Сообщение на тему компьютерные тренажеры

Обновлено: 05.07.2024

Пример готовой курсовой работы по предмету: Информатика

Содержание

1. МЕСТО И РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТРЕНАЖЕРОВ В СТРУКТУРЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ 6

1.1 Характеристика компьютерных тренажерных комплексов 6

1.2 Структура компьютерных тренажерных комплексов 9

2. ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТРЕНАЖЕРОВ И ПРИМЕРЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ 12

2.1 Обучающая функция КТ 12

2.2 Проверяющая функция КТ 14

2.3 Научно-экспериментальная функция КТ 15

2.4 Профориентационная функция КТ 18

Выдержка из текста

В настоящее время происходит бурный рост наукоемких технологий, ускоряется смена поколений техники, появляются новые области знаний, усложняются информационные системы управления, наблюдается стремительный рост научно-технического прогресса. Эти обстоятельства настойчиво требуют новых знаний, особенно навыка их быстрого приобретения, что диктует необходимость разработки новых форм образования. Основное место в современной ситуации заняло электронное обучение, обозначаемое термином E-Learning. Этому способствует бум сетевых технологий и повсеместное распространение Интернета. Интернет позволил появиться такой форме образования как дистанционное обучение.

Среди электронных форм обучения одно из лидирующих мест в последние годы занимают компьютерные тренажеры 3.

Однако компьютерные тренажеры (КТ), в отличие от реальных, решают более разнообразные задачи. При работе на КТ наряду с получением опыта практической работы, одновременно идет процесс осмысления теоретических знаний и формируются личные навыки для их применения. С этих позиций тренажер становится не столько средством обучения, сколько инструментом извлечения знаний, формирования личного опыта. Тренажерные технологии активизируют познавательные процессы обучаемого, максимально сближая получение и закрепление информации.

Известно, что после прослушивания лекции на следующий день в памяти остается 10% содержания, после прочитывания – 30%, после увиденного — 50%, т.е. восприятие образной информации, как правило, легче восприятия символьной информации. Однако наименьших усилий требует практическое мышление: после сделанного своими руками в памяти остается до

90. объема информации. Самое интенсивное осмысление материала происходит через практические действия обучаемых. Благодаря компьютерному тренажёру учащийся может в удобном ему режиме за более короткое время и меньшие затраты достичь цели обучения.

С помощью технологий мультимедиа КТ предоставляют информацию в виде трехмерной компьютерной графики, видео, анимации, обеспечивая полисенсорное восприятие учебного материала через зрительный, слуховой, тактильный каналы восприятия, активизируют слуховую и эмоциональную память. Чем больше органов чувств участвуют в процессе восприятия информации, тем успешнее процесс познания.

Достоинствами компьютерных тренажеров также являются:

  • деятельностный подход;
  • межпредметность, интегративность;
  • высокий уровень мотивирования учащихся;
  • вариативность и возможность индивидуализации и дифференциации обучения;
  • интерактивность;
  • простота и доступность при большом диапазоне усложнения;
  • групповое взаимодействие и коммуникация;
  • наглядность;
  • развитие информационной компетентности;
  • развитие творческих способностей;
  • содержательная насыщенность.
  • возможность контроля знаний обучаемых,
  • компактность.

В связи с потребностью качественного улучшения процесса образования тема анализа возможностей и разработки компьютерных тренажеров, превосходящих по эффективности все известные формы обучения, несомненно является актуальной.

Цель курсовой работы заключается в определении места компьютерных тренажеров в структуре E-Learning и определении их основных функций. Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи

  • провести анализ структуры компьютерных средств обучения;
  • определить долю КТ в объеме E-Learning для разных форм обучения;
  • выявить основные функции КТ;
  • определить направления развития КТ.

Список использованной литературы

1. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно- коммуникативных средств. М.:НИИ школьных технологий, 2005. 208с.

2. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия): Учеб.-метод. пособие. М.- 2002. 352 с.

3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании:

Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия.- 2003. 192 с.

Университет информационных технологий, 2006. — 148с.

5. Роберт И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учеб.-метод. пособие для пед. вузов. М.- 2006. — 374с.

6. Лебедев В. В. Структурирование компетенций — перспективное направление в решении проблем образования //Школьные

технологии. 2007.-№ 2. — С.97— 103.

7. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников. На примере общетехнических дисциплин. Астрахань, Издательство ООО "ЦНТЭП", 1999, с.203.

8. Шукшунов В.Е., Янюшкин В.В Проектирование тренажерно-моделирующих комплексов нового поколения //Программные продукты и системы. — № 4 . — 2012. — С. 192-200.

9. Муранов А. Клавиатурное письмо //Директор школы. — № 6, 2013.- с.83-85.

11. Назаров А.И., Ханин С.Д. Принципы проектирования предметного содержания и представления учебного материала в электронных учебно- методических комплексах по физике //Телекоммуникации и информатизация образования. 2006. — № 3 (34).

12. Назаров А.И., Ханин С.Д. Физическое образование в вузах

в условиях информатизации: качество и эффективность //Физическое образование в вузах. 2006. -Т. 12. — № 4.- С. 3— 11.

13. Ахлебинин А.К., Нифантьев Э.Е. Концепция электронного учебника по химии //Проблемы и перспективы развития химического

образования: Тезисы и доклады II Всероссийской научно- практической конференции (26— 30сентября 2006г.).

Челябинск: Изд.Челяб. гос. пед. ун-та. -2006. — С. 151— 156.

14. Филатова Н.Н., Вавилова Н.И., Ахремчик О.Л. Мультимедиа тренажерные комплексы для технического образования // Educational Technology & Society. 2003. № 6. C. 164– 186.

15. Крутов В.В.. Интерактивный электронный учебный контент современной школы. //Журнал руководителя управления образованием. – 2013. — № 6. — C. 73 – 77.

16. Климов Е. А. Школа… а дальше? Старшекласснику о выборе профессии. – Л.: Лениздат. — 1971. – 96 c.

В статье рассматривается применение тренажеров в образовательном процессе. Выявляются задачи, виды, преимущества и недостатки использования тренажера как педагогического инструмента повышения качества обучения.

Ключевые слова

Текст научной работы

Тренажер в широком смысле это комплекс, система моделирования и симуляции, компьютерные и физические модели, специальные методики, создаваемые для того, чтобы подготовить личность к принятию качественных и быстрых решений. Тренажеры необходимо использовать, так как они позволяют сформировать у учащегося навыки действий моторно-рефлекторного и когнитивного типа в сложных ситуациях, понять сущность протекающих процессов и их взаимную зависимость. Применение тренажёров обусловлено следующими факторами: достаточно высокой стоимостью и недостаточным количеством оборудования которое может быть использовано для решения учебных задач, затратами на эксплуатацию реального оборудования, ограниченностью временного ресурса на подготовку оборудования к использованию, большой сложностью изменения параметров оборудования и среды, сложностью введения нового технологически усовершенствованного оборудования, необходимостью выработки устойчивых практических навыков при работе с оборудованием, опасностью выполняемых работ.

Тренажеры призваны решить следующие задачи: ознакомить со строением объектов и их элементами; сформировать устойчивые навыки выполнения, как отдельных операций, так и полного их цикла; изучить технологическую схему и получить представление об этапах технологического процесса; изучить инструмент и технологическую оснастку, необходимые для проведения работ; ознакомиться с требованиями техники безопасности; научится выявлять дефекты в работе оборудования и его отдельных узлов; закрепить умение правильно оформлять документацию.

Применительно к образовательному процессу мы определим тренажер как устройство для обучения, которое по условиям выполнения психологических и дидактических требований, должно иметь три принципиальные и необходимо важные части: конструктивную, модельную, и дидактическую.

Конструктивная часть отражает точную и виртуальную копию рабочего места оператора. Модельная часть создает адекватный образ функционирования оборудования, моделируя протекание в нем базовых процессов. Дидактическая часть представляет собой рабочее место преподавателя с программой оценки и контроля действий обучающегося или систему автоматизированного контроля над работой обучающегося.

Опыт применения тренажеров в учебном процессе позволяет выделить следующие положительные моменты: учитывается индивидуальный темп работы учащегося, который сам управляет учебным процессом; сокращается время выработки необходимых навыков; увеличивается количество тренировочных заданий; легко достигается уровневая дифференциация; повышается мотивация учебной деятельности.

Тренажеры можно классифицировать по количеству участников (локальный — один учащийся, сетевой — группа учащихся) и по виду основной технологии (с использованием специальной аппаратной интерфейсной части и без нее — компьютерные тренажеры).

Особое место среди тренажеров занимают компьютерные тренажеры. Ведь именно в данном виде тренажера модель объекта управления, рабочее место обучаемых и преподавателя реализовано на базе компьютерных программных средств. По сути дела, это программа, предназначенная для выработки у учащихся устойчивых навыков действий и обеспечивающая выполнение необходимых для этого функций преподавателя. Если оформление и модель поведения тренажера отражает элементы игровой формы, то такие тренажеры называют учебными компьютерными играми.

Компьютерный тренажер должен предусматривать:

  1. Генерацию иди выбор последовательности однотипных заданий по определенной теме и предъявление их учащемуся;
  2. Представление учащемуся средств выполнения заданий: электронный калькулятор, редактор теста, программный модуль работающий по определённому алгоритму;
  3. Представление учащемуся консультации или образца решения по его требованию;
  4. Анализ действий учащегося с качественной оценкой результатов и выдачей рекомендаций по достижению наилучших результатов.

Можно выделить несколько классов тренажеров, которые используются в учебном процессе: электронный программный экзаменатор; демонстрационный (иллюстративный) тренажер; тренажеры, обучающие моторным навыкам; тренажеры, обучающие распознаванию образов; тренажеры, обучающие работе по алгоритму; тренажеры, обучающие поведению в нештатных (и(или) аварийных) ситуациях; тренажеры, обучающие решению задач с разветвленным деревом допустимых решений.

Эффективное применение тренажеров в учебном процессе позволяет значительно уменьшить число ошибок, увеличить скорость манипуляции и принятия решений, сократить время обучения, более адекватно оценивать уровень полученных знаний и приобретённых навыков, индивидуализировать обучение, формировать выводы по действиям обучающегося.

При разработке учебно-тренажерных комплексов используют ряд методических приемов: ознакомление с порядком операций, наличие обратной связи, последовательность освоения материала (выполнение сначала простых операций, а затем переход к сложным процессам), возможность многократного повторения, получение дополнительных пояснений при выполнении операций.

Отдельно выделим следующие виды тренажеров используемых в образовании: интернет-тренажеры и интерактивные тренажеры.

- Интернет-тренажеры http://training.i-exam.ru/

Режимы работы интернет-тренажеров могут быть следующими:

Интерактивный тренажер — это программа, предназначенная для самостоятельного изучения (или повторения) с одновременным контролем знаний по определённой теме. Существует два режима его работы:

  1. Демонстрационный (иллюстративный) — обеспечивает непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, представляет теоретический материал и обеспечивает визуализацию полного аналитического решения конкретной задачи;
  2. Тренировочный или оценочный.

Все интерактивные задания в интерактивном тренажере должны предполагать наличие обратной связи, возможности коррекции действий и возможности совершать практические действия. К интерактивным заданиям в тренажере можно отнести последовательности вопросов и интерактивными подсказками и практикумами. Интерактивные тренажеры используются на различных этапах урока: актуализация знаний, постановка темы урока, изучение и закрепление нового материала, домашнее задание, самостоятельная работа, проверка знаний.

Интерактивные тренажеры разрабатывают преподаватели самостоятельно, как правило, в средах работа в которых не составляет большого труда, таких как Microsoft PowerPoint или Microsoft Excel при помощи внутренней системы управляющих элементов, макрокоманд и языка программирования Visual Basic Application (см. рис. 2, 3). Огромное количество тренажеров для школы так же выпускается специализированными фирмами (рис. 4).

– Тренажер в Microsoft Excel использующий Visual Basic Application, автор: Искандерова А.Р. (г. Уфа), http://www.uchportal.ru/load/22-1-0-51741

– Тренажер на основе триггеров в Microsoft PowerPoint созданный Малышевой С.И. (г. Новый Уренгой), http://infourok.ru/prezentaciya_po_informatike_trenazher_ustroystvo_kompyutera-101752.htm

– Интерактивный тренажёр по русскому языку для второго класса к учебнику Л.М.Зелениной и Т.Е.Хохловой.

Рисунок 4. Интерактивный тренажёр по русскому языку для второго класса к учебнику Л.М.Зелениной и Т.Е.Хохловой

Таким образом, благодаря доступности средств создания тренажеров, большого выбора программных комплексов для школы, тренажёры в современном образовании занимают важное место при формировании и закреплении знаний, умений и навыков обучающегося и выполняют роль педагогического инструмента позволяющего повысить качество образовательного процесса.

Список литературы

Цитировать


Акимова Н.Н.
Заместитель генерального директора по развитию

Сейчас эти понятия уже не кажутся чем-то сверхъестественным.

Компьютерные тренажеры среди прочих видов электронного образования считаются, пожалуй, самыми интересными и эффективными. Все больше учебных заведений, учреждений повышения квалификации и подразделений по развитию персонала в компаниях используют их для обучения.

Что такое электронные тренажеры?

Электронные тренажеры – очень многогранный способ обучения, он сочетает в себе множество функций. Поэтому мы посвятим ему несколько публикаций. Рассмотрим виды тренажеров, их преимущества и недостатки, целесообразность использования конкретных тренажеров для определенных задач. Разберемся, так ли они эффективны, как об этом говорят.

Итак, что же такое компьютерный тренажер?

Электронный интерактивный тренажер – современный инструмент, который делает электронное обучение более интересным, вариативным и подходит для решения сложных задач.

Электронные тренажеры

Можно выделить семь наиболее часто встречающихся разновидностей тренажеров:

1. Электронный экзаменатор – простейший программный продукт, реализуемый на всех видах отечественной и зарубежной вычислительной техники. Основная его функция – это замена живого экзаменатора в строго регламентированных областях (техника безопасности различных производств, правила дорожного движения и т.п.). Как правило, такие экзаменаторы содержат различные виды тестов. Стоимость разработки подобных экзаменаторов самая низкая. Подобный вид программных продуктов назвать электронным тренажером можно с большой натяжкой.

Демонстрационные электронные тренажеры моделируют и показывают детали, устройства и процессы. Программное обеспечение может быть достаточно сложным (3D-графика, анимация, видео и т.д.).

Как и в случае программных продуктов 1-го класса, в данном случае тренируется внимание, память и т.д. Однако в программных продуктах 2-го класса, кроме этого, изучается структура, пространственное расположение, последовательность действий и т.д. Тем не менее тренировки навыков как таковых здесь нет.

Электронные тренажеры

Тренажеры, обучающие моторным навыкам, широко применяются для обучения вождению различных транспортных средств, стрельбе, сварочным работам, спортивным играм.

Тренажеры, обучающие распознаванию образов, используются для подготовки специалистов в области медицинской диагностики, для обучения навыкам синхронного перевода. Но наиболее интенсивно подобные электронные тренажеры применяются для обучения операторов различных военных специальностей.

Тренажеры, обучающие работе по алгоритму, предназначены для обучения методикам работы с оборудованием, эксплуатации сложной техники, в том числе и медицинской. Эти электронные тренажеры строятся на статической модели мира, не предусматривающей влияния внешних возмущений или случайных факторов на объекты мира. Они моделируют работу с исключительно исправной техникой. Такой электронный тренажер обычно имеет довольно жесткий сценарий обучения: обучаемый пользуется полной свободой действий только в промежутках между контрольными ситуациями, а верное решение (ситуация) всегда одно, и от обучаемого в конечном итоге требуется его точное воспроизведение.

5

Тренажеры, обучающие поведению в нештатных (аварийных) ситуациях, используются для тренировки персонала и операторов электростанций, атомных станций, химических производств, а также при обучении управлению движущимися объектами (самолет, судно) в сложных ситуациях, когда существует опасность столкновения с другим объектом.

4

Тренажеры, обучающие решению задач с разветвленным деревом допустимых решений. Основной упор в таких электронных тренажерах делается на проверку решения, предложенного обучаемым. Подобным образом проводится обучение навыкам проектирования, монтажа, сборки систем, а также навыкам поиска неисправностей и ремонта оборудования.

Презентация на тему: " Компьютерные тренажеры и интерактивные электронные технические руководства: как их использовать в учебном процессе? Поляк В.Е., канд. физ.-мат. наук, генеральный." — Транскрипт:

2 Компания Диполь с 1995 г. разрабатывает виртуальные тренажеры, тренажерные курсы, интерактивные электронные технические руководства, обучающие комплексы любой тематики и сложности. Среди наших партнеров – несколько сотен учебных заведений высшего и среднего профессионального образования, а также ряд крупных корпораций Челябинский металлургический колледж Российский государственный профессионально- педагогический университет Белгородский государственный технологический университет им. В.Г.Шухова Национальный исследовательский Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского

3 Интерактивные электронные технические руководства (ИЭТР) представляют собой электронный комплекс взаимосвязанных технических данных, необходимых при эксплуатации, ремонте приборов, устройств или обслуживании технологического процесса. Инструкция по эксплуатации оборудования в ИЭТР превращается в мощный интерактивный документ, подкрепленный фото- и видеоматериалом, анимационными роликами, тренажерами, 3D моделями и т.д. Интерактивные тренажерные комплексы являются дальнейшим развитием ИЭТР, в которых помимо текстовой, разнообразной иллюстративной информации и тренажеров подключаются также функции контроля знаний, отработки навыков и технических процессов.

4 Тренажер - это устройство для обучения, которое по условиям выполнения психологических и дидактических требований, должно иметь три принципиальные и необходимо важные части: конструктивную (точную или виртуальную копию рабочего места); модельную (адекватную модель оборудования и процессов); дидактическую (рабочее место преподавателя/инструктора с программой оценки и контроля действий обучающегося или автоматизированный контроль действий обучающегося).

5 Тренажеры позволяют сформировать навыки действий моторно-рефлекторного и когнитивного типа в сложных ситуациях, показать сущность протекающих в оборудовании процессов, их взаимную зависимость. Компьютерный тренажер - тренажер, в составе которого как модель объекта управления, так и рабочее место обучаемых и преподавателя/инструктора реализуются на базе компьютерных программных средств

6 Применение компьютерных тренажеров обусловлено: высокой стоимостью и недостаточным количеством оборудования для учебных целей; высокой стоимостью эксплуатации оборудования; ограниченностью временного ресурса на подготовку; большой сложностью изменения параметров оборудования и среды; сложностью выработки умений и навыков как моторно- рефлекторного, так и когнитивного типа.

7 Применение компьютерных тренажеров при повышении квалификации персонала дополнительно обусловлено: введением и использованием нового, технологически сложного оборудования; необходимостью выработки устойчивых практических навыков при работе с оборудованием; опасностью выполняемых работ.

8 Электронный экзаменатор Демонстрационный (иллюстративный) тренажер Тренажеры, обучающие моторным навыкам Тренажеры, обучающие распознаванию образов Тренажеры, обучающие работе по алгоритму Тренажеры, обучающие поведению в нештатных (аварийных) ситуациях Тренажеры, обучающие решению задач с разветвленным деревом допустимых решений Можно выделить несколько классов тренажеров:

9 ознакомить со строением объектов и их элементами; сформировать устойчивые навыки выполнения как отдельных операций, так и полного их цикла; изучить технологическую схему и получить представление об этапах технологического процесса; изучить инструмент и технологическую оснастку, необходимые при проведении работ; ознакомить с требованиями техники безопасности; научить выявлять дефекты в работе оборудования и его отдельных узлов; закрепить умение правильно оформлять документацию. Задачи, решаемые с использованием тренажеров:

10 Компьютерный тренажер для менеджеров соединяет в себе: элементы моделирующих игр, анализ учебных ситуаций, тренировочные упражнения, алгоритмы решения проблем, а также позволяет проводить анализ конкретных ситуаций участников, намечать пути разрешения проблем. Компьютерные тренажеры для менеджеров

11 Как встроить учебно-тренажерный комплекс в процесс обучения?

14 Встраивание компьютерных тренажеров в процесс обучения

15 Встраивание компьютерных тренажеров в процесс обучения

16 Встраивание компьютерных тренажеров в процесс обучения

17 Один из ключевых факторов эффективности – наряду с выбором оптимального варианта смешанного обучения – методически грамотное построение контента

18 При разработке учебно-тренажерных комплексов и тренажеров в их составе используется ряд методических приемов: ознакомление с правильным порядком операций; наличие обратной связи; последовательность освоения материала (выполнение сначала простых операций, а затем переход к сложным технологическим процессам); возможность многократного повторения; получение дополнительных пояснений при выполнении операций. Методические приемы

19 Этапы работы с тренажерами Ознакомление с внешним видом изучаемого объекта Ознакомление с элементами узлов Нахождение отдельных элементов узлов объекта Знакомство с объектом: Знакомство с операциями: Отдельные действия Операция в целом Самостоятельное определение правильной последовательности действий Цикл из нескольких операций Тестирование 7

20 Работа с компьютерными тренажерами Пример работы с тренажерами, работающими по алгоритму

21 Тренажер по замене бумаги в журнальном принтере 1234

25 Встраивание компьютерных тренажеров в процесс обучения

26 Компьютерные тренажеры для менеджеров Виды активностей СеминарыE- learningБизнес-тренинги

27 Новый вид тренингов: тренинг в компьютерном классе Тренинг навыков Семинары E- learning Бизнес-тренинги

28 Корпоративные тренинги Тренер/преподаватель Тренер Участники Тренер Участники Семинар Бизнес-тренинг Тренинг в компьютерном классе

29 Встраивание компьютерных тренажеров в процесс обучения

30 Матрица приоритетов Алгоритм построения и анализа матрицы приоритетов

31 Матрица приоритетов На этом шаге работа происходит индивидуально или в малых группах Тренер Участники

32 Матрица приоритетов На этом шаге работа происходит в малых группах Тренер Участники

33 Матрица приоритетов Работа в малых группах Тренер Участники

34 Матрица приоритетов Работа в малых группах Тренер Участники

35 Характеристики объекта располагаются в порядке их важности Ранжирование сильных сторон Матрица приоритетов Работа в малых группах Тренер Участники

36 Малые группы получают задания по анализу полученных ими списков мероприятий в соответствии с выбранными критериями важности Матрица приоритетов Работа в малых группах Тренер Участники

37 Матрица приоритетов Проводятся презентации работы каждой малой группы. Тренер Участники

38 Встраивание компьютерных тренажеров в процесс обучения

39 Использование компьютерных тренажеров: значительно уменьшает число ошибок при работе с оборудованием; увеличивает скорость манипуляций и принятия решений; сокращает время обучения; позволяет более адекватно оценивать уровень полученных знаний и приобретенных навыков. Эффективность применения тренажеров

Компьютерные тренажеры или симуляторы — это имитаторы, компьютерные или механические, которые управляют каким-либо процессом, аппаратом или транспортным средством. Можно также сказать что, компьютерный тренажер — это средство эффективного обучения, с помощью которого можно повысить его качество.

Актуальность разработки компьютерных тренажеров заключается в двух трендовых тенденциях последних лет. Во-первых, ощущается потребность качественного улучшения подготовки операторского персонала, которая вызвана постоянным усложнением технологических процессов и появлением новых информационных систем управления. Во-вторых, постоянно движущиеся вперед информационные технологии, которые создают отличную возможность для создания новых систем для тренировки на компьютерном тренажере, превосходящих по эффективности все известные формы обучения, включая не всегда доступные и потенциально опасные тренировки на реальных объектах.

Для оперативного персонала выгодно то, что большую часть рабочего времени он проводит в комфортабельных условиях, так как системы АСУ ТП исключают его из активной производственной деятельности. Такой характер труда приводит к тому, что квалификация работника приобретается через 3—5 лет работы на одном рабочем месте и надежность работы оперативного персонала постепенно теряется. В то же время деятельность операторов связана с восприятием большого объема информации, многие решения приходится принимать в условиях повышенного риска за короткий промежуток времени для реализации. На производстве ответственность за результат деятельности оператора очень высока, поэтому при подготовке персонала необходимо четко формировать знания и навыки для управления технологическими процессами, как в аварийных и нормальных условиях. Компьютерный тренажер помогает оперативному персоналу не только быстро среагировать, но и оперативно принять решения и реализовать их.

В основе обучения с использованием компьютерного тренажера должно лежать формирование у персонала полной ориентировки в целях, условиях выбора и выполнении профессиональной задачи. Другими словами, у пульта управления объектом должен стоять человек, который обладает профессиональными знаниями и навыками, позволяющими ему оперативно решать возникающие проблемы.

Как же обучать оперативный персонал и каким образом поддерживать необходимый уровень подготовки? Выход из такой ситуации можно найти, задействовав в подготовке персонала современные методики и технологии, например обучающий тренажер. Использование тренажеров для поддержания квалификации персонала на должном уровне способствует своевременному выявлению необходимости повышения профессионального уровня.

Компьютерный тренажер для оператора технологического процесса включает в себя:

наличие высокоточных математических моделей широкого круга процессов, обладающих ярко выраженной технологической и управленческой спецификой;
реализацию указанных моделей в режиме имитации (или динамического моделирования) с использованием специальных методов численного решения высокоразмерных систем алгебра — дифференциальных уравнений;
воссоздание рабочего места обучаемого оператора процесса, подобного (психологически и, отчасти, физически) его рабочему месту в реальном процессе, включая организацию операторского интерфейса и органов управления;
создание соответствующего рабочего места инструктора обучения, осуществляющего контроль и управление тренингом;
наличие методической и дидактической базы компьютерного обучения, учитывающей специфику процессов принятия решений, научения и переноса навыков операторами ТП;
разработку методов анализа и оценки результатов тренинга, методов тарификации и сертификации операторов по результатам обучения на тренажерах.

Читайте также: