Русская классическая литература сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Классика? Что это?

Какая же отечественная литература всё-таки относится к русской классике, что соответствует её канонам? Классика русской литературы — это литературные памятники и произведения искусства, признанные шедеврами мировой культуры. Классическими принято считать произведения, ставшие достоянием традиций(их постоянно цитируют, на них часто ссылаются), обладающие качеством хрестоматийности (их изучают в школе, их должен знать каждый, считающий себя культурным и образованным человеком). Канонические произведения литературы можно отнести к настоящим мировым бестселлерам, потому что на них не спадает спрос из года в год. Классика примечательна тем, что она затрагивает вечные темы, которые волнуют людей во все времена: человек и Бог, жизнь и смерть, любовь и ненависть. Как правило, классические произведения отличают, с одной стороны, от современных, не признанных объектом культурного наследия, и, с другой стороны, от древних, малоизвестных или забытых, не выдержавших испытания временем.

Кто создал фундамент русской литературы?

Когда писатель становится классиком?

В России понятийные представления о канонах классической литературы начали зарождаться в 19 веке, и лишь с того момента литературу начали почитать. Начало этому процессу было положено в тот момент, когда стали организовывать первые литературные обеды. В Петербурге они имели строго официальный характер и широкую известность. В Москве происходило все наоборот: лишь в узких кругах самые преданные ценители могли быть удостоены приглашения на такого рода мероприятие. Уже к 20 веку стали проводиться первые литературные юбилейные вечера. И первым писателем, в честь которого был назначен этот вечер стал Иван Крылов. После этого сам того не ожидая, он обрел статус великого детского баснеписца.

А перестать быть классиком можно?

Кто до сих пор является мэтром классической литературы?

Именно сила, ясность и самобытность ставят в центр канона Александра Пушкина. Он укрепил канон литературы. Более того, при его жизни произошло очень много событий, сделавших из его произведений мировые хиты, ставших достоянием России.

Кто назначает в классики?

Одной из отличительных особенностей российского государства является его литературный потенциал. Несколько столетий во всем мире многие люди с трепетом относятся к романам Достоевского и Гоголя. За последние два столетия российские писатели и поэты внесли огромный вклад в развитие классической литературы. Бесспорно Россия одна из самых духовно развитых стран.

Самопожертвование было основано на глубокой вере в силу слова, как мощнейшего оружия, совершающего революции в умах людей. А откуда берется слово? Как писатель и поэт узнает, что должен писать? Ответом на эти вопросы может быть пушкинская строка:

Веленью Божию, о муза, будь послушна…

В этой строке и заключается одно из главных отличий русской классической литературы от любой другой: русские писатели стремились заострить внимание на духовных ценностях и привести читателя к осознанию простых истин, заложенных еще в Библии. Большое значение имеет и глубокая духовность русского сознания, основанная на православное вере, что не могло не отразиться и в литературе. Ведь чему учило православие? Тому, что только праведная жизнь по законам Божьим может даровать душевное спокойствие и гармонию внутреннего мира с окружающим. Православие не утверждало, что каждый человек греховен от рождения, как это делала католическая религия, и не призывало смириться с судьбой, как иудейская религия, а предоставляло каждому человеку право свободного выбора. Хочешь – живи по законам Божьим, и воздастся тебе за это на небесах, а уж если избрал путь греха, то будь готов к тому, что его придется искупать, при жизни или после смерти. И вот ведь что странно: всем людям свойственно заблуждаться, но наверно, только русские готовы с такой страстью и искренностью каяться в своих грехах и вымаливать себе прощение, потому что не будет покоя русской грешной душе, пока она не раскается.

Итак, отличительными чертами русской классической литературы являются:

  • Глубокий психологизм
  • Духовность, основанная на православии
  • Философичность
  • Связь с русской культурой и историей


Поднос с визитными карточками Антона Дельвига, Дениса Давыдова, Петра Вяземского, Ивана Дмитриева и других деятелей культуры пушкинской поры
(интерьер 1810-х годов, Дом-музей В. Л. Пушкина на Старой Басманной)

Золотой век русской литературы — крылатое выражение, которым называют русскую литературу XIX века [1] . Золотым веком русской поэзии называют начало XIX века [2] .

Недавно еще казалось, будто все органы литературы проникнуты одним духом и одушевлены одинаковыми стремлениями; все они, по-видимому, согласно шли к одной цели и преследовали одинаковые интересы… Поистине, то был Золотой век нашей литературы, период её невинности и блаженства! Теперь же… в нашей литературе наступил век железный и даже глиняный… Вражда вышла за пределы домашнего литературного круга; один литературный орган старается подставить ногу другому и вырыть яму на том пути, который лежит вне области литературы…

Центром Золотого века русской поэзии полагают творчество А. С. Пушкина. Помимо него к этому периоду относят произведения М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Е. А. Баратынского и других поэтов пушкинской поры. Считается, что закончился Золотой век поэзии произведениями Ф. И. Тютчева [2] .

До настоящего времени нет единого мнения о периодах, которые можно выделить в русской литературе XIX века. Разные ученые использовали разные принципы для создания такой классификации:

— литературоведы конца XIX — начала XX века (А. Н. Пыпин, С. А. Венгеров, И. И. Замотин, Алексей Н. Веселовский) использовали хронологический принцип (по десятилетиям, по третям века, 1-я и 2-я половины века) [6] ;

— также распространение получил персонализированный принцип в двух вариантах: по царствованию и по ведущим поэтам и писателям (карамзинский, пушкинский, гоголевский периоды) [6] ;

1-я четверть XIX века

1-я четверть XIX века является тем временем, когда русская литература становится самостоятельным и очень ярким явлением; это время, когда формируются сами законы русского литературного языка. Причины для столь бурного развития русской литературы в этот период кроются как во внутри-литературных процессах, так и в общественно-политической жизни русского общества. Взошедший на престол в 1801 г. Александр I на начальном этапе своего правления стремился стать императором, который внесет свежую струю в жизнь Российской империи. Он приближал к себе людей, которые могли, так или иначе, реформировать страну. Одним из ставленников императора был Н. М. Карамзин, уже известный к этому времени как литератор — реформатор языка. Именно Карамзин в своих произведениях постарался сблизить языки литературный и разговорный, целенаправленно отказывался от церковно-славянского языка, ввел в русский язык такие слова как человечный, промышленность, ответственность.

На протяжении 1-й четверти XIX века в России сосуществовали сразу несколько литературных направлений: классицизм, сентиментализм, романтизм, просветительский реализм [10] .

Яркими представителями сентиментализма были Н. И. Ильин, В. М. Фёдоров, В. А. Озеров.

Особое место в литературном движении начала века носило творчество И. А. Крылова.

На протяжении двадцати лет (1820-30-е гг.) господствующим стилем стал романтизм, опирающийся главным образом на воображение автора, его мечту. Условно все романтические произведения можно разделить на романтизм психологический, философский, гражданский. В этом направлении творили А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, К. Ф. Рылеев, В. А. Жуковский, Д. В. Веневитинов, И. И. Козлов, А. И. Одоевский, Е. А. Баратынский, В. К. Кюхельбекер, А. А. Дельвиг, Ф. И. Тютчев. В рамках романтизма сформировались жанры русской романтической поэмы и баллады [10] .

Новые герои русской литературы

Появляются литературные герои и героини, для которых в первую очередь важна личная свобода. Яркой представительницей выступает Татьяна Ларина, которая не нуждалась в праздной мишуре светских раутов, и для которой более предпочтительным было уединение и философские размышления. Так же, герой Александр Чацкий — человек, который в открытой форме выражал несогласие с общепринятым устоем жизни консервативного дворянства. Жажда переустройства общества среди просвещенных лиц поспособствовала появлению тайных обществ, в которых состояло большинство литераторов.

2-я четверть XIX века


В 1840-е годы появляется натуральная школа, основной отличительной особенностью которой стало повествование о вопиющих противоречиях городской и деревенской жизни. В этом направлении работали Н. А. Некрасов, Д. В. Григорович, В. И. Даль, И. И. Панаев, И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, В. А. Соллогуб, А. В. Дружинин, А. И. Герцен, И. А. Гончаров. В определенной мере натуральная школа закрепила торжество реализма в русской литературе.

50-60-е годы XIX века

В этот период литература в русском обществе окончательно приобретает первостепенное значение. К ней относились как к основе духовного бытия нации, писательскому служению [11] .От универсализма литераторов первой половины столетия происходит переход к узкоспециализированному их разделению по отдельным направлениям, как литературным, так и общественно-политическим (хотя были и исключения, как, например, И. С. Тургенев, поэт и прозаик, очеркист и романист). На первые роли выходят прозаические произведения и особенно романы. Среди самых читаемых произведения Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, И. С. Тургенева. С именами этих авторов связано признание русской литературы во всем мире.

Семейные отношения отражены в произведениях С. Т. Аксакова, быт — П. Д. Боборыкина.

Драматургия

Начало второй половины XIX века — время становления самобытной русской драматургии, создания реалистического репертуара для русского театра. В центре этого процесса оказался А. Н. Островский, для которого характерен жанровый универсализм.

Русские драматурги этого периода глубоко верили в способность театра обновлять души людей [11] .

Поэзия

В 60-е годы поэзия вновь несколько теряет свои позиции [11] .

Литературные герои

70-е годы XIX века

80-90-е годы XIX века

Общая характеристика

Проза

К 80-м годам классический реализм, реализм исторический, ориентированный на познание бытия как целого, оказался для литературы великим, но пройденным этапом.

Поэзия

Поэзия в литературном процессе 80-90-х годов занимает более скромное место, чем проза, хотя в ней наметились признаки нового подъема. После перерыва появляются в печати произведения А. Фета. В его поэзии преобладают субъективно-психологические и чисто эстетические мотивировки, тенденция, прямо ведущая к становлению символизма.

Вновь возрос интерес к поэзии Пушкина и Лермонтова, но никому из поэтов эпохи не удалось приблизиться к их высотам.

В поэзии также отразились душевная надломленность поколения, чувство разочарования. Выразителем этой атмосферы стал, в частности, С. Я. Надсон, принадлежавший к стану поэтов революционных. Наиболее значительным из поэтов народничества был П. Ф. Якубович.

Наряду с гражданской поэзией продолжала развиваться поэзия, тяготеющая к культу прекрасного, к философскому созерцанию. В этом русле работали А. Н. Майков, Я. П. Полонский, К. М. Фофанов, А. Н. Апухтин, А. А. Голенищев-Кутузов, К. К. Случевский, К. К. Романов, Н. М. Минский, С. А. Андреевский, Д. Н. Цертелев, С. Г. Фруг, поэты очень разные по характеру дарований [13] .

Драматургия

Суровыми судьями аристократических кругов были А. С. Грибоедов и А. А. Бестужев — Марлинский, в своих произведениях они презирали высшие слои общества за их тщеславие, эгоизм, лицемерие и моральную распущенность. Задушевную романтику и трепетную мечтательность внес в русскую классическую литературу В. А. Жуковский. В своих стихах Жуковский старался уйти от серой обыденности, чтоб показать возвышенный мир чувств, который нас окружает.

Также для литературы Золотого века были свойственны и философские концепции. Наиболее ярко они проявляются в творчестве М. Ю. Лермонтова. На протяжении всего своего творческого пути, автор восторгается декабристскими движениями, отстаивает права и свободы человека. Стихи Лермонтова были насыщенны оппозиционными призывами и критикой императорской власти. Золотой век русской классики был представлен также в драматургическом жанре. Пьесы Антона Павловича Чехова с момента их создания до сегодняшнего дня ставят во многих театрах мира. Используя тонкую сатиру, Чехов высмеивал пороки человеческой сущности, выражал презрение к порокам представителей дворянских сословий.

Начало XIX века — это переломное время в искусстве, которое ознаменовало выход русской литературы на мировую арену. Литература начала утверждать высокие принципы свободы личности. Именно в этот период общество начало учиться читать между строк, что особенно беспокоило правительство. И несмотря на жестокие условия, в которых развивалась русская литература, она все-таки смогла занять положенное ей высокое место в фонде мирового искусства.

Русская литература стала неотъемлемой частью мировой культуры и получила признание со стороны крупнейших художников.

Первенство литературы в культурной жизни русского народа объясняется ее происхождением и тем значением, которое она приобрела с момента своего возникновения. Письменность и литература на Руси были привнесены извне вместе с христианством. Книга появилась на Руси в виде священного текста, что решающим образом повлияло на место и роль литературы в истории русской культуры.

Церковная литература в течение веков оставалась главной и единственной умственной и нравственной пищей для русских книжников и для всего народа. Тем самым она немало содействовала формированию народного характера. Таким образом, русская литература сразу и навсегда обозначила свою связь с народным и государственным бытием.

Окончательное оформление русский литературный язык нашел в творчестве Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского и А.С. Пушкина.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

С 1840-х гг. в литературе нарастает нравственная и метафизическая тревога, нашедшая теоретическое отражение в романтизме. Возникает тема «лишнего человека¦.

Революция 1917 г. вызвала искусственное разъединение русской литературы на отечественную и эмигрантскую, причем за рубежом оказались наиболее видные писатели. Однако в целом литература сохранила единство, основанное на причастности к традициям классической русской культуры, которые в той или иной степени присутствуют как в творчестве И.А. Бунина, В.В. Набокова, И.И. Шмелева, Г.И. Газданова, Г.В. Иванова, В.Ф. Ходасевича, так и О.Э. Мандельштама, М.А. Булгакова, Б.Л. Пастернака, М. Горького, М. Шолохова. Именно эта линия русской литературы заслужила в XX в. мировое признание.

Последние великие образцы русской прозы дал А.И. Солженицын, сумевший придать второе дыхание классическому русскому роману. В области поэзии мировое признание получило творчество И. Бродского.

Путь, проделанный русской литературой в XX в., свидетельствует о ее непреходящем мировом значении и неиссякаемых творческих возможностях.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Читайте также: