­зы­вал врачей, но тщетно. Нако­нец, уже в сен­тябре месяце (как повест­вует лето­пи­сец), он понял при­чину стра­да­ний — сде­лан­ное им запре­ще­ние, притом вопреки соб­ствен­ному своему поста­нов­ле­нию и един­ственно по кле­вете на невин­ных, при­но­сить в Тобольск из Аба­лака чудо­твор­ную икону Божией Матери… Посему, про­ли­вая слезы о своем согре­ше­нии, он немед­ленно послал за чудо­твор­ным обра­зом в Абалак освя­щен­ный собор, и по при­носе в город (что было 25 сен­тября, в день вос­крес­ный) велел по-преж­нему поста­вить его в соборе и слу­жить литур­гию.

По окон­ча­нии слу­же­ния, вла­дыка при­ка­зал при­не­сти святую икону к себе в келью и, когда начался звон к выносу из собора, велел при­слуге выве­сти себя в при­ем­ную ком­нату и поста­вить подле окна, дабы видеть, как поне­сут Вла­ды­чицу. Что же? Едва он увидел из окна лик Пре­чи­стой Девы, как почув­ство­вал облег­че­ние своей болезни. Когда же икона была вне­сена в самые кельи мит­ро­по­ли­чьи, боль­ному стало так легко, что он без помощи других сам собою мог и стоять в про­дол­же­ние молебна, кото­рый слу­жили у него во внут­рен­них ком­на­тах, и про­во­дить Икону до того места, где принял. Этого мало: на сле­ду­ю­щий день прео­свя­щен­ный был даже в состо­я­нии идти в собор, там обла­читься, слу­жить бла­го­дар­ствен­ный моле­бен Гос­поду Богу и Божией Матери за нис­по­сла­ние небес­ной помощи и, по раз­об­ла­че­нии, стоять литур­гию. Прео­свя­щен­ный Кор­ни­лий при­ка­зал тогда же опи­сать совер­шив­ше­еся над ним чудо и навсе­гда воз­об­но­вить сде­лан­ное им в 1665 году поста­нов­ле­ние при­но­сить чудо­твор­ную икону Божией Матери к 8‑му июля из Аба­лака в Тобольск, а 20-го числа того же месяца воз­вра­щать в место посто­ян­ного ее пре­бы­ва­ния.

Первый выгон скота. Если крест­ные ходы и молебны, свя­зан­ные с нача­лом или концом опре­де­лен­ных стадий зем­ле­дель­че­ских работ, назна­ча­лись пре­иму­ще­ственно по обсто­я­тель­ствам, то моле­бен по случаю пер­вого выгона скота повсе­местно было при­нято при­уро­чи­вать ко дню св. Геор­гия (Юрьев, или Его­рьев день) — 23 апреля (6 мая н.с.).

Ходы к свя­ты­ням и со свя­ты­нями.

Особое место в годич­ной системе крест­ных ходов и молеб­нов зани­мали службы, посвя­щен­ные кон­крет­ным святым, а также свя­зан­ные со свя­тыми источ­ни­ками или колод­цами и часов­нями. Ходы к мест­ным свя­ты­ням могли быть обра­щены к опре­де­лен­ному свя­тому, но могли и не иметь такой связи Рас­смот­рим неко­то­рые вари­анты таких ходов с молеб­нами.

В этом же при­ходе в день свт. Тихона совер­шался крест­ный ход из церкви на могилу его роди­те­лей для слу­же­ния литии (свт. Тихон Задон­ский родился в селе Короцко). Уста­нов­лен он был с 13 авгу­ста 1861, то есть со дня про­слав­ле­ния свя­ти­теля.

В других слу­чаях кол­лек­тив­ная память о подоб­ных собы­тиях сохра­няла и в к. XIX в. (а иногда хранит и доныне) даже подроб­но­сти жизни свя­того, отно­ся­щи­еся к данной свя­тыне. В селе Пого­ре­лове (на р. Уятоме) Поше­хон­ского у. Яро­слав­ской губ. было известно, что коло­дец, вода кото­рого счи­та­лась святой и, соот­вет­ственно, цели­тель­ной, вырыт соб­ствен­но­ручно прп. Кор­ни­лием. К колодцу еже­годно совер­шался крест­ный ход. В том же уезде в с. Покров­ском (на р. Кештоме) был коло­дец, выко­пан­ный соб­ствен­но­ручно прп. Лео­ни­дом, спо­движ­ни­ком прмч. игу­мена Адри­ана, Поше­хон­ско­го­чу­до­творца. Камен­ная часовня, к кото­рой еже­годно совер­шался крест­ный ход, была выстро­ена, по пре­да­нию, на том месте, где под­ви­зался прп. Леонид. В часовне даже сохра­нялся камень, слу­жив­ший изго­ло­вьем для свя­того.

Вят­ский ход. Немало было таких крест­ных ходов, посвя­щен­ных кон­крет­ной свя­тыне, кото­рые соби­рали тысячи бого­моль­цев из разных мест. Обычно это было в тех слу­чаях, когда свя­тыня имела давнюю широ­кую извест­ность, а самый ход насчи­ты­вал сотни лет от своего осно­ва­ния. Таков был, напри­мер, в ХIХ в. ход из Вятки в с. Вели­ко­рец­кое с чудо­твор­ной иконою свт. Нико­лая Чудо­творца. «Кто не знает того, как у нас на Руси совер­ша­ются крест­ные ходы? — пишет А. Воз­не­сен­ский, автор иссле­до­ва­ния о почи­та­нии свт. Нико­лая Мир­ли­кий­ского в России, опи­сав­ший, в част­но­сти, и этот ход — В это время, посвя­щен­ное осо­бен­ному дей­ство­ва­нию свя­тыни, каждый из мест­ных и при­хо­дя­щих бого­моль­цев счи­тает своим долгом не только покло­ниться свя­тыне, но и воз­дать хвалу ей и испро­сить себе чрез нее мило­сти у Гос­пода и Его угод­ни­ков в особом молеб­ном пении.

24 мая после литур­гии крест­ный ход направ­лялся к обшир­ной камен­ной часовне, рас­по­ло­жен­ной в лесу, на поляне, непо­сред­ственно на месте обре­те­ния образа. Посре­дине часовни — коло­дец над источ­ни­ком, про­ис­шед­шим, по пре­да­нию, из-под корней той сосны, на кото­рой когда-то был найден образ. Затем бого­мольцы шли слу­жить пани­хиды на рас­по­ло­жен­ном неда­леко от часовни клад­бище, где была своя дере­вян­ная цер­ковь.

Воз­вра­щался крест­ный ход с иконою свт. Нико­лая Угод­ника из села Вели­ко­рец­кого (ухо­дили 26 мая) в Вятку иным путем — через с. Медян­ское. В семи вер­стах от Вятки его тор­же­ственно встре­чали у часовни с. Филейки, где образа оста­ва­лись и на сле­ду­ю­щий день. 28 мая ход всту­пал в Вятку, где про­ис­хо­дили литур­гия с архи­ерей­ским бого­слу­же­нием и моле­бен. После этого начи­на­лось дви­же­ние чудо­твор­ного образа с дру­гими мест­но­чти­мыми ико­нами — Курин­ской Архи­стра­тига Миха­ила и Тих­вин­ской Божией Матери — по домам тех горо­жан, кото­рые хотели отслу­жить у себя моле­бен.

Этот мно­го­днев­ный и мно­го­сту­пен­ча­тый крест­ный ход, пред­став­ляв­ший собою, в сущ­но­сти, систему крест­ных ходов с молеб­нами, входил сам как часть в боль­шую систему ходов с особо чтимым обра­зом Свя­ти­теля Мир­ли­кий­ского по Вят­ской гу6ернии

Вят­ская система крест­ных ходов с кон­крет­ным обра­зом не пред­став­ляла собой исклю­че­ния. Ана­ло­гич­ные явле­ния народ­ной духов­ной жизни про­ис­хо­дили и в других реги­о­нах. Крест­ные ходы с Ивер­ской иконой Божией Матери из Ивер­ского Вал­дай­ского мона­стыря охва­ты­вали мно­го­чис­лен­ные города и села Нов­го­род­ской и Твер­ской губер­ний — вся система этих ходов зани­мала почти поло­вину года.

Из округи к глав­ной свя­тыне. Выше отме­ча­лось дви­же­ние крест­ных ходов, встре­чав­ших путе­ше­ству­ю­щую свя­тыню. Быто­вала и иная струк­тура слож­ных ходов, фор­ми­ро­вав­шихся из многих про­стых шествий: из несколь­ких насе­лен­ных пунк­тов — цен­тров при­хо­дов, раз­бро­сан­ных на обшир­ной тер­ри­то­рии, дви­га­лись в опре­де­лен­ный день само­сто­я­тель­ные крест­ные ходы к одной точке, где нахо­ди­лась свя­тыня или несколько свя­тынь. Таким цен­тром одно­вре­мен­ного дви­же­ния многих крест­ных ходов как бы по ради­аль­ным марш­ру­там мог быть мона­стырь. Напри­мер, в Бело­гор­ский Свято-Нико­ла­ев­ский мона­стырь (Перм­ской губ.), рас­по­ло­жен­ный на одном из отро­гов Ураль­ских гор, в день Всех Святых шли крест­ные ходы из сосед­них сел и заво­дов. Тор­же­ствен­ный моле­бен слу­жили у Цар­ского Креста, соору­жен­ного из огром­ных мач­то­вых дере­вьев и освя­щен­ного в память спа­се­ния имп. Нико­лая II от поку­ше­ния. Здесь же особо почи­та­лась Ивер­ская икона Божией Матери — копия афон­ской.

Ход с мощами свя­того. Отме­тим также осо­бен­но­сти еже­год­ных крест­ных ходов с мощами святых, сохра­няв­ши­еся в тече­ние всего XIX в. во многих оби­те­лях и отдель­ных храмах, обла­дав­ших такими свя­ты­нями. Обычно это были ходы вокруг храма или мона­стыря, но неко­то­рые из них обрели слож­ные марш­руты с оста­нов­ками для молеб­нов, освя­щав­шие боль­шое про­стран­ство и при­вле­кав­шие огром­ные толпы народа из окрест­ных селе­ний и приш­лых бого­моль­цев из других уездов и губер­ний.

Пра­вила пове­де­ния митр. Фила­рета. Пред­став­ляют инте­рес пра­вила пове­де­ния во время крест­ного хода, состав­лен­ные митр. Фила­ре­том по поводу кон­крет­ного шествия из Голутвина мона­стыря в Коломну в память о пре­кра­ще­нии холеры, но нося­щие общий харак­тер.

Лето – время проведения многочисленных крестных ходов в России: однодневных и многодневных. Реки верующих с иконами и молитвой в единомыслии и в благоговейных мыслях совершают торжественные шествия.

Почему сложилась такая благочестивая традиция и как принять участие в крестном ходу?

Древнейшая традиция: прообраз крестного хода можно встретить в Ветхом Завете

Первое упоминание о своеобразном прообразе крестного хода встречается в тексте Ветхого Завета, когда Господь говорит евреям обойти город Иерихон:

«Пойдите вокруг города все способные к войне и обходите город однажды [в день]; и это делай шесть дней;

Второй раз упоминание о торжественном сопровождении святыни встречается в второй книге Царств, когда Давид, по слову Божьему, переносит ковчег Завета.

Новозаветное понимание крестного хода

Теперь для нас крестный ход – это символ крестного пути Спасителя, путь, когда Он под тяжестью креста восходил на Голгофу.

Зачем проводятся крестные ходы в наше время

Крестный ход вокруг храма может проводиться в определенные дни, например, в пасхальные, символизируя шествие жен-мироносиц ко гробу Спасителя.

Однодневные и многодневные крестные ходы организуются в честь праздников, почитаемых икон, во время перенесения мощей и святынь из одного места в другое, также для освящения местности в период стихийных бедствий, неурожая, эпидемии.

Духовная польза от участия в крестных ходах

  • Напряжение сил и преодоление самих себя: своих страстей, немощей, помыслов – все это плоды участия в крестных ходах.
  • Крестный ход – не ритуал, это соборная молитва, с которой мало что сравнится. Особые условия крестного хода, как отмечают многие его участники, дарят благодать и ясную молитву, ощущение единства братьев и сестер по вере.
  • Участие в крестном ходе – прекрасная возможность сугубо помолиться о себе и своих близких: во время остановок крестного хода проводятся молебны.

Важно! Пожалуй нигде, кроме крестного хода, нельзя так прочувствовать единение православной семьи и пользу соборной молитвы.

Не зря постоянные участники ждут крестного хода целый год. Многие берут отпуск или выходные, чтобы снова стяжать духовную радость от совместной молитвы и физического подвига.

Что такое Крестный ход Что такое Крестный ход и для чего верующим надо идти в молитвенное шествие с иконой? Чтобы правильно пройти Крестный ход, надо понимать его смысл. Наша жизнь — это длинная дорога и, следуя по этому пути, мы можем, как возрастать в благочестии, так и совершать грехи. Многие события требуют самоотречения, умения преодолевать […]

Что такое Крестный ход Что такое Крестный ход и для чего верующим надо идти в молитвенное шествие с иконой? Чтобы правильно пройти Крестный ход, надо понимать его смысл. Наша жизнь — это длинная дорога и, следуя по этому пути, мы можем, как возрастать в благочестии, так и совершать грехи. Многие события требуют самоотречения, умения преодолевать […]


Что такое Крестный ход? Зачем верующие совершают торжественное шествие с иконой? Читайте об этом на Правмире.

Что такое Крестный ход

Православный Крестный ход: история и традиции на Руси

Древняя традиция Крестного хода начала возрождаться в России совсем недавно. До революции молитвенное шествие было распространенным явлением. В тяжелые времена русских людей поддерживали крестные ходы с иконой святых. Шли тогда не только простые богомольцы, но и высшее церковное духовенство, как это происходит и сейчас. Люди шли за поддержкой к Преподобному Сергию, к Соловецким угодникам, в монастыри и храмы. Великорецкий Крестный ход шел к месту явления иконы Николая Чудотворца. Этот Крестный ход — наверное, самый трудный в истории России. Люди 150 км идут по плохим дорогам, в тяжелых условиях, часть пути проходит по лесу, где дороги отсутствуют совсем. Во времена богоборчества паломников, которые собирались на крестный ход, задерживала милиция. Он был малочисленным. Сейчас же это — напротив одно из самых многочисленных собраний верующих.

Традиции Великорецкого крестного хода 600 лет. Она связана с историей православного чуда. Считается, что некий благочестивый человек проходил около Великой реки и вдруг увидел Небесный свет, напоминающий пламя горящих свечей. В благоговейном страхе он не решался приблизиться к этому месту. Но, возвращаясь домой, он увидел, что свет все еще горит. Он перекрестился и, преодолевая страх, отправился к этому месту. Оказалось, что рядом с небольшим источником находится образ Святителя Николая. Благочестивый человек, которого звали Семен Агалаков в 1383 году помог Церкви обрести Великорецкий образ Николая Чудотворца.

После этого события в близлежащей деревне стали происходить удивительные вещи: исцеления болящих. И к иконе началось паломничество. Сначала люди ходили по одному, а потом вместе. Стали приезжать люди и из других мест, услышав о чуде. Икону, в конце концов, перенесли в Хлынов, но люди ежегодно приносят ее Крестным ходом с молитвенным шествием на место чудесного обретения. Маршрут настолько тяжел, что первые Крестные ходы совершались по воде.

Современные паломники окунаются и в воду святого источника на месте обретения иконы, когда совершают крестный ход. Там же построена небольшая часовня. А жители сел Медяны и Мурыгино стоят на коленях и осеняют себя крестным знамением, когда молитвенное шествие проходит мимо.

Крестный ход

Отец Александр Зверев, настоятель Великорецкой церкви с 1994 по 2005 год рассказывал, что произошло еще одно древнее чудо, когда строители, заложившие церковь на месте явления иконы на утро обнаружили бревна далеко от этого места. Так повторялось несколько дней. И еще одно удивительное событие: в 1554 году большой пожар уничтожил собор, в котором находилась Великорецкая святыня, но икона не пострадала. Год спустя, образ совершил свой первый путь к месту обретения иконы Крестным ходом. Великорецкую икону провожали с большим почетом. Она побывала в Казани, в Нижнем Новгороде. В столице образ встречал Иван Грозный. Царь решил освятить придел собора Василия Блаженного в честь Вятского святого. Михаил Федорович Романов в непростые годы русской смуты также просил принести образ в Москву.

Виды Крестного хода

Крестный ход может быть посвящен тому или иному чудесному событию, важной дате. Церковному празднику (например, на Пасху). Может проходить по важному для людей участку, чтобы освятить его всеобщей молитвой

Он может отличаться по маршруту. Как по длине маршрута, так и по форме. Так иногда верующие ходят по кругу. Такое шествие с иконой совершается не случайно. Круг — это символ бесконечности, Вечной жизни, которую дарует нам Господь.

Но Крестный ход может иметь и конечную точку. Как путь Христа на Голгофу, когда его сопровождали ученики или путь жен мироносиц ко Гробу Христа.

Крестный ход - традиция для многих христиан

Крестный ход у католиков

В основном Крестные ходы совершают:

  • На большие церковные праздники
  • Для освящения мест, где произошли православные чудеса
  • Для погребения усопших
  • Для просьбы о спасении в трудные времена или во времена засухи на местах, где необходим дождь (для примера)

Отдельную роль играет и миссионерство. Так, благодаря Великорецкому крестному ходу, многие местные жители из близлежащих сел, могли приобщиться к древней церковной традиции и помолиться.

Крестный ход обычно идет против солнца.

Крестный ход может быть не только взрослым, но и детским. В некоторых епархиях проводят специальный крестный ход для детей.

Совершается он и для людей с особенными потребностями. В Курской епархии проводится крестный ход с сурдопереводом для глухих и слабослышащих.

Ежегодные Крестные ходы в России

Крестный ход - участвует духовенство

Крестный ход — молитвенное шествие с иконой

Великорецкий крестный ход

Великорецкий крестный ход обычно самый многочисленный. Он проводится с 3 по 8 июня каждого года. Число паломников исчисляется десятками тысяч. Так в 2008 году насчитали 30 тысяч человек. Стартует Крестный ход из Кирова, идет в село Великорецкое и возвращается снова в Киров. Этот крестный ход считается самым трудным по протяженности и особенностям маршрута.

Георгиевский крестный ход

Георгиевский крестный ход ежегодно совершают в Санкт-Петербурге. Молитвенное шествие с иконой святого Георгия проводят, чтобы почтить память погибших в Великой Отечественной войне.

Крестный ход памяти всех новомучеников и исповедников Российских

Крестный ход памяти всех новомучеников и исповедников Российских проводит Саратовская епархия. Он посвящен памяти погибших во времена гонения на Церковь советской власти. Тогда были убиты насельники пещерного монастыря.

Волжский крестный ход

Волжский крестный ход организуется в Тверской епархии. Он идет от истока Волги к Днепру и Западной Двине, первый Волжский крестный ход проходил по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Пасхальный Крестный ход: правила и значение

Богослужение начинается еще вечером Страстной Субботы. Сначала совершает Полунощница. Эта часть службы исполнена скорбью о земных страданиях Спасителя. Плащаницу Христа (плат с образом Христа во Гробе) окуривают кадилом и перемещают в алтарь. На престоле она пробудет до праздника Вознесения. Далее следует Пасхальная заутреня. Радостный и торжественный звон колоколов возвещает грядущее Воскресение Христово.

Крестный ход - Пасхальная традиция

Крестный ход проводится и на Пасху

Значение Крестного хода для православного человека

В Церковной жизни существуют внешние традиции и обряды, которые способствуют духовному росту внутри, в душе человека. Молитвенное шествие с иконой (крестный ход) — это новый духовный опыт для христианина, возможность многое переосмыслить, попросить у святых заступничества перед Господом, исцеления или ответа на вопросы, которые терзают человека. Этот опыт невозможно приобрести силой мысли, никакие знания не могут его дать, опыт, который даруют молитвы и единение с братьями и сестрами по вере абсолютно уникален. Во многом Крестный ход — это и жертва, которые христиане приносят Господу.

150 км пути Великорецкого крестного хода — непростое испытание. Крестный ход пробуждает в душах даже людей особое религиозное чувство. Нельзя оставаться христианином только на литургии, христианин верит в Господа и старается жить по его заповедям даже вне стен церкви. И, когда церковная жизнь выходит за стены храма, например, в молитвенное шествие с иконой, даже, если это трудный путь, верующему полезно в нем участвовать.

Крестный ход - испытание и радость для верующих

Крестный ход для верующих

Крестный ход. Читать на Правмире:

Крестный ход. Видео:

Великорецкий Крестный ход

Молитвенное шествие на Пасху. Валаам

Молитвенное шествие на Пасху. Богоявленский кафедральный собор в Елохове

В начале июля начался самый масштабный православный крестный ход не только для Украины, но для всей Русской Православной Церкви. Всеукраинский Крестный ход, который пройдет по епархиям Украинской Православной Церкви. На востоке страны он начался из Свято-Успенской Святогорской Лавры. На западе – из Свято-Успенской Почаевской Лавры – он начнется 9 июля. 27 июля, в канун празднования дня Крещения Киевской Руси и памяти святого равноапостольного князя Владимира, эти Крестные ходы встретятся в г. Киеве на Владимирской горке и вместе пройдут в Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру.

Всеукраинский Крестный ход, июль 2016 года

Всеукраинский Крестный ход, июль 2016 года

Всеукраинский Крестный ход, июль 2016 года

Цель Всеукраинского Крестного хода, проводимого по благословению митрополита Киевского и вся Украины Онуфрия - молитва за мир, за единство и взаимопонимание в Украине: ход призван объединить православных во всех регионах.

К 10 июля количество его участников составило около 10 тыс. человек.

Крестный ход - это православный обряд, осуществляемый в форме благоговейного шествия верующих с иконами, крестами, хоругвями и другими христианскими святынями, организуемого с целью прославления Бога, испрашивания у Него милости и благодатной поддержки.


"Крестный ход на Флора и Лавра". Художник Александр Маковский. 1921 год

Крестный ход может совершаться или по замкнутому маршруту, например, вокруг поля, села, города, храма, или по особому, где исходный и конечный пункты следования различны.

Крестный ход глубоко символичен. Торжественный колокольный звон выражает торжество Креста Христова, величественно носимого, окружённого сонмом верных, которые следуют за ним как воины за своим знамением. Крестный ход идёт под предводительством святых, иконы которых несут впереди. Крестные ходы освящают все стихии природы (землю, воздух, воду, огня). Это происходит от икон, фимиама, осенения напрестольным крестом всех сторон света, окропления водой, горения свечей…

Практика совершения Крестных ходов имеет древнее происхождение. Возникли крестные ходы в IV веке в Византии. Святитель Иоанн Златоуст устраивал против ариан ночные шествия по улицам Константинополя. Для этого были сделаны серебряные кресты на древках, которые торжественно носились по городу вместе со святыми иконами. Люди шли с зажженными свечами.

Позже в борьбе с ересью Нестория, специальные крестные ходы устраивал святитель Кирилл Александрийский, видя колебания императора. Позже в Константинополе для избавления от массовых болезней выносили из храмов Животворящее Древо Честнаго Креста и носили по улицам города.

Непосредственным поводом к организации умилостивительных шествий могли служить чрезвычайные обстоятельства, например, стихийные или природные бедствия (землетрясения, наводнения, засухи, неурожай), эпидемии, угроза захвата территории врагом. Подобные шествия сопровождались общими молитвами, содержащими прошения к Богу оградить землю и проживающих на ней жителей от бед. В случае осады города маршрут следования мог пролегать вдоль городских стен или по стенам.

Во времена распространения ересей совершались особые Крестные ходы, мотивированные стремлением защитить Православную веру от поругания, а самих верующих от ошибок и заблуждений.

Всеукраинский Крестный ход, июль 2016 года

Всеукраинский Крестный ход, июль 2016 года

Со временем в Церкви укоренилась практика совершения торжественных Крестных ходов. Такие ходы осуществлялись в некоторые праздничные дни, при освящении храмов, перенесении мощей святых угодников, чудотворных икон.

Одним из древнейших, ветхозаветных прообразов Крестных ходов служит семидневное обхождение Израильским народом стен Иерихона (Нав.6:1-4), торжественный перенос ковчега Завета из дома Аведдара в город Давидов (2Цар.6:12).

Неотъемлемым знаком любого крестного хода являются хоругви. Во время путешествия сынов Израилевых в Обетованную землю все 12 колен совершали свое путешествие вслед своих знамений, или хоругвей, и всякое знамя несли впереди за скинией, а за ним следовали все их колена. Как во Израиле хоругви имелись во всяком колене свои, так и у нас при всяком церковном приходе находятся во храме свои хоругви. Как все колена Израилевы путешествовали вослед своих хоругвей, так и у нас всякий приход во время Крестного хода следует вослед своих хоругвей.

Вместо же тогдашнего трубоглашения ныне у нас совершается церковный благовест, отчего освящаются весь воздух вокруг и все люди, а вся сила бесовская прогоняется.

Крестные ходы в России

Предлагаем вам малую толику о некоторых известных крестных ходах в епархия Русской Православной Церкви. В реальности их конечно больше, крестные ходы проводятся ежегодно практически в каждой епархии.

Георгиевский Крестный ход

Георгиевский Крестный ход по местам воинской славы и героической обороны Ленинграда проходит в Санкт-Петербурге ежегодно. Начало традиции было положено в 2005 году, в год 60-летия победы в Великой Отечественной войне. Помянуть погибших защитников Ленинграда на местах боев и захоронений собираются ветераны войны, представители поисковых отрядов, молодежной организации "Витязи", скауты, курсанты военных ВУЗов, прихожане храмов Петербурга.

Георгиевский Крестный ход

Георгиевский Крестный ход

Организатор: Настоятель петербургского храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Шпалерной протоиерей Вячеслав Харинов.

Маршрут: От Невского пятачка (г. Санкт-Петербург) через Синявинские высоты к Успенскому храму села Лезье-Сологубовка, рядом с которым находится Парк мира.

Совершается с 2005 года в период с 5 по 10 мая.

Великорецкий крестный ход

Один из крупнейших ежегодных крестных ходов России. Проходит с почитаемой Великорецкой чудотворной иконой Николая Чудотворца. Крестный ход известен с начала XV века. Первоначально совершался по рекам Вятке и Великой на лодках и плотах в первое воскресенье после праздника перенесения святых мощей Святителя Николая в Бар-град (22 мая). С 1668 года по благословению епископа Вятского Александра установлена новая дата празднования - 24/6 июня. Позже, с 1778 года разработан и новый маршрут - сухопутный, действующий и поныне. За 5 дней пути паломники проходят 150 км.

Великорецкий крестный ход

Организатор: Вятская епархия.

Маршрут: Начинается 3 июня от Свято-Серафимовского собора в Кирове, проходит через поселок Макарье, села Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово. Конечный пункт - село Великорецкое, где проводятся молебны в храмах и на берегу реки Великой. Паломники возвращаются обратно через село Медяны и поселок Мурыгино и 8 июня прибывают в Киров.

Даты и продолжительность: 3 - 8 июня

Крестный ход на Ганину яму

Ход проходит в память убиенной царсской семьи ежегодно июле. Участники хода идут от Храма-на-Крови к монастырю Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме. Идут дорогами, по которым в 1918 году везли тела убитых Романовых. В 2015 года ход собрал около 60 тыс. паломников.

Крестный ход на Ганину яму

Организатор: Екатеринбургская епархия.

Маршрут: Храм-на-Крови - центр Екатеринбурга - ВИЗ- Таганский ряд - Сортировку - поселок Шувакиш - монастырю Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме.

Даты и продолжительность: в ночь с 16 на 17 июля.

Калужский крестный ход

Крестный ход проходит с "Калужской" иконой Божией Матери, в рамках празднования годовщины преставления равноапостольного князя Владимира и дня памяти блаженного Лаврентия.

Калужский крестный ход

Организатор: Калужский миссионерский отдел Калужской епархии.

Маршрут: От Свято – Троицкого Собора г. Калуги через более 30 насленных пунктов Калужской, Козельской, и Песоченская епархий с возвращением в Калугу

Даты и продолжительность: С 28 июня по 31 июля.

Крестный ход с Табынской иконой Божией Матери

В Башкирии с 1992 года Башкортостанской митрополии проходит ежегодный Табынский крестный ход - шествие с Табынским образом Божией Матери.


Организатор: Уфимская и Салаватская епархия

Маршрут: проходит по районам Салаватской и Уфимской епархий Башкортостанской митрополии на место явления на р. Усолке у солёных ключей с. Курорт Гафурийского района, где более 450 лет назад обретен чудотворный образ.

Даты и продолжительность: Несколько крестных ходов могут начинаться из различных населенных пунктов в разные дни, при этом окончание ходов, сливающихся в завершение в одно шествие приурочено к девятой пятнице по Пасхе - дню празднования Табынской иконы Божией Матери.

Уфимский Троицкий Крестный ход

Троицкий Крестный проходит вокруг Уфы: паломники проходят более 120 км и молятся о здравии и спасении всех жителей города Уфы.

Уфимский Троицкий Крестный ход

Организатор: Уфимская епархия

Маршрут: Начинается от Сергиевского Собора Уфы и проходит по окраинам г. Уфы.

Даты и продолжительность: начинается ежегодно в день Святой Троицы и продолжается 5 дней.

Крестный ход с иконой Божией Матери "Знамение" Курской-Коренной

Курская икона Знамение Божией Матери - одна из древнейших икон Русской Церкви обретенная в XIII веке, во время татарского нашествия. В дни хода икона переносится из Курска в Коренную пустынь и обратно торжественным крестным ходом, который растягивался на весь путь от Знаменского монастыря в Курске до Коренной пустыни - 27 верст.


Организатор: Курская епархия.

Маршрут: Знаменский мужской монастырь - Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь.

Даты и продолжительность: ежегодно 9 пятница по Пасхе.

Крестный ход с иконой Божией Матери "Избавительница от бед" в Ташлу

Крестный ход с Ташлинской иконой Божией Матери, организованный силами казаков станицы Красноглинская Самарского окружного кзачьего общества, начался в 2014 году и прошел по территории Самарской, Нижегородской, Пензенской и Ульяновской областей. Ташлинская икона Божией Матери "Избавительница от бед" - чудотворная икона, почитаемая в Поволжье, главная святыня Самарской епархии – была обретена 21 октября 1917 года близ села Ташла Самарской губернии.

Крестный ход с иконой Божией Матери

Организатор: Самарская епархия.

Маршрут: Самара - село Ташла, около 71 км.

Даты и продолжительность: начало в первый день Петрова поста, продолжительность 3 дня.

Крестный ход памяти всех новомучеников и исповедников Российских

Крестный ход проходит ежегодно с 2000 года. Он посвящен памяти всех новомучеников и исповедников Российских, в том числе - мучеников Вавилова Дола: убиенных в годы советской власти насельников пещерного монастыря, некогда располагавшегося в живописном лесном массиве Заволжья. Общая протяженность крестного хода составляет 500 километров.

Крестный ход Саратов-Вавилов Дол памяти всех новомучеников и исповедников Российских

Организатор: Саратовская епархия.

Маршрут: Саратов - Вавилов Дол

Даты и продолжительность: 26 июня - 17 июля.

Волжский крестный ход

Волжский Крестный ход начал свою историю с 1999 года. Тогда в преддверии 2000-летия Рождества Христова по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 20 июня от истока Волги начался Крестный ход по водам трех великих славянских рек: Волги, Днепра, Западной Двины. В 2000 году дореволюционная традиция освящения истока реки Волги и начало Волжского крестного хода были объединены в один праздник с этого времени. В 2016 году XVIII Волжский крестный ход пройдет в рамках празднования 1000-летия присутствия русского монашества на святой Горе Афон.

Волжский крестный ход

Организатор: Тверская епархия.

Маршрут: Ольгин монастырь в Волговерховье - Вознесенский собор города Калязин.

Даты и продолжительность: 28 мая - 26 июня

Иринарховский крестный ход

Каждый год в июле из Борисоглебского монастыря совершается крестный ход на источник преподобного Иринарха. Он посвящен почитаемому святому обители – прп. Иринарху Затворнику и символически соединяет собой село Кондаково – его родину и Борисоглебский монастырь – место его пребывания и упокоения. Крестный ход традиционно проводился свыше 300 лет. В годы Советской власти – не проводился. Возобновлен по старому маршруту в 1997 году. Крестный ход завершается в воскресенье. Протяженность: не более 60-65 км. Участники: свыше 2000.

Иринарховский крестный ход

Организатор: Ярославская и Ростовская епархия.

Маршрут: Борисоглебский монастырь – Троица–на–бору – Селище – Шипино – Кишкино – Комарово – Павлово – Ильинское – Красный Октябрь – Языково – Алешкино – Кучеры – Ивановское – Титово – Звягино – Емельяниново – Георгиевское – Никульское – Горки – Зубарево – Давыдово – Новоселка – Кондаково – колодчик преподобного Иринарха

Даты и продолжительность: Проводится ежегодно на 3 - 4-ой неделе июля. Сроки утверждаются Владыкой Ярославским и Ростовским Кириллом ориентировочно за месяц до его начала.

  • Об иерархии христианских ценностей - игумен Петр Мещеринов
  • Почитание святых и их мощей - раздел догматических апологетических публикаций
  • Иконопочитание - раздел догматических апологетических публикаций
  • Почитание Креста Христова - раздел догматических апологетических публикаций
  • Церковные праздники - раздел догматических апологетических публикаций
  • Молитва - раздел догматических апологетических публикаций

Крестные ходы на Украине

Почаевский крестный ход

Имеет давнюю историю. Проходит с иконой Божьей Матери Почаевская.

Почаевский крестный ход

Организатор: Хмельницкая и Тернопольская епархия.

Маршрут: Село Довжок (возле Каменец-Подольского) - Свято-Успенская Почаевская Лавра

Даты и продолжительность: 19 - 25 августа.

Киевский крестный ход

Крестный ход в Киеве проходит ежегодно, посвящен памяти святого равноапостольного князя Владимира и Крещению Руси. В это же время проводится отдельный крестный ход раскольничьей организацией "УПЦ КП", важно не перепутать.

Киевский крестный ход

Организатор: Киевская епархия.

Маршрут: Владимирская горка (Киев) - Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра

Даты и продолжительность: 27 или 28 июля.

Николаевский крестный ход

Николаевский крестный ход проходит по благословению митрополита Николаевского и Очаковского Питирима уже на протяжении семи лет по территории Николаевской области. Крестный ход посвящен Святителю Николаю, который является небесным покровителем областного центра и всего края. Главной святыней крестного хода являются икона Святого Николая Чудотворца. Кроме нее, православные верующие могут приложиться к иконам Пресвятой Богородицы и мощам васильевских новомучеников.

Николаевский крестный ход

Организатор: Николаевская епархия.

Маршрут: Октябрьское (ул. Рыльского, 66 )- с. Галициново - с. Лиманы - с. Лупарево - пгт Воскресенское - пгт Первомайское (п. Заселье) - г. Снигиревка - пгт Березнеговатое - с. Доброе - г. Баштанка - с. Владимировка - пгт Казанка - г. Новый Буг - с. Софиевка - с. Пелагеевка, женский монастырь - г. Новая Одесса - с. Себино - с. Гурьевка - с. Константиновка - с. Баловное - мкрн Матвеевка - с. Нечаянное - пгт Березанка - с. Красное - с. Коблево - с. Рыбаковка - г. Очаков - с. Черноморка - с. Куцуруб - с. Дмитровка - с. Парутино - с. Радсад - Николаев, мкрн Варваровка (Одесское шоссе) - часовня святителя Николая на Соборной площади (Николаев).

Даты и продолжительность: 16-22 мая.

Бессарабский крестный ход

Крестный ход с иконой Святой благоверной княгини-инокони Анны Кашинской по сёлам Измаильского уезда, был учреждён в 1909г. архиепископом Кишинёвским и Хотинским Серафимом Чичаговым, ныне причисленным к лику св. новомучеников. В 2006 г. по благословению владыки Агафангела, Митрополита Одесского и Измаильского этот крестный ход возрождается.

Бессарабский крестный ход

Организатор: Одесская епархия.

Маршрут: г. Измаил - Лощиновка - Каланчак - Васильевка - Кальчева - Ореховка - Виноградное - Александровка - Монастырь Днёвка - Дмитровка - Вольное - Ровное - Лужанка – Садовое - Весёл. Кут - Мирнополье - Вишняки - Вознесенка Перв. - Введенка - Светлодолинское - Плахтеевка – Сарата.

Даты и продолжительность: 2 раза в году: конец июля и начало октября.

Крестный ход из Ужгорода в Мукачево

Крестный ход совершается ежегодно в честь престольного праздника Мукачевского Свято-Николаевского женского монастыря. Примерно за 14 часов крестного хода верующие преодолевают расстояние в 40 км.

Помимо домашних молитв и посещений церковных богослужений, православные христиане имеют еще несколько способов приобщения к церковной жизни. Одним из них является участие в Крестных ходах. Часто они совмещаются с паломническими поездками ко святым местам, с почитанием православных праздников. В чем же такая важность Крестных ходов? Как правильно в них участвовать?

Какой смысл крестного хода

Практически Крестный ход представляет собой пешее путешествие (иногда с использованием транспорта) большого количества верующих и духовенства. Во время хода люди не просто бессмысленно идут к какой-то цели, а молятся, несут иконы.


Символически такое путешествие означает прохождение жизненного пути человека. И можно просто идти куда-то, а можно идти с молитвой и иметь конечной целью Господа. В Крестном ходе явственно ощущается размышление о смысле человеческой жизни. Куда мы идем? Что мы найдем в конце нашего пути?

Общая молитва очень объединяет людей, поэтому важной целью Крестного хода можно назвать формирование православной общины. К сожалению, в современных церквях, особенно в больших городах, как таковой церковной общины может и не быть.

Люди приходят, отстаивают службу в храме, ставят свечи и уходят домой. Прихожане одного храма могут годами не знать друг друга. И когда люди собираются в длительный путь, у них появляется замечательная возможность узнать своих братьев по вере.


Протяженность маршрута может быть самая разная — от обхода вокруг одного храма, до путешествия в другой город. Значение имеет не длительность хода, а молитвенное настроение верующих, их прошения к Господу.

О возрождении Крестных ходов

В современной России сейчас традиция Крестных ходов только возрождается. Десятилетия безбожия, которые пережила наша страна, не могли не оставить отпечатка на духовной и церковной жизни общества. Многие годы Крестных ходов практически не было, несмотря на то, что это очень древняя традиция и до революции в царской России была очень распространена.

Примечательно, что в те времена в таких ходах принимали участие люди из всех слоев населения — и простые крестьяне, и знать, и духовенство. Перед Богом все равны, и наш народ это понимал. Очень часто Крестные ходы организовывались в тяжелые времена для народа. С молитвой шли к преподобному Сергию Радонежскому, к Соловецким святым.

Наиболее известный и многочисленный Крестный ход — Великорецкий — сумел выстоять даже в годы гонений. Тогда в нем принимало участие очень мало людей, их задерживали, допрашивали. Сейчас же это один из самых длинных, сложных путешествий, которое известно на всю Россию и насчитывает тысячи участников ежегодно.

Вдохновленный правитель отдал распоряжение нанести изображение крестов на щиты и военные знамена своего войска, и именно так отправился на битву с врагом. Отсюда и пошла традиция нести хоругви перед колонной людей.

Какие бывают Крестные хода

Молитвенное шествие может быть приурочено к определенной важной дате, большому празднику (например, часто их устраивают на Пасху). Для освящения какой-то земли, поселения людей также могут устраивать молитвенные шествия.

Маршруты также могут отличаться. Путешествие может идти из одного пункта в другой, а может замыкаться в круг, как символ бесконечности и Вечной жизни. Конечный путь может символизировать путь Христа на Голгофу или путь жен-мироносиц ко Гробу Господню.


В современном мире далеко не всегда Крестные хода совершаются исключительно пешком. Для преодоления больших расстояний может использоваться транспорт. Сейчас бывают особые байкерские Крестные хода, когда колонна людей движется на мотоциклах.

Если шествие входит в паломническую поездку, то часть пути также может быть преодолена на транспорте. Также сейчас иногда устраиваются специальные путешествия для детей, для людей с ограниченными возможностями. Такая деятельность очень важна, поскольку позволяет приобщить к молитвенному труду все слои населения.

Крестный ход на Пасху

Праздник Пасхи стоит обособленно в богослужебном круге. Крестные хода на Праздник Праздников совершаются практически в каждом храме и начинается с вечера Великой Субботы. Начало этой службы скорбное, трагичное, наполненное печалью о смерти Христа.

Плащаница Господа торжественно переносится в алтарь храма, где и будет находиться до самого Вознесения. Селом начинается Пасхальная заутреня, на которой уже раздается праздничный колокольный звон, возвещающий радость о воскрешении Христа.


В этой части службы все прихожане выходят из храма на праздничное и величественное шествие. Оно уже не скорбное, а радостное и светлое. Церковь обходят три раза, делая остановки у входных дверей, которые остаются закрытыми до третьего круга.

Запертые двери храма символизируют камень, которым был привален вход во Гроб Господен. На третий круг двери открываются, символично обозначая, что камень был отвален от Гроба. Далее следует радостная и светлая Пасхальная Заутреня.


Личный молитвенный опыт крайне важен для человека, поскольку позволяет проложить путь к своим личным отношениям с Господом. Также усилия, которые прикладывает человек, терпя испытания в пути, можно рассматривать как небольшую жертву Господу.

Важно! Когда мы трудимся во имя Господне, мы получаем несоизмеримо большие духовные блага.

К примеру, Великорецким Крестным ходом люди проходят расстояние в 150 км. Очень важно понимать, что православие — это не религия выходного дня. Православным человеком надо быть не только по воскресеньям на Литургии в храме, но и вне его, в повседневной жизни. И участие в Крестном ходе полезно для христианина, который видит, что православие живет и дышит даже вне стен храма.

Конечно, очень важно учитывать физическое состояние молящегося. Пройти пешком длительное расстояние под силу не каждому. Нельзя себя ломать и чрезмерно нагружать, объясняя это трудом ради Господа. Все подвиги должны быть по силам человеку.

Читайте также: