Развитие внимания у младших школьников сообщение

Обновлено: 16.05.2024

В детском саду способность быть внимательным развивалась слабо. А в школе нужно сосредоточиться, сконцентрировать внимание на нужной информации, запомнить то, что говорит учитель. Неразвитое внимание у детей приводит к низкой успеваемости.

Существует много упражнений, в результате выполнения которых дети становятся более внимательными. Рассмотрим простые, но эффективные задания на внимательность (много ) . Кстати, их могут вместе с ребёнком выполнять и взрослые, а потом сравнить результаты.

Нужно за 5 минут найти, чем отличается одна картинка от другой. Упражнение постоянно усложняется, предлагаются более сложные картинки, а времени на поиск различий дается все меньше.

Еще одним эффективным классическим упражнением тренировки внимания является задание на нахождение и вычеркивание определенной буквы (слога) на листе с буквами (слогами, словами). Такое упражнение (корректурные пробы) на своих занятиях используют логопеды и психологи, они советуют родителям выполнять эти задания с ребёнком каждый день в течение 5 минут.

Листайте, в галерее 5 фото

Упражнение на нахождение закономерности

Кроме различных табличных бродилок-находилок есть множество интересных игр.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Мухи и стрижи.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Щуки, воробьи.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Ласточки, коровы. Утки, гуси, совы,

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Бабочки, чижи,
Аисты, кукушки,
даже совы-сплюшки,
лебеди и утки —
и спасибо шутке!

Попросите ребёнка найти вокруг себя и назвать за 15 секунд предметы с определенным признаком. Например, назвать всё, что видишь прямоугольной формы (часы, картина, телевизор, окно, штора, ковёр, стол, портфель, книга, пенал и т.д.), что вокруг зелёного цвета (деревья за окном, цветы в горшках, шторы, обивка мебели, мамина юбка, чехол для телефона и т. д).

На столе расположите разные предметы: пенал, альбом, карандаш, ластик, лампу, вазу, телефон, яблоко и т.п. Пусть ребёнок внимательно посмотрит на предметы 15-20 секунд, запомнит их количество (не нужно брать много, оптимально 7-8 предметов) и их расположение. Потом он отвернётся, а вы уберёте/добавите или переставите местами предметы. Когда ребёнок повернётся, он должен сказать, что изменилось.

Упражнение с арифметическими действиями на развитие слухового внимания.

1 класс. Сложи числа 6 и 3, от полученного числа отними 2, затем ещё 4. Назови ответ (3)

2 класс. Даны два числа 15 и 23. Первую цифру второго числа прибавь к первой цифре первого числа, от полученного результата отними 3.
Назови ответ (0)

Сложи самое маленькое двузначное число и самое маленькое трёхзначное. Назови ответ (110)

3 класс. Даны два числа 27 и 32. Первую цифру второго числа умножь на вторую цифру первого числа и от полученного произведения отними два десятка. Назови ответ (1)

Самое большое трёхзначное число отними от самого маленького четырёхзначного числа, результат увеличь на 99. Назови ответ (100)

4 класс. Даны два числа 549 и 594. Найди сумму чисел разряда единиц. Найди сумму чисел разряда десятков. Найди разность этих сумм.
Назови ответ (0)

Найди частное самого маленького пятизначного числа и самого маленького двузначного. Назови ответ (100)

Возраст 6-8 лет – оптимальный для развития произвольного внимания.

Родителям следует помнить, что развитие внимания перерастает во внимательность и наблюдательность — неотъемлемые черты успешного человека. В статье даны лишь некоторые простейшие игры и упражнения на внимание. При желании в специальной литературе или в интернете можно найти множество подобных. Помочь ребёнку с помощью этих упражнений может любой неравнодушный родитель.

Внимание среди психических явлений занимает особое место. Оно представляет собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого явления, играет значительную роль в регуляции интеллектуальной деятельности. По мнению П.Я. Гальперина “внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности”. Внимание помогает нам выбирать самое важное и отсеивать ненужное в данный момент.

Внимание необходимо человеку в его повседневной жизни: в быту, в процессе общения с людьми. Оно обеспечивает правильную ориентировку в окружающей среде, так как внимательный человек вовремя заметит опасность и сможет ее избежать, устранит препятствия на пути. Внимание в процессе обучения может превратиться во внимательность, а умение быть внимательным имеет значение не только в успешном обучении наукам, но и в развитии личности. К.Д. Ушинский говорил: “. внимание есть та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира”. Действительно, чаще всего человек обращает внимание на то, что ему интересно, отвечает его желаниям. Внимание свойственно всем людям, но его особенности различны в зависимости от возраста.

Внимание - это всегда характеристика какого-то другого психического процесса: восприятия, мышления, памяти, воображения. Поэтому, внимание - это способность выбирать важное для себя и сосредотачивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение. Внимание - сквозной психический процесс, заключающийся в сосредоточении сознания человека на определенных предметах или явлениях при одновременном отвлечении от других.

Выделяют основные свойства внимания:

  • переключение - осознанный перенос внимания с одного объекта на другой;
  • объем - количество объектов, находящихся в поле внимания одновременно небольшой промежуток времени;
  • распределение - возможность одновременного удержания в сфере внимания нескольких объектов;
  • устойчивость - достаточная длительность сосредоточения внимания на объекте;
  • концентрация - степень сосредоточения сознания на определенном объекте.

Эти свойства внимания в значительной степени независимы друг от друга. Внимание хорошее в одном отношении может быть не очень совершенным в другом. Зная основные свойства внимания, можно их у себя развивать.

Существуют три причины возникновения внимания, они же характеризуют и три вида внимания:

  • непроизвольное, привлекаемое силой, новизной, необычайностью раздражителя. Воля, как правило, здесь не проявляется;
  • произвольное (или волевое) - сосредоточенность на чем-то может быть достигнута желанием самого человека, усилием воли. Оно возникает тогда, когда человеку приходится преодолевать какие-то трудности (внешние или внутренние), чтобы быть внимательным к чему-то нужному;
  • послепроизвольное, основанное на чрезвычайном интересе, на отношении человека к какому-то предмету, к своей деятельности, к поставленной задаче, которая выражается в желании узнать что-то новое, раскрыть явления более глубоко и разносторонне.

Внимание такое обычно поддерживается активной умственной деятельностью ученика.

На каком же из трех видов внимания следует строить повседневную работу с маленькими школьниками на уроке? Совершенно очевидно, что первый вид, то есть непроизвольное внимание не исключается полностью. Нельзя строить повседневную работу только на волевом произвольном внимании детей, так как оно требует большого нервного напряжения и оказывается очень трудным не только для маленьких учеников, но и для взрослых. Значит, надо ориентироваться на третий вид внимания, который поддерживается интересом на послепроизвольное. У детей надо понемногу формировать способность к волевому сосредоточению. Такое “приучение” должно совершаться постепенно, при обдуманной дозировке заданий, требующих сначала короткого, а затем все более длительного волевого сосредоточения.

Внимание теснейшим образом связано с эмоционально-волевой сферой личности, что и определяет особенности формирования этого процесса у детей младшего школьного возраста. Индивидуальные особенности личности младших школьников оказывают влияние на характер внимания. У детей сангвинистического темперамента кажущаяся невнимательность проявляется в чрезвычайной активности. Сангвиники подвижны, непоседливы, многое успевают сделать на уроке.

Флегматики и меланхолики пассивны, вялы, часто кажутся невнимательными. На самом деле они сосредоточены на изучаемом предмете. Недостаточность внимания может быть вызвана сочетанием субъективных и объективных причин. К субъективным причинам могут быть отнесены типологические темпераментные особенности ребенка, индивидуальный темп нервной деятельности, состояние здоровья. К объективным - качество, степень новизны и сложности нервной деятельности, являющейся содержанием процесса внимания.

Преобладающим видом внимания младшего школьника является непроизвольное, физиологической основой которого является ориентировочный рефлекс. В этом возрасте все еще сильная реакция на все новое, яркое, необычное. Ребенок не может еще в достаточной степени управлять своим вниманием. Это можно объяснить и преобладанием наглядно-образного характера мыслительной деятельности.

Учащиеся все свое внимание направляют на бросающиеся в глаза отдельные предметы. Непроизвольное внимание в период обучения ребенка в школе развивается, но происходит и развитие произвольного внимания учащихся. Произвольное внимание в младшем школьном возрасте развивается вместе с развитием мотивов учения. Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены, младший школьник обычно может сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить “пятерку”, заслужить похвалу учителя).

У учащихся начальных классов небольшая устойчивость внимания, что связано с возрастной слабостью процесса торможения. Первоклассники чаще всего имеют рассеянное и неразвитое внимание. По нашим наблюдениям и многие учащиеся 2–4-х классов показывают низкий уровень произвольного внимания. Устойчивость внимания первоклассники, например, могут сохранять 30-35 минут, а учащиеся третьего класса могут сохранять внимание непрерывно в течение урока. Очень важно периодически менять виды работ, чтобы не наступило утомление.

Младшие школьники также не умеют быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой, такие свойства внимания, как переключение и распределение менее развиты в младшем школьном возрасте. На протяжении школьного возраста они интенсивно развиваются. Ребенок младшего школьного возраста способен к концентрированному и устойчивому вниманию при определенных условиях организации учебной деятельности.

При задержке психического развития недостаточный уровень внимания — одна из существенных и заметных особенностей познавательной деятельности. Дети с ЗПР на уроках крайне рассеяны, часто отвлекаются, не могут долго настроиться на начало урока, не способны сосредоточенно слушать или работать более 5-10 минут. Динамика уровня внимания у таких детей не одинакова. У одних детей максимальное напряжение внимания наблюдается в начале урока, по мере продолжения работы оно неуклонно снижается, у других - лишь после некоторой деятельности, для третьих характерна периодичность в сосредоточении внимания. Отвлечение внимания, снижение уровня его концентрации наблюдается при утомлении детей (у некоторых детей утомление наступает очень быстро). Они перестают воспринимать учебный материал. Для таких детей характерны частые переходы от состояния активности внимания к полной пассивности, смена рабочих и нерабочих настроений тесно связано с нервно-психическим состоянием детей и возникает без видимых причин. Часто сложность задания, большой объем работы могут выводить школьников из равновесия, заставляют нервничать, снижают концентрацию внимания. Собственное бессилие, невозможность сосредоточиться на задании вызывают у них часто раздражение, категорический отказ от работы. Как следствие -крайняя неуверенность в своих силах, нежелание учиться.

Для большинства детей с ЗПР характерно ослабленное внимание к словесной информации даже во время увлекательного, интересного, эмоционального рассказа такие дети отвлекаются на посторонние дела, теряют нить повествования. Учителю приходится прилагать немало усилий, чтобы вернуть детей в рабочее состояние. Для таких детей особенно необходимы занятия, способствующие развитию внимания.

При изучении внимания младших школьников необходимо опираться на возрастные особенности детей этого возраста, подбирать методики, предназначенные для младших школьников. Лучше всего использовать стандартизированные методики, в которых есть бальные оценки. Изучая внимание младших школьников, необходимо проанализировать прежде всего

  • объем внимания;
  • сосредоточенность, концентрацию внимания;
  • длительность сосредоточения и произвольного внимания в специально организованных условиях и без них.

На основании диагностических данных охарактеризовать особенности внимания учащихся. Например: несформированность внутренней волевой регуляции внимания; сосредоточение длительно по времени, внимание неустойчиво; при соответствующей работе возможна достаточно эффективная коррекция указанных качеств внимания.

При необходимости разрабатывать индивидуальные программы по развитию внимания отдельного ученика. Важно в начальной школе использовать метод наблюдения, что расширяет реальное представление об ученике.

Система занятий для работы с детьми начальной школы, а так же с детьми, для которых характерно ослабленное внимание.

Предложенные занятия могут быть использованы для работы с детьми начальной школы, а так же детьми с ЗПР, так как для них характерно ослабленное внимание, особенно к вербальной (словесной) информации.

Содержание материала Часы Дата
1. Что такое внимание? Зачем оно нужно человеку?
2. Основные свойства внимания. Что значит быть внимательным?
3. Виды внимания. Тренировка объема внимания.
4. Диагностико - мотивирующее занятие по развитию внимания.
5. Развитие основных свойств внимания.
6. Корректурная проба (варианты).
7. Тренировка концентрации и устойчивости внимания.
8. Развитие наблюдательности.
9. Развитие зрительной наблюдательности, способности выделять измененные признаки.
10. Развитие концентрации внимания.
11. Дидактические игры на развитие внимания.
12. Развитие основных свойств внимания.
13. Работа по тетради “Учимся быть внимательным”.
14. “Исправь ошибки”. 1
15. Развитие объема внимания, переключение внимания. 1
16. Развитие произвольности внимания. 1
17. Итоги занятий. 1

Описание видов упражнений, используемых при изучении данных тем.

В построении занятий используется принцип посильности занятий для данного возраста, постепенности усложнения материала.

Основная деятельность детей младшего школьного возраста — обучение. Оно вносит существенные изменения в психологические процессы, предъявляя высокие требования к концентрации внимания. Способность детей к эффективной работе в классе — результат умения сосредотачиваться на процессе обучения, теме и содержании урока, словах педагога и собственных действиях. Вот почему так важно развить внимание, которое поможет ребёнку полноценно учиться и успешно справляться с поставленными задачами.

Что такое внимание

Внимание — понятие в когнитивной психологии, означающее избирательную направленность восприятия на определённые объекты. Это особое состояние сознания, при котором субъект (ребёнок) способен сосредоточить познавательные процессы (мышление, восприятие, воображение, память) на конкретных предметах, имеющих личностную или ситуативную значимость.

Внимание — это сосредоточенность человека на предметах и явлениях, наиболее важных для него.

Как формируется внимание у детей

Для формирования навыков внимания в процессе обучения важно соблюдать несколько требований:

  • достаточный темп обучения и отсутствие длительных пауз;
  • опора на активную мыслительную деятельность (применение задач на обобщение и сравнение, поиск примеров и формирование выводов);
  • отсутствие внешних раздражителей, привлекающих непроизвольное внимание и отвлекающих от познавательного процесса (громких замечаний, комментариев, резких движений);
  • чёткость и краткость пояснений до начала выполнения ребёнком какой-либо работы.

Категорически запрещено комментировать действия ребёнка, когда он сосредоточен: вносить замечания, подсказывать. Говоря под руку, вы отвлекаете ребёнка от поставленной задачи и вынуждаете его концентрироваться на ваших словах и вновь на работе, из-за чего наступает утомление и теряется интерес к занятию.

Формированию внимания способствуют различные игры и упражнения на наблюдательность. Поиск соответствий, ошибок, изменений привлекает и поддерживает внимание ребёнка, учит его концентрироваться без дополнительного призыва к внимательности.

Как улучшить внимание детей 7–10 лет

Мелкий объём, недостаточная избирательность, неразвитая переключаемость и устойчивость внимания — недостатки, устраняемые благодаря специальным упражнениям, включаемым в образовательный процесс. Для улучшения внимания ребёнка 7–10 лет необходимо использовать два вида упражнений:

  • специальные упражнения на развитие основных свойств внимания (устойчивости, распределения, концентрации);
  • упражнения, формирующие внимание как личностное свойство.

Невнимательность — результат ориентированности детей на общем, а не на частностях. Схватывая общий смысл рассказа, суть высказывания или математической задачи, дети не вникают в детали, не учитывают важные элементы.

Цель специализированных упражнений — научить ребёнка воспринимать детали на общем фоне.

Развитие внимания младших школьников при правильной организации перерастает во внимательность — неотъемлемую черту успешного человека. Это важно объяснить детям, убедив их в том, насколько необходимы наблюдательность, умение искать недочёты, сопоставлять, видеть изменения. Расскажите детям о том, что внимательные люди всегда имеют цель и с лёгкостью достигают её.

Формируя совместно с ребёнком распорядок дня, вы научите его уделять внимание важным мероприятиям в комплексе и по отдельности. Поэтапно разрабатывая план действий, вы научите школьника концентрироваться на деталях.

Не менее эффективны для улучшения внимания детей упражнения с парным контролем, когда соседи по парте обмениваются результатами работы и ищут друг у друга ошибки. Видя неудачи и недочёты других, дети учатся на чужих ошибках, более внимательно относясь к собственному труду и его результатам.

Улучшить внимание ребёнка можно, приучив её к дисциплинированности, ответственности и аккуратности. Внимательные дети — собранные дети, которые бережно относятся к вещам, умеют заботиться о близких людях и самих себе. Хотите сделать ребёнка ответственным и внимательным? Заведите домашнее животное и поручите школьнику уход за ним.

Упражнения для тренировки внимания детей 7–10 лет

Постоянная тренировка внимания и памяти — залог формирования у младшего школьника навыков, необходимых для эффективного и успешного обучения. Включение следующих игр в процесс начального образования позитивно сказывается на успеваемости детей и их способности к концентрации.

Игра прекрасно подходит для занятий в паре или малой группе (3–4 человека). Основная задача игроков — запоминать слова в строгой последовательности, а за соблюдением условий следит стороннее лицо (родитель, учитель, ученик, назначенный судьёй), записывая цепочку слов. Чтобы игра не утомляла детей, используйте слова одной тематики: фрукты, овощи, города, страны.

Ребёнок, перепутавший последовательность или забывший слово, выбывает из игры. Победитель — игрок, не допустивший ни одной ошибки.

Соревновательный характер игры мотивирует детей, заставляя их с интересом участвовать и тренировать свою память и внимательность.

Игра уместна на уроках русского языка и прекрасно дополняет грамматические упражнения. Детям предлагается отыскать в буквенном ряду слова, выделив лишнее по определённому признаку: часть речи, род, число, падеж.

1 РНАКОТНВПРАКОРОВАЕВРАСОБАКИЦРВМ

Правильный ответ: собаки — лишнее слово, так как это существительное множественного числа.

2 НРАЛЫПАЛЬТОЫЕАРБРАЫЕАШАМПУНЬ

Правильный ответ: шампунь — лишнее слово, так как это существительное мужского рода.

Интересное упражнение, которое можно превратить в соревнование с выбором победителя. Суть задания — безошибочно назвать цвета, которыми написаны слова. Игра развивает концентрацию внимания, ведь ребёнок сосредотачивается на цвете шрифта, а не на слове, обозначающем цвет.

Классическое упражнение на внимательность. Задача ребёнка — найти все отличия между двумя схожими изображениями, которые можно найти в интернете. Упражнение подходит и первоклассникам, и ученикам 2–4 классов.

Маленьким детям в возрасте 7–8 лет лучше показывать изображения с небольшим количеством крупных элементов в неброских тонах. Детям старшего возраста подойдут яркие картинки с обилием мелких деталей, рассмотрение которых тренирует не только внимательность, но также улучшает устойчивость и объём внимания — способность концентрироваться на нескольких предметах одновременно.

Гост

ГОСТ

В настоящее время актуальной становится проблема изучения внимания. Дети начинают терять интерес к учебе, школе, интеллектуальный уровень и концентрация внимания снижается. Внимание выполняет главную роль в регулировании интеллектуальной активности, оно сосредотачивает сознание человека на каком-либо объекте.

Специалисты отводят особую роль вниманию школьников в учебно-познавательной деятельности. Непонимание учебного материала объясняется недостаточной внимательностью. Необходимым условием для стабилизации учебной деятельности является развитие одного из компонентов внимания – его постоянство.

Свои требования к развитию детского внимания предъявляет школа, ребенок должен соблюдать инструкции и контролировать результат. Ребенок, обладающий развитым вниманием, легко усваивает учебный материал, аккуратно выполняет задания и упражнения, что является показателем эффективной учебной деятельности.

Виды внимания

Различают 3 вида внимания:

  • непроизвольное (генетически первоначальная степень внимания в ее историческом развитии);
  • произвольное (активное, сознательно направленное и регулируемое личностно);
  • послепроизвольное (пассивное, для личности значительным является содержание и процесс деятельности).

Свойства внимания

Учебная деятельность предъявляет высокие требования к вниманию школьника. Школа требует наблюдательности, сосредоточенности, одновременного восприятия нескольких объектов. Так, выделяют следующие свойства внимания:

  • устойчивость является важным условием эффективности деятельности. Она проявляется в сосредоточении внимания на определенном объекте, определенной деятельности. Прежде всего, человек должен понимать важность деятельности и находить в ней новые проблемы и пути решения задач. Устойчивость является следствием продуктивной умственной деятельности;
  • сосредоточенность тесно связана с устойчивостью. Она заключается в концентрации деятельности на определенном объекте или деятельности. Внимание и четкость восприятия зависит от степени сосредоточенности на деятельности. Учащимся она помогает различать сходные предметы, явления и объекты;
  • объем;
  • распределение;
  • переключение заключается в сознательном переносе внимания с одного объекта на другой.

Готовые работы на аналогичную тему

Развитие внимания младших школьников

Школьное обучение начинается с 6-7 лет. Школа, учителя берут на себя ответственность определить готовность ребенка к обучению при помощи различных бесед с психологом.

Поступая в школу, ребенок переходит в новую систему отношений с людьми, появляются новые обязанности, связанные с учебой. Для младших школьников характерны некоторые особенности физического развития – продолжается развитие скелета в целом, усиленный рост мускулатуры, рост мышечной силы, совершенствование нервной деятельности. Татьяна Давидовна Марциновская отмечает, что процессы возбуждения и торможения у детей младшего школьного возраста меняются довольно быстро. В связи с этим внимание ребенка отличается переключением и отвлечением, невозможность сосредоточиться на одном объекте.

Интерес с младших школьников распространен на все, что связано с обучением. В начале обучения детей интересуют не знания, а процесс и комплекс новых отношений, а также характер учебной деятельности. Далее интересы школьников дифференцируются и постепенно приобретают познавательный характер.

Успешная и эффективная организация учебной работы требует заботы о развитии у младших школьников внимания и формирования волевых усилий в преодолении трудностей. Учителя пытаются применять различные педагогические средства для того, чтобы обучение было интересным. Направленная на обследование среды познавательная активность организует внимание ребенка на исследуемом объекте до того момента, пока не пропадает интерес.

Младшие школьники могут планировать свою деятельность сами, они словесно проговаривают то, что необходимо выполнить и какие цели достигнуть. Безусловно, планирование организует внимание ребенка. Дети способны фиксировать внимание на интеллектуальных задачах, что требует волевых усилий и высокой мотивации.

Внимание младших школьников характеризуется малой устойчивостью, малым объемом, слабым распределением деятельности и неразвитым переключением. В этом возрасте у детей преобладает непроизвольное внимание, поэтому в процессе обучения необходимо учитывать особенности внимания детей, в начальных классах оно должно быть интересным, эмоционально насыщенным и наглядным. Каждые 15 минут на уроке необходимо менять вид деятельности, чтобы предупредить усталость внимания детей. Нельзя давать детям большой объемный материал, поскольку это требует высокого уровня распределения внимания и приводит к усталости и рассеянности. Школьников привлекает новое, поэтому необходимо, чтобы между известным и новым была связь, при таких условиях они способны понять и эффективно усвоить новый материал.

Методы развития внимания младших школьников

Для развития внимания младших школьников следует выполнять упражнения на развитие переключаемости и распределение внимания. Чем дольше ребенок сможет удерживать свое внимание на деятельности, тем глубже он может проникнуть в ее суть. Известно, что детям трудно сосредоточиться на однообразной деятельности, поэтому рекомендуется давать учебную информацию в игровой форме.

К повышению качества концентрации внимания относят применение технических средств обучения, поскольку они также повышают интерес к учебной деятельности. Использование игровой деятельности обеспечивает естественную мотивацию знаний, может сделать элементарный материал интересным и осмысленным.

Таким образом, развитие устойчивости и концентрации внимания у младших школьников обусловлено спецификой их формирования как субъектов учебной деятельности. Методические упражнения по развитию внимания способствуют выявлению у детей индивидуальных особенностей развития концентрации внимания в процессе обучения. Упражнения могут быть направлены на обеспечение своевременной, индивидуальной помощи детям и организации педагогического процесса.

Читайте также: